Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Газета «Правда». Кто заинтересован в развале космической отрасли России? На cамарских заводах сокращают рабочую неделю? Сокращения на заводе салют в июле

Москва. 14 декабря. сайт - В Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева, начинаются масштабные сокращения персонала, сообщает в понедельник газета "Известия".

Руководство "Ракетно-космического завода" (РКЗ) в Филях, где собирают ракеты "Протон" и "Ангара", предложило сотрудникам до конца этого года уволиться по собственной инициативе, получив три зарплаты. Как отмечается, предложение действительно до 21 декабря, после чего руководство начнет увольнять сотрудников принудительно.

"В "Центре Хруничева" идёт реформа, предполагающая, помимо прочего, сокращение административного персонала, - рассказал генеральный директор "Центра Хруничева" Андрей Калиновский. - В центральном офисе мы уже расстались с 600 менеджерами, а это половина от управленцев, работавших осенью 2014 года".

Калиновский отметил, что снижение численности управленцев дало возможность в прошлом году повысить зарплату основным рабочим на 10%, а в 2015 году - работникам РКЗ на 23% и сотрудникам конструкторского бюро "Салют" на 25%.

Калиновский не уточнил масштабы увольнений в подразделениях. По словам источника "Известий", знакомого с планами руководства компании, количественно самые большие сокращения предстоят на РКЗ, где планируют расстаться с двумя тысячами сотрудников - сейчас там работают порядка 7 тыс. человек. Штат конструкторского бюро "Салют", также расположенного в Филях, могут сократить на 20-25%.

Оптимизация численности персонала - часть реформы "Хруничева", план которой в общих чертах был составлен в прошлом году, вскоре после прихода в компанию новой команды управленцев. Оценив ситуацию, новые менеджеры "Хруничева" констатировали, что предприятие несет убытки по операционной деятельности с 2007 года (высокая аварийность "Протонов" - одна из основных причин), по состоянию на сентябрь 2014 года "Хруничев" был должен поставщикам 14,7 млрд рублей, что эквивалентно стоимости 10 ракет "Протон".

Тогда же были намечены цели: сделать компанию прибыльной с 2015 года, увеличить производительность труда в три раза к 2018 году, сократить накладные расходы РКЗ, КБ "Салют" и корпоративного центра на 30% к 2019 году. Количество сотрудников при этом планировалось оптимизировать, увеличив доход оставшихся специалистов до 80% к 2018 году. Рост производительности труда к 2018 году планируется увеличить к 2018 году до 5,1 млн рублей на человека (с 2 млн руб. в 2013 году).

Часть производства решено было перенести на омскую площадку "Хруничева" - ПО «Полет». В Филях останется сборка "Протонов" и разгонных блоков, а "Ангару" будут собирать в Омске. Как отмечается, это позволит постепенно освободить часть привлекательных для девелоперов площадей в Филях (РКЗ расположен вплотную к Филевскому парку ). Под эту программу уже заключена сделка с ВЭБ. Банк получил права на использование с 2017–2018 годов около 100 га (из занимаемых сейчас заводом 144 га) земли в Филевской пойме, которые оформлены в залог по кредиту на 37 млрд рублей.

И снова приходят тревожные вести с московских заводов. Сегодня это ФГУП "Салют". На заводе под лозунгом "оптимизации прибыли" развернута волна сокращений. Уже получили извещения о сокращении около 860 работников. В ряде отделов "Салюта" введена сокращенная рабочая неделя, уже работают по трехдневке. Сокращают или оплачивают не полностью сверхурочные, являющиеся основным доходом для многих заводчан. С рабочими не перезаключают годовые контракты. Людей преклонного возраста уговаривают мирно уходить, мотивируя это их возрастом и здоровьем, молодых же уговаривают увольняться по собственному желанию, суля лишь на словах "достойную компенсацию".

И это всё на одном из самых передовых заводов столицы, у которого есть заказы и производственные мощности, новейшее оборудование. Сейчас уже стало ясно, что администрация "Салюта", возглавляемая господином Масаловым (за свою карьеру уже развалившим не один завод), твердо держит курс на перенос производства в другие регионы, где затраты на рабочую силы в разы меньше чем в Москве, где больше возможностей для эксплуатации трудящихся. Акционирование же завода, грозящее "Салюту" в ближайшее время, есть всего лишь звено в целой цепи мероприятий по ликвидации предприятия, захвата его территорий и социальной базы. Что же касается карманного профсоюза авиастроителей системы ФНПР, действующего на предприятии, то эти профкомычи не замечают протест работников "Салюта", своих членов, интересы которых обязывались защищать. Кроме того, они еще и агитируют за акционирование, оправдывая антирабочие действия администрации, фактически растаскивание предприятия по кускам. А как еще может быть иначе, если руководство ФНПРовского профсоюза сплошь состоит из начальников и их ставленников, получающих свои барыши из кормушки Масалова?

В ответ на действия заводоуправления борющиеся рабочие "Салюта" выпустили очередной номер заводского рабочего листка. В нем отражено положение на предприятии, сами рабочие рассказывают о своих нуждах, о нуждах их родного производства. Отличительной чертой регулярного листка стала его заточенность на борьбу, призывы, обращённые к рабочим и инженерам завода, присоединяться к инициативной группе по созданию своего независимого рабочего профсоюза "Защита". В редакцию заводского рабочего листка "САЛЮТ" неоднократно поступала информация, что работники коллективно выходят из продажного ФНПРовского профсоюза.

В работе над заводским рабочим листком активное участие принимает Рабочая комиссия Московского горкома Революционного Комсомола - РКСМ(б), поддерживая постоянный контакт с инициативной группой борющихся рабочих, помогают с изданием и распространением листовки у проходных завода.

Теперь уже можно с полной уверенностью сказать, что у рабочих завода "Салют" появился свой надёжный советчик и друг, борющийся за их классовые интересы. И сами рабочие не стоят в стороне от борьбы, а поддерживают свою редакцию заводского листка материалами из своих цехов, помогают в распространении.

Пресс-центр МГО РКСМ(б)

Суть вопроса: О вредном производстве – авиационном заводе «Салют»

Что предпринимает московская власть для того, чтобы убрать это вредное производство из Москвы? Или хотя бы перенести в менее населенное место стенд по испытанию двигателей? Или хотя бы воздвигнуть 100-метровую трубу для отвода выхлопов на безопасную для москвичей дистанцию? Хотя в Москве появляются высотки, достигающие 100 метров высоты – в том же «Москва-Сити», например.

В общем, этим вредным производством столичным властям необходимо заняться вплотную, пусть уже и не в «Год экологии в Москве», об итогах проведения которого 20 декабря будет пафосно отчитываться [руководитель департамента природопользования] г-н Кульбачевский.

Одновременно написал на сайт «Салюту – нет!» (http://salutu.net/ ):

Господа,

восхищен вашей активностью в борьбе против [шумной] деятельности завода «Салют».

Однако меня, живущего на 5-й Парковой ул., не устраивает еще один аспект деятельности этого вредного производства, а именно периодически появляющаяся у нас в Восточном округе керосиновая вонь. Она возникает при работе стенда и западных ветрах – в Измайловском парке и даже у нас в Измайлове. Предлагаю организовать новую ветвь дискуссии и обращений в инстанции по этому поводу.

Еще один сюжет – варварское снесение большевиками [в 1930-е годы] Семеновского военно-мемориального кладбища для строительства на его территории авиазавода. Тоже перспективная тема для того, чтобы взбудоражить москвичей, особенно православных. В Интернете есть фрагмент дореволюционной карты Москвы с этим кладбищем.

Добрый вечер, Михаил!

Интересная информация по поводу дальности воздействия завода Салют – до Вас по прямой, наверное, км 6-7.

Некоторое время назад ко мне обратилась мама девочки – ей было плохо в школе недалеко от завода в районе Соколиная Гора из-за непонятных запахов. Девочку перевели в другую школу...

Большинство народа не связывают шум, запахи, а тем более инфразвук (обычно человек не осознаёт, что подвергается его воздействию – чувствует «что-то непонятное») с заводом, потому что не видят его и не знают о нём. Интересно, что Вас заставило связать запахи керосина с заводом?

1) Могу обратить Ваше внимание, что загрязнение воздуха не ограничивается запахом керосина. Каждый двигатель потребляет порядка 12 тонн кислорода в час. Умножим на время испытаний в сутки, умножим на количество испытываемых одновременно двигателей (обычно 2)... Но и это не всё. Двигатели предназначены для боевых самолётов, которые используют топливо со специальными добавками-присадками для повышения мощности, предотвращения замерзания и т.п. Не могу сказать точно, но выглядит весьма вероятным, что все эти присадки токсичны.

Контроль за выбросами осуществляется самим предприятием – «понятно как», даже говорить не о чем.

2) В настоящее время я поднял «волну» по поводу совершения преступлений (а не просто нарушения санитарных норм) заводом + Роспотребнадзором г. Москвы + Московской прокуратурой в связи сокрытием и фальсификацией информации. Заявления находятся в Генеральной Прокуратуре, в Федеральном Роспотребнадзоре, Правительстве Москвы, Правительстве РФ, Следственном комитете, Федеральном Собрании. Примеры обращений – в приложении. Цель – полный запрет испытаний в Москве на том основании, что стенды должны были быть выведены из города в 2017 г., на что выделялось 150 млн. рублей.

3) Что делать.

3.1 К сожалению, бороться с запахами ещё сложнее, чем с шумом. Вызывать Роспотребнадзор бесполезно – знаю по себе: до тех пор, пока измерения шума не сделали независимые лаборатории (без предварительного предупреждения завода), у Роспотребнадзора всё было в порядке. А «безрезультатные» измерения будут только вредить: на все жалобы Вам будут их предъявлять. Может быть, Вам следует обратиться в Департамент природопользования и охраны окружающей среды Мосправительства с просьбой установить передвижную лабораторию контроля загрязнения воздуха. Это прицеп, который поставят где-то во дворе и он будет постоянно измерять. При этом не напирать на то, что это завод Салют воняет (это федеральное предприятие) – а просто воняет керосином, чтобы они обратили внимание именно на контроль его. Обращение легко сделать через сайт mos.ru. Лучше, если будет «коллективная» подпись ветеранов и т.п.

3.2 Я готов на первой странице сайта опубликовать любые сформулированные мнения по этому поводу, как и по поводу мнения православных о сносе некрополя. Кратко эта информация там есть: http://salutu.net/media.php

Весьма интересны прежние письма федеральных чиновников, которые активист Владимир приложил к своему ответу мне. Так, еще в мае 2010 г. ему ответил зам директора Департамента авиационной промышленности Минпромторга России М.И. Каштан:

В соответствии с письмами Аппарата Правительства РФ от 6 апреля 2010 г. № П48-272З0 и от 17 мая 2010 г. № П7-16594 Департамент авиационной промышленности Минпромторга России рассмотрел Ваше обращение к Председателю Правительства РФ В.В. Путину и сообщает.

Проект организации санитарно-защитной зоны (СЭЗ) промышленной площадки, расположенной по адресу: г. Москва, проспект Буденного, 16, разработан и находится на согласовании в Управлении Роспотребнадзора по г. Москве. Выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух от работы испытательной станции ФГУП ММПП «Салют» соответствуют требованиям природоохранного законодательства, что подтверждается утвержденными нормативами предельно-допустимых выбросов и полученным в Ростехнадзоре по г. Москве разрешением на выброс ЗВ. Ночных испытаний силовых газотурбинных установок ФГУП ММПП «Салют» не проводит. Согласно требованиям Закона г. Москвы № 42 от 12.07.2005 г. «Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве» на предприятии введен в действие приказ № 277 от 24.07.2009 г. о работе испытательных стендов, согласно которому запрещен запуск двигателей с 2З.00 до 07.00.

Контролирующими органами Роспотребнадзора и Ростехнадзора предприятие подвергалось неоднократному инспекционному контролю с проведением натурных замеров уровней шума, как на испытательных стендах, так и в квартирах жителей, прилегающих к испытательной станции домов.

В январе 2010 года Управлением Роспотребнадзора по городу Москве были проведены очередные замеры акустических факторов от работы испытательных стендов. Результаты замеров показали некоторое превышение уровней шума и инфразвука. По факту превышения предприятию было выдано постановление от 20.04.2010 г. № 770 (ЮЛ) по делу об административном правонарушении.

ФГУП ММПП «Салют» принимаются первоочередные мероприятия по снижению возникшего превышения уровней шума и инфразвука, в которые входит ремонт и модернизация шумозащиты испытательных стендов на территории промышленной площадки, расположенной по адресу: г. Москва, проспект Буденного, 16.

Что касается долгосрочных планов по работе испытательных стендов на территории ФГУП ММПП «Салют», то принято кардинальное решение проблемы – вывести испытательную станцию из города на территорию Воскресенского машиностроительного завода «Салют» (филиал ФГУП ММПП «Салют» в п. Фаустово Московской области) (далее ВМЗ «Салют»). Запуск первого испытательного стенда на ВМЗ «Салют» запланирован на декабрь 2011 года. Вывод испытательной станции с территории г. Москвы – на 2017 год. Выполнение комплекса вышеуказанных мероприятий позволит привести уровни звука, звукового давления и инфразвука, проникающих в помещения жилых строений по улице Боровая г. Москвы в соответствие с требованиями санитарных норм.

Выходит, в прошедшем году испытательная станция «Салюта» с шумящими и воняющими авиадвигателями должна была исчезнуть?! Однако наша с женой попытка прогуляться в начале января 2018-го по Измайловскому парку кончилась фиаско из-за керосиновой вони. Значит, испытательная станция пока остается на месте!

Стоит здесь уточнить, что упоминавшиеся в письме активиста Владимира 150 млн. руб. предполагалось потратить не на перенос пресловутой испытательной станции в пос. Фаустово, а на модернизацию стенда №25, как следует из письма того же зам директора Департамента авиационной промышленности Минпромторга России М.И. Каштана за январь 2010 года:

В настоящее время ФГУП ММПП «Салют» совместно с генеральным проектировщиком испытательной станции ОАО ГИПРОНИИАВИАПРОМ определяет объем проектных работ по модернизации стенда №25, направленных на снижение уровня шума и инфразвука на ближайшую жилую застройку. Планируемый срок выполнения проектных работ – конец 2010 года. Срок реализации проектных решений (по опыту модернизации стенда №34) – 2 года. Ориентировочная стоимость планируемых мероприятий, включая проектные работы, 150 млн. руб.

Реализация проекта модернизации стенда №25 позволит довести акустическое загрязнение окружающей среды при проведении испытаний двигателей на экстремальных режимах до приемлемых значений (гигиенических нормативов).

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее – Департамент) рассмотрел Ваше обращение, поступившее на официальный сервер Правительства Москвы, по вопросу загрязнения атмосферного воздуха, обусловленного деятельностью АО НПЦ газотурбостроения «Салют» (проспект Буденного, д. 16, корп. 2). По результатам рассмотрения сообщаем следующее.

По поручению Департамента государственным природоохранным бюджетным учреждением «Мосэкомониторинг» запланирован рейд передвижной экологической лаборатории с целью исследования качества атмосферного воздуха на территории жилой застройки района Соколиная Гора, непосредственно прилегающей к территории АО НПЦ газотурбостроения «Салют».

Отбор проб загрязненного воздуха будет осуществлен на расширенный перечень загрязняющих веществ. В случае выявления превышений гигиенических нормативов, установленных ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов», информация будет направлена в соответствующие органы исполнительной власти для принятия мер в рамках компетенции.

Заместитель руководителя Департамента Ю.С. Кудряшова

О ранее принятом федеральным органом решении по выносу испытательного стенда АО НПЦ газотурбостроения «Салют» за пределы Москвы в этом письме не говорится ни слова. В общем, на колу мочало – начинай сначала!!!

В среду мэр Москвы Сергей Собянин поздравил со 105-летием коллектив завода “Салют ” . Он посетил на предприятии цеха механообработки и сборки. Крупнейший научно-производственный центр создает и испытывает двигатели для истребителей, вертолетов и пассажирских лайнеров. Также здесь выпускают газоперекачивающее оборудование. А недавно стали осваивать новый проект по испытанию морских двигателей. Свою продукцию завод экспортирует в 13 стран мира.

Без преувеличения ювелирная работа. Несмотря на внушительные размеры двигателя - некоторые детали должны занять положение с точностью до микрона. Сборка - самый ответственный этап на этом производстве. Одновременно вокруг турбины могут работать до 12 специалистов, передает "ТВ Центр".

Авиационный двигатель для самолета Су-34 собран полностью. В ближайшие дни его перевезут в другой цех, и там в течение 10 дней будут проводиться испытания. Но по статистике вероятность, что хотя бы одна из нескольких тысяч деталей потребует замены, крайне низка.

Основная продукция завода “Салют ” - двигатели боевых самолетов и вертолетов. Причем, не только отечественных, но и зарубежных. Большой объем турбин уже много лет покупают китайские военные. Производство высокотехнологичное. Серьезная работа сейчас ведется над тем, чтобы отдельные образцы изготавливать на 3D-принтере.

В среду одно из старейших московских предприятий - в ближайшие дни оно отметит 105-летие - посетил Сергей Собянин. "Я очень рад, что это предприятие продолжает развиваться. В него вкладывают серьезные деньги, инвестируют. В настоящее время это не только одно из лучших в России, но и лучших в мире производств такого рода. Высокотехнологичное, дающее продукцию, которая на 70 процентов уходит на экспорт. Это говорит о том, что это реально конкурентное производство" , - отметил мэр Москвы.

Сейчас на этом московском предприятии работают больше 8 тысяч человек. Огромная редкость по нынешним меркам - здесь сохранились "рабочие династии". Общаясь с мэром, один из сотрудников поинтересовался, как активнее привлечь на производство молодежь.

"Последние годы мы начали проводить большие серьезные конкурсы на лучшую рабочую профессию. И вообще, московские профессионалы стали победителями общероссийских конкурсов. Мы значительно увеличили премии для победителей. Самое главное, чтобы наша промышленность развивалась, чтобы заработная плата повышалась на заводах, тогда и престиж этой профессии будет увеличиваться" , - указал Собянин.

Как ни странно, наиболее волнующими сотрудников завода “Салют ” , расположенного на востоке столицы, оказались вопросы транспорта. Мэр пояснил, в ближайшие два года будет реконструирован вестибюль ближайшего метро “Семеновская ” . Кроме того, вблизи предприятия пройдет строящаяся Кожуховская линия подземки - на 20 процентов она разгрузит действующие станции. Меньше тратить времени по дороге на работу вскоре будут и автомобилисты.

"Спасибо вам большое за строительство Северно-восточной хорды на шоссе Энтузиастов. Она построена, закончено строительство, но не все открыты заезды и съезды. Из-за этого образуются заторы на дорогах" , - сказал старший мастер Евгений Калинтиентов.

"Такая проблема реально существует. Связана с чем? Мы развязку делали для того, чтобы продлить ее, сделать выход в сторону МКАД. И в течение 2017-18-го года мы с этой развязки выйдем на МКАД, и те съезды и заезды, которые сегодня зарезервированы, они будут интегрированы в эту хорду и будут полноценно работать" , - пояснил Собянин.

В конце встречи мэр Москвы и сотрудники завода сделали коллективное фото. После короткого перерыва специалисты продолжили крайне непростую и ответственную работу.

/ среда, 18 октября 2017 года /

темы: Реконструкции Метро Собянин Салют

Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил коллектив Научно-производственного центра (НПЦ) газотурбостроения “Салют ” со 105-летием предприятия, посетив его сегодня и осмотрев цех механообработки и сборочный цех.

"Хочу поздравить вас с юбилеем вашего завода - 105 лет исполняется в этом году. Одно из старейших московских предприятий. . . . . . Это говорит о том, что производство действительно конкурентное. Рад, что сохраняется коллектив завода. И я уверен, что при такой поддержке он будет оставаться и работать на благо Москвы и России в целом, и, конечно, приносить заработок тем, кто работает каждый день на этом заводе", - сказал С.Собянин.

НПЦ “Салют ” является крупнейшим производителем авиационных газотурбинных двигателей. Как сообщается в материалах пресс-службы мэрии, в настоящее время “Салют ” производит двигатели для самолетов семейства Су-27, J-10 (Китай), Як-130, МиГ-29, Су-17, Су-24, Ил-96, Ил-114, Ан-3, Ан-38, а также для беспилотных самолетов-мишеней, различные детали и сборочные единицы. Кроме того, здесь осуществляют разработку и производство наземных промышленных газотурбинных установок (ГТУ), газификатора твердого топлива (мусороперерабатывающий завод), опреснительных установок “Каскад ” и других. Производственный комплекс предприятия включает литейное, кузнечное, термическое, механическое, гальваническое, сварочное, сборочное и испытательное производства.

История НПЦ “Салют ” берет начало в 1912 г. В 2015 г. завод преобразовали в акционерное общество, и он вошел в Объединенную двигателестроительную корпорацию (АО "ОДК"), которая в свою очередь является дочерней компанией Объединенной промышленной корпорации “Оборонпром ” , входящей в состав ГК “Ростех ” . В настоящее время ОДК объединяет более 85% активов отрасли.

Общий объем производства предприятий ОДК в 2016 г. составил 222,7 млрд. руб.. Объем инвестиций в модернизацию московских предприятий корпорации в 2016 г. составил порядка 20 млрд руб.



Сергей Собянин поздравил коллектив центра газотурбостроения “Салют ” со 105-летием предприятия. В среду мэр посетит предприятие и осмотрел цех механообработки и сборочный цех.

. . . . . Как передает агентство “Москва ” , здесь производят газотурбинные двигатели для военной и гражданской авиации.

Сейчас “Салют ” является одним из самых современных предприятий авиастроения в мире. Это стало возможным благодаря комплексной реорганизации, которая прошла в последние несколько лет.

. . . . .


. . . . .

Мэр подчеркнул, что городские власти поддерживают промышленный сектор и продолжат это делать, потому что, как отметил С. . . . . . , это одна из главных отраслей. "Мы продолжим развивать промышленность. Главное, чтобы места создавались достойные" , - заключил мэр.

Он также добавил, что город развивает территории вокруг промышленных предприятий. Так, возле завода “Салют ” находятся две станции МЦК, строится Северо-восточная хорда, дорожные развязки, станции метро.

С. . . . . . вручил благодарственное письмо заместителю генерального директора-управляющему директору завода Виталию Клочкову. Кроме того мэр выразил благодарность генеральному директору корпорации “Ростех ” , в состав которой входит завод “Салют ” , Сергею Чемезову за вклад в московскую промышленность, ее поддержку.

В свою очередь С.Чемезов также поздравил коллектив завода с юбилеем. "Действительно этот завод имеет большую историю. Впервые в этих стенах в 1912 г. был создан маленький двигатель под названием “Гном ” . После этого “Гнома ” появились более современные двигатели, и уже сегодня целая линейка двигателей. Она производится серийно, и вы работаете над созданием более современных двигателей, которые необходимы для нашей авиации: и для вертолетов, и для боевых самолетов. Создается двигатель для нашего нового самолета пятого поколения, и я надеюсь, что в ближайшее время завершим все испытания достойно, и двигатель попадет в серию" , - сказал он.

Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева (ГКНПЦ) — старейшее и крупнейшее в России предприятие ракетно-космической промышленности. Начиная с 1916 года там производились автомобили и бронеавтомобили, с 1924 года — самолёты и вертолёты, а с 1961 года и по сей день — ракеты, разгонные блоки, модули для орбитальных станций и космические аппараты.

По страницам газеты «Правда», по поручению трудового коллектива ГКНПЦ Валентин Барышников
2015-02-27 12:41

Есть чем гордиться

В период «космического» этапа своей истории предприятие выпускало межконтинентальные ракеты трёх поколений, последнее из которых (по терминологии НАТО — SS-19) составляет основу Ракетных войск стратегического назначения. Из его цехов также «стартовали» все орбитальные космические станции (от «Салюта-1» до «Салюта-7»), все модули станции «Мир». В ГКНПЦ были созданы также модули «Заря» и «Звезда» для Международной космической станции.

Отсюда родом и тяжёлая ракета-носитель «Протон», которая вот уже почти полвека постоянно совершенствуется. Вместе с разгонным блоком «Бриз-М» эта ракета является единственным в России средством выведения на различные орбиты тяжёлых телекоммуникационных, разведывательных и исследовательских космических аппаратов, спутников предупреждения о ракетном нападении. Создана и успешно испытана в 2014 году принципиально новая ракета лёгкого класса «Ангара». А в минувшем декабре с космодрома «Плесецк» стартовала «Ангара» уже в «тяжёлом» исполнении.

Сейчас ГКНПЦ — это холдинг, основу которого составляют КБ «Салют» и Ракетно-космический завод (РКЗ). В период с 1961 года и по день нынешний на этом московском заводе созданы и внедрены уникальные технологии сварки, контроля и испытаний крупногабаритных отсеков, стапели для сборки отсеков космических станций, внедрены контрольно-испытательные станции для электрических испытаний систем ракет тяжёлого класса. Всё это уникально и не имеет аналогов на других предприятиях ракетно-космической отрасли России. Из-за больших габаритов перенести такое «хозяйство» на другое место просто невозможно.

Продадим и полетим?

В августе 2014 года по решению Роскосмоса и Объединённой ракетно-космической корпорации (ОРКК) был освобождён от занимаемой должности генеральный директор ГКНПЦ А.И. Селиверстов, а исполняющим обязанности генерального был назначен А.В. Калиновский. Причиной смены руководства стало снижение качества изготовления ракет. И это вполне объяснимо. В последние годы из-за низкой зарплаты большая часть квалифицированных специалистов уволились, и многие производства были переведены в новые филиалы ГКНПЦ.

С первых дней своего руководства Калиновский стал делать заявления в прессе и перед нами, сотрудниками ГКНПЦ: дескать, Центр — банкрот и другого выхода расплатиться с долгами, как продать большую часть его территории, нет.

Да, сейчас ГКНПЦ имеет дебиторские задолженности. И в основном из-за того, что к «московской площадке» ГКНПЦ — вполне, кстати, успешной и имеющей полный производственный цикл — за последние восемь лет решением Роскосмоса присоединили множество лежащих на боку предприятий с длинными хвостами долгов (Омское НПО «Полёт», Усть-Катавский вагоноремонтный завод, Воронежский механический завод, КБ «Химического машиностроения им. А.М. Исаева», г. Королёв). ГКНПЦ был вынужден их долги погасить и вложить в эти предприятия собственные большие средства. Но вот отдачи пока не получил. По крайней мере, от первых двух.

Невежды у штурвала

По требованию ОРКК в июне 2014 года на «московской площадке» ГКНПЦ стала действовать так называемая группа «Lean office». К слову, это направление было модным на Западе лет десять назад и представляет собой систему приёмов по снижению затрат на производство, передачу изготовления деталей и сборочных единиц на аутсорсинг, минимизацию запасов материалов и комплектующих. Однако практика показала, что в условиях мелкосерийного и штучного высокотехнологичного производства, каким и является ракетостроение, эта система неэффективна. В частности, партнёр ГКНПЦ — Шведское отделение международной космической компании RUAG — сделал было попытку внедрить систему «Lean-office», но уже три года как от неё отказался.

Сегодня все командные роли на предприятии отданы сотрудникам частной фирмы «Lean office», техническая подготовка которых, даже если не касаться ракетного производства, вызывает изумление своим пещерным уровнем. Всё, что происходит на РКЗ, очень напоминает рейдерский захват.

Сама постановка задачи перевода ракетного производства (во многом единичного и ручного) на конвейерный принцип абсолютно необоснованна. Ведь каждый из «Протонов» индивидуален, потому что имеет свои конструкторско-технологические особенности и постоянно совершенствуется. Конвейер же применяется только для массового производства, где нужно ловить секунды. Однако, следуя конвейерному принципу, на предприятии запланированы расстановка совершенно разного оборудования (штамповочного, механического, гальванического, термического, испытательного и т.д.) в одну цепь и разделение производства на три составные части (по изготовлению ракет, разгонных блоков и головных обтекателей).

Это всё хотят загнать в три корпуса. Оборудование, которое должно обеспечить эти производства, разместится на трёх разных территориях, то есть его потребуется в три раза больше, при этом оно не будет загружено полностью. Современное оборудование, например металлорежущие станки с ЧПУ, потребует разработки новых технологий в расчёте на всю нашу номенклатуру деталей, новых программ обработки, новых приспособлений и инструментов. Кто будет выполнять такой колоссальный объём работ, когда уже начались увольнения, которые будут продолжаться и дальше? Тут у реформаторов всё просто — наймут со стороны частные фирмы без опыта работы в ракетостроении. Это, по их разумению, «дешевле» и «качественнее». От существующих станков (даже новейших) и оборудования они полностью отказываются.

За тарой — за Урал

Планы реформаторов на 2016 год предусматривают, что территория, на которой сейчас располагается КБ «Салют», будет «оторвана» от ГКНПЦ. А ведь это конструкторское бюро ведёт разработки новых образцов ракетно-космической техники, и по его документации работают все остальные структурные подразделения. Однако оно должно переехать на новую территорию, которая пока ещё не определена. В любом случае КБ «Салют» лишится уникальных зданий, предназначенных для лабораторно-стендовых испытаний новых разработок. Они уже приговорены к сносу.

На то, чтобы построить нечто подобное в другом месте, потребуются огромные средства и время, так как для проведения динамических и статических испытаний отсеков необходимы здания со специальными глубочайшими фундаментами, которые должны быть механически «развязаны» со стенами и крышей. Нужны специальные здания и для проливочных, продувочных и других специальных стендов. Но никто не планирует воссоздания таких сооружений в другом месте. Никто не определил даже затрат на постройку нового административного корпуса для расчётчиков и аналитиков, проектантов и конструкторов, затрат на воссоздание корпоративной компьютерной системы и системы защиты информации…

Поэтому переезд наверняка задержится. И на всё это неопределённое время работа КБ «Салют» будет дезорганизована. А ведь кроме разработок новых образцов ракетно-космической техники, КБ проводит большой объём расчётов, анализов, проектно-конструкторских работ для каждого конкретного запуска на ракетоносителях «Протон» и «Ангара». В условиях дезорганизации, вызванной необоснованным переездом, «Салют» длительное время не сможет поддерживать запуски единственных в стране тяжёлых ракетоносителей. Логичнее было бы объединить КБ с РКЗ, упразднив в заводских структурах отделы главного конструктора, которые, по сути, дублируют функции «Салюта».

Некоторые решения по перераспределению работ внутри холдинга вызывают уже не сомнения, а уверенность в скорой полной остановке завода. Допустим, перевод изготовления «Ангары» в Омск и сосредоточение производства метизов в одном предприятии холдинга можно как-то объяснить. Но как объяснить перевод механического (не сборочных узлов, а подетального!) производства за Урал? Как объяснить перевод туда же производства инструментального, требующего мобильности в обеспечении оснасткой производства основного? Как, позвольте, понять перевод куда-то там ещё изготовления теплозащитных покрытий, требующих подгонки непосредственно на ракете, а производство тары (её же потом везти обратно) в Усть-Катав? Увы, разумных слов здесь подобрать нельзя.

Остановка для «Протона»

При этом на завод в Москву переводятся химические производства, для которых у нас нет ни оборудования, ни специалистов. Перестают существовать кузнечный и литейный цехи, воспроизвести которые в другом месте — очень дорого, а также механо-сборочное и заготовительно-штамповочное производства. Отдать всё это на аутсорсинг нереально. Исчезает и трубопроводный цех.

Заказать трубы на стороне не сложно. Но ведь при подгонке труб на собираемом изделии детали курсируют из сборочного цеха в трубопроводный и обратно по два-три раза? Представьте, если «гулять» им придётся не по соседним цехам, а по расположенным в разных городах предприятиям. После этого непростительно растянется производственный цикл. Подобная картина и с двумя цехами по производству электрокабелей. А идущий под снос уникальный цех, изготавливающий датчики уровня компонентов топлива в баках, воспроизвести в другом месте просто невозможно.

Цехи и отделы, как нам сообщили, предприятию вообще не нужны. Собираются отменить технологические процессы, а также всю слесарную доработку. Поэтому технологи и слесари тоже будут без надобности, а универсальные станки отправят на металлолом.

Словом, без остановки производства «Протонов» воплотить в жизнь все эти так называемые реформы не получится.

Сейчас изготовление трёх модификаций ракетоносителя «Ангара», созданного нашим КБ «Салют», полностью передают Омскому ПО «Полёт». Мы им не завидуем. Как они будут справляться? Многие детали ракет приходится доделывать и переделывать на головном предприятии.

Декларации ОРКК и её ставленников в ГКНПЦ о решении всех этих проблем за счёт внедрения новых технологий — пустые слова. Раскидать производство ракеты по всей стране, конечно, очень «разумно и прогрессивно», но только бы не вышло, как в известной сатирической миниатюре «Кто сшил костюм?» Нас пришли учить люди, которые сами не сделали ни одной детали, которые не понимают чертежей, не знают ни конструкцию наших изделий, ни технологию их производства.

При современном состоянии прикладной науки в стране трудно рассчитывать на решение технологических проблем за тот период, пока цехи ГКНПЦ будут сносить. Люди, создававшие наши ракеты, были гениями. Нельзя отметать напрочь то, что проверено временем.

Ждём профессионалов

Спору нет, нашему предприятию нужны перемены. Проблемы вызваны в основном хронической нашей бедностью, не дающей возможности ни развиваться, ни удержать специалистов. Молодёжь на завод не идёт. Зарплата здесь по многим специальностям в два раза ниже, чем у московских дворников (см. вакансии ГКНПЦ в Интернете). Завод работает за счёт последних преданных делу кадров. Миллионные доходы предприятия как раньше, так и сейчас растворяются где-то высоко. Начальства становится всё больше, а ракеты делать некому. Например, руководителей департаментов заменили на директоров дирекций. В итоге стало их ещё больше. А у семи нянек, как известно, дитя без глазу.

В целом же всё идёт к тому, чтобы закрыть основную «московскую площадку» ГКНПЦ. Зачем тогда эта модернизация, если предприятию подписан смертный приговор? Уничтожив головное предприятие, уничтожат и весь холдинг. В итоге не будет ни «Протона», ни «Ангары».

Предлагаемые новым руководством ГКНПЦ радикальные изменения системы организации производства, резкое сокращение производственных площадей крупнейшего российского космического предприятия не согласуются с принятыми в космической промышленности стандартами и не прошли никакой серьёзной профессиональной экспертизы. Если её срочно не провести, а дать команде А.В. Калиновского начать вытаскивать из-под Центра землю, то страна лишится независимого доступа в космос уже через два года. Полагаем, что профильному комитету Государственной думы стоит взять такую «модернизацию» под контроль. Мы хотим, чтобы на предприятии прошли технические и финансовые проверки. Пусть приедут специалисты.

Реорганизацию и модернизацию такого крупного предприятия может проводить только высококвалифицированный, имеющий положительный опыт работы в ракетостроении, ответственный перед государством и болеющий за порученное дело руководитель.

И ещё. Поскольку 40—50% всей космической промышленности страны «завязано» непосредственно на ГКНПЦ, то остановка работы крупнейшего производителя отразится на всей кооперации и, следовательно, на сборочных предприятиях (РКК «Энергия», ОАО «РКЦ «Прогресс», НПО им. Лавочкина, НПО «Молния»). И это в то время, когда крайне необходимо поддержание на высоком уровне оборонного потенциала страны.

При уничтожении «московской площадки» воспроизвести производство тяжёлых ракет на других российских предприятиях будет для страны крайне сложно. В ситуации, когда международная обстановка накалена, нельзя разбрасываться действующими предприятиями и высококвалифицированными кадрами, от которых зависит безопасность Отечества. Но кто-то, видимо, сильно заинтересован в развале космической отрасли России.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Рейтинг самых пьющих стран
Лучшие снайперские винтовки в мире
Как открыть шампанское голыми руками и не только