Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Грунтовый каток. Катки грунтовые Катки грунтовые Bomag

Л. Малютин

В публикациях, посвященных строительству автомобильных дорог, обычно больше внимания уделено укладке и уплотнению асфальтобетонного покрытия, тогда как закладка прочного фундамента не менее важна, в чем можно воочию убедиться, проехав по МКАД.

Грунтовой каток – один из главных «персонажей» на укладке земляного полотна и щебеночного основания. Его применяют при уплотнении базового слоя из природного или привозного грунта, предварительно подвергнутого гомогенизации и стабилизации минеральными и органическими вяжущими. Эти меры существенно увеличивают несущую способность базового слоя, а следовательно, дают возможность уменьшить высоту земляного полотна и объем работ по его возведению. Затем каток ударно трудится на уплотнении земляного полотна, щебеночного основания и длинных пологих откосов для улучшения стока воды. На своем жизненном пути каток преодолевает много трудностей, уплотняя разные по гранулометрическому составу, прочности, связности и влажности грунты. Ему приходится пускаться на хитрости: менять свою массу, форму вальца, число проходов, скорость, применять вибрацию.

Условия работы, самое важное из которых – сильное сопротивление качению, сформировали оптимальную компоновку грунтового катка, выделившую его в отдельный класс машин. Каток – шарнирно-сочлененная машина с постоянной массой. Передняя полурама опирается на валец с гидростатическим приводом и вибровозбудителем, на задней полураме размещены двигатель, агрегатированный с одним или двумя гидронасосами хода, ведущий мост с двумя колесами и кабина.

Механическая трансмиссия ведущих колес, еще недавно широко применявшаяся, вытеснена гидростатической с бесступенчатым изменением скорости и тяги, а значит, повышением качества уплотнения. Гидростатический привод расширяет возможности компоновки. Поскольку у катка должно быть немалое тяговое усилие и он не должен буксовать на рыхлом грунте и на уклоне, применяют либо раздельные гидравлические контуры привода вальца и колес с отдельными насосами, либо автоматическую систему перераспределения тяги с одним насосом. В соответствии с требованиями безопасности предпочтение отдают гидравлическому контуру рулевого управления. Мощная тяга позволяет конструкторам предложить в качестве опции отвал, расширяющий функциональность катка.

Для уплотнения несвязанных грунтов каток комплектуют гладким вальцом и шинами с неглубоким протектором. Поверхность вальца с двух сторон очищается скребками. По связанным грунтам, в том числе стабилизированным, работают кулачковыми вальцами. Если связанный грунт попытаться уплотнять гладким вальцом, он лишь накатает на поверхности корку, под которой останется рыхлый грунт. Несущая способность и прочность на сдвиг такого основания будут ниже всякой критики. Кулачок грунт продавливает, а корка не образуется – таким образом, грунт уплотняется на бoльшую глубину.

Устройство механизма вибрации катков Caterpillar

Кулачкам придают трапецеидальный или эвольвентный профиль (только на катках Caterpillar), чтобы на выходе из отпечатка кулачок не разрыхлял его края. От налипшего грунта валец очищает система узких скребков. Цельный кулачковый валец и шины с глубоким протектором устанавливают на заводе, но смена вальцов возможна и на рабочем месте, для чего производители предлагают сменные наборы – валец, опоры, передний бампер, элементы гидравлики и крепежа. Процесс этот довольно трудоемкий, а потому практикуется более простой и дешевый вариант: приобрести к гладкому вальцу обечайки (бандажи) с кулачками. Кулачки на них поменьше, чтобы диаметр вальца и соответственно его угловая скорость менялись несущественно. Внутри вальца помещают механизм вибрации, увеличивающий уплотняющее действие катка.

Казалось бы, для создания катка дизайнеры не нужны вовсе – это вам не Lexus. Тем не менее в соответствии с последними веяниями моды конструкциям придают плавные, радующие глаз очертания, которые не противоречат требованиям к функциональности и эргономике, а зачастую улучшают их. На красивой машине оператор ощущает себя иначе, меняется эстетическое восприятие стройплощадки, возникает чувство гордости и ответственности и за технику, и за себя, что в итоге позитивно отражается на производительности труда. Узкий цельный скошенный капот элегантного дизайна не препятствует обзору сзади, и если его поднять, откроется полный доступ к двигателю и агрегатам гидросистемы. Панорамное остекление кабины дает круговой обзор. Кресло поворачивается и перемещается поперек кабины так, что оператор может контролировать край вальца.

Производители предлагают сходные по характеристикам модельные ряды катков. Так, у компаний Caterpillar, Hamm и Bomag в них по 10 моделей массой от 3 до 25 т: у Caterpillar это машины массой 5, 7, 11, 12, 14, 15, 17 и 19 т; у Hamm – 5, 7, 11, 12, 14, 16, 18, 20 и 25 т; линейка Bomag с шагом практически в 1 т – машины массой 3, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 25 и 26 т. В формировании рядов заметен эмпирический подход, основывающийся прежде всего на требованиях рынка, иными словами – на объемах продаж. Для дорожника нет смысла иметь полную модельную линейку, разумней формировать парк из машин, соответствующих выполняемым работам, и не забывать при этом об унификации парка.

У близких по характеристикам и внешне похожих катков разных производителей свои особенности, что особенно заметно по опционному оснащению. Подход корпорации Caterpillar можно кратко охарактеризовать как «надежно, эффективно и эксклюзивно». Обновляя модельный ряд, она использует отработанные, проверенные решения, защищенные патентами фирмы. Кажущаяся простота конструкции основана на тщательном отборе только максимально эффективных и надежных решений, которые зачастую дороже в производстве, но быстро окупаются при интенсивной эксплуатации.

В серии Е, которой постепенно заменяют предшественницу – серию D, визитные карточки грунтовых катков Caterpillar – двухконтурная гидростатическая трансмиссия и оригинальный вибрационный механизм – получили дальнейшее развитие. Двухконтурная гидросистема подает независимые потоки рабочей жидкости к моторам вальца и заднего моста. Таким образом, при пробуксовке вальца тяга на колесах не меняется, и каток продолжает движение. При пробуксовке одного колеса блокируется дифференциал повышенного трения, сохраняя полную тягу на другом колесе. Вибрационный механизм включает два эксцентрика, помещенных на центральную ось. В так называемом «стручковом эксцентрике» во внутреннюю полость, действительно напоминающую стручок, насыпана дробь. При вращении в одну сторону дробь перекатывается в сторону, противоположную грузу, частично компенсируя его массу и сокращая амплитуду колебаний до минимальной.

При вращении в обратном направлении дробь перекатывается к грузу, увеличивая массу дебаланса и соответственно амплитуду колебаний. Данная система отличается исключительной надежностью, так как в отличие от дебалансов с взаимно перемещаемыми грузами в ней просто нечему ломаться. В стандартной комплектации вибрационный механизм Caterpillar работает с постоянной частотой. По заказу могут быть установлены система плавного регулирования частоты с тахометром вибратора и три варианта систем динамического контроля степени уплотнения, включая составление компьютерной карты степени уплотнения рабочего участка с возможностью передачи данных на удаленный компьютер по радиоканалу и вывода на печать. Механизм не требует к себе пристального внимания: интервал замены масла – 3000 машино-ч, или 3 года независимо от наработки. В новой серии Е возросла центробежная сила за счет увеличения частоты либо амплитуды в зависимости от модели. Продуман удобный доступ к агрегатам для обслуживания. Цельный скошенный капот из стеклопластика поднимается вместе с выхлопной трубой к кабине электроприводом, как на фронтальных погрузчиках Caterpillar. Кроме того, вперед откидывается кабина, открывая доступ к гидронасосам.

Кабина и рабочее место оператора отвечают самым высоким стандартам по эргономике. Эффективная вибро- и шумоизоляция обеспечивает самый низкий уровень шума на рабочем месте.

Кулачковые катки Caterpillar имеют вальцы с кулачками особой формы. Эвольвентный в направлении качения и овальный в поперечном сечении профиль защищен патентом. Он обеспечивает меньшее налипание грунта и большее тяговое усилие, чем трапецеидальный. Кулачки катков Caterpillar расположены по шевронному принципу. Это обеспечивает постоянное распределение контактного усилия на 2,5 кулачка, что дает очень высокое контактное давление и продавливающую способность при высокой равномерности качения.

Кроме того, кулачки катков Caterpillar – литые в отличие от штампованных или гнутых из полосы у других производителей. Такая же форма кулачков, только меньшей высоты, используется в кулачковых обечайках для гладковальцовых катков Caterpillar.
Модели CS-663E и CS-683E оснащают «каменными» бандажами из высокопрочной стали толщиной 42 мм. Предусмотрена возможность установки кулачковых обечаек на все гладковальцовые модели. Катки массой от 5 до 12 т могут оснащаться планировочными отвалами.

Модельный ряд немецкой компании Bomag почти весь – от 7 до 26 т – укомплектован моделями последнего, 4-го поколения с целым рядом усовершенствований. Капот выполнен из легкого и прочного пластика и поднимается к кабине на 90°, целиком открывая двигатель, агрегатированный с насосом. Двигатель развернут радиатором к кабине, что позволило не только сделать капот сильно скошенным, но и сместить к корме центр тяжести, улучшив тем самым развесовку по осям. В самой простой комплектации D-4/ PD-4 (гладкий/ кулачковый валец) механизм вибрации состоит из двух эксцентриков, вращающихся в одном направлении на центральной оси. Изменение амплитуды при смене направления вращения происходит за счет перемещения подвижного груза. В комплектации DH-4/ PDH-4 добавляется пропорциональный гидравлический клапан на моторе ведущего моста. При пробуксовке он перераспределяет потоки рабочей жидкости между моторами моста и вальца, что позволяет преодолевать большие уклоны.

Наиболее «продвинутая» комплектация с системой Variocontrol обозначена аббревиатурой BVC, и ее главный компонент – поворотный эксцентриковый блок, помещенный на центральной оси вальца. Два боковых эксцентрика расположены на центральной оси и вращаются в одну сторону. Два средних эксцентрика вращаются в противоположном направлении на осях, вынесенных за центральную ось. Когда оси средних эксцентриков находятся одна над другой, вибрационное воздействие вальца имеет только вертикальную составляющую. При их отклонении от вертикали появляется горизонтальная составляющая, а по достижении осями горизонтального положения валец полностью переходит в режим осцилляции.

Управление механизмом вибрации происходит в автоматическим режиме: оператор задает с пульта управления (Bomag Operating Panel) параметры уплотнения, электронная система считывает с сенсоров на внутренней стороне вальца данные о погружении вальца в грунт на каждом цикле вращения эксцентриков, т. е. степени уплотнения грунта, и на их основании задает оптимальное положение механизма вибрации и скорость катка. Информация выводится на дисплей пульта управления в режиме реального времени. Дополнительный модуль позволяет перенести данные на бумажную ленту. Кроме пульта управления в комплектацию включен большой ЖК-дисплей на панели управления катком, а управление поворотом перенесено с рулевого колеса на колесико на левой консоли.

В качестве опций компания Bomag предлагает полигональный валец для уплотнения связных и несвязных грунтов, «скальный» валец, дробящий и уплотняющий крупнокусковый каменный материал, а также навесной блок вибротрамбовок. Блок увеличивает уплотняющее воздействие катка за один проход.

Катки серии 3000 компании Hamm AG тоже поставляют в нескольких комплектациях. У машин этой серии скошенный цельный капот открывается в сторону от кабины, шарнирное сочленение – трехточечное. Изменена компоновка моторного отсека: двигатель расположен традиционно – продольно от кабины, радиаторный блок скомпонован в форме куба.

В стандартной комплектации гидросистема обычная, в более развитой комплектации гидроприводы хода и вибровозбудителя управляются микропроцессорной системой Hammtronic. Считывая данные с множества сенсоров, распределенных по узлам катка, система автоматически регулирует частоту вращения двигателя, скорость движения, амплитуду и частоту вращения эксцентриков, распределяет потоки рабочей жидкости между моторами моста и вальца. Входящие в нее модули контроля скольжения и тяги предотвращают пробуксовку колес и вальца. Система кроме способности преодолевать подъемы повышает экономичность машины на 30% по сравнению со стандартной комплектацией. Для моделей 3307, 3412 и 3414 предусмотрена расширенная комплектация, обозначаемая аббревиатурой VIO.

Она подразумевает механизм, способный работать в двух режимах – вибрации или осцилляции. Эксцентрики на двух валах, вращаясь противоположно, создают вертикальное результирующее воздействие – вибрацию. При переключении их на вращение в одном направлении результирующая сила приобретает переменное горизонтальное направление, вызывая вращение вальца в ту или другую сторону.

Этот метод особенно хорошо показал себя при уплотнении покрытий мостов, где противопоказаны вертикальные вибрационные воздействия, и городских улиц, под которыми на небольшой глубине проложены коммуникации.

Итак, есть технологии уплотнения грунтов и есть техника, способная это выполнить. Остаются пустяки – строить качественные дороги.

По конструктивным характеристикам все катки различаются следующим образом:

  1. По разновидности основного механизма. Основными действующими механизмами уплотняющей техники могут быть вальцы и или пневмоколеса.
  2. По составу осей катки бывают одноосными, двухосными и трехосными.
  3. По способу перемещения. Могут быть прицепными, полуприцепными и самоходными. Эксплуатация машин полуприцепного типа осуществляется при помощи специальных тракторов и тягачей, а, также, человека или лошади. В соответствии нормативными требованиями, изложенными в ГОСТ 16481-70, полуприцепные катки могут быть легкими, весом не выше 15 тонн, средними до 30 тонн, и тяжелыми до 45 тонн. Считается, что именно прицепные катки наиболее выгодны в эксплуатации, потому как имеют невысокую стоимость, при этом, обладают еще и способностью механизма разворачивать каток на обратный движение.
  4. Катки самоходного типа оборудованы двигателем, работа которого заставляет детали механизма перемещаться.
  5. По количеству колес или вальцов. Различают одновальцовые, двухвальцовые и трехвальцовые механизмы.
  6. В зависимости от способа работы, катки бывают:
    1. Статическими. Их действие осуществляется за счет перекатывания рабочих деталей по материалу. Уплотнение веществ такими катками происходит под воздействием давления.
    2. . Работа таких машин заключается в непостоянных колебаниях рабочих приборов. Трамбование грунта в таких случаях происходит за счет силы тяжести.

Все катки имеют различие и по массе. Могут быть ручными, вес их не превышает 1 тонну, тяжелыми — не более 16 тонн и сверхтяжелыми, которые могут весить до 100 тонн.

Большей популярностью пользуются катки с пневмоколесами и вибрационным вальцом. Это объясняется тем, что такие механизмы, за счет своей универсальности, гарантируют качественное уплотнение и выравнивание любого по структуре сырья (песка, глины, гравия, асфальтной смеси).

Из-за широкого разнообразия сырья, используемого для формирования полотна дорог, дамб, аэродромов и др., появляется необходимость в применении разных типов уплотняющей техники. В процессе трамбования физические и прочие характеристики материалов меняются, поэтому приходится использовать катки с разными показателями действия давления, а, также, машины разного способа воздействия на материал. В зависимости от выбора модели катка и углубление трамбовки может регулироваться.

Грунтовые катки применяются при строительстве и различных дорожных работах.

К основным назначениям грунтового катка можно отнести уплотнение гравия, щебня, грунта, асфальто — бетонной смеси. При использовании грунтового катка повышает плотность дорожного основания, обеспечивается высокая несущая способность и водонепроницаемость покрытия. Данные качественные показатели являются гарантом долговечности и износостойкости наших дорог.

Купить грунтовый каток

При приобретении грунтового катка необходимо обратить внимание на основные характерные данные. Это рабочая масса машины, частота / амплитуда вибрации, производимая вальцом, а так же ширина вальца. Следует знать, какой применяется тип передвижения, прицепной или ручной, применяемый на маленьких участках или узких пространствах, либо самоходный, передвигающийся благодаря действию двигателя. Не стоит обольщаться низкой ценой, как правило, качество в таких случаях оставляет желать лучшего.

Аренда грунтового катка

Грунтовой каток является необходимой и незаменимой дорожной техникой. При этом приобретение данной техники весьма накладно для большинства организаций занимающихся ремонтом дорожного полотна. По этой причине довольно распространена аренда грунтового катка на определенное время, достаточное для проведения всех необходимых работ. Соответственно строительная и ремонтная организация экономит денежные средства на приобретении техники, а так же на периодическом техническом ее обслуживании.

Катки применяются для реконструкции, строительства и ремонта дорог. Также они используются для выполнения работ по укатке и уплотнению грунта и дорожных полотен. Решив взять в аренду каток, первым делом определитесь с характером работ, которые намереваетесь выполнить с помощью данной техники:

  • Если вам необходимо засыпать ямы щебнем, заделать дыры в дорожном покрытии, произвести уплотнение холодного и/или горячего асфальтобетона, оптимальным выбором станет асфальтовый каток с вибрационным уплотняющим оборудованием.
  • В целях уплотнения или укатки различных покрытий (глина, грунт, песок, скальные породы), подойдёт грунтовый дорожный каток.

Метод передвижения
В зависимости от указанного параметра техника подразделяется:

  • на ручную. Из-за отсутствия кабины с сидячим местом для водителя, в процессе выполнения работ за устройством должен идти оператор, вручную направляя его и регулируя скорость. Эта техника используется при обустройстве ландшафтов и спортивных площадок, ремонте автомобильных магистралей и грунтовых дорог, асфальтировании улиц и дорожек, уплотнении откосов и дамб;
  • на прицепную. Не имеет ходовой части, зато стоимость аренды этого типа катков в разы ниже. Аренда прицепного дорожного катка имеет смысл только при наличии в вашем распоряжении другой спецтехники, например, грейдера, самосвала, трактора;
  • на самоходную. Такие катки имеют полноценную ходовую, средняя скорость, которую они способны развивать - до 5-ти км/ч. Благодаря этому их можно считать быстроходной специализированной техникой. Большинство самоходных катков функционирует за счет дизельного топлива.

Тип воздействия на материалы
Вибрационные. Оборудуются специальным механизмом - вибратором, который имеет смещенный центр масс относительно своей оси. Благодаря этому вибратор, представленный в виде вращающегося на высоких оборотах груза, создает вибрацию. За счет такого свойства и с учетом, что грузоподъемность вибрационного катка меньше, чем статического, этот тип техники обладает наиболее эффективным уплотняющим воздействием на материалы.

Статические. Применяются редко. Трамбуют и уплотняют материалы за счет своей большой массы. Однако необходимость в использовании статических дорожных катков не отпадает полностью, так как их можно применять там, где создание вибрационного воздействия неприемлемо. К примеру, при необходимости уплотнить мосты или эстакады. Кроме того, поверхность после воздействия статического механизма остается очень гладкой. Поэтому технику разумно использовать для обработки наиболее важных участков.

Количество основных рабочих органов
Согласно данному критерию дорожные катки бывают:

  • трехвальцовыми;
  • двухвальцовыми. Такие механизмы имеют подвид, именуемый тандемным катком. Для него характерно наличие двух вальцов, оснащенных приводом, предусмотрено двойное управление и шарнирно-сочлененная рама;
  • одновальцовыми.

Тип вальцов
Здесь также существует определенная классификация катков.

  • Пневмоколесные. Оборудованы колесной системой, оснащенной пневматическими шинами. Арендуя такой тип катка, помните, что из-за наличия промежутков между шинами технику необходимо располагать таким образом, чтобы передние колесные колеи были блокированы задними.
  • Решетчатые. Вальца этих катков имеют решетчатое покрытие. Обычно арендуются для утрамбовки грунта. Особенно эффективны данные катки при утрамбовке неоднородных материалов. Это позволяет осуществить максимально возможное уплотнение.
  • Комбинированные. Эта спецтехника сочетает в себе свойства нескольких типов катков. К примеру, может иметь пневмоколесные вальцы спереди и гладкие сзади.
  • Кулачковые. На вальцах данного типа оборудования имеются небольшие выступы, именуемые «кулачками». Наибольшая степень уплотнения достигается за счет разбивания комков грунта указанными «кулачками».
  • Модели с наличием гладких вальцов. Оснащены широкой колесной базой, которая имеет гладкую металлическую поверхность. Благодаря тому, что применение этих катков позволяет получить гладкую поверхность, их чаще всего используют для работ по укладке асфальтового покрытия.

Цена услуги дорожного или грунтового катка в Москве зависит от срока аренды — на час, смену, сутки или месяц. Поэтому окончательную стоимость аренды асфальтного катка узнавайте при разговоре с владельцем и просите скидку, если каток находится рядом с местом проведения работ.

Машины для уплотнения грунтов очень широко распространены в гражданском и дорожном строительстве, используются при укладке трубопроводов, рекультивационных работах, возведении спортивных площадок, обустройстве парковых зон. Грунтовый вибрационный каток отличается от большинства строительных машин узкой специализацией – он эффективно выполняет одну основную операцию – уплотнение грунтовых или насыпных оснований.

Но в последнее время многие производители, выпускающие катки для уплотнения грунта, применяют ряд усовершенствований, направленных на повышение универсальности машины, например, устанавливают съемные бульдозерные отвалы. Это расширяет диапазон выполняемых работ и повышает рентабельность машины.

Особенности типовых конструкций грунтовых катков

Несмотря на значительное количество моделей, вибрационный грунтовый каток, в большинстве случаев, имеет одну принципиальную схему. Главными частями машины являются:
  • двигатель
  • ходовая часть на пневмоходу (как правило – задняя)
  • гидравлическая трансмиссия
  • рулевое управление
  • рабочий валец
  • гидравлическая система вибратора
  • кабина управления
На грунтовых вибрационных катках устанавливаются дизельные двигатели с водяным охлаждением. Диапазон мощностей моторов очень широк, как и различие в «весовых категориях» машин. Вес грунтовых катков находится в пределах 5 – 30 тонн. Естественно, различается и их производительность. Но в большинстве случаев эффективность применения машины зависит не напрямую только от веса механизма. Очень большое значение имеет способность вибрационной системы работать с различными типами грунтов.

Схема построения вибрационных грунтовых катков довольно традиционна. Двигатель и кабина управления находится в задней части машины, монтируемой на пневматическом ходу. Колеса устанавливаются широкие и прочные. В некоторых случаях они исполняют роль дополнительных уплотнителей. Их ширина подбирается так, чтобы не образовалось колеи даже при работе на грунтах довольно высокой влажности.

Валец устанавливается на специальной раме в передней части машины. Секции катка соединены между собой с помощью поворотной системы, основанием которой является вертикальный шкворень, выполняющий роль поворотной оси. Гидравлические цилиндры поворотного механизма поворачивают не только заднюю часть на пневмоколесах, но, частично, и раму с вальцем. Угол поворота моторной части достигает 30 – 35˚ градусов, а рабочего органа – около 11˚. Такой принцип шарнирного сочленения позволяет массивной машине маневрировать в достаточно больших пределах и трамбовать грунтовое основание даже в относительно труднодоступных местах.

Высокая маневренность требуется при работе на ограниченных площадях и на дорогах, изобилующих большим числом поворотов. Грунтовые вибрационные катки оборудуются гидравлической трансмиссией с приводом на задние колеса и рабочий валец. Синхронизация движения обеих частей имеет очень большое значение для эффективной работы – должна исключаться пробуксовка и скольжение вальца.

Конструкция рабочих барабанов катка

Валец грунтового катка представляет собой массивный цилиндр, на который приходится более 50% общего веса машины. Действуя на грунт большим весом, каток уменьшает расстояния между частицами грунтового основания и повышает его удельную плотность. Уплотнение грунта вибрационными катками значительно эффективнее, чем просто прокаткой барабана поверхностью грунта. Виброустановка уменьшает необходимость повторных проходов машины и повышает эффективность работы в несколько раз.

Гидравлическая вибросистема, которой оборудуется грунтовый вибрационный каток, приводится в действие от мощных насосов, напрямую соединенных с двигателем машины. Частота колебаний вальца составляет от 24 до 48 Герц (Гц). 1 Герц – одно колебание в секунду. Кроме частоты, работа вибросистемы определяется амплитудой отклонения барабана. Современные катки оборудуются специальными механизмами, позволяющими изменять амплитуду колебаний. Наиболее распространены два режима работы – отклонение 0,6- 1 мм и 1,35 – 2,2 мм.

Многие модели известных брендов имеют возможность регулирования частоты и амплитуды одновременно. Это необходимо при работе на грунтах различного состава, вязкости, плотности и влажности. Например, при первоначальной обработке основания используется проход с максимальной амплитудой и минимальной частотой. Такая операция обеспечивает уплотнение нижних слоев грунта и создание надлежащего основания для последующей обработки.

Дальнейшее увеличение частоты колебаний позволяет эффективно уплотнять слои, более близкие к поверхности. Вариативность использования вибровальцев позволяет применять грунтовые катки в самых разнообразных условиях на грунтах песчаного, глинистого или суглинистого типа. Очень эффективны эти машины для подготовки оснований из песчано-гравийных смесей, даже со скальными вкраплениями. Многие из машин оборудуются специальными вальцами с рельефной поверхностью цилиндра, так называемые кулачковые. Специальные металлические выступы на барабане не только уплотняют грунты, но и дробят крупные части.

После прохода машины с кулачковым барабаном, требуется проход катка с гладким вальцем. Верхняя часть подготавливаемого основания должна быть ровной и равномерно утрамбованной.

Наиболее известными производителями катков являются Bomag , Hamm / Wirtgen group и Vibromax (Германия), Stavostroy (Словакия), Dynapac (Швеция), Caterpillar и Ingersoll-Rand (США). Немало моделей производится в России, например, компанией ЧТЗ-Уралтрак. На рынок вышли и довольно приемлемого качества, но гораздо дешевле европейских и американских.

Практически все новые модели характеризуются повышенным комфортом оператора – кабины утеплены, защищены от шума и вибрации, очень эргономичны и безопасны. Также большинство машин комплектуется сменным рабочим оборудованием.


Грунтовый каток относится к классу дорожных катков и предназначен для выполнения различных дорожно-строительных операций. Широкое распространение подобной спецтехники обусловлено возможностью стабилизировать и уплотнять дорожные грунтовые, песчаные, щебеночные или асфальто-бетонные поверхности за счет оказываемой на них нагрузки.

Грунтовый каток - эксплуатация и применение

Грунтовые катки повсеместно используются при проведении дорожно-строительных и дорожно-ремонтых работ. Основная задача, стоящая перед этой спецтехникой, создание высокопрочного и водонепроницаемого дорожного основания, для сокращения количества ремонтных работ. Современные имеют эргономичный дизайн и оборудованы комфортабельным местом работы оператора.

Трудно себе представить процесс подготовки территории для дальнейшего строительства магистрали или асфальтовой площади без грунтового катка. Благодаря установленным вальцам, имеющим гладкую или профильную поверхность, эта спецтехника предназначена для выравнивания рыхлого грунта или для коррекции почвенного покрытия. Прочная основа для будущей дороги получается в результате давления, которое оказывается массой машины на верхние слои почвы, и их утрамбовывания вальцами. Для уплотнения рыхлых, мерзлых или глиняных грунтов подходят модели с вальцами кулачкового типа с выступами усеченно-пирамидальной формы.

Характеристики работы грунтовых катков

Согласно установленным нормам, автомобильная дорога должна иметь определенную плотность. Соблюсти рекомендованные показатели плотности возможно, благодаря использованию специализированной техники. Уплотнение грунта происходит в результате укатки, трамбования или вибрационного воздействия на него катком. Как правило, грунтовый каток должен совершить несколько циклов, чтобы достичь требуемого эффекта. Величина нагрузки на грунт соответственно зависит от степени его плотности. В результате работы грунтового катка частицы грунта максимально сближаются между собой, что исключает дальнейшую его деформацию.

Уплотнение грунта, производимое этой дорожной техникой, бывает статическим и динамическим. Под воздействием статического уплотнения в слоях почвы происходит постепенное увеличение напряжения, уменьшается пористость материала, а покрытие становится более несущеспособным. Более эффективным является динамическое уплотнение, когда грунт уплотняется в результате вибраций техники. Амплитуда и частота вибрации напрямую влияют на скорость и качество уплотнения.

Устройство грунтовых катков

Многие грунтовые катки оснащены вибровозбудителями двухрежимного типа. Однако эксплуатация катков подобного типа запрещено в некоторых местах, например, вблизи жилых зданий или мостов. Существует возможность увеличить массу техники за счет балластных элементов. загружают песком, бетонными или металлическими грузами, что в разы увеличивает его производительность.

Принята классификация дорожных грунтовых катков, в зависимости от их массы. Легкие катки, весом до 4 тонн, справляются с небольшими объемами работ и подходят для эксплуатации на ограниченном пространстве. Их широко применяют при асфальтировании стоянок автотранспорта, пешеходных или велосипедных дорожек, спортивных площадок. Легкие модели катков подходят для осуществления работ по ямочному ремонту покрытия дорог. Катки, имеющие массу более 4 тонн, относятся к классу тяжелой дорожной техники и предназначены для выполнения масштабных работ, поскольку отвечают максимальным требованиям по степени уплотнения покрытий. Используются в процессе капитального ремонта дорог.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Женский ад: в московском сизо «666» творятся страшные вещи Электронная очередь запись следственный изолятор 6
География нефтяной промышленности азербайджана
Самые длинные и большие дамбы в мире