Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое деэскалация в сирии. О зонах деэскалации в сирии. Россия и Иран

Меморандум о создании в Сирии четырех «зон деэскалации» называют историческим и переводящим затянувшийся конфликт на новую стадию. Интерес при этом вызывает не только вопрос о том, почему выбраны именно эти четыре участка на карте, но и каково их значение в военно-стратегическом плане. Что там происходит такого, для чего пришлось изобретать новый миротворческий формат?

Примерное расположение четырех «зон деэскалации» в Сирии было очевидно изначально, но более конкретные границы утверждались с трудом. На практике это действительно сложная история, поскольку только в одном случае - в Идлибе - зону можно сформировать по имеющейся устойчивой линии фронта. Она и так уже давно превратилась в заповедник гоблинов, разбираться с которым - отдельная история и тяжелый труд.

В обозримом будущем сложно представить, как именно нужно обойтись с этой зоной и кто в итоге будет нести за нее ответственность. Даже Турция, к границе которой провинция Идлиб примыкает, не стремится установить там тотальный контроль, ограничиваясь манипуляциями с протурецкими группировками.

Остальные три «зоны деэскалации» представляют собой джихадистские анклавы, окруженные правительственными войсками. Они были обречены на уничтожение в той или иной степени раньше или позже, если бы не прекратили сопротивления. Более того, в двух из них речь уже шла о ликвидации смешанного типа: часть боевиков соглашалась уехать в Идлиб по проверенной схеме, а часть сдавалась под гарантии безопасности.

В первую очередь речь идет о Восточной Гуте - многострадальном спутнике Дамаска, практически самостоятельном городском образовании, которое было оплотом разнообразных боевиков более четырех лет. В последние полтора года бывшие городские кварталы многоквартирной застройки были практически разрушены в результате уличных боев, а территория, подконтрольная террористам, сократилась почти в десять раз. При этом открытые территории и вади - русла высохших рек - полностью перешли под контроль правительственных войск, а отдельные группы боевиков были отрезаны друг от друга и окружены.

В такой обстановке даже непримиримые части ИГИЛ и «Аль-Каиды», окруженные в Восточной Гуте, периодически просили себе «билет в Идлиб», и им такую возможность периодически предоставляли, что вызывало критику даже внутри окружения Башара Асада. В первую очередь - среди военных, которые недоумевали, почему боевикам позволялся выезд в «заповедник Идлиб» в ситуации, когда их можно уничтожить.

Другое дело, что война до победного конца в Восточной Гуте могла затянуться надолго, пусть и не влекла за собой потери среди мирного населения - там такового практически не осталось. Жители застройки бежали в Дамаск еще три года назад, а пустынные жители («сахрауи») окрестностей и вади стоически переживали и оккупацию, и бои последних лет.

Создание в Восточной Гуте «зоны деэскалации» позволит исключить опасность для центральной части Дамаска. Другое дело, сложно представить, как именно будут налажены взаимоотношения между войсками по периметру, гражданскими властями и остающимися в Восточной Гуте непримиримыми частями джихадистов. По некоторым данным, общение с «непримиримыми» может быть возложено на те части «умеренных», которые участвуют в переговорах в Астане и присутствуют в Восточной Гуте в военном плане. Такие прецеденты уже были, главное, чтобы они в итоге не закончились резней, поскольку в этом случае все начинания пойдут прахом.

Остается добавить, что в целом в Гуте живут почти 600 тысяч человек, многие из которых регулярно выезжают через линию фронта в Дамаск на работу. При этом в зону безопасности не включены территории, контролируемые ИГИЛ.

Примерно такая же ситуация сложилась и севернее города Хомс, но там гораздо ярче представлены религиозная и этническая проблемы. Небольшие анклавы, которые удерживают джихадисты и «умеренные», протянулись узкой полосой севернее Хомса и блокируют несколько крупных населенных пунктов с алавитским и христианским населением. Ситуация в этом регионе особенно сложная - это не просто линия фронта, как в Идлибе или Алеппо, а соприкосновение напрямую противоборствующих религиозных сторон конфликта.

Продолжение военной операции в этом регионе предсказуемо привело бы к большим людским потерям. Например, в районе города Эр-Растан сконцентрировано до трех тысяч боевиков при населении более чем в 100 тысяч человек. Здесь особенно важно уже заявленное создание «полосы безопасности», что предоставит возможность избежать в дальнейшем блокады отдельных населенных пунктов с изолированным населением специфического вероисповедания.

Наконец, в предполагаемой «зоне деэскалации» на юге страны - в провинциях Дераа и Кунейтра - проживает до полумиллиона человек, а численность вооруженных отрядов джихадистов и умеренных оценивается примерно в 15 тысяч человек. Население там тоже смешанное, но из-за значительной концентрации шиитов у границы с Ливаном вести наблюдение за соблюдением перемирия предполагается со стороны Ирана.

Окончательное географическое размежевание по всем четырем зонам должно быть проведено до 22 мая, что само по себе говорит о сложности этого процесса. Только через пять дней после этого будет создана рабочая группа, которая разрешит практические вопросы собственно размежевания. По большому счету после определения точных границ всех зон основа работы будет именно гуманитарной. И дай бог, чтобы на этом удалось сосредоточиться.

МОСКВА, 15 сен — РИА Новости. Шестая встреча в Астане стран-гарантов режима перемирия в Сирии стала финальной по определению четырех зон деэскалации.

Накануне Россия, Турция и Иран объявили о создании таких зон к северу от города Хомс, в пригороде Дамаска — в районе Восточной Гуты, на границе Сирии с Иорданией — в провинции Дераа, а также в провинции Идлиб. Мониторинг в зоне деэскалации в провинции Идлиб будут вести силы Ирана, России и Турции, а в остальных зонах — российская военная полиция.

В российской делегации считают, что завершение этапа создания зон деэскалации открывает путь к полному прекращению огня в Сирии. Представители сирийской оппозиции назвали итоги переговоров позитивными.

По итогам шестого раунда астанинских переговоров был принят ряд документов: правила функционирования полос безопасности, КПП и наблюдательных пунктов; правила применения военной силы подразделениями Сил контроля деэскалации; мандат на развертывание Сил контроля деэскалации; положение о совместном ирано-российско-турецком координационном центре по рассмотрению вопросов, связанных с соблюдением режима прекращения боевых действий в зонах деэскалации.

Зоны деэскалации в Сирии созданы

Зоны деэскалации станут временной мерой с первоначальным сроком действия в полгода. Стороны также сообщили о создании совместного координационного центра для контроля за ситуацией.

Россия, Турция и Иран развернут там силы контроля. В документе отмечается, что это делается в целях предотвращения инцидентов и боевых столкновений между сирийской армией и формированиями вооруженной оппозиции, которые уже присоединились или присоединятся к режиму прекращения боевых действий.

При этом, как подчеркивается в заявлении, создание зон деэскалации не подрывает суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Сирии.

Как сообщил глава иранской делегации, замглавы МИД Ирана Хоссейн Ансари, результаты шестого раунда переговоров в Астане могут быть закреплены резолюцией Совета Безопасности ООН.

Мониторинг в Идлибе

Основные сложности на переговорах возникли вокруг того, кто будет заниматься мониторингом в провинции Идлиб.

Как сообщил РИА Новости источник в одной из делегации перед финальной пресс-конференцией, в итоге стороны договорились, что мониторинг по внутренней границе северной зоны деэскалации будет вести Турция, по внешней — Россия и Иран.

Позже глава российской делегации, спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев подтвердил, что такая договоренность достигнута, а конкретные места размещения определят страны-гаранты.

"Я бы не сказал, что были противоречия по этому вопросу, потому что у нас была единая позиция, выработанная еще до вчерашних и сегодняшних консультаций, что в районе Идлиба по линии соприкосновения, которая определена, будут размещаться подразделения наблюдателей всех трех стран-гарантов — турецкие, российские и иранские", — сказал Лаврентьев.

"Сам механизм, конкретные места будут, естественно, определяться уже по согласованию всех трех стран-гарантов в процессе реализации достигнутых договоренностей на местах", — отметил он.

Сирийская оппозиция назвала итоги переговоров позитивными.

"На этом раунде достигнуто соглашение о зоне деэскалации в Идлибе, там живут более трех миллионов сирийцев. <…> Это была истинная цель этого раунда. Этот позитивный шаг поможет в будущем политическому решению, к которому мы стремимся в Женеве", — сказал журналистам член делегации Айман аль-Асими.

Он добавил, что сирийские власти пытаются отложить вопрос об освобождении заключенных, но казахстанская и российская стороны пообещали, что помогут в его решении. По словам аль-Асими, из Сирии необходимо вывести всех иностранных ополченцев.

Путь к прекращению огня

Завершение этапа создания зон деэскалации в Сирии открывает путь к полному прекращению огня и возвращению страны к мирной жизни, считает глава российской делегации Александр Лаврентьев.

"Сегодня мы с вами присутствовали при завершении этапа создания четырех зон деэскалации", — сказал Лаврентьев, выразив мнение, что встреча в Астане "стала серьезным достижением в поиске формулы сирийского урегулирования".

"На наш взгляд, завершение этапа создания зон деэскалации открывает путь к реальному прекращению кровопролития, к полной стабилизации ситуации в Сирии и предметному обсуждению вопроса повышения мер доверия между противоборствующими сторонами и возвращению республики к мирной жизни", — отметил он.

По словам Лаврентьева, российская делегация уверена, что итоги очередного астанинского раунда внесут вклад в запуск процесса политического урегулирования в Сирии на переговорах в Женеве.

Замглавы иранского МИД Хоссейн Ансари, в свою очередь, выразил уверенность в скором окончании кризиса в Сирии.

"Надеемся, что с помощью усилий гарантов урегулирования в Сирии — России, Турции и Ирана — мы увидим серьезные положительные сдвиги, реализацию всех положений, касающихся зон деэскалации. Надеемся, что успех на поле боя и политический успех в Астане ускорят переговоры между конфликтующими в Сирии сторонами, чтобы кризис закончился", — сказал он.

Размежевание оппозиции и террористов

Лаврентьев подчеркнул, что удалось добиться определенного размежевания умеренной оппозиции и террористических организаций. Однако, по его словам, нужно приложить еще много усилий для завершения этой работы.

"Нам бы очень хотелось слышать, что процесс размежевания сил умеренной оппозиции и группировок, связанных с ИГИЛ*, связанных с "Джебхат ан-Нусрой"*, полностью завершен. К сожалению, это не так", — заявил спецпредставитель президента.

По его словам, к примеру, в южной и юго-западной зоне безопасности находится "достаточно большое количество" подразделений "Джебхат ан-Нусры"*, которые удерживают ряд территорий и предпринимают "дерзкие вылазки" против отрядов умеренной оппозиции.

"Определенное размежевание, конечно, произошло, но присутствие террористических организаций в этих зонах по-прежнему остается. Именно здесь встает вопрос о том, чтобы полностью избавить эти территории, зоны деэскалации от деструктивных элементов в лице "Джебхат ан-Нусры"*, — сказал Лаврентьев.

Мнение экспертов

Итоги шестого раунда переговоров в Астане внушают оптимизм, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников.

"Конкретные договоренности и документы, которые были приняты, внушают такой оптимизм потому, что, на самом деле, на фоне тех успехов, которых достигла сирийская правительственная армия в борьбе против *, она способна теперь практически очистить территорию полностью от боевиков", — считает он.

Однако реализовать договоренности о зонах деэскалации будет непросто, полагает ведущий научный сотрудник МГИМО Юрий Зинин.

Эксперт в разговоре с РИА Новости назвал итоги переговоров в столице Казахстана "вполне ощутимым достижением". По его словам, вопрос создания зоны деэскалации в провинции Идлиб является "непростым", так как в этом регионе "собралось много тех, кто не согласен с нынешним развитием событий".

Таким образом, достигнутые в Астане договоренности, на его взгляд, "реализовывать будет непросто, но первый шаг сделан, так что можно надеяться на дальнейшее продвижение", хотя "торопиться здесь не следует, чтобы не вызывать резкую реакцию неприятелей этого".

*Террористические организации, запрещенные в России.

Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости " " >>

Исламская Республика Иран, Российская Федерация и Турецкая Республика как страны-гаранты соблюдения режима прекращения боевых действий (РПБД) в Сирийской Арабской Республике (далее – Гаранты):

руководствуясь положениями резолюции Совета Безопасности ООН № 2254 (2015);

подтверждая приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики;

заявляя о стремлении снизить уровень военного противостояния и обеспечить безопасность мирных граждан Сирийской Арабской Республики,

договорились о нижеследующем.

  1. В целях скорейшего прекращения насилия, улучшения гуманитарной ситуации и формирования благоприятных условий для продвижения политического урегулирования конфликта в Сирийской Арабской Республике будут созданы следующие зоны деэскалации:
  • провинция Идлиб, а также определенные части соседних провинций (провинции Латакия, Хама и Алеппо),
  • определенные части на севере провинции Хомс,
  • Восточная Гута,
  • определенные районы на юге Сирии (провинции Деръа и Кунейтра).

Создание зон деэскалации и полос безопасности является временной мерой, продолжительность которой составит 6 месяцев с автоматическим продлением на основе консенсуса Гарантов.

  1. В границах зон деэскалации:
  • прекращаются боевые действия между конфликтующими сторонами (Правительство САР и формированиями вооруженной оппозиции, которые уже присоединились или присоединятся к РПБД), в том числе применение любых видов вооружений, включая авиационные удары;
  • обеспечивается быстрый, безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ;
  • создаются условия для оказания населению медицинской помощи и удовлетворения первоочередных нужд граждан;
  • принимаются меры по восстановлению объектов инфраструктуры, в первую очередь водо- и энергоснабжения;
  • создаются условия для безопасного, добровольного возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц.

3. Для предотвращения инцидентов и боевых столкновений между конфликтующими сторонами вдоль границ зон деэскалации создаются полосы безопасности.

4. Полосы безопасности включают:

  • контрольно-пропускные пункты – для обеспечения беспрепятственного перемещения гражданского населения без оружия, доставки гуманитарной помощи и содействия экономической деятельности;
  • наблюдательные пункты – для обеспечения соблюдения РПБД.

Работа контрольно-пропускных и наблюдательных пунктов, а также управление зонами безопасности, будет осуществляться силами Гарантов на основе консенсуса. При необходимости могут быть использованы силы третьих сторон на основе консенсуса Гарантов.

5. Гаранты обязуются:

  • принять все необходимые меры для обеспечения выполнения противоборствующими сторонами РПБД;
  • принять все необходимые меры для продолжения борьбы с ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусрой» и всеми другими лицами, группами, предприятиями и организациями, связанными с «Аль-Каидой» или ИГИЛ, и прочими террористическими группами, которые признал таковыми Совет Безопасности Организации Объединенных Наций как внутри, так и за пределами зон деэскалации;
  • продолжить усилия по присоединению к РПБД формирований вооруженной оппозиции, которые до настоящего времени не присоединились к РПБД.

6. Для определения границ зон деэскалации и полос безопасности, а также решения других оперативных и технических вопросов выполнения настоящего Меморандума Гаранты в течение двух недель после его подписания создадут Совместную рабочую группу по деэскалации (далее – Совместная рабочая группа), состоящую из уполномоченных представителей.

Гаранты предпримут шаги для завершения подготовки карт зон деэскалации и полос безопасности до 4 июня 2017 г., а также отмежевания формирований вооруженной оппозиции от террористических группировок, указанных в параграфе 5 Меморандума.

К этому же сроку Совместная рабочая группа подготовит для утверждения Гарантами на основе консенсуса карты зон деэскалации и полос безопасности, а также проект Положения о Совместной рабочей группе.

Совместная рабочая группа докладывает о результатах своей деятельности в ходе Международных встреч по Сирии в Астане.

Настоящий Меморандум вступает в силу на следующий день после подписания.

Совершено в г. Астана 4 мая 2017 г. в трех экземплярах каждый на английском языке, все тексты имеют одинаковую силу.

Подписано:

За Исламскую Республику Иран За Российскую Федерацию За Турецкую Республику

О создании зон деэскалации в Сирии. Согласно договорённостям, достигнутым ранее в Астане, на территории страны были обозначены области, которые включают провинцию Идлиб и семь других регионов, на которых прекращаются любые столкновения между правительственными войсками и вооружёнными группировками. Под запрет подпадают и полёты военной авиации, в том числе сирийской, с целью противодействия террористам.

«Внутри зон деэскалации любые столкновения между конфликтующими сторонами (правительством САР и вооружёнными оппозиционными группировками, которые присоединились и присоединятся к режиму прекращения огня) с использованием любых видов оружия, включая летательные аппараты, будут прекращены», — говорится в тексте документа.

Кроме того, меморандум предусматривает обеспечение быстрого, безопасного и беспрепятственного доступа гуманитарных сил в обозначенные зоны. Будут созданы условия обеспечения медицинской помощи для местного населения, условия для безопасного и добровольного возвращения беженцев и вынужденных мигрантов внутри страны. На обозначенных территориях будут приниматься меры по восстановлению объектов инфраструктуры, в первую очередь водо- и энергоснабжения.

Напомним, что инициатива о создании меморандума была внесена российской стороной. При этом глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью телеканалу «Мир» отметил, что достигнутые договорённости учитывают и предыдущие предложения США по этому вопросу.

«Сами Соединённые Штаты в начале этого года предлагали с целью формирования условий для того, чтобы обезопасить гражданское население, прекратить насилие в тех районах, где наиболее ожесточённые боевые действия велись между правительством и вооружённой оппозицией», — пояснил Лавров, добавив, что именно поэтому Вашингтон приветствовал результаты встречи в Астане.

  • Соглашение по Сирии в Астане: позиция Пентагона остаётся неясной

При этом позиция Пентагона в отношении достигнутых в Астане договорённостей остаётся неясной. Объединённое центральное командование ВС США заявляет, что на борьбу страны с «Исламским государством» меморандум никак не повлияет. Пока не понятно, каковы будут действия американских военных, если террористы внезапно будут обнаружены в одной из четырёх зон деэскалации в Сирии.

Замглавы российского внешнеполитического ведомства Сергей Рябков отметил, что Москва и партнёры предоставили Вашингтону всю информацию о зонах деэскалации в Сирии.

«Относительно тех решений и договорённостей, которые были выработаны в Астане и оформлены в соответствующем меморандуме: высокопоставленный представитель Госдепартамента (Стюарт Джонс) находился в Астане, и с ним проводились встречи, вся информация предоставлялась в полном объёме», — заявил Рябков.

Зоны деэскалации

Начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской сообщил, что самая большая зона деэскалации расположена на севере Сирии, она включает в себя провинцию Идлиб, часть Латакии, Алеппо и Хамы. Данную территорию, по оценкам Минобороны РФ, контролируют вооружённые формирования общей численностью 14,5 тыс. человек.

Зона деэскалации также образована в провинции Хомс, где может быть сконцентрировано до 3000 боевиков. Кроме того, огонь будет прекращён в Восточной Гуте (пригороде Дамаска) и в южной части Сирии у границы с Иорданией (провинциях Дараа и Эль-Кунейтра). Точные карты границ зон без огня находятся в процессе разработки странами-гарантами, они будут установлены к 4 июня.

Минобороны РФ отмечает, что действия ВКС России в данных районах Сирии прекращены с 1 мая текущего года.

Вдоль границ зон деэскалации создаются полосы безопасности, включающие контрольно-пропускные и наблюдательные пункты.

Контроль за выполнением соглашения

Гарантами договорённостей выступают Иран, Турция и Россия, по чьей инициативе были созданы зоны деэскалации. Территории, свободные от боевых действий, устанавливаются на шесть месяцев с пролонгацией на аналогичный период.

Первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич предлагает подключить также ООН и другие международные организации к наблюдению за разграничением противоборствующих сторон в зонах деэскалации конфликта в Сирии.

«Значительно более сложной представляется задача, связанная с разграничением противоборствующих сторон. Какие силы для этого следует задействовать, с каким мандатом, какими полномочиями они будут обладать? <...> Полагаю, что и эту задачу можно решить коллективными усилиями с подключением ООН. Есть, правда, одна оговорка: США должны по крайней мере не мешать», — заявил Клинцевич.

По его словам, Сирия — «далеко не первая страна», которой требуется подобного рода иностранная помощь, и решение этой проблемы в мире уже отработано.

При этом сам меморандум представитель Совета Федерации назвал «отправной точкой, позволяющей с оптимизмом смотреть в будущее».

Министр иностранных дел России Сергей Лавров обсудил с госсекретарём США Рексом Тиллерсоном усилия по деэскалации ситуации в Сирии и возможность организации встреч для проведения дискуссий о роли Москвы и Вашингтона в урегулировании конфликта.

«Госсекретарь в телефонном разговоре с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым обсудил сегодня (5 мая. — RT ) усилия по деэскалации конфликта в Сирии. Госсекретарь с нетерпением ждёт встреч с министром иностранных дел для обсуждения важной роли США и России в разрешении конфликта и поддержки переговоров в Женеве с целью продвижения политического урегулирования кризиса», — говорится в распространённом заявлении руководителя пресс-службы госдепартамента США Хезер Науэрт.

Сотрудничество оппозиции

Заместитель начальника главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Станислав Гаджимагомедов сообщил, что меморандум о зонах деэскалации в Сирии удалось согласовать с 27 полевыми командирами отрядов, действующих непосредственно в зонах деэскалации.

При этом напомним, что при подписании меморандума в Астане некоторые представители сирийской оппозиции выступили против Ирана как гаранта договорённостей и покинули зал переговоров.

Нарушения меморандума

Согласованный странами-гарантами документ предусматривает также действия в отношении тех группировок, которые не будут подчиняться принятому на межсирийских переговорах в Астане меморандуму.

Заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Станислав Гаджимагомедов сообщил, что противодействие нарушителям предусматривает достаточно жёсткие меры вплоть до разрешения открывать огонь.

«В первую очередь, будет проведено тщательное расследование, по результатам которого будет приниматься решение о мерах воздействия в отношении нарушителей, не исключающее подавление огневыми средствами», — пояснил он.

Начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Сергей Рудской, в свою очередь, заявил, что Дамаск направит высвободившиеся в результате установления зон деэскалации силы против «Исламского государства»*, а ВКС РФ будут поддерживать эти действия. Сирийская армия продолжит наступление на позиции террористов в центральной и восточной части Сирии, в районах вдоль реки Евфрат и в Дейр эз-Зоре. Именно в этом районе продолжатся также полёты коалиции во главе с США.

* «Исламское государство» (ИГ) — террористическая группировка, запрещённая на территории России.

В субботу, 6 мая вступил в силу подготовленный в Минобороны РФ по поручению президента России Меморандум о создании зон деэскалации в Сирии. Этот знаковый документ, принятый по итогам переговоров в Астане представителей Российской Федерации, Ирана и Турции, призван закрепить режим прекращения боевых действий в охваченном войной ближневосточном государстве.

С взрывчаткой на поясе

На брифинге в Москве замминистра обороны РФ Александр Фомин заявил, что реализация Меморандума позволит на земле отделить оппозицию от запрещенных в нашей стране террористических группировок ИГИЛ и "Джабхат ан-Нусра". Будет также обеспечен безопасный, беспрепятственный гуманитарный доступ в зоны деэскалации, что позволит оказывать населению медицинскую, продовольственную и другую необходимую помощь. Кроме того, в этих зонах организуют восстановление объектов инфраструктуры, в первую очередь водо- и энергоснабжения. Все это создаст условия для безопасно-го, добровольного возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц.

"Но самое главное, - подчеркнул Фомин, - выполнение Меморандума позволит прекратить боевые действия конфликтующих сторон и фактически остановить гражданскую войну в Сирии".

Важная деталь: как отметил на брифинге замначальника Главного оперативного управления российского Генштаба Станислав Гаджимагомедов, текст Меморандума удалось согласовать с 27 полевыми командирами отрядов, действующих непосредственно в зонах деэскалации.

О географии этих зон на брифинге подробно рассказал начальник Главного оперативного управления Генштаба Сергей Рудской. Но прежде он на конкретном примере объяснил, как они важны для восстановления мирной жизни в Сирии. По словам генерала, несколько дней назад во время доставки гуманитарного груза в город Дума (район Восточной Гуты) у КПП на линии разграничения наши военные задержали, обезвредили и передали сирийской службе безопасности террориста-смертника, имевшего при себе 10 килограмм взрывчатки и гранаты. Нетрудно представить, сколько бед могла натворить эта "живая бомба". Создание в Сирии зон деэскалации как раз и призвано не допустить таких боевиков в районы, где действует режим прекращения огня.

Инфографика: Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Юрий Гаврилов

Территория работы. Территория отдыха

Что это за четыре специальные зоны, о создании которых договорились в Астане? Первая, наиболее обширная, расположена на севере Сирии. Она захватывает провинцию Идлиб, а также граничащие с ней северо-восточные районы провинции Латакия, западные районы провинции Алеппо и северные районы провинции Хама. В общей сложности там проживает более миллиона сирийцев. Эту зону контролируют вооруженные формирования общей численностью 14,5 тысячи человек.

Вторая зона находится на севере провинции Хомс. В нее вошли города Эр-Растан и Тель-Биса, а также близлежащие к ним районы, контролируемые отрядами оппозиции численностью до 3 тысяч человек. В этих районах находятся около 180 тысяч мирных жителей.

Третья зона - Восточная Гута. Там действует около 9 тысяч боевиков различных вооруженных формирований. На территории Восточной Гуты, по данным нашего Генштаба, проживает порядка 690 тысяч мирных жителей, для беспрепятственного перемещения которых сирийские власти уже развернули во-семь контрольно-пропускных пунктов. Рудской уточнил, что многие жители утром выезжают на заработки в Дамаск, а вечером беспрепятственно возвращаются домой. В эту зону не включен район Кабун, который полностью контролируется боевиками "Джабхат ан-Нусры" и откуда осуществляются постоянные обстрелы столицы Сирии, в том числе, и российского посольства. Операция по уничтожению террористов в этом районе будет продолжена.

Четвертая зона располагается на юге Сирии в приграничных с Иорданией районах провинций Дейра и Кунейтра. Эта зона в основном контролируется отрядами так называемого "Южного фронта" общей численностью до 15 тысяч человек. В указанном районе проживает до 800 тысяч мирных жителей. Генерал Рудской особо отметил, что Меморандум позволяет при необходимости сформировать в Сирии дополнительные зоны деэскалации.

В полосе безопасности

Решено, что в границах зон деэскалации будут прекращены боевые действия между правительственными войсками и формированиями вооруженной оппозиции, которые уже присоединились или присоединятся к перемирию. Это касается применения любых видов вооружений, включая авиаудары. Особое внимание в Меморандуме обращено на обеспечение контроля за соблюдением режима прекращения огня. Для предотвращения инцидентов и боестолкновений между конфликтующими сторонами вдоль границ зон создаются полосы безопасности. Они включают наблюдательные пункты, где будут мониторить ситуацию, и контрольно-пропускные пункты для перемещения гражданского населения без оружия, доставки гуманитарной помощи и содействия экономической деятельности. Работа КПП и наблюдательных пунктов, а также управление зонами безопасности, по словам Рудского, станет осуществлять персонал и формирования России, Турции и Ирана.

По взаимной договоренности стран-гарантов к такой работе могут также привлекаться представители других государств. Сейчас командование нашей войсковой группировки в Сирии под руководством Генштаба определяет необходимое количество контрольно-пропускных и наблюдательных пунктов, а также сил и средств для обеспечения их деятельности. Рудской также сообщил, что в течение двух недель из представителей стран-гарантов создадут Совместную рабочую группу, которая до 4 июня представит для утверждения точные границы зон деэскалации и полос безопасности, а также карты "отмежевания" формирований вооруженной оппозиции от террористических группировок.

"Хочу подчеркнуть, что подписание Меморандума о создании зон деэскалации в Сирии не означает прекращение борьбы с террористами ИГИЛ и "Джабхат ан-Нусры", - отметил генерал.

При необходимости в Сирии могут сформировать и другие зоны безопасности

По его словам, страны-гаранты обязуются принимать все необходимые меры для продолжения борьбы с террористами в зонах деэскалации, а также оказывать содействие правительственным войскам и вооруженной оппозиции в борьбе с боевиками в других районах Сирии. А высвободившиеся после установления зон деэскалации армейские правительственные части продолжат наступление против ИГИЛ в центральной и восточной части Сирии, а также займутся освобождением районов вдоль реки Евфрат. Наши летчики поддержат эти действия.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Рейтинг самых пьющих стран
Лучшие снайперские винтовки в мире
Как открыть шампанское голыми руками и не только