Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Свято духовский мужской монастырь. Городское. Свято-Духовский монастырь. Униатский период и угасание скита

Город Тимашевск в Краснодарском крае известен благодаря находящейся там обители – Свято-Духову мужскому монастырю. Расположен он на городской окраине, но еще при его возведении будущий настоятель сказал о том, что тот станет «центром».

Где находится Свято-Духов монастырь на карте?

Его вы обнаружите в Южном микрорайоне Тимашевска, там, где пересекаются улицы Мало-Выгонная и Дружбы. Рядом протекает ответвление — Кирпильцы.

История сакрального места

В 1987 г. отец Георгий принял руководство Свято-Вознесенским приходом в г. Тимашевске. Тогда он пожелал построить здесь храм. Для этого нужно было получить территорию под застройку. Местные власти не спешили с выделением земли. Священнику приходилось претерпевать много трудностей и притеснений с их стороны.

Выходом из затруднительного положения стало приобретение домика на 15 сотках болотистой местности. С этой хаткой существует предание: в XX веке некая живущая неподалеку от нее прозорливая юродивая девушка предсказывала о постройке на этом месте обители.

Осенью в 1991 г. церковь достроили и освятили в честь сошествия Святого Духа. Батюшка в это время хотел поехать на место прежнего служения, но Божья воля была иной. Владыка Исидор открывает здесь монастырь, рукополагает его в сан архимандрита и назначает на должность наместника.

В монастыре имеются святыни:

  • ковчежец с частицами 23 святых угодников Божиих;
  • список образа свт. целителя Пантелеймона, привезенный с Афона;
  • иконы Богородицы «Владимирская» и «Неопалимая Купина»;
  • частичка Мамврийского дуба, привезенная со Святой земли.

История о «Владимирской» иконе

Отцу Георгию, когда он еще служил в Богоявленском храме Архангельской области, лик «Владимирской Божьей Матери» принесла прихожанка и рассказала такую историю:

Дедушка этой женщины был священником. В 30-е богоборческие годы, когда массово арестовывали духовенство и велась антирелигиозная борьба, это коснулось и ее деда. Однажды вечером в дом зашли комиссары и приказали ему «собираться в дорогу». Батюшка растерялся и попросил время на сборы, сам же повернулся к святому углу и начал молиться. Все заметили, как на образе Богородицы появились капельки слез. Комиссар рассердился, достал револьвер и начал выстрелил в икону, после чего в ярости застрелил священника.

Родные святыню спрятали и бережно хранили, передавая из поколения в поколение. Со временем бабушка отдала ее своей внучке, а та и принесла ее в церковь. Образ этот привез архим. Георгий в Свято-Духов мужской монастырь Тимашевска. Теперь он хранится в храмовом алтаре.

О духовнике Тимашевской мужской обители

Родился о. Георгий 6 февраля 1942 г. После окончания школы ушел на послушание в Преображенский монастырь на Закарпатье. В 1961 г., когда обитель закрыли, он уехал в Николаевскую область. В 1962 г. призван на службу в армию. По возвращении уехал жить в Иркутск. Там в декабре 1968 г. принял постриг с именем Георгий. Затем рукоположен в иеродиакона и следом в иеромонаха. Нес служение сначала в Мурманской, а после в Архангельской области. В 1978 г. учился в Московской семинарии.

В Краснодарскую епархию о. Георгий приехал вслед за митрополитом Исидором, который в то время был еще епископом. 19 лет посвятил он на благоустройство «островка духовности» в г. Тимашевск. Здесь принял постриг в великую схиму с именем Саввы. За годы его служения произошло много перемен – отстроена церковь Преображения Господня, добавились постройки хозяйственного назначения и четыре подворья в близлежащих населенных пунктах.

Однако более известен настоятель своим даром исцеления травами и молитвой. Он был травником, хорошо знающим свое дело. Искусству использования даров природы в лечении различных болезней он обучился в годы юности, будучи послушником в г. Черновцах (в Украине), на границе с Румынией.

К нему всегда стояла очередь. Люди ехали получить духовное и телесное лечение, Свято-Духов Тимашевский мужской монастырь посещали тысячи. Батюшка давал сборы трав, которые помогали вылечить те болезни, с какими не могли справиться врачи официальной, признанной медицины.

Жизнь монахов сегодня

Поначалу его населяло всего 12 монахов. Со временем их количество выросло до 80. Следуя древним правилам жительства монашеских общин, они кормятся от трудов рук своих.

Сегодня для монастыря, под посадку сельскохозяйственных культур, выделено 400 га земли. Братия несет разные послушания. Одни занимаются выращиванием овощей, фруктов, зерновых, трав, другие – работают в братской трапезной, на просфорне, в гаражах. Имеется разведение птицы, крупного рогатого скота и свиней. Избыток продуктов – яиц, молока и мяса – идет на продажу.

При возведении церкви все отделочные работы выполняли иноки: расписывали храмовые стены, делали деревянные резные киоты. Сегодня все благолепие храма можно увидеть на фото.

В 2011 г. о. Георгий отошел к Господу, но монахи продолжают его «дело» — собирают травы и делают по сохранившимся рецептам всевозможные сборы и чаи от разных недугов. Все это продается в монастырской лавке. Те, кто уже много раз пробовали фитосборы, оставляют о них положительные отзывы.

Как добраться (доехать)?

От жд-станции «Тимашевская» доехать сюда проще всего на маршрутке №2, выходите на конечной остановке «улица Науменко». Отсюда нужно будет пройти порядка 1 км в юго-восточном направлении.

На машине добраться от центра Тимашевска до монастыря нетрудно так:

Контактная информация

  • Адрес: улица Дружбы, 1, Тимашевск, Краснодарский край, Россия.
  • Координаты GPS: 45.601274, 38.954505.
  • Телефоны: +7-86130-4-01-24.
  • Официальный сайт:
  • Режим работы: с 4:00 до 19:00.

Свято-Духов монастырь Тимашевск сделал духовным центром не только для монахов, но и для всех приезжающих сюда. В нем каждодневно проходят богослужения, в четверг читается акафист перед образом той самой «Владимирской» иконы. В заключение предлагаем видео об этой обители, приятного просмотра!

Дата публикации или обновления 01.02.2017

  • Оглавление:
  • Юбилей Свято-Успенской Почаевской Лавры
    Свято-Духовской монастырь.

    Летопись истории Свято-Духовского скита уходит в седые века, когда тут совершал свои подвиги преподобный Мефодий. На одной из Почаевских гор, поздней осенью 1197 года, Мефодий воздвиг маленькую часовенку. А в 1219 году на вершине той горы был заложен монастырь с храмом Преображения Господнего. Монастырь отличался строгостью иноческой жизни; настоятель обители Мефодий был для братии примером в молитве и в труде. Слава святой обители, овеянной чудесами Богородицы, росла и ширилась, а сам монастырь становится центром духовного просвещения на Западной Руси. Здесь была основана богословская школа, а несколько позже и типография. Стены часовенки и монастырского храма были летописными страницами обители. Её насельники записывали тут все важные события монастырской жизни.

    Начертано было и о тех бедствиях, которые, по попущению Господнему, не миновали и монастырь: два раза он подвергался разорительным нападениям, три раза свирепствовала моровая язва - третий раз столь жестоко, что умерли почти все монашествующие. В живых осталось в монастыре только пять иноков. Все эти беды обрушились на монастырь в конце XVI - начале XVII веков. Монахи переселяются к своим собратьям на соседнюю западную гору, где Матерь Божия оставила след Своей правой Стопы, источающий целебную воду, и где творились чудеса от Её иконы . С переселением братии в Почаевский монастырь теряется история обители преподобного Мефодия.



    Вратарная церковь преподобного Онуфрия Великого.

    Чтобы восстановить древний монастырь из запустения, Почаевская Лавра в 1901 году заложила на месте древней обители теперешний скит во имя Святого Духа.

    Богомольцы поднимаются на скит-гору, заросшую тенистыми лесными деревьями и старым садом Поднявшихся на гору богомольцев встречает вратарная церковь Онуфрия Великого . На просторной, ровной площадке стоит стройная каменная Свято-Духовская церковь, своей архитектурой напоминающая древнюю. Слева от неё келии для братии, а за ней - церковь во имя Всех Святых и домик наместника скита. Внизу под Свято-Духовской церковью расположена зимняя церковь во имя преподобного Серафима Саровского . Именно здесь был освящен один из первых во всем мире престол в память Серафима Саровского и храму подарена икона преподобного Серафима, написанная на куске того самого камня, на котором святой подвижник простоял в молитве тысячу дней и ночей.


    Собор Святого Духа.


    Церковь Всех Святых.


    Часовня в честь Богоявления Господня.

    Во времена атеистических гонений скит был закрыт. Монахов переселили в Лавру , хозяйство монастыря разорили, храмы осквернили. Всё, что представляло какую-либо ценность, забрали тогда в местный музей атеизма. Почти три десятилетия господствовали безбожники на скит-горе, и только в 1990 году возобновились богослужения, началась духовная и хозяйственная жизнь Свято-Духовского монастыря.

    Усердием братии монастыря восстановлена вратарная церковь Онуфрия Великого и церковь Всех Святых, построен братский корпус, возведена каменная стена-ограда. Братия, пришедшая сюда с разных мест нашего отечества для спасения своей души, вновь ввела тот же древний общежительный устав. Их молитвенная, духовная и трудовая жизнь совершается в духе православной традиции русского монашества.

    Начало истории монастыря связано с чудесными явлениями, которое, согласно преданию, совершилось в этих заросших густым лесом горах в году. Согласно повествованию составленному от имени Туркула, благочестивого помещика из Тарнополя (ныне Тернополь), в ночь 25 ноября того года он был в лесу вместе с другими охотниками, числом до тридцати человек. Когда охотники развели большой огонь и собрались вокруг, с западной стороны раздались раскаты грома направляющиеся постепенно к горе, на которой находились охотники. Затем гром прекратился, а над огнём появился олень. Охотники стали стрелять в оленя и выпустили пятнадцать стрел, а он всё стоял спокойно и неподвижно. Когда они подошли поближе, олень скрылся, оставив по себе след в виде огненного шнурка, один конец которого был на земле, а другой скрывался в облаках. Пораженные таким видением, охотники возвратились к своему месту. Все они пришли к тому убеждению, что это есть какая-то непостижимая тайна Божия. Ночь до утра провели без сна, а на другой день все разъехались по домам. Через некоторое время охотники вновь прибыли на место дивных видений и увидели нечто новое: огненный шар, явившийся на одной горе, переместился на другую гору - ту, где впоследствии возникла Почаевская лавра .

    Собственно основание монастыря-скита на месте чудесных видений предание относит к году. Согласно этому повествованию, скит Святого Духа был основан греческим подвижником преподобным Мефодием .

    Основные источники о древней истории монастыря - Почадевская летопись (некогда утраченная и вновь частично обретенная) и Жизнеописание преподобного Мефодия - остаются спорными.

    Униатский период и угасание скита

    После того как монашеская жизнь на Скит-горе прекратилась, оставшиеся строения от времени обрушились и покрылись мусором. Гора превратилась в заброшенное место, которое со временем поросло лесом. Сохранилась лишь память об обители, закрепившаяся в простонародном названии горы - "Скиток".

    Возрождение и закрытие

    Проект храма для возрождаемого скита составил составил старший инженер строительного отделения при Волынском губернском правлении Л. И. Альбертус. Владыка Модест одобрил план храма, а по поводу названия нового скита указал в своей резолюции следующее:

    желательно посвятить такому празднику, в который мог бы стекаться летом народ…может быть можно посвятить Святому Духу и праздновать на второй день Пятидесятницы , чтобы крестным ходом из Лавры и других соседних приходов переносить святую Икону на этот день, или для большего торжества еще что-нибудь установить. Пятидесятницу народ празднует три дня, следовательно, может идти и в скит помолиться .

    В заботе об ускорении и удешевлении первоначальных строительных работ, духовный собор лавры 15 марта года благословил перенести пустующий дом со Всехсвятской церковью из лаврской киновии в скит 17 марта того же года начались работы по разборке дома. Тем временем, 18 марта житель Почаева Аркадий Годовицкий построил из лаврского материала дом для рабочих, под которым находились два погреба. 21 мая 1901 года на второй день Пятидесятницы была совершена торжественная закладка соборной церкви в честь сошествия Святого Духа на апостолов . Чин возглавил архиепископ Волынский Модест при стечении множества клириков и мирян, сошедшихся на "Скиток" четырьмя крестными ходами.

    На строительство Свято-Духова храма понадобилось 64 тысячи кирпичей. Штукатурка была изготовлена из алебастра. Строителями храма стали жители села Радзивилов Стефан Лукасевич и его помощники. Из московского колокольно-литейного завода братьев Самгиных в марте 1901 года был доставлен колокол, отлитый на средства благочестивой жительницы Санкт-Петербурга Анны Ильиной. Она также пожертвовала много икон и утвари, а также две тысячи рублей на благоустройство обители. Храмовый иконостас был изготовлен калязинским купцом и мастером по резке иконостастов Макарием Васильевичем Шишкиным из соснового и липового дерева покрытого красным золотом; иконостас был доставлен в скит в январе года. В году был освящён нижний храм соборной церкви, ставший одним из первых престолов во имя новопрославленного преподобного Серафима Саровского .

    Нагнетание националистической нетерпимости на Западе обособившейся Украины сделали монастырь одной из мишеней для борцов с русским влиянием и православной верой. Не раз муссировалась идея о закрытии лавры и скита, или передачи этих монастырей государству с перспективой дальнейшего обращения в униатство . В этот период угрозы и политическое нападки сделались обычным фоном монастырской жизни.

    Настоятели

    • Прп. Мефодий (1219 - ?)

    Униатский период Серафимо-Дивеевского Свято-Троицкого монастыря

    Документы, литература

    • Центральный государственный исторический архив Украины во Львове, ф. 684, оп. 1, д. 3266, л. 1-3; д. 3264, л. 1-15.
    • Государственный архив Тернопольской области (ГАТО), ф. 258, оп. 1, д. 4409, л. 2-5; д. 4757, л. 14; оп. 2, д. 1565, л. 85-87; оп. 3, д. 295, л. 261.
    • Амвросий (Лотоцкий) , архим., Сказание о Почаевской Успенской Лавре , Почаев, 1878, с. 12.
    • Левицкий В., Материалы по истории Почаевской Лавры , Почаев, 1912, т. 1, с. 156, 160.
    • Почаевский листок , 1903.
    • Описание Почаевской успенской Лавры , Почаев, 1904, с. 118.
    • Почаївський Свято-Духівський монастир-скит , Почаев, 2003, с. 19, 33.

    Использованные материалы

    • Серпенинов Валентин, "Свято-Духов скит Почаевской лавры: исторический путь", официальный сайт Кафедры Церковной истории Московской духовной академии, 26 мая 2015:
    • http://history-mda.ru/publ/svyato-duhov-skit-pochaevskoy-lav...tml , со ссылкой на Государственный архив Тернопольской области (ГАТО), ф. 258, оп. 1, д. 4757, л. 14.

    Городское. Свято-Духовский монастырь. Несколько лет назад среди леса в Коростышевском районе на Житомирщине владыка Житомирский и Овруцкий Изяслав попал в аварию. «Жигули» - вдребезги, водитель остался без передних зубов. Жизнь ему спас большой камень, который лежал на перепутье. Именно он не дал машине владыки «посрезать» сосны.

    «По-видимому, Бог захотел, чтобы я еще немного походил по белому свету» , - объясняет отец Изяслав.

    Удивительное спасение натолкнуло отца на мысль положить начало среди леса - Святодуховский мужской монастырь. Кстати, на Житомирщине сегодня четыре монастыря УПЦ Московского патриархата (два из них женские), и два недавно основанных - Киевского патриархата.

    Находится монастырь в Коростышевском районе недалеко от села Новогородицкое , ехать надо мимо домов, затопленных гранитных и щебенных карьеров, добраться до густого соснового леса, который можно увидеть лишь на Полесье. И вот из кустов, будто в другой мир, машина неожиданно выезжает на берег большого озера.

    На другой стороне видно сооружения из желтого соснового кругляка. О том, что это и есть Святодуховский монастырь, извещают церковные звоны. Обители уже отметили три года как освятили храм.

    Я долго искал для монастыря тихое место, где бы сама природа говорила о благодати Божьей. И Господь сам указал нам на него, - говорит игумен Антоний (Киевский патриархат). - А остальное благодаря вере Божьей мы построили собственноручно.

    По всему видать, что четыре монаха Святодуховского монастыря тяжело работали. Посреди двора появилась небольшая церквушка, с обеих сторон - трапезная, кельи и хозяйственные помещения. Всего около десятка деревянных сооружений. Из камня возведен лишь большой фундамент с колоннами. На нем планируют поставить величественную каменную церковь.

    Ежедневно на службу к святому месту приходят крестьяне. Как рассказала одна жительница ближайшего хутора, она безгранично благодарная Богу и людям, которые построили здесь храм. Ведь в округе это единственное место, где отправляют службу. Да и в тяжелый час можно спросить совет у монахов. Монахов же очень радует, что среди верных много молодежи и детей. Каждый раз все больше.

    Миряне действительно не оставляют братьев в одиночестве. Идя к церкви, обязательно несут в подарок монахам муки или крупу. Так как знают: им негде взять поесть. Три гектара леса, отведенного монастырю, не уродили, потому что хвоя «забивает» всякую огородину. Но и здесь не обошлось без Божьей ласки. Самое вкусное монахи изловчились добывать из озера! Много килограммовые карпы и щуки, которые украшают праздничный трапезный стол, красноречиво свидетельствуют - быть монахам рыбаками! Как святой Петр.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Рейтинг самых пьющих стран
    Лучшие снайперские винтовки в мире
    Как открыть шампанское голыми руками и не только