Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пещерные города в бахчисарайском районе. Путешествуем по миру вместе Скальный город в бахчисарае

Одно из самых крупных пещерных поселений – Чуфут-Кале - находится всего в трех километрах от Бахчисарайского дворца. Предположительно этот средневековый город возник в V-VI веках как византийское укрепление. Близость к Бахчисараю делает его одним из самых посещаемых туристами местом на полуострове.

История Чуфут-Кале

Город расположен на небольшом плато Бурунчак и окружен глубокими ущельями. Природный ландшафт и крепостные стены обеспечивали безопасность поселению, добраться сюда было весьма непросто. Единственный путь – это горная тропа, которая связывала жителей с остальным миром.

Первыми обитателями пещер были аланы, могущественное сарматское племя и союзники Византии, которые осели в горном Крыму. Упоминания о поселении в этих местах встречаются в письменных источниках с XIII века. Крепость на неприступной горе была известна под турецким названием Кырк-Ор. В 1299 году полчища татарского эмира Ногая совершили набег на полуостров, вместе с другими городами разорению подвергся и Кырк-Ор. Татары задержались в городе на длительный период, разместив здесь военный отряд.

Новый этап в жизни города начался в XIV веке, когда с восточной стороны укреплений поселились караимы, которые возвели второй ряд крепостных стен. При них Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром. А с середины XV до начала XVI века Кырк-Ор становится первой резиденцией крымских ханов и называется Кырк-Йер.

После переноса столицы Крымского ханства в Бахчисарай, в крепости остались одни караимы, при них поселение разрослось, и его восточная часть стала называться Йаны-Кале, что значит «новая крепость», а древняя часть Эски-Кале, что значит «старая крепость». По одной из версий, весь город тогда стал именоваться Джуфт-Кале, что значит «Парная крепость», это название и трансформировалось в нынешнее Чуфут-Кале. Также есть версия, что Джуфт-Кале означало – иудейская крепость, поскольку караимы были иудейского вероисповедания.

К концу XIX века, после того, как караимы покинули эти места, Чуфут-Кале опустел.

До революции в крепости действовали храмы, отмечались праздники караимской общины, проходили молебны. Содержались в порядке дома, на родовом кладбище хоронили усопших. До 20-х годов XX века в городе жили смотритель, сторожа и несколько семей.

Крепость сегодня

Пещерный город Чуфут-Кале – один из самых интересных памятников на полуострове. Начиная с XX века многие писатели и художники посещали крепость, среди них был Иван Крамской. Художник видел в пустынной местности Чуфут-Кале пейзажи, напоминавшие ему Палестину. А Владимир Набоков, побывав в этих местах написал: «Я видел мертвый город: ямы былых темниц, глухие храмы, безмолвный холм Чуфуткалэ... Небес я видел блеск блаженный, кремнистый путь, и скит смиренный,и кельи древние в скале».

До наших дней у Южных ворот города сохранились четырехъярусные боевые пещеры, соединенные внутренними ходами. Также обнаружены пещеры-подвалы, водопровод, остатки городских кварталов, оборонительных стен и храмов. Сохранились постройки разных периодов, среди них: мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша; остатки ханского дворца, мечети и монетного двора; богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы, жилая усадьба XIX века, принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.

Кроме памятника истории, Чуфут-Кале интересен и как уникальный природный объект, где архитектура слилась с нерукотворными пещерными лабиринтами. С плато, на которое ведет извилистая дорога, открывается потрясающий вид на природу Крымского полуострова.

Одни из самых древнейших и малоизученных достопримечательностей Крыма. Большая часть пещерных городов полуострова находятся в Бахчисарайском районе, начиная от поселка Скалистое, в сторону Севастополя. Основание городов пришлось на закат Римской империи и расцвет Византийской. Колонизация Крыма началась в 7 веке до нашей эры древними греками, выходцами из города Милет. Одним из первых поселений был город Керчь (Пантикапея).

Далее, вдоль восточного побережья Крыма начали образовываться небольшие поселения, вдоль южного и западного берега. Постепенно города разрастались и богатели, что привело к усилению противостояния кочевых племен и греков. Нападения на греческие города, чаще всего проходили через район нынешнего Бахчисарая, именно поэтому начиная с 3-го века нашей эры, в районе Бахчисарая, начинают появлятся небольшие сторожевые посты, которые с веками стали разрастаться в большие поселения, мощные крепости и неплохие укрепления.


С учетом горной местности центрального Крыма и весьма податливого горного материала, крепости, в основном, строились на возвышенностях, а дома вырезали в камне. Также бытует мнение, что большинство пещер греки не вырезали, а заняли более ранние пещеры, сделанные за несколько тысяч лет первобытными людьми. Доказательством этой версии послужило открытие пещеры Киик-Коба, в начале 20 века, в окрестностях Симферополя. В Крыму насчитывается свыше 20 пещерных городов, которые известны на сегодняшний день. В относительно хорошем состоянии сохранилось восемь.


Бывшая столица царства Феодоро, в Крыму. Царство Феодоро образовалось в 1140 году и просуществовало вплоть до 1475 года. Первые поселения на Мангуп- Кале появились 4 - тыс лет назад, о чем свидетельствуют археологические раскопки в этих местах. Первое крупное поселение на Мангуп-Кале появилось в 6- веке нашей эры, а вот расцвет пришелся на 13 - 15 века. Именно руины этого периода можно сегодня посмотреть. Мангуп-Кале находится недалеко от поселка Ходжа - Сала, в Бахчисарайском районе. Стоимость посещения музея под открытым небом 100 руб. в летнее время, зимой бесплатно. .

Чуфут - Кале


Чуфут - Кале - самый известный пещерный город Крыма. Популярность этого места напрямую связана с географической близостью к Бахчисараю и большому количеству достопримечательностей возле него. Пожалуй самые известные: Ханский дворец и Успенский пещерный монастырь.


До начала 15 века, Чуфут - Кале был столицей Крымского ханства, но с появлением города Бахчисарай, значение Чуфут - Кале стремительно падало и уже к началу 19 - века, город, практически опустел. Но до начала 20 века, в городе все же жили люди и по этому Чуфут - Кале, сохранился лучше всех пещерных городов Крыма. Сегодня Чуфут - Кале работает как музей и находится на расстоянии от Бахчисарая в 2,8 км. Подробнее о .

Тепе - Кермен


Посещение Тепе - Кермен очень часто совмещают с посещение Чуфут-Кале. Если с Чуфут-Кале выйти, в сторону восточных ворот, то по тропе через несколько километров можно попасть в Тепе-Кермен.
Тепе - Кермен был основан в 4-5 веках, как передовой пост крепости Чуфут - Кале, но уже к 6-му веку, превратился в относительно небольшой город центрального Крыма. Тепе - Кермен стал обрастать каменными укреплениями, а плодородные долины и обилие солнца, приносили большие урожаи винограда. Довольно быстро город стал одним из ключевых подсобных хозяйств Чуфут - Кале. Расцвет города пришелся на 11-13 век. Население города значительно возросло, а география торговли уже достигла размеров Крыма. Подробнее о .

Эски - Кермен


Замыкает список самых больших и сохранившихся пещерных городов Крыма - Эски - Кермен. Город находится недалеко от поселка Залесное, в Бахчисарайском районе. На территории города хорошо сохранились пещерные дома и остатки пещерного храма. Посещение Эски - Кермен лучше всего делать в летнее время. В отличии от выше описанных пещерных городов, дорога к Эски-Кермен с осени по весну сильно размывается и прогулки по ней довольно затруднены. Подробнее о .

Качи - Кальон


Качи - Кальон сегодня более известен не как пещерный город, а как пещерный монастырь. И причин этому несколько: во первых пещерный монастырь Качи-Кальон был покинут намного позже, чем большинство монастырей в пещерных городах, а во вторых, именно пещерный монастырь Качи-Кальон, один из самых сохранившихся в первозданном виде. Качи-Кальон, как и,практически, все пещерные города Крыма был основан во времена Византии, а вот жизнь в нем остановилось немного позже. Подробнее о .

Пещерный город Бакла


Пещерный город Бакла находится недалеко от Симферополя, в поселке Почтовое. Город Бакла, в отличии от других пещерных городов, строился и обживался ярусами. Город, на сегодняшний день, сохранился плохо, но все же два яруса довольно четко просматриваются и до сих пор можно посмотреть сохранившиеся пещеры и найти остатки древних строений и оборонительных сооружения. Подробнее о .

Сюйреньская крепость


Крепость Каламита


Крепость Каламита расположена в пригороде Севастополя, в городе Инкерман. Крепость была построена за несколько десятилетий до нашествия Золотой орды и простояла относительно недолго. А вот пещеры этой крепости, на сегодняшний день являются основным ее богатством.
Под стенами крепости располагается пещерный монастырь, основанный в 92 году нашей эры, 4-м папой Римским, учеником апостола Петра, святым Климентом. Монастырь сегодня действующий и принимает паломников и гостей полуострова. Подробнее о и о .


Сегодня, пещерные города Крыма , снова становятся одними из самых посещаемых достопримечательностей Крыма и этому способствует развитие в Крыму, пешего и велотуризма. Все больше и больше людей интересуются историей Крыма и стремятся не только искупаться в теплом Черном море, но и узнать о жизни наших предков, прогуляться по горным тропам и посетить как можно больше разнообразных мест.

Пещерные города Крыма на карте

Приветствую, друзья!

А вы знаете, что приезжая в Крым, получаете возможность переместиться на много веков назад и почувствовать себя реальным жителем древнего поселения?

Нет, это не участие в массовке к историческому фильму, не дешевые декорации с ряжеными, вымогающими заплатить за фото, это реальный, хоть и давно заброшенный Чуфут Кале пещерный город.

По ходу нашего путешествия я отвечу вам на многие вопросы, в том числе – кто надоумил жителей города-крепости рыть пещеры вместо строительства из камня, что может быть общего у караимов с иудеями , и когда они покинули обезлюдевший город.

Ну что, начнем с самого главного – как, когда, зачем и для кого были созданы целые города в таких труднодоступных местах и как там людям жилось.

О том, когда появилось первое пещерное поселение высоко над зеленой долиной достоверно неизвестно. По данным ученых и исследователей, люди обживали эти места, начиная с V в. Найденные могильники, принадлежащие племенам аланов, вроде как подтверждают эту теорию, но это не точно – споры об этом еще продолжаются.

С уверенностью можно сказать, что древний народ не просто так забирался на скалы и оборудовал там свое жилище. Время было неспокойное, бесконечные кровавые завоевания соседних земель были делом традиционным.

Особенно это мероприятие любили степные кочевники – отхватить добрый кусок у мирного и работящего населения, перебить и взять в рабство жителей.

Но есть и еще одна версия, согласно которой, выгодное расположение и рельеф каменного плато использовалось в качестве оборонительного объекта византийцами, построившими здесь свои сооружения приблизительно в годах так 500-600.

Может быть именно здесь и стоял таинственный город Фуллы , который никак не могут найти наши ученые, а в летописях не сказано, где конкретно он располагался.

История и судьба городища

Но как бы не обороняли свой город племена, периодически он переходил от одного народа к другому. Менялся быт, политика и названия.

Так, во время владения этой местности монголо-татарами, город звался Кырк-Ер. В 1299 г. ордынцы, под руководством эмира Ногая вступили на эту землю, предварительно разграбив прежнее поселение.

Далее пещерный город развивался, был центром княжества, правда, под подчинением Крымского юрта Золотой орды . После распада последней и образования уже Крымского ханства, Кырк-Ер становится резиденцией Хаджи 1 Герая.

Менгли 1 Герай перенес столицу ханства в другое место – Салачик , в современности село Староселье. Большинство жителей покинули пещерный город и ушли в новую столицу. Остались в неприступном городище только неугодные караимы, да крымчаки.

Иудейский город на скале

К караимам, как к представителям другого вероисповедания, особой любви не было. Когда ханский народ переместился в долину, караимам было запрещено покидать пределы пещерного города для свободного расселения.

Тогда-то и родилось нынешнее название – Чуфут-Кале, как «иудейская крепость». Хотя караимы, согласно некоторым теориям выходцы из хазарских и половецких племен, они в свое время приняли «религию иудеев», имели древнееврейский диалект, но в то же время не причисляли себя к этой нации.

После присоединения Крыма к России, караимам было разрешено жить за пределами своего города. Но только в конце XIX в. Чуфут-Кале был оставлен последними обитателями.

Что там происходит сейчас

Надо сказать, что до последнего, в брошенном городе проживала семья смотрителя. И удивительно то, как Чуфут-Кале неплохо сохранился до наших дней. Сейчас эта местность является заповедником и объектом культурного наследия.

Посещать пещерный город можно круглый год, что и делают многочисленные любознательные туристы и крымчане.

Где находится Чуфут-Кале

Чем интересен пещерный город

Как вы уже поняли, Чуфут-Кале очень древний город, с полноценной (вы даже удивитесь насколько) структурой. Трудно представить, как и при каких условиях строители и мастера того времени выполняли свою работу.

Строения на земле появились позже. Изначально, все помещения вырубались в скалах.

Каждый народ, проживающий здесь, вносил свои коррективы. Создавались свои храмы – христианские, мусульманские, караимские, отстраивались крепостные стены, прокладывались дороги, город рос и пополнялся новыми сооружениями.

При ханском правлении, например, здесь появились казематы, где в самых ужасных и жестких условиях держали пленных.

А в плену побывали многие знатные люди – князь Ромодановский, литовский посол Лез, русский посол В. Грязной, гетман Потоцкий, воевода и любимец царя Шереметев провел более 20 лет в этом подземелье.

За них требовали выкуп, иногда с такими невыполнимыми условиями, как отдать Астрахань и Казань.

Много в Чуфут-Кале и руин, а древние наземные строения можно посмотреть только снаружи.

Пройти по улицам «мертвого» города

Итак, вы отправляетесь самостоятельно или с экскурсией к Южным (главным) воротам Чуфут-кале. Неприступная стена, за которой открывается вид на город, выдержала не одну жестокую осаду.

Сам город разделен оборонительной стеной с аркой на старый и новый. В старом городе вы попадете на площадь, по сторонам от которой расположились различные сооружения – каменный колодец, руины христианского храма и мечети, и другие здания.

Караимы жили, если так можно сказать, отдельным кварталом. Они занимались ремеслом и хозяйством.

Хорошо сохранился большой каменный дом известного караимского летописца, ученого и путешественника Фирковича.

Функционировали в городе и свой монетный двор, и типография, различные ремесленные лавки. Многие пещерные помещения – это хозяйственные постройки, где хранились запасы, выполнялась какая-то работа, держался скот, но в опасные моменты, каменные лабиринты становились укрытием для жителей города.

На что обратить внимание

Среди множества руин есть и неплохо сохранившиеся сооружения.

  • Мавзолей Джанике-Ханым, где была погребена любимая дочь Тахтамыша. Вот только история ее гибели или естественной смерти трактуется по-разному. Экскурсовод может рассказать вам целых три версии!
  • Большая и Малая кенассы . Караимские молельные дома;
  • Осадный колодец Тик-Кую – удивительно продуманное подземное сооружение, созданное для сбора, отстаивания и хранения воды. О нем подробно можно прочесть в моей статье

Несмотря на бурлящую в пещерном городе жизнь, улицы сохранились отлично. Кстати, когда идет ливень, вся вода стекает по дороге, и по каменному тротуару, который чуть возвышается можно спокойно пройти.

Плутать по улочкам города, заглядывать в кельи, раздумывать о смысле жизни на смотровых площадках можно целый день, если вы не привязаны к экскурсоводу и группе.

Что еще посмотреть в Чуфут-Кале

Со стороны Восточных ворот, которые ведут в караимскую часть города, расположилась Иософатова долина.

А через дорогу, углубившись в лес, можно набрести на старинное караимское кладбище – место чрезвычайно атмосферное. В сумраке густых зарослей, без всяких троп и дорожек виднеются покосившиеся, целые и полуразрушенные надгробия, поросшие мягким изумрудным мхом.

Были в городе и ветряные мельницы, и банные комплексы, но они, к сожалению, не сохранились. А вот вырубленные из камня бассейны для сбора дождевой воды, боевые и жилые пещерные помещения с вырубленными лестницами еще многие века будут напоминать о некогда существовавшем городе Чуфут-Кале.

Слово посетителям: отзывы

Представляете, нет ни одного негативного отзыва! Удивительное место, где переплетается история и судьба многих народов, никого не оставляет безучастным.

Мертвый, полуразрушенный город на высоком плато, откуда открываются роскошные виды, привлекает не только туристов, но и ученых, археологов, а также любителей мистики и поклонников эзотерики.

Из минусов отмечено: особенность ландшафта – непростая прогулка по горным склонам, разбитым дорогам, и более прохладная погодная атмосфера, возможен ветер.

И, если не хотите быть ограничены по времени, то выбирайте самостоятельную экскурсию или поход с опытным гидом , а как добраться и вернуться я расскажу ниже.

Информация для посетителей

На официальном сайте сказано, что посещение осуществляется c 9.00 до 18.00. Кассы закрываются на 1 час раньше. И красным по белому написано, что без головных уборов и запаса питьевой воды вход в Чуфут-Кале прямо таки запрещен!

Так что на кассах, будь добр, предъяви панамку и бутылку. Ну не с пивом, конечно!

Плата за вход присутствует, билеты приобретаются у Южных и Восточных ворот.

Стоимость взрослого и детского билета: 200/100 рублей .

Над пенсионерами сжалились, но не так как над студентами — 150 рублей. Могли бы и бесплатно пускать. Я не думаю, что много наших пенсионеров заберется в эту горку.

Официальный сайт: handvorec.ru (один на двоих с ).

Как добраться самому

Пешком

Если вы добираетесь самостоятельно, то сначала вам надо приобрести билет до Бахчисарая. Затем от автовокзала на автобусе № 2 до остановки «Староселье» .

Но можно воспользоваться и любым другим маршрутным транспортом, предварительно узнав, доедет ли он до этой остановки. От остановки идти не меньше часа.

Далее вас сориентируют указатели, да и дорога к Чуфут-Кале ведет одна. Как я уже говорил, на пути располагается пещерный мужской монастырь – место, которое покоряет даже нерелигиозных посетителей. Можно запланировать его посещение до или после экскурсии в Чуфут-Кале.

От монастыря еще полчасика в горку. Лучше иметь при себе мобильное устройство с картами maps.me.

Где их взять? — Скачать из приложения Play Market. Как ими пользоваться грамотно? — Смотрите здесь .

На транспорте

На машине от Бахчисарая до Чуфут-Кале 10-15 минут езды.

Вам надо двигаться по таким улицам: Жданова, Ленина, Скалистая. Либо иметь под рукой карту или же воспользоваться координатами для навигатора.

Бросаете машину перед въездом на территорию Успенского монастыря за 100 рублей до вечера и пешком еще минут 30-40 в зависимости от ваших ТТХ.

Можно конечно воспользоваться услугами такси или местных автогидов, которые явно подкарауливают туристов в Бахчисарае на каждом углу.

Либо сразу напроситесь в экипаж к одному из профессиональных джипперов . Они отвезут вас более живописной дорогой через долину.

Полезно знать

Чуфут-Кале не набережная, обязательно одевайте закрытую и удобную обувь, комфортную одежду. Воды купить там негде, запаситесь заранее.

С маленькими детьми туда лучше не ходить, все-таки опасные склоны, подъемы, обрывы, ямы. Хотя школьники бугут впереди всех и вряд ли вы их догоните.

На этом я закругляюсь, думаю, вы в скором времени все увидите сами. Если хотите подготовиться к походу визуально, то вот помощь cavetowns.crimea.com

Участвуйте в обсуждение статьи в поле для комментариев и присоединяйтесь к нашей группе

«Пещерный город» Чуфут-Кале – это один из хорошо сохранившихся и наиболее посещаемых средневековых городов. Он располагается на востоке от Бахчисарая, на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами.

Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвёл на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями. Археологические раскопки дают основание полагать, что город был построен в X – XI вв.

Вряд ли ещё где найдётся город, который производил бы столь сильное подавляющее впечатление полным отсутствием жизни. А жизни здесь совсем нет – вымершие улицы, полуразрушенные дома без крыш, окон и дверей и полное отсутствие людей; только огромные плиты, по которым передвигается случайный посетитель этого покинутого города, говорят о том, что здесь когда-то жили, передвигались, страдали и наслаждались поколения людей…".

Ныне действующий Свято-Успенский мужской монастырь располагается в Марьям-Дере (Долина Марии по гречески) в двух километрах от города Бахчисарая. История возникновения монастыря связана с Византией. Монахи иконопочитатели, забирая с собой иконы, попадают в Крым (в восьмом веке Крым является северной колонией Византии). Монастыри располагаются в труднодоступных районах высоко в горах, одним из которых был Свято-Успенский мужской монастырь.

Он возникает рядом с греческой деревушкой Мариамполь. О появлении чудотворной иконы Богородицы рассказывают легенды.

С 15 века Свято-Успенский мужской монастырь одним из крупнейших монастырей крымского полуострова. Приход монастыря насчитывал тысячи христиан (это в исламской - то стране под боком у хана).

В 1778 г. в результате переселения христиан из Крыма, он приходит в запустение и, только, 15 августа 1850 г., по инициативе архиепископа Хеpсонского и Тавpического Инокентия, вновь состоялось его открытие. Строятся наземные церкви и жилые помещения. Обитель посещалась императорами: Александpом I, Николаем I, Александpом II, Александpом III и членами августейшей фамилии.

С 1921 года Советская власть закрывает монастырь. Имущество было разграблено. Церкви разрушены.

С 1992 года монастырь заново открывается.

Основан в период иконоборчества на месте чудесного явления иконы Божьей Матери. В конце XV в. после захвата турками Крыма монастырь становится резиденцией митрополита и центром Православия на полуострове. Благодатная сила монастыря была так велика, что даже мусульмане, и в том числе ханы, приходили сюда на поклонение Пречистой Богородице.

В 1778-1779 гг. после выхода христиан из Крыма Свято-Успенский монастырь оставался единственным оплотом и светочем Православия в Крыму. Во время I обороны Севастополя (1854-1855гг.) в обители был организован госпиталь для раненых.

К началу XX в. в монастыре было 5 церквей: древний пещерный храм во имя Успения Богоматери; пещерный храм во имя св. Ап. Марка (высечен в скале ниже Успенской церкви в 1859 г.); храм во имя св. равноап. царей Константина и Елены (1857 г.); храм во имя свт. Иннокентия Иркутского (1896г.); храм во имя св. вмч. Георгия Победоносца (построен на противоположной стороне ущелья в 1875 г.). В данное время монастырь активно возрождается.

В монастыре имеются:святой источник и чудотворная икона Божьей Матери.






Чуфут-Кале — один из известнейших и самых посещаемых «пещерных городов» Крыма. Он расположен на плато высотой 558 м над уровнем моря на окраине г. Бахчисарай. Общая площадь городища 46 га. Исследования последних лет позволяют предположить, что крепость была возведена в конце VI — VII вв. и принадлежала готоаланам - федератам Византийской империи. Некоторые ученые склонны к другой версии возникновения городища в более поздне время IX-X в. и X-XI в, и связывают его с поселением Фуллы.

Первоначальное название поселения неизвестно. Письменные источники XIII-XVI называют его Кырк-Ер или Кырк-Ор, что в переводе с тюркского означает «сорок укреплений». Другие источники разных времён сообщают нам и другие названия – Гевхер Кермен, Бутмай, Топра-кала. Название города Чуфут-Кале появилось тогда, здесь остались одни караимы.

В XV в. во время образования Крымского ханства Чуфут-Кале становится первой его столицей. Здесь устроили свою резиденцию первые крымские ханы - Хаджи-Герай и Менгли-Герай. В начале XVI в. строится Бахчисарай и туда переезжает хан со свитой, а за ним почти все мусульмане. После ухода мусульман крепость еще долго продолжает использоваться ханами как склад оружия и убежище на случай междоусобиц. Здесь в основном жили караимская и до 1778 г. немногочисленная армянская общины.

Чуфут-Кале — «пещерный город» с наиболее хорошо сохранившимися памятниками археологии и архитектуры. Обыкновенно посетитель начинает знакомство с городом с Южных ворот. Дорога от них ведет к караимским кенасам.

Внутреннее устройство кенас во многом сходно с устройством синагог и своими корнями восходит к библейскому Иерусалимскому храму. Считается, что большая кенаса построена в XIV в., а малая - в XVIII вв. Здесь собирались старейшины караимского общества. В большом зале Шулхан (место для прихожан) молились все мужчины, женщинам разрешалось молиться на втором этаже.

Самый древний архитектурный памятник городища – Средняя оборонительная стена. Учитывая её архитектурные особенности, оборонительное сооружение можно предположительно датировать VI – VII вв. Близ Средней стены находится мавзолей Джаныке-ханым. Восьмигранное центрическое сооружение с черепичной крышей.

Надпись на мраморном надгробии гласит: «Эта гробница знаменитой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана» (1637). Возле мавзолея находится мусульманское кладбище, о котором упоминали путешественники еще в начале XIX в.

Не далеко от ворот Средней оборонительной стены находится мечеть, которая была построена 1346 г., во время правления золотоордынского хана Джанибека. А в 1455 г. ее основательно реконструировал первый крымский хан Хаджи-Герай, сделав соборной.

За Средней оборонительной стеной находился Новый город, который оканчивается ещё одной стеной - Восточной оборонительной. Территория Нового, как и Старого города, в древности была плотно застроена. В Старом городе выделяются три улицы (с юга на север) - Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Улицы были проложены на самой поверхности скалы. По их краям устроены тротуары из камня для пешеходов. Дворы от постороннего взора были закрыты высоким каменным забором. Дома были каменными, большинство двухэтажными. Второй этаж был деревянным или глинобитный в сочетании с деревенным каркасом. Крыши покрывались черепицей. Примером такой застройки является усадьба известного караимского просветителя и собирателя древних рукописей - А.С. Фирковича.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Роупджампинг в крыму. Осознанный ужас. Стоит ли прыгать с тарзанкой в Крыму. Как проходил роуп-джампинг
Стоит ли прыгать с тарзанкой в Крыму
Уникальный бисерный храм в Крыму: как старая штольня стала местом силы