Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Фристайл, история фристайла, горнолыжное многоборье. Фристайл в россии Виды фристайла на лыжах

Лыжная акробатика - дисциплина зимнего вида спорта "фристайл", который представлен в программе зимних Олимпийских игр. Лыжная акробатика предусматривает исполнение спортсменами на лыжах максимально сложных акробатических прыжков со специально спрофилированного трамплина, который строится на склонах горнолыжных курортов или в городских условиях.

Кубок мира FIS, Чемпионат мира FIS, Олимпийские игры – основные спортивные турниры международного уровня, в рамках которых проходят лыжные соревнования в дисциплине акробатика среди взрослых спортсменов в в этом зимнем виде спорта.



Этапы Кубка мира FIS (анг. FIS - Международная федерация лыжных видов спорта) по фристайлу в дисциплине лыжная акробатика, на ряду с другими зимними видами спорта, проходят преимущественно в зимнее время года на склонах горнолыжных курортов Канады, США, Китая, Австрии, Белоруссии, России, Украины.

В Москве 4 раза проводились этапы Кубка мира по лыжной акробатике в городских условиях (на фото). Основными организаторами соревнований: Министерство спорта РФ, Москомспорт, Олимпийский комитет России, Ассоциация лыжных видов спорта России и другие организации, являющимися ответственными за проведение соревнований в зимних видах спорта, в частности лыжных.

В спортивной программе ведущих лыжных акробатов мира: двойные и тройные сальто с вращениями вокруг своей оси.

Основные названия элементов прыжка:

- сальто – лэй (сальто в группировке - так. сальто прямое (бланж)- ЛЭЙ))
- сальто с вращением – фул
- сальто с двойным вращением – дабл фул
- сальто согнувшись - «пайк»


Пример названия прыжка:

В арсенале одной из наиболее титулованных спортсменок сборной России Ассоль Сливец – прыжок «фул-фул-фул», т.е. тройное сальто с тремя вращениями.

Стоит отметить, что лыжные палки в данном зимнем виде спорта не используются, а скорость разгона спортсменов перед прыжком - 60 км/ч и более!

Сборная России по лыжной акробатике в сезон 2015/16

В основной состав сборной России сегодня входят спортсмены:

Илья Буров, Петр Медулич, Павел Кротов, Станислав Никитин, Василий Поленов, Татьяна Бабич, Алина Гриднева, Вероника Корсунова

Старший тренер сборной России – Дмитрий Ефимович Кавунов, в личном портфолио которого работа с олимпийской чемпионкой Линой Черязовой.

История лыжной акробатики

Олимпийский дебют российского фристайла состоялся на зимних Олимпийских играх в Калгари (1988). Показательные выступления по лыжной акробатике продемонстрировали Василиса Семенчук и Андрей Лисицкий.

Чемпионкой мира в акробатических прыжках стала Василиса Семенчук в 1991 году.

Дисциплина лыжная акробатика впервые была включена в программу зимних Олимпийских игр в 1994 году в Лиллехамере (Норвегия). Первыми Олимпийскими Чемпионами стали: швейцарец Сони Шонбахлер и Лина Черязова, представительница Республики Узбекистан.

Владимир Лебедев принёс бронзовую медаль России на зимней олимпиаде в Турине в 2004 году.

Акробатику по праву можно назвать одной из самых зрелищных дисциплин Олимпийского лыжного спорта.


Информация о лыжной акробатике, дисциплине зимнего вида спорта "фристайл"

Для наилучшего выступления спортсмены должны тщательно рассчитывать свою скорость в зависимости от состояния снега и ветрового режима. При выполнении тройных сальто спортсмены отталкиваются со скоростью около 70 км/ч. Радар на склоне позволяет участникам измерять их скорость во время тестовых заездов или «спид-чеков» на разгоне.

Для уведомления спортсмена о том, что он может стартовать, используется таймер обратного отсчета. С момента начала у спортсмена есть пятнадцать (15) секунд для того, чтобы покинуть старт. Для определения момента разрешения старта используются системы измерения ветра.

Лыжный фристайл относится к зимним видам спорта, представленным в программе Олимпийских игр, на ряду с лыжными гонками, лыжным двоеборьем, биатлоном, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, сноубордом.

Статьи:

Алфавитный указатель терминов:


Бэк (eng.: Back): направление вращения прыжка лыжника - назад.

Бэк так (eng.: Back tuck): одинарное сальто в группировке назад.
Бэк лэйаут (eng.: Back layout): одинарное прямое сальто назад.

Бэк фул (eng.: Back Full): сальто назад с полным твистом (пируэтом) назад.


В

Высота и дистанция (eng.: Height and distance): компоненты оценки за прыжок. Термин, используемый для описания полета спортсмена.


Д

Дабл (eng.: Double): двойное вращение (также "дабл" используется для обозначения двойного трамплина).
Дабл фул (eng.: Double full): одинарное прямое сальто с двумя твистами.
Дабл фул, фул, фул (eng.: Double full, full, full): три сальто с четырьмя твистами. Два твиста в первом сальто.
Дабл лэйаут или лэй-лэй (eng.: Double layout или Lay-lay): два прямых сальто.


К


Кикер (eng.: Kicker): трамплин.
Квадрупль или квад (eng.: Quadruple или Quad): четыре вращения.

* везде твисты меняются на пируэты

В названии прыжка последовательно описывается каждое сальто,

Лэйаут или лэй (eng.: Layout или Lay): одинарное прямое сальто.
Лэй, фул (eng.: Lay, full): двойное прямое сальто с пируэтом во втором сальто.
Лэй, фул, фул (eng.: Lay, full, full): тройное сальто с двумя твистами. Твисты выполняются во втором и третьем сальто.
Лэй, фул, так (eng.: Lay, full, tuck): тройное сальто: первое сальто в позиции лэйаут, второе сальто с твистом, третье сальто в позиции так.
Лэй, лэй, фул (eng.: Lay, lay, full): тройное сальто: первые два сальто в позиции лэйаут, третье – в позиции лэйаут с твистом.
Лэй, так (eng.: Lay, tuck): двойное сальто: первое сальто в позиции лэйаут, второе – в позиции так.
Лэй, так, фул (eng.: Lay, tuck, full): тройное сальто: первое сальто в позиции лэйаут, второе – в позиции так, третье – в позиции лэйаут с твистом.
Лэй, так, так (eng.: Lay, tuck, tuck): тройное сальто: первое – в позиции лэйаут, остальные два – в позиции так.


Толчок (eng.: Takeoff): тело спортсмена должно быть прямое в момент отхода с трамплине.


Пайк (eng.: Pike): тело сгибается в талии, ноги остаются прямыми. Позиция «V» или позиция «складного ножа».

Перегиб (eng.: Knoll): линия, разделяющая стол и приземление.


Р

Разгон (eng.: Inrun): подготовленная часть склона, на которой лыжник набирает скорость перед отрывом от трамплина.
R1: радиус 1, транзитная зона между разгоном и столом.
R2: радиус 2, транзитная зона между столом и приземлением.
Рэнди (eng.: Randy): сальто с 2 ½ твистами.
Руди (eng.: Rudy): сальто с 1½ твистами.


Сальто вперед - front flip
Сальто назад - back flip
Сингл (eng.: Single): одиночный трамплин (одинарный)
Слинг (eng.: Sling): неправильный отрыв от трамплина, порождающий очень быстрое вращение. Обычно слинги случаются, когда спортсмен отводит руки и плечи назад слишком быстро. Происходит, когда тело спортсмена находится в положении ниже оптимального градуса для отхода с трамплина.
Стол (eng.: Table): плоская зона, на которой устанавливаются трамплины.


Т

Так (eng.: Tuck): бедра спортсмена прижаты к груди (гурппировка)
Твист (eng.: Twist): оборот (вращение тела вокруг вертикальной оси на 360 градусов).
Трипл (eng.: Triple): тройное вращение или тройной трамплин.


Ф


Фронт так (eng.: Front tuck): одинарное сальто вперед в группировке.
Фул (eng.: Full): сальто с пируэтом.
Фул-ин (eng.: Full in): пируэт в первом сальто.
Фул-аут (eng.: Full out): пируэт в последнем сальто.


Хаф (eng.: Half): сальто с половиной твиста (180º), выполненное в позиции лэйаут или пак.
Хаф-ин (eng.: Half In): половина твиста в первом сальто двойного или тройного сальто.
Хаф-аут (eng.: Half Out): половина твиста в последнем сальто двойного или тройного сальто.

Что такое фристайл
ФРИСТАЙЛ - горнолыжное многоборье, в состав которого входят лыжный балет, воздушная (лажная) акробатика и могул. В лыжном балете спортсмен спускается по пологому склону под музыкальное сопровождение, демонстрируя элемента скольжения, шагов, вращений, прыжков. В воздушной (лыжной) акробатике спортсмены со специально спрофилированного трамплина совершают серию различных по сложности прыжков и сальто. Трамплины трех разновидностей: большой (высота 3,5 м, уклон 65 град); средний (3,2 м, 63 град); малый (2,1 м, 55 град). Площадь приземления должна быть покрыта рыхлым снегом. Очки начисляются за технику отрыва, высоту и длину полета, форму элементов и приземление. Могул - спуск на лыжах по бугристой трассе (уклон 27 град), усложненный обязательным выполнением двух прыжков.
В программе ЗОИ с 1992 г. (муж. и жен.) - только могул, с 1994 г. включена лыжная акробатика.

История фристайла

Фристайл - молодой вид спорта. Родоначальником фристайла является лыжная акробатика. В европейских странах ее назвали "фристайл", что в переводе с английского означает "свободный, вольный стиль".
Точную дату рождения этого вида спорта назвать довольно трудно. Принято считать, что история фристайла в том виде, в котором он существует сейчас, начинается с 1971 г. - года первых официальных соревнований по фристайлу, которые были организованы в Нью-Хемпшире (США). До этого фристайл представлял собой чисто коммерческое предприятие: это было горное шоу, предназначенное для развлечения отдыхающей публики и извлечения доходов.
Фристайл включает: могул, лыжную акробатику и лыжный балет.
В 1926г. в Германии появилась первая книга, полностью посвященная лыжному балету. Автором ее был горнолыжник и альпинист доктор Фритц Руэль. В книге он впервые описал несколько сложных маневров на лыжах, которые сорок с лишним лет спустя, легли в основу лыжного балета.
В 1966г. в Колорадо (США) была основана первая школа по подготовке специалистов лыжного балета. Ее руководитель известный горнолыжник и теоретик горных лыж Дауг Пфейфер впоследствии объединил разрозненные направления свободного катания в единый вид спорта. Лыжная акробатика долгое время считалась "лыжным цирком" и представляла собой чисто коммерческое предприятие.
В 1911г. газета "Московские ведомости" сообщила, что по воскресеньям на Воробьевых горах в Москве собираются любители прыжков из числа членов Московского клуба лыжников. Наиболее ловкие, летят так далеко, что успевают снять в полете куртку. Первым, кто выполнил сальто на лыжах перед специально собранной публикой, был Джон Карлетон, член сборной команды США по северному многоборью на Олимпийских играх 1924г. В нашей стране первое сальто на лыжах было исполнено в 1927г.
Позднее, когда катание на горных лыжах приобрело массовый характер, на склонах для катания в большом количестве стали образовываться снежные бугры - "могулы" - результат поворотов лыжников по одной и той же траектории. На этих бугристых трассах - "могул парках" - горнолыжники начали проводить соревнования по специальному скоростному спуску. Эта третья дисциплина получила название "могул".
Современный фристайл - это горнолыжное многоборье, включающее три вида: могул, лыжную акробатику и лыжный балет. Статус олимпийского вида спорта имеют могул и лыжная акробатика.
Могул - спуск на горных лыжах по бугристому склону по максимально точной прямой длиной до 250 м с обязательным исполнением двух прыжков. Лыжная акробатика - это два прыжка со специального трамплина с выполнением акробатических элементов.
Лыжный балет - фигурное катание под музыку в течение 2-2,5 мин на склоне длиной до 250 м и шириной 35 м.
Во всех дисциплинах фристайла судьи оценивают постановку и сложность полета, техническое мастерство, артистизм исполнения. Правила соревнований по фристайлу были утверждены ФИС в 1978г, в том же году международные соревнования по фристайлу были доведены до ранга Кубка мира, а в 1986г. по решению Конгресса ФИС в швейцарском городе Энгельберге прошел первый официальный чемпионат мира.
К нам фристайл пришел в 70-х, как самостоятельный вид спорта оформился после 1985г., а в США, Канаде, Франции, Германии, Австрии и Скандинавских странах, "свободный стиль" как направление в горнолыжном спорте развивается уже давно, получая все большее признание и приобретая стремительную популярность.
Первые всесоюзные соревнования по фристайлу состоялись в феврале1986г., в окрестностях деревни Горки. Первыми чемпионами страны в могуле стали Анна Вершинина и Станислав Соколенко.
В 1988г. была создана самостоятельная Федерация фристайла СССР.В этом же году впервые в СССР, в Домбае прошли международные соревнования по фристайлу, включенные в официальный календарь ФИС. Победительницей трех этапов Кубка мира стала Лиза Кожевникова, а первыми среди российских фристайлистов чемпионами мира в многоборье на трассах американского курорта Вэйне стал Сергей Щуплецов, в лыжной акробатике - Василиса Семенчук.
Значительным достижением поклонников фристайла стало решение МОК, принятое в 1984г. о включении в программу Зимних игр 1988г. в Калгари показательных выступлений по фристайлу.
В сентябре 1988г. на сеульской сессии МОК было принято решение о включении фристайла, как полноправной олимпийской дисциплины в программу Белой олимпиады-92 в Альбервилле. Первым в олимпийский регламент был допущен могул. Француз Эдгар Гроспирон стал первым в истории фристайла олимпийским чемпионом в могуле, у женщин - американка Д.Уайбрехт. Вторую ступеньку олимпийского пьедестала в Альбервилле заняла 18-летняя москвичка Е.Кожевникова.
На Зимних играх в Норвегии (Лиллехаммер-94г.) к могулу присоединилась еще одна дисциплина - акробатические прыжки.
Большая популярность и интенсивное распространение в различных странах мира молодого олимпийского вида спорта фристайла обеспечили высочайшее мастерство спортсменов и острейшее соперничество в борьбе за олимпийские медали.
В соревнованиях по лыжной акробатике олимпийской чемпионкой стала Лина Чирязова (Узбекистан), спортсмены из России С.Щуплецов и Е.Кожевникова завоевали серебряную и бронзовую медали в могуле.
На ХУ111 зимних олимпийских играх в Нагано 1998г. во фристайле разыгрывалось 4 комплекта наград в могуле (мужчины и женщины) и в акробатических прыжках. Длина трассы могула - 250 м во время прохождения дистанции участник должен был совершить два обязательных прыжка. На оценку влияло сложность прыжков (25%), скорость прохождения трассы (25%) и техника спуска (50%).
Для прыжков было построено 7 трамплинов. Спортсмен представлял два прыжка по своему выбору, оценка за которые давалась, исходя из следующих критериев - скорость схода со стола отрыва (20%), сложность и техническое исполнение (50%), приземление (30%).
Олимпийской сенсацией в могуле стала Тае Сатойя. Японская спортсменка совершила гигантский скачок - с 14-го места в зачете Кубка мира на первую ступень пьедестала почета в Нагано. Олимпийским чемпионом стал яркий и экстравагантный 22-летний американец Джонни Мосли.
Никто из его пятнадцати оппонентов пока не может так, как молодой американец исполнить "вертолетик" - фиксируя правой рукой левую лыжу!
Олимпийскими чемпионами в лыжной акробатике стали американцы Эрик Бергюст и Никки Стоун. Бронзовая медаль у 23-летнего Дмитрия Дашинского из Белоруссии.
Во фристайле, россияне успели утратить свои позиции. Погибшему в автокатастрофе С.Щуплецову и ушедшей из активного спорта Е.Кожевниковой - мировым лидерам в могуле, достойной смены не нашлось. В Олимпийскую программу до сих пор не включен лыжный балет, в котором Россия держит пальму первенства.

ЛЕГЕНДЫ ФРИСТАЙЛА

Кожевникова Елизавета
(фристайл-могул)
Родилась 27 декабря 1973г. в Москве. Рост - 170 см. Вес - 59 кг. Студентка РГАФК. Спортом начала заниматься в 1979г. Первый тренер - Г.Беккер. В сборной команде с 1989г.показав характер
Олимпиада-92 в Альбервилле - 2 место.
Олимпиада -94 в Лиллехаммере - 3 место.
Трехкратный победитель этапов Кубка мира-91.
Тренер - З.Макиев.
У Елизаветы Кожевниковой репутация спортсменки отважной, отчаянной, бесстрашной.
В 20 лет стала призером двух Олимпиад.
На Олимпиаде-92 в Альбервилле 18-летняя москвичка сразила всех, уведя из-под носа именитых грандесс олимпийское "серебро". Точно головой в омут "сорвалась" Лиза на дистанцию. И гладила, и ласкала короткими лыжами отвалы каждого бугра. Шла на потрясающей скорости, но впечатление такое, что этой звенящей скорости незаметно: этакий азартный фигурный спуск. А прыжки? Высший класс! 23,50 балла.
Потом Елизавету замучили травмы. Но на следующей Олимпиаде-94 в Лиллехаммере ее вдруг как подменили - в финальном заезде под бравую музыку она промчалась быстрее всех соперниц, показав характер и класс. В этом виде спорта не все решает скорость, а еще и ритм преодоления бугров, сложность прыжков и амплитуда движений при их выполнении. А значит, и судейство здесь также субъективно, как и в фигурном катании. В Лиллехаммере у Кожевниковой "украли" по крайней мере серебро. Сама Лиза своим выступлением осталась довольна. Сделала все, что смогла, и может быть, даже чуточку больше.
К сожалению, Елизавета ушла из активного спорта

Фристайл (англ. free style) означает свободный стиль. Само название и первые правила придумали в начале 1970-х годов американцы.

В середине ХХ века в некоторых странах Центральной Европы горнолыжники стали увлекаться соревнованием не только в скорости спуска по склонам, но и в красоте выполняемых при этом движений, поворотов и других технических элементов, а также довольно сложных акробатических упражнений.

Увлечение фристайлом, возникшее в Европе и США, за короткое время охватило весь лыжный мир. Повсюду начались самодеятельные местные соревнования, когда же их ранг возрос до уровня национальных чемпионатов и международных турниров, то возникла необходимость в унифицированных правилах.

В 1966 году фристайл впервые серьезно заявил о себе как вид спорта, когда в США в городе Аттиташ, штат Нью-Гэмпшир, были проведены крупные соревнования фристайлистов. В дальнейшем соревнования по фристайлу стали проводиться все чаще с участием спортсменов Швейцарии, ФРГ, Италии, Австрии, США, Канады, Франции и других стран Европы и Америки.

Фристайл – это горнолыжное многоборье, в состав которого входят лыжный балет, воздушная (лыжная) акробатика и могул.

В лыжном балете спортсмен спускается по пологому склону под музыкальное сопровождение, демонстрируя элементы скольжения, шагов, вращений, прыжков. В воздушной (лыжной) акробатике спортсмены со специально спрофилированного трамплина совершают серию различных по сложности прыжков и сальто.

Трамплины бывают трех разновидностей: большой (высота 3,5 м, уклон 65 градусов) средний (3,2 м, 63 градусов) малый (2,1 м, 55 градусов). Площадь приземления должна быть покрыта рыхлым снегом. Очки начисляются за технику отрыва, высоту и длину полета, форму элементов и приземление. Могул - спуск на лыжах по бугристой трассе (уклон 27 градусов), усложненный обязательным выполнением двух прыжков.

Фристайл включен в программу зимних Олимпийских игр с 1992 года (мужчины и женщины) - только могул, с 1994 года включена лыжная акробатика.

С 1975 года проходят ежегодные соревнования на Кубок мира по фристайлу.

В 1979 году при Международной федерации лыжного спорта (ФИС) был создан технический комитет по фристайлу - и этот вид спорта включается в программу международных соревнований, проводимых под эгидой ФИС. Технический комитет по фристайлу выработал единый регламент соревнований.

В феврале 1986 года во Франции состоялся первый чемпионат мира по этому виду спорта.

На XV зимней Олимпиаде в Калгари в 1988 году на показательных выступлениях были продемонстрированы уникальные номера во всех видах фристайла.

В нашу страну фристайл пришел в 1970-х гг., как самостоятельный вид спорта оформился после 1985 года. В 1988 году была создана самостоятельная Федерация фристайла СССР. В этом же году впервые в СССР, в Домбае, прошли международные соревнования по фристайлу, включенные в официальный календарь ФИС. Победительницей трех этапов Кубка мира стала Лиза Кожевникова, а первыми среди российских фристайлистов чемпионами мира на трассах американского курорта Вэйне стали Сергей Щуплецов - в многоборье и Василиса Семенчук - в лыжной акробатике.

Олимпийский дебют российского фристайла состоялся на зимних Олимпийских играх в Калгари (1988). Показательные выступления по акробатике продемонстрировали Василиса Семенчук и Андрей Лисицкий.

Чемпионками мира в лыжном балете были Елена Баталова в 1995 году, Оксана Кущенко в 1997 году, Наталья Разумовская в 1999 году, в акробатических прыжках - Василиса Семенчук в 1991 году.

ФЕДЕРАЦИЯ ФРИСТАЙЛА РОССИИ

Создана в 1992 году; объединяет спортивные организации 9 субъектов Российской Федерации.

Руководство федерации: президент - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры РФ, член исполкома ОКР Л.Б. Кофман ; вице-президенты - В.В. Маловичко ; заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России Р.М. Суфиянов ; заслуженный тренер России Л.В. Тягачев . Генеральный секретарь - Г.Г. Белоусов .

Представители федерации принимают активное участие в деятельности Международной федерации лыжного спорта (FIS): Л.В. Тягачев и Л.Б. Кофман - члены комитетов FIS.

Известные спортсмены: чемпионка мира (1995), обладательница Кубка мира (1996), победитель Гран-при (2000) Е. Баталова ; призер Кубка мира (1994, 1996), чемпионка мира (1997) и серебряный призер чемпионата мира (1999) О. Кущенко ; победитель (2000) и бронзовый призер (1999, 2001) этапов Кубка мира Н. Орехова ; чемпионка мира (1999) Н. Разумовская (в 1999 году в Швейцарии провозглашена прима-балериной мирового фристайла).

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ФРИСТАЙЛЕ

Книга рекордов Гиннесса

Первый чемпионат мира по этому виду спорта был проведен в Тинье, Франция, в 1986 г. Рекордные 3 победы удалось одержать Эдгару Гроспирону (Франция): в 1989,1991 и 1995 гг. А в 1992 г. отстал олимпийским чемпионом.
Конни Кисслинг (Швейцария) рекордные 10 раз становилась абсолютной чемпионкой в соревнованиях на Кубок мира (проводящихся с 1980 г.) - в 1983-1992 гг.
У мужчин рекордные 5 побед одержал Эрик Лабурикс (Франция): в 1986-1988 и 1990-1991 гг.

Из истории

Олимпийский дебют российского фристайла состоялся Зимних Олимпийских играх в Калгари (1988). Показательные выступления по акробатике продемонстрировали Василиса Семенчук и Андрей Лисицкий.
На Олимпийских играх в Альбервиле Елизавета Кожевникова заняла второе место в могуле.
Сергей Шуплецов - двукратный чемпион мира в могуле (1991 и 1993).
Москвички Елена Баталова, Оксана Кущенко и Наталья Разумовская становились чемпионаками мира в балете в 1995, 1997 и 1999 гг. соответственно.

Специалисты фристайла продолжают споры о природе этого лыжного троеборья. Одни твердо убеждены в приоритете горнолыжной подготовки, другие считают, что во главе угла - умелое владение телом, свойственное гимнастам, акробатам, прыгунам в воду. Видимо, истину, как всегда, надо искать посередине. Наш первый чемпион мира Сергей Щуплецов - из горнолыжного спорта, а первая среди россиянок чемпионка мира Василиса Семенчук пришла во фристайл из гимнастики.

Широкое развитие лыжной акробатики в США и Европе послужило основанием к созданию Международной федерации, руководители которой еще в 60-е годы стремились включить лыжную акробатику в семью олимпийских видов спорта и программу первенства мира по лыжному спорту. В Америке этот вид лыжного спорта получил довольно странное название - "хот - дог", что в дословном переводе с английского означает "горячая собака". В европейских странах лыжную акробатику назвали "фристайл" или "свободный, вольный стиль". Это название и стало официальным.

Сначала фристайл состоял из двух разделов: лыжная акробатика на склонах и лыжная акробатика на трамплинах.
Первый вариант акробатики представлял собой выполнение при спусках различных поворотов, кувырков, торможений на пятках, спусков лицом к склону, скачков с разнообразными поворотами, сальто и других акробатических упражнений, из которых составлялись также различные комбинации. Причем выполняли это как в одиночку, так и парами, и даже группами. Известно, например, сальто на лыжах, выполненное с изумительной синхронностью одновременно 8 американскими лыжниками-акробатами, которых окрестили "Летающие койоты", затем это упражнение выполнили одновременно уже 18 акробатов.
Второй вариант акробатики - на трамплине. Он включал выполнение в одиночку, а также синхронно двумя или тремя лыжниками после отрыва от прыжкового стола и до приземления сальто согнувшись и прогнувшись, двойного сальто, шпагата, вращении вокруг вертикальной оси и других упражнений, включая тройное сальто, "Ленту Мебиуса" - мертвая петля с одновременным вращением тела.
Современный олимпийский фристайл - это лыжное двоеборье, в котором, наряду с акробатическими прыжками, присутствует могул - спуск по бугристому склону. Во всех дисциплинах фристайла судьи оценивают постановку и сложность полета, техническое мастерство, артистизм исполнения.

Олимпийские Игры

Значительным достижением поклонников этого вида спорта стало решение Международного олимпийского комитета, принятое в феврале 1984 г., о включении в программу зимних Игр 1988 года в Калгари показательных выступлений по фристайлу. Дебют фристайла в программе высшего спортивного форума состоялся на Олимпиаде 1992 г. в Альбервиле. Первым в олимпийский регламент был допущен могул. На олимпийском турнире в Лиллехаммере (1994) к нему присоединилась еще одна дисциплина - акробатические прыжки. Дело осталось только за лыжным балетом.

Из истории российского спорта

Несмотря на высокий спортивный рейтинг, фристайл в России продолжает оставаться экзотикой, что, как известно, в переводе с греческого означает чужой, иноземный. Только после XVII Олимпийских игр он заговорил по-русски. Отличилась 20-летняя москвичка Елизавета Кожевникова, которая на бугристой трассе Лиллехаммера длиной 223 м с перепадом высот 98 м была удостоена бронзовой награды. Правда, многие специалисты склонны утверждать, что ее блистательное и безошибочное выступление при самом быстром (29,0 сек) из всех могулисток прохождении трассы вполне "тянуло" на медаль высшей пробы.

При всей артистичности, выразительности, зрелищности фристайл достаточно неприхотлив. Заниматься им можно не только в горах, но и на площадках, расположенных не на очень крутых склонах длиной чуть более 200 метров. Поэтому первые поклонники фристайла в нашей стране появились не в горах Кавказа или Тянь-Шаня, а в Москве, где в Крылатском была сооружена первая в нашей стране специальная база для этого вида спорта. Затем такие базы оборудовали в Ленинграде и других регионах страны.

В конце 70-х годов начали работать первые секции любителей фристайла. Восьмидесятые годы стали периодом его быстрого становления. В 1986 г. прошли первые всесоюзные соревнования по фристайлу. Затем в Чимгане под Ташкентом были определены первые чемпионы страны в акробатике - Василиса Семенчук и в могуле - Анна Вершинина и Станислав Соколенке.

Поначалу увлечения энтузиастов в единое русло направлялись техническим комитетом по фристайлу при Всесоюзной федерации лыжного спорта. В его состав входили представители спортивной общественности и специалисты смежных дисциплин - акробатики, горнолыжного спорта. В 1988 г. была создана самостоятельная Федерация фристайла СССР под председательством Александра Иваницкого. Ее правопреемником в 1993 г. стала Федерация фристайла России во главе с президентом Владимиром Маслаченко; в 1994 г. федерацию возглавил Лев Кофман.

На международную арену наши фристайлисты вышли в конце восьмидесятых годов и сразу же сделали первые обнадеживающие шаги: было занято почетное место в розыгрыше Кубка Европы 1988-1989 гг. и одержана победа на одном из этапов Кубка мира 1989 г. На следующий год наша федерация приняла участников одного из этапов Кубка мира.

В 1991 году наши спортсмены заявили о себе на мировой арене. Выросшая неподалеку от Крылатского, впервые поставленная на горные лыжи своим старшим братом, Лиза Кожевникова под руководством тренера Заури Макиева стала победительницей трех этапов Кубка мира, Лина Черязова - серебряным призером. На одном из этапов Кубка Европы этого же года победу одержала еще одна ученица 3. Макиева - Марина Черкасова, серебряная медаль досталась Андрею Иванову. Наибольший успех выпал на долю чемпионки мира в акробатике Василисы Семенчук и ученика Михаила Васильева 20-летнего армейца из Чусового Сергея Щуплецова, который стал первым среди российских фристайлистов чемпионом мира в многоборье на трассах американского курорта Вэйне. Свой золотой дубль Сергей повторил и через год в австрийском Альтенмаркте. Балет как одна из разновидностей фристайла умер вовсе, а акробатика медленно, но верно чахнет. Игры в Солт-Лейк-Сити для снежных фокусников должны стать в этом смысле судьбоносным этапом.

С точки зрения логики, фристайл не намного младше горных лыж и возникнуть мог еще на заре ХХ века. По крайней мере, спорить с тем, что уже тогда многим хотелось сотворить на лыжах нечто большее чем банальный спуск с горы - достаточно глупо. Ну а само название и первые правила придумали в начале 70-х годов американцы. В Америке в это время показывать свое искусство владения горными лыжами было высокой модой. Фотографии и кинокадры, на которых красивые и отважные молодые люди крутили на лыжах сальто или ловко преодолевали ямы и бугры можно было видеть повсюду.

Что общего у лыжной акробатики, балета и могула - тогда никто не задумывался. Кто-то выделывал на лыжах танцевальные па, кто-то искал в горах максимально неровные спуски, чтобы поразить окружающих техникой прохождения этой трассы, а кто-то парил на лыжах с широко раскинутыми руками. "Фристайл" - свободный стиль, а значит позволено все. Иными словами - все, что не было похоже на обычный спуск на лыжах, было отнесено к фристайлу, хотя, возможно, правильнее было бы этого не делать. Однако у Международного лыжного союза было на этот счет особое мнение. По крайней мере, допустить, чтобы столь массовое движение развивалось стихийно, FIS не мог, и три горнолыжные дисциплины были объединены в одну семью и приняты в Союз в 1977 году. Что же касается путевки в большую жизнь, то ее каждый из видов фристайла получал отдельно.

Парадоксом последних 25 лет можно назвать безвременную кончину лыжного балета. Еще в 1992 году балет был на Олимпиаде в качестве показательного вида, а в позапрошлом году он оказался исключен из кубковой программы фристайла и фактически умер. Для нас это обстоятельство было весьма печально, поскольку именно в этой дисциплине россияне имели очень сильные позиции. Увы! По образному выражению старшего тренера акробатической группы сборной России Андрея Гребенникова, балет "закрыли" американцы, поскольку понимали, что ловить в нем им нечего. Акробатике повезло больше, в частности в СССР. Горнолыжный спорт в 70-е годы был у нас одним из популярных видов спорта, хотя, быть может, и не самым массовым. Зато по интеллектуальному уровню он считался одним из самых значительных. Кататься на горных лыжах было хорошим тоном, занятием интеллигентов. Оно-то и дало толчок зарождению у нас фристайла.

Старший тренер сборной России по акробатике Андрей Гребенников вспоминает:

Все начиналось с фотографий из зарубежных журналов. Мы видели красивые кадры высоких прыжков и пируэтов, которые делали на горных лыжах европейцы и американцы. Первые такие фотографии относились аж к 1936 году, когда первые смельчаки пытались сделать сальто или просто совершить красивый прыжок. Что же до нас, то первое сальто совершил в самом начале 70-х годов один любитель, полковник министерства обороны. Он не был горнолыжником (я и фамилию его даже сейчас не вспомню), а трюк этот сделал на Воробьевых горах, для своих знакомых. Ну а первое двойное сальто сделал ваш покорный слуга. Нас было тогда человек восемь энтузиастов, которые экспериментировали с горными лыжами. В 77-м в деревне Горки Дмитровского района на склоне сделали снежный трамплин, на котором я и сделал двойное сальто. Собственно, трамплином это можно было назвать довольно условно - была сооружена некая подбрасывающая поверхность в конце разгона.

Лыжный балет - одна из дисциплин фристайла, существовавшая до 1999 года, была исключена из программ официальных соревнований. Балет состоял из спуска по пологому склону под музыкальное сопровождение с демонстрацией элементов скольжения, шагов, вращений, прыжков.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лыжный балет" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фристайл. Фристайл Фристайл (англ. … Википедия

    Могул вид лыжного фристайла, состоит в катании на горных лыжах по бугристому склону (по буграм, или могулам) и выполнении прыжков на трамплинах. Содержание 1 Бугры (могулы) 2 Происхождение термина … Википедия

    Года 1 й чемпионат, прошедший в Тине (Франция) со 2 по 6 февраля 1986 года. Были разыграны медали в четырех дисциплинах могуле, акробатике, лыжном балете и в комбинации. Всего было разыграно 8 комплектов наград. Содержание 1 Результаты 1.1 … Википедия

    Года 2 й в истории чемпионат мира, прошедший в Оберхойце (Западная Германия) со 1 по 5 марта 1989 года. Были разыграны медали в четырех дисциплинах могуле, акробатике, лыжном балете и в комбинации. Всего было разыграно 8 комплектов наград.… … Википедия

    Года 3 й в истории чемпионат мира, прошедший в американском Лейк Плэсиде со 11 по 17 февраля 1991 года. Были разыграны медали в четырех дисциплинах могуле, акробатике, лыжном балете и в комбинации. Всего было разыграно 8 комплектов… … Википедия

    Года 4 й в истории чемпионат мира, прошедший в австрийском Альтенмаркте со 11 по 14 марта 1993 года. Были разыграны медали в четырех дисциплинах могуле, акробатике, лыжном балете и в комбинации. Всего было разыграно 8 комплектов… … Википедия

    Года 5 й в истории чемпионат мира, прошедший во французском Ла Клюза с 16 по 19 февраля 1995 года. Были разыграны медали в четырех дисциплинах могуле, акробатике, лыжном балете и в комбинации. Всего было разыграно 8 комплектов наград. Содержание… … Википедия

    Года 6 й в истории чемпионат мира, прошедший с 6 по 9 февраля 1997 года в японской Иидзуне, где год спустя прошли соревнования по фристайлу в рамках Олимпиады. Были разыграны медали в четырех дисциплинах могуле, акробатике, лыжном балете и в… … Википедия

    Года 7 й в истории чемпионат мира, прошедший с 10 по 14 марта 1999 года в швейцарском Майрингене. Из программы чемпионата была полностью исключена комбинация, но впервые состоялись соревнования по параллельному могулу. Кроме него были разыграны… … Википедия

    А; м. [англ. free вольный и style стиль] Спорт. Вид горнолыжного спорта, сочетающий в себе скоростной спуск на лыжах с элементами акробатики или балета. * * * фристайл (англ. free style, буквально свободный, вольный стиль), вид горнолыжного… … Энциклопедический словарь

» »

История фристайла и дисциплины

Очень красивый вид спорта фристайл (английский - freestyle), переводится как свободный стиль.
История фристайла ещё совсем молодая. Он родился в 60-е годы ХХ века в Европе. Поначалу это было просто развлечение. Вскоре фристайл стал популярным в Японии и Северной Америке. Впоследствии он стал официальным видом спорта, причём подразделялся на три разновидности.
Дисциплины фристайла : лыжная акробатика, могул и акроскинг (лыжный балет). По всем трём с 1978 г. проводится многоэтапный кубок мира.

Лыжная акробатика

Акробатический стадион состоит из горы разгона, платформы с несколькими различными по размеру трамплинами и крутого склона приземления. На соревнованиях спортсмены выполняют заранее заявленные прыжки, которые могут состоять из сальто, винтов, переворотов и других элементов. Специальная спортивная комиссия оценивает сложность прыжков и выставляет оценки за них. Самый сложный прыжок в лыжной акробатике, разрешённый на официальных соревнованиях это тройное сальто с четырьмя пируэтами. Хотя в 2000 г. на одном из коммерческих турниров Эрик Бергуст исполнил четверное сальто с четырьмя пируэтами.

Фристайл могул

Это состязание очень похоже на слалом. Отличается от него более короткой дистанцией - 250 м. - 300 м. Трасса здесь круче и по ней ритмично идут бугры. Участник выполняет спуск по трассе и в конце делает два прыжка. Фигуры в этой дисциплине делятся на одинарные, двойные и тройные прыжки. Оценивает спортсменов комиссия из семи человек. Оценки ставятся за технику и эстетичность спуска, а также за время его прохождения. Могул подразделяется на индивидуальный и параллельный (парный).

Акроскинг

В этой дисциплине спортсмены выполняют произвольную программу, в которую могут входить перевороты через палку, вращения и т.д. Судейская комиссия оценивает фигуры выполняемые спортсменами, технику и артистичность. В данной дисциплине участники выступают на гладком, некрутом и недлинном склоне.
Первый чемпионат мира по фристайлу состоялся в 1986 г. на савойском курорте Тинь. Произвёл он сумасшедший фурор у публики. Фристайл был впервые включён в программу олимпийских игр в 1988 г. в Калгари. С тех пор история фристайла стала заметно обогащаться.

Примерно через десять лет после признания горных лыж самостоятельным видом спорта некоторые энтузиасты начали экспериментировать в этом виде, резонно полагая, что он настолько молод, что в нем может таиться много неизведанного. Горнолыжник и альпинист доктор Руэль, преследуя единственную цель - популяризацию милых его сердцу горных лыж, увлекся разработкой необычных приемов управления лыжами при спуске с горы. Он первым подметил отдаленное сходство техники управления лыжами и коньками, на опыте убедившись, что лыжи на снежном склоне могут быть так же маневренны, как и коньки на льду. Результатом его изысканий стал неожиданный вывод: «Только танцы на лыжах привлекут к горным лыжам сотни тысяч последователей. Я верю: вскоре горные лыжи станут не менее популярны, чем футбол».

Пророческие слова. Правда, на одно из первых мест по массовости горнолыжный спорт вышел не только благодаря танцам. Тем не менее не приходится удивляться тому, что первая книга, полностью посвященная лыжному балету, увидела свет в далеком 1926 году в Германии (рис. 1). Она называлась «Новые возможности лыж», автором книги был доктор Фритц Руэль. В своей книге он впервые описал несколько сложных маневров на лыжах, которые сорок с лишним лет спустя легли в основу лыжного балета. Одним из самых элегантных маневров, предложенных Руэлем, было вращение на двух лыжах на 360° при одновременном спуске вниз по склону. Он дал название этому приему - вальсет. Другой маневр - спуск с горы змейкой со скрещенными ногами; третий - поворот направо на правой лыже с высоко поднятой свободной ногой, и некоторые другие упражнения. Почти все приемы были заимствованы из программы фигурного катания на коньках и считались в то время у фигуристов сложными элементами. В своей книге Руэль поместил рядом две фотографии - фигуриста и горнолыжника, выполняющих один и тот же прием. Поворот на одной ноге в положении «ласточка» получил название «поворот Руэля» (рис. 2), однако из-за созвучности фамилии автора приема и слова «король» (Reuel - royal) этот поворот зачастую называют «королевским».

В те годы книга о лыжном балете была воспринята как шутка или модная по тем временам литературная мистификация. Это и понятно: инвентарь и техника катания спортсменов были столь примитивны, что даже просто аккуратный и быстрый спуск с горы для многих лыжников представлял трудность. А рекомендации спускаться с горы, вращаясь волчком или на скрещенных лыжах, воспринимались как нелепость. Одним словом, книга не произвела революции в горнолыжном спорте, она слишком опережала свое время и прошла практически не замеченной.

Конечно, Руэль не мог в деталях предвидеть развитие этого вида спорта на много лет вперед, однако основные направления и особенности он определял достаточно точно. Например, он с уверенностью заявил на страницах своей книги, что после описания элементов лыжного балета развитие горных лыж можно считать окончательно завершенным.

Предприимчивые американцы переиздали его книгу на английском языке в 1929 году, однако и на Американском континенте она не послужила толчком для развития лыжного балета. Его время еще не пришло. Нужен был качественно новый подход к новым техническим средствам - стоя на длинных лыжах, ни о какой популярности лыжного балета говорить было нельзя.

В начале шестидесятых годов появилась технология изготовления лыж из новых современных высокопрочных материалов, сначала пластиковых, а затем металлопластиковых. Высокое качество лыж позволило обеспечить их прочность и устойчивость при значительно меньших размерах. В это время Клиф Тейлор и Дауг Пфейфер в США, Мартин Путчлер в Германии и Робер Бланк во Франции независимо друг от друга и почти одновременно приступили к обучению начинающих горнолыжников по новой методике на укороченных лыжах. В ходе обучения требовалось последовательно сменить три-четыре пары лыж, отличающихся по длине на 10-15 см. Все обучение продолжалось не более двух недель, но совершенствоваться можно было всю оставшуюся жизнь. Широкое распространение укороченных лыж, предназначенных для взрослых, открыло путь массовому увлечению фристайлом. Многие спортсмены с удивлением обнаружили, что на коротких лыжах они без особого труда выполняют те упражнения лыжного балета, которые практически невозможно было выполнить на длинных лыжах. Короткие лыжи оказались значительно маневренней и легче. С их появлением стремительно менялась и обогащалась техника исполнения лыжных балетных движений.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Изобретения Леонардо да Винчи: воплощение идей в реальность
Россия построит самые большие в мире танкеры-ледоколы, чтобы перевозить сжиженный газ с ямала Сколько газовозов в мире
Электрический самолёт Sunseeker Duo совершил первые полёты Самолет на солнечных панелях