Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Саммит по новому "шелковому пути" начался со скандала. Маршрут построен: почему Шёлковый путь из Китая в Европу трудно проложить без России Саммит шелковый путь

  • 1124 9
  • источник: www.finanz.ru
  • В понедельник в Пекине завершился двухдневный форум стран-участниц проекта "Новый шелковый путь", который был запущен властями Китая в 2013 году и предполагал создание сухопутного транспортного коридора из КНР в Европу, в том числе через территорию России.

    Удачно вписанный в поворот внешней политики на Восток, китайский "Шелковый путь" сразу же получил одобрение на самом высоком уровне российского руководства и рассматривался как источник живительных иностранных инвестиций в условиях санкций Запада.

    На саммита-2017 российскую делегацию в Пекине возглавлял президент Владимир Путин. В своем выступлении он заявил о "застое мировой экономики", ответом на который должно стать создание "евразийского партнерства", которое бы "изменило ландшафт континента".

    Председатель КНР Си Цзиньпин на итоговой пресс-конференции провозгласил успех как саммита, так и проекта в целом, пообещав инвестировать в "инфраструктурные проекты, укрепление взаимных связей и борьбу с бедностью".

    Новая порция деклараций от российских и китайских официальных лиц призвана замаскировать тот факт, что на деле проект китайского "Шелкового пути" остается химерой, отмечают аналитики Сбербанка России.

    Доля транзита китайских грузов через территорию России и Казахстана составляет лишь 1,6%. Приток инвестиций также не состоялся.

    Два года назад Китай объявил о создании Фонда Шёлкового пути (ФШП) объёмом 40 млрд долларов и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом 100 млрд долларов.

    Но ФШП за все время своего существования поучаствовал лишь в 5 проектах, а АБИИ выдал кредитов всего на 2 млрд долларов.

    "По итогам 3,5 лет, не существует даже конкретной карты наземного маршрута грузоперевозок из Китая в Европу. Имеется лишь список заявленных "экономических коридоров" - "Китай-Россия-Монголия", "Китай-Центральная Азия-Западная Азия" и т.д., которые Китай вписывает в перечень проектов Пояса и пути, хотя изначально они таковыми не были", - говорится в обзоре Сбербанка.

    В проект "Шелкового пути" планировали включить строительство ВСМ "Москва-Казань", финансировать которую, как ожидалось, будут частично китайские банки. Но Китай потребовал заметную долю в доходах и предоставление госгарантий на случай финансовой неудачи проекта. Российская сторона отказалась принять такие условия, и проект был заморожен.

    Отчасти проблемы финансовые, объясняет руководитель программы Россия в АТР Московского центра Карнеги Александр Габуев: морской маршрут по-прежнему в 1,5 раза дешевле сухопутного.

    Хотя проект Пояса и пути не выглядит экономически успешным, он остаётся одним из важнейших политических проектов Китая и декларации о его продвижении станут одним из важнейших аргументов в пользу вероятной пролонгации полномочий Си Цзиньпина, которая, как ожидается, произойдёт осенью 2017 года на 19 съезде КПК, отмечают в Сбербанке.

    Интересна статья?

В работе форума участвуют представители более 100 стран, в том числе 29 глав государств и правительств. Фото Reuters

Председатель КНР Си Цзиньпин пообещал вложить 124 млрд долл. в строительство портов, дорог и других видов инфраструктуры в мире. Открывая форум «Один пояс - один путь», он подчеркнул, что Пекин не стремится к усилению своего влияния, а хочет, чтобы все выиграли от проекта. Предложения Пекина нашли поддержку у президента РФ Владимира Путина. Но, как говорят эксперты, модернизация трассы Китай – Центральная Азия – Европа может снизить значение Транссиба. Кроме того, роль КНР в бывших советских республиках будет расти, а российская – падать.

Торговля – это важный инструмент экономического развития, сказал Си, давая старт саммиту, в котором участвуют лидеры 29 государств. Только в виде помощи развивающимся странам и международным институтам Китай намерен предоставить 9 млрд долл. При этом председатель КНР поспешил заверить дипломатов западных стран, что план Нового шелкового пути – это вовсе не попытка продвинуть интересы Китая в глобальном плане в ущерб другим.

«Мы не повторим старый путь, когда враги вели между собой игры за влияние. Вместо этого мы создадим новую модель сотрудничества и взаимной выгоды», – сказал он. Словом, идея китайская, но благодаря ей выиграют все.

Однако Япония и Индия воздержались от участия в форуме, опасаясь, что под лозунгом развития скрываются геополитические амбиции второй экономики мира. Как отмечает Би-би-си, руководители США и ряда других западных стран тоже не прибыли. Они подозревают, что Китай предъявляет претензию на глобальное лидерство в тот момент, когда Америка и Европейский союз заняты своими внутренними проблемами.

Судя по выступлению Путина в Пекине, Москва эти страхи не разделяет. «Россия видит будущее евразийского партнерства не просто как налаживание новых связей между государствами и экономиками, оно должно изменить политический и экономический ландшафт, принести Евразии мир, стабильность, процветание», – отметил он. На встрече с премьер-министром КНР Ли Кэцяном Путин сказал, что Россия и Китай не только преодолели спад в торгово-экономических связях, но и вышли на траекторию роста. Китай остается самым крупным торговым партнером РФ. По прогнозам китайского Министерства коммерции, по итогам года товарооборот увеличится до 80 млрд долл.

Путин заявил, что предстоящий визит Си Цзиньпина в Россию станет ключевым событием в двусторонних отношениях. «Наше правительство, администрация президента РФ, канцелярия ЦК КПК готовят целый пакет хороших документов, в том числе и план действий по реализации наших стратегических инициатив на ближайшие годы», – отметил он.

Несмотря на рост товарооборота, заявил Путин, Москве и Пекину есть над чем работать. По его словам, это касается международных проблем, где Россия и Китай всегда стоят «плечом к плечу» и поддерживают друг друга.

Неудивительно, что пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков охарактеризовал встречу двух лидеров как «очень подробную, очень насыщенную». По его словам, Путин и Си произвели сверку часов по перечню актуальных вопросов двусторонних отношений и обменялись мнениями по региональной проблематике. Они, в частности, выразили обеспокоенность в связи с ракетными испытаниями КНДР

В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин отметил, что безусловным выигрышем для России стали многие десятки крупных соглашений, долгосрочных контрактов, совместных проектов, позволяющих привлечь в различные отрасли экономики китайские инвестиции на миллиарды долларов. Это перспектива. Пока, правда, объем их в сравнении с другими странами невелик. По китайским данным, на 2015 год накопленные прямые инвестиции в РФ составили 14,01 млрд долл.

«Россия самым активным образом участвует в качестве транзитера в функционировании евразийской магистрали Китай–Казахстан–Европа. Модернизация этой трассы и ее более интенсивное использование может дать России помимо увеличения доходов от транзита еще и оживление движения по внутренним маршрутам, и толчок к развитию прилегающих территорий», – пояснил эксперт.

Однако для самой России модернизация и более активное использование трассы Китай – Центральная Азия – Европа наряду с безусловными плюсами имеет и очевидные минусы. А именно: при этом снизится интерес перевозчиков к Транссибу как к трансевразийскому коридору, который уже сегодня теряет очки в соревновании с этой трассой, поскольку пороками Транссиба давно уже стали наличие узких мест, малая скорость, завышенные тарифы, громоздкость процедур оформления грузов.

Частью будущей трассы должна стать скоростная железная дорога Москва–Казань. Решения насчет нее меняются. Стороны договаривались, кто что делает и кто что будет получать. Пришли к тому, что подвижной состав будут делать в России. Но Китай в принципе выставляет жесткие требования. Должны использоваться его оборудование, его рабочая сила и чтобы ему принадлежала доля предприятия. Такова ситуация в Мьянме, Пакистане.

Неизвестно, будет ли приносить прибыль дорога Москва–Казань. Но если она не будет прибыльной, то российское правительство обязуется покрывать убытки. Еще один минус для России, проистекающий из строительства Нового шелкового пути, заключается в том, что оно должно существенно увеличить экономическое и геополитическое влияние КНР в Центральной Азии, тогда как относительное влияние России при этом неизбежно будет сокращаться, заключил Ларин.

Как передало агентство АР, формальным предлогом, объясняющим отсутствие Индии на форуме, стало то, что китайские госкомпании работают в части Кашмира, контролируемой Пакистаном. Дели считает, что это фактически подтверждает притязания Пакистана. Но в действительности, как сказал «НГ» профессор МГИМО Сергей Лунев, противоречия между Индией и Китаем глубокие, они охватывают многие проблемы.

«В долгосрочном плане Индия рассматривает Китай как своего главного противника в Азии. Отношения двух стран характеризует полное недоверие друг к другу. Индийцев тревожат китайско-пакистанское сотрудничество и влияние Китая в Южной Азии. Курс индийцев в этом плане логичный, – подчеркнул эксперт. – У Индии и Китая общий подход к глобальным вопросам. Поэтому они сотрудничают в рамках треугольника Россия–Индия–Китай и БРИКС. У двух стран полное согласие по Афганистану и Центральной Азии. А вот в Южной Азии Индия всегда воспринимала себя как южноазиатского гегемона».

Российский президент может принять участие в саммите Шёлкового пути, который состоится 14-15 мая нынешнего года в Пекине. Как сообщил прессе российский посол в Китае Андрей Денисов, Владимир Путин уже получил приглашение от председателя КНР Си Цзиньпина.

Владимир Путин, предположительно, примет участие в форуме, находясь с рабочим визитом в Пекине. Саммит станет составной частью стратегии «Один пояс — один путь», провозглашённой Си Цзиньпином в 2013 году и включающей в себя создание «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI в.» Основной целью проекта является создание транспортно-логистической системы, связывающей Китай со странами Евразийского континента. Как отмечают эксперты, российский лидер станет главным гостем майского саммита в Пекине.

Сегодня большая часть грузов доставляется из КНР по морю: это относительно недорого, но долго, во всяком случае, до запуска Северного морского пути. Например, до портов Санкт-Петербурга морской контейнеровоз идёт примерно 30-40 дней.

На протяжении последних лет Пекин вёл переговоры с рядом государств — потенциальных участников проекта, нащупывая наиболее перспективные маршруты для сухопутного торгового пути. Пока на сухопутные перевозки приходится лишь 6% грузов, следующих из Китая, причём большая их часть транспортируется по Транссибирской магистрали.

Несмотря на то что Россия и Китай являются стратегическими партнёрами, Пекин активно тестирует альтернативные торгово-транспортные пути, пролегающие в обход РФ. Эта тактика объясняется стремлением диверсифицировать маршруты транспортировок.

Также Китай рассчитывает простимулировать развитие своих западных областей, которые получат прямой доступ на рынки стран-транзитёров.

Схемы пути

Первый и самый рискованный маршрут должен был пройти через Афганистан, Ирак, Иран и Турцию. Однако эти планы китайского руководства расстроила экспансия «Исламского государства»*, распространившегося в 2014 году за пределы Сирии. Не исключено, что Пекин вернётся в будущем к созданию ближневосточной ветви Шёлкового пути, но для этого в регионе сначала должна быть подавлена террористическая активность.

Ещё одна нитка торгового пути — Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ, ещё одно название — Шёлковый ветер) — должна была протянуться через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию.

Главным недостатком маршрута является наличие двух морских переправ — через Каспийское и Чёрное море. Для оптимизации перемещения строится железная дорога Баку — Тбилиси — Карс, запуск которой позволит отказаться от паромной переправы через Чёрное море. Но даже одна переправа через Каспийское море может сильно затруднить прохождение грузов. По самым обнадёживающим оценкам, путь по маршруту «Шёлковый ветер» может занять около двух недель, однако любой шторм на Каспии способен растянуть эти сроки.

Третий путь пролегает также в обход России — через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Украину.

В январе прошлого года пробный состав был направлен из порта Черноморска (Одесская область) в Китай. Заместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Омелян оценил продолжительность маршрута в 10-12 дней (чиновник даже допустил в перспективе сокращение транзитного срока до 9 дней), но поезд шёл в КНР 15 дней, переправившись на паромах через Каспийское и Чёрное море. И это при том, что пробный состав выехал из Черноморска без груза для более быстрого прохождения пограничных процедур.

Ещё один украинский состав, отправленный украинскими властями в Китай в начале 2016 года, попросту потерялся на территории Казахстана. По информации СМИ, состав был задержан в Карагандинской области из-за неуплаты транзитных пошлин.

В результате наиболее успешным стал «российский» маршрут: Казахстан — Россия — Белоруссия — Польша.

Состав, нагруженный китайскими товарами, проехал по европейской территории и прибыл в Лондон 18 января 2017 года, преодолев 12 тыс. километров за 18 суток без каких-либо накладок. Успех этого направления был вполне предсказуем. На маршруте нет морских переправ или горных хребтов, оптимален он и с точки зрения военно-политических рисков — государства, по которым он пролегает, не подвержены политическим катаклизмам. Ещё одним преимуществом является членство Казахстана, России и Белоруссии в ЕАЭС: единые таможенные правила облегчают транзит товаров через границы.

«Альтернативные маршруты оказались не очень окупаемыми, в этом случае большим вопросом остаётся то, какие товары поедут в составах обратно в Китай. Это необходимо для экономической загрузки транспортных магистралей. В этом смысле возможности российского направления могут показаться более привлекательными, например, можно говорить о поставках сырья в КНР», — отметил в интервью RT главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Владимир Петровский.

Проблемные точки

Однако в торгово-экономическом взаимодействии РФ и КНР существуют проблемы. Даже с учётом всех преимуществ этого сотрудничества многие вопросы ещё требуют решения — и не в последнюю очередь с российской стороны. В частности, эксперты отмечают недочёты в российской транспортной инфраструктуре. Построенная ещё при Николае II Транссибирская магистраль до сих пор остаётся основным транспортным хабом, связывающим восточную и западную части России. Магистраль до упора загружена внутренними перевозками и в своём нынешнем состоянии выдержать увеличение транзитного потока из Китая просто не сможет.

«Россия должна проделать очень серьёзную «домашнюю работу», в частности, необходимо модернизировать и БАМ, и Транссиб, сейчас есть проблемы с безопасностью и скоростью передвижения грузов, — считает Петровский. — Ещё один важный аспект — готовность российской стороны участвовать в проекте сопряжения в законодательной области. Как пример: проект «Евразийская транспортная магистраль», которая должна пройти через Оренбургскую область и Урал на Запад. Китай уже построил свою часть пути, а с российской стороны движения нет из-за несовершенства правовых норм о государственно-частном партнёрстве на период более 10 лет. Это уже вопрос стратегического планирования, ещё очень многое предстоит сделать».

Схожей точки зрения придерживается и директор Координационного центра Международного конгресса промышленников и предпринимателей «Экономический пояс Шёлкового пути» Владимир Ремыга.

«Средняя скорость продвижения составов по Транссибу — 11,7 км/ч., это скорость велосипедиста. Магистраль перегружена, на ней много участков, где движение тормозится», — отметил эксперт в интервью RT.

Транссиб нуждается в инвестициях и модернизации, но Пекин может сделать ставку на другой маршрут: уже построена высокоскоростная магистраль до границы с Казахстаном, в этом году будет введена в эксплуатацию вторая её часть, идущая по казахстанской территории.

Однако, несмотря на все трудности, и Россия, и Китай заинтересованы в сотрудничестве — речь идёт не только о транзитной магистрали, а о всеобъемлющем совмещении проектов Шёлкового пути и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Для Пекина сотрудничество с ЕАЭС означает выход Шёлкового пути на принципиально новый уровень. А Москва, со своей стороны, заинтересована в инвестициях в свою инфраструктуру.

«Россия рассчитывает на инвестиции в развитие российской инфраструктуры, в том числе транспортных систем, это основа экономической составляющей Шёлкового пути. Но получать эти инвестиции придётся на конкурсной основе, нужна будет напряжённая совместная работа, — отметил Владимир Петровский. — Подключение к Шёлковому пути — это шанс для России качественно улучшить инфраструктуру, в том числе транспортную».

Единая философия

Кроме того, Москва рассчитывает вовлечь Китай в свои интеграционные проекты, масштаб которых не уступает китайскому плану «Один пояс — один путь».

  • Reuters

В мае 2015 года президент России и председатель КНР подписали совместное заявление о сотрудничестве в рамках Евразийского экономического союза и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта экономического пояса Шёлковый путь. Как пояснил помощник президента РФ Юрий Ушаков, целью сопряжения интеграционных проектов является «построение общего экономического пространства на всём Евразийском континенте».

Как пояснил Владимир Путин осенью 2016 года в интервью РИА Новости, в перспективе процесс сотрудничества ЕАЭС и Шёлкового пути может стать основой для формирования Большого евразийского партнёрства с участием Шанхайской организации сотрудничества и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

«Эта инициатива (по совмещению ЕАЭС и Шёлкового пути. RT .) предполагает новые подходы к формированию мирового экономического порядка, в этом заключается её сила и философия. Она заметно отличается от американских проектов, таких как Транстихоокеанское и Трансатлантическое партнёрство, где есть один лидер — США. А проекты Москвы и Пекина основываются на принципах равенства, базовый принцип — обоюдная выгода всех участников. Можно сказать, что у ЕАЭС и Шёлкового пути одна философия, и они могут дополнить друг друга», — подчеркнул Владимир Ремыга.

* «Исламское государство» террористическая групптровка, запрещённая на территории России.

Президент Эрдоган, который готовится провести несколько встреч подряд с мировыми лидерами, беспрецедентным до настоящего времени образом за шесть дней совершит настоящее мировое турне. Сегодня Эрдоган отправляется в Китай.

После Китая Эрдоган полетит в противоположном направлении в Америку, и этот полет продлится 13,5 часа.

Так, мировое турне президента начнется путешествием на восток, а закончится прибытием в Турцию с запада спустя шесть дней.

Сегодня президенту предстоит десятичасовой перелет в Пекин. В первую очередь Эрдоган примет участие в форуме «Пояс и путь», который состоится 13-15 мая в китайской столице. Наряду с генеральным секретарем ООН, главами Всемирного банка и Международного валютного фонда в форуме примут участие главы государств и правительств из 28 стран и более 250 министров.

На этом мероприятии, нацеленном на наращивание экономического сотрудничества между Дальним Востоком и Европой, на передний план выйдут вопросы энергетики и транспортных коммуникаций.

На форуме на тему «Пояс и путь: сотрудничество во имя всеобщего процветания» будут рассмотрены вопросы, связанные с инфраструктурой, транспортными коммуникациями, экономическим сотрудничеством, торговлей, привлечением инвестиций в промышленное производство, энергетикой и энергоресурсами, финансовой поддержкой, коммуникацией между народами, защитой окружающей среды, сотрудничеством в области морского судоходства.

Контекст

Эрдоган ушел от Путина, чтобы поговорить с Трампом

Haqqin.az 05.05.2017

Путин и Эрдоган за зоны деэскалации в Сирии

Le Monde 04.05.2017

Эрдоган у Путина: вместе, но врозь

Frankfurter Allgemeine Zeitung 04.05.2017 Эрдоган встретится с Путиным

На полях этого форума Эрдоган проведет также трехстороннюю встречу с президентом России Владимиром Путиным и главой Китая Си Цзиньпином.

Не прошло и 15 дней, как Эрдоган снова встретится лицом к лицу с Владимиром Путиным.

Главной повесткой дня саммита станут последние события в Сирии и борьба с терроризмом.

Эрдоган намерен обратиться к мировым лидерам, выступив с речью 14 мая на заседании «Диалог на высоком уровне» в рамках форума «Пояс и путь: во имя международного сотрудничества», а также 15 мая за круглым столом лидеров. Эрдоган помимо этого проведет двусторонние переговоры с главами государств и правительств, которые примут участие в форуме. На этих переговорах тоже главной темой будут Сирия и развитие двусторонних отношений.

После Китая — США

Второй этап мирового турне Эрдогана начнется 15 мая с перелетом из Пекина в Вашингтон. Время в пути составит 13,5 часа. Если Эрдоган сможет покинуть Пекин вечером 15 мая около 18.00, то он приземлится в Вашингтоне опять же вечером 15 мая, примерно в 20.30. И из-за разницы во времени путь как бы продлится 2,5 часа.

Напомним, что время в Пекине на пять часов опережает турецкое, а Вашингтон отстает от Анкары на семь часов.


Первая личная встреча с Трампом

16 мая Эрдоган встретится с президентом США Дональдом Трампом в Белом доме. Это будет первая личная встреча двух лидеров.

Главной повесткой дня переговоров с глазу на глаз и с участием делегаций будут Сирия, Партия «Демократический союз» (PYD), террористическая организация FETÖ Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen), выдача Гюлена, Ирак и борьба с терроризмом.
Кроме того, в ходе своего визита в США Эрдоган также встретится с представителями неправительственных организаций, исследовательских центров и бизнеса.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Саммит Шелкового пути пройдет 14-15 мая в Пекине. Участие в нем подтвердили главы государств и правительств 30 стран, а также руководители ряда международных организаций — ООН, МВФ, Всемирного банка и ВТО.

По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, российский президент на форуме «Один пояс — один путь» в Пекине предложит инициативы по разработке рентабельных транспортных маршрутов.

«Наш президент вместе с председателем КНР и генеральным секретарем ООН выступит на церемонии открытия форума. Имеется в виду, что Владимир Владимирович представит российское видение перспектив экономического развития на евразийском континенте. Он предложит ряд конкретных инициатив по выстраиванию кратчайших рентабельных и эффективных транспортных маршрутов через территорию России и Евразийского экономического союза по доставке грузов на всем протяжении от Атлантики до Тихого океана», — сказал он.

В посольстве КНР в Москве «Газете.Ru» пояснили, что много путаницы в самом названии проекта нового Шелкового пути и форума, который состоится в Пекине. Это форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках «Пояса и пути» (Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века). «Цель проекта — совместное построение «Пояса и пути», что позволит лучше использовать преимущества каждой страны-участницы и превратить экономическую взаимную дополняемость в новые драйверы развития не только для Китая, но и для мировой экономики», — пояснили «Газете.Ru».

Китай никому не навязывается

Проект может быть реализован только «на основе общих интересов и общей ответственности», уточняют в посольстве, добавляя, что Китай никому не навязывает участие в проекте.

Пока двусторонние договоры о сотрудничестве с Китаем подписали 40 государств, включая ключевые европейские страны, европейский рынок рассматривается китайскими властями как ключевой для экспортеров. Однако интерес к проекту высказывали и представители Аргентины, Филиппин и Шри-Ланки. Официальный Пекин дает понять, что в перспективе Шелковый путь может быть проложен не только в Европу, но и в страны Средней Азии и в Африку.

Китай предложил инициативу «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) еще в 2013 году.

А в 2016 году общий объем торговли Китая со странами вдоль Шелкового пути уже составил $954 млрд, или 25,7% от общемирового объема торговли.

Самое сложное для России — эффективно вписаться в реализацию масштабного китайского проекта. Ушаков на брифинге в пятницу уточнил, что Путин как раз предложит инициативы по сопряжению разнообразных интеграционных процессов, идущих в Европе и Азии, на основе универсальных принципов и норм ВТО.

Первые шаги России в этом направлении были сделаны еще в мае 2015 года, когда было подписано совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Председатель Си Цзиньпин и Владимир Путин обсуждали детали такого сопряжения не единожды, последний раз — на полях саммитов ШОС и БРИКС в Уфе. В настоящее время эксперты из МГУ и Академии общественных наук КНР готовят концепцию Большого евразийского партнерства.

Эта концепция подразумевает строительство высокоскоростной магистрали Москва - Пекин и газотранспортной магистрали «Сила Сибири». В Шелковый путь могут быть вписаны возможности БАМа и Транссиба, а также мощности Дальневосточного порта. Путин расскажет на форуме о преимуществах действующих в России транспортных коридоров, пояснил Ушаков.

«Практическим измерением стали, например, совместные инвестиции компаний двух стран в различные проекты.

В одной только в неэнергетической сфере уже реализуются проекты на сумму свыше $15 млрд.

Другим измерением являются переговоры по торгово-экономическому соглашению с Китаем. На форуме может быть дан новый импульс этим переговорам», — пояснил «Газете.Ru» федеральный чиновник, участвующий в пекинском форуме.

В состав российской делегации входят представители бизнеса — глава РЖД Олег Белозеров, глава «Роснефти» Игорь Сечин, председатель наблюдательного совета «Базового элемента» Олег Дерипаска, глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, глава «Газпрома» Алексей Миллер, владелец Volga Group Геннадий Тимченко, глава компании НОВАТЭК Леонид Михельсон. Однако, как отметил Ушаков, Россия и Китай не планируют по итогам переговоров лидеров двух государств подписывать какие-либо крупные соглашения. Ушаков отметил, что такие соглашения планируется подписать позднее, в ходе визита в Россию Си Цзиньпина.

Однако в субботу, 13 мая, стало известно, что РФПИ, Российско-китайский инвестфонд, ряд ближневосточных инвестфондов и группа компаний «Ви Холдинг» договорились о совокупных инвестициях в проект развития территории бывшего аэродрома Тушино на северо-западе Москвы. Совокупные инвестиции в проект составят более 90 млрд рублей. Соответствующее соглашение было подписано 13-го числа в ходе визита Путина в КНР.

Даже если проект Шелкового пути не принесет для России реальной выгоды, Китай все равно останется ключевым экономическим партнером России. Сейчас доля КНР во внешнеторговом обороте России составляет 14%. По итогам 2016 года товарооборот вырос на 4%, до $66 млрд. По итогам первого квартала 2017 года товарооборот между Россией и Китаем вырос в долларовом эквиваленте на 29,3% ($18,5 млрд).

О том, что негативные тенденции в товарообороте двух стран преодолены, подтвердили и в МИД Китая. «В торговле с Россией мы восстанавливаем прежнюю динамику. Восстановление началось еще в первой половине прошлого года. Меняется сама структура импорта и экспорта», — говорит директор департамента стран Восточной Европы и Центральной Азии МИД КНР Гуй Цунюнь.

«Ранее по итогам визита вице-премьера Госсовета КНР Чжана Гаоли и его встречи с Путиным на 99% согласованы контракты на сумму $90 млрд», — сказал представитель МИД Китая.

Во время встречи с первым вице-премьером России Игорем Шуваловым на четвертом заседании российско-китайской межправкомиссии по инвестиционному сотрудничеству в апреле была одобрена идея создания двух фондов, которые будут заниматься инвестициями в российскую горнодобывающую и металлургическую отрасли, а также в инфраструктурные и девелоперские проекты. Готовятся контракты в сфере автомобиле- и авиастроения, космоса, металлургии.

Россия гонит в Китай нефть и газ

Впрочем, основой товарооборота остаются нефть и газ. По итогам прошлого года Россия вышла на первое место по объемам экспорта нефти в Китай (52,5 млн тонн), опередив Саудовскую Аравию.

Реализуется также проект строительства газопровода в КНР, предусматривающий ежегодные поставки 38 млрд кубов газа. С участием китайских партнеров продвигается проект «Ямал СПГ», продолжается строительство второй очереди из двух энергоблоков Тяньваньской АЭС.

Имеются договоренности о строительстве дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета и тяжелого гражданского вертолета. Есть шанс и на интерес китайцев к высокоскоростной магистрали Москва - Казань.

«Развитие китайской концепции Экономического пояса Шелкового пути сулит ряд выгод как для России, так и для ЕАЭС в целом», — считает Евгений Винокуров, директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития.

Один из экономических эффектов может быть достигнут в результате роста грузоперевозок по оси Китай - Европа, полагает эксперт. Потенциал трансъевразийского транзита можно оценить в 4% от перевозок, идущих сейчас по морю.

По его словам, речь идет о премиальных высокомаржинальных грузах.

Развитие транспортных коридоров, проходящих через Россию, полезно для повышения связанности внутренних регионов России - Урала и Сибири. Если транспортные меридианы получат развитие на территории России, от этого выиграют и Китай, и Евразийский союз, и даже страны Центральной Азии.

У китайского мегапроекта имеется и оборотная сторона. Невыгодная для России. Когда проект Шелкового пути наберет обороты, он создаст проблемы для российского бизнеса. Ему придется еще жестче конкурировать с китайскими товарами — в России, на евразийском рынке и лояльных нам ранках Центральной Азии и Северной Африки.

В итоге китайские партнеры станут конкурентами.

С такой постановкой вопроса категорически не согласен посол России в КНР Андрей Денисов. «Конкуренции я не заметил. Наоборот, Россия и Китай — крупные партнеры, и нам необходимо задействовать наши преимущества», — сообщил посол «Газете.Ru» на брифинге в Пекине.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Женский ад: в московском сизо «666» творятся страшные вещи Электронная очередь запись следственный изолятор 6
География нефтяной промышленности азербайджана
Самые длинные и большие дамбы в мире