Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проблемы национальной политики в дагестане. Дагестанский треугольник: аварцы, даргинцы и кумыки Почему аварцы глупые

Любая проблема в Дагестане тут же переходит в плоскость национальной политики. Причиной этому является манипулирование многонациональностью республики, а также маргинализация ее коренных народов.

Дагестан республикой тоже не назовешь, поскольку в нашей этноклановой области ни один народ не пользуется своими правами и полномочиями республиканского, федерального и международного уровней, какими пользуются малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (чукчи, ненцы и прочие).

Те этнокультурные, социально-экономические и этно-политические гарантии, которые имеют осетины или хакасы, мы делим на десятки, так называемых «дагестанских», народов. В любой республике радиовещание, телепередачи, общественные мероприятия полностью ведутся на одном коренном языке. Язык общения в сельской местности и в городах: в Татарстане - татарский, в Чувашии - чувашский, в Осетии - осетинский. Проблемы исчезновения языка, как у нас, у них не существует.

В многонациональной республике, к сожалению, имеют место быть свои хронические проблемы, в особенности такие, как бытовой национализм. Постоянно существующее соперничество за власть и гегемонию в республике, иногда перерастающее в открытый межнациональный конфликт, приводит республику в упадок. В такой ситуации все имеющиеся в республике потенциальные и интеллектуальные силы и возможности тратятся не на благо ее народов, а на клановую борьбу за соперничество правящей верхушки за власть, готовую сожрать друг друга, подобно паукам в банке.

Республика наша относится, как выразился известный политолог Максим Соколов, «к региону не любящих друг друга горячих горских народов». Спрашивается, зачем тогда нам нужна была такая «республика», которой аналога во всей России нет, и где четыре крупных народа, которые должны, по праву самоопределения, иметь свои национальные республики, постоянно соперничают за гегемонию. Но раз сложилась такая этнополитическая ситуация, в ущерб лезгин, андо-дидойцев и других народов, следовало бы вести очень осторожную справедливую и корректную национальную политику, не ущемляющую права и возможности других народов и не восхваляющую исключительность собственного народа. Увы, у нас в республике, как завелась национальная политика с пятидесятых годов прошлого века, так продолжается и в настоящее время.

Отцом этой вредной национальной политики являлся Абдурахман Даниялов, который, благодаря своему кунаку Суслову, бессменно возглавлял обком Дагестана в течение почти двадцати лет. Как только вступил в эту должность, в 1948 году, он начал целенаправленную борьбу против лезгинского народа. Даниялова пугала многочисленность лезгин и их высокий интеллектуальный потенциал. Так как лезгины при Советском Союзе были самым многочисленным народом из дагестанских. («Этнография народов СССР. Москва. 1958 г.»), именно их он избрал объектом борьбы в своей извращенной национальной политике. Для того, чтобы сохранить власть, он разработал вместе со своими единомышленниками план раздробления лезгин на составные части, тем самым желая добиться уменьшения их статистической численности.

Для этого он вначале отстранил от поста председателя Совета министров Салама Айдынбекова, который мог возразить его антилезгинским планам. После чего Айдынбекова пригласил в Баку, в качестве председателя Совета министров Азербайджана, первый секретарь ЦК компартии Азербайджана, лезгин по национальности, Имам Мустафаев, проработавший на этом посту несколько лет после Мирджафара Багирова. Но вскоре, при загадочных объстоятельствах, сын профессионального револьюционера умирает. Осуществить свою националистическую политику ему удалось в середине 50-х годов прошлого века, когда в Дагестан были направлены эксперты-научные работники Академии наук СССР, видные ученые по этнографии и истории Никольская, Калоев и другие, во главе с академиком Лавровым. Задачей их было изучение на местах этнических процессов консолидации лезгинской, даргинской, аваро-андо-дидойской групп народов и подготовка справки в АН СССР. Пользуясь своим властным положением, Даниялов пригласил их к себе и дал им угодную себе рекомендацию, в результате чего 16 народов оказались «консолидированными» с аварцами, кайтагцы и кубачинцы - с даргинцами, а таты-мусульмане, терекеменцы 12-ти сел, персы Дербента, татары закавказские и турки села Ерси, имевшие до 1938 года свои вышеуказанные самоназвания, были объеденены в одну кучу и неправильно названы азербайджанцами, что означает граждане Азербайджана, созданного в 1918 году. Выходит, до этого они никак не могли называться азербайджанцами, так как на Кавказе не было даже слова такого. Почему же Даниялов не воспрепятствовал такому неправилному слиянию различных языков и рас в 1959 году а угодил Азербайджану? Только лезгины были искусственно раздроблены. Это было явное нарушение и игнорирование политики ЦК партии, которая декларировала повсеместную консолидацию малочисленных народов вокруг родственного многочисленного народа.

Итак из, 200-от народностей СССР оставили, согласно переписи 1959 года, 101.

В отличие от аваро-андо-цезской группы лезгинская группа формировалась как народ с единым самоназванием и самосознанием еще в древности. Все народности лезгинской группы кроме удин и исчезнувших албанских народов имели до нашей эры единое самоназвание ЛЕКИ, что означает на лезгинских языках «ОРЕЛ», (орлами себя также называют цумадинцы, цунтинцы, цезы) позже лекзи и лезги, которые входили в единое государственное образование Албания, имели общую культуру, быт и традиции. До 60-х годов и агульцы, и рутульцы, и цахурцы, а чуть раньше и табасаранцы гордо называли себя лезгинами, и в консолидации они не нуждались, они представляли единый народ более 2000 тысяч лет. Иное положение было у аварцев, не было у них единого самоназвания и национального самосознания. Среди них никто не называл себя аварцем. На вопрос, какой национальности, они отвечали: келебец, хунзахец, гидатлинец и т. д. Даже в 50-е годы пожилые люди не знали, кто такой аварец.» (Народы Дагестана. Москва. 2002 г.).

О великом множестве и различии аварских языков отец Казбека Микайлова писал: «У аварцев 144 языка, наречия и диалекта». У табасаранцев, агульцев и рутульцев языки намного ближе к лезгинскому, чем близость андо-дидойских языков к аварскому. И несмотря на все это, Даниялов объединил с аварцами, историческое название которых было «ХУНЗЫ», андо-дидойцев, которые существовали еще 500 лет до н.э. и имели собственные государственные образования как Андия, позже Дидо или же Дидоэтия в грузинских источниках. В результате, Даниялов из 16-ти народов андо-дидойцев, лезгиноязычных арчинцев и даргиноязычных мегебцев состряпал один народ и назвал его аварцами. В то же время он искусственно раздробил лезгин на табасаранцев, агульцев, рутульцев, цахурцев, которые состовляли с античных времен единое государство Албания, и имели единое национальное самосознание. Даже до переписи 1959 года на этнических картах учебных пособий и атласов Дагестана наглым образом оставили разделенными только лезгинскую группу народов, а остальные 16 народов, которые до этого всегда были обозначены, исчезли до нынешнего дня будто они вымерли. Верните этнической карте Дагестана свой прежний облик и обозначте все ЗО и народов! И такая националистическая политика двух стандартов в Дагестане не должна продолжаться впредь!

В период переписи 1970 года в словарях национальностей, которыми пользовались при переработке переписи всем лезгиноязычным народностям были выделены отделные коды, а андо-цезским народностям: андийцам, ботлихцам, каратинцам, ахвахцам, чамалинцам, тиндинцам, богулалам, хваршинцам, годоберинцам, цезам, бежтинцам, гинухцам, гунзибцам, лезгиноязычным арчинцам, даргиноязычным мегебцам был выделен аварский код. То ест, если кто то в переписном листе числился андийцем, каратинцем или ахвахцем, то при отправлении в Москву, после переработки, их переписывали аварцами. Зато агульцам, рутульцам, цахурцам, табасаранцам по просьбе правительства Дагестана были выделены отдельные коды, и они, если и записались в переписных листах лезгинами, в Москву их отсылали как отдельные народы. Кроме того главам районов, где проживали эти народы, было дано сверху указание переписать все листы, где они назывались лезгинами. В этом я убедился лично, когда работал в 1970 году в переписном отделе. Если кто-нибудь временно выезжал на заработки или просто выезжал в другой регион, то в переписный отдел поступали на него два переписных листа, один с постоянного места жительства, другой с временного. Их сверяли, и один лист уничтожали. Дело в том, что почти все агульцы, рутульцы, цахурцы за пределами своих районов назывались лезгинами, а в папках, доставленных из их районов те же лица были записаны агульцами, рутульцами, цахурцами. Парадокс, но факт. Выходит, раздробление лезгин исходило не от самих лезгиноязычных народностей, а от правительства Дагестана, которое не только искусственно отделило их, а разжигая у них племенизм, настроило их против самых лезгин.

Позже, при получении новых паспортов, у них всех убрали лезгинскую национальность. Даниялов знал, что трудно заставить людей отказаться от своей национальности, самосознание которых укрепилось в течение тысячелетий, одними административными методами, тогда был задействован метод повсеместного охаивания лезгин. Были включены все имеющиеся ресурсы партийной бюрократии на массовую антилезгинскую агитацию, оскорбляющую честь и достоинство лезгин. В меньшей степени это чувствовалось в Хасавюрте, где коренной чеченский народ всегда поддерживал лезгин и считал их своим близкородственным народом, о чем мне часто приходилось слышать от них. Будучи в Изберге в 1965 году, где основное население даргинцы, я чувствовал с их стороны уважительное отношение к лезгинам. Антилезгинские высказывания, распространеняемые кляузниками, как выяснилось, одной и той же национальности, мне приходилось слышать даже в Казахстане, Чувашии и Абхазии. Спрашивается, от кого же исходила эта кляуза? Чтобы одновременно от целого народа - не поверю, тем более народы в этнополитическом отношении тогда были несозревшими, выходит, такую организованную работу мог провести господствующий истеблишмент, используя партийно-бюрократическую систему.

Необоснованная антилезгинская агитация, грязная и кляузная по сути, нанесла целостности лезгинской нации огромный, невосполнимый ущерб и отбросило ее, по численности, со второго места на четвертое. Как высказался известный политолог Тимур Айтберов: «пока народы были в составе лезгин, лезгины для них были как бы зонтом защиты, а отделившись они превратились в пыль».

Третьим методом ускоренного раздробления лезгинской нации было восхваление и поощрение народов, вызывая у них племенное самосознание, подчеркивая их историчность, посвятив им отдельные исторические и этнографические монографии и т. д.

В начале 50-х годов Даниялов убрал лезгинские школы в Агульском районе. Рутульцы, цахурцы и часть табасаранцев обучались на чужом могулском (азерб.) языке, хотя имелся близкородственный лезгинский язык. Зато андийцам, каратинцам, лезгиноязычным арчинцам - всего 14-ти народам, навязал хунзахский язык.

Кроме того, при руководстве Даниялова были подарены в начале 50-х годов Азербайджану огромные ширванские пастбища Ахсу-Кюрдамирской зоны, которые сотни лет были исконно лезгинскими.

Чуть позже, в 1956 году, он подарил Азербайджану более 1500 кв км исконно лезгинской территории Шекинско-Кубинской зоны, входившей в состав Дагестана. В результате, высокогорные лезгины, главной отрослью которых было овцеводство, вынуждены были покинуть родные места. Вследствии этого многие высокогорные села исчезли с лица земли, только в Ахтынском районе исчезли 17 сел, а Докузпаринский (Чудхурский) район был ликвидирован. И это вместо благодарности за то, что первый секретарь Обкома партии Дагестана Нажмудин Самурский дал ему шанс подняться по карьерной лестнице. Даниялов, который неплохо знал историю Дагестана, должен был воздать должное лезгинам за то, что» в самый опасный момент для шейха Шамиля, который был окружен в 1937 году в районе Телетля 25-ти тысячной русской армией, на его призыв о помощи откликнулись только лезгины. Восстание лезгин Кубинского уезда Дагестанской области, которое состояло из 12 тысяч сабель и возглавлялось Хаджи Мухаммедом Хулухским и Ярали Яргунским, продолжалось три года. Только в сражении под Аджи-Ахуром погибло более 900 лезгин. Все войска во главе с генералами Фезе и Граббе были переброшены для подавления восстания в Лезгистане, тем самым шейх Шамиль спасся из окружения. Восстание в поддержку шейха Шамиля и, в целом, аварцев самурские лезгины подняли и в 1848 году, оно называется Ахтынским, на которое прибыл с отрядами сам шейх Шамиль. Разве не лезгины Ахтыпары, Алтыпары, Докузпары (ЧIудхура), Кюры и Табасарана спасли от полного истребления джарцев и от нашествия Ибрагим-хана на Дагестан, разгромив его полчища в 1738 году, вблизи лезгинского села Джыных, в самой крупномасштабной битве из всех походов, совершенных Надир-Шахом на дагестанцев. Однако дагестанские автора-фальсификаторы в разных вариантах по разному толкуют это событие, не имеющее ничего общего с аналогом персидской хроники Мухаммеда Казими. Главная их цель игнорировать участие в этой битве лезгин вообще.

Политика раздробления лезгин, основанная Данияловым продолжалась и в последующие десятилетия. В 90-е годы только представители лезгиноязычных народов были включены в состав Госсовета Дагестанской республики, без включения представителей андо-дидойских народов. Только они получили статус конституционных народов, школы свои, радио и телепередачи, конечно, не из-за любви к ним, а чтобы поднять у них племенное самосознание и безвозвратно раздробить лезгин. Правильно выразился один цахурец лезгину: «Они нас поддерживают, не потому что нас любят, а потому что вас ненавидят». И в самом деле, поддерживая лезгинские народы на уровне крупных, почему лишили возможности андо-дидойские народы и арчинцев учиться на своем языке, и их требования всегда игнорировались. Выходит, четырем тысячам цахурцам дали все права и свободы, а 70 тысячные андийцы оказались бесправными. Боясь обратного процесса - восстановления лезгинской нации, 73 года уже не подпускают к власти лезгина, даже в тройку. Вот вам яркий пример махрового национализма. Больше всего виноваты сами лезгины, с молчаливого согласия которых власти издевались над ними. Где были наши секретари обкомов 50-80 годов прошлого столетия, почему они молчали? Почему они допустили вести антилезгинскую политику и последующим руководителям? После переписи 1979 года, когда снова выборочно были раздроблены только лезгины. В Москве, через несколько дней я встретился с начальником Госкомстата Исыповым, а также работниками Института истории и этнографии Академии наук СССР Калоевым, Арутюновым, Пиатровскым и Бруком, который сказал мне следующее: «Я знаю, численность Андийской группы 150 тысяч человек, дидойской группы 50 тысяч, что их причисляют к аварцам, и что лезгиноязычных отделяют от лезгин, но мы причем? ТАК ХОЧЕТ ВАШЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО!!! Спрашивается, нужно ли нам, лезгинам такое вечно нелезгинское и постоянное антилезгинское правителство? Я тут же вспомнил о справке, спущенной с Обкома в 1970 году, при руководстве М-С Умаханова, согласно которой должны были разделить лезгиноязычные народы и объединить андо-дидойские народы с аварцами, а кайтагцев, кубачинцев - с даргинцами. Наконец, хотя в 2002 году В. В. Путин дал коды всем 30 народам Дагестана, и, по переписи, официально отделились андийцы, каратинцы, бежтинцы - по шесть тысяч человек каждый, цезов - 15 тысяч, также ботлихцы, ахвахцы, гинухцы, гунзибы и другие. Всего 57,5 тысяч человек. Но Муху Алиев через Москву добился включения их в состав аварцев и лишил 16 народов права на самоопределение. В октябре этого года намечается перепись населения. Лезгины-депутаты крупные бизнесмены и передовая интеллигенция должны требовать от Российского руководства, от правителства Дагестана отказаться от двойных стандартов в национальной политики.

Среди последних материалов по переписи 2010 года Госкомстат представил доклад, посвященный демографическим и социально-экономическим характеристикам населения наиболее крупных по численности (свыше 400 тыс.) национальностей Российской Федерации.

Данный доклад позволяет получить более подробные сведения по отдельным национальностям и выявить интересные изменения, которые произошли с ними за межпереписной период. Среди дагестанских народов в «заветном» списке оказались аварцы, даргинцы, кумыки и лезгины.

Половозрастная дагестанских народов выглядит гораздо более обнадеживающей на фоне общероссийских показателей, хотя и у них она ухудшилась по сравнению с 2002 годом. Увеличение доли женского населения можно в определенной степени связать с тем, что часть дагестанцев оказалась не учтена в крупных городах: так как среди них преобладают мужчины, то они и понесли большие потери. Так, на 1000 мужчин приходится 1062 женщины у кумыков, 1027 - у аварцев и 1027 - у даргинцев, против 1163 - в пересчете на все население России. Лезгинских мужчин пока еще больше, чем женщин - 1000 и 989 соответственно. Данная особенность имеет миграционную природу: большинство лезгин-иностранцев являются мужчинами, приехавшими на заработки из Азербайджана. Правда, такая особенность постепенно сглаживается - многие лезгины, освоившись на новом месте, забирают с собой и свои семьи.

Дагестанские народы являются «молодыми». Их медианный возраст, который делит населения старше и моложе него ровно пополам, гораздо ниже по России в целом, составляющего 38 лет. Причем у аварцев, кумыков и даргинцев он не достигает 27 лет, у лезгин он выше, в том числе из-за мигрантов, имеющих более высокий медианный возраст.

Схожая ситуация наблюдается и в соотношении трех возрастных групп: трудоспособное население, старше и моложе трудоспособного. У аварцев по сравнению с остальными тремя народами высока доля пожилого населения - 9,8%. У даргинцев - 9,3%, у кумыков - 9,2%, а у лезгин - 9,0%. У аварцев и даргинцев удельный вес старшего поколения снизился, у лезгин и кумыков - чуть вырос. Тем не менее, повышенной доле пожилых аварцев трудно найти объяснение.

У аварцев также самая высокая доля лиц моложе трудоспособного возраста - 28,2%. У даргинцев и кумыков - чуть более 27%, у лезгин - около 25%. За восемь лет она упала у всех на 4-5%. Учитывая ненадежность статистических данных по Республике Дагестан, из-за чего, скорее всего, оказалась завышена эта цифра у кумыков, что повлияло в свою очередь и на их медианный возраст, сложно дать им какую-либо трактовку. Весьма подозрительным является рост численности населения моложе трудоспособного населения у кумыков (на 3,3%), который больше ни у кого из остальных 22 народов (в том числе у чеченцев и ингушей) не наблюдался. Снижение же удельного веса этого показателя говорит о больших приписках и в группе трудоспособного населения. Такие противоречия не позволяют увидеть достоверный социально-демографический портрет кумыков

Возможно, что у лезгин уровень рождаемости в настоящее время (и в 2002 году) более низкий по сравнению с аварцами и даргинцами, но на это повлияла также и миграция. В целом повышенная доля трудоспособного населения и пониженная - нетрудоспособного у лезгин также имеют миграционную причину, так как среди мигрантов, особенно трудовых, преобладают лица среднего и молодого (старше 16 лет) возраста.

Более точно уровень рождаемости, распределение женщин старше 15 лет по числу рожденных детей. У дагестанских народов за восемь лет примерно на 1% (у даргинцев - на 1,5%) вырос удельный вес бездетных женщин, составив 31-33%. Также выросла доля женщин, имеющих одного или двух детей, особенно у лезгин (на 3,2%). А многодетные женщины, родившие 3-х и более детей стали менее распространенным явлением: их доля снизилась от 1,7% (у кумыков) до 4,4% (у лезгин). Больше всего многодетных матерей у аварцев и даргинцев - по 35,5%, у кумыков - 32,9%, у лезгин - 30,5%. Дагестанские народы существенно уступают по последнему показателю чеченцам и ингушам, у которых он достигает 41-41,5% и даже вырос за восемь лет на 1-2,5%. Но к статистическим данным по кавказским народам надо относиться скептически, так как они искажены, особенно по отдельным народам. В целом можно отметить, что налицо снижение рождаемости и перенесение рождений на более поздний возраст.

Примечательны показатели по состоянию в браке. У мужчин и женщин дагестанских национальностей наблюдается небольшой рост или стагнация (у даргинских женщин) доли лиц, состоящих в браке. На этом фоне выбивается из общего ряда рост женатых мужчин у лезгин с 60,4% до 66,0%, превративший их из аутсайдеров в лидеров. Однако такого роста нет у женщин лезгинок (всего на 0,8% против 5,4%), из чего можно сделать вывод, что в жены лезгинские мужчины брали представительниц других народов. Мужчины, создающие межнациональные браки, в большинстве своем - это мигранты в крупных городах и нефте-газовых регионах.

Лезгинки также имеют самый высокий удельный вес замужних - 62,2%. А у аварок он ниже, чем у остальных - 57,3%, зато доля вдовых повышена - 11,9% (у лезгинок - 9,6%).

Еще одним отклонением является высокая в сравнении с остальными дагестанскими народами доля разведенных женщин у кумыков. Данная особенность проявляется не очень ярко, но вполне отчетливо: у лезгин и даргинцев - 6%, у аварцев - 7%, а у кумыков - почти 9%. Видимо, в кумыкской среде разводы воспринимаются менее остро, и разведенная женщина у них чувствует себя более уверенно.

Число моноэтничных домохозяйств выросло у всех дагестанских народов примерно на 20-25%. У аварцев - 185 тысяч, у даргинцев - 121, у кумыков и лезгин - по 90. Одновременно с этим уменьшился их средний размер, который имеет диапазон от 4,2 человека у даргинцев до 4,7 - у кумыков (у них меньше всего домохозяйств, состоящих из одного человека - 1,5%). Если сопоставить эти показатели, то они коррелируют у всех народов, только кумыки не совсем вписываются в них, так как при самом большом росте домохозяйств у них наблюдалось минимальное уменьшение их размеров. Не исключено, что большие семьи у кумыков еще крепки, но роль приписок в этом случае более ощутима. При росте межнациональных союзов у лезгин сильный прирост моноэтничных семей также вызывает сомнение, если только мы не наблюдаем распад крупных домохозяйств на более мелкие.

Дагестанские народы примерно одинаково владеют родным языком 82,4-82,9% (лезгины, даргинцы и аварцы) и 79,2% (кумыки). Обратное соотношение наблюдается с русским языком: у кумыков - 95%, у аварцев - 92%. Больше всего не знающих русский язык обнаружилось не у кавказских народов, а у якутов - 9,4%.

Немного иные цифры мы видим в распределении по родному языку. У всех народов не намного увеличилась доля лиц, указавших в качестве родного язык своей национальности. У даргинцев, кумыков и аварцев он достиг 98,0-98,2%, а у лезгин - 94,9% (правда, вырос почти на 1%). Родной язык в данном случае зачастую служит способом показать сопричастность к своей национальности, и человек им может не владеть вовсе. У лезгин почти в 3 раза оказался выше удельный вес лиц, назвавших родным русский язык. Примерно такая же картина наблюдалась и в 1989 году. Однако если дагестанские народы продолжат утрачивать знание родного языка, то вначале резко упадет доля лиц с языком своей национальности в качестве родного, а потом будет происходить смена этнического самосознания. У более мобильных лезгин этот процесс начался чуть раньше, чем у других крупных дагестанских народов.

Только у 8 из 22 самых крупных народов России доля лиц, имеющих образование (основное общее и высшее) превышает общероссийский показатель - 94%, в их числе лезгины - 95,2%. Вплотную приблизились к средней цифре кумыки - 93,8%. У аварцев и особенно у даргинцев уровень образования пока еще довольно низкий - 91,5% и 89,2% соответственно. Но они постепенно сокращают имеющийся разрыв.

Представляет интерес доля лиц с высшим и послевузовским образованием среди дагестанцев. Тут также лидируют лезгины с 21,6%, хотя и они недотягивают до среднероссийского уровня - 23,4%. Но если прибавить к ним лиц с неполным высшим образованием, то тогда они ему соответствуют (28%). У кумыков эти показатели достигают 19 и 25% соответственно. От них существенно отстают аварцы (15,8% и 21%) и даргинцы (15,6% и 20,5%), и за восемь прошедших лет этот разрыв увеличился. В качестве примера можно привести максимальный и минимальный уровень лиц с высшим образованием, отмеченный у крупнейших народов: у осетин он достиг 30%, у чеченцев же составил всего 11,8%.

Главным источником средств к существованию у дагестанских народов является… иждивение. Если в 2002 году доля иждивенцев у них (кроме лезгин) превышала 50%, то сейчас она значительно снизилась, но все еще высока (до 43,3% у даргинцев). Одной из основных причин такой особенности является высокая доля детей в возрастной структуре дагестанских народов.

На втором месте (кроме аварцев) - трудовая деятельность. У кумыков этот показатель достигает 33%, у лезгин - 32,3%, у даргинцев - 29,1% и аварцев - 26,7%. В целом по стране трудовая деятельность является основным источником средств, охватывая 48% населения. Третьим (ранее вторым) по значимости источником являются пособия, включая пособия по безработице: от 25,5% - у кумыков, до 30% - у аварцев. Затем идут личное подсобное хозяйство и пенсии, особенно у аварцев - 20,4% и 15,2% соответственно. Остальные источники средств к существованию являются не столь значимыми.

Взрослое население, представленное домохозяйствами в возрасте 15-72 лет, демонстрирует меньшую экономическую активность, чем по России в целом. В частности у русских экономически активное население составляет почти 70%, у лезгин - 68,2%, у кумыков - 64,3%, у аварцев - 61,7%, а у даргинцев - лишь 59%. Доля безработных у дагестанцев чрезвычайно высока: от 15,6% у кумыков, до 22,8% у лезгин. Причиной этому является трудоизбыточность Дагестана и высокая безработица, особенно в Юждаге.

Занятое население состоит в основном из лиц, работающих по найму. Их доля у дагестанцев составляет 85-88%, но у даргинцев - всего лишь 76,9% (уступающих только азербайджанцам). Это можно связать с высокой предпринимательской активностью даргинского населения.

Проблемы лезгинского народа – есть проблемы самого лезгинского народа

Если перейти от образного понимания ситуации к реальному положению дел в республике, то нам необходимо знать: отвечает ли сегодня Республика Дагестан, как автономия, принципам и нормам, присущим автономной республике. Может ли на территории многонациональной республики, где проживает несколько титульных наций, соблюдаться принципы и нормы автономии? соблазн нарушать эти правила присутствует всегда, особенно, когда у власти перманентно находятся одни и те же представители; в любом случае на политической сцене появятся люди, которые, используя какие-то свои возможности и связи, стремятся захватить власть в республике; такое в истории республики уже было, и продолжается посейчас; захватив и пытаясь закрепить эту власть на долгие и долгие годы, чтобы представители других народов не претендовали на неё, этнополитический клан доминант вынужден будет вести политику, направленную на дискриминацию прав и свобод и ассимиляцию остальных народов, обеспечивая, таким образом, свои длительное пребывание у власти и возможность реализовывать далеко идущие политические цели. Именно поэтому в основе принципа самоопределения народов была заложена идея, исключающая возможность проявления каких-либо действий со стороны какой бы то ни было группы лиц или государства в целом, умаляющих права и свободы других народов.

Представители двух этнополитических кланов, однажды пришедшие к власти в результате негласного принципа, введенного тогдашним руководством СССР и предусматривающего условия, при которых возглавлять республику должен был представитель того этноса, который доминирует своим численным преимуществом в республике. Понимая значимость данной задачи для укрепления личной власти, эти представители стали включать в состав своего этноса и тех народов, которые не находились в какой-либо взаимосвязи ни по каким критериям этнического сходства с доминатом, увеличивая, таким образом, численность своего народа. Более того, они, оказавшись у власти, стали переходить пределы допустимого, граничащие с уголовно-наказуемыми деяниями, связанными с насильственным переселением целых лезгинских населенных пунктов за пределы своего ареала, то есть в другую часть Дагестана, где эти люди перманентно подвергаются насилию со стороны коренного этноса.

Следовательно, авторы, разработавшие проект Конституции Республики Дагестан, обязаны были учесть эти недочеты и внести в неё принципы, исключающие возможности захвата власти представителями одних и тех же доминанта этнополитических кланов.

Однако этого сделано не было. И поэтому, Конституция Республики Дагестан в её нынешнем варианте не предусматривает этих принципов. А положение, регламентированное ст.4 Конституции РД, о том: «никто не может присваивать власть в Республике Дагестан», носит чисто декларативный характер. Не может не быть присвоена власть там, где де-факто и де-юре она присвоена.

Таким образом, в целях обеспечения прав и свобод народов Дагестана, провозглашенных Конституцией РФ и продублированных в Конституции РД, и для их реализации необходимо в обязательном порядке в неё внести принцип ротации, в том числе, первых лиц в республике. Более того, данный принцип должен быть фундаментальным и неприкасаемым, независимо от того, представитель какого этноса представляет власть в республике; он не может быть отменен или изменен ни одной ветвью власти либо высшим должностным лицом в республике; вводиться он должен законодательным органом Дагестана, но отменяться - путем проведения референдума и по процедуре квалифицированного состава - 2/3 голосами от общего числа граждан, принимавших участие в референдуме.

Для полноты и ясности необходимо отметить, что невозможно осуществлять власть в республике её многонациональным народом, не определив прежде положение каждого из этносов, населяющих республику, в системе социальной структуры общества, их институционализации. Для этого необходимо, чтобы были введены институт «титульная нация», её дефиниция, и закреплены в Конституции РД.

История развития Дагестана и его народов, выстраивания вертикали власти и межнациональных отношений в республике показали, какие последствия при этом с народом возникали, когда в результате захвата власти, этнополитические кланы, присвоив административные и финансовые ресурсы, проводили и проводят посейчас националистическую политику по отношении других этносов, дабы утвердиться в своем превосходстве.

И поэтому, когда мы говорим о том, что власть в республике осуществляет её многонациональный народ, то следует понимать под этой завуалированной формой управления - этнополитический клан, даже состоящий вперемешку с представителями других народов, но где высшие посты находятся в руках представителей одной национальности.

Многолетняя история Дагестана и его народов показала, что как нынешние, так и предшествующие руководители республики не справились со своими задачами, не смогли создать в республике механизму национальной преемственности власти во благо всем её народам.

Необходимо отметить, что есть глубокое убеждение в том, что Республика Дагестан, как наш общий дом, следует возводить усилиями всех её народов, чтобы в нем было всем комфортно и свободно. В противном случае каждый из народов должен будет думать об обустройстве своего собственного дома. Для реализации этого права имеются все необходимые возможности нормативного правового характера, предусмотренные внутригосударственным законодательством и международным правом, присутствует внутреннее желание народов.

Следовательно, если мы хотим создать общий дом для всех народов Дагестана, то для этого необходимо возвести фундамент, чтобы этот дом был крепким, и простоял на века, определить приоритеты; мы должны выделить фундаментальные, основополагающие и неизменные субстанции и положить их в основу этого фундамента нашего будущего дома. Какие эти фундаментные камни и сколько их надо, об этом и необходимо поговорить..

В Конституции РД (ст.5) написано, что «Республика Дагестан – единая и неделимая для всех дагестанцев Родина». Это значит, если завтра лезгинский народ заявит о своем желании реализовать свое законное право на самоопределение, то, согласно этому положению, он не сможет этого сделать, не получив одобрения у других народов, населяющихся в республике. Таким образом, данная норма практически лишает лезгинского народа, да и других народов также, его права на самоопределение. Следовательно, приведенная выше положение противоречит Конституции РФ и её принципу – право нации на самоопределение (ст.5) и и не согласуется с нормами и принципами международного права. Юридическая конструкция российского законодательства построена таким образом: если юридические нормы низшего статуса противоречат правовым нормам, обладающим высшей юридической силой, то применяется нормы высшего порядка, в такой же последовательности применяются нормы международного права, обладающие высшим статусом перед законодательством национального государства, причем – прямого действия.

И Дагестан никак не может быть «родиной» для лезгинского народа, обладавшего тысячелетней историей и имевшего когда-то свою государственность, которая была насильственно порушена, а земля, принадлежащая этому народу, была разделена на отдельные фрагменты, и все это осуществлялось вопреки воли этого народа, не считаясь с его мнением. И поэтому националистические устремления аваро-даргинских этнополитических кланов, упорно не желающих воссоздания лезгинской государственности, направлены именно на то, чтобы сохранить Дагестан как «родину» для всех, населяющих его этносов. В этой связи возникает логичный вопрос: если это «Родина», почему тогда лезгинский народ не может найти в этой родине ни покоя, ни мира, ни счастья?

ДСЛ .

Почему лезгины зовутся лезгинами. Роль тотемизма в происхождении некоторых кавказских этнонимов

Бонн , Германия

Исследование происхождения кавказских народов и этнонимов считается среди кавказоведов делом довольно неблагодарным, так как языковая и этническая ситуация на Кавказе настолько запутана, что даже самые энергичные специалисты ограничиваются по этой тематике общими формулировками.
В самоназваниях многих кавказских народов часто присутствует тотемический элемент, который находит свое отражение в полузабытых мифологических представлениях горцев.
Особый интерес вызывает в этой связи этноним лезги, который почти единодушно признается исследователями поздней формой имен лекзи/лакзи и лек/лег, зафиксированнных в раннесредневековых и античных источниках. При этом ученые считают исходным словом протовосточно-кавказское *лег "мужчина, человек" (ср. груз. лека "дагестанец", уд. лекl "лезгин, дагестанец", самоназвание лакцев лаккучу). Не вдаваясь особо в дискуссию о первоначальной привязке этнонима лег/лезг/лакз к отдельным дагестанским народам, хочу лишь отметить тот факт, что термин лезги (иранизированное лег/лек) сохранился как самоназвание исключительно у лезгин и других лезгиноязычных народов (напр. рутульцы в Шекинском районе Азербайджана называют себя лезги).
Это обстоятельство нельзя считать случайным. Примечательно, что раннесредневековое царство Лакз, которое упоминается в арабских источниках, локализуется в пределах современной территории проживания лезгиноязычных народов. Хотя в прошлом термином леки (лезги) называли почти все горские дагестанские народы, очевидно, что исходной стороной такого рода обобщения являлась древняя Персия (Иран), войска которой при экспансии в Дагестан в первую очередь сталкивались с дружинами лезгин.
Что касается этимологии этнонима лек/лег, то наиболее вероятным представляется мне привязка этого имени к лезгинскому названию орла -лекь (ср. таб. люкь "орел", цах. ликь "ястреб"). Показательно то обстоятельство, что орлы в представлении лезгин и некоторых других горских народов Кавказа являются воплощением человеческой души. Этот феномен - отголосок древних погребальных обрядов, распространенных в горах Передней Азии и Кавказа. Раннесредневековые арабские географы сообщали в своих путевых заметках, что у горцев существовал обычай выставлять своих покойников на возвышенных местах, чтобы птицы склевывали мясо с костей. В связи с тем, что хищники при виде падали в первую очередь пытаются добраться до особо питательной печени, бытовало представление, что печень является важнейшим жизненным органом человека, в котором заключена его душа (ср. нем. Leber "печень" и Leben "жизнь"; заслуживает интерес также особое упоминание печени в фольклоре многих народов). Естественно, что при поедании покойников орлами (или другими птицами из семейства орлиных) душа умерших "перемещалась" в тела птиц.

Орлы и некоторые другие птицы по сегодняшний день считаются у лезгин и лезгиноязычных народов священными. Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством.
Эти запреты, несомненно, связаны с табуизацией тотемических животных, распространенной среди многих народов мира. Древние тотемические и религиозные представления, связанные с образом орла, бытовали у многих народов в древности. Отголоском этих представленией является и тот факт, что в государственной символике целого ряда стран образ орла используется в качестве герба.
Общеизвестная греческая легенда о Прометее, прикованном Гефестом по приказанию Зевса к скале Кавказских гор, и об орле, склевывающим его печень, является аллегорическим описанием предками индоевропейцев чуждого им ритуального обряда погребения кавказских горцев. Прометей, которого бог неба Зевс наказал за то, что он выкрал небесный огонь и передал его людям, является, по всей вероятности, собирательным образом кавказоязычных горцев, раньше других народов овладевших тайной литья и ковки металлов. Под огнем в греческой легенде следует, конечно, понимать не костер, а особый огонь в специальной печи горцев, при помощи которого кавказоязычным кузнецам удавалось плавить и отливать металлы. Эпизод с кражей небесного огня и передачей его людям объясняется просто, если учесть, что до изобретения предками кавказских и анатолийских горцев плавильных печей только боги владели огнем (молнией, раскаленной вулканической лавой), способным расплавить металл. Не случайно то обстоятельство, что исполнителем кары Прометею явился бог огня и кузнечного дела Гефест, функции которого указывают на его вулканическое происхождение.
Следует особо отметить, что для обозначения печени и орла лезгины используют одно и то же слово лекь. Не может быть никаких сомнений в том, что это "совпадение" является отголоском давно забытых религиозных ритуалов. Пересечение понятий "орел", "печень", "душа", "мечта" находит свое продолжение и в других восточнокавказских языках: лезгинскому эрзиман "мечта, пожелание" (ср. таб. арзу "желанный, заветный"), которое никоим образом не может быть заимствованием из тюркских или иранских языков, соответствует, например, чечен. эрзу "орел" и чамал. эрцим "беркут" (ср. арм. арциб "орел", предположительно урартского происхождения). Не исключено также, что традиция гадать на печени жертвенного животного (ср. традицию осмотра печени зарезанного животного у лезгин) и предсказывать будущее по полету птиц (соответственно и загадывать желание: ср. лезг. эрзиман) у хурритов и позднее у этрусков первоначально была связана с древним погребальным ритуалом горцев, о котором говорилось выше. В горах Чечни и Ингушетии и по сей день сохранились целые города мертвецов, расположенные в труднодоступной скалистой местности, где мертвецов выставляли в специальных открытых склепах - каменных «ящиках» на съедение хищным птицам.
Древнейшее население Малой Азии, память о котором сохранилась среди прочего в донесенном до нас древнегреческими источниками этнониме лелег, называло себя, вероятно, также по имени птицы - своего тотемического знака. Характерный головной убор (из птичьих перьев) этих древнейших насельников Передней Азии и сопредельных европейских регионов позволяет предложить этимологию этнонима лелег (ср. лезг. леглег, авар. лакълакъ "аист", лак. лелуххи "птица", рут. эрфи-лелей "вид орлиных", цез. лела "перо; крыло", из восточно- кавказского субстрата происходит и азерб. лелек "птичье перо"), который мог означать "люди-птицы, крылатые люди". В одной древневавилонской хронике упоминаются кроме того воинственные жители горных регионов к северу от Месопотамии, характерной особенностью внешности которых был «вороний» (вероятно «орлиный») нос и одеяние, украшенное птичьими перьями (в хронике говорится буквально о «птичьих телах»). Древняя мода украшать одежду и головные уборы перьями своей тотемической птицы (пережитки этой моды сохранились до наших дней у некоторых европейских народов) объясняет, по всей видимости, названия целого ряда современных кавказских народов.
Имя черкес - так называют адыгов их соседи - происходит от осетинского (алано-сарматского) тсергес "орел" (< протоиран. *crkasa "орел"). Самоназвание грузин картули восходит, вероятно, также к наименованию одного из видов орлиных (ср. лезг. кард "сокол", тур. картал "орел"), дагестанские цезы берут свое название от цез. це "орел", от авар. цIум "орел" происходит, по всей видимости, также этноним цумадинцы и т.д. Знаменитый танец лезгин - лезгинка (известен также в Иране под названием лезги и в Грузии как лекури < лека «лезгин, дагестанец»), который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Название похожего танца грузин картули, по всей вероятности, также происходит от слова кард и означало первоначально "соколиный, орлиный танец" (см. фото). Закономерным является то обстоятельство, что лезгинка названа так в соответствии с древним тотемом лезгиноязычных народов и является исконным национальным и древним ритуальным танцем лезгин (отсюда и название лезги/лезгинка, ср. акушинка - танец акушинских даргинцев, кабардинка - танец кабардинцев, азерб. гайтагъы - танец кайтагцев и т.д.).

Если продолжить наблюдения, связанные с отражением древних тотемических сюжетов в танцах современных горцев Кавказа, то следует заметить, что особенностью народных танцев аварцев является характерное положение руки танцоров во время пляски, которое, вероятно, должно символизировать приподнятую голову змеи (ср. название аварцев у лезгин баркьу, а также у гунзибцев и бежтинцев бархъал, которое связано, вероятно, с авар. борохь «змея»). Особенно примечательными являются при этом своеобразные движения руки у танцоров, совершенно очевидно имитирующих извивания змеи - древнего тотема аварцев. У кавказских народов известны также реликты тотемических представлений в образах других хищников (напр. медведя у даргинцев, волка у чеченцев и т.д.). Как мы видим, при детальном изучении лексических феноменов, мифологических сюжетов и даже танцевальной культуры современных горцев Кавказа можно выявить интересные детали, которые позволят по-новому взглянуть на несомненно древнейшую историю этого интереснейшего региона и его народов.

Рецензии на статью просьба присылать по электронной почте на адрес: [email protected]
Сокращения названий языков, принятые в статье: авар. - аварский, азерб. - азербайджанский, арм. - армянский, груз. - грузинский, лак. - лакский, нем. -немецкий, протоиран. - протоиранский, рут. - рутульский, таб. -табасаранский, тур. - турецкий, уд. - удинский, чамал. - чамалинский, чечен. - чеченский, цах. - цахурский, цез. - цезский.

За всей последней шумихой в СМИ относительно того, уйдет глава Дагестана в отставку, или не уйдет, придет на его место Рамазан Абдулатипов, или не придет, никто не заметил одной удивительной вещи. Того, насколько для нас стало привычным, что власть в Дагестане делится только межу аварцами и даргинцами.

Это стало настолько нерушимой аксиомой, что в нее уверили даже в Кремле. Оттого, вопрос о том, а почему власть доверяется только этим двум народам, ввергает чиновников и аналитиков в ступор. Но, на самом деле, почему? Разве представители других народов недостойны или неспособны руководить республикой?

Наивные вопросы

Эти вопросы в Дагестане как-то не принято задавать. Находящиеся у власти даргинские и аварские кланы убедили дагестанцев, что ставить таким образом вопрос – неприлично. Поскольку, такой вопрос, якобы, подрывает межнациональную стабильность и согласие в республике.

Но стабильности в республике нет уже лет 15. Ситуация с каждым годом становится все хуже. А распределение власти между аварцами и даргинцами ни сохранению, ни укреплению стабильности не способствует. Так что самое время такие вопросы начать ставить.

Нельзя сказать, что Москва не видит, в чем корень проблем Дагестана. «Дагестанская национально-клановая система власти — сегодня главный фактор дестабилизации в республике», — такой вывод в Кремле сделан уже давно.

Еще в бытность Дмитрия Козака полпредом в ЮФО, он подготовил обстоятельный доклад на эту тему. «Накопление нерешенных социально-экономических и политических проблем приближается к критическому уровню», — писал он тогда.

«Дальнейшее их игнорирование (как и попытка «загнать вглубь» силовыми методами) уже в краткосрочной перспективе способно привести к резкому росту протестного поведения и гражданского неповиновения, к неуправляемому развитию событий, логическим завершением которого станут открытые конфликты».

Жестче трудно сказать. Думаю, после такого доклада, в Кремле всерьез задумались о ситуации в республике. Но как мы видим, воз проблем и ныне там. Так в чем же проблема? Почему этот замкнутый круг, когда власть в республике делится между кланами из двух-трех народов, никак не разорвать?

Обоснование клановости

Когда наивные московские журналисты поднимают такие вопросы перед дагестанскими чиновниками, те сразу делают мудрое лицо и начинают вещать истину. О том, что «даже самого беглого взгляда на национальный состав Дагестана достаточно, чтобы понять уникальность властной системы в республике».

Но ведь в Дагестане не три народа, а как минимум 14 титульных народов: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, табасаранцы, лакцы, азербайджанцы, чеченцы, цахуры, рутульцы, агулы, таты, ногайцы.

Для чего их называть титульными, если власть все равно делят между собой три первых народа? Вернее даже не три, а два первых – аварцы и даргинцы. Кумыки лишь служат для этого дележа ширмой.

Что интересно, эта система доминирования двух крупнейших национальностей — аварцев и даргинцев, представители которых сменяли друг друга на ключевых должностях, — сложилась именно в советское время.

Аварское доминирование

Милиция и милицейские начальники рекрутировались из аварских кланов. На вторых ролях были даргинцы. И главный торг за должности всегда шел именно между ними. Даже в советские времена не обходилось без крови. Но на то и была Москва, чтобы разруливать.

Хотя Кремль в лице ЦК выступал как бы высшим арбитром, не принимая позиции ни одной из сторон. После развала СССР Кремль не стал воссоздавать прежнюю систему сдержек и противовесов. Москва поддержала неожиданно оказавшихся у руля даргинцев, в частности, клан Магомедали Магомедова.

Вышел такой расклад почти случайно. До августа 1991-го хозяйский пост 1-го секретаря республиканского комитета КПСС принадлежал по определению аварцам. Вторым секретарем, также по определению, был русский.

Как даргинцы аварцев обошли

При Горбачеве обком КПСС возглавил аварец Магомед Юсупов, который начал мягкую перегруппировку власти в пользу аварцев и отправил тогдашнего председателя Совета министров республики даргинца Магомедали Магомедова на почетную пенсию, назначив его на ничего не значащую должность председателя Верховного совета республики.

Кто же знал, что после августа 1991-го именно в руках у глав местных советов окажутся реальные рычаги власти и именно они возьмут в свои руки казну, кадры и недвижимость. Так Магомедали Магомедов и его команда оказались на вершине властной пирамиды. А это означало передел.

Впрочем, Магомедов выступал тогда не столько как представитель даргинцев, сколько как представитель советской партийно-хозяйственной элиты, что и обеспечило ему поддержку основных представителей аварского клана и лезгин.

Формирование уникальной системы

В результате в Дагестане сформировалась уникальная властная система, не похожая на те, что существовали и существуют в других регионах России, и весьма мало соотносившаяся с федеральными законами.

Во-первых, глава исполнительной власти республики на тот момент не избирался населением. Собственно, номинально его вообще не было — вместо него существовал коллегиальный орган Государственный совет, состоящий из 14 представителей основных этносов.

Во-вторых, с тех пор сложилась жесткая система национального квотирования ключевых должностей в республиканском руководстве: так, если главой республики становился даргинец, то председателем парламента становился аварец, а главой правительства кумык.

В-третьих, законодательный орган, Народное собрание, тоже начало избираться по квотам. До недавнего времени эта система действительно весьма эффективно позволяла решать сложные межнациональные проблемы и сохранять национальный мир в Дагестане, а потому полностью устраивала федеральный центр.

Самообман стабильностью

Кроме того, она весьма способствовала консолидации элит из разных этнических групп.

Однако консолидация элит, крайне важная для стабильности в республике, стала одной из предпосылок нынешнего кризиса.

Поскольку за это время окончательно сформировались и система основных клановых группировок в дагестанской элите, между которыми и произошло перераспределение всех ключевых активов и властных постов.

При всей конфликтности этой клановой системы внутри элиты внешне сложилась весьма устойчивая и консолидированная система. Во-первых, все ключевые игроки оказались заинтересованы в сохранении нынешней властной структуры.

Однако, как писали эксперты, на практике такая стабильность оказалась проклятием. Элита, занятая сохранением контроля над государственными активами и собиранием властной ренты, не смогла уделить должного внимания развитию экономики, находящейся в весьма бедственном положении.

Коррозия власти и общества

Федеральная помощь разворовывается, весь бизнес, не связанный напрямую с клановыми группами, стремительно теряет рентабельность. Последствия усиления силовых структур оказались еще более печальными.

За лояльность и верность власти республика была отдана на откуп силовикам. Милиция оказалась бесконтрольной силой, наделенной всеми полномочиями по отношению к мелкому бизнесу и частной жизни граждан.

В результате такой «стабильности» произошла детонация всех дремавших до поры конфликтов. Массовая безработица, особенно среди молодежи, низкий уровень жизни, противоречия между городом и селом и, наконец, межнациональные отношения.

Глядя из нищего села, аварец (лакец, лезгин, кумык и т.д.) все претензии к власти трансформирует в претензии к захватившим власть в Дагестане этно-национальным кланам. Недоверие к власти, как известно, нередко перерастает в ненависть.

Вопросы остальных народов

И вот на этом фоне в Дагестане, уже в который раз, подряд решение о том, кто возглавит республику, принимается по итогам кулуарного торга кланов — представителей двух национальностей.

Вся Россия потешалась над Дагестаном, когда после хода Муху Алиева, Москва никак не могла принять решение, кому доверить республику. То же самое происходит сейчас. Федеральный центр, который атакуют представители аварских и даргинских кланов, просто не в состоянии трезво оценить ситуацию и сделать правильный выбор.

В этой ситуации Москва смотрит не на управленческие и профессиональные качества потенциального кандидата, а на то, какой силы за ним стоит клан. И этот фактор в глазах московских чиновников становится гарантом того, что этот клан способен будет сохранить пресловутую стабильность в Дагестане.

Именно поэтому лезгины в последние 15 лет оказались отодвинутыми от власти на периферию. Поскольку лезгины не могут тягаться кланами с аварцами и даргинцами, лезгинские элиты раздроблены и ослаблены.

Оттого в глазах московских чиновников, представитель лезгинского народа не в состоянии справиться с сохранением стабильности. Чтобы разрушить эту порочную систему самообмана, необходимо убедить Москву, что не кланы являются гарантом стабильности в Дагестане.

Что гарантом стабильности является, в первую очередь, отход от этой порочной системы распределения власти между кланами двух народов. Стабильность тогда придет в Дагестан, когда появится реальная возможность для лезгина, лакца, русского или ногайца, будучи профессионалами, претендовать на первые посты в республике.

В Дагестане стабильность будет тогда, когда в Кремле осознают данный факт.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Гайд по классу Варвар Black Desert
Флаг уэльса Как называется валлийский флаг
Big Russian Boss: откуда взялся, настоящее лицо без маски