Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что делают проводницы. На что живут проводники. Требования к претендентам

У проводника поезда дальнего следования есть должностная инструкция, в которой прописано множество обязанностей. Большая часть касается технического обслуживания вагона, но и касающихся обслуживания пассажиров обязанностей тоже немало.

Проводник встречает пассажиров у входа в вагон и проверяет наличие билетов. Если билет с электронной регистрацией, то предъявлять проводнику распечатанный посадочный талон не нужно. Списки пассажиров, прошедших электронную регистрацию, выдаются проводникам за час до отправления поезда с начальной станции. Это или бумажный список, или электронный девайс. Проводник обязан следить, чтобы до отправления поезда в вагоне не осталось провожающих. После отправления поезда проводник проходит по вагону и собирает корешки бумажных билетов.

Проводник - хозяин вагона. Он обязан следить, чтобы вагон был чистым. Например, убираться в туалетах нужно 4 раза в день, влажную уборку в вагоне делать дважды, пылесосить - по мере необходимости. В туалетах должны быть мыло и бумага, их наличие проводник обязан проверять каждый час. Кстати, если в вагоне туалеты старой системы, то они закрываются за полчаса до прибытия на станцию.

Постельное белье, как правило, уже включено в стоимость билета. Комплекты должны дожидаться пассажира на его месте. Застилать постель тоже обязан проводник, но только по просьба пассажира. Приоритет в этой услуге у инвалидов, пожилых людей, беременных женщин и пассажиров с детьми. Также проводник обязан установить и закрепить ремни безопасности на второй полке по просьбе пассажира. Одеяло можно требовать в любое время года - оно входит в состав комплекта постельного белья. Проводник может заменить вам белье на новый комплект за отдельную плату. Самое удивительное открытие для всех пассажиров плацкартных вагонов - сдавать белье проводнику не нужно! Да, многие проводники за полчаса до прибытия поезда на конечную станцию требуют, чтобы все пассажиры сдали белье. Однако пассажиры не должны этого делать - следить за сохранностью комплектов, а также собирать их и сдавать в прачечную - непосредственная работа проводника.

Титан в поезде должен быть всегда горячим. Кофе, чай и кондитерские изделия проводник должен предлагать 3 раза в день, услуга эта платная. В спальных вагонах и вагонах фирменных поездов чай можно требовать в любое время. Навязывать свои услуги проводник не должен, равно как и требовать купить у него лотерейные билеты. В купе проводников должен находиться швейный набор и аптечка, которыми пассажир может пользоваться бесплатно.

Проводник следит за порядком в вагоне и за соблюдение пассажирами норм поведения. Он имеет право вызвать транспортную полицию, если кто-то из пассажиров ведет себя неадекватно или находится в состоянии алкогольного опьянения.

Подробности Обновлено: 17.01.2020 15:57

Проводник поезда – это сотрудник железной дороги, обслуживающий пассажирский вагон.

Он следит за чистотой, работает с пассажирами и с техническим оборудованием: вентиляцией, отоплением, электро- и водоснабжением.

На сегодняшний день устроится проводником достаточно просто. Можно работать как на местных рейсах (в пути менее суток), так и на рейсах дальнего следования (в пути более 24 часов).

Профессия сложная как физически, так и психологически, поэтому многие увольняются, не выдерживая нагрузки.

История профессии

Профессия проводник поезда возникла одновременно с пассажирским железнодорожным сообщением. Людям этой специальности предписывалось рассаживать пассажиров, проверять билеты.

В СССР работа проводником поезда пользовалась популярностью. Одних она привлекала возможностью попутешествовать, увидеть разные уголки страны, других – шансом заработать.

Сейчас, как и раньше, она притягивает многих налетом романтизма и возможностью ежедневно получать новые впечатления.

Особенности профессии

Профессия проводник поезда относится к востребованным. Устроиться на должность может как студент, так и человек пенсионного возраста, главное, чтобы это позволяло состояние здоровья.

Проводники, как и другие железнодорожники, имеют право на бесплатный проезд в ж/д транспорте, отдых в санатории и другие льготы.

Эта работа достаточно сложная, ведь смена может длиться несколько дней, спать приходится немного и урывками, жить в крошечном помещении с напарником, условия работы не самые лучшие, а ответственность большая. Кроме того, в пути приходится сталкиваться с самыми разными людьми.

Еще один минус работы проводником поезда – долгое отсутствие дома, нередко приходится пропускать праздники в кругу семьи.

Обязанности

Задолго до того, как пассажиры начнут заходить в поезд, проводники начинают свою работу. Они участвуют в планерках, получают продукты, постельное белье и прочее, убирают вагон.

В пути проводник следит за размещением пассажиров, обеспечивает их бельем, чаем, кондитерскими изделиями, информирует о прибытии на станции, по графику производит уборку вагона, контролирует работу вентиляции, электрооборудования, освещения, отопления, если потребуется, оказывает первую медицинскую помощь, помогает пенсионерам и людям с ограниченными возможностями. Также в обязанности проводника входит следить за поведением пассажиров, соблюдением правил.

В случае нарушения общественного порядка производится высадка на ближайшей станции или вызов полицейских, которые находятся в поезде.

Важные качества

Проводник поезда – это физически крепкий и здоровый человек, умеющий работать как в команде, так и самостоятельно, способный быстро принимать взвешенные решения в стрессовой ситуации, анализировать и систематизировать информацию.

Также для проводника важны:

  • пунктуальность;
  • коммуникабельность;
  • ответственность;
  • тактичность;
  • организованность;
  • быстрая реакция;
  • внимательность;
  • четкая речь;
  • трудолюбие.

Очень важно уметь сохранять спокойствие в случае конфликтов и находить общий язык с разными людьми.

Навыки и знания

Проводнику требуется знать основы строения вагона и экипировку, разбираться в системе отопления и электрооборудовании, средствах пожаротушения. Кроме того, ему необходимо уметь работать с документами, заполнять таможенные декларации. Нелишними будут знания в области психологии и конфликтологии. На международных рейсах требуется владеть иностранным языком.

РЖД вакансии Москва проводник Москва до 40 000 рублей – особенности работы и трудоустройства. Что необходимо и стоит ли идти работать проводником в столицу.


Данная специальность полна романтики и домыслов обывателей, но, к сожалению, реалии оказываются куда печальнее. Зарплата проводника в Москве действительно летом может достигать 40-50 тысяч рублей, но это в пик сезона отпусков и на хорошем направлении. Зимой и на плохом направлении, когда наката нет, могут заплатить и 5 тысяч рублей. В общем, романтика, конечно, имеется, но вот стабильности в плане зарплаты тут не будет никогда. В то же время данная специальность относится к категории и устроиться на нее достаточно легко.

Если летом получится сесть на хорошее направление вроде Сочи или Анапы, будет возможность еще и изредка купаться в море. Кстати, проводники плацкартных, сидячих и купейных вагонов получают одинаково, однако, в купе работать гораздо легче. Меньше народу – меньше мороки, хотя тут очень многое зависит от контингента. Мыть туалеты проводнику придется, но дело это не такое сложное – обычно все это ограничивается выливанием ведра воды с хлоркой. Еще одна проблема – зимой, когда выдают мало топлива и нужно с умом протапливать салон вагона.

И, наконец, последний минус – продажа чая и всякой ерунды. Выдается эта дрянь из расчета на каждого пассажира и, если ее не продать, придется самому возмещать разницу. Хотя некоторые проводники умудряются довольно неплохо наторговывать снедью, которую покупают за свой счет.

Как устроиться?

Часто объявления про РЖД вакансию в Москве проводником не пишут, но это не означает, что люди не нужны. Идете в ближайший к вашему дому вокзал и спрашиваете, где там находится вагонный отдел. Либо – отдел по работе с персоналом. С собой нужно взять диплом, трудовую, паспорт. Начальник отдела кадров проведет с вами маленькое собеседование, на котором выяснит, что вы не псих, а адекватный добродушный человек. После этого вас направят на обучение – трехмесячные курсы.

После курсов вам присвоят третью категорию и распределят на работу. Четвертую категорию, которая подразумевает хорошую зарплату, можно будет получить в процессе работы, сходив на курсы повышения квалификации и отъездив какое-то количество часов наката. С 4-й категорией можно претендовать на фирменные поезда, где и ездить комфортнее, и оплата самая высокая.

Устроиться проводником в Москве можно и летом, когда увеличивается количество поездов. В принципе, работа в этом плане очень хорошая – летом ездишь, зимой где-то в другом месте трудишься.

Так что РЖД вакансии Москва проводник предполагают хотя и нелегкие перспективы, но интересную и, при определенных условиях, работу с достаточно высокой заработной платой.

Работа проводницей поездов - непростая, но интересная профессия. У многих с детства есть такая мечта - работать проводником. Профессия овеяна романтикой и фантазиями. Наверняка у каждого найдется своя оригинальная история про проводницу поезда.

Устроиться на эту должность может любой совершеннолетний гражданин, даже не имеющий высшего образования. Что это за профессия, чем она привлекательна и сложна, речь пойдет далее.

Качества, которыми нужно обладать

Чтобы пойти работать проводником, важно иметь определенные личные качества:

Преимущества и недостатки профессии

У проводника, как и у всех профессий, есть свои преимущества и недостатки. К плюсам можно отнести:

  • нужность профессии в обществе;
  • высокая на фирменных поездах;
  • нет ограничений по возрасту;
  • большое количество разнообразных льгот.

Минусами профессии являются:


Где и как обучиться

Чтобы узнать о вакансии проводницы поездов, нужно связаться с ближайшим отделением железнодорожного вокзала.

Подготовкой кадров, выполняющих обслуживание вагонов, занимается пассажирское депо. Для устройства необходимо обратиться в отдел кадров с документами. Обычно в перечень нужных документов входят:

  • паспорт;
  • аттестат или диплом;
  • трудовая книжка;
  • заявление, которое можно написать на месте.

После принятия документов назначается собеседование с сотрудником отдела кадров или руководителем. На собеседовании важно показать себя открытым, общительным человеком без вредных привычек. Если удалось произвести такое впечатление и кандидатуру одобрили, соискателя направляют на обучение.

Подготовка проводницы поездов длится три месяца, учеба проводится ежедневно, полный 8-часовой день, кроме выходных. Как только обучение закончено, проводятся экзамены. Сначала принимают Затем будущую проводницу поездов направляют на практику - в первый рейс в паре с квалифицированным сотрудником. В рейсе ученик ведет дневник, где записывает все события пути. Его нужно будет сдать в центр обучения. После поездки сдается итоговый экзамен с билетами. При сдаче экзамена на оценку более трех баллов ученик считается зачисленным в штат.

По итогам обучения проводнику выдают свидетельство о прохождении курса. Кроме него для устройства на работу потребуется прохождение медкомиссии и получение санитарной книжки, а также аттестация по безопасности трудовой деятельности. Все документы предоставляются в отдел по работе с персоналом.

Этапы карьеры

Сразу после окончания обучения проводница поездов имеет третий квалификационный разряд. А всего их четыре. Первые два - у уборщиков пассажирского состава. Третий и четвертый - для проводников. Четвёртый можно получить после повышения квалификации. Такие проводники обычно работают в

Проводница поезда может вырасти по карьерной лестнице до Для этого нужно высшее образование или прохождение курсов бригадиров. Чуть ниже после бригадира - механик поезда, но эта должность предназначена только для мужчин.

Предусмотрены и такие карьерные ступени, как руководитель смены, начальник вокзала.

Начало работы

После обучения проводник готов приступить к работе. Ему выдают специальную форму, которую необходимо содержать в чистоте и порядке. Фото проводницы поезда ее демонстрирует.

В начале первой рабочей смены нарядчик формирует бригаду. Проводника могут спросить, какое направление для него предпочтительно. Возможно, желание учтут, но это совсем необязательно.

Рейсы бывают:

  • дальние (более 24 часов);
  • местные (до 12 часов).

График обслуживания местных поездов - 10 рабочих дней, затем 10 выходных. В вагонах дальнего следования график определяется количеством дней в рейсе.

Перед отправлением рейса собирается планерка, где зачитываются необходимые документы для проводников и проверяется их готовность к рейсу. На планерке сообщают комплектацию бригад, проводят инструктажи, просят расписаться в необходимых журналах.

В рейсах, пересекающих границу, проводнице нужен загранпаспорт.

На планерке проводнице присваивают вагон, в котором ей нужно будет работать. Попав в свой вагон, проводник встречает там сотрудника, который отработал смену и собирается уйти домой. Осуществляется приемка вагона. Учитывается каждая мелочь, ведь проводник лично отвечает за весь вагон.

В определенный час проводник начинает посадку. Здесь ему важно действовать строго по инструкции. Если пассажиры выражают недовольство, проводник не может пойти им навстречу, поскольку ограничен инструкцией.

Также нужно проявлять большую внимательность при работе с билетами. За любые промахи в работе предусмотрены штрафы, так что в интересах проводника все соблюдать и быть ответственным.

Функции проводника

Работа проводницы включает два направления. Первое - это сервисная работа с пассажирами. Сюда входят:

Второе направление обязанностей связано с обслуживанием вагона. Проводник обеспечивает внешнюю и внутреннюю чистоту вверенного ему вагона. Дважды в сутки выполняется влажная уборка вагона, четырежды - в туалетах. Убирается мусор. По приходе вагона на станцию проводница протирает поручни, грузит уголь в поезд.
Зимой проводники очищают вагон от наледи, а также размораживают с помощью кипятка унитаз и умывальник. В их обязанности входит и поддержание нужной температуры в вагоне.

У проводника материальная ответственность за все вверенное ему имущество (посуду, постель, весь инвентарь для работы), а также за все поломки и повреждения в вагоне.

Заработная плата

Уровень проводницы зависит от количества отработанных часов. На месяц установлена норма в 176 часов. Добавочно могут начисляться коэффициенты, премии и прочие дополнения. В среднем проводник зарабатывает от 10 000 до 25 000 рублей в месяц. Зимой средняя заработная плата - 15 000 рублей, в летний период - 25 000 рублей.

Есть и такие сотрудники, которым удается получить до 55 000 рублей за месяц, но это скорее исключение, чем правило.

Льготы

Несмотря на низкий уровень оплаты труда и высокую загруженность на рабочем месте, многие стремятся идти работать на железную дорогу. Это связано прежде всего с льготами, которыми обладает каждая проводница поездов дальнего следования, ну и проводники, конечно же.

К ним относятся:

  • бесплатная доставка от депо к станции, ближайшей к месту проживания;
  • ежегодно льготный железнодорожный проезд для себя и двух несовершеннолетних детей в оба конца;
  • один проезд в оба конца по своей дороге.

Профсоюз может наградить направлением на лечение, а также лагерной путевкой для детей. Проводники получают бесплатную медицинскую помощь в специальных железнодорожных больницах. В трудных ситуациях компания может оплатить лечение сотрудника.

Каждые пять лет предусмотрены хорошие премии за верность выбранному делу. Они могут составлять 3-4 ежемесячных оклада.

После выработки в 20 лет и более проводник, идущий на пенсию, также обладает правом льготного проезда по железной дороге.

Если вас по-прежнему интересует работа проводницей поезда, вакансии всегда открыты, стоит лишь захотеть.

Что же должен или не должен делать проводник РЖД или других пассажирских компаний-перевозчиков в пути следования поезда? На это существуют строгие инструкции, выдержки из которых мы и предлагаем вам. Изучите внимательно обязанности проводника, чтобы ваша поезда не была омрачена нестандартными ситуациями.

В пути следования пассажирского поезда проводник обязан:

  • закрепить на двери служебного купе табличку с фамилией, именем и отчеством дежурного проводника;
  • поддерживать постоянную чистоту и комфортную температуру воздуха в пассажирском помещении вагона согласно Санитарным правилам содержания пассажирских вагонов в пути следования;
  • следить за состоянием внутреннего оборудования и правильным положением межвагонных переходных площадок;
  • не менее двух раз в сутки производить влажную уборку в пассажирском вагоне, а в туалетах по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательной обмывкой полов в соответствии с Санитарными правилами содержания пассажирских вагонов в пути следования;
  • мыть полы в вагонах с электроотоплением только после отключения печей отопления; в вагонах с комбинированным отоплением разрешается мыть полы, кроме полов котельного отделения, без отключения нагревательных элементов котлов отопления;
  • не менее трех раз в сутки с 8 до 10, с 15 до 17 и с 20 до 22 ч по местному времени обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями, а в фирменных поездах и вагонах СВ всех категорий — по просьбе пассажиров в любое время суток; при обслуживании пассажиров проводник должен быть в белой куртке или белом переднике;
  • поддерживать наличие в кипятильнике горячей, а в водоохладителе — охлажденной воды;
  • в вагонах со спальными местами обеспечивать пассажиров комплектами постельных принадлежностей; по желанию пассажиров и при наличии возможности заменять в пути следования постельное белье за дополнительную плату; доставлять постельное белье на места пассажиров, а также застилать постели инвалидам, больным, пассажирам с малолетними детьми;
  • убирать постельные принадлежности после высадки пассажиров; в исключительных случаях с согласия пассажиров разрешается убирать постельные принадлежности не ранее чем за 30 мин до прибытия на железнодорожную станцию высадки пассажиров;
  • вести учет расхода постельного белья на бланках формы ЛУ-72 или ИНУ-4 и наличия свободных и освобождаемых мест на бланке формы ЛУ-73;
  • при приеме-сдаче смены проверять наличие в папке проездных документов (билетов), соответствие их занятым пассажирами местам, расход постельного белья и делать соответствующие отметки в бланках форм ЛУ-72 или ИНУ-4 и ЛУ-73;
  • оказывать пассажирам первую доврачебную помощь;
  • при отсутствии централизованного электрического отопления при использовании твердого топлива поддерживать температуру в пассажирском помещении вагона в соответствии с п. 2.8 настоящей Инструкции;
  • при выходе из строя радиоустановки объявлять в дневное время пассажирам названия остановочных пунктов, сообщать о границах санитарных зон и продолжительности стоянок пассажирского поезда;
  • информировать пассажиров о правилах таможенного и пограничного контроля;
  • следить за тем, чтобы окна при необходимости открывались только с коридорной стороны, а на двухпутных участках — только с полевой стороны; при работе кондиционера - чтобы все окна были закрыты;
  • строго соблюдать требования к санитарным зонам, закрывая при проезде через них туалеты.

Уборка мусорных контейнеров

Мусор в вагоне должен собираться в специальном контейнере, а затем сжигаться в топке котла вагона или удаляться из вагона в предусмотренные для этого места на железнодорожных станциях; выбрасывать мусор и золу на пути, на пол тамбура, переходные площадки запрещается.

Постельные принадлежности

В случае утери, порчи или загрязнения постельных принадлежностей, а также порчи инвентаря или оборудования вагона по вине пассажира проводник должен доложить об этом начальнику пассажирского поезда, который взыскивает стоимость поврежденного или утраченного имущества согласно расценочной ведомости с выдачей на руки пассажиру квитанции об уплате формы ГУ-57.

Двери вагона во время движения должны быть закрыты

Во время движения пассажирского поезда торцевые двери тамбуров по концам состава вагонов должны быть закрыты на внутренние запоры ("секретки") и на замок под специальный ключ. В остальных вагонах торцевые тамбурные двери не запираются. Боковые тамбурные двери нерабочего тамбура запираются на доступный только изнутри вагона замок "секретку", замок под специальный ключ и замок под трехгранный ключ. Боковые двери рабочего тамбура запираются на доступный только изнутри вагона замок ("секретку") и замок под трехгранный ключ

Прибытие, стоянка и отправление поезда

За 30 мин до прибытия на железнодорожную станцию, где производится высадка пассажиров, проводник обязан предупредить об этом пассажиров.

После полной остановки пассажирского поезда на железнодорожной станции проводник должен открыть боковую дверь рабочего там- бура со стороны посадочной платформы, при отсутствии высокой платформы поднять и зафиксировать откидную площадку (фартук), протереть поручни, приступить к высадке и посадке пассажиров. При стоянке пассажирского поезда менее 5 мин и отсутствии посадки и высадки пассажиров проводник должен открыть дверь и, находясь в тамбуре, рекомендовать пассажирам из вагона не выходить; при от- правлении пассажирского поезда проводник должен закрыть и за- переть дверь, проводники хвостового и штабного вагонов провожают железнодорожную станцию до конца железнодорожной посадочной платформы, после чего также запирают тамбурные двери.

При стоянке поезда на станции более 10 мин проводник пассажирского вагона обязан осмотреть подвагонное оборудование, тормозную рычажную передачу и, при необходимости, в зимнее время года удалить лед, мешающий нормальной работе тормозной рычажной передачи, а также очистить дефлекторы аккумуляторной батареи ото льда и снега.

Проводники стоящих на станциях пассажирских поездов перед проходом по смежному пути скоростного пассажирского поезда обязаны закрыть с этой стороны двери вагонов и предупредить пассажиров о следовании такого поезда.

При необходимости пропуска через тамбур пассажиров других пассажирских поездов, находящихся на соседних путях, к пассажирскому зданию (вокзалу) железнодорожной станции проводник должен открыть обе боковые двери рабочего тамбура, поднять откидные площадки ("фартуки") и следить за проходом пассажиров.

Проездные документы (билеты)

На линейных железнодорожных станциях проводник должен производить посадку пассажиров с проездными документами (билетами) на данный пассажирский поезд независимо от того, в какие пассажирские вагоны выданы проездные документы (билеты); не следует допускать посадку и высадку пассажиров на ходу поезда.

При получении от пассажиров проездных документов (билетов) после посадки в вагон проводник должен погасить их, надорвав билет, не нарушая компостерные знаки. Не гасятся проездные документы транзитных пассажиров, которым предстоит пересадка на другой пассажирский поезд, и пассажиров, желающих сделать остановку в пути следования.

В вагонах со спальными местами проездные документы (билеты) до конца поездки в данном поезде должны находиться в специальной папке у проводника, который несет ответственность за их сохранность.

Транзитным пассажирам проводник возвращает проездные документы (билеты) за 30 мин до прибытия пассажирского поезда в пункт пересадки.

Служебные железнодорожные проездные документы всех форм не гасятся и хранятся у пассажиров.

Выдавать использованные проездные документы (билеты) лицам, не совершившим по ним поездку, запрещается.

При утере принятого у пассажира проездного документа (билета) проводник должен составить акт, который подписывают начальник пассажирского поезда и пассажир. Акт заверяется штемпелем железнодорожной станции, где пассажирский поезд имеет остановку. Железнодорожная станция выдает новый проездной документ (билет) до конечного пункта следования пассажира с отметкой на обороте этого проездного документа (билета) "Взамен утерянного". Проездной документ (билет) оформляется начальником пассажирского поезда или проводником в билетных кассах железнодорожной станции без участия пассажира.

Если пассажир отстал от поезда...

Если проводник обнаружил, что пассажир обслуживаемого им вагона отстал от пассажирского поезда, он должен сообщить об этом начальнику поезда, составить акт с указанием наименования и количества оставленных мест ручной клади. Акт подписывается начальником пассажирского поезда, проводником и двумя пассажирами.

Изменение маршрута в пути следования

При получении информации об изменении маршрута следования поезда проводник оповещает пассажиров о порядке следования по новому маршруту. При отсутствии радиосвязи в поезде помощник машиниста локомотива передает информацию проводнику головного вагона, а тот остальным проводникам и начальнику пассажирского поезда.

При отцепке неисправного пассажирского вагона проводник должен информировать пассажиров о предстоящем размещении их в других вагонах пассажирского поезда.

Приятных поездок и вежливых проводников!



Включайся в дискуссию
Читайте также
Путеводитель по Фигересу: как добраться, на что посмотреть, где отдохнуть, шоппинг и отзывы
Куда сходить в Ханье и что посмотреть?
Где находится Бангладеш на карте мира?