Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Действующие монастыри и церкви крыма. Крым (монастыри). Успенский Пещерный монастырь

Крым – один из красивейших уголков мира, с уникальной и совершенно удивительной природой. Еще более он притягивает туристов своими великолепными курортами и пляжами, исторически значимыми местами, связанными с важными событиями и людьми. А еще, Крым славится многочисленными святыми местами, великими христианскими святынями и монастырями, привлекающими сюда паломников со всего мира. Сегодня мы расскажем о самых знаменитых монастырях Крыма.

Современный Свято-Троицкий собор был возведен на месте деревянной греческой церкви, постройки 1796 года. В 1868 году ее разобрали и возвели новое каменное здание с классическими архитектурными формами и восьмигранным световым барабаном посередине. А над левым приделом построили небольшую колокольню. Лишь по завершению Великой Отечественной войны храм провозгласили «кафедральным собором», а в 2003 году тут был организован Свято-Троицкий женский монастырь. Это святое место Крыма примечательно тем, что в монастыре упокоены мощи Святителя Луки, который в миру был выпускником медицинского факультета Киевского университета, а затем став врачом, стал основоположником новых медицинских направлений, к двадцатому году прошлого века он уже был профессором Ташкентского университета, но решил принять церковный сан диакона, а к 1923 году принял монашеский постриг. Тем не менее, по благословению патриарха Тихона, он не бросил медицину. Несмотря на жизненные трудности: его трижды арестовывали, одиннадцать лет он отсидел по тюрьмам и провел в ссылках, но все же смог получить «Сталинскую премию I степени» за «Очерки гнойной хирургии», что было в 1943 году, затем успешно сочетал утомительную работу хирурга госпиталя со служением при храме. В ноябре 1995 года, Священным Синодом Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику святых. Двадцатого марта 1996 года, мощи Святителя Луки крестным ходом перенесли в Свято-Троицкий собор, а к 2001 году для его мощей из Греции была доставлена серебряная рака. На территории монастыря имеется музей Святителя Луки, где вам, с удовольствием поведают о чудесах исцеления, полученных после молитв у мощей этого святителя. Еще одной особо почитаемой святыней монастыря является - Икона Божией Матери «Скорбящая», которая совершенно чудесным образом обновилась в 1998 году. А дело было так: одна из местных прихожанок Иоанно-Предтеченской церкви в селе Первомайском Кировского района Феодосии, пожертвовала для храма икону Божией Матери, которая была написана на небольшой деревянной доске, и имела довольно тусклое и едва различимое изображение. Настоятель принял дар и установил эту икону в церковный алтарь, а когда через пару недель на праздник Успения Богородицы велась Божественная Литургия, сквозь распахнутые Царские Врата, бывшая владелица иконы увидела, что изображение было очень четким и ярким. Она подошла по окончанию службы к батюшке, и сообщила, что не ожидала, что служителям церкви удастся так быстро и качественно отреставрировать ее икону. Но удивился и сам батюшка, потому что ничего подобного с иконой не производилось. Была создана специальная комиссия, в число которой включили художников, ученых, краеведов, - они сделали однозначный вывод, реставрации не проводилось, а икона – самообновилась. Аналогов подобной иконы не существует, зато после обновления на ней проявилась очень четкая надпись: «Образ Пресвятой Богородицы Скорбящая». После этого, в Свято-Троицком кафедральном соборе или, как теперь он называется - Свято-Троицком женском монастыре, отслужили благодарственный молебен с акафистом, и благословили прихожан на церковное почитание данной иконы, установив ее празднование на шестое ноября - день почитания иконы «Всех скорбящих Радость». В 1999 году, икону с крестным ходом провезли по всему Крымскому полуострову, и были такие случаи, что в течении пути эта икона не раз мироточила и источала чудесное благоухание.

Стоит в живописной лесистой горной местности, в сорока пяти километрах от Феодосии, неподалеку села Тополевка и красивейшей речной долины Мокрый Индол. Монастырь появился тут двадцать пятого сентября 1864 года, неподалеку от источника Святой Праскевы, который одинаково почитаем как православными христианами, так и мусульманами, но они называют его «Чокрак-Саглык-су» - «Источник живой, здоровой воды». Это место для основания Топловского монастыря было избрано архиепископом Иннокентием во время его крымского путешествия. Его впечатлило старинное местное предание, передаваемое из уст в уста местным населением, что именно тут пережила последние мучения Святая Преподобномученица Параскева, тут была найдена икона с ее изображением, правда, икону в 1778 году греческие переселенцы перевезли в город Мариуполь в Церковь Рождества Богородицы, и, как говорят, именно благодаря ей город был спасен от холеры. Рассказывают, на месте где великомученице Параскеве отсекли голову забил чудотворный источник. Сегодня, на территории монастыря, паломники имеют возможность окунуться в несколько чудодейственных источников: «Параскевы-Пятницы», «Трех Святителей», «Георгия Победоносца», посетить богослужения, поклониться монастырским святыням, хранящимся в храмах обители. А они тут имеются: в 1994 году в обитель был передан ковчег-крест с мощами Киево-Печерских святых, сейчас он находится в Церкви Святой Параскевы; есть тут ковчег-ларец со святыми мощами - частицей Честнаго и Животворящего Креста Господня, частицами мощей Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона и Святой Преподобномученицы Параскевы, находящийся в алтаре Церкви Святой Параскевы и выносящийся на поклонение верующим в период проведения Литургии. В храме имеется список с Иконы Богородицы «Казанская», являющийся чудотворной иконой, особо почитаемой верующими. Кроме того, из Свято-Михайловского монастыря города Одессы в дар обители прислали несколько икон: «Спасителя», «Богородицы», «Николая Чудотворца», «Божией Матери Касперовской», «Целителя Пантелеймона».

Он располагается в ущелье Майрам-Дере, неподалеку от Бахчисарая и был основан в пятнадцатом столетие в честь чудесного явления на том месте иконы Божией Матери. Это была крупная обитель, которую звали «Лавра». Монастырские постройки были расположены на манер построек на Святой горе Афон в Греции, тоже в три яруса. Благодатная сила иконы Богоматери была так велика, что даже мусульмане приходили к ней на поклонение. Успенский Бахчисарайский монастырь к началу двадцатого века вырос в огромный комплекс, включающий пять церквей, часовен, прочие монастырские здания, но в 1921 году, он был закрыт пришедшими к власти большевиками, и придя в запустение, начал разрушаться. Территория была выделена под колонию инвалидов, а еще позже монастырские помещения начали разбирать на стройматериалы. В период Великой Отечественной войны тут находился госпиталь. А сто семьдесят погибших героев при освобождении Крыма были похоронены на кладбище в Монастырской балке. Монастырь начал свое возрождение в 1992 году, после службы, проведенной в пещерном храме архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем Божественной Литургии, закончившейся освящением источника. Были вновь отстроены пещерная Свято-Успенская церковь, звонница, кельи, хозяйственные помещения, пещерный храм Святого апостола и евангелиста Марка, Храм Равноапостольных царей Константина и Елены. В 1993 году тут открылся мужской монастырь. Из местных святынь монастыря можно отметить - чудодейственную икону Успения Богоматери, творящую исцеления от душевных и телесных болезней. Паломники могут увидеть снизу иконы множество золотых и серебряных подвесок, являющихся благодарностью за исцеление от разных недугов. Кроме того, тут особо почитаются иконы: список с чудотворной иконы Божией Матери «Панагии», явленной здесь на скале; список с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, перед которой в храмовый праздник - пятнадцатого августа, служат всенощное бдение; икона «Спасителя», содержащая восемьдесят четыре частицы святых мощей угодников Божиих; список с утраченной иконы «Бахчисарайской», перенявший благодатную силу от первообраза; список с чудотворной Божией Матери «Пантанесса» из Афона. Неподалеку от входа в монастырь, вы сможете набрать воды и умыться из чудодейственного святого источника.

Он стоит в красивейшем месте Крыма на окраине города Севастополя, на краю обрыва, рядом с верхней террасой Черного моря, и соседствует с мысом Фиолент и Мраморной балкой. Несмотря на то, что официальная дата возведения обители – 1578 год, согласно легенде, обитель появилась тут намного раньше, в 891 году, когда корабль, плывший из Греции, потерпел крушение у местных берегов, а его моряки взмолились к небесному покровителю моряков – Святому великомученику Георгию Победоносцу. Он услышал их просьбы и усмирив бурю, указал чудесным огнем направление к берегу. Когда люди выплыли и вышли к валуну, на котором видели свечение, они были потрясены тем, что этот сияние исходило от лежавшей на нем иконы Святого великомученика Георгия. В благодарность за спасение, они приняли решение посвятить свою дальнейшую жизнь служению богу и в скальном обрыве построили пещерную церковь. Но об этом факте стало известно лишь после изысканий археологов, обнаруживших старинные маленькие кельи и древний храм в пещере. Чуть позднее, рядом с пещерным храмом построили Церковь Рождества Христова, а сам алтарь так и остался в пещере. Балаклавский Свято – Георгиевский монастырь очень любят посещать туристы, чтобы полюбоваться его потрясающим архитектурным ансамблем и изумительным природным пейзажам. На Скале Святого Явления, вершина которой ознаменована каменным крестом, находится изображение Георгия Победоносца и памятная гравировка «891 – 1891» с надписью. В особо значимые церковные праздники тут проходит служба, ведь это святое место Крыма очень почитаемо паломниками и прихожанами за его чудодейственную силу. Рядом с монастырем находится часовня, где нашли последний приют многие известные люди Крыма. Рядом с источником Святого Георгия, стоит колодец, увенчанный золотым крестом и колоколом на его крыше. Монастырский комплекс располагается на двухсотметровой высоте и к нему ведет лестница, у которой насчитывается семьсот семьдесят семь ступеней. Утром и вечером окрестности наполняет звук колоколов обители.

Инкерман – это пригород Севастополя, где в давние времена среди скал появился пещерный монастырь. Согласно церковному преданию, это событие связано с именем Святого Климента, который был римским епископом в период с девяносто второго по сто первый годы, но был сослан императором Траяном в каменоломни Херсонеса за то, что проповедовал христианство, именно тут, в 101 году он встретил свою мученическую смерть. Мощи Святого Климента, были обретены через год после его кончины, их хранили в Херсонесе вплоть до десятого века в подводном гроте, так как именно там они были обретены, а доступ к мощам открывали один раз в год, в дату смерти праведника, в то время море отступало от берегов. Согласно преданию, на маленьком острове посреди бухты, который теперь называется Казачий, ангелы построили церковь, рядом с которой в восьмом веке появился пещерный монастырь. Пещеры были для первых иноков жильем, подсобными помещениями, местом расположения храмов, алтари которых вырубали из камня, также, как и престол со скамьями. Но здешние места захватили турки, которые, к слову, и дали название обители – «Инкерман», то есть «Пещерная крепость». Все монахи перебрались на мыс Фиолент, основав там Георгиевский монастырь. Возрождение обители началось с присоединением Крыма к России, тогда Инкерманская киновия открылась вновь, это было в 1850 году, но просуществовала она недолго, потому что в 1926 году, ее закрыли по приказу советской власти. Следующий этап возрождения Инкерманского Свято-Климентовского монастыря начался в 1991 году, очень большую роль в этом сыграл архимандрита Августин, который считал смыслом своей жизни - восстановление христианских святынь Крыма. Сегодня тут до сих пор работают археологи и делают удивительные находки. В скалах Инкермана на сегодняшний день уже найдено тридцать средневековых пещерных церквей, десять пастырских комплексов.

Он располагается в совершенно изумительном месте Крыма, в живописном ущелье между Бабуган-Яйлой и Синап-Даг, в двадцати километрах от города Алушты, и стоит на территории Крымского природного заповедника. Именно тут находится знаменитый целебный источник Савлух-Су. Забегая вперед стоит сказать, что раньше около источника находилась церковь, гостиница, каменная часовня, но лишь последняя достояла до наших дней. Это святое место Крыма очень почитаемо не только среди паломников-христиан, но и мусульман. Согласно старинной легенды, в Средневековье тут жили Святые бессребреники братья Косма и Дамиан, они занимались бескорыстным врачеванием людей от различных болезней. Тут они приняли свою трагическую смерть, после которой среди гор забил целебный источник Савлух-Су. В начале девятнадцатого века графиней Софьей Потоцкой были выделены денежные средства на возведение жилища для паломников. Немного позже, благодарный за свое исцеление водой из местного источника купец из Симферополя, поставил тут сруб, где были размещены образа Святых Космы и Дамиана. А в 1895 году, тут учредили мужской монастырь, который пробыл таковым сорок три года, а в 1899 году стал женской обителью. Игуменией назначили благочинную монахиню Варсонофию, и под ее руководством, до того нищая обитель у подножия Чатырдага, совершенно преобразилась: Космодамиановскую церковь и прочие постройки - отремонтировали, возвели каменную подпорную стену, поддерживающую террасу с церковью, построили новые кельи, просфорню, хлебопекарню, мастерскую, прачечную, амбар, сенник, две гостиницы, каждая на двадцать номеров для паломников. В 1913 году, в честь трехсотлетия царствования Дома Романовых отреставрировали часовню над источником. Космодамиановскую обитель всегда очень любили посещать российские императоры, они приезжали сюда, чтобы помолиться и испить воды из источника Святых Космы и Дамиана. Во время Великой Отечественной войны обитель сильно пострадала: ее постройки были разрушены, сохранилась нетронутой лишь часовня над чудесным источником. И лишь в 1992 году Космо-Дамиановский монастырь снова возродился к жизни, его зарегистрировали как мужской. В 1998 году воду из источника Савлух-Су занесли в «Справочник минеральных лечебно-столовых вод Украины», она считается целебной из-за высокого содержания в ней ионов серебра и цинка. Сегодня в обители проживают несколько монахов, но ее посещают многочисленные паломники, слышавшие об удивительных случаях исцеления от воды из святого источника Савлух-Су. А еще в монастыре есть чудодейственная икона Святых Космы и Дамиана, с частицами их мощей и Икона Божией Матери «Иерусалимская», написанная и освященная в греческом Афоне.

Этот самый молодой монастырь Крыма, расположенный под Севастополем, он начал свое существование в двухтысячном году. История началась с потрясения: во время проведения праздничного богослужения, в честь Рождества Христова, настоятель Храма Святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе, а заодно, наместник только начавшей возрождаться в этих стенах монашеской обители - иеромонах Паисий, обнаружил, что они были ограблены, из кельи были украдены иконы, серебряные сосуды, книги, кресты, мощи, церковные облачения. Но Божья помощь пришла незамедлительно в лице одной из прихожанок, которая подойдя к батюшке после службы, преподнесла в дар от своей семьи землю, на которой было можно построить монастырь. На землях Монашеской Балки иноки обнаружили пещеры первых христианских подвижников, руины кладбища старинного женского монастыря, к сожалению, с оскверненными действиями «черных археологов» могилами. Останки неизвестных монахинь были собраны братией и перезахоронены на территории монастыря. Иеромонахом Паисием было взято благословение на основание монашеской обители, а в благословение ему пожаловали Казанскую икону Божьей Матери, этот образ, вы сможете увидеть на иконостасе храма, воздвигнутого во имя Преподобного Паисия Величковского. В 2011 году, Севастопольским городским советом были утверждены границы монашеского скита, а за год до этого, монастырю присвоили статус «Ставропигиальный». Сегодня в обители служат семь братьев, которых возглавляет наместник - архимандрит Гавриил, кроме того, у данного монастыря есть подворье Вознесения Господня, расположенное в селе Гончарное, Балаклавского района, там служат еще три брата-монаха. Монастырь в Морозовке - святое место Крыма, которое очень почитается прихожанами и паломниками, ведь там хранится частица мощей старца Паисия Величковского. А еще, сюда приезжают многие страждущие, чтобы попасть в Часовню Святителя Нектария -митрополита Пентапольского и Эгинского чудотворца, молитвы к которому исцеляют раковых больных. При местном монастырском храме имеются великие христианские святыни, представляющие из себя более чем семьсот фрагментов мощей Божьих угодников.

Монастырь стоит в живописном месте, в пятнадцати километрах от крымского города-курорта Судак, которое местные жители зовут «Крымской Швейцарией», а именно в урочище Кизилташ, окруженном высокими красными скалами. Согласно старинной легенды, в восьмом веке тут располагалась летняя резиденция Сурожского архиепископа. В честь памяти Святого Стефана тут, в 1858 году был построен Кизилташский мужской монастырь. Но он вырос не на пустом месте, а рядом со Священной скалой, в одной из пещер которой есть целебный источник. На эту пещеру, в двадцатых годах девятнадцатого века, нечаянно набрел татарский пастух, искавший место, чтобы укрыться от дождя. Здесь он увидел плавающую в воде источника икону Божией Матери, он взял ее с собой и по пути передал греческому купцу, проживавшему в Феодосии, а тот, в свою очередь отдал икону батюшке в церковь. Некоторое время икона находилась при монастыре, но где она сегодня - неизвестно. Затем, сюда в 1858 году, прибыл на церковную службу игумен Парфений. К сожалению, он не смог ужиться с местными жителями - татарами, которые вырубали монастырский лес и воровали в обители. Двадцать первого августа 1866 года игумена Парфения, выехавшего в Судак, нашли застреленным на лесной дороге. Причем его тело было сожжено вместе с лошадью в ущелье, но нашелся свидетель и преступление было раскрыто. На месте убийства игумена был воздвигнут памятник, а в 2000 году было решено игумена Парфения, как подвижника и христианского мученика, причислить к лику святых. Кизилташский монастырь - всегда благоустроенный и самостоятельный, в 1920 году был разграблен вооруженными людьми, а с 1923 года его закрыли. В храмах открыли клуб и общежитие, с церквей сняли купола. В послевоенные годы тут хранили ядерные боеприпасы для кораблей и авиации Черноморского флота. Но в 1997 году обитель снова была открыта, а наместником назначен иерей Николай Демьянюк.

Сегодня мы рассказали о самых значимых святых местах – его христианских монастырях. Сюда ежегодно съезжаются многочисленные паломники, что помолиться чудодейственным иконам, мощам, испить воды из целебных источников и хоть немного приблизиться к Богу.

В Крыму можно посетить не только популярные дворцы и храмы, но и удивительные монастыри, которые своей историей смогут покорить сердца даже самых заядлых путешественников.

Самый древний

Самым древним монастырем Крыма считается Свято-Климентовский Инкерманский пещерный мужской монастырь. Основание его связывают с именем римского епископа святого Климента, ученика апостола Петра, сосланного в Херсонес в 92 году. Одним из мест ссылки в то время была инкерманская каменоломня в окрестностях Херсонеса, на берегу реки Чёрной, где и поныне добывают строительный камень-известняк. Святой Климент, прибыв на место ссылки, нашёл здесь более двух тысяч христиан, осуждённых, как и он, тесать камни в горах. В скалах Инкермана в ходе работ по ломке камня образовались пещеры. Одну из них святитель Климент расширил и устроил в ней церковь. В 101 году Климент принял здесь мученическую смерть (его утопили в море, привязав к якорю). В VIII–IX веках в скале над крепостью начали вырубать пещерные помещения, церкви и кельи, где обосновывались монахи из Византии.

Однако после захвата близлежащей крепости турками в 1475 году возникший здесь монастырь постепенно пришёл в упадок.

Возрождение Инкерманского монастыря началось в 1850 году, после присоединения Крыма к России. Древняя церковь во имя святого Климента, высеченная в скале, стала первым действующим храмом обители. Предание говорит о том, что этот храм был высечен руками самого Климента. В 1926 году монастырь был закрыт, а возродился вновь только в 1992-м. Сегодня это один из древнейших действующих монастырей России.

Единственный армянский



В XIII веке в Крыму существовала большая армянская колония. В одном только Солхате (Старый Крым) в XIV-XV веках было девять армянских церквей и четыре армянских монастыря. Сегодня из этих четырёх остался только один – Сурб Хач. И теперь это единственный армянский монастырь не только в Старом Крыму, но и на всём полуострове.

По преданию, название монастыря – Сурб Хач, то есть Святой Крест, – связано с хачкаром (так армяне называют каменные кресты) VI века, который был вывезен в Крым из древней армянской столицы Ани в XIII веке.

Основанный в XIV веке монастырь четыре столетия спустя стал одним из основных центров паломничества армянской церкви в Крыму и в Северном Причерноморье. В 1925 году Сурб Хач как духовное учреждение был ликвидирован, на его территории до Великой Отечественной войны были пионерский лагерь и санаторий для больных туберкулёзом. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления, после войны долгое время он стоял заброшенным. Вновь действующим Сурб Хач стал в 2009 году. И сейчас он открыт для посещения и паломничества, передает «Крымская газета ».

Самый высокогорный


Самым высокогорным монастырём Крыма называют Космо-Дамиановский монастырь. Он располагается в живописном ущелье у подножия Чатыр-Дага. Согласно легенде, тут, у источника Савлух-Су, жили святые бессребреники братья Косма и Дамиан, исцелявшие людей от различных болезней. Среди крымских татар существовало поверье, что святые были убиты и похоронены выше источника, возле двух одинаковых буковых деревьев. После омовения в источнике крымские татары всегда поднимались к этим двум деревьям – Косму и Дамиана почитали не только православные. Предание гласит, что после смерти братьев местный житель, ненавидевший свою жену, увёл её в горы, выколол ей глаза и оставил там одну. К несчастной явились два незнакомых человека, сказав, что они братья-врачи Косма и Дамиан, подвели её к источнику и велели умыться. После этого к женщине вернулось зрение. Уже в наше время исследования, проведённые учёными, показали, что в воде источника, помимо калия, магния, марганца, содержатся литий и редко встречающееся в естественных источниках серебро.

В начале XIX века здесь появились жилища для паломников. Благодарный за своё исцеление водой из источника симферопольский купец поставил тут сруб. А в 1856 году здесь учредили мужской монастырь, который пробыл таковым сорок три года, в 1899 году став женской обителью. Во время Великой Отечественной войны обитель сильно пострадала, сохранилась лишь часовня над чудесным источником. В 1992 году Космо-Дамиановский монастырь снова возродился к жизни, его зарегистрировали как мужской. Как и раньше, 14 июля, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, стекаются в монастырь верующие и жаждущие исцеления.

Единственный мусульманский


Текие (обитель) дервишей – монастырь странствующих мусульманских монахов-дервишей, которые вели аскетический образ жизни («дервиш» в переводе с персидского означает «нищий») – появился на окраине Евпатории в XV веке. Тогда город ещё назывался Гезлёв. Если быть точнее, то в средневековом Гезлёве было несколько текие, но до наших дней дожила только главная обитель дервишей – текие ордена мевлеви. И сегодня это единственный в Крыму мусульманский монастырь (хотя в конце XVIII века в Крыму действовало 22 текие).

Уникальный историко-архитектурный комплекс текие дервишей состоит из мечети с минаретом, здания постоялого двора и самого здания текие. В последнем вокруг центрального зала расположено 19 небольших комнат-келий дервишей. В молельном зале текие дервиши вечером совершали молитвы: под звуки барабана и свирели они кружились, исполняя суры из Корана. Двигаясь всё быстрее, дервиши впадали в транс, достигая полного отрешения от мира.

В 1930 годы текие было закрыто и до последнего времени использовалось как складское помещение Черноморского флота. Здания текие в целом сохранилось, мечеть же наполовину разрушена.

Самый необычный


Самый необычный среди крымских монастырей – это скит Святой Анастасии Узорешительницы на склоне горы Фыцки, неподалеку от пещерного города Качи-Кальон, в окрестностях сёл Баштановка и Предущельное.

О времени образования этого монастыря точных сведений не сохранилось. Известно, что монастырь просуществовал здесь до 1778 года, затем вновь возродился в 1850-м – и был полностью разрушен в 1930-х: здание церкви и кельи монастыря взорвали и разобрали до основания.

До 2005 года над скитом добывали породу, здесь был карьер, и всё завалило камнями. Затем это место объявили заповедником и запретили добычу камня. В 2005 году монахи обустроили здесь новый храм в старой штольне, уходящей вглубь на несколько десятков метров. В заброшенной известковой штольне сыро, а значит, краска на стенах и сводах не держалась бы. Поэтому было принято решение украшать храм… бисером и бусинами, разноцветными камнями. И хотя внутри этого необычного храма нет окон, всё залито необычным светом – пламя свечей отражается в бисерной мозаике на потолке и лампадах из бисера, наполняя храм тысячами благодатных лучей.

Древний пещерный мужской монастырь Шулдан (Отдающий эхо), расположен к северу от села Терновка, на высоте 540 метров над уровнем моря, на скале Шулдан, которая нависает над Шульской долиной. В комплекс двухъярусного монастыря входят два пещерных храма и около 20 пещер.

В истории монастыря можно выделить два периода строительства. Первоначальный комплекс монастыря мог быть создан в XIII-XIV веках, затем, не ранее конца XIV- начала XV века монастырь перестраивается, расширяется храм, появляется новый баптистерий. Вероятно, в XIV-XV веках были построены и остальные помещения монастыря. С конца XV века, после захвата Крыма турками, монастырь практически перестал функционировать.

Сейчас монастырь снова становится действующим. Постепенно монахи восстанавливают обитель, уже восстановлены кельи,соединенные между собой самодельными лестницами, а также хозяйственные постройки.

Знакомство с монастырем лучше всего начинать с первого храма, расположенного на первом ярусе. Это храм в форме вытянутого прямоугольника, с подковообразным алтарем.

К северу от храма расположена часовня. Вторая церковь находится на втором ярусе, над восточным входом в монастырь. Ее престол представляет собой арочную нишу в восточной части пещеры.

Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский монастырь

В небольшой долине, среди расступившихся скал, прямо у подножия хребта Кизил-Таш был основан мужской монастырь. Событие это произошло XIX веке, и нарекли обитель в честь святителя Стефана Сурожского.

Места здешние издавна привлекали людей верующих. Согласно легенде, у подножия красных скал любил уединяться и молиться Стефан Сурожский. Здесь же найдены остатки фундамента постройки из необработанного камня на известковом растворе. Судя по внешним признакам, они принадлежат христианскому средневековому храму.

Первыми поселенцами мужского монастыря стали странствующие богомольцы Андронник и Пантелеймон. Они построили небольшой молитвенный дом и скромное жилище. Монахи жили и трудились здесь вплоть до 1923 года. После закрытия монастыря на его подворье были и трудовая колония, и санаторий, и даже секретная военная часть, где хранились ядерные боеголовки – воистину, неисповедимы пути Господни!

Новая история монастыря началась в 1998 году. Был построен новый храм в честь Киево-Печерских святых, родоначальников монашества на Руси. Полностью восстановлена пещера со святым источником, приводится в порядок старое кладбище, У бывшего въезда в обитель гостей встречает фигура белого ангела с распахнутыми крылами, крестом и свитком в руках. Единственное, о чем настоятельно просят гостей братья-монахи – соблюдать уважение к святым местам.

Успенский Пещерный монастырь

Одной из главных достопримечательностей Бахчисарая является Успенский пещерный монастырь, расположенный в урочище Мариам-Дере. ОНа прилегающей к монастырскому комплексу территории расположено кладбище воинов, павших во времена Крымской войны 1854-1857 годов. Успенский пещерный монастырь был возведен в VIII веке византийскими монахами.

В XIII веке он временно прекратил свою деятельность, а затем в начале XIV века вновь возродился. В 1475 году Успенский монастырь чудом избежал разгрома во время турецкого набега и стал резиденцией митрополита. Не смотря на это, материальное положение храма было бедственным, его настоятели были вынуждены просить помощи у московских великих царей и князей. С XV по XVIII века Успенский монастырь выполнял главенствующую роль в религиозной жизни православного населения Крыма.

Главной святыней обители является икона Богородицы, в монастыре ее также называют Панагия (Всесвятая). К другим ценным образцам можно отнести икону Успения Богородицы, а также копии икон Богородица Киево-Печерская и Богородица Троеручица.

Армянский монастырь Сурб Хач

Сурб-Хач – древний армянский монастырь. Построили его в Крыму, среди древних лесов, на самом склоне горы Грыця сравнительно недалеко от города Старый Крым. Гору Грыця также называют Святой Крест, Святая, Монастырская, эти названия появились, видимо, уже со строительством монастыря. А название монастыря Сурб-Хач можно перевести, как "Святой Крест". На территории Крыма – это единственный монастырь, который сохранился из армянских церквей и монастырей Средневековья. С 1963 года ему присвоили статус памятника национального значения Украины.

1358 год – строительство церкви монастыря. В это период Крым был под армянской колонизацией, и это отразилось на появление в Крыму нескольких армянских церквей и монастырей. В более позднее время к храму был пристроен притвор и колокольня. И только в 1719 братский корпус с кельями для монахов появился в стенах монастыря. Замечен интересный факт, что монастырь больше похож на крепость, чем на смиренную обитель. Окна-бойницы, функция колокольни,как сторожевой башни. Видимо,бывали времена, когда монахам приходилось защищать свою обитель, отбиваясь от врагов, как настоящие воины.

В настоящее время в трапезной находится музейная экспозиция, посвящённая истории монастыря. Монастырь с 2009 года является действующим.

Топловский монастырь Св. Параскевы

Основанию монастыря предшествовало загадочное событие: обычной безграмотной девушке пришло божественное послание, призвавшее ее бросить все и стать отшельницей. Позднее к ней присоединились еще несколько женщин, которые и создали подобие православной общины, построили небольшую церквушку и читали молебен.

В 1873 году в Крыму в окрестностях села Тополевка (позднее село Учебное) была построена церковь Святой Параскевы, а годом позже был издан указ об основании монастыря. После этого монастырь стал расширяться, были построены монастырская церковь Святой Параскевы и монастырский собор Святой Троицы.

В годы становления советской власти монастырь пытался сохранить свой статус. Монахини создали трудовую коммуну садоводов, продолжая при этом вести обычную жизнь церковных служителей. Но в конце 20-х годов прошлого века всех монахинь насильно выселили из монастыря, а Свято-Троицкий собор взорвали.

В начале 90-х принято решение о возрождении монастыря, была восстановлена церковь, а возле святого источника построены купальня и небольшая часовня. В настоящее время источник популярен среди паломников и обычных туристов, ему приписывают целебные свойства.

Пещерный монастырь Шулдан

Пещерные монастыри Крыма обладают необъяснимой магической силой. Люди, их создававшие, каким-то непостижимым образом умели выбирать места уникальные, обладающие одухотворенной красотой. Монастырь Шулдан – лучшее тому подтверждение.

Монастырь возник предположительно в XIII-XIV веках к северу от современного села Терновка. Он состоял из двадцати пещер, большинство из которых теперь разрушены, и двух храмов. Главный храм, просторный и высокий, расположен в первом ярусе. Его прямоугольное помещение, вырубленное прямо в скале, заканчивается подковообразной алтарной частью. В древности стены храма были расписаны фресками, к настоящему времени утраченными. Над восточным входом, во втором ярусе пещерного комплекса, расположен еще один храм. Он сохранился хуже, но в его арочной нише можно увидеть престол, а на выступе южной стены – жертвенник. Трудно даже представить, сколько сил и времени потребовалось монахам, чтобы высечь в скале, пусть даже сложенной довольно «мягкими» известковыми породами, кельи и храмы.

Монастырь долгое время был заброшен. Сейчас в нем потихоньку возрождается жизнь, открыт для посещения главный храм. На краю горного плато из подручного материала выстроена беседка. Из нее открывается потрясающий вид на Шульскую долину, вид, не испорченный приметами цивилизации – только горы, укрытые лесом, да бесконечный звонкий простор синего неба.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь, действующий и по ныне, расположился в устье реки Черной в Крыму (Севастополь). Временем возникновения монастыря считается 8-9 век.

Согласно легенде, в создании монастыря сыграл большую роль римский епископ Климент, который принял христианство от самого апостола Петра. Он был сослан в Херсонские каменоломни за неповиновение императору Трояну, где продолжил проповеди каторжникам и высек первую церковь. Позднее он был казнен через утопление в море. Долгое время к месту казни приходили христиане и поклонялись святым мощам Климента.

На месте бывших каторжных каменоломен был построен мужской монастырь, который стоял под защитой крепости Каламита. Целью крепости была защита морского порта Авлита бухты Северной.

В состав монастыря входят церкви, как высеченные внутри скал, так и находящиеся на поверхности, всего их насчитывается восемь. Все церкви соединяются друг с другом с помощью ходов. Одна из церквей считается возведенной самим Климентом.

В монастыре можно побродить по пещерным церквям и кельям, посмотреть на древние алтари, престолы, скамьи, которые полностью высечены из камня.

Георгиевский монастырь

С возникновением в Крыму неподалеку от Севастополя Свято-Георгиевского монастыря связана красивая легенда. Согласно преданию греческий корабль терпел бедствие у берегов мыса Фиолент. Потеряв надежду справиться со стихией, моряки стали молиться святому Георгию. Святой внял их молитвам и, явившись на скале у берега, успокоил море.

Моряки, потрясенные чудесным спасением, основали в пещере на берегу церковь. Позже на этом месте был создан монастырь.

Современный комплекс Георгиевского монастыря был создан в XIX веке. Были построены церковь святого Георгия (до наших дней не сохранился) и храм Воздвижения Честного Креста, сооружена лестница к морю, длиной почти 800 ступеней. На месте древней пещерной церкви был устроен храм Рождества Христова.

В 1820 году в Георгиевском монастыре останавливался Александр Пушкин, сегодня об этом событии напоминает стела у стен монастыря.

В годы советской власти монастырь был закрыт, разрушен храм святого Георгия, утрачены многие другие постройки. Возрождение Георгиевского монастыря началось только в конце XX века. Сегодня в монастыре ведутся реставрационные работы.

Монастырь Сурб-Хач

Монастырский комплекс Армянской Апостольской Церкви - монастырь Сурб-Хач, что в переводе означает «Святой Крест». Согласно легенде, в середине XIV века монастырь основал духовный предводитель армян Крыма Ованес Себастациб. Он увидел на месте монастыря огромный огненный крест и расценил это как знамение свыше, которое подтолкнуло его к строительству храма.

Монастырь пережил все: правление Генуи, господство турок, власть Золотой Орды и Российской империи. Все эти долгие годы он был духовным центром армян Крыма, хранителем веры и традиций. В советское время монастырь полностью пришел в запустение: стены его были разрушены, чудесные фонтаны с причудливой каменной резьбой уже не давали чистейшую прохладную воду. И только в начале двухтысячных монастырь снова собрал верующих под крышей своего центрального храма.

Сегодня Сурб-Хач – это целый комплекс построек в окружении девственного старокрымского леса. В церкви Сурб-Ншан (св. Знамения) ведется служба, здесь же создан небольшой музей, рассказывающий об истории монастыря. Старинные фонтаны снова дарят прохладу паломникам, а специально для гостей, прибывших издалека, построена небольшая гостиница.

Монастырь Сурб-Хач отличается какой-то неповторимой светлой атмосферой, вселяет в души спокойствие и умиротворение. Здесь всегда тихо, здесь хочется задержаться и прислушаться к себе.

Свято-Успенский монастырь

Свято-Успенский монастырь вместе с кладбищем воинов, павших во время Крымской войны 1853-1856 годов, располагается в Ущелье Марии вблизи Бахчисарая.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Роупджампинг в крыму. Осознанный ужас. Стоит ли прыгать с тарзанкой в Крыму. Как проходил роуп-джампинг
Стоит ли прыгать с тарзанкой в Крыму
Уникальный бисерный храм в Крыму: как старая штольня стала местом силы