Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дубы и усадьбы. Усадьба Михалковых. Усадьба "Михалково": описание, история, расположение и интересные факты Где находится дача никиты михалкова

Без преувеличения Андрея Кончаловского можно назвать человеком мира, столько времени он живет и работает в разных странах: Америке, Франции, Италии, Англии, Китае.

Но среди сотни других одно место особенно дорого режиссеру — дом на Николиной Горе, в получасе езды от Москвы, где с 1951 года живет семья Михалковых.

«Мне важно, что я живу на Николиной Горе, на этой земле, — рассказывает Андрей Кончаловский. — Ведь наша семья обосновалась здесь более 50 лет назад, у нас с братом был свой дом, а рядом у родителей — свой. Тут прошла моя юность и с этим местом связано столько ярких воспоминаний.

Так что не удивительно, что проведя много лет вдали от этого дома в Америке и Европе, Андрей Сергеевич вместе с женой Юлией вернулся в «родовое гнездо». Точнее, в 2000-м году Кончаловский и Высоцкая всего лишь на летние месяцы решили перебраться из Лос-Анджелеса на подмосковную дачу.


(фото увеличиваются)

Однако вместо летних месяцев супруги провели на Николиной горе целый год, после чего решили, что окончательно переезжают сюда жить. В родном доме Андрей Сергеевич чувствовал себя превосходно, а вот Юля долго привыкала к новому месту.»Я и до этого приезда видела дом на Николиной горе: однажды мы проезжали мимо с Андреем Сергеевичем, и он через раскрытые ворота указал: «Вон, смотри, там наша дача». Только заходить не стали, потому что там все было перекопано, шла стройка дачи Никиты Сергеевича Михалкова.

«Сейчас дачи братьев стоят друг напротив друга: Никита Сергеевич перестроил дом, где когда-то они жили с братом, а Андрей Сергеевич занял дом матери.И когда мы сюда въехали, все было уютно, — продолжает рассказ Юлия, — но дом все равно казался мне не то, что необжитым, но чужим. Сначала я принялась все мыть, драить, чистить, ведь когда приходишь в новое место, хочется, чтобы в нем «тобой пахло». А потом родилась идея его перестроить, захотелось размаха.

К примеру, слишком маленькой оказалась кухня, и когда приходили гости, все превращалось в кавардак».Кончаловский давно хотел сделать в доме просторный холл, библиотеку. Когда режиссер в начале 90-х вернулся в Россию, он надстроил над двумя этажами третий, где сейчас находится его кабинет.

Но Кончаловский поставил перед собой непростую задачу: он ни в коем случае не хотел кардинально менять мамин дом, поэтому новая часть должна была полностью вписаться в общую картину.Зато сейчас режиссер с гордостью рассказывает, что в старой части не изменилась ни одна доска, ему удалось соединить элементы старого и нового.Хотя некоторая перепланировка родительской части произошла: там, где раньше была кухня , — детская ванная; вместо веранды — теперь зимний сад , а еще в этой части дома — спальни супругов , кабинет Кончаловского и спортивная комната.

А новая часть дома — это в основном гостиная, над которой, на балконе, — библиотека, а в подвальном помещении — просторные кухня и столовая.


Споров с Юлей по тому, как должен выглядеть их общий дом, у Кончаловского практически не возникало.


Разве что пару раз. «Вообще, я ничего не смыслю в архитектуре, поэтому всю концепцию дома придумывал муж, — признается актриса. — Но иногда я все же вмешивалась. К примеру, те арки в гостиной, которые теперь мне очень нравятся, до строительства вызывали у меня отторжение.

И я очень рада, что муж со мной не согласился и сделал по-своему.

Зато кухню, столовую, мою ванную и спальню оформили так, как того хотелось мне». Юлия решила, что кухня должна быть в прованском стиле. Просмотрев десятки книг, она выбирала понравившиеся шкафы, стулья, столы, набрасывала эскизы, по которым российские мастера изготовили мебель. Идею по оформлению столовой, находящейся рядом с кухней, дали… два резных стула трехсотлетней давности.

Ориентируясь на них, изготовили всю мебель в столовой — и похожие стулья, и большой обеденный стол. И лишь по тому, как должна выглядеть ее ванная, Юля не нашла поддержки у мужа: «Я хотела, чтобы в ней были бревна и даже деревянный пол, придумывая, что буду очень аккуратной, даже душ не стану принимать, а только лежать в ванной при свечах. Но Андрей Сергеевич меня переубедил, сказав, что это неразумно. Теперь там теплый, темный камень».

За наполнение дома — какими будут внешняя и внутренняя отделки — полностью отвечал Андрей Кончаловский. «Муж любит старую мебель, мне же просто важно, чтобы было уютно, симпатично», — объясняет Высоцкая. И в подтверждение ее слов режиссер добавляет: «В нашем доме, за исключением компьютеров и проигрывателей, нет современных вещей.

Я не люблю модерн, от которого у меня ощущение как в приемной у гинеколога. Мне не нравится врачебная чистота, ведь жизнь сама по себе не стерильна. Ко всему прочему, я не сторонник одного стиля в интерьере, поэтому в доме нет единого стиля, никаких мебельных комплектов. Все вместе, все намешано, как в жизни. Конечно, предметы отбираются, но все равно это свободный полет».

В дом на Николиной горе практически ничего специально не приобреталось. Многое привезено сюда из прежних мест, где жила чета Кончаловских. Так, кресло начала прошлого века уже давно было куплено на барахолке Лос-Анджелеса, из этого же города переехал новенький диван.

Самый богатый и известный в России придворный кинорежиссер отстроил себе имение в деревне Щепачихе Нижегородской области. Здесь на берегу озера Истра у Михалкова усадьба с рубленым господским домом, часовней, конюшней и большими охотничьими угодьями, охраняемыми своими егерями. Хоть одним глазком взглянуть на барское житье-бытье собралась корреспондент «Собеседника».

Проход запрещен

К Щепачихе, зажатой между Владимирской и Нижегородской областями, ведет однополосная асфальтовая дорога. Если двигаться по ней не сворачивая, упираешься в табличку «Проход запрещен! Частные владения. Охраняется законом». Метров через пятьдесят начинаются хозяйственные постройки. Тут всякого чужого легко заметить.

Из первого дома выходит охранник и интересуется, что мне нужно. Отвечаю, что слышала, будто здесь есть храм, вот иду помолиться.

– А вдруг вы журналист? Признавайтесь, кем работаете, покажите документы, – говорит он.

На паломницу я и впрямь не похожа: джинсы вместо юбки, без платка и даже крестика. Созвонившись с начальством, охранник дает от ворот поворот, но я успеваю рассмотреть открытый гараж, в котором стоят вереница «уазиков» и пожарная машина с мигалкой. Уходя, пытаюсь сделать кадры, вслед несется: «Ага-а-а, с фотоаппаратом!», но догонять меня с ружьем наперевес и отбирать технику никто не бросается.

Щепачиха – деревня большая, дома добротные. Живут дачники, но много и местных. Деревенские работают в усадьбе, лишнего слова про Михалкова от них не добьешься: платит тот неплохо, а другой работы в округе нет.

– А вы попробуйте по другой дороге, за нашим домом пройти, – посоветовала дачница из Дзержинска. – Тут будки с охраной нет, местные ходят в лес по ягоды-грибы и на озеро купаться, нас никто не гоняет.

По словам женщины, живут щепачихинцы с известным соседом мирно, никаких неприятностей от него нет, только польза. По совету экологов Михалков привез и выпустил в леса всякую фауну, от кабанов до птиц, развел в водоемах карпов и другую рыбу, но главное – провел газ! Власти лет двадцать только обещали газифицировать.

Молится с народом

По лесной дороге иду осторож­но, смотрю под ноги. В прессе писали, что по периметру усадьбу охраняют ядовитые гадюки и медянки. Михалков их якобы сам раскидал с вертолета, чтобы кто попало нос в его жизнь не совал. Змей в этих местах развелось и правда тьма-тьмущая, но сомневаюсь, что по вине режиссера. Мне попались лишь толстый кот и ящерка, моих кедов бедняга испугалась больше, чем я ее.

На озере Истра каждые пять минут клюет рыба. С плавательного мостика хорошо видно веранду на самом берегу. По вечерам Михалков катается по озеру на скутере или на лодке. Из Истры в Оку течет ручей. Как шутят деревенские, из Щепачихи водным путем можно добраться до Америки.

Неподалеку от озера за простой околицей – флигеля и конюшня, ее сторожит огромный пес на цепи, по территории гуляют куры. Господский дом Михалков поставил рубленый, в русском стиле, а недавно выстроил часовню Святого Трифона – покровителя охотников. В часовню пускают щепачихинских старушек. Бывает, и сам Михалков молится в окружении народа.

На берегу озера знакомлюсь с искупавшимся мужчиной. Андрей – тренер по боксу из города Павлово, его племянница занимается у михалковских конюхов верховой ездой. Одно занятие стоит всего 300 рублей.
– Никита вообще большой либерал, – рассуждает Андрей. – Он много чего своим работникам разрешает. А видели бы вы, как он картинно здоровается и обнимается с мужиками! Но если что не так, сразу под зад ногой.

Охотится с друзьями

– Он любит по лугам на лошадях кататься в повозке на резиновом ходу, – рассказал пожилой щепачихинец. – В деревне мы его реже видим, но когда он верхом проезжает, обязательно кивнет, а то и остановится, расспросит, как жизнь. Он от нас голову не воротит.

Говорят, Никита Сергеевич приходит каждый год на праздник деревни, дарит местным подарки.

К лицам знаменитостей в Щепачихе давно привыкли. Первое время у Михалкова гостил Сергей Ястржембский, видели здесь ведущего «Утренней звезды» Юрия Николаева, человека, похожего на Васю Рогова… А года три назад к Михалкову на вертолете прилетал Медведев, погостил два часа и улетел.

Звезды из Москвы как приезжают в Щепачиху, сразу садятся на молочную диету. В усадьбе держат пару коров.
Охота – любимое развлечение Михалкова. О ней мне рассказал заядлый охотник из Павлово, одно время приближенный ко двору. Валерий Сафронов известен тем, что подарил Никите Сергеевичу набор охотничьих ножей с ножнами, разукрашенными сценами из его фильмов.

– Охота у Михалкова на самом высоком уровне, – рассказывает Сафронов. – Егерей он набрал высокопрофессиональных, они весь лес с закрытыми глазами знают. Вооружены отлично, оснащены вездеходами и другой техникой. Охотиться может каждый, нужно только купить путевку. У Михалкова она дороже на 20–30%, чем в других хозяйствах, но того стоит. Тут и гостевые домики, и кухня, и зверя больше.

Охота в имении – давняя традиция. У Никиты Сергеевича есть свои места, которые егеря приберегают только для него. Там он охотится с друзьями. После «среднерусского сафари» участники собираются, варят шулем из добытой дичи, усаживаются за общим столом, травят анекдоты, в мужском кругу, естественно, не обходится и без выпивки, а на утренней зорьке, веселые, развлекаются пальбой по бутылкам.

Валерий Сафронов гордится, что охотился с Дмитрием Дюжевым, «любимым учеником Михалкова». Попасть на охоту с гостями Никиты Сергеевича для многих счастливый шанс, в дружеской обстановке можно решить личные вопросы с сильными мира сего.

Бывает, и осерчает

В Щепачихе про Михалкова никто плохо не скажет, он здесь и царь, и бог: провел газ, развел живность, возродил лесопилку, дал работу. В соседнем селе Тумботино тоже многие на него работают охранниками и егерями.

Никиту Сергеевича иногда видят в Благовещенской церкви, он дает на нужды храма, дружен с настоятелем отцом Андреем, тот исповедует его отдельно от всех в алтаре. Михалков известен своей набожностью. Он пожертвовал деньги на золотые купола Воскресенского храма, что на левом берегу Оки в Павлово, помогает женскому монастырю в Абабково. При этом православие Михалкова сочетается с вздорным характером. Как рассказывают жители Тумботино, на Пасху кто-то из обслуги разбил яйцо о забор, режиссер его подозвал, велел наклониться и пнул…

На Михалкова похоже. Барин такое не только у себя в усадьбе, но и в Москве проделывал.

наша справка

Усадьба Михалкова занимает 7 га и оценивается в 15 млн долларов. На территории находятся усадебный дом, часовня, конюшня, гараж, двухэтажный гостевой дом, фазанья ферма. Помимо этого, в аренду на 49 лет ООО «Темино Лесное» (возглавляемое помощником Михалкова продюсером Денисом Баглаем) сданы 29 тыс. га земель – это Тумботинское и Степаньковское лесничества.

Собрались!..

Деревня в 10 с небольшим километрах от городка Павлово-на-Оке, когда-то названная по своей специальности — «щепать» некондиционную древесину на сосновую дрань — теперь известна в округе исключительно как место, где построил свою усадьбу Никита Михалков. Самый титулованный и, возможно, самый богатый российский кинематографист вот уже несколько лет как обосновался на своеобразном полуострове среди окских стариц и излучин. Из Щепачихи, пока еще многолюдной, но на глазах угасающей деревни с пустыми прилавками сельпо, на усадьбу ведет ровнейшая асфальтовая дорога. Она однополосная — две машины на ней уже не разъедутся. Ну да посторонних туда не пускают — посреди болот (проверено практикой) любого постороннего встретят и вежливо выпроводят восвояси. А у фотографа и вовсе отнимут флешку — так, на всякий случай.

И не говорите, что вас не предупреждали: перед въездом на почти «баскервилльские» болота имеется списанный с американского, но написанный по-русски плакат: «Проход запрещён. Частные владения». Некоторые из местных жителей, впрочем, знают альтернативный маршрут — для него нужна лодка и очень много смелости. Охранники, которых у Никиты Сергеевича несколько десятков, вооружены, по словам щепачихинцев, «50-зарядными» карабинами и шутить не любят. Так что, если вас к Михалкову не приглашали, с ровной асфальтовой дороги приходится поворачивать назад — к деревне, где асфальт кончается и начинается традиционное для весенней России «минное поле».

Тем интереснее, что и внутри — на великолепной, рубленой в этническом стиле усадьбе с многочисленными службами, — и снаружи, в рабочем поселке Тумботине и еще нескольких ближайших деревнях — дела обстоят достаточно позитивно. Жизнь идет, люди работают, самого «барина» очень даже уважают. Вот только гадюки, знаете ли…

Затея сельской остроты

В деревне ходит такой анекдот, будто для охраны своих владений Никита Сергеевич выпустил в лес гадюк. «Хорошо, все егеря у Михалкова наши, местные, предупредили, — рассказал „СП“ местный житель, каменщик Андрей. — А то бы точно кого-нибудь покусали. Теперь детей, кто приезжает из города, надо будет оттуда отгонять».

Зачем по границам участка выпустили змей — местные не сомневаются: «чтобы не ходил кто попало». Обижаются на «барина» немногие — в основном, женщины, которым теперь придется беспокоиться за детей и коз, что невзначай могут пострадать от михалковских «боевых гадов». Мужики рассуждают более основательно: если бы у меня была такая же усадьба, я бы тоже так сделал. А то действительно, ходят же всякие! Те из деревенских жителей, что побогаче (в основном это дачники из Нижнего) даже подражают — коттеджи тут попадаются с вывертом, один заделан под английский замок, другой под рубленый терем.

Основной рубеж обороны усадьбы от посторонних — конечно, не гадюки и медянки, а егеря и охранники из местных жителей. «Нет, никаких таджиков, только наши ребята, — говорит Алексей из Тумботина, который, похоже, и сам работает на усадьбе, но не любит обсуждать это с посторонними. — Зимой на снегоходах, сейчас вот на квадроциклах, и еще есть несколько конных, которые помогают на охоте». О мощных и дорогих карабинах охранников говорит весь район (Павлово и округа издавна жили производством оружия и скобяных изделий, так что в железе толк понимают все). Числом их — не больше сотни, но и не пара десятков, а точнее никто не считал.

Зарплату получают — «не хуже, чем мы», говорит каменщик Андрей. В рублях это — около 20 тысяч в месяц, возможно, несколько больше. «Злобность» охраны объясняется просто — жесткой системой штрафов. «Был тут случай недавно, браконьеры отстрелили кабанчика молодого, егерь не уследил. Остался на месяц без зарплаты, кабан как раз столько и стоил». Проникновение посторонних, надо полагать, штрафуется не мягче…

Во вкусе милой старины

Сама по себе усадьба Никиты Михалкова делится на две неравные части. Первая — собственно усадьба с главным домом, гостевыми коттеджами, домовой церковью, конюшней и прочими службами, с пристанью на одной из окских стариц — занимает 115 гектаров, вторая — охотхозяйство «Тёмино», названное в честь сына Никиты Сергеевича — почти в тысячу раз больше. Изначально площадь переданного режиссеру в долговременное пользование хозяйства составляла 37 000 га, потом ее удалось расширить до 140 тысяч гектар.

«Очень хорошо поставил дом, в старинном таком стиле. Рубленый, слышишь! Не сайдинг-шмайдинг, а настоящий рубленый, кто так сейчас сможет!..» — почти восторженно говорят щепачихинские и тумботинские мужики, которые сами себе дома обшивают именно сайдингом, устанавливая стеклопакеты. Так дешевле и проще — не надо возиться с теплоизолящией окон и ежегодно красить дом. Но чисто эстетически — Михалкова и его постройки одобряют практически все, кто их видел. Да и восстановление церкви в Тумботине, в которое «барин» от души вложился — дело, как ни крути, богоугодное. Правда, на вопрос, сколько народа посещает эту церковь вне Рождества и Пасхи — тумботинцы несколько замялись. Немного, видимо.

Сам режиссер много раз говорил, что при постройке своей усадьбы ориентировался на терема удельных князей и бояр допетровской эпохи — и стилизация, судя по всему, вышла даже удачнее, чем недавно построенный «дворец царя Алексея Михайловича» в Коломенском. Причем стилизация получилась не слепо-подражательной, а творческой и адекватной потребностям — рубленый терем не окружили частоколом, здания служб не сгрудили вокруг терема, как это водилось в реальных боярских вотчинах.

Гостевые покои также не интегрировали в основной усадебный дом, как это вообще-то принято в русских усадьбах — а отстроили отдельно (причем самый большой гостевой дом — это настоящая гостиница, по утверждениям бывавших на усадьбе, рассчитанная на 400 — 500 постояльцев). Бывают в гостях у Михалкова «все», как выражается каменщик Андрей — и Путин, и Медведев, и многочисленные актеры, и областное начальство. «Шанцев, например, сюда никогда не ездит — он летает. Потому что с Павлова сюда ехать — надо через паром, да и дорога никудышная. Так он на вертолете».

Основные развлечения в усадьбе — вполне традиционные для крупной аристократии: конный спорт, катания на яхтах, тройках и снегоходах, охота. Правда, охота больше ружейная, чем более аристократическая псовая или соколиная (хотя и такие возможности на усадьбе есть) — в кругу Шереметевых или Юсуповых позапрошлого столетия Михалкова назвали бы «мелкотравчатым»… Но зато с новомодными, как у элитного ОМОНа, вездеходами «Тигр» — патриотичным аналогом «Хаммеров», стоимостью каждый по 5 — 6 млн рублей.

Потихоньку усадебное и охотничье хозяйства начинают и экономически осмысленную деятельность — например, пельмени с фаршем из кабанятины и лосятины идут на стол не только гостям самой усадьбы, но и подаются в ресторане «Русь» — самом высококлассном из трех-четырех ресторанов в Павлове. Они называются «Тёминские» и стоят внушительные по местным меркам 500 рублей за порцию. Количество дичи в михалковских лесах уже стало местной легендой — благо, браконьерствовать почти никто не решается — а это значит, что при желании охотхозяйство можно загрузить элитарными посетителями по полной программе и зарабатывать немалые деньги.

Еще одна доходная, видимо, функция михалковского имения — работать съемочной площадкой для фильмов режиссера. Именно здесь — точнее, рядом с охотхозяйством, в деревне Поляны — снимали большинство сцен выходящей сейчас на экраны «Цитадели» — завершения военной саги о комдиве Котове. Здесь взрывали бутафорские мост и церковь, здесь размещали многочисленную съемочную группу, а жителям деревни за неудобства платили по 2 — 3 тысячи рублей. Надо полагать, близость съемки к собственной усадьбе помогла режиссеру немало сэкономить из заявленного для «Цитадели» бюджета в 50 млн долларов. Да и работать в родных стенах, конечно же, приятнее.

Чего в поместье нет — это сельскохозяйственной составляющей. Это обстоятельство резко разводит михалковскую усадьбу с традиционно русским типом помещичьего хозяйства — почти везде в послепетровской России существовали помещичьи поля, да и допетровские бояре не гнушались землевладением. Охотой и прочими «сугубо аристократическими» видами помысла ограничивались разве что удельные князья домосковского периода — они действительно сельским хозяйством не интересовались и крупнотоварных «агрохолдингов» не организовывали, предпочитая охотиться и брать дань с подвластного населения.

Вотчинник или фаворит

Итак, среди живописных излучин нижней Оки, недалеко от Нижнего Новгорода один из известнейших людей в России построил настоящую барскую усадьбу, заметного размаха даже по меркам царской России. Что интереснее всего, речь идет не только о внешней, но и о функциональной стилизации крупнопоместного землевладения былых времен. А ведь кому-то еще недавно такое казалось невозможным.

«Физиология», то есть функционирование, михалковской усадьбы заслуживает отдельного анализа. Основная функция этого места — быть резиденцией хозяина, местом для отдыха и приема гостей, репрезентовать личность и вкусы Михалкова тем, чье мнение ему интересно. Мнение деревенских жителей и городских обывателей режиссеру естественным образом неинтересно, поэтому от них — от нас — поместье и закрыто.

Именно такой была основная цель и великолепнейших усадеб-дворцов прежней России — резиденций Шереметевых, Юсуповых, Бобринских. Известнейшие из них — Кусково, Останкино, Ярополец, Богородицк — превосходили михалковскую усадьбу размахом.

Другое дело, что крупнейшие вельможи царских времен владели не только резиденциями, но и огромными земельными наделами сельхозназначения, где крепостные или наемные крестьяне производили помещикам, как это назвал бы Маркс, «прибавочный продукт». Как правило, огромные степные поля в Черноземье и Новороссии не имели отношения напрямую к подмосковным или крымским резиденциям князей и графов, но принадлежали тем же лицам и, до известной степени, приносили хозяевам основной доход. У Михалкова такой «работающей» земли — то есть агрохолдингов — нет.

Главный кинематографист государства Российского, однако, пользуется другим, не менее традиционным для русской (и, в целом, европейской, постсредневековой эпохи) знати источником благосостояния: близостью к власти. Никита Михалков — это вряд ли оспоримо — придворный аристократ, причем потомственный и успешный по наивысшей мерке. Практически во все времена (как минимум с эпохи Иоанна Грозного) родовитые и успешные при дворе сановники жили на куда более широкую ногу, чем это им позволяли доходы с собственного хозяйства — и «кассовый разрыв» во все времена ликвидировался пожалованиями «с царского плеча». Деньгами, землей, крепостными — общеизвестны истории екатерининских фаворитов Орловых и Потемкина, которые тратили больше, чем кто-либо в России мог представить, но получали в подарок от короны несравнимо больше.

Напротив, сколь угодно родовитые бояре и дворяне, лишенные здесь и сейчас высочайшей милости и «обойденные» при дворе, в течение пары десятилетий обескровливались, переходили в разряд «обедневших», выбывали из великосветской «ярмарки тщеславия»…

Нет, успешное усадебное хозяйство в России возможно (и тогда, и сейчас) — по формуле «вишню сушили и возами отправляли в Москву». Но образцы такого успешного землевладения в формате именно усадьбы демонстрировали не крупнейшие вельможи, а скорее крепкие и родовитые «середняки». Таковы были, скажем, успешные землевладельцы Лев Толстой, Афанасий Фет и Николай Некрасов. Интересно, что, как писала «СП», в Ясной Поляне усадебная жизнь и экономика практически восстановлены , и с хозяйственной точки зрения усадьба Толстого куда более самостоятельна, автономна и живуча без «придворной» поддержки, чем резиденция Михалкова.

А вот что будет с усадьбой главы Союза кинематографистов в случае его неожиданной опалы — ну, скажем, если «наверху» решат коренным образом поменять стилистику с «имперской» на «антиимперскую» — не слишком понятно. Разве что гостевой дом на 500 мест можно будет переоборудовать в неплохую гостиницу, а охотхозяйство открыть для свободного — за солидные деньги — доступа. Тогда — если пожалованная государством земля будет оставлена помещику — Михалков выживет, как выживали в своих вотчинах опальные бояре и вельможи.

В отсутствие «Дубровского»

Ведь, странное дело — опасаться режиссеру приходится только изменения конъюнктуры «наверху». Деревенские жители Михалкова, в целом, уважают. Дурных слов в окрестностях усадьбы о Михалкове не услышать — разве что старообрядцы, исстари обитающие в окрестностях Павлова-на-Оке, еще несколько лет возмущались «развратниками» из михалковского имения, купавшимися нагишом и не стеснявшимися местных жителей.

В сознании обитателей Щепачихи и окрестностей Михалков занял пустовавшее полторы сотни лет место «батюшки-барина» — и как будто не было пятнадцати десятилетий, прошедших с отмены крепостного права. И вот уже известный ворсменский мастер Валерий Сафонов делает подношение Никите Сергеевичу — булатный охотничий набор с инкрустацией и чеканкой в виде «жития» киноактера Михалкова, где в клеймах шагание по Москве и мохнатый шмель на душистом хмеле. И вот местные чиновники — в лице губернатора Валерия Шанцева — на день рождения «жалуют» барину еще несколько десятков гектаров земель, для постройки той самой 500-местной гостиницы.

Михалков пользуется репутацией строгого, но справедливого хозяина. Может быть, потому что он любит свою землю и украшает ее лучше, чем все остальные в пределах досягаемости щепачихинцев и тумботинцев. «Михалков хотя бы лес бережет, не рубит его, зверей там завел, — говорит житель Щепачихи дядя Петя. — На свои деньги, а уж как он там их зарабатывает — его дело. Но вокруг-то, поглядите, уже всё спилили, продают на корню. Сажают, конечно, новый лес, но ведь пока он еще вырастет…»

Бережет лес, заводит зверей, строит уютный дом, платит деньги местным жителям (а не завозит посторонних). Михалков — едва ли не единственный из сильных мира сего, кто в нынешней России хотя бы на усадебном уровне играет «в долгую». А то, что он при этом относится к собственным согражданам примерно как Кирилла Петрович Троекуров к мелкопоместным соседям — так другого отношения соседи Михалкова, видимо, просто не знают. Дубровского в окрестностях Щепачихи нет и, видимо, не ожидается.

Когда-то Николина Гора не считалась престижным местом. Здесь была обычная деревня - Никольское на Песку. Переправа через реку понтонная, зимой так и вовсе по льду ходили. Но с 20-х годов прошлого столетия на этой территории появился дачный поселок. В котором в разное время жили такие представители культурной элиты, как Вересаев, Новиков-Прибой, Прокофьев, Рихтер, Хренников, Капица, Шмидт… А с 49-м года и клан МИХАЛКОВЫХ, над гнездом которых пролетел на вертолете наш уникальный «воздушный» папарацци Борис КУДРЯВОВ.

Сергей Михалков бывает на Николиной Горе редко - все-таки возраст. А вот его сын Никита проживает в этом живописном месте уже 50 лет, бывая в Москве лишь по делам, и помнит, как прекрасно проводил здесь время еще с дедом.

Он был настоящим помещиком в истинно русском значении этого слова, - рассказывал известный режиссер в одном из интервью.

Электричества не признавал, вечерами зажигал керосиновую лампу, сажал меня рядом с собой и играл Моцарта, Баха, пел арии известных опер или читал Пушкина наизусть целыми страницами…

Правда, от старой постройки уже ничего не осталось. Лет десять назад она была сломана, и на ее месте Никита Сергеевич воздвиг более современное здание. - На мой взгляд, дом удачно сочетает элементы нового и старого, - говорит он. - Многие части дома выполнены из ореха, ведь деревянный дом создает уютную атмосферу. А, например, кухня у меня в послевоенном стиле сделана, хотя материалы использованы современные. С кухней сообщается каминный зал, а еще на первом этаже сауна с парной и купелью. Второй этаж - исключительно спальный. Почивальни маленького размера, зато их несколько. И на весь дом - шесть туалетов.

«Ходок» Кончаловский

На участке Михалковых размером в гектар есть еще два дома, которые принадлежат Андрею Кончаловскому, брату Никиты. Уж больно много родни у Андрея Сергеевича…

Внешний облик не тронул, хотя и переделал все внутри. Перенес перегородки, лестницу, все обшил деревом «под старину», соорудил барную стойку на кухне… Но после развода с очередной супругой построил новое здание. От старого осталась лишь печка-голландка с изразцами. Мало кто слышал, что на земле Михалковых находится могила солдата, погибшего в Великую Отечественную войну. Местные жители не знают, при каких обстоятельствах она здесь появилась. Известно лишь, что надпись на надгробии гласит: «Лейтенант Алексей Сурменев. Погиб 5 декабря 1941 года». Каждый год 9 Мая к могиле возлагают цветы живущие рядом ветераны. Кто-то, возможно, не без помощи Михалковых, нашел родных героя. Они приезжали поклониться праху героя из Сибири. А вообще отношение к Михалковым на Николиной Горе противоречивое. С одной стороны, здесь помнят, что Андрей и Никита в подростковом возрасте вместе со сверстниками построили на территории поселка памятник павшим воинам.

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ: находится в деревне Аксиньино, недалеко от Михалковых, и Никита Сергеевич шефствует над ним

За 2017 год Никита Михалков признан самым крупным владельцем недвижимости среди представителей культуры. Он задекларировал квартиру в столице 207,8 м², 6 жилых домов, маленький имеет общую площадь 68,5 м², большой – 697,3 м². Кроме этого, в его владениях есть дача 554,2 м². Мы перечислили лишь помещения, пригодные для жилья, и не сказали об иной недвижимости, которая оценивается на внушительную сумму. Поклонникам интересно не только их оценочная стоимость, но и – оно многое может сказать об его владельце. Сегодня в обзоре сайт раскроем все тайны загородного особняка Никиты Михалкова.

Читайте в статье

Родовое поместье Никиты Михалкова

Загородный дом Никиты Михалкова на Николиной Горе построен на месте пришедшего в негодность старого строения. Здесь он проводит практически всё свободное время и всегда стремится вырваться из мегаполиса в свой .


Есть история у поместья Никиты Михалкова

В прошлые времена Николина Гора не считалась элитным местом, здесь сначала был погост, затем одноименный монастырь, который со временем оброс домами и стал настоящей русской деревней. В 20-е годы прошлого столетия в этом месте стали строить для представителей культурной знати. Первыми сюда переехали Рихтер, Прокофьев, Вересаев, и только в 1949 году поселился клан Михалковых.

Второй этаж загородного дома Никиты Михалкова

Второй этаж поместья отведён исключительно под семьи артиста и его . Комнатки довольно маленькие, но зато их несколько, и каждый может отдохнуть от городской суеты в уединении. Кабинет оформлен в сдержанной классической гамме, в качестве украшения использованы редкие семейные фото и интересные кадры со съёмок режиссера.

Это интересно! Во всём доме певца построено 6 туалетов.

Заключение

Как видите, Никита Михалков вложил всю душу в строительство и оформление загородной усадьбы, которая стала настоящим родовым поместьем. Весь интерьер выполнен в классическом дизайне с элементами естественного либерти. Плавные сочетания направлений близки к природе, это и была основная задача артиста – создать уютный семейный очаг. Режиссер гордится своим творением и считает его самым лучшим для отдыха.




Включайся в дискуссию
Читайте также
Что посмотреть в Милане за один день?
Заказ экскурсий Online Фотографировать нельзя в любой зоне раскопок
Первые мгновения в Керале