Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Станция метро «Китай-город»: история и современное описание. Метро «Китай-город»: окунись в историю Схема станции китай город таганско краснопресненская линия

В историческом центре работает уникальная станция метро "Китай-город". Выходы из ее вестибюлей ведут во все направления, создавая огромный подземный лабиринт, в котором не так сложно и заблудиться. Дело в том, что по сути эти две станции метро, объединенные в один огромный пересадочный узел. Одна относится к Калужско-Рижской линии, а другая - к Таганско-Краснопресненской, но имеют одинаковое название - "Китай-город". Метро было спланировано таким образом, что между ними был построен переход, по которому пассажиры могут пересаживаться с одной ветки на другую.

История основания

Станция метро "Китай-город" появилась в Москве не так уж давно - открытие состоялось 3 января 1971 года. Она не первая, начало работы которой приурочено к Новому году. Например, станцию метро "Автозаводскую" также открыли 1 января, но несколькими десятилетиями ранее - в 1943 году.

Первые несколько лет станция работала в ограниченном режиме - в одном зале проводилась только посадка, а в другом - высадка. Но с 1975 года обе платформы заработали в полную мощность.

Планы о строительстве станции метрополитена в этом месте появились еще в конце 1930-х годов, но окончательно сформировались в утвержденную концепцию только через 30 лет.

Строительство велось уникальным методом, который ранее не использовался при создании станций в городе Москва. Метро "Китай-город" сооружали одновременно в шести параллельных тоннелях. Это была одна из крупнейших подземных строительных площадок. Потребовалась большая инженерная подготовительная работа, чтобы перепроверить не единожды все расчеты и не допустить ошибок при проектировании такого важного объекта.

У этой станции нет наземных вестибюлей - выходы ведут в подземные переходы, которые являются общими для обеих станций.
Ежедневно более ста тысяч пассажиров пользуются станцией "Китай-город". Метро помогает доставлять сюда работников и служащих многочисленных ведомств и министерств, которые расположились неподалеку.

Авторы и описание станции

Целая группа архитекторов и инженеров работала над созданием такого сложного комплекса, который предполагался возле района "Китай-город". Метро регулярно строили коллективы авторов. Здесь над каждым залом работали отдельные команды. Отдельная группа занималась внешним оформлением и декором залов на станциях.

Впервые при проектировании станции была применена так называемая кроссплатформенная пересадка. Ее суть заключалась в том, что, при следовании в одном направлении (на юг или на север), можно было пересесть с ветки на ветку, просто перейдя платформу на другую сторону. Но если при этом необходимо было поменять направление, то приходилось пройти по короткому переходу, расположенному в центре станции.

Этот тип пересадки пассажиров был позаимствован и применен при строительстве станций "Каширская", "Парк Победы", "Кунцевская" и "Третьяковская".

История названия

До 1990 года станция носила другое название - "Площадь Ногина", в честь одного из видных революционеров и партийных деятелей.

Современное название соответствует названию исторического района, рядом с которым расположена станция "Китай-город". Метро сюда ежедневно привозит тысячи пассажиров, но немногие могут рассказать про него.

На переименовании настоял в ожесточенных дискуссиях знаменитый литератор Владимир Муравьев. Но географически станция находится хоть и рядом, но за пределами старого района под названием Китай-город.

Не только станция поменяла название, но и одноименная площадь (вместо Площади Ногина она стала называться Славянской площадью).

Достопримечательности рядом

В городе расположено огромное количество достопримечательностей и памятников рядом со станцией метро "Китай-город". Улица Маросейка переходит в Покровку, а оттуда - к Покровскому бульвару и Бульварному кольцу. Или можно выйти в сторону Политехнического музея - огромного здания, в котором сосредоточена вся технологическая история развития. От Старой площади с административными зданиями Управления делами Президента можно выйти к улице Варварке, а оттуда - к Храму Василия Блаженного и всему комплексу Московского Кремля.

У одного из выходов из станции сохранилась часть древнего основания Варварской башни, крепостной стены, сооруженной еще в XVI веке.

Неподалеку от станции стоят уникальные церкви и соборы. Например, на Большом Спасоглинищевском переулке расположена Московская Хоральная синагога. Чуть дальше, на пересечении Петроверигского и Старосадского переулков, стоит небольшой, но очень красивый евангелическо-лютеранский Кафедральный собор, в котором регулярно проводятся светские концерты классической и органной музыки.

Перспективы развития

Не так давно улицы Маросейка и Покровка были отремонтированы - расширили тротуары, провели реконструкцию фасадов зданий. Теперь это одно из популярных мест для прогулки туристов и москвичей. Большинство приезжают сюда на метро, высаживаясь на станции "Китай-город". Это дает дополнительный стимул для развития станции, для ее регулярного ремонта. Она является мощным транспортным узлом не только для туристов и гостей столицы, но и для многочисленных сотрудников офисов и магазинов, расположенных в этом районе, поэтому сложно недооценивать ее значение для комфортного развития центра Москвы.

Станцию Московского метрополитена «Китай-город» благодаря необычному названию знают не только жители столицы, но и многие гости города, которые хотя бы пару раз пользовались подземным транспортом. В честь чего назвали эту платформу, когда она была построена? Какова ее судьба сегодня, и сколько выходов в город имеет станция метро «Китай-город»?

Историческая справка

Открытие новой станции метро состоялось 30 декабря 1970 года. Ее первоначальное название - «Площадь Ногина» (по названию располагавшейся рядом площади - сегодня это Славянская площадь и площадь Варварские ворота). В 1991 году была переименована и на сегодняшний день это станция метро «Китай-город». «Новое» название было дано в честь исторического района города, находившегося когда-то на этом месте. Инженер-конструктор проекта - Е. С. Барский, архитекторы: А. Ф. Стрелков, Л. В. Малашонок. Станция является совмещенной и относится к Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линиям, работает ежедневно с 05:35 до 01:00.

Устройство и архитектура

Станция имеет два зала, перейти в один из другого (с одной ветки метрополитена на другую) можно по пешеходному переходу. Для изменения направления движения пассажирам предлагается кросс-платформенная пересадка - переход на другую сторону платформы. Станция метро «Китай-город» имеет два зала. В первом из них осуществляется посадка на поезда в сторону станции «Новоясеневская» (ранее - «Битцевский парк»). Здесь установлены колонны восьмигранного сечения, основная облицовка стен и декоративных элементов - белый мрамор. Платформа украшена декоративными панно с изображениями летящих голубей, пятиконечных звезд, серпов и молотов. Светильники скрыты под карнизом из черного мрамора. Во втором зале колонны широкие, облицованы газганским мрамором. А стены отделаны белым мрамором и имеют цоколь из серого камня. Помещения украшены декоративными панно с изображением горящих факелов. В одном из вестибюлей можно увидеть скульптурный портрет В. П. Ногина - человека, в честь которого станция метро «Китай-город» называлась когда-то ранее «Площадь Ногина». Основная отделка при входах/выходах из метрополитена также выполнена из белого мрамора. Полы в вестибюлях выложены розоватым и серым камнем, а колонны в тамбурах - светло-коричневым.

Современные выходы в город

«Китай-город» - станция метро, имеющая два вестибюля: южный и северный. Первый из них имеет выходы на улицы: Солянский тупик, Соляная, Варварка; на площади: Славянская, Старая, Варварские ворота, а также на проезды: Китайгородский и Лубянский. Из северного вестибюля можно попасть на улицу Ильинскую, площади: Старую, Новую и Ильинские ворота, а также Лубянский проезд. Для удобства пассажиров в вестибюле имеются указатели направлений, нетрудно здесь найти и справочный терминал, и общую схему Московского метрополитена. Внимание: станция метро «Китай-город» выходы имеет, располагающиеся на значительном расстоянии друг от друга. Следуйте указателям и старайтесь не ошибаться, выходя из метро в город.

Прозвали Великим посадом. Это самые древние исторические районы Москвы. Под названием «Китай-город» подразумевается часть мегаполиса внутри Китайгородской стены, включающий в себя улицы Варварка, Никольская, Ильинка и район Зарядья.

Появление этого замечательного района было вызвано соображениями безопасности. Богатый Великий посад исстари нуждался в защите. В XIV-XV веке он четыре раза полностью сгорал после татарских набегов на Москву. Чтобы защитить город, москвичи опоясали его рвом и насыпали земляные валы, на гребнях которых выставили два ряда частоколов. Пространство между ними наполнили камнями. Своеобразный крепостной вал назвали Китай-городом. Вероятно, это было произнесенное на русский лад тюркское слово «катай», то есть «крепость» (но существует и множество других, не менее интересных, версий происхождения названия).

Сооружение начало строиться при несовершеннолетнем царе Иване IV в 1535 году. Руководил строительством Петрок Фрязин, а первый камень заложил митрополит Даниил. Мощная крепостная стена имела протяженность 2,5 км и растянулась от Арсенальной башни до Лубянской площади, а далее резко поворачивала к Москва-реке и шла до Беклемишевской башни Кремля. В сравнении с Кремлевскими стенами Китайгородская была ниже (6,5 метров), но гораздо толще (6 метров). На ней легко устанавливалось громоздкое артиллерийское орудие. Строительство продлилось три года, и все было сделано по последним достижениям фортификационной науки тех лет. Заграждения и башни выдерживали самый сильный огонь любой артиллерии.

Проходили века, Москва жила своей жизнью, а Китай-город был в ней не только торговым и управленческим, но также научным и культурным центром. Печатный двор, а позже Синодальная типография располагалась именно здесь. В монастыре Заиконоспасском работала Славяно-латинская Академия, а в помещении Земского приказа при царице Елизавете Петровне был – Московский университет.

Постепенно границы Руси укрепились, и Китай-город утратил для Москвы свое военное значение. В XVIII появились первые планы сноса Китайгородской стены, но царь Александр I не дал своего согласия. В конце XIX века московский архитектор С.Родионов провел серьезную реставрацию защитной системы. В 1935 году в столице случилась «строительная лихорадка» – многие старинные сооружения в Москве снесли, а на их месте возвели новые. Разрушили и большой участок Китайгородской стены. Ее остатки можно увидеть возле гостиниц «Метрополь» и «Россия». Часть фундамента, выполненного из белого камня, были отрыты строителями, когда они сооружали подземный переход возле станции «Китай-город». Через несколько лет русская общественность осознала, что Китайгородская стена – уникальный исторический памятник, и ее частично восстановили.

В Китай-городе в любую эпоху кипела бурная жизнь – здесь были центры управления Москвой и государством: приказы, банки, всевозможные российские конторы, торгующие оптом, и зарубежные представительства. Во времена советские район сосредоточил в себе партийные и государственные учреждения, включительно с Центральным Комитетом КПСС. И сегодня Китай-город гостеприимно «приютил» офисы корпораций из самых разных стран, страховые компании и банки. Здесь же работает Администрация Президента РФ.

В пределах этого района располагаются такие бесценные для россиянина исторические памятники и милые сердцу места, как , и другие достопримечательности, придающие Москве неповторимый образ. Жилых зданий в этих местах нет, поэтому только днем тут кипит бурная деловая жизнь. А по вечерам Китай-город напоминает пустынную, но прекрасную декорацию из какого-то фантастического фильма.

Видео:

Оба зала «Китай-города» - колонные станции глубокого заложения (глубина - 29 метров) с тремя сводами. Построены по проекту группы архитекторов под руководством А. Ф. Стрелкова - Л. В. Лилье, В. А. Литвинова, М. Ф. Марковского (восточный станционный зал) , Л. В. Малашонка (западный станционный зал), И. Г. Петуховой и И. Г. Таранова (аванзалы) . Станции обязаны своим художественным оформлением (чеканные карнизы из алюминия , находящиеся над колоннами, металлические вставки на путевых стенах с изображением зажжённого факела, а также серпа и молота, и др.) Х. М. Рысину , А. Я. Лапиню и Дж. Я. Бодниексу .

«Китай-город» является первой в Московском метро кросс-платформенной пересадкой : для пересадки с одной линии на другую в пределах одной станции достаточно перейти с одной стороны платформы на другую . Но такой вид пересадки возможен при следовании в одном направлении (на север или на юг). Для пересадки с одного направления на другое нужно пройти по короткому переходу, который начинается в центре зала. Такой вид пересадки в Московском метрополитене был впоследствии применён ещё на пяти станциях: «Каширская », «Третьяковская », «Парк Победы », «Кунцевская » и «Петровско-Разумовская ». На восточную станцию прибывают поезда, следующие в северном направлении (2-й путь в сторону станции «Кузнецкий Мост » и 1-й путь в сторону станции «Тургеневская »), а на западную прибывают поезда, следующие в южном направлении (1-й путь в сторону станций «Таганская » и 2-й путь в сторону станции «Третьяковская »).

Конструктивно обе станции трёхсводчатые. Опорой для сводов в них служат массивные невысокие колонны. Мостики через платформы в середине залов опираются на массивные пилоны , по три в каждом зале . В обоих залах архитекторы выбрали острую форму опор. В западном зале это сложное сочетание длинных асимметричных трёхгранных призм , вытянутых по длине опоры (по их форме проектировщики назвали зал «Кристалл» ). Линии налегания сводов на опоры прикрыты широкими металлическими фризами , которые покрыты отчеканенными «пирамидками». Под фризами расположены светильники. Пилоны и путевые стены облицованы серым мрамором , полы - кремовым. На путевых стенах находятся металлические решётки с чеканкой, изображающие серп, молот, звёзды и голубей .

Опоры в восточном зале в целом прямоугольного сечения. По бокам они имеют гладкие стенки, а со стороны центрального и боковых залов - «рифлёные» поверхности в виде сочетания треугольных выступов и ниш (из-за этого проектировщики назвали зал «Гармошка»). Колонны и путевые стены облицованы кремовым мрамором. В основании путевых стен - белый рисунчатый мрамор с вделанными литыми плитами, изображающими горящий факел. Полы вымощены плитами серого гранита .

Станция «Китай-город»

Станция была открыта для пассажиров 3 января 1971 года в составе Таганско-Краснопресненской линии метро. За время существования название изменялось 1 раз: Площадь Ногина (до 05.11.1990).

Нынешнее название станции происходит от имени московского исторического района, на восточной границе которого станция расположена.

В составе станции - два зала. Имеется так называемая кросс-платформенная пересадка: для того, чтобы осуществить пересадку на другую линию, достаточно перейти на противоположную сторону платформы. Впрочем, такая пересадка возможна только при неизменном направлении движения (с юга на север, с севера на юг); в противном случае приходится переходить по лестничному переходу в параллельный зал; попасть в лестничный переход можно из центральных частей залов. В восточный зал прибывают поезда, следующие в северном направлении (в сторону станций «Кузнецкий Мост» и «Тургеневская»), в западный зал - поезда, следующие в южном направлении (в сторону станций «Таганская» и «Третьяковская»).

Станция не имеет наземных вестибюлей; вход (с площадей Ильинские и Варварские ворота, Славянской площади и Солянского тупика) осуществляется через подземные переходы. Подземные вестибюли - общие для обоих залов. Южный вестибюль соединён с залами эскалаторным ходом, северный - эскалатором и переходом, в который ведут лестницы из двух залов. В глухом торце перехода установлен бюст В. П. Ногина (работы А. П. Шлыкова).

Станция «Китай-город » расположена в районах Басманный и Тверской на территории Центрального административного округа города Москвы.

Выход в город на улицы:



Включайся в дискуссию
Читайте также
Церковь власия в старой конюшенной слободе Фото и описание
Покровский монастырь в суздале
Казанская амвросиевская ставропигиальная женская пустынь ставропигиальный женский монастырь Описание монастыря шамордино