Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Карта Ахтырки подробная — улицы, номера домов, районы. Ахтырка - архитектурное наследие — livejournal Ахтырка где

Перед вами карта Ахтырки с улицами → Сумская область, Украина. Изучаем подробную карту г. Ахтырки с номерами домов и улицами. Поиск в реальном времени, погода сегодня, координаты

Подробнее об улицах Ахтырки на карте

Подробная карта города Ахтырка с названиями улиц показывает все маршруты и объекты, в том числе ул. Батюка и Первомайская. Город расположен недалеко от . На левом побережье реки Ахтырка.

Для детального изучения территории всех районов достаточно изменить масштаб онлайн схемы +/-. На странице интерактивная карта города Ахтырка с адресами и маршрутами района, перемещайте её центр, чтобы найти улицы.

Вы найдете всю необходимую подробную информацию о местоположение городской инфраструктуры - магазины и дома, площади и дороги, шоссе и переулки. Возможность узнать расстояние и протяженность города, проложить маршрут по территории, поиск адреса. Ул. Фрунзе и Транспортная тоже в зоне видимости.

Спутниковая карта Ахтырки (Ahtyirka) с поиском Гугл ждет вас в своей рубрике. Вы можете воспользоваться поиском Яндекс, чтобы найти необходимый номер дома на схеме города и Сумской области Украины в реальном времени. Здесь


Духовная и архитектурная жемчужина города Покровский Кафедральный Собор 1753- 1762 гг.
Храм построен по приказу царицы Елизаветы в честь обретения Ахтырской Чудотворной иконы
Божьей Матери. Сначала считалось, что автором проекта был В.В. Растрелли (или во всяком случае
его мастерская), теперь, якобы, появились данные, что собор построен при участии архитектора
Д.В. Ухтомского. Многие, и я в том числе, склоняются к мысли, что он все таки был построен при
участии мастерской В.В. Растрелли, так как на проекте храма есть автограф одного из архитекторов,
который в то время работал с ним. Просто подрядчики изменили проект (мне кажется упростили)
и первоначальный проект практически не сохранился. Руководил работами архитектор С. Дудинский.

Рядом с Собором находится Введенская церковь, 1783 год. (она же колокольня Покровского собора).
В первом ярусе церковь, остальные предназначены для колоколов. Архитектор Ярославский П.А.
Раньше ее украшала красивая штукатурная лепнина, помню ее остатки, когда церковь еще в советское
время стояла в лесах. Но потом ее просто жутко поштукатурили, чтобы сохранить хотя бы кирпичную
кладку. Венчает церковь позолоченная статуя Андрея Первозванного.

С другой стороны собора Христорождественская церковь, 1825 год. Еще ее называют Графская.
Церковь построена на средства Графини Анны Родионовны Чернышевой. В 1748 году ее мать,
вдова баронесса Елизавета Богдановна Фон-Вейдель, урожденная Пассек, православная и набожная,
по дороге в Петербург сильно заболела в Ахтырке. Озабоченная участью своих юных детей, она
усердно молилась в храме перед чудотворной иконой об исцелении. Во сне ей явилась Божья
Матерь (это было 2 мая) и объявила, что через 5 дней женщина оставит земную жизнь, а посему
должна готовиться к смерти и имение раздать нищим. Больная напомнила Божьей Матери о
детях (две маленькие девочки), которых она должна оставить в малолетстве без пропитания.
На это был следующий ответ: «О детях твоих не заботься, Я буду для них попечительницей».
И повторено приказание - раздать имение, дабы совершались молитвы. Больная объявила о
виденном своему духовнику и другим лицам, а через 5 дней действительно умерла. Вскоре обе
ее малолетние дочери неожиданно были потребованы к высочайшему двору. Там они получили
воспитание и впоследствии были выданы в замужество: одна за графа Чернышева, другая -
за графа Панина. Обе графини до самой смерти, сохраняя благоговейное воспоминание о
чудесном устроении их судьбы, делали большие пожертвования для Покровского храма.
Графиня Анна Родионовна Чернышева построила вблизи Покровского храма каменный храм в
честь Рождества Христова с жилыми комнатами, где потом нередко проживала и где хотела
провести свои последние дни. В этой церкви были три очень ценных картины испанского
живописца Муриллье, в 19 веке уехали в Москву на реставрацию и не вернулись. После
закрытия в 60-х годах церковь была разграблена. Был здесь и автовокзал, и весовая мастерская,
и лаваши пекли. А сейчас денег пока только на крышу недырявую хватает.

Недалеко от соборного комплеска каплычка, на месте, где явилась Ахтырская Чудотворная икона
Божьей Матери. Кстати одна из ее особенностей в том, что Богородица на ней изображена с
непокрытой головой. Икона и сейчас почитаема в мире.

Спасо-Преображенская церковь, 1907 год. Архитектор В. Немкин. Раньше была еще и
колокольня, прямо над входом. Но она очень пострадала во время артобстрелов ВОВ,
и после войны ее остатки разобрали. Сейчас церковь медленно, но реставрируется.

На севере города есть Церковь Архангела Михаила, 1884 год. Архитектор неизвестен. Храм действующий.

Храм Георгия Победоносца (в городе его еще называют Юрьевская церковь). Архитектор В. Покровский, о котором более подробно я напишу немного дальше. Строился храм долго. Освятили в 1905 году. Долгое время в нем был склад,
а в 90-х храм передан прихожанам.


Рядом маленькая колоколенка.

Церковь Великомученицы Параскевы Пятницы в Бакировке основана в 1685 году. За свою долгую
историю пережила не одно восстановление и воссоздание (1712, 1801, 1864, 1901, 1903). Играла
важную роль в общественной жизни селения. До 1920 года в церкви находилась метрическая книга,
записи которой есть сегодня даже в фонде всемирноизвестной Библиотеки истории семьи (Солт Лэйк
Сити, США). Пятницкая церковь дошедшая до наших дней построена в конце XIX века (согласно
справочнику «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР [ПГА, т.4, с.17-18]:»),
по другим источникам (Филарет (Гумилевский Д.Г.). Историко-статистическое описание Харьковской
епархии) в 1903 году. Деревянная, на кирпичном основании, внутри оштукатурена, крестовая в плане,
пятисрубная, одноглавая, с пристроенной с запада колокольней и помещениями по сторонам. Переход
от четверика центрального сруба к восьмерику перекрытому высоким шатром с луковичной главкой, при
помощи парусов. Одной из особенностей памятника являются пятигранные окна в основном объеме и
прямоугольные трехстворчатые в каждой из граней восьмерика. Высокая двухъярусная колокольня напоминает
северные русские шатровые храмы.
Храм построен по проекту Владимира Николаевича Покровского, епархиального архитектора
Варшавско-Холмской и Харьковской епархий. Он же архитектор храма Георгия Победоносца. За свою
жизнь построил больше 60 храмов, за что был удостоен высоких наград от императора Николая II:
орден «Св. Анны» III, «Св. Станислава» II и III степеней, серебряная медаль в память царствования
императора Александра III, а также драгоценный перстень из рук самого государя. Деревянные храмы
В.Н. Покровского совершенно уникальны по своей архитектуре. При однотипном планировочном
решении, каждая из его деревянных церквей отличалась деталями и на первый взгляд они как будто
похожи, однако при более тщательном рассмотрении видно, что каждая из них несет в себе своеобразие
и неповторимость.
Пятницкая церковь в Бакировке единственное деревянное творение зодчего дошедшее до наших дней.
В 1989 году церковь закрыли из-за ее аварийного состояния. Обваленный купол, отсутствие стекол и
многочисленных деталей, прогнивший и рухнувший в подвал пол – в таком печальном состоянии
находится сейчас церковь. На сегодняшний день у жителей села Бакировка и настоятеля есть огромное
желание восстановить ее в первозданном виде.
Адрес церкви:
Церковь Великомученицы Параскевы Пятницы
ул. Набережная 99
с. Бакировка
Ахтырский район
Сумская область
Украина
42742
(для корреспонденции: Вадим Батюк (Пятницкая церковь), ул. Фрунзе 4, г. Ахтырка, Сумская область, Украина, 42700)
Настоятель Церкви Великомученицы Параскевы Пятницы: иерей Вадим Батюк

Денежные средства можно перечислять по следующим реквизитам (просьба четко указывать данные
в строке отправителя, для упоминания Вас в молитве и специальном памятном издании, которое
планируется выпустить после завершения возрождения церкви):

Еще в 1980-х церковь выглядела так

Майская поездка на северо-восток (часть 7)

Ахтырка оказалась бесконечно «длинным» городом, лежащим чуть в стороне от основной дороги. Вернее, окраины ее выглядели она скорее не городом, а цветущим зажиточным селом, застроенным ондо-двухэтажными добротными домами; однако это все-таки город и город немаленький – около 50 тысяч жителей, и центр его, в который мы попали позже, оказался вполне городским. Еще издалека мы увидели красную кирпичную церковь с забавными сферическими куполами, возвышающуюся над невысокими строениями долговязой колокольней – это церковь святого Михаила.

А поворота с трассы все нет и нет. Наконец мы свернули в центр, оставили позади промышленную зону и выехали на главную улицу. Обычный современный город, хоть и явно провинциальный, и, что характерно, ни одного гусара!

История Ахтырки началась несколько ранее создания знаменитого гусарского полка, хоть и древним город явно не назовешь. Первое упоминание встречается в 1641 году, когда здешние земли еще принадлежали Речи Посполитой. После Поляновского мира, заключенного между русскими и поляками в 1634 году, был подписан договор о размежевании земель, которое происходило затем в течении 1635-1648 годов, по этому договору Ахтырка отошла России. После этого сюда потянулись переселенцы. В начале 1650-х годов во времена царствования Алексея Федоровича Романова на берега Ворсклы в окрестности горы Ахтыр пришли 456 казачьих семей, бежавших с Правобережной Украины, многие из них, предположительно были выходцами с Волыни. Русские называли всех украинских казаков «черкасами», видимо, по названию города Черкассы, возле которого сосредоточены были основные казачьи войска Богдана Хмельницкого. Бежали они от притеснений польской шляхты. Как писали казаки вольновскому воеводе: «Пришли мы в прошлом году из дальних городов из-за Днепра… от разорения, от безбожных ляхов и от татар…и пришли в Вольновский уезд для городского строения». Российское правительство, которому принадлежала в то время Слобожанщина, вполне благосклонно отнеслось к «гостям», да и почему бы не приютить беженцев – земли то все равно пустуют. Кроме того, ряд поселений, быстро выросших на границе России и Речи Посполитой, вскоре стали надежной оборонительной линией на пути возможных вражеских вторжений. Первый Ахтырский казачий полк был сформирован в 1651-57 гг, первым полковником стал Иван Гладкий. В полк вошли казаки Мурафы, Богодухова, Колонтаева, Красного Кута, Рублевки, Котельвы и Коломака. Казачий полк поначалу состоял из пяти-шести сотен, а к концу 17 века их уже было 9.

Уже в 1654 году поселенцы построили деревянную крепость.

План Ахтырской крепости и окружающей слободы (1787 г)

Как писал в Москву олешнянский воевода, побывавший здесь: «Черкасы сделали в нашем заповедном лесу, на речке Ахтырке новый острог Ахтырский… Тот новый Ахтырский город и башни со всякими крепостями и то приказну избу и потребном коло города ров, надолбы с служивыми людьми и ахтырскими черкасами совсем сделали». В 1677 году, правда, деревянная крепость сгорела дотла, но ее быстро восстановили. Основное каменное строительство в городе началось только в 1787 году.

С момента создания полка, со второй половины 17 века, казаки исправно несли военную службу. Они участвовали во многочисленных походах против ногайских и крымских татар и турок, осуществляли пограничный дозор. В 1700г полк в составе войск фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева участвовал в походе против шведов, а в 1757 году во время Семилетней войны принимал участие в сражении при Гросс-Егерсдорфе против прусской армии Фридриха II. Во время Северной войны в 1707 году Ахтырку посетил царь Петр Первый.



Михайловская церковь

В мирное же время жители Ахтырки занимались охотой, рыбалкой, винокурением, пивоварением, пчеловодством, селитровым промыслом и земледелием. В начале 18 века здесь появилась первая в России табачная мануфактура, потом – несколько конезаводов, стекольный и кирпичный заводы.

Помимо Ахтырского полка на Слобожанщине сформировались еще четыре казачьих полка: Харьковский, Сумский, Острогожский и Изюмский. Подчинялись они в разное время различным российским ведомствам: Разрядному приказу, Посольскому приказу, Азовской губернской канцелярии, Белгородской губернской канцелярии Киевского уезда, Военной коллегии. В 1765 году казачью службу ликвидировали, переформировав Харьковский казачий полк в уланский, а Ахтырский, Сумский, Острогожский и Изюмский – в гусарские. Вскоре сохраненное на некоторое время внутреннее полковое самоуправление тоже отменили.



Ахтырские гусары

На тот момент Ахтырский полк насчитывал уже 13 сотен. Первым командиром Ахтырского гусарского полка был назначен граф Иван Михайлович Подгоричани (173?-1779), серб по происхождению. Гусарский полк продолжил доблестные казацкие традиции. Уже в 1768 году ахтырские гусары с успехом сражались с турками при Ларге, Кагуле и под Измаилом. В 1774 году в составе войск генерал-майора Суворова ахтырцы участвуют в осаде турецких крепостей Шумла, Рущук и Очаков . В 1794 гусары все с тем же Суворовым подавляют польское восстание Тадеуша Костюшко.

Незабвенной славой покрыли себя ахтырские гусары во время Отечественной войны 1812 года, участвуя во всех значительных сражениях. Имя Дениса Давыдова, знаменитого героя войны, поэта, отважного и дерзкого партизана, неразрывно связано с полком. Правда, в те времена он был еще подполковником и командовал батальоном, а командиром всего полка был князь Илларион Васильевич Васильчиков.


И.В.Васильчиков


Д.В.Давыдов

Давыдов сменил его на этом посту только в 1814 г, тем не менее, с 1912 года полк носил его имя. Вернее, он назывался 12-й Гусарский Ахтырский генерала Дениса Давыдова, Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны полк (последняя стала его августейшей покровительницей в 1901 году). С батальоном Давыдова связана одна оригинальная легенда. После взятия Парижа войска русской армии-победительницы готовились к торжественному императорскому смотру. Денис Давыдов нашел состояние мундиров своих гусар крайне плачевным, нужно было как-то выходить из положения. Полк стоял неподалеку от женского монастыря капуцинок, которые носили коричневые рясы. Коричневым же был и традиционный цвет мундиров ахтырских гусар. По приказанию Давыдова с монастырского склада были изъяты все запасы сукна, в кратчайшее время было сшито новое обмундирование.



Форма ахтырского гусара в конце 19 века

На смотре ахтырцы выглядели блестяще. Государь, до которого дошла эта занятная история, был весьма доволен бравым видом гусар Давыдова и приказал им и впредь носить коричневую форму. А гусары с тех пор во время веселого застолья третий тост всегда поднимали «За французских женщин, которые пошили нам мундиры из своих ряс!». История не очень правдоподобная, зато симпатичная.

С полком связано еще несколько известных имен – философа Чаадаева, и автора романсов Алябьева, служивших в полку, а также декабриста Артамона Муравьева, который в 1824 году был его командиром. В полку служили и дальние родственники поэта М.Ю.Лермонтова братья Владимир и Александр Лермонтовы.
Я уже упоминала вскользь Ахтырский полк, когда писала о Меджибоже . Небольшой городок на Волыни стал последним местом мирной стоянки полка в России.



Волынь. Ахтырский гусар демонстрирует мастерство наездника

Полк был переведен сюда в 1898 году, на территории старинной польской крепости разместился штаб и офицерское собрание. Отсюда в 1914 году в начале Первой мировой войны гусары отправились на фронт.
Во время Гражданской войны многие ахтырские гусары выступали на стороне «белых», а после поражения иммигрировали. На чужбине ахтырцы не теряли связь друг с другом, поддерживали они отношения и с княгиней Ольгой. Именно в ее доме в Торонто они отпраздновали в 1951 году 300-летие полка. В 1960 году во время похорон Великой княгини Ольги в Торонто у ее гроба стояли постаревшие ахтырские гусары, в этом печальном мероприятии принимали участие почти все оставшиеся в живых на то время ахтырцы.

Не только подвигами доблестных гусаров знаменита Ахтырка. Почти одновременно с казаками, в 1654 году сюда пришли 40 старцев во главе с игуменом отцом Иоаникием из разоренного Лебединского монастыря на Волыни. Они основали мужской монастырь, поначалу называвшийся Благовещенским. Первое время монахи жили в пещерах, а в 1671-76 годах была построена деревянная Благовещенская церковь, трапезная и кельи, тоже из дерева. В 1720 году, как я уже писала, соседний Тростянец Петр Первый подарил своему духовнику Тимофею Надаржинскому . В 1724 году благочестивый старец построил здесь на свои средства надежную каменную ограду монастыря и первый каменный храм – церковь святой Троицы. Тогда же монастырь был переименован в Свято-Троицкий. Здесь вскоре Надаржинского и похоронили. Сын его после смерти отца построил в монастыре еще одну церковь – Преображения господнего. В 1741 году была построена Петро-Павловская церковь и новые кельи.



Ахтырский Свято-Троицкий монастырь на изображении конца 19 века

Нескончаемый поток богомольцев принимал монастырь, когда сюда перенесена была из Ахтырского Покровского собора чудотворная икона Божьей Матери. Монастырь процветал. Как написал в 1852 году в своей книге Харьковский архиепископ Филарет Гумилевский: "Ахтырский Троицкий монастырь, после Святогорского, первый по красоте своего месторасположения. В 4 верстах от Ахтырки к северу стоит гора круглая, как шатер, покрытая зеленью, как вековой свежий дуб. При подошве ее вьется Ворскла и обтекает ее почти кругом. На этой-то скале недавно восстановлен монастырь, один из древнейших в Украине". Архиепископ упоминает второе рождение монастыря, после его закрытия в 1787 указом Екатерины Второй. Тогда стены, кельи и трапезную разобрали на кирпич, а собор превратили в обычную приходскую церковь для жителей окрестных сел.



Торжественная церемония повторного открытия монастыря в 1842 году (литография того времени)

Повторно монастырь был закрыт большевиками в 20-х годах 20 века; большинство построек были разрушены. До наших дней сохранилась только одна обшарпанная колокольня. Совсем недавно началось третье возрождение монастыря. Построены новые храмы и кельи, возобновились службы, вот только прекрасные старинные строения, построенные некогда на щедрые пожертвования людей, влиявших в свое время на судьбы России, мы сможем теперь увидеть только на картинках.

Интересна Ахтырка и своими архитектурными памятниками. В первую очередь, это прекрасный Покровский собор, стоящий в самом центре города.



Покровский собор



Покровский собор

Прямо за собором раскинулся… городской стадион, уродливо выставивший свои черные осветительные вышки позади изящных колоколен бароккового чуда. Да и ну их – красоту ничем не испортишь! Златоглавый собор окрашен в нежно-салатовый цвет и похож на гордый корабль.

История его весьма создания интересна.
Когда-то неподалеку отсюда стояла деревянная Покровская церковь. 15 июля 1739 года алтарный служитель церкви отец Даниил (Даниил Васильевич Полянский) вышел за ров бывшей крепости с новой косой накосить травы. Взмахнув пару раз косой, он увидел вдруг чудесное сияние, поднимающееся от земли – это была икона, на которой изображена была Богородица. Это довольно редкий лик – Божья Матерь с непокрытой головой. Найденную икону долгие 16 лет исследовали, и, наконец, решением Священного Синода и указом Императрицы Елизаветы Петровны она была признана чудотворной: исцеляла она, якобы, разные хвори – трясавицу (малярию), одержимость, «ломоту в суставах», бесплодие и прочие пренеприятные заболевания. Елизавета, слывшая особой весьма набожной, хоть и не безгрешной, приказала на месте обнаружения иконы (в 80 метрах от маленькой деревянной Покровской церкви) возвести Покровский собор, непривычно огромный для такого небольшого селения.



Копия иконы Ахтарской Богоматери

Старую церковь продали пастве села Дорогоща вместо сгоревшей. Предполагают, что проект собора принадлежит самому Бартоломео Растрелли, любимому архитектору императрицы. По другим данным, замысел собора принадлежит Ухтомскому. Словом, с уверенностью сказать, кто именно создал проект, сложно; однако детище его получилось на славу. Как говорится: «автору респект и уважуха». Строительство собора было долгим и трудным, связанным с множеством промахов и недоразумений. Поначалу воплощение проекта поручили местному подрядчику Григорию Зайцеву, каменщику родом из крепостных. Надсмотр за работами должен был осуществлять петербургский архитектор Степан Дудинский, однако он появлялся в Ахтырке «наездами». Строительство начали 25 апреля 1753 года в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны. По этому случаю в Ахтырку прибыл доверенный императрицы Федор Каченовский - похоже, тот самый бывший певчий, получивший в дар земли в Черниговской области, на которых позже появилась усадьба Качановка . Как известно, Елизавета Петровна питала слабость к мужскому пению; обладатели приятного голоса при ней достигали невиданных высот карьеры.

Каменщиков привлекли местных, а маляров выписали из Москвы. Основной строительный материал – кирпич, изготавливался на местном заводе, а листовое железо для кровли везли из Тулы. К сожалению, местный подрядчик не справился с работой. После нескольких лет строительства стало понятно, что восьмерик сложили не правильно и постройка грозит развалиться при первом же сильном порыве ветра. Срочно вызвали Дудинского, он дал необходимые указания и снова уехал; собор начали перестраивать. Переделки снова были сделаны неудачно, в своде появилась трещина, которую заделывали соломой. Местных строителей разогнали, незадачливого Зайцева упекли в острог, из Москвы прислали 20 мастеров-каменщиков и нового подрядчика, однако и они не справились с работой – купол дал мелкие трещины. Немедленно вызвали Дудинского, который получил строгое указание не покидать Ахтырку, пока основные работы не будут закончены, и только после этого собор удалось достроить. Потребовалось для этого еще 8 лет, строительство длилось в общей сложности 15 лет! На него было потрачено 32 968 рублей, что составляло по тем временам поистине огромную сумму. Иконостас вырезал из дерева местный мастер Сысой Зотович Шалматов; роспись его осуществил художник Саблуков, а гравировальные работы делал ахтырчанин Григорий Федорович Сребреницкий; их творение до наших дней не сохранилось.
До 1844 года в соборе находилась чудотворная икона Ахтырской Богоматери, затем ее передали в Ахтырский Свято-Троицкий монастырь. В 1903 году икона была отправлена в Петербург на реставрацию, однако по дороге бесследно исчезла. За годы ее нахождения в Ахтырке с нее было сделано 20 копий, одна из которых до сих пор находится в соборе. Говорят, оригинал совсем недавно был обнаружен в Канаде в частной коллекции.
Соборная площадь, на которой стоит Покровский собор и его комплекс – место шумное и оживленное. На довольно широкой площадке расположено несколько храмов, являющихся архитектурной доминантой и символом города. Рядом с величественным собором возвышается храм-колокольня – Введенская церковь. Ее строительство начали в 1774 году, проект принадлежит харьковскому архитектору Петру Антоновичу Ярославскому.



Введенская церковь-колокольня

Колокольню строили тоже очень долго – 10 лет. Она представляет собой трехярусную звонницу, каждый «этаж» которой украшен колоннами разного типа: 1й – дорическими, 2й – ионическими, 3й – коринфскими. Купол украшает 4-хметровая фигура Андрея Первозванного, небесного покровителя Ахтырского полка, сделанная из дерева, покрытого тонкими листами позолоты. После революции скульптуру сбросили наземь, но она не разбилась. Верующие тайно припрятали ее, в наше время свято вернули на полагающееся место.
Позади и слева от Покровского собора построена еще одна церковь – Крестовоздвиженская, или, как по старой памяти ее называют местные жители, – Графская церковь.



Крестовоздвиженская (Графская) церковь

Это название очень подходит постройке в стиле классицизма, от которой веет каким-то провинциальным помещичьим очарованием. Построена на средства графини Анны Родионовны (Иродионовны) Чернышевой, женщины удивительной судьбы, неразрывно связанной с Ахтыркой. Родилась она в семье генерал-майора а Иродиона Контдатьевича фон Веделя и Анастасии Богдановны Пасек, старшая из двух дочерей. Прожила она долгую жизнь, занимала весьма высокое положение в обществе, была уважаемой фрейлиной, а затем и статс-дамой при Петре ІІІ, Екатерине II, Павле I, Александре I и Николае I, правда, после смерти мужа, графа Захара Григорьевича Чернышева, отдалилась от двора и жила в своих провинциальных имениях, в основном, в Чечерске. С небывалым возвышением Анны Раодионовны связана легенда. В 1762 году мать ее, Анастасия Богдановна путешествуя с обеими дочерьми, остановилась в Ахтырке. Там ее настигла тяжелая болезнь. Проснувшись рано отром, раз сообщила она своему духовнику, что во сне явилась ей Богородица и сообщила, что больная умрет через пять дней. О дочерях просила не беспокоиться, пообещав опекать их. Предзнаменование сбылось – маменька Анны Родионовны скончалась через пять дней. Осиротевшие девушки были представлены ко двору, где им пожалованы были фрейлинские шифры. Обе позже удачно вышли замуж и прожили долгую жизнь.
Анна Родионовна отличалась крепким телосложением и крутым норовом. Периоды капризов и самодурства у нее сменялись «приступами» исключительного благочестиея и набожности. О ней сохранилось множество легенд и анекдотов, записанных со слов ее близких. Так, узнав о том, что ее камеристка хочет выйти замуж за любимого человека, графиня в гневе запретила это и насильно выдала ее за того, кого сама посчитала нужным. Еще один ужасный поступок заставил саму графиню горестно каяться всю жизнь – она приказала как-то закрыть на чердаке в лютый зимний мороз двух провинившихся дворовых девочек; и бедняжки замерзли насмерть. А во время нашествия Наполеона, когда графиня, пребывающая в то время в уже весьма преклонных годах, проживала в своем Смоленском имении, ее дом хотели ограбить французские солдаты. Рослая и величественная, грозная статс-дама с голубой орденской лентой на груди вышла к ним и устроила такой «разнос», пригрозив добраться до самого Наполеона, что незадачливые ворюги в страхе ретировались, бормоча извинения. Она неоднократно принимала у себя в гостях самих императоров и членов их фамилии, анонимно занималась благотворительностью и много денег жертвовала на монастыри и храмы. (Изображения графини и архивные фото ахтырских храмов можно посмотреть здесь: http://community.livejournal.com/arch_heritage/5827.html ). Крестовоздвиженскую церковь она построила как семейную, пожелала иметь в ней несколько жилых комнат, где проводила много времени в молитвах. После революции в храме были весовая мастерская, автовокзал (?!), пекарня-«лавашня». Сейчас церковь на реставрации.
Через дорогу от старинных церквей построен еще один красивый храм, - Спасо-Преображенская церковь, которой немногим более 100 лет. Автор проекта - уже известный нам Владимир Христианович Немкин, который возвел Вознесенскую церковь в Тростянце . Церковь очень красивая, хоть и изрядно «потрепанная».



Спасо-Преображенская церковь

Симпатичную постройку в русско-византийском стиле сейчас потихоньку реставрируют. В советское время в помещениях церкви располагалась спортивная школа и спортзал ПТУ. Колокольню собора, возведенную по замыслу Немкина, разобрали.
На площади у своей машины мы легко перекусили прихваченной снедью и «полюбовались» сохранившимся памятником Революционерам Ахтырки. Скульптурный «шедевр» изображает двух особ (кажется, разнополых), не отличающихся тонкостью черт.



"Говорила тебе, подонок, - закусывай!"

Одно из суровых существ, по некоторым признакам напоминающее женщину, со злобной физиономией тащит на себе второе, больше смахивающее на мужчину. Очень похоже на семью люмпенов, возвращающихся с пьянки. По всей видимости, уроды должны олицетворять собой смертельно раненного бойца революции, нежно поддерживаемого боевой подругой.
Проехали мы и к еще одной церкви – той, кирпичной, что видели с дороги. Носит она имя Архистратига Михаила и возведена в конце 19 века. Пока мы шастали вокруг с фотоаппаратами, невысокий пожилой толстяк, вылезший из «копейки» и таскающий из багажника какие-то ящики в расположенный рядом магазин, мимоходом наблюдал за нами.



Михайловская церковь



Ахтырка на старом фото

Мы осмотрели основные достопримечательности, которые помечены в путеводителе. А еще в Ахтырке есть симпатичная старая церквушка на кладбище и деревянная церковь где-то на окраине (можете посмотреть здесь: http://community.livejournal.com/arch_heritage/5494.html ). Их я, надеюсь, когда-нибудь увижу, если еще раз буду проезжать через этот приятный город. До свидания, Ахтырка!

Использована информация Википедии, Городского портала Ахтырки,

Город, р.ц., Сумская обл., Украина. В 1646 г. упоминается как сл. Ахтыр, в 1654 г. Новый Ахтырский городок. Название по расположению на р. Ахтырка (лп Ворсклы). Гидроним от названия высокого кургана Ахтурь (Ахтырь) из тюрк, ак (ах) … Географическая энциклопедия

Город на Украине, Сумская обл. Железнодорожная станция. 52,0 тыс. жителей (1991). Заводы: сельскохозяйственного машиностроения, медицинской мебели и др.; легкая, пищевкусовая промышленность. Основан в 1641. В районе Ахтырки добыча нефти и газа … Большой Энциклопедический словарь

Город в Украине. Железнодорожная станция 52 тыс. жителей (1991). Заводы: сельскохозяйственного машиностроения, медицинской мебели и др.; лёгкая, пищевкусовая промышленность. Основан в 1641. В районе Ахтырка добыча нефти и газа. * * * АХТЫРКА… … Энциклопедический словарь

Ахтырка - город, р.ц., Сумская обл., Украина. В 1646 г. упоминается как сл. Ахтыр, в 1654 г. Новый Ахтырский городок. Название по расположению на р. Ахтырка (лп Ворсклы). Гидроним от названия высокого кургана Ахтурь (Ахтырь) из тюрк, ак (ах) белый, тур… … Топонимический словарь

Город, центр Ахтырского района Сумской области УССР, конечный пункт ж. д. ветки, отходящей от ст. Кириковка, на линии Сумы Люботин. 39,7 тыс. жит. (1968). Предприятия металлообрабатывающей, машиностроительной (завод с. х. машин)… … Большая советская энциклопедия

Уездный г. Харьковской губ. при оз. Белом и р. Ахтырке, 50°20 с. ш. и 4°35 в. д., в 3 х верстах от р. Ворсклы, близ большого ее колена; в 17 вер. станция А. Харьково Николаевской железной дороги. Город расположен в местности очень низменной (55… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ахтырка - 303421, Орловской, Колпнянского … Населённые пункты и индексы России

Ахтырка: Россия Ахтырка село в составе Рассказовского района Тамбовской области Ахтырка деревня в составе Сергиево Посадского района Московской области Украина Ахтырка город в Сумской области, административный центр Ахтырского района Ахтырка… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ахтырка (значения). Деревня Ахтырка Страна РоссияРоссия … Википедия

Книги

  • Великие мастера. Аполлинарий Васнецов , Аполлинарий Васнецов (1856-1933) родился в Вятской губернии в семье сельского священника, учился в духовном училище и, видимо, брал первые уроки рисования у своего старшего брата, который,… Категория: Отечественные художники Серия: Галерея русской живописи Издатель: Белый город ,
  • Судьбы скрещенье. Воспоминания , Берковская Елена Николаевна , Воспоминания Елены Николаевны Берковской историка, библиографа, дочери философа Н.А.Сетницкого, охватывают три десятилетия. Жизнь на`осколке Вселенной`, в русском Харбине 1920-х-первой… Категория: Биографии, мемуары и беллетристика Издатель: Возвращение , Производитель:
Город Ахтырка находится на территории государства (страны) Украина , которая в свою очередь расположена на территории континента Европа .

В каком регионе (области) находится город Ахтырка?

Город Ахтырка является частью региона (области) Сумская область.

Характеристикой региона (области) или субъекта страны является обладание целостностью и взаимосвязью её составных элементов, в том числе городов и других населённых пунктов, входящих в состав региона (области).

Регион (область) Сумская область является административной единицей государства Украина.

Численность населения города Ахтырка.

Численность населения в городе Ахтырка составляет 49 721 человек.

Год основания г.Ахтырка.

Год основания города Ахтырка: 1641 год.

Телефонный код города Ахтырка

Телефонный код города Ахтырка: +380 5446. Для того, что позвонить в город Ахтырка с мобильного телефона, необходимо набирать код: +380 5446 и затем непосредственно номер абонента.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Путеводитель по Фигересу: как добраться, на что посмотреть, где отдохнуть, шоппинг и отзывы
Куда сходить в Ханье и что посмотреть?
Где находится Бангладеш на карте мира?