Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Архитектура собора святого марка в венеции. Собор Святого Марка – сердце Венеции. Архитектурные особенности собора

Прекрасная, возвышенная и одна из популярнейших достопримечательностей Венеции - Собор Св. Марка. Памятник стал воплощением религиозной, политической и общественной истории Венецианской республики.

Собор Св. Марка был возведен в 829 году для хранения мощей евангелиста, ставшего единственным покровителем города. Однако в 927 году случился пожар, который полностью уничтожил базилику, и лишь в период с 1043 по 1071 года она вновь была отстроена.

Архитектурное мастерство собора Св. Марка

Нижняя часть фасада состоит из пяти арочных пролетов с колоннами и украшена восточными капителями. Каждое полукружие арок покрыто великолепной мозаикой, а между ними расположены византийские барельефы, которые относятся к 12 веку.

Перед застекленным центральным пролетом, на террасе установлены четыре бронзовых коня, выполненных греческим мастером Лисиппом. Кони были привезены из Константинополя в 1204 году, в то время они были покрыты золотом.

Атрий - великолепная галерея, украшенная цветной мозаикой и разделенная арочными пролетами с куполами, сюда можно попасть из центрального портала. Здесь у стен установлены колонны из мрамора, некоторые из них доставлены из храма Соломона в Иерусалиме. Практически вся мозаика, украшающая арки, и купола посвящены эпизодам из Старого и Нового Завета, а также рассказывают о Ковчеге Ноя и Всемирном потопе.

По восточному обычаю, клирос отделен от храма иконостасом, который был украшен полихромным мрамором. Восемь колон поддерживают архитрав с установленными на них статуями Апостолов и Девы Марии.

Священные тайны церкви

В одной из капелл находится Мадонна Никопея - византийская икона 10 века, привезенная в Венецию после очередного крестового похода. В урне за решеткой, расположенной на главном алтаре собора, хранятся останки Святого Марка. Здесь же установлен настоящий средневековый шедевр ювелирного искусства - Золотой образ (Пала д`Оро). Этот алтарь был заказан в 978 году у мастеров-ювелиров Константинополя, а в 1209 году был обогащен византийской эмалью и золотом.

Знаменитая достопримечательность Италии практически вся состоит из великих шедевров самых знаменитых мастеров. Крестильная купель, расположенная в центре Баптистерия, выполнена Франческо Сегала, Тицианом Минио и Дезидерио да Фиренце по эскизам Якопо Сансовино в 15 веке. Руке мастера Сегало принадлежит и статуя Святого Иоанна Крестителя.

Изучая шедевры именитых мастеров, стоит посетить Музей Коррер , где в числе многих экспонатов находиться знаменитое надгробие Тициана.

Полезная информация

Адрес: Piazza San Marco, 328, 30100 Venezia VE, Италия

Вход в Basilica San Marco: бесплатный

График работы:

  • понедельник-суббота — с 09:30 до 17:00;
  • воскресенье и праздничные дни — с 14:00 до 17:00 (в период с 29 октября по 15 апреля — до 16:30).

Как добраться:

От железнодорожного вокзала Санта-Лючия: на вапоретто маршрут 1 (35 минут), маршрут 2 или 51 (25 минут). Пешком — около 40 минут.

От Пьяццале Рома: на вапоретто маршрут 1 (40 минут), маршрут 2 (30 минут) или маршрут 51 (20 минут). Пешком — около 35-40 минут.

Собор Святого Марка на карте Венеции

Прекрасная, возвышенная и одна из популярнейших достопримечательностей Венеции - Собор Св. Марка. Памятник стал воплощением религиозной, политической и общественной истории Венецианской республики.

Собор Св. Марка был возведен в 829 году для хранения мощей евангелиста, ставшего единственным покровителем города. Однако в 927 году случился пожар, который полностью уничтожил базилику, и..." />

В него также входит остров Сан-Джорджо Маджоре, расположенный напротив.
В Сан-Марко сосредоточено большинство главных и знаковых достопримечательностей Венеции.
Его центральной часть является площадь Сан-Марко (piazza di San Marco), которая была политическим ядром Венецианской Республики. Доминантой выступает красивый, резной палаццо, который является резиденция венецианских правителей, т.е. дворцом дожей (Palazzo Ducale) .

Площадь Сан-Марко. Венеция.

От первоначальной постройки IX века ничего не сохранилось. Свою нынешнюю форму дворец стал принимать с 1340 года.
В 1439 году по приказу дожа Франческо Фоскари начались работы над Бумажными воротами (Porta della Carta), над дверью которых изображен коленопреклоненный дож перед львом святого Марка.


Сан-Марко. Венеция.

Название ворот произошло от государственного архива, который здесь находился. Отсюда зачитывались приговоры и приказы, а так же подавались письменные прошения в адрес правительства.
Несколько раз дворец страдал в пожарах и перестраивался. В XVI веке над внутреннем убранством дворца трудились Тициан и Веронезе.
В XVII в. было возведено здание Новой тюрьмы. Она соединялась с дворцом мостом Вздохов, по которому осужденные совершали путь из Суда в тюрьму, бросали последний взгляд на мир и вздыхали.
После падения Венецианской Республики, во дворце заседала администрация Наполеона и австрийского правительства.
После того, как Венеция стала частью объединенной Италии, дворец реставрировали и с 1923 года здесь располагается музей.

Рядом с дворцом находится базилика святого Марка (San Marco) .


Собор Сан-Марко.

Согласно легенде, святой Марк возвращался из Аквилеи в Рим . В пути его застала буря, и он остановился на одном из островов.
Во сне ему явился ангел, который предсказал, что тело святого будет покоиться здесь. Так и произошло, когда в 828 году два венецианских купца вернулись из Египта с мощами евангелиста. Купцы похитили тело святого из Александрии и привезли его в Венецию.
С этого момента святой Марк стал покровителем города, а его знак – крылатый лев – символом Венеции.

Собор Святого Марка является крупнейшим религиозным сооружением Венеции и редким примером византийской архитектуры в Европе.
Первую церковь на этом месте возвели в 828 году для мощей святого Марка. В IX веке пристроили первая колокольня.
Современный вид базилика получила в XI веке, в ее основу легла церковь Двенадцати апостолов в Константинополе . До 1807 года собор был придворной капеллой при дворце дожей. А в 1807 году базилика Святого Марка стала кафедральным собором города.
Церковь во все века играла важную роль в истории Венецианской республики. Она была центром религиозной и общественной жизни, место, откуда выходили освященные дожи.
Сейчас собор одновременно является действующим храмом и музеем, наполненным несметными богатствами и художественным сокровищами.
Фасад и интерьер базилики представляет собой смешение стилей и эпох.
Фасад с пятью порталами облицован драгоценным мрамором и украшен мозаиками. Его на две части делит терраса, на которой установлены четыре коня из позолоченной меди, отправленные из Константинополя дожу Энрико Дандоло в 1204 году (это копия, оригинал хранится внутри) . Когда-то квадрига украшала ипподром Константинополя, но была вывезена в ходе Четвертого крестового похода.
Интерьер базилики типично византийский, в плане лежит греческий крест. Церковь имеет три нефа, разделенных колоннами, мощные арки поддерживают пять куполов, украшенных мозаикой, самые ранние из которых датируются концом XI в.
Первые мозаики появились при доже Доменико Сельво (1071-1084 гг.), позже стали приглашать мастеров из Тосканы, которые внедрили новую технику.
Площадь мозаик составляет 4 тысячи квадратных метров, они изображают сцены из Ветхого и Нового Завета, сотворение мира, всемирный потоп, небесную манну, эпизоды из жизни Святого Марка.
Всё расположено в хронологическом порядке, начиная от купола над главным алтарем, потом переходя к центральному куполу, где изображена земная жизнь Христа, далее -явление Святого Духа и, наконец, триумф Церкви в раю – над входной дверью.
Богатейший Алтарный образ (Пала д"Оро) представляет собой искусную панель из золота, серебра и драгоценных камней в X-XIV вв.
В базилики хранятся многочисленные реликвии, среди которых мощи апостола Марка, глава апостола Иакова Младшего и Тита, мощи мученика Исидора, образ Богоматери Никопеи.
Колокольня Сан-Марко задает динамику площади и является одной из самых высоких в Италии . Ее высота составляет 98,6 метров. В прошлом колокольня служила сторожевой башней и маяком для кораблей. Она часто страдала от землетрясений, а в 1902 году полностью обрушилась, 25 апреля 1912 года в честь праздника Святого Марка была освящена новая колокольня, копия разрушенной, но с усиленной конструкцией.

www.basilicasanmarco.it
Собор открыт:
Пн-сб
Октябрь-апрель 9.45-16.30
май - сентябрь 9.45 - 17.30
воскресенье и праздники 14.00-16.00

Колокольня:
(входной билет 8 €)
Октябрь: 9.00 - 19.00
Ноябрь – март/апрель (Пасха): 9.30 - 15.45
Март/апрель (Пасха) - июнь: 9.00 - 19.00
Июль – сентябрь: 9.00 - 21.00

Площадь Сан Марко состоит из трех частей: самой площади, пьяцетты Сан Марко – площадка от Гранд-канала до колокольни и пьяцетты Леончини - площадка с восточной стороны базилики Сан Марко у Патриархального дворца.


Вид на Сант-Джорджо-Маджоре с Сан-Марко.

Другая известная достопримечательность Венеции – мост Вздох (Ponte dei Sospiri) – крытый переход, соединяющий дворец Дожей и тюрьму. Заключенные под стражей проходили по мосту, последний раз окидывали взглядом Венецию и вздыхали. Мост был построен в 1602 году по проекту Антонио Конти.

В стенах этой тюрьмы побывали многие исторические персонажи, например, Джакомо Казанова. Кстати, он был единственным, кому удалось бежать из застенков.
Заглянем в его мемуары. «Тюрьма эта предназначена для содержания государственных преступников и располагается прямо на чердаке дворца дожей. Крыша дворца крыта не шифером и не кирпичом, но свинцовыми пластинами в три квадратных фута и толщиной в одну линию: отсюда и пошло название тюрьмы – Пьомби, Свинцовая. Войти туда можно только через дворцовые ворота, либо, как вели меня, через здание тюрем, по мосту, именуемому Мостом Вздохов. Подняться в Пьомби нельзя иначе, как через залу, в которой заседают Государственные инквизиторы; ключ от нее находится всегда у секретаря, привратник Пьомби, как только он спозаранку прислужит всем заключенным, непременно возвращает его секретарю».

На площади Сан-Марко находятся две колонны: колонна Святого Марка и колонна Святого Теодора Амассийского - первого венецианского покровителя, здание национальной библиотеки, в котором хранятся уникальные манускрипты, городской музей Коррера, часовая башня и кафе "Флориан".

В 1720 году самым известным кафе в Венеции стало кафе Флориан на площади Святого Марка.
Первым управляющим был Валентино Флориан Франческони. Тогда кафе называлось «Кафе Венеция Триумфальная». После падения Республики Флориан Франческони переменовал кафе в «Флориан».
Кафе стало культурным центром города, в разное время его посещали Джакомо Казанова, Карло Гольдони, лорд Байрон, Гете и другие.
В 1858 году кафе отреставрировали и украсили. Внутри кафе Флориана теплая атмосфера роскоши, фрески на стенах напоминают о великих персонах прошлого.

Недалеко от площади находится станция гондол, откуда можно совершить водную прогулку по каналам Венеции.


Bacino Orseolo. Сан-Марко. Венция

Это все были самые известные и посещаемые достопримечательности, мимо которых не проходит ни один турист, посетивший Венецию.
Но сделаем два шага в сторону, чтобы открыть менее раскрученные, но не менее интересные места. Обратим внимание на дворец, который свои фасадом выходит на Большой канал сразу на мостом Риальто.
На фото он виден с правой стороны - белое здание.


Большой Канал. Венция

Сейчас здесь размещается почта и телекоммуникационные службы, а в 1228 году в нем открыли Немецкий товарный склад, чтобы контролировать коммерческие операции на мосту Риальто.
В Венеции существовала, по крайней мере, три товарный склада – немецкий, турецкий (сейчас в нем находится музей естественной истории в Санта Кроче) и персидский (не сохранился до наших дней) . Эти склады всегда выходили фасадом на Большой канал, сверху жили иностранные купцы и размещалась таможня. Все операции проходили под контролем венецианцев – трех магистров, которые назывались Виздомини.
Немецкий склад принимал не только товары из Германии, но и австрийские, венгерские и из других стран северной Европы. Дворец имеет пять этажей, среди них – три этажа занимают жилые помещения. В общей сложности во дворце было 200 комнат, выходивших также на панорамные лоджии, покрытые арками. Часть их них сохранилась до сих пор. Это не был исключительно склад, скорее это был комплекс, который включал в себя и гостиницу. После падения Республики в 1797 году все службы были упразднены, и дворец перешел в государственное владение. В 1870 году дворец заняла Почта.

Несколько церквей, которые могут представлять интерес.


Церковь Сан-Моизе.

Церковь Сан-Моизе (San Moise) была основана в VIII веке, но в течение последующих веков она постоянно перестраивалась.
В 1668 году было завершено строительство барочного фасада по проекту Алессандро Треминьона. Работы финансировал Винченцо Фини, бюст которого украшает главный вход. Внутри церкви находятся скульптуры и художественные полотна XVII-XVIII вв., среди них шедевр Тинторетто «Омовение ног» и Пальма Младшего «Последняя вечеря».
Адрес: Campo San Moise
Открыта: пн-сб 9.30-12.30


Церковь Санто-Стефано

Церковь Сант-Стефано (Sant Stefano) расположена недалеко от моста Академия. Ее возвели в XIV века, храм считается великолепным примером венецианской готики.
В церкви хранятся работы Тинторетто «Тайная Вечеря», «Омовение ног и Христос в саду Иерусалима», Париз Бордон «Христос Баптист», Бартоломео Виварини и скульптура «Голова Св. Себастьяна» Ломбардо и работы учеников XV века Ломбардской школы. Потолок выполнен в форме перевернутого корабля.
Адрес: Campo Santo Stefano
Открыта: пн-сб 10.00-17.00
Билет: 2,5 евро


Церковь Санта-Мария-дель-Джильо

Была основана в X веке, но настоящее здание является результат реставрации второй половины XVII века.
Фасад выполнен по проекту Джузеппе Сарди да Моркоте, он считается одним из самых оригинальных и впечатляющих фасадов в стили барокко в Венеции. Его украшает большой монумент семейства Барбаро, включающий статуи пяти братьев и рельефную карту различных мест, в которых Антонио Барбаро служил во времена Венецианской Республики.
В приделе Молин с правой стороны находятся работы Рубенса «Мадонна с ребенком» и «Святой Джованнино». В церкви хранятся работы Тинторетто «Четыре Евангелиста», Алессандро Виттория, Себастьяно Риччи, Пальма Младшего.
Адрес: Campo Santa Maria del Giglio
Открыта: пн-сб 10.00-17.00
Билет: 2,5 евро


Церковь Сан-Видал (Chiesa di San Vidal) была основана в 1084 г. Современное здание относится к XVII в. , фасад был переделан в 1700 г. архитектором Андреа Тирали.
В церкви проходят музыкальные концерты и художественные выставки. (www.interpretiveneziani.com)


На площади перед церковью Сан-Галло можно увидеть один из многочисленных венецианских колодцев. В городе, окруженном соленой водой, колодцы играли ключевую роль. В прошлые века их количество достигало 6 тысяч штук. Источники с пресной водой располагались на побережьях, также собирали дождевую воду, далее осуществлялась фильтрация с помощью песка. В Венеции была построенная практически совершенная система колодцев. Для их обслуживания было создано сообщество работников, и мастерство передавалось от отца к сыну.

Великолепная лестница Контарини дель Боволо (Contarini del Bovolo) в форме спирали ведет вверх, откуда открывается панорама на Венецию.


Дворец Грасси , расположенный на Гранд Канале, представляет собой один из великолепнейших дворцов Венеции, построенный в 1749 г. архитектором Джорджио Массари. Он был последним дворцом, построенным перед падением Республики. Сейчас здесь проходят выставки.

К району Сан Марко относится и остров Сан-Джорджо Маджоре, где расположена церковь Святого Георгия (San Giorgio Maggiore) . Вид на остров и храм открывается от площади Сан Марко.


Первая базилика, посвященная Святого Георгию была возведена в VIII в. В 982 году дож Трибуно Мемо материально поддержал основание монастыря бенедиктинцев, который основал Джованни Морозини.
Современный вид церковь приобрела благодаря Андреа Палладио в XVI в. После смерти Палладио храм достраивал его ученик Винченцо Скамоцци.


Колокольня высотой 75 метров была возведена в 1791 году архитектором Бенедетто Буратти.
Над убранством церкви работало несколько ведущих венецианских художников, в том числе Тинторетто. Тинторетто создал для этой церкви семь работ, но только три из них уцелели: «Тайная вечеря», «Собирание манны небесной» и «Погребение Христа».
«Тайная вечеря» (1592-94) – лучшая работа в этой серии. Эта работа – последнее обращение художника к одной из любимых своих тем. Картина поражает своей композиций, в которой искусно переплетаются земные и божественные детали.
«Погребение Христа» - эта работа интересна тем, что Тинторетто изобразил в картине самого себя. Это его поздний автопортрет.
В 1808 году монастырь и собор были закрыты Наполеоном. Здания превращены в казармы. В 1951 году монастырь был приобретён графом Витторио Чини и отреставрирован.


Открыт: май-сен 9.30-12.30, 14.30-18.30
окт-апр 9.30-12.30, 14.30-16.30
Вход в церковь бесплатный, подъем на колокольню 3 евро.

Мост Академия (Ponte dell"Accademia) является одним из трех мостов, перекинутых через Большой канал. Он соединяет Сан-Марко с районом

Рассказ с фото об основных достопримечательностях Венеции и ее «сердца», квартала Сан-Марко: о пьяцетте , Дворце дожей и соборе Святого Марка .

Верно, скрывают колдуний
Завесы черных гондол
Там, где огни на лагуне –
Тысячи огненных пчел.»

«Венеция», Николай Гумилев

Достопримечательности Венеции, предисловие

Чтобы понять Венецию (насколько это вообще возможно), ее нужно увидеть либо сверху, либо на подробной карте — и лишь затем пройти ее всю, метр за метром, мост за мостом, наслаждаясь самой высокой в мире концентрацией архитектурных и исторических реликвий на квадратный километр. Венеция крайне невелика — ее всю из конца в конец можно пройти примерно за час — но только если четко знать цель прогулки и дорогу к ней. Если же хотя бы одно из этих условий отсутствует (а еще лучше, если оба) — то путник гарантированно заблудится, и, при наличии времени и малой толики авантюризма, будет впоследствии этот факт биографии вспоминать как одно из самых захватывающих событий в жизни. Но все же сначала надо пару слов сказать о географии бывшего города-государства, морской сверхдержавы и торговой республики. Длинный узкий барьер, разорванный в нескольких местах, отгораживает лагуну от Адриатического моря — и в результате получилась мелкая заводь, куда то тут, то там волны нанесли ил и песок, со временем образовав едва заметные небольшие островки. На этих-то крохотных островках и обосновались первые поселенцы, в VI веке бежавшие сюда с материка от нашествия ломбардов.

Не рискуя вновь вернуться на земную твердь, они вынуждены были сделать ставку на воду, а не на сушу — и именно из этого безумного решения горстки людей впоследствии вырос город-шедевр. Итак, на том месте, где сейчас стоит Венеция, возник архипелаг крохотных обитаемых островков. На каждом обязательно имелась церковь, за ней — поросшее травой поле (кампо) — именно поэтому до сих пор площади в Венеции называют «кампо», а не «пьяцца», как в остальной Италии. По краям этих кампо стояли дома тех, кто жертвовал деньги на церковь, далее располагались дома тех, кто победнее. С течением времени эти многочисленные островки стараниями своих жителей срослись в более крупные — и эта «кампо-центричная» система обусловило то, что в Венеции не оказалось богатых и бедных кварталов — все жили вперемешку вокруг своих кампо. Островки соединяли вбитыми в ил сваями и искусственными мостовыми. Венецианская республика склеилась из множества островков-поселков, подчинившихся жесткой дисциплине и коллективным интересам в условиях постоянного «чрезвычайного положения» (что неудивительно, учитывая уникальное расположение города и обилие внешних врагов и завистников, чье количество росло вместе с ростом богатства Венеции).

Срастаясь, каналы все же не засыпали полностью — и поэтому до сих пор Венеция остается уникальным искусственным архипелагом. По мнению некоторых, современная Венеция в плане похожа на рыбу: ее голова за «леску» железной дороги привязана к материку — интересно, что рыба попала на крючок и Венецианская республика утратила независимость с исторической точки зрения почти одновременно: в 1797 году венецианский Большой Совет принял наполеоновскую конституцию, что по сути упразднило независимую Венецию, и немногим позднее был построен железнодорожный вокзал Санта-Лючия и ветка, соединившая архипелаг с материком.

Тело рыбы прорезано плавным зигзагом Большого канала, главной транспортной артерии Венеции, где вода является и проезжей частью и пешеходным тротуаром. По берегам Большого Канала расположены шесть средневековых районов города: три справа и три слева. Справа, в брюшке рыбы, лежит главный из них, Сан-Марко: там была сосредоточена власть, ее реликвии и роскошь, там же рыба спрятала почти все свои добытые сокровища. Выше по той же стороне — Каннареджо, с древними монастырями и еврейским умом Венеции, ее гетто — во времена первого гетто это слово не имело нынешнего негативного смысла. Ниже — Кастелло, где на верфях венецианского Арсенала ковалась морская и торговая мощь республики.

Слева от Большого канала — Сан-Поло и Санта-Кроче — там расположены главный мост города, главный рынок и главный банк, основные атрибуты морской торговой державы. Слева же лежит несколько отстраненный Дорсодуро, «челюсть» венецианской рыбы: тихий (после Сан-Марко) район искусств.

Примечательно, что рыб в Венецианской лагуне плавает целый косяк: чуть ниже плывет длинная Джудекка, и небольшая рыбка острова Сан-Джорджо с великолепным храмом Палладио. Кроме них, возле главной рыбы плывут Мурано, родина венецианского стекла; Бурано, известный своими цветными домиками, древний Торчелло, знаменитый своими мозаиками. Нельзя обойти вниманием венецианское Лидо: место, где имеет смысл поселиться, если нет желания переплачивать в разы в туристических Сан-Марко и Санта-Кроче, цены на жилье там намного ниже, а до сердца Венеции, района Сан-Марко, можно добраться на вапоретто за 15 минут; лично я останавливался именно на Лидо, так что рекомендую. Кроме неоспоримых финансовых преимуществ (которые, впрочем, становятся менее ощутимыми в разгар итальянского пляжного сезона — на Лидо расположен весьма популярный пляж) оттуда можно добраться в самую дальнюю часть Венеции — рыбацкий поселок Кьоджу.

Для большинства туристов именно здесь и начинается Венеция (если не считать вокзал Санта-Лючия или автовокзал) — здесь же она для многих и заканчивается: те, кто приезжает в Венецию на один день, вряд ли успеют увидеть что-либо, кроме Сан-Марко и пары известных мостов «на бегу». Я сам впервые приехал в Венецию именно в таком режиме — на полдня из Милана — и по приезду сполна осознал свою ошибку. В следующий раз я выделил на Венецию неделю — по моему мнению, это минимум того, что она заслуживает. Район Сан-Марко представляет из себя серию кампо, которые вытекают одно из другого в треугольнике между пьяццей Сан-Марко, мостом Академии и мостом Риальто. В центре треугольника — кампо Сан-Фантин с театром Ла Фениче — это аристократический центр Сан-Марко.

Достопримечательности Венеции: Сан-Марко, пьяццетта

Веками парадным вестибюлем пьяццы (именно так принято называть центр Сан-Марко и, следовательно, всей Венеции) была пьяццетта (Piazzetta) на берегу лагуны, и, если вы прибыли с воды (например, на вапоретто с острова Лидо), таковой она будет и для вас. Есть еще один способ попасть к пьяцце: пешком от ж/двокзала Санта-Лючия, через древние кварталы Сан-Поло и Санта-Кроче, каналы и мосты через них, следуя заботливо развешанным указателям «San Marco». Я не возьмусь утверждать, что один способ «правильнее» другого — я попадал туда и так и так, оба имеют свое очарование и прелесть, так что если позволяет ситуация — попробуйте оба.
На пьяццетте внимание привлекают две колонны, с которых свешиваются длинные хвосты.

Обе колонны были «позаимствованы» в 1172 году в Константинополе (вообще-то сперли их там три, но одну при выгрузке в Венеции утопили). На одной из них святой Теодор, покровитель древней, рыбацкой Венеции; на его фигуру пошло несколько римских статуй, у ног — чудовище вроде крокодила, составленное из 50 различных фрагментов. На соседней колонне персидская химера IV века, которую в Венеции назвали «крылатым львом», подсунули под передние лапы книгу и объявили символом Святого Марка и вообще всей Республики.
Вообще Пьяццетту следовало бы назвать Выставкой Достижений Трофейного Искусства. Перед боковым фасадом собора, который смотрит как раз на пьяццетту, стоят два пилона; они сирийские, V века, и привезены в качестве трофея из Палестины в 1100 году. В угол собора встроены четыре порфировые фигуры; по легенде это некие сарацины, собравшиеся что-то украсть из собора и за это обращеные в камень. На самом деле это египетская скульптура IV века, изображающая тетрархов — Диоклетиана и трех других римских правителей, но их позы действительно наводят на мысль о воровстве: и здесь венецианцы отлично разбираются в предмете, ибо отношение к кражам в Венеции было своеобразным: если в прочих странах за подобное рубили руки, то в Венеции в XVIII веке карманники могли сдавать государству ворованное под определенный процент — республике в принципе было все равно на чем делать деньги — и эта ее «черта» не единожды проявлялась за долгую историю города-государства.

Среди венецианцев до сих пор считается плохой приметой проходить между двумя колоннами: дело в том, что именно в этом месте испокон веков власть демонстрировала свою карающую мощь, здесь было место публичной демонстрации казненных по приговору Совета десяти (венецианский аналог современных спецслужб) — объяснений никогда никто не давал, но все и так знали, что казнь была за предательство интересов Республики.

Достопримечательности Венеции: Сан-Марко, дворец дожей

Венецианский Дворец дожей — один из самых необычных дворцов правителей в мире: Республика, расположенная на островах под защитой самого мощного в Европе флота, могла позволить себе, чтобы ее «правительственная резиденция» не была крепостью.

Ее ажурный нижний этаж «несет» на себе внушительный объем стены, и вся эта конструкция несколько напоминает кружево. В эпоху своего создания такая архитектура Дворца дожей олицетворяла бесстрашие и открытость, а также несколько нагловатую готовность торговать всем и со всеми: Венеция плевала даже на прямые запреты Ватикана торговать с турками стратегическими товарами. Между Дворцом дожей и собором расположен единственный в Венеции образец готической архитектуры — парадные ворота, Порта-делла-Карта (Porta della Carta). Если готика в Венецию почти не проникла, то мастера ренессанса «порезвились» вдоволь: кроме огромного количества венецианских церквей и светских зданий, собственно на пьяцетте этот стиль представлен в виде Лестницы гигантов

и арки Фоскари , а также в виде любимого объекта венецианских гидов, связывающих с ним кучу разных баек — Мостом вздохов (Ponte dei Sospiri).

Хоть гиды и предлагают разные романтические версии, но суровая правда состоит в том, что мостом вздохов он назван потому, что ведет из Дворца дожей в тюрьму. В специальном помещении дворца оглашался приговор и осужденного конвоировали по мосту в камеру, так что именно на нем заключенные в последний раз видели солнечный свет и вздыхали по этому поводу. Кстати, эта тюрьма известна тем, что сбежать из нее было практически невозможно (наряду с обычными камерами там были и так называемые «свинцовые» -piombi); однако именно из такой камеры умудрился бежать один из самых известных венецианцев всех времен — Джакомо Казанова. Сидел он там, правда, не за распутство, коим стал широко известен после выхода своего жизнеописания (это в Венеции преступлением никогда не было), а за шпионаж. На пьяццу, площадь перед собором Сан-Марко, лучше всего смотреть с самого собора. Эту красивую и довольно необычную площадь Наполеон некогда назвал «самым элегантным салоном Европы».

Изначально пьяццу использовали для народных гуляний с изрядной долей коммерции — на то она и торговая республика. По краям давали деньги в рост и собирали налоги, в центре же устраивали рыцарские турниры и карнавалы. Именно тут открылось первое в Европе заведение, где подавали неведомый турецкий напиток — кофе. В те времена путешественников удивляло то, что на пьяцце никто никуда не торопится («работают в Венеции только приговоренные к галерам» — одно из мнений на этот счет), однако в наши дни это крайне оживленное, престижное и дорогое место.

Сегодня традиции той первой кофейни достойно продолжают два самых знаменитых кафе Венеции — «Флориан» и «Квадри». Кофе там подают замечательный, но надо быть готовым к крайне высоким ценам — собственно, это относится ко всем заведениям, расположенным на пьяцце — символически выпить кофе тут можно, но вот обедать или ужинать я бы не стал. Своим возникновением в Венеции, где рачительно застроен каждый метр, просторная пьяцца обязана дожу Себастьяно Дзиани, скупившему в XII веке тут все дома и подарившему их городу под снос. Свою нынешнюю форму пьяцца обрела во время венецианского «золотого века» — XVI, тогда же на ее дальней от лагуны стороне построили здание Старых прокураций — дом прокураторов, то есть чиновников по управлению государственной недвижимостью. Как и в наши дни в некоторых странах, тогда в Венеции эта должность была весьма желанной, почетной и денежной. Но все же в Венеции все было честнее — ввиду «доходности» места прокураторам в принципе не полагалось жалованье. Примерно в ту же эпоху на пьяцце расположился Монетный двор — место, где чеканился венецианский золотой цехин, самая стабильная и обеспеченная валюта тогдашней Европы, средневековый аналог современного швейцарского франка.

Достопримечательности Венеции: Сан-Марко, собор Святого Марка

Экзотический, насколько это возможно в тогдашней католической Европе, собор считается одним из ее архитектурных чудес: его построили как место хранения мощей святого Марка по образцу другого собора — церкви Святых Апостолов в Константинополе.


Тогдашняя Венеция считалась «любимой дочерью» дряхлеющей Византии, что, впрочем, не помешало «дочке» впоследствии цинично ограбить и почти убить «мамашу» во время Четвертого Крестового похода. На сходство с прототипом напоминает и форма собора в виде греческого равноконечного креста. Первое здание, как ни странно это представить в Венеции, было весьма аскетичным — пока тогдашний дож не призвал венецианских купцов привозить с Востока резьбу для украшения его фасада. И все же дело шло довольно медленно, пока дож Дандоло не повернул армию крестоносцев на беззащитный Константинополь и «Христово воинство» основательно его не разграбило — после этого фасад собора украсился мрамором с могил византийских императоров. Кстати, история жизни дожа Дандоло и история взятия крестоносцами Константинополя явственно говорят о роли «личности в истории»: некогда византийский император имел глупость недальновидно оскорбить и унизить молодого Дандоло в нарушение всех дипломатических традиций того времени; последний оскорбления, как видно, не забыл и, будучи уже глубоким стариком, сполна отомстил обидчице-Византии. И после этого благополучно умер в завоеванном великом городе; однако история старика на этом не завершилась: когда спустя 249 лет Константинополь, так полностью и не оправившийся от предательского удара Венеции и крестоносцев, окончательно пал под ударами турок, султан Мехмед II Фатих приказал вырыть останки старого дожа и бросить их собакам — так он выразил свое отношение к предательству Венеции и ее правителя.

После осмотра росписей и фресок собора обязательно надо выйти на балкон с его потрясающими видами на лагуну и пьяццу, и где стоит еще один трофей из поверженного Константинополя: бронзовая квадрига, до 1204 года украшавшая тамошний ипподром. Но не только Дандоло позарился на бронзовых коней: после кончины республики Наполеон увез их на площадь Согласия в Париж, однако после отречения корсиканца от власти в 1815 году квадригу вернули в Венецию. Может быть, вернули бы и в Константинополь-Стамбул, но этот поворот, надо полагать, не устроил бы Россию, одну из победительниц Наполеона и перманентного врага Османской империи.

Кроме балкона, стоит посетить Сокровищницу (Tesoro), где в отдельной комнате можно увидеть нож, который использовался во время Тайной вечери, кусок черепа Крестителя, ногу святого Георгия, палец Марии Магдалины, почерк евангелиста Марка, шип тернового венца Спасителя, три камня, которыми был забит святой Стефан, а также чаши и оклады икон, вывезенные все из того же Константинополя.

Из Сокровищницы можно попасть в алтарную часть собора, где, как утверждается, в саркофаге хранятся мощи святого Марка. Однако тут история темная: то ли они погибли во время пожара 976 года, то ли чудесным образом уцелели и были лишь потеряны, а затем обнаружили себя во время перестройки храма, высунув руку из колонны. В любом случае, проверить их наличие в саркофаге не удастся.

Алтарь Пала д-Оро , состоящий из 250 эмалей, скрепленных меж собой драгоценными камнями, был, как ни странно, не украден в Константинополе, а чинно заказан и оплачен — это случилось еще до того как Венеция решила, что «старушка» окончательно одряхлела.

Достопримечательности Венеции: Сан-Марко, колокольня собора Святого Марка

Обычно, выйдя из собора, туристы забираются на кампанилу (campanile), колокольню собора Святого Марка.

Кампанила, самое высокое здание в городе (99 метров), помимо прямой функции колокольни была еще и сторожевой башней, маяком и местом наказания: до XIV века с нее в клетках свешивали священников, уличенных в содомском грехе. Свои нынешние очертания кампанила приобрела в 1514 году, когда ее полностью перестроили на личные средства адмирала Гримани: после неудачной военно-морской операции тому было необходимо застраховаться от ареста и суда (была в Венеции такая традиция в отношении неудачливых военачальников). Маневр Гримани следует признать успешным — спустя шесть лет он был избран дожем. Интересно, что иностранцам разрешалось подниматься на кампанилу только во время прилива, когда они не могли сверху видеть систему мелей и каналов в лагуне.


Именно с колокольни Гёте впервые увидел море, а Галилей на ней демонстрировал свое изобретение — телескоп.

А 14 июля 1902 года в 9 часов 55 минут утра кампанила Сан-Марко рухнула; накануне по ней пошла трещина и все ждали обрушения — даже оркестрам на пьяцце запретили играть. Башня таки осыпалась, но столь аккуратно, что близлежащий собор совершенно не пострадал, архангел Гавриил грациозно слетел с вершины и приземлился у ее подножия, и, по слухам, погиб только пробегавший под колокольней кот. Восстановление одного из символов города заняло 9 лет и 25 апреля 1912 года кампанилу снова открыли для посещений.

Достопримечательности Венеции, фото

Венеция ночью:




Прилив на пьяцце Сан-Марко:


Лайфхак: как я экономлю на отелях и страховке

Помимо традиционных и всем хорошо известных инструментов – таких как Booking или Hotellook, в последнее время появились новые онлайн-сервисы, сильно облегчающие жизнь путешественнику и приятно берегущие толщину его кошелька. Одним из них – Roomguru – я постоянно пользуюсь сам и рекомендую всем друзьям и знакомым. Данный сервис сравнивает цены на объект сразу в 30 системах бронирования, и предлагает вам наиболее интересные варианты. Кроме того, он отслеживает скидки и спецпредложения.

Что касается хорошей работающей туристической страховки, то ее и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать то, что лучше всего подходит именно вам:

P.S. Не забудьте добавиться в группы в Facebook www.facebook.com/сайт , Google+ www.google.com/сайт и В контакте vk.com/сайт , а также подписаться на обновления сайта сайт по почте, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Незабываемых вам впечатлений от знакомства с достопримечательностями Венеции!
Ваш Роман Мироненко (Rubezahl)

Собор Святого Марка (Basilica San Marco) находится на одноименной площади рядом с Дворцом дожей и представляет собой великолепный архитектурный образец византийского стиля. Собор известен на весь мир и является обязательным для посещения при осмотре достопримечательностей Венеции.

Помимо того, что данный собор является прекрасным творением архитектуры с интересной историей, в нем хранятся мощи евангелиста Святого Марка, для поклонения которым сюда приходят многие верующие. Здесь также хранится большое количество произведений искусств, привезенных из Константинополя, а внутреннее убранство собора и многочисленные мозаики не оставят равнодушными даже искушенных туристов.

Собор Святого Марка также является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История возникновения Собора Святого Марко

История возникновения Собора Святого Марко берет свое начало с 828 года, когда, согласно легенде, двумя венецианскими купцами Рустико и Буоно из Константинополя были вывезены мощи апостола Марка.

Мощи святого были перевезены специально для того, чтобы уберечь их при грядущем разрушении христианских соборов мусульманами. Апостол Марк и по сей день является хранителем Венеции.

Кстати говоря, о данной легенде повествует мозаика на одной из стен базилики.

Строительство базилики

Сразу же после того, как мощи апостола Марка оказались во владении Венеции, началось строительство базилики Сан Марко, которое завершилось в 832 году при доже Джованни Партечипацио. К сожалению, в скором времени базилика полностью сгорела из-за пожара, но уже к 1063 году на ее месте построили новую.

Для строительства собора Святого Марка использовалось лиственное дерево, которое на тот момент применялось повсеместно в Венеции в силу своих свойств. Дело в том, что лиственница способна сохранять длительное время свои первоначальные качества даже при контакте с водой.

На протяжении истории базилика Сан Марко играла важную религиозную и политическую роль в жизни венецианского общества. Любое общественное событие, будь то коронование дожа, народные празднования или отправление в дорогу известных первооткрывателей, происходило именно здесь, под покровительством Святого Марка.

Архитектура Собора Святого Марко

Красивейшие мраморные декоративные элементы, колонны и статуи – собор Святого Марка просто создан для восхищения.

Фото: Vladislav Gajic / Shutterstock.com

Фасад

Форма и архитектура собора Святого Марка отличается своеобразием: собор построен в виде греческого креста и имеет 5 куполов. Общая площадь базилики составляет 4000 квадратных метров, а высота — 43 метра.

Интерьер

Внутреннее убранство собора выполнено в полном соответствии с принятым в то время венецианским стилем. Основная часть базилики украшена изысканной романской резьбой, выполненной в начале 13 века, а внутреннее убранство изобилует живописными мозаиками того же времени. Действительно, данный собор является хранителем не только мощей святого, но и шедевров искусства.

К сожалению, мозаики сохранились до наших дней не полностью и многие из них были заменены картинами Тинторетто и Тициана.

Иконы в этом соборе также выполнены в виде мозаики и воспроизводят сцены из жизни Святого Марка. Многочисленные мозаичные картины на потолке базилики повествуют о сценах из Ветхового Завета.

При входе в реликварий, где хранятся мощи святого, привлекают внимание огромные бронзовые двери, украшенные львиными головами.

Золотой алтарь

Можно бесконечно восхищаться убранством собора и великолепными мозаичными работами, буквально пронизывающими стены базилики, но самой ценной его частью является алтарная часть. Здесь хранится самая настоящая венецианская сокровищница и святыня святынь – знаменитый Золотой алтарь (Pala d’Oro).

Только представьте, что на возведение Золотого алтаря потребовалось около 500 лет! Алтарь поражает своими размерами: его высота составляет 2,51 метра, а длина – 3,34 метра.

Ювелирное богатство алтаря превосходит все мыслимые границы. Алтарь состоит из 80 миниатюрных икон, обрамленных золотом и украшенных различными драгоценными породами камней.

Как добраться до Собора Святого Марко

Если вы запланировали посещение собора Святого Марка в Венеции, то вам не придется его долго искать. Базилика располагается на одноименной площади, недалеко от знаменитого Дворца дожей.

Часы работы

Базилика Сан-Марко открыта:

  • с 29 октября по 15 апреля — с 9.30 до 17.00 часов в будни и с 14.00 до 16.30 в воскресенье и праздники;
  • с 16 апреля по 28 октября — с 9.30 до 17.00 часов в будни и с 14.00 до 17.00 в воскресенье и праздники.

Часы работы музея:

  • с 29 октября по 15 апреля — с 9.45 до 16.45 часов;
  • с 16 апреля по 28 октября — с 9.35 до 17.00 часов.

Pala d’oro можно посмотреть:

  • с 29 октября по 15 апреля — с 9.45 до 16.45 часов и с 14.00 до 16.30 в воскресенье и праздники;
  • с 16 апреля по 28 октября — с 9.35 до 17.00 часов и с 14.00 до 17.00 в воскресенье и праздники.

Стоимость посещения

Вход в собор Святого Марка бесплатный по состоянию на 2019 год.

Посещение музея, Золотого алтаря и сокровищницы платное:

  • билет в музей: 5 Евро для взрослых и 2,50 Евро для детей от 6 до 18 лет;
  • билет в Pala d’oro: 2 Евро для взрослых и 1 Евро для детей от 6 до 18 лет;
  • билет в Treasury: 3 Евро для взрослых и 1,50 Евро для детей от 6 до 18 лет.

Официальный сайт Собора Святого Марко www.basilicasanmarco.it .

Посетите также

Конечно, знакомство с Венецией следует начать с посещения именно площади Сан Марко, на которой вы можете осмотреть не только Собор Святого Марко, но и знаменитый Дворец дожей, расположенный поблизости.

Дворец дожей известен как резиденция венецианских дожей и является центральным зданием Венеции. Помимо интересного архитектурного исполнения, дворец славится огромным количеством произведений искусства, хранящихся в его стенах, и исторической значимостью его залов.

Фото: Don Mammoser / Shutterstock.com

Во дворце Дожей проходили не только трибуналы и заседания первых представителей власти, но и вершилось правосудие.

Из Дворца дожей вы сможете выйти на печально известный Мост Вздохов, соединяющий великолепный дворец с тюрьмой, куда отправляли осужденных после вынесения приговора. Кстати сказать, в этой тюрьме также был заключен Казанова – единственный узник, которому удалось сбежать из этого страшного места.

Экскурсии по Венеции

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Венеции?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .


Cобор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco) - кафедральный собор Венеции. Часть 1.

Собо́р Свято́го Ма́рка (итал. Basilica di San Marco) - кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей.


Собор является не только выдающимся памятником итальянского средневекового искусства, но занимает почетное место в сокровищнице мировых архитектурных шедевров.


Rudolf von Alt (1812 - 1905), St. Mark"s Square in Venice



William Logsdail. St Mark"s Square, Venice 1883



George Goodwin Kilburne - The Pigeons of St Mark"s, Venice, Italy 1876



Как говорит легенда, евангелист - Марк возвращался из путешествия и его застигла буря. Укрыться он решил в Венецианской лагуне. Во сне к нему явился ангел и сказал ему, что в этом месте он обретёт покой. Слова ангела увековечены на знамени Венецианской республики: "Pax tibi Marce evangelista meus" - "Мир тебе, Марк, евангелист мой". После смерти Марк был погребён в Александрии.




Canaletto - The Piazza San Marco in Venice



Canaletto (1697-1768) Piazza San Marco, Venezia (1730-1734)


Находясь в Александрии, купцы Буоно и Рустико узнали, что мусульмане планируют разрушение ряда христианских храмов, чтобы освободить место под постройку мечетей. Венецианцы решили спасли мощи святого от неминуемого осквернения, тем более, что согласно Священному преданию именно с апостолом Марком связана проповедь христианства в городах Венецианской лагуны.


Похищение мощей апостола Марка из Александрии (мозаика пресбитерия , XI век).


Со многими предосторожностями и хитростями мощи были вывезены, а после их прибытия в Венецию, апостол Марк получил статус покровителя города, подарив ему свой символ - крылатого льва.



Строительство первого варианта здания было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году и завершено в 832 году уже его братом Джованни. В 976 году в результате пожара собору был причинен серьезный ущерб, однако позже он был восстановлен.


Canaletto (Giovanni Antonio Canal) St Mark"s, Venice



Canaletto. The Piazza San Marco, Venice



Canaletto. Venice - Piazza di San Marco and the Colonnade of the Procuratie Nuove, c.1756



Giovanni Antonio Canal, called Canaletto.Piazza San Marco, Venice, c. 1730–1735



Giovanni Antonio Canal, called Canaletto


Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071-1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора. Каждое поколение венецианцев вносило в его облик что-то свое, насыщая сказочными сокровищами.


Реконструкция изначального фасада второй базилики (акварель, XIX век)


Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343-1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке - капелла Масколи и сакристия (1486-1493 годы), в 1504-1521 годах капелла Дзен. Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко» (1493 год).


Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини


За это время произошла смена художественных вкусов, что не могло не отразиться на соборе, где присутствуют элементы всех стилей. Хотя Сан-Марко и соткан из европейских стилей, однако в целом ему присущ дух дивной роскоши Востока. Особенно хорош он ночью, когда от него веет красотой волшебных сказок.


Carlo Grubacs (1801–1870) Basilica Di San Marco



Carlo Grubacs (1810-1870) Piazzetta San Marco



Carlo Grubacs (1801–1870) Basilica Di San Marco,between 1840 and 1850



Carlo Grubacs (1810-1870)


Нигде в мире - ни на Востоке, ни на Западе - нет ничего подобного. Так проявили мастера Венеции свой талант уже в первом крупном творении.


Carlo Grubacs (1810-1870)



Carlo Grubacs (1810-1870)



Carlo Grubacs (1810-1870)



Carlo Grubacs (Italian, 1810-circa 1870) St. Mark"s Square


Церковь Сан-Марко вошла в историю как собор Святого Марка, хотя официально в течение всего Средневековья кафедральным собором он не был (эта роль до 1807 года принадлежала церкви Сан-Пьетро ди Кастелло).


Francesco Guardi. La Fiera della Sensa in Piazza San Marco





Francesco Guardi. Venice: Piazza San Marco



Francesco Guardi. Piazza San Marco, Venice - c.1770



The Piazza San Marco, Venice − Francesco Guardi about 1775 - 1780


Постепенно Сан-Марко превратился в великолепный памятник архитектуры и искусства. Собор был не только хранилищем священных реликвий, но и центром общественной жизни Венеции. Здесь происходили посвящения дожа, получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры. Святой Марк был религиозным и гражданским символом Венеции.


Giovanni Grubacs (Venice 1830 – Pola 1919) ,The Doge in the Pozzetto in Piazza San Marco



Luca Carlevarijs. The Piazza San Мarco, Venice near 1709



Richard Parkes Bonington. The Piazza, San Marco, Venice. 1826



Venice, The Piazza San Marco Looking East Towards The Basilica By Giovanni Antonio Canal (1697-1768)


Помимо истории также очень интересна архитектурная составляющая - дело в том, что изначально построенный в форме классической греческой базилики с романским фасадом, собор за долгие годы стал ареной смешения различных стилей.


Eugenio Bonivento (1880-1956) Saint Mark"s, Venice



St Mark"s -venice by Peter Miller



Ilyas Phaizulline. Venice. San-Marco Church


Достаточно сказать, что в его облике соединились восточный мрамор, романские и греческие барельефы, итальянские и византийские скульптуры, а также готические капители. Очень важно, что, благодаря таланту мастеров-строителей, все эти столь разные элементы вместе составили очень цельный и органичный архитектурный ансамбль.


St. Mark"s by Moonlight.Engraved by G.Hollis after a picture by J M W Turner



Venedig, San Marco, Lithographie, um 1850



XIX century print, Piazza San Marco, Venezia



John M Canal. Piazza San Marco, Venice



Piazzetta and St. Mark"s, Venice (1835) by John Ruskin (1819-1900)



St. Mark"s Square. Drawn and engraved by Axel Herman Haig.



Luigi Querena-The People of Venice Raise the Tricolor in Saint Mark"s Square 1888



Piazza San Marco In Venice by Raffaella Lunelli


Форма собора является типично византийской и представляет собой равноконечный греческий крест. Любопытно устройство алтарной части, которая отделена от центрального нефа готическим иконостасом.


Алтарная часть (пресбитерий) по восточному образцу отделена от центрального нефа готическим иконостасом, созданным в 1394 году мастерами Пьером Паоло и Якобелло далле Манезе (Pierpaolo и Jacobello dalle Masegne).


Mihаly Kovаcs. Interior of Sr Mark"s Basilica in Venice



Wyke Bayliss. Interior of St Mark"s Basilica, Venice



Wyke Bayliss. The Basilica of St Mark"s, Venice, Interior



David Dalhoff Neal (1838 – 1915) Interior of St. Marks,Venice



Carlo Grubacs (1810-1870). San Marco 1845



Венеция: Интерьер базилики Сан-Марко, Каналетто, 1755-56 гг.



Дож Альвизе Мочениго предстаёт перед народом в соборе Святого Марка (Франческо Гварди, 1763 год)


Алтарная преграда создана из темно-красного веронского мрамора и увенчена большим крестом, по сторонам от которого установлены четырнадцать статуй (двенадцать апостолов, Дева Мария и святой Марк).


Спас Вседержитель или Пантократор


В самой алтарной части установлен киворий (навес над престолом), под которым расположен главный алтарь храма с мощами святого Марка. Он высечен из единого куска зеленого восточного мрамора и поддерживается с помощью четырех колонн из известкового алебастра, на каждой из которых в 9 рядов располагаются рельефы, изображающие историю Девы Марии и Иисуса.



В соборе св. Марка - два амвона, сохранившиеся и поныне.


Alfred Bohm - View of the Interior of Saint Mark’s Basilica, Venice



Aleksander Gierymski. Interior of Saint Mark"s Basilica in Venice, 1899



St. Mark"s Basilica, Venice. Drypoint Etching Pencil-Signed by Axel H. Haig, 1911



Keeley Halswelle. Interior Of San Marco, Venice



Роза в базилике Сан Марко, Alexander Creswell


Северный, восьмиугольной формы, поддерживают 15 высоких колонн, он состоит из двух уровней, поставленных один на другой. Обе части XIII в. восточного происхождения. Нижняя часть представляет собой многоугольник, на который поставлена верхняя, разделенная на доли часть. Конструкция дополняется колоннами, поддерживающими маленький сферический купол. Скульптуры восходят к XII веку. Южный, такого же вида, что и нижний северный, покоится на девяти мраморных столпах.


Внутренний вид собора Св. Марка в Венеции- Г. Г. Чернецов, 1846 г.



Капитель распятия (Crucifix capital), II - на плане собора. Фото 1910-1914 гг.




Почему эта часовенка называется капителью (капитель - верхняя часть колонны) в Интернете сведений не найдено.



Рядом с амвонами находятся небольшие алтари - Св. Павла и Св. Иакова.



Алтарь Св. Павла (A на плане собора) был заказан дожем Cristoforo Moro в конце XV в. Работу выполнил Antonio Rizzo, который позднее много работал для фасада внутреннего двора Дворца дожей.



Алтарь Св. Иакова, англ. James, итал. Giacomo (B на плане собора) был также заказан дожем Cristoforo Moro во время своего правления 1462-71 гг. Antonio Rizzo кроме этого алтаря и алтаря Св. Павла выполнил еще алтарь в часовне Св. Климента.



Алтарь Св. Леонарда (IX на плане собора). В 1617 г. в табернакль были помещены частицы Честнаго и Животворящего Креста Господня. Алтарь изготовлен из редких пород мрамора. Рядом на темной стене на мозаичной панели изображено чудо нахождения в 1094 г. тела Св. Марка в колонне.


Молебен. Явление тела Св. Марка


Икона Божией Матери Никопея - почитаемая икона Богородицы византийского происхождения, создание первообраза приписывается апостолу Луке.


Икона Божией Матери Никопея


На иконе присутствует поясное изображение Богородицы, держащей перед собой на руках младенца Христа. Своё название Никопея (победоносная) икона получила от того, что в Византии у этого образа просили заступничества перед битвами императорские войска. Также икона считалась хранительницей императорского дома.


Алтарь с иконой Богородицы Никопеи (V на плане собора)


При разграблении Константинополя в ходе четвёртого крестового похода в 1204 году чтимый список иконы был вывезен в Венецию и помещён в соборе Святого Марка. Образ, заключённый в серебряную раму с эмалевыми миниатюрами и драгоценными камнями, стал весьма почитаемым в Венеции. До 1618 года он размещался в ризнице собора и выставлялся на всеобщее обозрение только по большим церковным праздникам.


Dome Skuteczky. Prayer in the St. Marks Basilica in Venice 1890s


В настоящее время икона находится в северном трансепте собора. В 1969 году была проведена реставрация иконы.


Икона Божией Матери Никопея


Алтарь Иоанна Крестителя был специально перестроен для этой иконы. Икона закрыта створками.



Мозаичный пол


Наборный мраморный пол собора создан в XII веке и гармонирует с наружным и внутренним мраморным убранством церкви. Он выполнен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений (созданы в период до XV века), выполненных из маленьких кусочков мрамора различной формы и размера.


Рисунок Antonio Visentini, 1725-1730 гг., пол собора.


Среди мозаик пола присутствуют как геометрический орнамент (круги, квадраты, восьмиугольники), так и изображения животных, растительный орнамент. Часть орнаментов были созданы в 1425 году флорентийским художником Паоло Уччелло.



Изображения на полу создавались так, чтобы точно соответствовать мозаикам куполов и сводов. Площадь пола не менее 2099 кв. м.
Хотя пол был создан в XII веке, но за много веков отдельные его части не раз заменялись на новые, так как посетители истирали мрамор, да и наводнения тоже повреждали пол. Хранители собора для предотвращения повреждения расстилают на полу дорожки.





Пластиночная, или штучная, мозаика (лат. opus sectile) - рисунок выкладывается из фигурно вырезанных цветных пластинок различной формы и величины. Иногда такие плотно пригнанные одна к другой пластинки сплошь покрывают собой все поле изображения, а в других случаях они врезаются поодиночио или группами в мраморную, шиферную или какую-либо иную доску, служащую фоном для рисунка.

Между северным трансептом и главным нефом. Пластинчатая мозаика


В мозаике "наборного" типа (лат. opus tesselatum) изображение слагается из множества небольших кубиков, имеющих приблизительно одинаковую форму и величину.


1. Северный трансепт. Наборная мозаика
2. Южный трансепт. Наборная мозаика


Каждое изображение, животного или растения, является христианским символом. Щегол олицетворяет душу человека, также именно щегол прилетел к Христу во время его пути на Голгофу и выдернул шипы тернового венца. Павлин олицетворяет Воскресение.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Рейтинг самых пьющих стран
Лучшие снайперские винтовки в мире
Как открыть шампанское голыми руками и не только