Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Самые лучшие подлодки в мире топ 10. Гроза морей. Лучшие подводные лодки по версии Discovery

Американские эксперты составили рейтинг пяти самых опасных подводных лодок. Логично, что в перечень попали стратегические атомоходы с баллистическими ракетами: по два от России и США. Пятой участницей стала российская АПЛ проекта "Ясень" - хотя она относится к другому классу, ее боевые возможности не сильно уступают "стратегам".

Составители рейтинга учитывали лишь современные, стоящие на вооружении субмарины - за рамками обзора осталась, например, гигантская субмарина "Дмитрий Донской", превращенная в испытательную платформу для баллистических ракет. Правда, это не помешало The National Interest включить в рейтинг перспективные АПЛ типа "Колумбия", строить которые начнут лишь в 2021 году, а ввод в строй головного корабля запланирован на 2031 год. Так что справедливо будет говорить о четверке наиболее смертоносных подлодок, три из которых - российские.

"Дельфины"

Советские АПЛ проекта 667БДРМ "Дельфин" составляют основу стратегического подводного флота России, постепенно передавая эту роль строящимся АПЛ класса "Борей". Лодка имеет классическую компоновку: два винта, ракетные шахты в средней части корпуса за рубкой, горизонтальные рули на рубке и торпедные аппараты в носовой части.

Главным оружием 667БДРМ являются 16 баллистических ракет "Лайнер" с дальностью стрельбы до 11 тысяч километров, комплексом преодоления ПРО и возможностью комбинировать боевую нагрузку. В базовом варианте ракета несет четыре термоядерных боеголовки мощностью по 500 килотонн каждая. Все ракеты могут быть выпущены одним залпом с глубины 50 метров на скорости 6-7 узлов.

Из семи имеющихся в распоряжении ВМФ России "Дельфинов" одна - К-64 "Подмосковье", - переоборудована в носитель сверхмалых субмарин, остальные несут службу на Северном флоте.

"Бореи"

Новое поколение российских подлодок благодаря водометному движителю и поглощающим покрытиям корпуса гораздо тише своих предшественников. Как и "Дельфины", они вооружены 16 баллистическими ракетами. Но ракеты эти твердотопливные, с 10 боевыми блоками суммарной мощностью 1,5 мегатонны и комплексом преодоления ПРО.

Три корабля проекта введены в строй: один служит на Северном флоте, два на Тихоокеанском, - четвертый проходит испытания, еще четыре подлодки находятся на разных этапах строительства.

"Ясени"

Формально АПЛ проекта 885 "Ясень" относятся к классу многоцелевых субмарин, но NI включил их в перечень самых грозных подводных кораблей из-за их вооружения. В универсальные пусковые установки субмарины помещается 40 крылатых ракет "Калибр", способных нести ядерные боеголовки и летать на 2500 километров.

Подлодки этого типа быстрые и очень тихие. Если "Ясень" подойдет незамеченным к побережью США, его ракеты достанут до Чикаго или Сент-Луиса, - пишет издание.

Конструкторы 885 проекта отошли от классической компоновки: корабль имеет полуторакорпусную конструкцию с легким корпусом в передней части. Торпедные аппараты размещены побортно, всю носовую часть занимает гигантская антенна гидроакустического комплекса. С его помощью "Ясени" обнаруживают корабли противника, сами оставаясь невидимыми.

"Огайо"

Стратегические ядерные силы ВМС США представлены ветеранами подводного флота, субмаринами класса "Огайо". Первый корабль проекта ввели в строй в 1981 году. Каждая подлодка несет 24 баллистические ракеты Trident II с 12 боевыми блоками. Американской ядерной доктриной предусмотрено наличие 14 субмарин-носителей баллистических ракет, две их них могут находиться в ремонте. Девять "Огайо" развернуты в Тихом океане, пять - в Атлантике.

На смену старым подлодкам должны прийти АПЛ типа "Колумбия". По размерам и водоизмещению они идентичны "Огайо" - это удешевит производство, - но будут оснащены лишь 16 баллистическими ракетами.

Плавать под водой, как рыба, человек мечтал издревле. О чём свидетельствует хотя бы древнегерманская легенда – «Салман и Моролф», написанная еще в 1190 году. А эпосы не появляются на пустом месте. Герой легенды прятался от вражеских галер на дне моря в кожаной лодке. Не превращался в рыбу, не получал чудесную способность дышать под водой, как в некоторых сказках. Это была уже попытка технического решения проблемы.

Первым воплотил эту идею гениальный голландский физик Корнелиус Дреббель в 1620 году, живший при дворе английского короля Якова I. Его подводные лодки катали английскую знать по дну Темзы. Это был аттракцион, но именно Корнелиус Дреббель первым высказал идею военного применения подводного аппарата.

Воплощение идеи не заставило себя долго ждать. Сначала француз Дени Папен в 1691 году построил свою подводную «кастрюлю» из железа для военных целей, а затем, через 29 лет, и русский изобретатель Ефим Никонов представил на суд сначала Петра I, а затем и императрицы Екатерины I свои «потаенные судна». Дальше у подводных лодок появляется гребной винт и перископ, а в 1863 году на свою подлодку Иван Федорович Александровский поставил пневмодвигатели, которыми заменил мускульную силу гребцов, и продуваемые воздухом балластные емкости.

С тех времен ПЛ несколько раз поменяли силовую установку, изменились материалы и размеры корпуса, РВ, максимальная ГП и скорость подводного судна. Но принципиально концепция Александровского, как лампочка, остается прообразом всех современных субмарин. А они поражают воображение своим разнообразием, размерами, боевой мощью и техническим совершенством.

Представляем на ваш суд десятку самых больших и могучих подводных судов военного назначения.

На десятом месте советская атомная подводная лодка «Навага» (проект 667, по НАТО-вской классификации Yankee-I class). Спроектирована в 1962 году в ОКБ-18 (ЦКБМТ «Рубин»). В конце 1967-го, после всех положенных испытаний первая подводная лодка этого проекта К-137 поступила на Северный флот. Всего было введено в эксплуатацию 34 судна этого проекта, учитывая все модификации, последнее спущено на воду в 1972 году. Габариты судна 132х11,6 м.

Самая современная французская АПЛ. С 1994 по 2010 год в строй было изготовлено 4 субмарины этого класса. Размеры судна 138х12,5 м – весомая заявка на 9 место. Лодка сменила стратегические ракетоносцы ВМФ Франции тип «Редутабль», переставших отвечать современным требованиям. Хороший получился кораблик – скрытный, быстрый, хорошо вооруженный.

Было бы удивительно, если бы в ТОПе не нашлось ни одной китайской подлодки. КНР серьезно взялась модернизировать подводный сектор военно-морского флота Народной освободительной армии. Восьмая в нашем списке китайская стратегическая атомная подводная лодка «Тип 094», в каталогах НАТО – Jin.

Название понятное, если знать историю их обнаружения нашим вероятным противником. Сначала в 2006 году этот подводный крейсер был обнаружен на спутниковых снимках китайской военно-морской базы Xiaopingdao.

Лодка поразила американцев своими размерами: 140х11,2 м и неожиданностью появления – разведка не заметила.

На следующий год на верфях Бохай были обнаружены еще две – в непонятной готовности. То ли в процессе испытания, то ли еще строящиеся.

Дальше Китай стал вводить в строй тип 094 с пулеметной скоростью: три – в 2013, четыре – в 2015, а к 2020 могут встать в строй еще семь стратегических подлодок. А ведь до этого у КНР была единственная подлодка с атомной силовой установкой и Тоннажм в скромные 8 000 т (тип 092 – Xia).

Крупнейшая атомная подводная лодка стратегического класса английских Королевских военно-морских сил с размерами 149,9х12,8 м занимает седьмую позицию в параде крупнейших субмарин мира. Этот класс представлен четырьмя судами: Vanguard (Авангардный) , Victorious (Победоносный) , Vigilant (Бдительный) и Vengeance (Отмщение). Все они были введены в строй с 1986 по 1999 годы в рамках ядерной программы Trident. Суть которой заключалась в замене ядерного оружия и средств его доставки Соединенным Королевством.

Были у англичан очень опасные и ненадежные ядерные бомбы WE 177, которые в рамках этой программы заменили на американские баллистические ракеты Trident II D-5 с термоядерными боеголовками. Под эти ракеты «Венгарды» и были построены. Когда-то Великобритания имела самый большой и мощный военный флот в мире, сейчас различные ТОПы в Интернете ставят его на 4-5 место. Что с десятью подводными лодками в строю, мягко говоря, вызывает сомнение. Но вернемся к нашей ПЛАРБ, которая сменила Resolution-class (Разрушение) и готовится уступить место классу Dreadnought (Дредноут класс) ориентировочно к 2028 г.

Следующие три лодки – вариации одного проекта советских стратегических атомных подводных лодок под № 667, получившие в НАТО общее название Delta (I, II, III и IV). 55 самых могучих на тот момент ПЛАРБ было построено с 1972 по 1990 годы, что обеспечило СССР подавляющее преимущество над блоком НАТО.

Необходимость замены предшественника – АПЛ «Мурена» (Delta II), возникла с появлением новой модификации ракет морского базирования Р-29Р. В 1972 году ЦКБМТ «Рубин» приступил к созданию РПКСН проекта 667БДР, а уже в 1975 г. со стапелей сошла первая субмарина нового класса – К424. Приличный размер для АПЛ – 155х11,7 м обеспечивает ей шестое место в ТОПе. Советский Союз строил быстро.

Особенностью этого подводного крейсера была возможность одновременного, залпового, выстрела всего боекомплекта ракет.

А это, на минутку, баллистические ракеты с разделяющимися боеголовками (от 3 до 7) в количестве 16 штук! Всего было построено 14 таких подлодок, из них в строю осталось лишь четыре. Большинство было утилизировано с 1995 по 2003 год в результате нашего добровольного разоружения.

Сначала атомная АПЛ проекта 667 «Мурена» сменила на посту «Навагу», а в скором времени появилась её модификация – «Мурена М». Отличалась она от своей «старшей сестры» более длинным корпусом и количеством ракет Р29 – их стало 16 вместо 12-ти. Для чего и был удлинен корпус. Теперь он стал 155 м при ширине все тех же 11,7 м.

Всего таких подводных судов было построено четыре – все в 1975 году, они благополучно скончались в рамках советско-американского договора о сокращении стратегических вооружений в 1999 году. Это была стратегическая победа США.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дельфин» (по документации пр. 667БДРМ) – последний представитель АПЛ второго поколения. После ремонта и модификации, всех «Дельфинов» уже можно смело отнести к 3 поколению. По счастливому стечению обстоятельств, миновав судьбу Дельт 1-3, все семь лодок благополучно пережили эру тотального сокращения подводного флота России.

Все они сегодня в строю и являются базовыми представителями подводной составляющей ядерной триады нашей страны.

Все «Дельфины» числятся в составе Северного флота ВМФ РФ – несут дежурство по охране морских коммуникаций Северного морского пути, совершают дальние морские походы, участвуют в учениях. Даже запускают спутники в космос – с помощью ракеты «Штиль-1». Габариты этого крейсера 167,4х11,7 метров.

Представляем подиум хит-парада подводных лодок. Это настоящие левиафаны! По своим габаритам они уступают разве что авианосцам. Размер футбольного поля 108х70 метров – тройка лидеров почти вдвое длиннее. И эта махина способна скрытно доставить в любую точку мира боезаряд, способный уничтожить половину континента, например, Европы.

18 АПЛ класса «Огайо» — основа стратегического подводного флота США. Четырнадцать из них несут на борту баллистические ракеты «Trident II D5» (SSBN), а четыре адаптированы под крылатые ракеты (SSGN). Размеры американской подлодки впечатляют: 170х13 метров, что и обеспечило ей третье место.

«Огайо» — самые дорогие в мире подводные лодки, средняя стоимость постройки одного судна составляет боле полутора миллиардов долларов. Хотя «Огайо» относятся лишь к третьему поколению подводных судов, их огневая мощь превосходит все существующие подлодки.

Кроме мощного вооружения американская лодка обладает отличными ходовыми качествами, продвинутым электронным оборудованием.

Все это делает её одной из самых опасных подводных лодок в любой точке океана. Ну, разве, кроме самых высоких широт – в Арктике и Антарктиде. Там американцы плавать не любят, не умеют и особо не светятся.

Вице-чемпион нашего ТОПа – российский РПКСН 4-го поколения «Борей». Задумывался он еще во времена Советского Союза, когда просторы мирового океана только осваивали подводные суда третьего поколения. По заданию партии и правительства (это такая официальная формулировка была, когда военные как следует напугают Политбюро ЦК КПСС и выбьют средства на очередной виток гонки вооружения) в 1978 г. началась работа над проектом АПЛ нового, четвертого, поколения.

Головной корабль «Юрий Долгорукий» заложен был, однако, лишь после развала СССР – в 1996 году. Строили уже не так быстро, а, откровенно говоря, просто из рук вон долго, и на воду «Долгорукий» встал через 12 лет после закладки. Это еще нужно учесть, что в строительстве были использованы готовые модули от недостроенных подлодок 3 поколения «Щука-Б» и «Антей».

По поводу преимуществ РПКСН 4 поколения перед предыдущим, именно у проекта «Борей», сказать что-либо трудно. Известно, что они более малошумные, чем «Щуки» и у них твердотопливные ракеты. Ни скоростью, ни глубоководностью или сроком автономности «Борей» не блещет. Впечатляют лишь габариты 170х13,7 м, а водоизмещение в 24 000 т обеспечило «Борею» второе место в мире подводных левиафанов. Возможно, не все советские задумки воплотили российские кораблестроители.

Бесспорный лидер – тяжелый РПКСН «Акула», вершина мирового кораблестроения.

Она не просто безоговорочно самая огромная – 173х23 м, она еще и самая безопасная и комфортная военная подводная лодка в мире! Внутри легкого корпуса у «Акулы» находится 5 так называемых прочных корпусов: правый и левый — главные, центральный — с командирской рубкой, а также еще два небольших на носу и на корме. По центру ТРПКСН, расположены ПУ ракет – в свободном пространстве между легким корпусом и главными прочными корпусами.

Рядом с центральной рубкой, над главными прочными корпусами, располагаются две отделяемые спасательные камеры, вмещающие весь экипаж подлодки. Сразу вспомнился «Курск» — наличие у него такой опции исключило бы трагедию. По комфортабельности условий для экипажа «Акула» получила прозвище «плавучий Хилтон», и это не преувеличение. Внимание, описывается боевой подводный корабль, а не круизный лайнер, но в нем:

  • комфортабельный салон для отдыха экипажа;
  • оборудованный спортзал;
  • настоящий бассейн 4×2 х2 м;
  • аристократический солярий;
  • сауна, облицованная массивом дуба;
  • небольшой, но очень милый «живой уголок»;
  • 2-х и 4-х местные офицерские каюты, оборудованные санузлами, с телевизорами и кондиционерами;
  • две кают-компании: офицерская и для рядового состава.

Первый левиафан под обозначениемТК-208, был введен в состав советского ВМФ в 1981 г., последний, шестой, – в 1989. Первоначально их намеревались построить семь, но последний заложить не успели – СССР развалился, и наши американские друзья начали весело и планомерно разоружать Россию. Ибо не от кого.

Россию, как и весь остальной мир, в НАТО обещали защитить самостоятельно. Три «Акулы» порезали на металлолом, две – законсервировали, так как боекомплект для них сократили по ОСВ-2. В качестве иллюстрации к сказанному: цена утилизации (разрезки на металлолом) одного крейсера составляет более $10 000 000, из которых лишь $2 млн оплатила Россия, остальные средства предоставили американцы и канадцы. И в качестве компенсации потери наших АПЛ, американцы продлили срок службы своих (Огайо) до 2036 года.

Первый, и оставшийся единственным, представитель класса «Акул» ТРПКСН «Дмитрий Донской» поражает современников своими размерами и мощью на морских парадах.

U-571 Немецкие подводные лодки времен Второй Мировой - тема для пристального изучения, интерес к которой не падает год от года. Асы-подводники на службе Третьего Рейха на новейших субмаринах были действительно хороши. Во всех морских противостояниях, налетах на конвои, охоте за эсминцами излюбленной тактикой немецких подводников было долгое ожидание, завершающееся стремительной атакой и таким же стремительным исчезновением. Однако, несмотря на опыт подводников и профессионализм капитанов субмарин, техническая составляющая - едва ли ни главный секрет эффективности немецкого подводного флота. Фото: suggestkeyword Если подводные лодки 1-й и 2-й серии использовались как боевые, но не предназначенные для активных действий и долгих походов, то лодки 7-й серии - самые настоящие подводные убийцы, способные действовать на значительном удалении от места стоянки. Немецкие подводные лодки 7-й серии (или тип VII) уничтожили такое количество кораблей стран-союзников, что точное их количество историки подсчитывают и по сей день.«Точное количество уничтоженных кораблей - очень интересный вопрос. Достоверно известно о том, что весь подводный флот Германии уничтожил около трех тысяч кораблей союзников. Львиную долю в уничтожении, скорее всего, занимают и подводные субмарины серии 7, поскольку, они наилучшим образом оснащались и были укомплектованы для нанесения молниеносных ударов. Также на таких подлодках служили и самые опытные командиры», - рассказывает в интервью «Звезде» военный историк, кандидат исторических наук РАН Александр Борисов.Сравнительно небольшие немецкие субмарины, оснащенные дизель-электрическими двигателями мощностью 1 700 - 2 400 кВт имели «рабочую» глубину погружения 250-270 метров, а в случае критической ситуации (обнаружения или после молниеносной атаки) были способны «нырнуть» на 320-350 метров. Капитаны союзных флотов в прямом смысле слова ненавидели эти лодки не только за скорость: субмарины седьмой серии регулярно нападали на конвои стран союзников и при каждом нападении буквально с одного залпа топили по пять-десять кораблей снабжения, перевозивших припасы и технику.Помимо четырех носовых и двух кормовых торпедных аппаратов для серьезной работы, «семерки» имели дополнительное артиллерийское вооружение, расположенное на корпусе. 88-мм орудие с боекомплектом в 220 снарядов позволяло из надводного положения наносить критические повреждения небольшим судам, а крупные принуждать к отходу. Не хуже обстояло дело и с защитой «немцев». Послевоенное изучение захваченных субмарин показало, что обстрел корпуса лодки 20-мм и 23-мм боеприпасами не наносил видимого вреда лодке.
Изучение подводных лодок Германии способствовало не только анализу собственной военно-морской стратегии стран союзников, но и позволило взять на вооружение множество реализованных в немецких ДПЛ технологий.

«Комсомолец» - рекордсмен

Советская подводная лодка проекта К-278 с экзотическим названием «Плавник» - без всякого преувеличения, уникальнейшая из подводных субмарин конца 80-х годов. До момента трагического происшествия, застигшего советскую АПЛ в Норвежском море, лодка установила сразу несколько рекордов. По количеству внедренного радиоэлектронного, криптографического, разведывательного оборудования - лодка, вне всякого сомнения, была лучшей в мире и самой совершенной на тот момент.«Не все технические решения, реализованные в К-278 до сих рассекречены, но из того, о чем уже давно можно говорить - это прародитель сегодняшних боевых информационных систем «Омнибус-685». Уникальнейшая система, которая «замыкала» на себя все информационные, боевые и другие данные со всей субмарины», - заявил в интервью «Звезде» военный историк и офицер подводник Николай Вершинин.Помимо уникального оборудования, «Комсомольцу» принадлежит не побитый до сих пор абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок. Во время ходовых испытаний лодка «нырнула» на глубину 1027 метров.

«Золотая рыбка»

Фото: Минобороны РФ

«Гоночный катер с крылатыми ракетами» - такое шутливое прозвище давали подводники и все причастные к постройке АПЛ проекта 661 «Анчар люди». Лодка с десятью крылатыми ракетами П-70 «Аметист» установила абсолютный рекорд по скорости движения в подводном положении - 44,7 узла. Уникальные скоростные характеристики были достигнуты во многом и за счет применения революционного материала - впервые в истории постройки субмарин в качестве основного материала вместо привычной стали был выбран титан. Благодаря использованию титана лодка получила и второе свое название - «Золотая рыбка», ведь стоимость постройки перевалила за два миллиарда советских рублей.

Могущественный «АНТЕЙ»

Фото: Подводные лодки России/ВКонтакте



И эпоха океанского противостояния и старания советской научно-исследовательской отрасли, и серьезный промышленный задел осуществили один из самых беспрецедентных по своим масштабам проектов. Долгое время считалось, что максимальную опасность для берегов страны представляют авианосные ударные групп противника, включающие в себя как сами авианосцы, так и корабли сопровождения.Для решения этой задачи и были спроектированы, а затем построены подводные лодки проекта 949А «АНТЕЙ», вооруженные крылатыми ракетами П-700. Именно АПЛ проекта «АНТЕЙ» на долгие годы стали головной болью и кошмаром натовских гидроакустиков, поскольку благодаря конструкции, подводный крейсер мог подходить к кораблям вероятного противника «на расстояние вытянутой руки». АПЛ проекта 949А - последние и самые совершенные в своем роде «специалисты узкого профиля» - основной задачей подводных крейсеров этого проекта является уничтожение авианосных ударных групп противника.

Вечно тонущая лодка

Случаются в истории субмарин и просчеты, которые дорого обходятся налогоплательщикам. В 2013 году в Испании разгорелся нешуточный скандал вокруг подводной лодки, на постройку которой правительство потратило 680 миллионов долларов. По сообщениям издания Daily Telegraph, проектировщики допустили критический просчет при разработке конструкции, проявление которого заключается в том, что лодка способна лишь на одно действие - на погружение.Всплытие, по словам специалистов, находится за пределами возможных для этой подводной лодки режимов. Подводная лодка S-80 должна была стать первой полностью испанской разработкой, надежды на которую возлагали очень многие специалисты. Сообщалось также, что в перспективе, испанская лодка сможет конкурировать с американскими и российскими, однако судьба распорядилась иначе. Слишком тяжелую S-80 на вооружение так и не приняли, а все работы в этом направлении свернули.

Речная «Пиранья»
Согласно техническому заданию, подводная лодка с кодовым названием «Пиранья» аналогична маленькой, но хищной рыбке должна была действовать молниеносно и буквально «вгрызаться» во вражеские военно-морские объекты. Главной задачей небольшой субмарины было противодействие военно-морским объектам противника в отдельно взятом районе. Следует отметить, что малый вес в случае с проектом «Пиранья» не является ахиллесовой пятой.При небольшом весе и водоизмещении, лодка оснащалась двумя 400-мм торпедами, способными причинить такой урон вражеской военно-морской базе или отдельно взятому кораблю, стоящему на рейде, что было бы уместно сравнить атаку «Пираньи» с «Перл-Харбор». Помимо торпед, лодка оснащалась специальным радиоэлектронным, измерительным и другим оборудованием, способным изучать вражеские объекты, а корпус из титанового сплава позволял в случае обнаружения «уходить» на глубины до 250-ти метров.

«Барракуда» и «Кондор»

Фото: Сергей Прокатов/ВКонтакте



В 2014 году началась модернизация одного из самых перспективных и технологически развитых проектов подводных лодок в составе ВМФ России. Проект 945 «Барракуда» и развитие этих АПЛ - 945А «Кондор» и 945Б «Барс» предназначаются для «охоты» за авианосными ударными групп противника.Особенность проекта 945 заключается в том, что лодка, имея титановый сплав и минимальную заметность, обладает уникальным радиолокационным оборудованием, способным обнаруживать и распознавать вражеские корабли на расстоянии, вдвое превышающем обычное для радиолокационных систем АПЛ. Грядущая модернизация, помимо нового ядерного топлива и ремонта механических частей, «подарит» подлодкам 945-го проекта уникальную боевую информационно-управляющую систему, а также комплекс крылатых ракет «Калибр», с помощью которых станет возможно обстреливать наземные объекты вероятного противника.

Боевая «Лада»

В середине марта 2015 года на верфях в Санкт-Петербурге проекта 677 «Лада». Подводная лодка сможет выполнять широчайший спектр боевых задач: поражать подводные лодки и надводные цели, береговые объекты противника, устанавливать минные поля. Кроме того, корабль может высаживать и принимать диверсионно-разведывательные группы. Лодка «Великие Луки» будет достраиваться по принципиально новому, модернизированному проекту.«Эта подводная лодка, она по поисковым возможностям, по ударным, по техническим решениям во многом не знает аналогов», – рассказывает заместитель главнокомандующего ВМФ РФ Александр Федотенков. – Эта подводная лодка по ударным возможностям практически равняется многоцелевой атомной подводной лодке».

Такси для морского спецназа

Разработкой и постройкой советской сверхмалой подводной лодки «Тритон» ВМФ СССР убил, что называется, не двух, а сразу десять зайцев. Боевые пловцы, под нужды которых и разрабатывалась уникальная подлодка, теперь могли подходить к району выполнения поставленной задачи не просто на расстоянии выстрела. Фактически, сверхмалое средство для скрытной переброски морского спецназа позволяло «брать руками» искомый объект.Вооружения такая лодка не несла, однако подводный «кабриолет», по словам специалистов, легко мог быть переоборудован в брандер - специальное судно со взрывчаткой на борту. Эксплуатация сверхмалых подлодок в отечественном флоте осуществляется и сейчас - модернизированный вариант крошечной субмарины для спецназа с обозначением «Тритон-1 М» используется на Северном флоте в крайне непростых погодных условиях. Ниша для использования сверхмалых субмарин, по словам экспертов, не иссякнет, и, согласно всем прогнозам, скоро ВМФ России должен получить еще более современный вариант военно-морского «малыша».

«Акула» мирового океана

Фото: Владимир Фогель/ВКонтакте


Нет в штабе ВМФ западных стран человека, который не знает об уникальной подводной лодке проекта 941 «Акула». Советской тяжелой атомной субмарине принадлежит такое количество «контактов» с западными ВМС, что, скорее всего, к кому-нибудь из натовских моряков-ветеранов холодной войны советская «Акула» приходит в ночных кошмарах. Субмарина длиной в 173 метра - это не просто плод революционных решений и тысяч томов технической документации. Это больше, чем футбольное поле в длину.Тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения - это гроза, мощь и гордость всей отечественной промышленности. Про уникальное ракетное вооружение этой лодки до сих пор ходят легенды. Моряки-подводники из числа тех, кто вышел на пенсию, в рассказах утверждают, что крейсер способен поражать цели на экваторе, находясь в момент пуска в северных широтах. Однако главное, что поражает, когда изучаешь 941-й проект - это размах. Высота от киля до рубки - 25 метров. Семиэтажный дом как раз вписался бы в эти габариты, а на палубе «Акулы» легко может развернуться «КамАЗ». Каждая ракета Р-39 из 20, что можно загрузить на борт, весит 84 тонны. Таким количеством ракет можно стереть в пыль площадь, сопоставимую с площадью более чем 300 крупных городов.

Подводная лодка - морская гроза
Под черной пилоткой стальные глаза


100 лет назад подводные лодки доказали свою боевую эффективность, уверенно заняв свою нишу в области морских вооружений. Именно атомным подводным ракетоносцам была доверена почетная роль «могильщиков человечества».
В связи с высокой сложностью и дороговизной, атомные подлодки сначала имелись лишь в составе флотов СССР и США. Через некоторое время к ним присоединились британские и французские АПЛ. Позже появились китайские атомные подлодки. Сейчас АПЛ имеется в ВМС Индии – индийцы используют российскую технику, но в то же время активно работают над проектом собственной АПЛ.

Как и любая техническая система, подводные лодки разных проектов обладают своими достоинствами и недостатками. Это и попытался выяснить американский познавательный канал Discovery, составив рейтинг лучших субмарин. С моей точки зрения, глупо и невежественно напрямую сравнивать подлодки разных эпох. Представьтие штурмана немецкого У-бота, пытающегося определить с помощью примитивного гирокомпаса, где же Север под этой чертовой водой, куда плыть и что делать – аккумуляторная батарея почти разряжена, связи с берегом нет, а на хвосте вражеские противолодочные корабли. Что есть общего у немецкого моряка с членом экипажа современной АПЛ, оснащенной системами спутниковой связи и навигации? Атомоход может месяцами скрытно действовать в толще морских вод, а его способно испепелить все живое на нескольких континентах. Гораздо логичнее, на основе программы «Лучшие подводные лодки» сравнить только атомные субмарины.

Еще пара слов из теории подводных лодок. Несмотря на свои отличные боевые качества, субмарины - это все-таки слишком специфическое оружие, которое в большинстве случаев не способно заменить надводные корабли. Подлодки бессильны против авиации, а в случае локальных конфликтов, когда, например, нужно поддержать огнем десант, их ударный потенциал против наземных целей изчезающее мал. Главное боевое качество подлодки – скрытность, именно этот параметр обычно стоит во главе угла при сравнении субмарин. Хотя достоинство часто становится недостатком – подлодка не может заявить о своем присутствии, т.к. ее попросту не видно. Но это мелочи.

Гораздо серьезнее тот факт, что подводные силы, действующие отдельно от авиации и надводных кораблей становятся легкой добычей. Немецкие асы-подводники поначалу набивали себе огромные счета уничтожая безоружные транспорты или нападая на неподготовленного врага. С появлением более-менее серьезного противодействия, эффективность «волчьих стай» Деница резко уменьшилась, а когда на охоту вышла морская противолодочная авиация, появились радары и новые акустические станции, у немцев растаяли последние шансы на успех. За время Второй мировой 783 немецких У-бота остались на дне Атлантики, погибло 32 000 подводников!

Мораль такова: подлодки прекрасно справляются со своими задачами, но применять их для решения всех проблем, стоящих перед ВМФ – бессмысленно и неэффективно. А теперь, думаю, стоит перейти непосредственно к рейтингу.

10 место – тип «Вирджиния»

Многоцелевые АПЛ ВМС США четвертого поколения.
Головной корабль вступил в строй в 2004 году. В строю на сегодняшний день – 8 АПЛ, по плану до 2030 года должно быть построено еще 22 подлодки
С первого взгляда, характеристики самого современного в мире атомохода вызывают глубокое чувство разочарования. Скорость подводного хода – 25 узлов, рабочая глубина погружения – 250 метров. Нда…такими показателями не удивишь даже подводников Кригсмарине. Не блещет и вооружение: 4 торпедных аппарата и 12 вертикальных пусковых шахт для запуска крылатых ракет «Томагавк». Боекомплект – 26 торпед и 12 «Боевых топоров». Не густо. Из специальных средств - лодка снабжена шлюзовой камерой для выхода боевых пловцов и необитаемыми подводными аппаратами.

Но есть у этого проекта и ряд сильных сторон, делающие АПЛ «Вирджиния» крайне опасным подводным противником. Полная скрытность – вот ее девиз! Система изолированных палуб, каскадная пневматическая амортизация оборудования, новые «глушащие» покрытия корпуса и гребной винт, заключенный в фенестрон (кольцевой обтекатель) – все это обеспечивает предельно низкий уровень шумности. Лодка практически необнаружима на фоне океанских шумов. Новая атомная энергетическая установка General Electric S6E позволяет перезаряжать реактор один раз в 30 лет, что соответствует расчетному сроку службы подводного корабля.
«Вирджиния» насыщена различными «хай-тек» системами и современнейшим радиоэлектронным оборудованием. Впервые в мировой практике вместо традиционного перископа применяется телескопическая мачта на которой установлены видеокамера, инфракрасный сенсор и лазерный дальномер. Изображение транслируется на монитор в центральном посту по волоконно-оптическому кабелю. Решение, конечно, интересное.

Но…как бы не пытались американские подводники восхищаться своей новой лодкой, это совсем не то, о чем были их мечты. 20 лет назад такая АПЛ в боевом составе ВМС США вызвала бы бурю возмущения – Америка готовилась строить совсем другие субмарины, с запредельными характеристиками и очень высокой стоимостью. По этим показателям «Вирджиния» - всего лишь компромисс. Тем не менее, лодки этого проекта несут в себе удачные новаторские решения, имеют высокий боевой потенциал и рассчитаны на массовое строительство.

9 место – Тайфун

Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941. Длина его корпуса как два футбольных поля. Высота – с девятиэтажный дом. Подводное водоизмещение – 48 000 тонн. Экипаж - 160 человек.
Самый крупный подводный корабль из когда-либо созданных человеком. Сомнительное достижение с точки зрения боевой эффективности, но в то же время нельзя не восхититься размерами этой субмарины. Всего по проекту 941 было построено 6 атомных подводных ракетоносцев.

Благодаря своим циклопическим размерам, «Тайфун» был способен проламывать лед толщиной до 2,5 метров (!), что открывало перед советским подводным крейсером перспективу боевого дежурства в высоких арктических широтах.
Другое достоинство этого невероятного «подводного катамарана» - предельно высокая живучесть. Девятнадцать (!) герметичных отсеков позволили рассредоточить и продублировать все важные системы корабля. Реакторы «Тайфуна» разместили в двух независимых отсеках в разных корпусах подлодки.
Что? О каких разных корпусах идет речь?


Якорь "Тайфуна"

Своими необъятными размерами «Тайфун» был обязан твердотопливной баллистической ракете Р-39 со стартовой массой 90 тонн, на борту атомного подводного крейсера их было 20 штук. Конструкторам пришлось применить нетрадиционные компоновочные решения, как результат - этот невероятный «подводный катамаран» имеет два отдельных титановых прочных корпуса (в техническом отношении их вообще пять!). При этом масса забортной воды, находящейся в легком корпусе составляет 15 000 тонн, за что «Тайфун» получил на флоте ироничное прозвище «водовоз». Но свою задачу стратегического ядерного сдерживания он выполнил на 100%. Лучше всего об этом проекте сказали специалисты КБ «Малахит» – «победа техники над здравым смыслом».

8 место – «Золотая рыбка»

Рекорды, о которых не сообщало ТАСС. 18 декабря 1970 года АПЛ Северного флота К-162 в подводном положении установила абсолютный мировой рекорд скорости хода – 44,7 узла (82,78 км/ч).

Осенью 1971 года, во время дальнего похода в Атлантику – до самой Бразильской котловины, она не один раз обогнала авианосец «Саратога» - группировке ВМС США так и не удалось от нее оторваться. Советская подлодка, несмотря на все попытки уклонения, легко и непринужденно занимала выгодную позицию для атаки на глазах у изумленных американцев.
Помимо отличных ходовых качеств, К-162 (с 1978 г. – К-222) обладала солидным вооружением. В качестве главного калибра - 10 пусковых установок противокорабельных ракет «Аметист», также имелось 4 торпедных аппарата и 12 торпед.

Почему же по супер-проекту 661 «Анчар» была построена всего лишь одна субмарина? Причин тому несколько:
Слишком высокая шумность, на скорости хода более 35 узлов К-162 создавала чудовищный грохот. В центральном посту уровень акустического шума достигал 100 децибелл. Это лишало лодку скрытности, а соревноваться в скорости с противолодочными вертолетами было бессмысленно.

Другой забавный момент, титановый монстр обошелся СССР в 240 миллионов рублей (в это же время американские налогоплательщики заплатили 450 миллионов долларов за авианосец «Энтерпрайз», в 1960-х годах за 1 доллар давали 60 копеек…вот и считайте). Невероятно, но факт – подлодка стоила почти как гигантский атомный авианосец водоизмещением 85 000 тонн. Недаром К-162 прозвали «Золотой рыбкой»!

7 место – «Неуловимый Майк»

Еще один рекордсмен из океанских глубин – многоцелевая атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» с титановым корпусом. 4 августа 1985 года она установила абсолютный рекорд глубины погружения среди подводных лодок – 1027 метров!
На самом деле, лучшая подлодка ВМФ СССР была рассчитана на еще большую глубину - 1250 метров, при этом подлодка-рекордсмен могла применять свое оружие на любых глубинах; в ходе тестовых погружений К-278 успешно отстрелялась муляжами торпед на глубине 800 метров!

Единственный корабль проекта 685 «Плавник» был отлично вооружен и очень опасен – 6 носовых торпедных аппаратов и 22 боеприпаса. В комплекс вооружения подводной лодки входили стратегические крылатые ракеты «Гранат», высокоскоростные подводные ракеты «Шквал», противолодочные ракето-торпеды «Водопад» с ядерными боевыми частями и самонаводящиеся электрические торпеды.
Удивительная подлодка стала неразрешимой загадкой для ВМС «вероятного противника» - на глубине 1 километр «Неуловимый Майк» не обнаруживался никакими акустическими, магнитными или иными средствами.


Кадры с глубоководного аппарата "Мир", 1994 год

Чтож…не хочется об этом упоминать… это та самая подлодка, погибшая в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года. К-278 затонула на глубине 1858 метров, часть экипажа была спасена. Точные причины гибели подлодки не установлены до сих пор, Арктика надежно хранит свои тайны.

6 место – «Убийцы городов»

15 ноября 1960 года впервые вышел в боевое патрулирование атомный подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами на борту. Главной задачей нового подводного корабля стало нанесение из глубин Мирового океана ракетно-ядерных ударов по важным административным центрам, объектам военно-экономического потенциала и крупным городам с целью их полного уничтожения.

Идеи, положенные в основу этого амбициозного проекта, заключались в следующем:
- баллистическая ракета, запускаемая с подводной лодки имеет меньшее подлетное время, по сравнению с ракетой, запускаемой с наземной базы. Этот фактор обеспечивает большую внезапность и сокращает время, в течение которого противник может принять контрмеры;
- атомная подводная лодка-ракетоносец обладает настолько большой подвижностью по сравнению с обычной дизельной лодкой, что противник не в состоянии ее вовремя обнаружить и поразить;
- при наличии некоторого количества атомных подводных лодок-ракетоносцев на позициях в Мировом океане, противник никогда не определит, откуда ему следует ожидать нападения;

В течении года к «Дж. Вашингтону» присоединились еще 4 аналогичные субмарины. Выходя на стартовые позиции в Норвежском и Средиземном морях, каждая из них могла запустить 16 баллистических ракет «Поларис» А-1 на дальность 2200 км. Ракеты оснащались боеголовками взрывной мощью 600 килотонн, запуск проводился с глубины 20 метров. Откровенно слабые характеристики с позиции наших дней, но пятьдесят лет назад стратегические подводные ракетоносцы типа «Дж. Вашингтон» заставили содрогнуться весь мир.

5 место – Неподражаемая «Лира»

Подводный перехватчик проекта 705(К). Неуловимый и беспощадный киллер, созданный для охоты на вражеские субмарины. Скорость подводного хода – 41 узел, невероятно, но «Лира» развивала полный ход уже через минуту из неподвижного положения. На полном ходу, циркуляция с разворотом на 180° выполнялась за 40 секунд. Такие фокусы позволяли удрать от противолодочной торпеды.
«Лира» могла за тридцать минут отойти от пирса, набрать ход и скрыться под водой, растворившись в глубинах Мирового океана (обычной АПЛ на это требуется 2-3 часа). Столь удивительные характеристики – результат особых технических решений, применявшихся при создании данного проекта.

Во-первых, специалисты КБ «Малахит» постарались до предела уменьшить размеры АПЛ, сократив до минимума экипаж и оставив лишь один реактор. Субмарина, оснащенная комплексной автоматизированной системой управления, управлялась экипажем всего из 32 офицеров.
Во-вторых, в качестве конструкционного материала был применен … правильно, титан. И, конечно же, для необычной лодки потребовалась необычная силовая установка – реактор с жидким металлическим теплоносителем (ЖМТ) - в контурах реактора бурлила не вода, а расплав свинца с висмутом. Собственно, подобный «агрегат» применялся еще лишь на советской подлодке К-27, не пошедшей в серию. Также реактор с ЖМТ испытывался на американской АПЛ USS Seawolf» (SSN-575),но через 4 года эксплуатации его демонтировали и заменили на обычный реактор с водяным охлаждением. Поэтому «Лиры» стали единственной в мире серией атомных субмарин с реактором с ЖМТ. Реакторы такого типа обладают неоспоримым преимуществом – исключительной «приемистостью» и высокой удельной мощностью.

Вместе с тем, реактор с ЖМТ представляет повышенную опасность и требует особых мер по соблюдению правил эксплуатации. В случае малейшего застывания, теплоноситель полностью перестает выполнять свои функции, превращая реактор в ядерную бомбу. Большинство лодок с реакторами ЖМТ (в том числе и экспериментальная К-27) покинули боевой состав флота из-за нехороших историй, произошедших в реакторном отсеке. Так 8 апреля 1982 года, во время боевого похода, на палубу АПЛ К-123 вылилось 2 тонны жидкого металла из первого контура реактора. Ликвидация последствий аварии заняла 9 лет.

Пункт базирования атомарин пр. 705(К) находился в Западной Лице. Там же был создан специальный береговой комплекс для обслуживания подлодок этого типа: котельная для подачи пара на корабли, у пирсов - плавказарма и эсминец, подававшие пар от своих котлов. Однако, с точки зрения безопасности этого оказалось мало – обычная авария на тепловой магистрали грозила перерасти в жуткую радиационную катастрофу. Поэтому «Лиры» "грелись" своими силами, их реакторы постоянно работали на минимально контролируемом уровне мощности. Лодку нельзя было ни на секунду оставить без внимания. Все это не прибавило «Лирам» популярности среди обитателей гарнизона.
Все шесть ужасных страшилок времен Холодной войны были окончательно списаны в 90-х годах, поставив точку в развитии АПЛ с реакторами с ЖМТ. По обе стороны океана вздохнули с облегчением – «Лиры» были грозным подводным противником для ВМС США, но в то же время малютки были совершенно безжалостны по отношению к собственному экипажу и персоналу военной базы в Западной Лице.

4 место – «Щука-Б» против «Морского волка»

Лучшие из лучших. Советская многоцелевая АПЛ проекта 971 «Щука-Б» вобрала в себя самые удачные идеи легендарного предшественника пр. 671РТМК и титановой подлодки пр. 945 «Барракуда».

Суровый подводный воин создавался не для рекордов. Это был продуманный до мелочей, сбалансированный проект многоцелевой АПЛ у которой практически нет слабых мест. Подводная скорость – 30 узлов. Рабочая глубина погружения - 480 метров, предельная - 600. Вооружение – восемь торпедных аппаратов, 40 единиц боеприпасов в различной комбинации: крылатые ракеты «Гранат» с ядерными боевыми частями, противолодочные ракето-торпеды, подводные ракеты «Шквал», мины и глубоководные самонаводящиеся торпеды УГСТ. Помимо прочего, «Щука-Б» имела на вооружении мощнейшие торпеды «65-76» калибра 650 мм. Боевая часть – 450 кг, дальность хода – порядка 30 морских миль. Скорость в режиме поиска -30 узлов, в момент атаки - 50…70 узлов. АПЛ могла атаковать противника, не входя в зону действия его противолодочных средств, а новейшей радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование лодки позволяло морякам контролировать пространство в радиусе десятков миль от АПЛ.

В 80-х годах разразился международный скандал – в прессу просочились сведения, что КГБ через подставных «гражданских» з
заказчиков закупило у компании «Toshiba» высокоточные станки для металлообработки. Гребные винты, изготовленные по новой технологии, в разы уменьшили шумность советских АПЛ. Америка ввела санкции против жадных менеджеров компании «Toshiba», но дело сделано – «Щуки-Б» уже вышли в море.
В настоящее время многоцелевые АПЛ пр. 971 составляют основу подводного флота России. Всего успели построить 14 «Щук-Б» , еще одна – К-152 «Нерпа» была достроена в экспортной модификации, 4 апреля 2012 года на базе Вишакхапатнам лодка была принята в боевой состав ВМС Индии. Еще несколько корпусов, находящихся в высокой степени готовности, были использованы при постройке РПКСН типа «Борей».

Уязвленные советским превосходством, в Пентагоне решили без промедления принять контрмеры. В октябре 1989 года в США была заложена субмарина нового типа с устрашающим именем «Seawolf» («Морской волк»).
Американцы старались как могли, на новой АПЛ используется революционный движитель – водомет. Были увеличены расстояния между корпусом лодки и механизмами ГЭУ, применены новые амортизаторы и шумопоглощающие покрытия. Лодка практически не обнаружима при движении 20 узловым ходом.

Комплекс вооружении мощен и разнообразен: универсальные торпеды Марк-48, тактические крылатые ракеты «Томагавк», противокорабельные ракеты «Гарпун», противолодочные мины «Кэптор». Для их запуска используются восемь 660 мм торпедных аппаратов, установленных по бортам АПЛ. Носовая часть лодки полностью занята ГАС, еще 6 пассивных гидроакустических антенн установлены вдоль бортов. В результате получился настоящий океанский бандит, способный разобраться с любым противником. Вот только цена вопроса…4 миллиарда долларов. Хорошая подводная лодка обычно стоит как авианосец.
30 «Морских волков» должны были в будущем стать опорой американских ВМС, но, в связи с распадом СССР, построили лишь три лодки. Взамен моряки получили «Вирджинию» с урезанными характеристиками (Помните, мы говорили об этом?).

«Морской волк» конечно крут, но в составе ВМФ России находятся в три раза больше АПЛ пр.971 «Щука-Б» , почти не уступающих ему по характеристикам.

3 место – тип «Лос-Анджелес»

Серия из 62 многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США. Сами американцы любят их называть «fast attack submarines», что, по-сути, означает «охотники за подводными лодками». Основные задачи – прикрытие авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев, борьба с подлодками противника. Одни из немногих АПЛ, имеющих хоть какой-нибудь боевой опыт – во время «Бури в пустыне» два «Лос-Анджелеса» привлекались к ударам по наземным целям.


Центральный пост

В чем секрет их популярности? «Лос-Анджелесы» известны своей надежностью и низким уровнем собственных шумов. Они достаточно подвижны (подводный ход до 35 узлов), имеют скромные размеры и стоимость. Настоящие «рабочие лошадки» флота.

Лодки неплохо вооружены – имеются 4 торпедных аппарата и 12 вертикальных пусковых шахт для запуска «Томагавков», общий боекомплект – 38 ракет и торпед. «Томагавки», «Гарпуны», «хитрые» мины «Кэптор» – стандартный набор американской субмарины. Некоторые из «Лос-Анджелесов» оснащаются контейнером Dry Deck Shelter для работы подводных диверсантов.


Открытые крышки ракетных шахт

Америка не спешат расставаться со своими проверенными подлодками. Даже при наличии новых «Вирджиний», многие из «Лос-Анджелесов» проходят модернизацию и останутся в строю как-минимум до 2030 года.

2 место – тип «Огайо»

Самые совершенные атомные подводные ракетоносцы. При подводном водоизмещении 18 700 тонн американским конструкторам
удалось «впихнуть» на «Огайо» 24 пусковые шахты для запуска баллистических ракет «Трайдент».

В остальном это обычные субмарины, построенные в лучших традициях американского подводного флота: 4 отсека, единственный реактор, скорость подводного хода 20-25 узлов, четыре торпедных аппарата для самообороны. Для повышения боевой устойчивости «Огайо» был сделан упор в двух направлениях. Во-первых, разработчики добились радикального уменьшения акустических, магнитных, радиационных и тепловых полей. Во-вторых, боевая устойчивость лодки обеспечивается режимом исключительно высокой секретности – во время боевого патрулирования точное положение ПЛАРБ неизвестно даже рулевым, координаты знают лишь несколько старших офицеров подводного корабля.

В связи с договором об ограничении стратегических наступательных вооружений, 4 из 18 «Огайо» были переклассифицированы в ПЛАРК (атомная подводная лодка с крылатыми ракетами). Баллистические ракеты «Трайдент» были извлечены из шахт, взамен в 22 ракетных шахтах разместили 154 тактических «Томагавка» (по 7 в каждой). Две ближайшие к рубке шахты переоборудованы в шлюзовые камеры для боевых пловцов. Кроме того, на лодке, помимо основного экипажа, могут быть размещены 66 десантников.


Томагавки

Удивительно, но созданные 35 лет назад «Огайо» полностью соответствуют современным требованиям, при этом их коэффициент оперативной напряженности соответствует 0,6. Это означает, что 2/3 своего времени лодки проводят на боевом патрулировании.
Командование ВМС США планирует полностью вывести «Огайо» из боевого состава флота не ранее 2040 года. Шестьдесят лет на боевой службе? Посмотрим, посмотрим…

1 место – Наутилус

17 января 1955 года в радиоэфире прозвучало историческое сообщение: «Underway on nuclear power» («Идем на атомной энергии!»).

Подводная лодка USS Nautilus (оперативный код SSN-571) вошла в мировую , как первая настоящая подводная лодка, которой навсегда принадлежит первое место. Извиняюсь за невольный каламбур, но все ее дизельные предшественники по-сути подводными лодками не являлись. Они были «ныряющими» лодками, проводя львиную долю времени в надводном положении. Погружение рассматривалось как тактический маневр, а время нахождения под водой ограничивалось считанными днями. При этом подвижность лодки в подводном положении была крайне ограничена.

Только неугасимое пламя ядерного реактора позволило полностью скрыться под водой, обеспечив подводной лодке неисчерпаемый источник энергии. Отныне и вопреки всем ограничениям древних философов, человек мог месяцами находиться на дне морском, творя свой неукротимый путь к новым достижениям.

Еще на этапе проектирования стало понятно, какие перспективы открываются перед кораблям с ядерной энергетической установкой. В 1954 году «Наутилус» был спущен на воду, начались первые испытания, вселившие в моряков уверенность в своём могуществе над силами природы. Атомоход развивал в подводном положении 23 узла и мог поддерживать такую скорость неограниченно долго. В разумных пределах разумеется, одной зарядки реактора хватало на 25000 морских миль. Эта цифра означает, что дальность плавания «Наутилуса» в подводном положении была ограничена лишь запасами продуктов, воздуха и выносливостью экипажа.

Поставив свой первый рекорд лишь явлением на свет, «Наутилус» продолжал удивлять - 3 августа 1958 года он стал первым кораблем, достигшим Северного полюса. Окрыленные успехами от ядерной энергетики, американские моряки в 1959 году полностью отказались от строительства дизель-электрических субмарин.

А дальше…а дальше начались флотские будни. «Наутилус» в плане эксплуатации оказался хреновым кораблем. Вибрация турбин была такой, что уже на 4 узлах сонар становился бесполезным. Сосpедоточенные нагpузки и значительные pазмеpы энеpгетического отсека потребовали новых компоновочных решений, при этом масса свинцовой биологической защиты составила 740 тонн (почти четверть водоизмещения корабля!). Пришлось отказаться от ряда предусмотренного проектом оборудования.
«Наутилус» прославился и как рекордсмен по числу ЧП. В основном это были навигационные ошибки (например таран авианосца «Эссекс» в 1966 году или неудачная попытка проломить арктический лед во время покорения Северного полюса). Не обошлось и без некислого пожара – в 1958 году субмарина горела несколько часов.

Отслужив четверть века, подводный корабль встал на вечный прикол в г. Гротон, превратившись в плавучий музей.
Я желаю всем прожить свою жизнь так же ярко, как это сделал «Наутилус».

В современном мире большое значение в обеспечении безопасности государств играет подводный флот. Особенно, если это подводные лодки, несущие на себе стратегическое атомное вооружение. Именно они сдерживают крупные державы от открытого военного противостояния, которое может стать последним в истории человечества. А чем больше и мощнее подводный корабль, тем больше оружия он может нести и совершать более продолжительные автономные плавания у берегов потенциального противника.

Проект 941 «Акула»

На сегодняшний день самая большая подводная лодка в мире - это творение советских корабелов, подводный атомный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Размеры его колоссальны, подводное водоизмещение равно 48 тыс. тонн. Длина гиганта - 172 м, а ширина 23,3м, в высоту боевой корабль сравним с 9 этажным домом. В движение подлодка приводится двумя водо-водяными атомными реакторами с двумя паротурбинными установками, расположенными по отдельности в прочных корпусах. Суммарная мощность энергетической установки - 100 тыс. л.с.

Мощная машина под водой может развивать скорость до 25 узлов, в надводном положении - 12 узлов. Погружаться она может почти на полкилометра, а обычная рабочая глубина - 380 м. Подводная лодка управляется экипажем из 160 человек и может находиться в автономном плавании целых четыре месяца. Причем для спасения всего экипажа большая подводная машина оснащена всплывающей спасательной капсулой. Вооружение «Акулы» состоит из:

  • ракетного комплекса из 20 баллистических ракет, каждая из которых может нести 10 боеголовок по 100 килотонн с индивидуальным наведением (конструктивно была возможность нести 24 ракеты). Стартовая масса ракет Р-39 - 90 тонн, а боевая дальность - 8,3 тыс.км. Весь боекомплект ракет может быть выпущен одним залпом как с надводного, так и с подводного положения в любых погодных условиях.
  • 6 торпедных аппаратов для пуска ракето-торпед и торпед калибра 533 мм и установки заграждений из мин;
  • 8 комплектов ПЗРК «Игла-1» для противовоздушной обороны;
  • радиоэлектронного вооружения.

Свое рождение большие «Акулы» получили на заводе «Севмаш», для этого был сооружен самый большой на планете крытый эллинг. Благодаря прочной рубке и серьезному запасу плавучести подлодка может проламывать толстый лед (до 2,5 м), что позволяет ей осуществлять боевое дежурство даже на северном полюсе.

Довольно много пространства лодки выделено для обеспечения комфорта экипажа:

  • просторные двух- и четырехместные каюты для офицеров;
  • маломестные кубрики для старшин и матросов;
  • система кондиционирования воздуха;
  • телевизоры и умывальники в каютах;
  • спортзал, сауна, солярий, бассейн;
  • живой уголок и салон для отдыха и т.п.

Подводные лодки типа «Огайо»

В свое время после лодок проекта «Акула» это были вторые по счету самые крупные подводные корабли в мире. Их подводное водоизмещение - 18, 75 тыс. тонн, надводное - 16,75 тонн. Длина махины - 170 м, а ширина ее корпуса - почти 13 м. Всего было выпущено 18 машин этого типа, каждая из которых получила вооружение в виде 24 межконтинентальных баллистических ракет с разделяющейся боевой частью. Экипаж судна - 155 человек. Скорость в подводном положении - до 25 узлов, в надводном - до 17 узлов.

Эти военные корабли имеют прочный корпус, разделенный на четыре отсека и отдельную выгородку:

  • носовой, в который входят помещения боевого, обеспечивающего и бытового назначения;
  • ракетный;
  • реакторный;
  • турбинный;
  • выгородка с электрощитами, дифферентовочными и осушительными насосами, установкой для регенерации воздуха.

Проект 955 «Борей»

По длине этот ракетный подводный крейсер почти такой же, как и два предыдущих корабля - 170 м. Но это атомная подлодка четвертого поколения обладает подводным водоизмещением в 24 тыс. тонн, а надводным - 14,7 тыс.тонн. Поэтому по этому параметру она может смело находиться на втором месте после лодок проекта проекта 941 «Акула». К 2020 году планируется построить 20 подводных крейсеров этой серии. В настоящее время в строю находится уже три гиганта проекта 955: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах».

Экипаж подводного судна - 107 человек, причем большая его половина - офицеры. Скорость его в подводном положении достигает 29 узлов, в надводном 15 узлов. В автономном плавании подводный корабль может находиться три месяца. Подводные лодки типа «Борей» разработаны в качестве замены атомных подводных лодок проектов «Акула» и «Дельфин». Подводные крейсеры этого проекта считаются первыми отечественными АПЛ, приводимыми в движение одновальным водометным комплексом. Основное вооружение - 16 твердотопливных баллистических ракет типа «Булава» с боевой дальностью 8 тыс.км.

Проект 667БДРМ «Дельфин»

Это еще один российский ракетный подводный крейсер стратегического назначения, который может похвастать большими размерами. В современном военно-морском флоте РФ это пока что самый массовый подводный крейсер стратегического назначения. Длина судна - 167 м. Подводное водоизмещение 18,2 тыс.тонн, надводное - 11,74 тыс.тонн. Экипаж корабля около 140 человек. Вооружение стратегических АПЛ состоит из:

  • межконтинентальных баллистических ракет на жидком топливе Р-29РМ и Р-29РМУ «Синева» с боевой дальностью более 8,3 тыс.км. Все ракеты могут выпускаться одним залпом. При движении под водой на глубине до 55 метров запуск ракет возможен даже на скорости в 6-7 узлов;
  • 4 носовых торпедных аппаратов;
  • до 8 ПЗРК «Игла».

В движение «Дельфины» приводятся двумя реакторными установками общей мощностью в 180 МВт.

Подлодки типа «Вэнгард»

Конечно, Великобритания не могла не поучаствовать в конкурсе самых больших подводных атомных ракетных крейсеров. Лодки серии «Вэнгард» имеют подводное водоизмещение 15,9 тыс. тонн, надводное - 15,1 тыс.тонн. Длина судна - почти 150 метров. Чтобы начать постройку лодок «Вэнгард» была расширена и модернизирована судоверфь корпорации Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. В результате реконструкции она получила эллинг шириной 58 м и длиной 260 м, высота эллинга позволяет возводить не только АПЛ, но и даже эсминцы. Также был построен вертикальный судоподъемник грузоподъемность 24,3 тыс. тонн. Основное вооружение подводного крейсера - 16 баллистических ракет Трайдент II.

Лодки типа «Триумфан»

На последнем месте среди самых крупных подводных лодок находятся судна, изготовленные французскими кораблестроителями. Лодки типа «Триумфан» имеют подводное водоизмещение 14,3 тыс. тонн, надводное - 12,6 тыс. тонн. Длина ракетного крейсера - 138 метров. Силовая установка подводной машины - водо-водяной реактор мощностью 150 МВт, он обеспечивает скорость подводном положении до 25 узлов, в надводном - до 12 узлов. На вооружении у лодок типа «Триумфан» 16 баллистических ракет, 10 торпед и 8 крылатых ракет для запуска которых используются торпедные аппараты.

Как видно, в список самых больших подводных кораблей попали боевые машины, сконструированные ведущими мировыми державами, обладающими одновременно как стратегическими ядерными вооружениями, так и мощными военно-морскими силами.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Рейтинг самых пьющих стран
Лучшие снайперские винтовки в мире
Как открыть шампанское голыми руками и не только