Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Церковь спаса на сенной. Церковь успения пресвятой богородицы - спас на сенной. Торговый комплекс «Сенная»


Многие церкви и соборы Санкт-Перербурга безвозвратно исчезли под натиском коммунистической идеологии. Были среди них и такие, которые уничтожили для того, чтобы освободить место для строящегося метро. И, возможно, сегодня не все знают, что же раньше находилось на месте столь привычных глазу некоторых павильонов метро и эскалаторов.

«Площадь Восстания» - Знаменская церковь (Церковь Входа Господня в Иерусалим)


Сейчас площадь украшает великолепный павильон станции метро "Площадь Восстания", но не всем известно, что раньше здесь стояла самая почитаемая горожанами не менее красивая Знаменская церковь.


Эту церковь, первоначально названную Церковь Входа Господня в Иерусалим, построили здесь по велению Елизаветы Петровны в конце 18 века. Вначале церковь была целиком из дерева, затем построили каменную. Горожане стали называть ее Знаменской в честь иконы 12 века, находящейся в одном из ее приделов - Иконы Знамения Пресвятой Богородицы.
Выстроенная церковь стала архитектурным завершением парадной части Невского проспекта.


В 1930 году приняли решение закрыть эту церковь, однако, тогда этого не сделали - вмешался один из известных ее прихожан – ученый Иван Павлов. Но в 1938 году после смерти ученого церковь все-таки закрыли, а весной 1941 года взорвали. Сделано это было для того, чтобы расчистить место для павильона метро.



С исчезновением Знаменской церкви переименовали и связанные с ней площадь и улицу, так вместо Знаменской площади и улицы появились площадь и улица Восстания.

А в 1955 году была торжественно открыта одна из семи первых станций северной столицы - «Площадь Восстания».


«Сенная» - Успенская церковь (Церковь Спаса на Сенной)


Эта церковь имела очень богатое внутреннее убранство, великолепен был ее высокий иконостас. Колокольня церкви была одной из самых высоких в городе, выше нее была лишь колокольня Петропавловского собора. Храму был присвоен статус памятника архитектуры, предполагают даже, что в возведении его принимал участие Ф.Б. Растрелли. Простояла Успенская церковь более двухсот лет.


В 1933 году колокола храма, лишенного охранного статуса, отправили на переплавку, иконы передали в другой собор и музеи города, а весной 1938 года закрыли и сам храм.

Осенью 1960 года в одной из ленинградских газет появилась статья, уведомляющая жителей города о том, что уже скоро «позорное пятно на облике площади Мира - бездействующий с 1913 года, разрушающийся Спасо-Сенновский храм будет снесен и на его месте возникнет надземный павильон станции метрополитена из стекла и бетона ».


И, действительно, в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года, несмотря на акции протеста со стороны жителей города, храм взорвали, повредив при этом несколько близлежащих зданий, пострадали даже сваи Исаакиевского собора.

Храм, служивший ориентиром для немецкой артиллерии и умудрившийся устоять в годы войны, не смог пережить хрущевскую «оттепель» и антирелигиозную политику родного государства.




Спустя два года открылась новая станция - «Площадь Мира».


В 1992 году и площадь, и, соответственно, станцию переименовали в Сенную.
В 2003 на площади в память о храме возвели часовню, а с 2011 года здесь ведутся работы по исследованию его фундамента и возможности восстановления церкви.


«Чернышевская» - Церковь Косьмы и Дамиана лейб-гвардии cаперного батальона


Церковь, спроектированную М. Месмахером, возвели в 1879 году, а спустя двадцать лет напротив нее открыли памятник «Подвигам лейб-гвардии Саперного батальона».




Эта церковь была необычна тем, что одновременно служила и площадкой для проведения военных учений, на время которых алтарь и иконостас надежно укрывали специальной перегородкой.

В 1933 году церковь закрыли, а в 50-е годы прошлого века снесли, после чего на ее месте также построили станцию метро.


Кроме описанных трех храмов, разрушенных ради строительства метрополитена, было снесено и множество других церквей. И хотя их разрушали по каким-то иным причинам, но спустя годы на их месте тоже появились или в ближайшем будущем появятся новые станции метро.

Сенная... Одна из старейших площадей города, на протяжении двух веков являющаяся важным узлом, нервом петербургской жизни, возникла при Императрице Анне Иоанновне в 1737 году, когда на болотистом участке к югу от Большой Першпективной дороги (нынешнего Невского проспекта) были вырублены редкие деревья и кусты и разрешен торг сеном, соломой и дровами. По этому, возникшему на заре существования Петербурга, Сенному рынку, получила впоследствии название и площадь.

К Сенному рынку от Большой Першпективной дороги была проложена улица, ведшая в Коломну, где после летних пожаров 1736 и 1737 годов, уничтоживших центральную часть Петербурга, появились первые поселения горожан. Улица эта получила также название Сенной, а впоследствии - Садовой, под этим именем войдя в историю как главная торговая и купеческая улица Петербурга.

Позднее от Сенной площади строго на юг была проложена магистраль, ведущая в направлении Москвы, Киева и загородной царской резиденции - Царского Села (нынешний Московский проспект). Большинство гостей прибывали в Петербург именно по ней, и поэтому Сенная площадь, расположенная «при дверех» служила и своеобразными сенями Петербурга, предваряя собою центральные районы столицы.

«На Сенной пестрый шумный рынок непременно натыкались те, кто въезжал в столицу из провинции, так как он находился на пересечении двух улиц: Обуховского проспекта, что вел от Московской заставы к центру города и Большой Садовой - самой длинной улицы Петербурга, что начиналась в Коломне у церкви Покрова и тянулась на протяжении четырех верст до самого Летнего Сада...» - так писал в начале XIX века о прошлом Сенной П.П. Гнедич.

Садовая делила площадь на две половины. Собственно торговлю сеном представляла собой северная половина, для чего стояли огромные весы, на которых вешали сено вместе с телегой.

По словам известного исследователя Петербурга М.И. Пыляева, - «Сенная площадь была складом сельских произведений, ввозимых по московской дороге, она находилась на рубеже города. Крестьяне, въезжая в Петербург, останавливались прямо здесь, продавая сено, солому, овес, телят, баранов и куриц...

С 1800-х годов крестьяне на Сенную стали доставлять мясо, рыбу и масло, потом появились и огородники, до 1850 года на Сенной производился торг деревьями и цветами».

Летом Сенная была центром овощного и мясного торга. Зимой «зелень пропадала, и вместо нее появлялись целые горы замороженной рыбы. Куры, индейки, гуси, тетерки, зайцы, олени, козы, лебеди, глухари целыми бастионами громоздились здесь друг на друга. Рано утром появлялись здесь повара, кухарки, чиновницы: они увозили домой провизию на извозчиках». В постные дни на Сенной был грибной торг.

Южная половина площади и весь квартал от Садовой до Фонтанки между Гороховой улицей и Обуховским проспектом, принадлежали известному купцу-миллионщику, заводчику и откупщику С.Я. Яковлеву.

20 июля 1753 года на Сенной площади архиепископом С.-Петербургским Сильвестром была торжественно произведена закладка храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, сооружавшегося на средства Саввы Яковлева в течение 12 лет.

В народе церковь называли также Спасом-на-Сенной, или, в обиходе - Спасо-Сенновской. Это широко бытовавшее название было обусловлено тем, что до постройки Успенской церкви, на ее месте существовал более древний храм во имя Христа Спасителя, а именно «во имя всемилостивого Спаса происхождения Честных древ честнаго животворящего Креста Христова», что празднуется 1 августа. Первоначально этот деревянный храм стоял на Выборгской стороне, откуда был перенесен на Сенную площадь. Храм был разделен на две половины: теплую («трапезу»), расположенную ближе к главному входу и восточную - холодную («настоящую») с одним престолом. Один из приделов храма был освящен во имя преподобного Саввы (празднуется 5 декабря) в память Дня ангела-хранителя строителя храма - Саввы Яковлева.

Главный храм «холодной» церкви был освящен во имя Сретения Господня, а затем его освятили во имя Успения Божией Матери.

Сооружение же нового храма, начатое в 1753 году, велось в камне.

В 1761 году в склеп еще строившегося храма (в придел Трех святителей) были перенесены останки родителей Саввы Яковлева с Сампсониевского кладбища на Выборгской стороне. 20 июня того же года последовало его освящение.

Внешне храм был закончен в 1762 году, в год восшествия на престол Императрицы Екатерины II. 20 октября 1764 г. был освящен придел прп. саввы освященного, небесного покровителя храмоздателя. 5 декабря 1765 года был освящен главный храм во имя Успения Божией Матери. Образа в иконостас центрального придела исполнил известный иконописец М.Л. Колокольников.

Великолепный пятикупольный, выстроенный в связи с колокольней, храм стал доминантой всей Сенной площади. Высота его до креста главного купола составляла 23 сажени 2 аршина (приблизительно 50 метров). Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако, автором проекта храма называется и Андрей Квасов.

Вот что писал о стиле церкви Успения знаток Петербурга начала XX веха В. Курбатов: «... возможно, что начата она по проектам Растрелли, за это говорит великолепная постановка главного купола, но форма куполов придана кем-нибудь другим, и не раз изменена». Действительно, храм неоднократно перестраивался. В 1816-1818 годах по сторонам главного алтаря под руководством архитектора Луиджи Руска были построены два придела. На южной стороне храма - во имя Всемилостивого Спаса, празднуемого 1 августа (освящен 14 января 1822 года), а на северной - во имя Архистратига Михаила.

В 1816-18 годах под руководством Л. Руска перестраивается портал храма Успения со стороны колокольни (из-за неравномерной осадки грунта колокольня повредилась, и архитектору пришлось перестраивать ее и соединить вместе теплый и холодный храмы.

Западный портал храма удачно гармонировал с портиком здания Гауптвахты Сенного рынка, выстроенного в 1818-1820 годах В.И. Беретти для полицейского надзора на рынке. Этот скромный ансамбль служил своеобразными пропилеями при въезде в центр города по Садовой улице.

В 1833-1835 годах храм был расширен по проекту архитектора А.И. Мельникова. Перестройке подверглись купола и своды, в парусах которых академик С.А. Безсонов написал изображения евангелистов. Перестраивались также Спасский (освящен 14 января 1822 г.) и Михайло-Архангельский придел, который был вновь освящен 14 февраля 1835 года. (выстроен арх. П.Ф. Воцким на средства коммерции советника Михаила Ивановича Новикова). Третий ярус колокольни также был перестроен в эти годы. Колокольня приобрела более стройный силуэт, ставший неотъемлемой частью петербургской панорамы.

На колокольне Спасо-Сенновской церкви было 15 колоколов. На самом большом из них, кроме изображения престольных праздников, был портрет Императрицы Екатерины II с надписью: «Асессора Саввы Яковлева в церкви Успения Пресвятые Богородицы, что на Сенной, весу 542 пуда 18 фунтов 1780 года января 20 дня, лит в Москве, на заводе Ясона Струговщикова». Следующими по весу были: богородичный колокол -1780 года, весом 274 пуда 26 фунтов; полиелейный - 140 пудов; повседневный - 78 пудов 32 фунта, древний - 1762 года - 52 пуда 25 фунтов, а также малые колокола.

В 1867-1871 годах храм перестраивался еще раз по проекту петербургского епархиального архитектора Г.И. Карпова. При нем была начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, немного изменена форма глав и переделаны портики. Лепные работы выполнили Сильвестр Косолапов и Иван Балин, роспись и реставрацию икон произвел акад. В.В. Васильев. Во время перестройки храма сначала возобновляли главную церковь, а затем по освящении ее, и малую, переднюю от западного входа. Возобновление храма производилось четыре года. Все пять престолов были сняты с мест, и поэтому освящение каждого из них было полным.

Главный престол, во имя Успения Божией Матери, был готов ранее других и освящен митрополитом Исидором 1 октября 1870 года. Остальные придельные были освящены: во имя Всемилостивого Спаса (в память древнего Спасского храма, празднуемый 1 августа); во имя св. Михаила Архангела - 8/21 ноября; во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - 30 ноября; во имя преподобного Саввы - 5 декабря. Тогда же колокольня храма приобрела свое «тоновское» завершение в виде луковичных главок. Позднее, в 1960-х годах, эта деталь сыграет роковую роль в судьбе храма. Тогда элементы тоновского (русско-византийского) стиля «умалят», по мнению специалистов и архитекторов, ценность храма Успения как памятника архитектуры.

Перестройка 1867-1871 годов была последней, после нее храм больше не перестраивался, сохраняя свой облик вплоть до 1960-х годов. Тогда же на месте церковного сада был выстроен четырехэтажный дом причта Спасо-Сенновской церкви (современный адрес - Садовая, дом 40) .

В 1897-1898 архитектором В.В. Виндельбандтом к храму были пристроены бетонные тамбуры, а купола обиты золоченой медью. В 1902-1903 были удлинены боковые приделы (арх. И.И. Яковлев), произведен ремонт и реставрация образов.

Главной святыней храма был храмовый образ Успения Божией Матери, иконописный, обложенный жемчужной ризой и осыпанный бриллиантами.

В 1831 году Сенная площадь стала центром холерного бунта в столице. Тогда сюда, к церкви Спаса-на-Сенной прискакал Император Николай I и, сбросив пыльную шинель в дорожную коляску, держал перед народом речь, как это изображено на одном из горельефов его памятника на Исаакиевской площади. Холерный бунт был прекращен.

В благодарение Господу за избавление от холеры, свирепствовавшей в Петербурге в 1848 году, в храме был устроен образ преп. Андрея Критского, икона писана известным живописцем В.М. Пошехоновым.

Кроме того, среди святынь храма были: престол главного храма Успения с золоченой ротондой, украшенный серебряными барельефами, пожертвованными Саввой Яковлевым, конца XVIII века. Запрестольный образ Господа Саваофа, окруженного херувимами, держащего в левой руке шар земной и скипетр, а правою рукой благославляющего; образ Христа Спасителя, замечательный тем, что устроен вологодскими гражданами в благодарение Богу за избавление Вологды от моровой язвы (чумы) в 1605 году (перед ним ежегодно 18 октября вологодское землячество служило молебен в память избавления их города); икона св. благоверного князя Александра Невского в память 1 марта 1881 года - дня трагической гибели Царя-Освободителя Александра II от рук «народников»; большая икона положения Господня во гроб; местные иконы в главном иконостасе - Спасителя и Божией Матери.

Каждый год в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, 26 июня в храме служили всенощную и молебен с водоосвящением в церковной часовне. Список Тихвинской иконы, хранившийся в часовне, выставляллся в этот день на паперти для поклонения.

В Мокрый Спас, 1 августа, после литургии из храма совершался крестный ход через Сенную площадь, на Фонтанку, к Обуховскому мосту для водосвятия.

4 июля от Казанского собора в память об избавлении столицы в 1848 от холеры к Сенновской церкви шел крестный ход с Казанской иконой Божией Матери, и на площади при огромном стечении верующих служился торжественный молебен.

Хранился в храме и старинный серебряный вызолоченный ковчег, пожертвованный в то время, когда предполагалось убрать новую церковь во имя Сретения Господня, и служащий дарохранительницей.

В храме было две плащаницы. Одна - древняя, устроенная еще основателем церкви Саввой Яковлевым, которая употреблялась почти 100 лет, замечательная по ценности, дороговизне и изяществу: малинового бархата, с «выпущенными» на ней серебром и золотом шитыми изображениями Спасителя и лиц его погребающих, а по углам - святых евангелистов и святых ангелов. В 1856 году была устроена новая плащаница искусной работы художника Ф. Верховцева.

Паникадила и канделябры храма были изготовлены на фабрике Шопена.

В приходе храма Успения велась большая образовательная и благотворительная работа. С начала по конец 20-х годов прошлого столетия при церкви действовало приходское духовное училище. С первых лет существования Спасо-Сенновского прихода здесь призревалось немало вдов и сирот.

В 1871 году при церкви было учреждено, а через два года открыто благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам. А.Д. Водеников пожертвовал обществу участок земли за храмом, и на нем было возведено трехэтажное здание богадельни для призреваемых старушек и приют для детей. В течение 23 лет А.Д. Водеников был председателем общества и пожертвовал ему за это время более полумиллиона рублей. Первоначально в богадельне призревалось 30 старушек, позднее их число выросло до 80, приблизительно столько же детей было в приюте Спасо-Сенновской церкви.

Участие в работе общества принимали протоиерей Гавриил Розов и Иоанн Благовещенский, позднее сменивший о. Г. Розова на посту настоятеля храма, протоиерей Константин Тимофеевич Никольский, а также многие купцы и домовладельцы Сенной площади: Ф.М. Почкин, Я.И. Рожнов. И.Д. Шустров и другие.

Спасо-Сенновский храм был сердцем православного народного Петербурга - Петербурга купеческого, мещанского, крестьянского. О значимости Спаса-на- Сенной в масштабах города говорит тот факт, что по нему получила свое название целая часть Петербурга - Спасская.

Приход церкви состоял преимущественно из простого народа, поэтому особенно почитались в храме дни свт. Николая Чудотворца и св. Илии Пророка. Это был уже не парадный блестящий С.-Петербург, а та его часть, которая впоследствии получила название «Петербурга Достоевского».

И храм, и весь район Сенной площади тесно связан с именем Ф.М. Достоевского, и отражен в его произведениях. Сам Федор Михайлович часто бывал в храме Успения, вблизи храма сконцентрированы адреса многих героев его литературных произведений: «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот» и других. Существует также предание, что одно время на клиросе церкви пел А.В. Суворов. Кроме того, Сенная тесно связана с именем Г.Р. Державина, жившего на площади, с именами Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, скульптора О. Микешина.

В приходе церкви Успения в середине XIX века подвизались и жили: блаженная Анна Ложкина, Христа ради юродивая, погребенная впоследствии на Смоленском кладбище, и странник Александр Крайнев, чья часовня на Митрофаниевском кладбище пользовалась почитанием богомольцев, а пудовые вериги его были помещены в самом Спасо-Сенновском храме.

19 сентября 1899 года церковь Успения стала центром торжества открытия Ярославского благотворительного общества. К молитвенному участию в торжестве были приглашены также жители Петербурга - ярославские уроженцы.

Торжественное молебствие было совершено пред иконою Ярославских Чудотворцев протоиереями храма и священниками из ярославских уроженцев. Во время молебствия пели два хора певчих; Спасо-Сенновский и местного приюта, устроенного А.Д. Водениковым. К слову сказать, уроженцев Ярославской губернии в Петербурге было немало, в основном, это были крестьяне, мещане, купцы, лица духовного звания, а местом, где по преимуществу селились ярославские уроженцы, была Сенная площадь и приход церкви.

Среди известных петербуржцев - уроженцев Ярославской губернии были купцы Елисеевы, основатели фирмы «Братья Елисеевы», настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом - архимандрит Игнатий Малышев, петербургский градоначальник В. А. Дедюлин, настоятель посольской церкви в Берлине - протоиерей Алексий Мальцев. На всю Россию были известны литейщики колоколов Оловянишниковы. Целью ярославского землячества и благотворительного общества было вспоможение ярославским уроженцам в Петербурге, их трудоустройство и опека; был устроен приют для детей-сирот, живущих в столице.

Среди попечителей Ярославского благотворительного общества были купцы А.Г. и Г.Г. Елисеевы, Ф.М. Почкин и другие ярославцы. Ежегодно 23 мая / 6 июня в день памяти свт. Леонтия Ростовского (позже в этот день было установлено празднование собора Ростово-Ярославских святых) в храме служился молебен, на который собитались петербуржцы-ярославцы.

Сенная площадь середины - второй половины прошлого века стала одной из самых многолюдных площадей Петербурга, Сенной рынок превратился в один из крупнейших петербургских центров оптовой торговли. С одной стороны, изобилие товаров и ломящихся от снеди прилавков, с другой - антисанитария в жаркие летние дни - роднили Сенную с московским Охотным Рядом, и поэтому остро встает вопрос о санитарном благоустройстве и упорядочении торговли на рынке. На Горсткиной улице (ныне улица Ефимова) были выстроены корпуса Курятного и Рыбного рынков, входивших в комплекс Горсткина рынка, наземные и подземные сооружения которого сохранились и по сей день.

В конце 1870-х годов возникла необходимость реконструкции собственно Сенного рынка, занимавшего все пространство площади.

Победителем конкурса, на благоустройство Сенного рынка, объявленного городской управой, стал И.С. Китнер, по проекту которого на площади были вы строены четыре сухие, строгие постройки из стекла и металла, строительство которых было закончено в 1886 году. Так в ходе реконструкции площади в конце XIX века элегантные просторные и светлые постройки нового Сенного рынка, украшенные гербами Санкт-Петербурга, вобрали в себя бывшее «чрево Петербурга».

В 1910 году закончили свое существование и трущобы так называемой «Вяземской лавры», одного из самых темных мест Петербурга, печально известного как обиталище городских низов и преступников, представлявшие собой некоторое подобие Хитрова рынка в Москве. Только в отличие от Москвы, где ликвидация преступного мира «Хитровки» потребовала очень больших усилий и унесла в 1930-х гг. много жизней блюстителей порядка, Вяземские трущобы были ликвидированы гораздо проще. Княгиня М.В. Вяземская, владелица земельного участка по Забалканскому пр., дом 4-6, выстроила на месте прежних сооружений два многоэтажных здания с башнями в стиле модерн (1910-1911 гг.).

К церкви было приписано несколько часовен: Тихвинской иконы Божией Матери (существовала с 1805, в 1893 по проекту В.Ф. Харламова сделана из чугуна), Казанской Божией Матери (1800-е, 1847 - по проекту И. Корсини, тоже из чугуна, 1879 - А.Л. Гольм) - в Апраксином дворе; равноап. Марии Магдалины (1882, А.И. Кракау) в Мариинском рынке; св. Илии Пророка в Михайловском проезде; шатровая чугунная Всех святых (1916, гражд. инж. Л.М. Харламов). Близ храма находились киоты, сооруженные торговцами рынка: у Демидова пер. с образом Спасителя (1885), против гауптвахты - Казанской Божией Матери (1887), около паперти - с образом в память спасения в Борках (1890).

Среди служивших в разное время в Спасо-Сенновской церкви священников пользовались известностью: прот. Иоанн Иоаннович Иванов (служил в 1831-1848) - профессор церковного красноречия в Духовной академии, прот. Константин Тимофеевич Никольский (1848-1905) - доктор богословия, знаток церковной истории и литургии, собравший по этим вопросам библиотеку из 30 тыс. томов, и прот. Александр Васильевич Петровский (1905-1915) - профессор Духовной академии, специалист по древнееврейскому языку. Его на месте настоятеля сменил прот. Василий Николаевич Сперанский, служивший в храме до своей кончины, последовавшей 4 декабря 1917 г. После него настоятелем в храме служил протоиерей Орлов, котрорый скоро скончался в больнице, а также профессор прот. Александр Петровский (в 1921-1922 гг. вновь некоторое время бывший настоятелем), прот. Валериан Боротинский и протоиерей Солодовников.

Про прот. Александра Петровского известно, что он оставался в Петрограде и в 1920-х гг. во время эпидемии ухаживал за больными тифом. Протоиерею Солодовникову с сыновьями удалось в 1920-х гг. покинуть Петроград, впоследствии он проживал в Париже. Прот. Валериан Боротинский в 1918 г. уехал из Петрограда на Кубань, в Екатеринодар, откуда уже с Белой армией эвакуировался в Константинополь, а оттуда в Сербию. Здесь он жил с семьей в селе Рипань близ Белграда. В 1945 г., перед самым вступлением в Белград Красной армии, «белый» священник был убит выстрелом в окно собственного дома в селе Рипань. Кто сделал это, осталось неизвестным.

После революции все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты.

В начале ХХ века причт Успенского храма просил возвести церковь в ранг собора, но, увы, безрезультатно, - только в 1923 году этот ранг был получен благословением Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси, исповедника.

Спасо-Сенновский храм с ноября 1923 г. до закрытия в апреле 1938 г. принадлежал обновленцам. В 1933 г. одиннадцать колоколов его общим весом 1 200 пудов были сданы Госфонд и, очевидно, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 гг. передавались в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 ее закрыли и сняли с охраны (решение Леноблисполкома от 21.IV.1938).

Уцелевший в годы блокады храм, не смотря на то, что он был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, не пережил хрущевской «оттепели». Под предлогом строительства станции метро в январе 1961 г. храм, с которого перед этим сорвали кровлю (позолоту и медь), был взорван. Ныне на этом месте стоит станция метро «Сенная площадь».

Многие из горожан еще помнят этот темно-зеленый пятиглавый храм с высокой колокольней над входом, взорванный январской ночью 1961 года, чтобы освободить место для новой станции метро. Сейчас, лишившись архитектурной доминанты, площадь утратила свой неповторимый облик и выглядит уныло и однообразно.

В 1980-1990-х гг. горожане неоднократно поднимали вопрос о восстановлении храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади (перед взрывом 1961 г. арх. Ю.М. Денисовым были сделаны обмеры храма, сохранились поэтажные чертежи и разрезы здания церкви, которые могли бы облегчить его восстановление). Однако, положительного решения городских властей о восстановлении храма до сих пор не последовало не смотря на то, что этого ждут многие петербуржцы, которые любили этот храм и помнят его.

Про Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая до 2 февраля 1961 года стояла на Площади Мира в Ленинграде, написано уже очень много раз. Существует огромное количество рисунков, литографий и фотографий с ней. Однако, авторство этого храма есть вопрос тёмный. Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако, автором проекта храма называется и Андрей Квасов.

1960, храм ещё с куполами, но забор уже стоит - демонтаж начался.

Не буду вдаваться в подробности её постройки в 1753 году, перестройки и расширения в 1813 по проекту Луиджи Руска и 1836 по проекту А. И. Мельникова. Отмечу лишь, что крайняя перестройка и надстройка по проекту петербургского епархиального архитектора Г. И. Карпова 1867-1871 годов была последней, после нее храм больше не перестраивался, сохраняя свой облик вплоть до 1960-х годов. Вот про крайние годы существования и снос мы и поговорим, пожалуй. Ибо 50 — 60-е годы XX века — моё любимое время, как всем хорошо известно.

Борьба со всем церковным в этой стране после 1917 года не обошла храм стороной. Из него дважды изымались церковные ценности. В 1923 году храм возвели в ранг собора. С 25 января 1932 года до своего закрытия в апреле 1938 года храм являлся Кафедральным Обновленческим собором. И да, про «обновленчество» чуть-чуть. Обновленчество (оно же — Православная Российская Церковь; позднее — Православная Церковь в СССР) — раскольническое движение в русском христианстве, возникшее официально после Февральской революции 1917 года. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. С 1922 по 1926 год движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией.

В 1933 году одиннадцать его колоколов общим весом более 1200 пудов (почти 20 тонн) были сданы в Госфонд и, видимо, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 передали в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 храм закрыли. Уцелевший в годы блокады, не смотря на то, что храм был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, он не пережил хрущевской «оттепели» и новой волны антирелигиозной политики государства.


9 мая 1945 года. С самолета По-2 разбрасываются листовки с сообщением об окончании войны. Внизу Спас-на-Сенной.

Основным оправданием необходимости сноса церкви являлась необходимость постройки наклонного хода и выхода станции «Площадь Мира» второй очереди второй линии Ленинградского метрополитена. Первым сигналом к предстоящей антирелигиозной акции стала статья в сентябрьском номере 1960 года газеты «Вечерний Ленинград», где корреспондент ставил в известность читателей о том, что скоро "позорное пятно на облике площади Мира« — бездействующий с 1913 года, разрушающийся Спасо-Сенновский храм — будет снесено и на его месте возникнет надземный павильон станции метрополитена «из стекла и бетона».

Однако, проектировщики института «Ленметропроект» передали на рассмотрение инспекции три варианта размещения новой станции на дуге строящегося подземного путевого тоннеля между станциями «Невский проспект» и «Технологический институт». Наиболее предпочтительным им представлялось место в западном углу площади, где расположен так называемый дом Денежкина (угловой дом с тремя адресами: Садовая ул., 39 — наб. кан. Грибоедова, 56 — Сенная пл.). Ещё предлагался вариант полуподземного решения вестибюля станции, без надземного павильона, как это практически реализовано сейчас для «Садовой» («Площадь Мира −3» в девичестве), и, наконец, снос церкви на Сенной.

Последнее по ряду обстоятельств показалось наиболее подходящим. Во-первых, церковь действительно находилась в весьма плачевном состоянии, так как еще в 1913 году в ней начались работы по устройству центрального отопления взамен печного, так и не завершенные из-за начавшейся Первой мировой войны. Во-вторых, храм уже в апреле 1938 года был лишен статуса памятника архитектуры и охранных привилегий, не представляя с точки зрения искусствоведения стилистически цельного образца архитектуры середины XVIII столетия, что явилось следствием перманентных перестроек, исказивших первоначальный барочный облик церкви, да еще при полной неразберихе с атрибуцией имен авторов не только первоначального замысла, но и последующих многочисленных реконструкций.


Справа виден портик храма, 1956 год.


1966 год, Видны остатки ограды храма. Автомобиль принадлежит финну, путешествовавшему по Ленинграду и области в 1966 году.

Далее была череда заседаний, споров, совещаний, писем в различные министерства и ведомства. До крайнего момента снос не подтверждали из Москвы, и в Ленинграде никто не брал на себя ответственность за это. Тем не менее, начался демонтаж куполов, оставшегося внутреннего убранства. И, позднее, закладка взрывных устройств. Одновременно с этим в Москве была создана экспертная группа, которая собиралась вникать в очередной Генеральный План развития Ленинграда (будет утверждён Советом министров СССР 15 июля 1966 года), а заодно и посмотреть, что там да как на Сенной площади. Было решено, что независимо от решения экспертной группы, храм должен быть обследован и обмерен, а обмерные чертежи переданы в архив Государственной инспекции по охране памятников архитектуры Ленинграда.


Фотография Денисова и Смирнова незадолго до сноса.

Обмерами и фотографированием храма занимались несколько человек с новейшей по тем временам аппаратурой. Организовал работы исполняющий обязанности декана архитектурного факультета ЛИСИ (СПбГАСУ с июня 1993) Владимир Иванович Пилявский, он привлёк к этому своего аспиранта Юрия Денисова. А руководил работами доцент кафедры геодезии Павел Иванович Поляков, который привлёк к этому тоже своего аспиранта Виктора Смирнова.


Фотография во время обмеров здания.

Тогда впервые в Ленинграде был использован стереофотограмметрический (с использованием стереофототеодолита) метод обмера архитектурного памятника, наравне с использованием обычных геодезических приборов. Метод этот применяется в случаях, когда объекты труднодоступны для выполнения ручных обмеров. Мне этот метод не знаком, есть кто-то, кто смог бы на пальцах объяснить принцип работы?

Смирнов и Денисов вели и подробное фотографирование церкви при обмерах, во время сноса и при расчистке завалов. Часть фотографий в этой статье принадлежит как раз им. Напомню, это был уже январь 1961 года. Почему нельзя было обмер произвести заранее? Решение-то о строительстве метро было принято как минимум в 1959. Как всегда, «ай, потом сделаем, время ещё есть».


Демонтаж и вывоз сохранившейся утвари.

Одновременно с началом работ по обмеру начались и работы по разбору церкви силами «Ленметростроя». Стало ясно, что столь быстрый процесс разрушения церкви вряд ли оставит необходимое время даже для стереофотограмметрических методов фиксации. А методы эти, как оказалось, тоже достаточно трудоемкие и, главное, не всегда успешные, учитывая полное отсутствие опыта в проведении подобных работ и краткость светового дня сумеречных январских суток ленинградской мокрой зимы. Поэтому было принято решение проводить одновременно со стереофотограмметрией в максимальном объёме ручной обмер церкви, насколько это позволит отсутствие лесов или каких-либо иных подмостов и, главное, нехватка рабочих рук. Специалисты чуть ли не вдвоём работали.

Вспоминает Смирнов: «В конце января прораб запретил пускать нас в церковь — стали готовить взрыв. Мы торопливо делали последние фотоснимки и искали пробелы на грязных и мятых кроках обмеров. Взрыв был назначен на ночь с 1 на 2 февраля 1961 г. Но как ни спешили метростроевцы, они все же опоздали. В ГлавАПУ за сутки до взрыва пришло письмо <Министра культуры СССР> Екатерины Алексеевны Фурцевой с запретом разрушать храм Успения Пресвятой Богородицы, имеющий уникальное историко-архитектурное значение крупного культового сооружения середины XVIII в. Письмо там прочли, снова запечатали и направили нарочным в Управление Ленметростроя, где письмо не рискнули вскрывать и вернули назад в ГлавАПУ в субботу 1 февраля, в нерабочий день.

А ночью мы с Юрием Михайловичем <Денисовым> стали свидетелями разрушения церкви, стоя на углу Садовой ул. и ул. П. Алексеева (Спасский пер.), то есть напротив церкви, рядом с угловым магазином игрушек, чьи витрины, укрытые мешками с песком, напоминали годы блокады. Ассоциации стали почти галлюцинациями, когда при глухом ударе земля дрогнула, а церковь как-то медленно осела, став огромной кучей строительного мусора. Колокольня же сперва наклонилась вправо, а затем почти целиком легла перед нами. Несмотря на окрики охраны, мы бросились обмерять третий ярус и венчающий шатер колокольни. Желание завершить работу заслонило на время горечь непоправимости произошедшего: глубочайший провал вместо церкви обнажил какие-то неприглядные постройки, мрачные задние дворы, облезлые брандмауэры флигелей. »

Очевидцы рассказывали, что перед взрывом церкви Успения Божией Матери по домам ходили люди и, ничего не объясняя, настойчиво рекомендовали жителям заклеить стекла в окнах как во время войны. Но все и так знали, что должно произойти. Многие накануне не ложились спать.


Взрыв в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года.

В ночь с 1 на 2 февраля 1961 года церковь Спаса на Сенной была взорвана по разработанному еще в 1930-е годы методу накладных зарядов с миллисекундным замедлением для безопасного сноса крупных зданий. Заряды накладывались на несущие конструкции внутри здания и срабатывали по очереди — сначала обрушивались столбы, падали крыша и купола, потом стены. Таким образом, осколки не разлетались в стороны, а разрушенное здание оседало вовнутрь своих стен, падавших последними. Упавшую почти целиком колокольню Ю. М. Денисов и В. В. Смирнов обмеряли уже на земле. За забором, окружавшим церковь, образовалась гигантская груда битого кирпича.

Говорят, что над площадью в течение нескольких дней висела пыль. Хотя по фотографиям это не заметно. Кстати, про фотографии: на них отчётливо видно практически полное отсутствие снега, а ведь это январь-февраль. Выходит, что и полвека назад зимы в Ленинграде были разные, в том числе и бесснежные?

После сноса все действующие лица, организовавшие «акцию протеста», подверглись показательному разносу. Так, В. И. Пилявский не стал деканом архитектурного факультета ЛИСИ, Ю. М. Денисов не защитил диссертацию.


Площадь Мира после открытия одноимённой станции, 1965.

Через два года метро достроили. Станция метро была открыта 1 июля 1963 года в составе участка «Технологический институт» - «Петроградская». Наименование получила из-за расположения на одноимённой площади. До 1 июля 1992 года носила название «Площадь Мира».

Уже несколько лет идут исследования и археологические раскопки на месте церкви. Существует несколько планов восстановления храма. Поживём — увидим.

Художник Михаил Александрович Канеев. «Ленинград. На бывшей Сенной. 1959». По другим данным - «Ленинград, 1960». Рязанский музей имени Пожалостина.

При подготовке этого текста использованы различные источники. Авторская позиция может не совпадать с позициями авторов использованных материалов.

История храма берет начало 20 июля 1753 года, когда на Сенной площади архиепископом Санкт.-Петербургским Сильвестром была торжественно произведена закладка храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, сооружавшегося на средства одного из богатейших промышленников того времени Саввы Яковлевича Яковлева в течение 12 лет. В народе церковь называли также Спасом-на-Сенной, или, в обиходе - Спасо-Сенновской. Это широко бытовавшее название было обусловлено тем, что до постройки Успенской церкви, на ее месте существовал более древний храм во имя Христа Спасителя, а точнее "во имя всемилостивого Спаса происхождения Честных древ честнаго животворящего Креста Христова".

Строительство церкви было завершено в 1762 году, в год восшествия на престол Императрицы Екатерины II. Великолепный пятикупольный храм стал доминантой всей Сенной площади. Высота его до креста главного купола составляла 23 сажени 2 аршина, то есть около 50 метров. В момент своего расцвета храм обладал прекрасным внутренним убранством, а его колокольня по высоте была второй в Санкт-Петербурге, уступая лишь колокольне Петропавловского собора.

За время своего существования он перестраивался несколько раз. Последний раз это произошло в 1867-1871. Была сделана капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, немного изменена форма глав и переделаны портики. Все пять престолов были сняты с мест, и поэтому освящение каждого из них было полным. На месте церковного сада был выстроен четырехэтажный дом причта Спасо-Сенновской церкви (сегодня – Садовая дом 40). Тогда же колокольня храма приобрела свое "тоновское" (русско-византийское) завершение в виде луковичных главок. Позднее, в 1960-х годах, эта деталь сыграет роковую роль в судьбе храма. Тогда элементы тоновского стиля "умалят", по мнению «специалистов» и архитекторов, ценность храма Успения как памятника архитектуры.

В 1897-1898 к храму были пристроены бетонные тамбуры, а купола обиты золоченой медью. В 1902-1903 были удлинены боковые приделы, произведен ремонт и реставрация образов.

Главной святыней храма был храмовый образ Успения Божией Матери, иконописный, обложенный жемчужной ризой и осыпанный бриллиантами. Кроме того, среди святынь храма были: престол главного храма Успения с золоченой ротондой, украшенный серебряными барельефами, пожертвованными Саввой Яковлевым, конца XVIII века,

икона св. благоверного князя Александра Невского в память 1 марта 1881 года – дня трагической гибели Царя-Освободителя Александра II от рук "народников"; большая икона положения Господня во гроб; местные иконы в главном иконостасе – Спасителя и Божией Матери.

В храме было две плащаницы. Одна – древняя, устроенная опять-таки основателем церкви Саввой Яковлевым, которая употреблялась почти 100 лет, замечательная по ценности, дороговизне и изяществу: малинового бархата, с "выпущенными" на ней серебром и золотом шитыми изображениями Спасителя и лиц его погребающих, а по углам – святых евангелистов и святых ангелов. В 1856 году была устроена новая плащаница искусной работы художника Федора Верховцева. Паникадила и канделябры храма были изготовлены на фабрике Шопена

Каждый год в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, 26 июня в храме служили всенощную и молебен с водоосвящением в церковной часовне. Список Тихвинской иконы, хранившийся в часовне, выставлялся в этот день на паперти для поклонения.

В Мокрый Спас, 1 августа, после литургии из храма совершался крестный ход через Сенную площадь, на Фонтанку, к Обуховскому мосту для водосвятия.

4 июля от Казанского собора в память об избавлении столицы в 1848 году от холеры к Сенновской церкви шел крестный ход с Казанской иконой Божией Матери, и на площади при огромном стечении верующих служился торжественный молебен.

К слову именно Сенная площадь в 1831 году стала центром холерного бунта в столице. Тогда сюда, к церкви Спаса-на-Сенной прибыл Император Николай I. Въехав в открытой карете на Сенную площадь, сбросив пыльную шинель, он выступил перед народом с речью. Держался Николай твердо и уверенно. “Учинены были злодейства, общий порядок был нарушен. Стыдно народу русскому, забыв веру отцов, подражать буйству французов и поляков” – произнес царь, после чего подозвал какого-то старика, трижды облобызал его и уехал. Холерный бунт был прекращен. В благодарение Господу за избавление от холеры, свирепствовавшей в Петербурге в 1848 году, в храме был устроен образ преподобного Андрея Критского.

В приходе храма Успения велась большая образовательная и благотворительная работа. С первых лет существования Спасо-Сенновского прихода здесь призревалось немало вдов и сирот.

В 1871 году при церкви было учреждено, а через два года открыто благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам. Купец и известный благотворитель Александр Водеников пожертвовал обществу участок земли за храмом, и на нем было возведено трехэтажное здание богадельни для призреваемых старушек, а 19 февраля 1880 в том же здании открыли приют-школу на пожертвования купца. В 1884 Водеников предложил для богадельни и приюта-школы еще и свой особняк, смежный со Спасо-Сенновской церковью. В 1885 эти заведения посетила Великая княгиня Александра Иосифовна.

В 1890 дом был перестроен, расширен и благоустроен
(паркетные полы, ванные комнаты, баня, ватерклозеты и т.д.). При нем был создан сад с беседкой. Все ремонтные работы оплатил председатель общества Александр Водеников, выделивший еще 40 000 рублей на поддержание дома. Всего же новое здание обошлось ему в 107 000 рублей. За этот дар он удостоился высочайшей благодарности. Позже он пожертвовал еще 10 000 рублей с тем, чтобы процент с капитала шел бедным невестам, содержавшимся в приюте.

Участие в работе общества принимали протоиерей Гавриил Розов и Иоанн Благовещенский, позднее сменивший отца Розова на посту настоятеля храма, протоиерей Константин Тимофеевич Никольский, а также многие купцы и домовладельцы Сенной площади: Ф.М. Почкин, Я.И. Рожнов. И.Д. Шустров и другие. В течение 23 лет Водеников был председателем общества и пожертвовал ему за это время более полумиллиона рублей. Первоначально в богадельне призревалось 30 старушек, позднее их число выросло до 80, приблизительно столько же детей было в приюте Спасо-Сенновской церкви.

19 сентября 1899 года церковь Успения стала центром торжества открытия Ярославского благотворительного общества. Среди попечителей Ярославского благотворительного общества были купцы братья Елисеевы, Ф.М. Почкин и другие ярославцы. Целью землячества и благотворительного общества было вспоможение ярославским уроженцам в Петербурге, их трудоустройство и опека; был устроен приют для детей-сирот, живущих в столице.

Храм был сердцем православного народного Петербурга – Петербурга купеческого, мещанского, крестьянского. О значимости Спаса-на – Сенной в масштабах города говорит тот факт, что по нему получила свое название целая часть Петербурга – Спасская.

Приход церкви состоял преимущественно из простого народа, поэтому особенно почитались в храме дни святого Николая Чудотворца и святого Илии Пророка.

Сама же Сенная площадь середины – второй половины прошлого века стала одной из самых многолюдных площадей Петербурга, Сенной рынок превратился в один из крупнейших петербургских центров оптовой торговли. Но это уже другая история.

После большевистского переворота начал приходить в упадо. Все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты. С ноября 1923 года до закрытия в апреле 1938 года храм принадлежал обновленцам.

В 1933 году одиннадцать колоколов Спасо-Сенновского храма общим весом 1 200 пудов были сданы Госфонд и, очевидно, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 гг. передавались в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 ее закрыли и сняли с охраны.

Чудом уцелевший в годы блокады храм, несмотря на то, что он был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, уже в мирное время, в январе 1961 года был уничтожен по указанию т. Хрущева, под предлогом строительства станции метро. Но прежде сорвали кровлю (позолоту и медь) и только потом взорвали. Ныне на этом месте стоит станция метро "Сенная площадь". Лишившись архитектурной доминанты, площадь утратила свой неповторимый облик и выглядит уныло и однообразно.

В конце семидесятых мне довелось жить в Питере долгое время. Часто приходилось бывать на Сенной. Тогда от моих друзей я впервые узнал, что здесь когда-то находился величавый храм, и печальную историю, о том, как стерли с лица земли Спасо-Сенновскую церковь. Тогда же я понял, что память о ней продолжает жить в душах настоящих петербужцев.

Надеюсь, и этому есть все предпосылки, что в обозримом будущем Сенную площадь вновь украсит храм Успения Пресвятой Богородицы и вернутся те традиции, которыми он был так славен.

Спас на Сенной

Храмы дореволюционного Петербурга являлись доминантами города и его важнейших площадей.

При советской власти началось массовое закрытие и снос храмов. Особенно усердствовал «мальчик из Уржума», любимец партии (ВКП(б), я имею в виду), почитатель балетных девочек. Сергей Миронович Киров. Были снесены Благовещенская церковь на теперешней площади Труда (1929), Покровская церковь на нынешней площади Тургенева (1934), Свято-Троицкий собор на Троицкой площади (1930). Почему перечисляю именно эти церкви и храмы? Их снос оставил заметный след. Пустота тоже может быть заметна. Площади осиротели. Может быть, потому, что исчезли доминанты, а под них выстраивался весь архитектурный ансамбль. Может быть, потому, что намоленные места. Корнями вросли храмы в землю. И живы еще корни эти. Вот мы их и чувствуем. До сих пор помню детские впечатления, оставшиеся после посещения тех площадей. Ощущения тоски, бесприютства и сиротства. Почему они возникали? Вокруг – шикарные здания и дворцы. А выглядит все убого, будто случайное нагромождение кубических форм. О том, что там, на этих площадях, когда-то были церкви, узнал позже, будучи взрослым.

Унылое впечатление производят и перестроенные в те годы храмы. Церкви закрыли, воровато растащили богатую утварь и перестроили. Хотя вроде и архитектура приспособленных под другие нужды зданий неплохая, добротная. А что-то не то. Видно, здания эти конструктивистского толка не чувствуют себя на своем месте. Напоминают они человека, захватившего в блокаду is реме ппо пустующую квартиру семьи фронтовика. Собор преподобного Сергия Радонежского всей артиллерии на Литейном, 6, перестроенный в 1932-м под здание для ОГЛУ. Немецкая Реформаторская церковь на Мойке, используемая с 1929 г. под общежитие и перестроенная в 1939-м под ДК работников связи. Очень большой список.

Ну и, наконец, новая борьба за атеистический образ жизни и пролетарские, так сказать, ценности, поднятая несгибаемым продолжателем дела Ленина – Сталина и бесстрашным революционером Никитой Сергеевичем Хрущевым. Это я уже сам застал. Каждый день ходил в институт по Сенной площади мимо величественного Спаса на Сенной. В один «прекрасный» день вместо второго по размеру и значимости храма Ленинграда – гора каменных обломков. И куча газетных реляций – как изящно взорвали, почти ничего не пострадало. Уничтожение храма дало неожиданный эффект. Ансамбль развалился, площадь осиротела. Что только там не делали в дальнейшем. И обелиск поставили. И огромные торгово-развлекательные центры. И малые архитектурные формы по периметру. Все впустую. Полный волапюк – умственности и архитектурной суеты много, а толку чуть.

Напоследок скажу хоть что-то хорошее. Планируется восстановление Спаса на Сенной. Знать, крепки корни взорванного собора. Вот и прорастают. Ведутся инженерные изыскания, расчищают фундамент. Фундамент, говорят, сохранился. И подвал с захоронениями.

Что же мы все ругаем да ругаем власти предержащие? Что-то и хорошее делается. Надо бы в адрес губернатора доброе слово сказать. Не в пример его предшественнице с ее безумными неосуществленными «Набережными Европы», «Зенит-Ареной» и второй сценой Мариинского театра. Если восстановят храм, Сенная заживет новой жизнью, хорошая память о губернаторе останется. Может, и не самый главный сейчас вопрос – Спас на Сенной заново построить, а тоже неплохо. Ведь Петербург – это дом наш. Хоть что-то в нашем прекрасном доме сдвинется в лучшую сторону.

Из книги Технологии «Пятой Империи» автора Проханов Александр Андреевич

Победа – наш русский Спас Как сотворяются в Космосе светила и зажигаются гигантские солнца, так сотворялась Победа.Ее питали первые, разрозненные бои пограничников, погибавших в неравных схватках. Фанерные истребители-одиночки, вылетавшие навстречу стаям стальных

Из книги Газета День Литературы # 120 (2006 8) автора День Литературы Газета

Тимур Зульфикаров ЯБЛОЧНЫЙ СПАС ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ Когда Он входил в Иерусалим Когда Он бездонно сходил нисходил в Иерусалим У ног Его осла плескалась необъятно пылкая роящаяся пыльная облезлая толпа И толпа в животном упоеньи

Из книги Газета Завтра 301 (36 1999) автора Завтра Газета

Владимир Голышев ТРЕТИЙ СПАС И спокон веков августовские Господские праздники на Руси именуют Спасами. Август закончился, но едва уловимый аромат липового меда и "антоновки", кажется, по сию пору витает под сводами русских храмов. Все, как в старину: Филиппов пост,

Из книги Роман с урной. Расстрельные статьи автора Росляков Александр

Спас на крови Выборная эпопея 1. Разминулись На скользкую дорожку выборного шельмовства я вышел из-за полного отсутствия в кармане, на что жить. Зачем на ту же скользкую дорожку вышла вся страна, став на ней сразу расшибаться и катиться вниз, умом понять нельзя. Только

Из книги Газета Завтра 349 (32 2000) автора Завтра Газета

Владимир Голышев МЕДОВЫЙ СПАС Приходящиеся на август Господские праздники - Происхождение Честных Древ Креста Господня, Преображение и празднование в честь Нерукотворного Образа - издревле именуют Спасами. Август - время жатвы и сбора плодов, потому и

Из книги Литературная Газета 6344 (№ 43 2011) автора Литературная Газета

«Гайдар спас мне жизнь» «Гайдар спас мне жизнь» ПАМЯТЬ Так не раз говорил на встречах с молодёжью и писал в своих письмах друзьям и школьникам ветеран войны и труда Ашот Бадалович Манукян, живший в городе Кафане Армянской ССР. Около 30 лет назад волнующее письмо он

Из книги Итоги № 11 (2012) автора Итоги Журнал

Спас на бумагах / Дело / Капитал Спас на бумагах / Дело / Капитал «Все четыре раза власть избирала сама себя. Денег она никогда на это дело не жалела. И всегда страховалась - от чего только возможно..» Рынок ценных бумаг в России сложился в ходе

Из книги Жёсткая ротация автора Топоров Виктор Леонидович

«На Сенной били бабу кнутом» После торжественного празднования семидесятилетия товарища Сталина в Москве был открыт музей подарков вождю, и подарки эти оказались один другого нелепей. Сейчас, по завершении острой фазы трёхсотлетия, впору открывать музей подарков

Из книги Литературная Газета 6428 (№ 35 2013) автора Литературная Газета

Павший «за други своя» - спас душу Книга русской скорби. Памятник русским патриотам, погибшим в войне с внутренним врагом. - М.: Институт русской цивилизации, 2013 / Сост. В.М. Ерчак, научный редактор О.А. Платонов. – 1136 с. – Тираж не указан. Книга, честно говоря, тяжеленная. И

Из книги Литературная Газета 6437 (№ 44 2013) автора Литературная Газета

Мюнхен спас фюрера Насколько важной исторической вехой был Мюнхенский сговор? На вопрос "ЛГ" отвечает историк, писатель Игорь Шумейко. Сопоставление советско-германского пакта 1939 года с Мюнхенским сговором -1938 должно бы стать главной темой историков XXI века. Как-то в

Из книги Врата в будущее. Эссе, рассказы, очерки автора Рерих Николай Константинович

Спас Нередицкий Синодик погибшей старины вырастает.Показали снимок незнакомой церкви. «Откуда это?» - «Вот ваш любимый Спас в новом виде».Сделался некрасивым чудный Нередицкий Спас. Нынче летом его переделали. Нашли мертвую букву Византии, отбросили многое, тоже веками

Из книги Литературная Газета 6466 (№ 23 2014) автора Литературная Газета

Спас Спас - Милостивый, Спас - Кроткий, Спас - Всеведущий, Спас - Всемогущий, Спас - Грозный, Спас - Всеисцеляющий, все тот же Великий Лик, полный бездонной мощи, к которому извечно приходят люди со всеми радостями, горями, болестями и причитаниями.Так, в 1903 году после

Из книги Древняя мудрость Руси. Сказки. Летописи. Былины автора Жикаренцев Владимир Васильевич

«Звёздный Спас» Фантастический роман Виктора Слипенчука вышел на монгольском языке (издательство "Арилдал") Роман «Звёздный Спас» Виктора Слипенчука дважды издавался в России. Выходил в Китае в 2011 году, во Вьетнаме и Сербии - в 2013 году. Современное звучание роману

Из книги Противостояние. Обама против Путина автора Пушков Алексей Константинович

Бог, Дюжина или Спас Дюжий Двенадцать голов змея, двенадцать месяцев в году, двенадцать сыновей Владимира Красно Солнышко, двенадцать титанов – шесть сестёр и шесть братьев (титаны – это боги первого поколения, олицетворяющие стихии природы), двенадцать аргонавтов

Из книги Птицы автора Кругосветов Саша

Спас ли Гайдар Россию от голода? Личный друг и сподвижник Гайдара Анатолий Чубайс утверждает, что реформы были трудными, но необходимыми. Без них Россия погрузилась бы во мрак, голод и холод. Анатолий Чубайс, ныне - гендиректор государственной корпорации

Из книги автора

Спас-на-Сенной Храмы дореволюционного Петербурга являлись доминантами города и его важнейших площадей.При советской власти началось массовое закрытие и снос храмов. Особенно усердствовал «мальчик из Уржума», любимец партии (ВКП(б), я имею в виду), почитатель балетных



Включайся в дискуссию
Читайте также
Рейтинг самых пьющих стран
Лучшие снайперские винтовки в мире
Как открыть шампанское голыми руками и не только