Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Карта схемы пещерный город тепе кермен. Пешком на Тепе-Кермен. Крым. Тепе-Кермен - другие церкви

Пещерный город-крепость Тепе́-Керме́н расположен в 7 км юго-восточнее Бахчисарая на одинокой конусовидной горе, напоминающей по форме вулкан. В переводе с тюркского название означает “крепость на вершине”. «Крымский Везувий» высотой 543 когда-то был частью внутренней гряды Крымских гор.

Крепость существовала здесь уже в VI веке, на очень малой площади в 1,2 гектара на трех уровнях вырублены около 250 хорошо сохранившихся пещерных помещений: культовые (церкви), жилища, склады, подвалы, оборонительные и погребальные помещения. Расцвет города пришелся на XII-XIII века до разорения в 1299 году золотоордынцами Ногая.

Мыс ТЕПЕ-КЕРМЕН. TEPE KERMEN South Rock.

ССЫЛКУ

Об истории крепости почти ничего не известно – это самый малоизученный и загадочный пещерный город Тавриды. Здесь проводились только эпизодические раскопки. Не обнаружен даже источник или колодец, а все известные родники находятся у подножия горы. Возможно, он ждет своего открывателя как недавно найденный тайный колодец Тик-Кую пещерного города

При раскопках колодца найден самый большой в Европе клад десятилетия - 30 золотых, 4253 серебряные и 1 медная монета.

Юг ТЕПЕ-КЕРМЕН. TEPE KERMEN South.

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Хозяйственная специализация города видна сразу – большинство пещер были предназначены для всесезонного содержания скота, который выпасали в прилегающих долинах. На плато сохранились руины зданий. Внутри городища, у самого его центра, археологи обнаружили фундаменты домов.

Пещера с балконом ТЕПЕ-КЕРМЕН. TEPE-KERMEN Cave with the balcony

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Интересно увидеть пещерную церковь VIII века, высеченную в в северо-восточной части скалы у самого обрыва. Храм прямоугольный, со скошенными углами, плоским потолком, полукруглой алтарной частью и ризницей. В полу вырублены могилы-гробницы.

Церковь с ризницей ТЕПЕ-КЕРМЕН. TEPE-KERMEN Church with sacristy

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Около XI века, был сооружен самый знаменитый храм города-крепости – Церковь с баптистерием (крещальней). Интересной особенностью храма является его внутренняя алтарная преграда с колоннами, увенчанными капителями, и рельефными изображениями процветших византийских крестов. В углу у восточной стены возвышается купель с крестообразной ванной, где и осуществлялся обряд крещения.

Церковь с баптистерием ТЕПЕ-КЕРМЕН. TEPE-KERMEN Church with baptistery

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Есть у пещерной церкви своя загадка – оконный проем неправильной формы, объяснить которую могут лишь посвященные в тайну пещерного города Тепе-Кермена - в день Пасхи восходящее солнце светит через окно пещеры - и на противоположной стене появляется точная форма креста.

Церковь с баптистерием ТЕПЕ-КЕРМЕН. TEPE-KERMEN Church with baptistery 2.

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

А на самом кончике копьеобразного южного мыса словно символ Тепе-Кермена стоит одинокий камень, оставшийся от рухнувших вниз стен бывшей здесь просторной пещеры.

Мыс ТЕПЕ-КЕРМЕН. TEPE KERMEN Rock.

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

К отвесным скалам с пещерами нижнего яруса можно подойти с любой стороны, но подниматься на плато удобней по тропе на северо-восточной стороне горы.

(«замок вершины» , тюрк.) - гора-останец конической формы, у южной бровки Внутренней гряды Крымских гор близ с. Кудрино (Бахчисарайский район). Здесь в VI–XIV вв. существовал пещерный город, крипты-пещеры которого сохранились до наших дней (256 пещер, вырубленных в 6–7 ярусов на склонах и на вершине горы). С 1964 г. - это комплексный памятник природы (5 га ). Объект географического и исторического туризма.

Городище Тепе-Кермен расположено на вершине горы-останца высотой 544 м над уровнем моря и 225 м над окружающей местностью. Склоны её поросли лесом с запада и северо-запада, остальная часть безлесна. Кажется, только птица способна подняться сюда. Вид этой горы удивителен, откуда бы на неё ни смотреть - издали, с плато, когда она как остров тонет в туманно-сиреневых далях на фоне гор Главной гряды , или вблизи, где правильность её очертаний, контрастное сочетание покрытых лесом склонов и отвесных скал макушки, загадочность пещер будят фантазию и воображение. Ни один из пещерных городов Предгорья не производит такого восторженного впечатления. Наиболее впечатляюще она выглядит с востока и с севера.

Малюсенькое (площадью всего около 1 га ), треугольное в плане плато со всех сторон обрывается вниз отвесными скалами, достигающих высоты 12 м и тем не менее здесь насчитывается до трёхсот искусственных пещер, расположенных в несколько ярусов, которые являют собой едва ли не всё многообразие типов, встречающихся в пещерных городах Крыма . Встречаются комплексы пещер, состоящие из двух, трёх и четырёх помещений. Пещеры на западной стороне плато носили, в основном, оборонительный характер. Это были боевые казематы с амбразурами для стрельбы из лука и сбрасывания камней.

История

Археологически городище исследовано недостаточно: выявлено, что оно существовало с VI в., когда здесь, на пограничье византийских владений строится небольшая крепость. В XI–XII вв. застройка становится более плотной, появляются наземные храмы. Из-за вторжений татар (поход Ногая в 1299 г., Тимура в конце XIV в.) жизнь в городе постепенно замирает. Впрочем, население не совсем покинуло Тепе-Кермен: по крайней мере, здесь отмечены следы небольшого монастыря, существовавшего и в XVI в. Оборонительные сооружения Тепе-Кермена практически неизвестны, правда, немецкий ученый XVIII века Туйман упоминает руины крепости на вершине. Предполагается, что цитадель - самая укрепленная часть крепости, последний оплот её защитников - находилась на южном скалистом выступе плато. От неё сегодня сохранилась одинокая, вертикально поставленная каменная плита. Остатки «постелей» боевой стены, которая вместе с вырубленными в скале верхними маршами дороги свидетельствуют о продуманной системе укреплений, вполне типичной для раннесредневековых крепостей Внутренней гряды - Эски-Кермена , Мангупа (на мысе Тешкли-бурун) и др. В месте входа на плато сохранились подрубки от основания ворот раннесредневековой стены. Укрепления Тепе-Кермена, возможно, возникли на территории укрепленного убежища, с примыкавшим к нему сельским поселением, к которому принадлежали пещеры восточного и юго-восточного склона. Скорее всего, это был феодальный замок, господствовавший над Качинской долиной.

Описание

Единственный путь на плато к городищу Тепе-Кермен ведёт с северо-востока. Узкая, местами пугающе крутая тропа протискивается между деревьями, скалами, оборонительными пещерами и неожиданно быстро выводит на самый верх. Повсюду видны вырубленные в скале пещеры - хозяйственные, оборонительные, культовые. Некоторые из них образуют многоярусные системы, соединенные пролетами изящных, как будто висящих в воздухе каменных лестниц.

Самый известный памятник Тепе-Кермена - вырубленная в скале пещерная церковь с необычным алтарём и с крещальней, или баптистерием, VIII–IX вв., весьма своеобразная по интерьеру. Её остатки находятся в северо-восточной части плато. Это довольно большая церковь, по архитектурным особенностям необычная для средневековой Таврики. Она вытянута с юга на север, а не с запада на восток, как это было обычно принято. Её длина более 11 м и ширина от 4 до 5 м . Алтарная преграда выдвинут вперед и занимает почти всю центральную часть помещения. В каменном полу храма и на открытой площадке рядом с храмом высечены многочисленные костницы - «многоразовые» усыпальницы средневековых христиан. Такие постройки известны на территории Малой Азии, входившей в состав Византийской империи. Они появлялись в период иконоборческого движения, что даёт основание датировать этот храм VIII–IX вв. На территории Тепе-Кермена находилось ещё несколько пещерных и наземных церквей. Остатки небольшой часовни с полукруглой алтарной абсидой расположены у южной оконечности городища. В северо-западном обрыве находится «церковь с ризницей». Это церковь простой прямоугольной формы с апсидой, по бокам которой расположены ниши, а в южной стене вырублен проход в ризницу. Здесь сохранились остатки греческих надписей.

На Тепе-Кермене сохранились следы довольно густой наземной застройки, пока ещё слабо изученной. Как и в большинстве средневековых горных поселений Таврики, жилые постройки в небольших и довольно тесных усадьбах были двухэтажными, их окружали хозяйственные пристройки и навесы. Во время раскопок обнаружены фрагменты черепиц, пифосов, амфор, поливных тарелок, датируемых XII–XIV вв. При раскопках встречались и отдельные находки VI–VI вв., дающие основание полагать, что плато осваивалось человеком с V в.

До сих пор остается неясно, как решалась на Тепе-Кермене проблема водоснабжения. По предположению Д. Л. Талиса, жители могли запасать дождевую воду, собирая ее в специальные скальные вырубки.

Описание Тепе-Кермена по Бровко

Наиболее полное обследование пещер Тепе-Кермена было предпринято в 1912 г. Крымским обществом естествоиспытателей и любителей природы. Его результаты были обобщены Н. А. Боровко в работе, которая «по полноте иллюстративного материала (фотографии, планы, чертежи), охватывающего едва ли не все пещеры этого города, нужно отдать ей справедливость, представляет исключительное явление в литературе о пещерных городах».

Установлено реальное количество имеющихся на сегодня пещер - 250, дана их классификация по форме. Самые крупные пещеры со входом во всю ширину, составляющие примерно половину всех пещер, Боровко причислил к самым ранним: внутри имеется обычно нечто вроде лежанки, с углублением, напоминающим ясли, верхний край которого иногда приподнят и снабжен дырами словно для привязи скота. По мнению Боровко, «лежанки», или каменные скамьи, предназначенные для погребений, с утратой прежних погребальных обычаев были приспособлены к хозяйственным нуждам. Их верхнюю часть углубили и превратили в «ясли», а по верхней кромке пробили круглые отверстия, вероятно, для привязывания животных. Часто встречаются в таких пещерах «каменные кольца» - так приходится называть, - пишет Боровко, - высеченные в стенах, потолке уступы с дырами, очень напоминающими отрезки кольца, вставленные своими концами в каменную массу». Пещеры с входом в виде люка, находящиеся на вершине плато, производят впечатление погребов наземных сооружений, за исключением нескольких, служивших цистернами для сбора воды. Пещеры с «дверью», которых насчитывается 57, - это маленькие помещения без окон. Отмечает он также и несколько самых маленьких - ниже человеческого роста - и самых «непонятных» пещер со входом-«дверью», расположенных с противоположной стороны горы.

На юго-западе скала выдается в лес уступом: обогнув её и двигаясь к югу, встречаем самую крупную пещеру. Перед ней естественная терраса, в левом конце которой вход в виде двери: против входа - выступ с нишей, над ними, по обе стороны - две нитеобразные выемки. По словам Боровко, «некоторые принимают её за пещерный храм, но не христианский». Разбирает Боровко и основные гипотезы о происхождении пещер. Первая приписывает их образование «народу глубокой древности», «троглодитам» Страбона: эту точку зрения высказывали Дюбуа де Монпере, Д. Струков, Г. Караулов. Другие приписывают крипты христианам, спасавшимся от гонений, иконопочитателям (Паллас и др.). Согласно третьей гипотезе, высказанной немецким ученым Тунманом в 1777 г., Тепе-Кермен - это кладбище глубокой древности. «Тепе-Кермен, то есть замок горной вершины, - писал он, - высокая, отдельно стоящая гора в виде сахарной головы...:, на вершине которой еще и теперь видны остатки крепости, по-видимому, глубочайшей древности. Вся скала покрыта бесчисленным количеством гротов и пещер, расположенных в особом порядке, почти как колумбарии древних. Можно думать, что их назначение и было служить местами погребения».

Фотографии Тепе-Кермена

Как добраться?

Тепе-Кермен находится в 6 км от Бахчисарая. Добраться до него можно из Бахчисарая, минуя Чуфут-Кале , по тропе, выводящей через караимское кладбище на плато, далее по лесной дороге и затем по тропе, круто уходящей влево и вниз по скалистому склону в лес. Она приводит на ровную поляну, посреди которой возвышается усеченный конус поросшей лесом горы Тепе-Кермен, увенчанной скалистой вершиной. Или на автобусе «Бахчисарай - Синапное» доехать до села Кудрино. От села пешком на север по просёлочной дороге, обходя гору Тепе-Кермен с восточной стороны. Дорога приведет вас к подножию горы с северной стороны, откуда начинается подъём на плато. Расстояние - 2,8 километра.

Чтобы добраться на машине, из Бахчисарая направляйтесь в сторону села Синапное, миновав села Предущельное и Машино, сверните с шоссе налево, на просёлочную дорогу, которая приведёт к северному подножию горы Тепе-Кермен к началу подъёма на плато.

Официальные сведения
Средневековый город-крепость в

Бахчисарайском районе Крыма ,

в 7 км юго-восточнее Бахчисарая. Высота 544 м

Общие сведения о Тепе-Кермен (по опубликованным источникам)

Название Тепе-Кермен имеет тюркское происхождение: в переводе с крымско-татарского оно означает «холм-крепость», «крепость на вершине» (töpe - холм, вершина, kermen - крепость). Тем же именем называют и остатки средневекового города-крепости (по другим источникам - монастыря) Тепе-Кермен, в несколько ярусов покрывающего верхнюю часть горы. Площадь пещерного города около 1 га.

Фактически городом он не являлся, а был, скорее, крепостью-замком, на территории которого население округи укрывалось от войск неприятеля, что и объясняет отсутствие источников воды.

Город существовал в период с VI по XIV века. Наибольшего расцвета достиг в XII-XIII веках. Высока концентрация искусственных пещер - более 230-ти. Есть пещерная церковь XII-IX веков с высеченными крестами, могилами, надписями на греческом. Среди кустарника и травы видны следы фундаментов. Стены не сохранились. Гибель города по некоторым версиям привязывают к набегу золотоордынского беклярибека Ногая в 1299 году.

До сих пор не ясно, из какого источника брали воду жители города. Колодцы на территории Тепе-Кермена не обнаружены, а все известные родники находятся у самого подножия горы.

Тепе-Кермен - это одинокая конусовидная гора, на которой селились люди, напоминает по форме вулкан. Она была частью Внутренней гряды, которая постепенно разрушается, и осталась в виде одинокого «крымского Везувия» высотой 543 метра над уровнем моря. Тепе-Кермен , с тюркского означает Вершина-Крепость , видна издалека..

Считается, что крепость на этой горе начали строить в VI веке. На ничтожной площади в 1,4 гектара вырублены около 250 пещер самого разного назначения: жилища, склады, подвалы, оборонительные, культовые (церкви) и погребальные помещения. После похода на Тепе-Кермен остается впечатление, что город перенасыщен пещерами, что скала истончена и вот-вот распадется от этих бесконечных, съедающих ее полостей в шесть ярусов. Со всех сторон горизонта гора похожа на террикон шахты, а с востока выглядит огромным кораблем, рассекающим прозрачный воздушный океан.

Стенами здесь перекрыли только самые ответственные участки плоскогорья, где нет обрывов и куда враг смог бы легко пролезть по склону. Там же, для надежной обороны, выдолбили пещеры-казематы. Караульное помещение на юго-западе плато могло служить основанием специальной дозорной башни.

В отличие от Чуфут-Кале, Тепе-Кермен был слишком неудобным для нормального, хотя бы для сносного быта. Здесь нет колодцев. Жителям приходилось собирать дождевую воду по системе желобков в специальные каменные цистерны. Город продержался недолго и то лишь как военная крепость. На плато видны остатки каких-то зданий. В центральной части городища археологи откопали фундаменты четырехкомнатного дома, у стен которого остались конической формы вырубки IХ-Х веков для установки глиняных бочек (пифосов).

Интересно увидеть пещерную церковь VIII века, высеченную в северо-восточном обрыве скалы. Храм прямоугольный, с округленными углами, плоским потолком и полукруглой алтарной частью. В полу вырублены могилы.

Есть у пещерной церкви своя особая примета – оконный проем неправильной формы, объяснить которую могут лишь посвященные в тайну пещерного города Тепе-Кермен . Вот эта тайна, случайно открытая краеведами. В день Пасхи восходящее солнце светит через окно пещеры - и на противоположной стене появляется точная форма креста.

На «носу» плато Тепе-Кермен остался одинокий вертикальный камень, от которого падает тень на площадку. Раньше это была большая пещера со сводами…

Тепе-Кермен – самый малоизученный пещерный город. Здесь проводились только эпизодические раскопки. Случайными находками можно назвать монету 1305 года, несколько бубенчиков, нательный крестик, зеленые и синие обломки стеклянных браслетов, нащечную бляшку конской сбруи, осколки стеклянной лампадки...

Тепе-Кермен – пещерный город в Крыму, расположенный на одноименной горе. Создавался он как оборонительное укрепление, поэтому и место для него выбиралось соответствующее. Подняться на гору можно было только с одной стороны, где построили надёжную стену. Со всех других боков крепость защищается 15-метровым обрывом.

Город лежит на высоте 540 метров над уровнем моря и 250 метров над уровнем близлежащих долин. По размерам он уступает соседним Мангуп-Кале и Чуфут-Кале. Площадь плато – 1,4 га.

Топоним Тепе-Кермен означает «вершина-крепость», передавая впечатление от ее внешнего облика. Как называли город его основатели, неведомо. Этот памятник изучен пока недостаточно хорошо. Археологи установили, что городище образовано приблизительно в VI веке. Началось все со строительства византийской крепости. Уже к XI–XII векам застройка становится плотной. К XIII ст. город достигает вершины процветания. Однако к XIV пустеет после набега татар и разорения золотоордынским темником Ногаем. Подобная участь постигла и соседние пещерные города.

Экскурсия в пещерный город Тепе-Кермен

Гора Тепе-Кермен буквально вся «изрезана» пещерами. Они встретятся вам еще по пути к самому плато. Поэтому скучной дорога точно не покажется. Единственное, запаситесь питьевой водой. Источников поблизости нигде нет, а дорога длинная.

Как написано в Википедии, подниматься на Тепе-Кермен лучше всего с северной стороны. На самом плато находится около 250 пещер искусственного происхождения. Они использовались как жилища, оборонительные и культовые сооружения, погребальные склепы, склады. Жилых помещений мало, поскольку люди в основном селились в долинах, в усадьбах. Пещеры же служили укрытием на случай набегов. К сожалению, селения под влиянием природным стихий и времени разрушились.

Сам город сохранился очень хорошо. Видно, что он имел несколько ярусов. На верхнем находились одноэтажные пещеры. Есть здесь и вырубленный в скале храм, как утверждают многие, с интересной энергетикой. Словами не объяснить. Лучше приходите и прочувствуйте ее сами.

Нижний ярус представлен двухэтажными пещерами. Виды из их окон открываются потрясающие. Если сделать фото с этого места Тепе-Кермен, в кадр попадет даже Кыз-Кермен.

В северо-восточной части городища, почти у самого края плато находится еще одна пещерная церковь со своеобразным интерьером, алтарем и крестильней VIII–IX веков. Помещение довольно большое – длиной 10,5 м и 5,4 м шириной. Вытянуто оно не как обычно, по оси к алтарю, а по оси с севера на юг. Алтарная преграда занимает почти всю центральную часть храма. Алтарь окружали шесть высеченных колонн, до наших дней сохранилось только три.

Отличить данный храм вы сможете по оконному проему неправильной формы. Долго объяснить эту метаморфозу никто не мог. Открытие удалось сделать случайно краеведам. Оказалось, что когда в праздник Пасхи восходит солнце, лучи его проникают через окна пещеры, и на противоположной стене появляется точная тень креста.

Как добраться до Тепе-Кермен на машине, автобусе?

На карте Тепе-Кермен расположен недалеко от Бахчисарая. На автовокзале садитесь на рейсовый автобус Бахчисарай – Синапное и езжайте до остановки «Кудрино». Пройдите через поле к сосновому лесу – на горизонте должна показаться туристическая стоянка. С нее и начинается дорога к плато.

Если вы путешествуете на автомобиле, выезжайте из Бахчисарая по Советской улице на автодорогу, проложенную через Качинскую долину. Двигайтесь в сторону села. Как проедете село Машино, сворачивайте с шоссе налево на грунтовую дорогу Синапное, она приведет вас прямо к подножию горы Тепе-Кермен. Машину оставляйте здесь и поднимайтесь наверх.

Интереснее всего путешествовать на велосипеде. Так вы не будете привязаны к дороге, а сможете заехать в соседние пещерные города Чуфут-Кале, Кыз-Кермен и даже в Бахчисарайский дворец.

Городище Тепе-Кермен (Крепость на горе) расположено в долине реки Качи, в 7 км к юго-востоку от Бахчисарая. Поселение находится на отдельно стоящем останце площадью 1 га, на высоте 544 м над уровнем моря. Над Качинской долиной плато возвышается на 225 м, сбегая в нее мергелевыми осыпями, а высота вертикальных обрывов -- 10-12 м. Подъем на плато только с северо-восточной стороны.

Как добраться

Городище Тепе-Кермен относится к Качинской группе "пещерных городов". Тепе-Кермен находится в Качинской долине, примерно в 5 км от Бахчисарая.

Из Симферополя

Если вы начинаете свое путешествие в Симферополе, то вначале необходимо добраться до Бахчисарая на рейсовом автобусе или на электричке Симферополь-Севастополь.

Из Севастополя

Если вы начинаете путешествие в севастополе, то так же необходимо вначале добраться до Бахчисарая на рейсовом автобусе или же на электричке Севастополь-Симферополь.

Далее необходимо доехать на маршрутном автобусе от железнодорожного вокзала до конечной остановки "Староселье". И пешком необходимо добраться до Чуфут-Кале (см. Как добраться до Чуфут-Кале). Далее необходимо выйти на восточные окраины городища Чуфут-Кале, за ворота Биюк-Капу (Восточные ворота). За этими воротами вы сразу увидите грунтовую дорогу в восточном направлении. По ней и необходимо идти. Пройдя путь менее 1.5 км от грунтовой дороги будет ответвляться тропа влево (перед этой тропой вы должны увидеть указатель в виде камней, выложенных в форме стрелки и слова ТЕПЕ-КЕРМЕН). По этой тропе и следует продлжать свой путь. Она спускается с плато Чуфут-Кале в балку. Пройдя около 1 км по лесной балке вдоль плато Чуфут-Кале, вы окажетесь в сосняке. Чуть левее оборудованная туристическая стоянка "Сарабей". Здесть, при желании, можно переночевать.

Сразу за стоянкой высится плато Тепе-Кермен в виде усеченного конуса. Вы стоите с северо-восточной стороны палто.

Выйдя из соснового леса, вы увидите тропу на плато. Она довольно крута и, преодолев, последние экстремальные участки оказываетесь перед восточными пещерами. Далее нужно двигаться вправо и вверх. Тропинка выведет к остаткам вырубленной в скале лестницы с сильно разрешенными стпупенями. По ним необходимо подняться на плато.

Так же есть и другой вариант:

Необходимо от автовокзала в Бахчисарае сесть на рейсовый автобус Бахчисарай-Синапное. Дорога предстоит по живописной Качинской долине. Вначале, за селом Предущельное, вы минуете стоянку древнего человека - Качинский навес, затем знвменитый своими наскальными рисунками навес Таш-Аир. Далее последует Качи-Кальонский известняковый массив в виде носа гигантского корабля, устремленного вниз по течению реки Качи. В его борту, подобно иллюминаторам, зияют ряды пещер, вырубленных человеческой рукой. На носу "корабля" хорошо виден огромный крест, образовавшийся в результате природных явлений. Минуя монастырь Качи-Кальон, перед взором предстает горный массив, словно огромная неприступная стена. Это гора Кыз-Кермен (Девичья крепость). На плато Кыз-кермен и находится одноименное городище. Сразу за Кыз-Кермен вы увидите гору-останец в виде усеченного конуса - это и есть цель нашего путешествия - Тепе-Кермен. Выйти необходимо на остановке Кудрино. Пройдя поле, вы окажетесь в сосновом лесу, где расположена т/с "Сарабей". Далее за небольшой поляной есть тропа на плато. По ней и необходимо подниматься.

План городища. Достопримечательности

Тепе-Кермен - церкви городища

Особенностью Тепе-кермена является наибольшая, по сравнению с другими пещерными городами, концентрация пещер. На площади около 1 га их насчитывается более 250.

Подавляющее число внутрискальных сооружений здесь (около 85%) использовалось для хозяйственных нужд. Из них около 88%, или 170-180 помещений, являлись хлевами для животных. Остальная часть хозяйственных помещений представляла подвалы усадеб, цистерны для хранения воды. Нехозяйственные пещеры использовались для жилья и захоронения.

Среди пещер Тепе-кермена особый интерес вызывают две церкви. Одна - "церковь с ризницей" (данные названия пещерных церквей в научный оборот введены Н. Боровко (1913) находится в северо-западном обрыве городища. Попасть в нее можно не поднимаясь на плато. Вторая, "церковь с баптистерием", расположена на самом плато, на его северо-восточном краю.

Непосредственная близость Тепе-кермена от Бахчисарая и обилие искусственных пещер уже с начала XIX в. сделали его одним из наиболее популярных объектов посещения. Отметим самые интересные сообщения о церквах городища, встречающиеся в литературе.

П. Сумароков в начале XIX в. составил первое небольшое описание "церкви с баптистерием" и опубликовал ее глазомерный план.

Краткие сведения о церкви встречаются в "Крымском сборнике" П. Кеппена. Интересно замечание ученого: "Каких трудов стоило изсечь этот дом божий? Каким терпением должны были обладать те, которые оставив по себе этот памятник сами погружены в мрак забвения".

Оставил нам описание и рисунки церкви Дюбуа де Монпере. Упоминает о ней В.Кондараки.

Подробные сведения и рисунки церкви опубликовал Г. Караулов. Автор датировал ее первыми веками христианства. В обзоре Караулова обращают на себя следующие моменты: а) он видел обломки обрушившихся колонн от алтаря; б) не находил следов стенной живописи. Описание и планы церкви можно найти и в работах Д. Струкова, А.Попова, Е.Маркова.

В 1890г. житель Бахчисарая И. Пузатов расчистил храм от мусора, проделал в нем окна и двери, пригласил священника и отслужил молебен. Он же заметил замазанную известью надпись на стене напротив входа, скопировал ее и передал в Одесское общество истории древностей. В. Латышев опубликовал следующий перевод: "Выкопана могила сия по собственному моему желанию Полит...ом. Расширение (сделано) от раба Божия, благочестивейшего Мануила...". Полностью текст восстановить не удалось, не было сделано и точной копии, поэтому ученый не счел возможным ее датировать.

В.Юргевич и А.Попандопуло-Керамевс на основании этой же копии, по палеографическим данным, все же попытались установить хронологию надписи, но их мнения разошлись: первый считал ее позднейшей, а второй счел возможным отнести к IX- Х вв.

Первое подробное и полное описание всех пещерных церквей городища выполнил Н. Боровко в статье "Тепе-кермен" (1913). Он собрал все известные ему сведения, выполнил точные замеры, скопировал греческую надпись в апсиде "церкви с ризницей".

В 1927 г. краткий обзор пещерных церквей Тепе-кермена был составлен И. Никольским. Касаясь "церкви с баптистерием", он сообщал: "Справа от жертвенника, под известкой можно различить контуры Христа, изсеченного прямо на стене". Это кажется странным, так как ни в более ранних работах, ни в более поздних об этом не упоминается. Скорее всего, "изображение Христа" является не более чем плодом фантазии Н. Никольского. Подробные сведения о рассматриваемых памятниках можно найти в неопубликованной "Археологической карте..." Н. Репникова.

Касаясь упомянутой датировки надписи, предложенной Попандопуло-Керамевсом, он замечал: "Столь ранняя датировка по общему характеру пещерного храма, нам представляется невероятной".

В 1940г. церкви Тепе-кермена были обследованы П. Бабенчиковым. Интересным представляется следующий вывод: "... В старину вся восточная часть пещеры (церковь с баптистерием. - Ю. М.) до самого алтаря была изолирована от храма, что вяжется с аналогиями в других пещерных храмах... Дальнейшим выводом из этой предпосылки будет предположить, что ориентировку алтаря нужно считать не на север, как делали до сих пор, а на восток. В пользу последнего предположения, помимо других данных, говорит и тот факт, что из двух входов в алтарь западный имеет ширину 0,68 м, а южный (считаемый до сего времени царскими вратами) всего 0,5 м. Думаю, что исследователей вводила в заблуждение случайно хорошая сохранность алтарной преграды с крестами в южной стене алтаря и полное разрушение ее в западной. В пользу моего предположения говорит и существование крупной и правильно четырехугольной формы вырубки в восточной стене, которую считают "сидением", но которую следует считать переделанным впоследствии престолом".

Интересно наблюдение П. Бабенчикова, касающееся аналогии с "храмом с крещальней" в Инкермане: при всех архитектурных различиях данных церквей исследователь обратил внимание на важное сходство - расположение в храмах баптистериев, которые в древности отделялись от церквей перегородкой, и крещален со ступенькой.

Относительно много места "церкви с баптистерием" уделил в своих работах А. Якобсон, датировавший ее VIII-IX вв., практически не приводя никаких аргументов, за исключением поперечного расположения нефа. Кроме указанных работ, пещерные церкви Тепе-кермена еще неоднократно упоминались в литературе, однако в основном в пей повторялись уже известные выводы Н. Боровко и А. Якобсона.

Подводя итог, можно отметить, что подземные храмы Тепе-кермена, несмотря на известность и популярность, изучены слабо. За исключением описаний, не был сделан архитектурный анализ, не приведены серьезные аргументы в пользу той или иной датировки.

Вероятно, первоначально в XI-XII вв. была вырублена "церковь с баптистерием", расположенная на плато, внутри крепостных стен, а остальные появились позднее, по мере роста поселения.

Очевидно, после прекращения жизни на Тепе-кермене в конце XIII-XIV вв. пещерные церкви в какой-то мере продолжают использоваться жителями соседних долин и отдельными отшельниками. В пользу этого говорит надгробная надпись монаха Николая, найденная здесь и датированная В. Латышевым XVI в.. Однако говорить о полнокровной жизни этих церквей в данное время не представляется возможным.

Ю.М.Могаричев

Тепе-Кермен - "Церковь с ризницей"

"Церковь с ризницей" имеет размеры 4,9 х 2,2 х 2,1 м. В плане это простой одноапсидный храм. Апсида подковообразная 1,85 х 1 х 2 м, в верхней части отделяется от наоса подпружной аркой. Внизу видны подрубки под установку алтарной преграды и, вероятно, более позднего иконостаса. В полу имеется квадратная вырубка для основания престола. В северной и южной стенах апсиды вырублены ниши - возможно жертвенник и диаконник. В конхе апсиды высечена четырехстрочная греческая надпись.

Наос прямоугольный, вдоль западной и южной стен, на высоте 0,43 м, устроена скамья. В южной стене (западная половина) вырублена могила 2,75 х 0,8 х 0,72 м. Над ней, на высоте 1,5м,- арочная ниша размерами 0,37 х 0,35 х 0,2 м. В восточной части южной стены вырублен проход в ризницу, скругленную в плане, размерами 2,1 х 2,3 х 1,7 м.

В северной стене к западу от входа, на высоте 0,85м - арочная ниша (0,17 х 0,3 х 0,2 м). К востоку от входа - еще одна, размерами 0,24 х 0,53 х 0,5м, сооруженная на высоте 0,9 м. Рядом с ней вырезаны два концентрических круга, внутри которых изображены крестообразно четыре спицы. В нижней половине круга видны (сохранились) четыре буквы древнееврейского алфавита, которые А. Гидалевич интерпретировал как фамилию "Бакши".

В полу церкви вырублены две могилы с заплечиками, размерами 2 х 0,57 х 0,5 м северная и 2,1 х 0,8 х 0,5 м - южная.

Обработка помещения - сглаженная Т.2. Вход в церковь - прямоугольный (1,36 х 1,58м). По его бокам видны подрубки для крепления дверей.

В архитектурном плане "церкви с ризницей" среди пещерных храмов трудно найти прямые аналогии. Наличие в западной части апсиды углублений (северная и южная стены) сближает ее с храмом Южного монастыря Мангупа и главной церковью Шулдана, ризницы - с малым храмом в районе подъемной дороги Эски-кермена. По внутренней обработке "церковь с ризницей" выглядит более новой по сравнению с "церковью с баптистерием".

Вполне возможно, что она появилась на последнем этапе жизни Тепе-кермена как придорожная церковь, расположенная у входа на городище. Отметим, что именно под ней проходила дорога, ведущая на плато Тепе-кермена.

Ю.М.Могаричев

Тепе-Кермен - "Церковь с баптистерием"

"Церковь с баптистерием" (N 1). В плане помещение трапециевидной формы, размерами 10,5 х 4,5 х 2,6 м, потолок слегка покатый к западной стене. Функционально помещение делится на две части - собственно церковь и крещальню.

Храм, размерами 6,4 х 4,5 м, расположен в западной части. Его алтарь, вынесенный внутрь помещения, занимает северо-восточный угол и представляет собой отгороженное, высеченной в скале алтарной преградой квадратное помещение 2,7 х 2,7 м. Он поднят над наосом на 0,3 м. В него ведут два входа - царские врата (южный) шириной 0,5 м и боковой (западный) - 0,7 м.

Плиты алтарной преграды со стороны царских врат, толщиной 0,25 м, высотой царские врата.

Наос прямоугольной формы. Вдоль западной, южной и частично северной стен вырублена скамья шириной 0,25 м, высотой 0,35 м. В западной стене устроена гробница 2 х 0,65 м, а еще две, 1,75 х 0,65 м (восточная) и 1,9 х 0,75 (западная), вырублены в скамье южной стены. Над западной могилой южной стены процарапана упоминавшаяся восьмистрочная надпись. Еще одна могила вырублена в полу к югу от алтаря. Вход в церковь, шириной 0,8 м, вел с севера и находился в северозападном углу.

Крещальня, размерами 4 х 4,2 м, прямоугольной формы, расположена в восточной части помещения и возвышается над наосом на 0,15 м. Купель крестообразной формы (1,25 х 0,9 х 0,8 м) вырублена в юго-восточной половине. Над полом она возвышается на 0,35 м. В купель имеется спуск из двух ступеней, первая глубиной 0,3 м, вторая - 0,2 м. К западу от купели в полу вырублена могила, а еще одна - в северо-западном углу, рядом со стеной алтаря. Вдоль южной стены проходит скамья, над которой в стене находится ниша-гробница. Рядом с баптистерием в стене выемка четырехугольной формы 1,2 х 1 х 0,55 м. По бокам баптистерия - две ниши 0.25 х 0,3 м, над одной вырезана монограмма. С севера в помещение вел частично разрушенный вход шириной 1 м. К югу от него в западной стене устроена еще одна ниша 1,4 х 0,9 м.

К северу от церкви на краю плато в скале вырублено 9 гробниц и 5 усыпальниц. Могил, вероятно, было больше, однако территория перед входом в церковь частично засыпана землей.

"Церковь с баптистерием" является уникальным памятником. Во-первых, она имеет поперечное расположение нефа, во-вторых, вынесенный внутрь алтарь, в-третьих, баптистерий, и, наконец, в-четвертых, храмы с таким архитектурным решением среди скальных культовых сооружений Крыма больше не известны.

Наиболее близкая аналогия данному памятнику - комплекс "Судилище" (до расширения). Сходные черты проявляются: вынесенный внутрь алтарь, наличие горнего места, расположение алтаря в правом дальнем от входа углу. крещальня, отделенная от остального помещения стеной алтарной преграды. Последнее объясняет архитектурное решение алтаря.

Тепе-керменская церковь имеет общее и с "храмом с крещальней" в Инкермане, а именно: наличие баптистериев со ступенькой.

Датировка. Прямых хронологических признаков, позволяющих однозначно датировать церковь, нет. Надпись над могилой на южной стене также не содержит даты.

Датировка А.Якобсона VIII-IX вв. на основании поперечного расположения нефа не выдерживает критики. Как отмечалось, на Эски-кермене храмы с таким архитектурным решением датируются не ранее конца X в., подобные сооружения среди пещерных церквей Каппадокии существовали в X-XI вв. Казалось бы, датирующим элементом могут быть формы крестов на алтарной преграде, которые выглядят архаично, аналогии им есть на раннесредневековых алтарных преградах Херсона. Однако такие же кресты имеются на саркофаге XI в., на кивории, изображенном в миниатюрах кодекса бесед монаха Иакова XI в. и других поздних памятниках.

Декор, близкий орнаменту на капителях "церкви с баптистерием" имеется на капителях церкви Халас монастыря в Каппадокии, который датируется XI в.

Поэтому весь комплекс архитектурных особенностей церкви позволяет отнести ее ко времени не ранее XI в.

Важным в датировке данного памятника может стать анализ археологической ситуации на Тепе-кермене. Это один из наиболее слабо изученных "пещерных городов". Археологические исследования здесь проводил только Д. Талис в 1969-1972гг., который выяснил, что городище существовало с VI до конца XIII-XIV вв. Однако "весь культурный слой на исследованных участках разделяется на два хронологически различных напластования, относящиеся ко времени после Х в.", а плотная застройка появляется только в XII-XIII вв.

Такая археологическая ситуация является отражением исторических процессов, протекавших в средневековой горной Таврике.

Тепе-кермен возникает, очевидно, в конце VI-VII вв. как крепость, построенная на границе византийских владений в Таврике. Вероятно, сооружение оборонительных стен имело место на одном хронологическом этапе со строительством обороны на Эски-кермене, Мангупе и Чуфут-кале. Очевидно, в раннем средневековье люди жили на Тепе-кермене в основном во время проникновения неприятеля в горный Юго-Западный Крым. Период VIII-IX вв. не нашел отражения в археологическом материале городища. Известно, что в это время жизнь сосредоточивалась в сельских поселениях, расположенных в долинах. В Х в. эти поселения погибают.

С XI в. ситуация меняется. Ослабление и гибель Хазарского каганата, вхождение Таврики вновь в сферу влияния Византии, развитие процессов феодализации приводит к складыванию городских центров. Вероятно, одним из них и был Тепе-кермен.

Надо думать, что именно с XI в. на поселении начинают сооружаться пещерные церкви. Кроме них, здесь известен один наземный храм - однонефная часовня с полукруглой апсидой, размерами 5,5 х 2,2 м, датированная Д. Талисом XI-XIII вв. Исходя из массивности стен, ученый считал ее частью какого-то большого комплекса, может быть крупной усадьбы.

Несомненно, что сооружение "церкви с баптистерием", на данный момент самого крупного из известных здесь культовых сооружений, было связано с началом застройки городища, так как только этим можно объяснить наличие баптистерия и обилие погребальных сооружений в церкви и ее округе. Последнее указывает и на относительно долгое функционирование храма.

Возможно, именно "церковь с баптистерием" была главным культовым сооружением Тепе-кермена.

Таким образом, все аргументы - архитектурные особенности, анализ археологической ситуации - позволяют отнести появление церкви к XI-XII вв.

Ю.М.Могаричев

Тепе-Кермен - другие церкви

"Церковь с ризницей", "церковь с баптистерием" - наиболее известные скальные культовые сооружения поселения. Однако, по нашему мнению, на городище могли быть и другие внутрискальные храмы. В историографии предпринимались попытки их выделить.

Одну церковь на юго-западном обрыве находил Н. Боровко, однако, в ходе размышлений, отказался от этой идеи. О каких-то пещерных церквах упоминается в путеводителе по Крыму М. Сосногоровой.

На наш взгляд, культовым является комплекс, расположенный к востоку от "церкви с ризницей". В настоящее время указанные помещения почти или полностью разрушены, в частности, сохранились только южная и западная стены. В южной стене видны две прямоугольные ниши, в одной из которых видны следы плохо сохранившейся греческой надписи. В полу вырублены четыре могилы. В южной стене вход в небольшое помещение, возможно ризницу, с обработкой Т.2.

Вполне возможно, что данная церковь являлась предшественницей "церкви с ризницей", а некоторое время могла составлять с ней культово-погребальный комплекс у входа на плато Тепе-кермена.

Ю.М.Могаричев

Окрестности

В селе Кудрине находится памятник архитектуры - остатки Архангельской церкви, 1328 г.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Роупджампинг в крыму. Осознанный ужас. Стоит ли прыгать с тарзанкой в Крыму. Как проходил роуп-джампинг
Стоит ли прыгать с тарзанкой в Крыму
Уникальный бисерный храм в Крыму: как старая штольня стала местом силы