Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Подводные лодки типа XXI. Электроботы типа XXI, Германия. Лучшие лодки Второй мировой Немецкая подводная лодка 21 проекта

76,70 м Ширина корпуса наиб. 7,70 м Высота 11,34 м Средняя осадка (по КВЛ) 6,86 м при полном водоизмещении Силовая установка дизель-электрическая:
2 дизельных двигателя MAN M6V 40/46 , 4 000 л.с.
2 главных электродвигателя GU 365/30 , 5 000 л.с.
2 электродвигателя подкрадывания CV 323/28 , 226 л.с. Вооружение Артиллерия 2×2 20-мм Flak C/38 Торпедно-
минное вооружение 6 носовых 533-мм ТА ,
23 торпеды

Подводные лодки типа XXI - серия немецких дизель-электрических подводных лодок времён Второй мировой войны . Революционные для своего времени модели, оказали влияние на все послевоенное подводное судостроение.

Силовая установка

Аккумуляторная яма на музейной U-2540

Подводные лодки типа XXI относились к дизель-электрическим. В состав их силовой установки входили два V-образных 6-цилиндровых четырёхтактных дизельных двигателя модели M6V 40/46 , производства фирмы MAN , каждый мощностью в 2 000 л.с. при 520 об/мин. Двигатели оборудовались выдвижным шнорхелем с радиопоглощающим покрытием надводной части.

Обитаемость

Радиоэлектронное и навигационное оборудование

Лодки XXI серии были оборудованы новейшими гидрофонами , позволявшими обнаруживать цели на расстояние до 50-ти миль, сонаром и «балконными устройствами» или эхо-камерами, расположенными в носовой части под торпедными аппаратами. Эхо-камера позволяла фиксировать, опознавать, разделять и атаковать групповые цели в отсутствие визуального контакта.

  • Сонар «Нибелунг» с мощностью 5 КВт и рабочей частотой 15 КГц. Длительность импульса 20 мс. Для передачи использовались магнитострикционные излучатели. Принимаемые эхо-сигналы обрабатывались аналоговой вычислительной машиной и данные для стрельбы вводились непосредственно в торпеды. Передатчик и приемник были размещены в «балконном устройстве». Угол обзора составлял около 100 градусов по направлению вперед, с точностью около 0,5 градуса. В зависимости от состояния воды, дальность определения цели состояла от двух до четырёх морских миль. Цель отображалась на электронно-лучевой трубке. Для измерения относительной скорости цели использовался эффект Доплера .
  • Гирокомпас с 6 репитерами.
  • Эхолот 30 КГц с двумя диапазонами измеряемых глубин 25 и 1000 метров.
  • Бинокулярный перископ длиной 5140 мм и вертикальным углом наклона от −10 до +20 градусов.
  • Монокулярный перископ длиной 6580 мм и вертикальным углом наклона от −10 до +90 градусов.
  • Подводный телефон на частоте 4120 Гц.
  • Приёмник-пеленгатор с убирающейся рамочной антенной.
  • Коротковолновый приемник T8K44 «Кельн».
  • Длинноволновый приемник T3Pl Lä38 (Telefunken) с диапазонами 15-33 КГц и 70-1.260 КГц.
  • Передатчик 200 Вт на диапазон 3-23 МГц
  • Передатчик 40 Вт на диапазон 3-16,5 МГц
  • Передатчик 150 Вт на длинноволновый диапазон.
  • Приёмопередатчик 10 Вт на УКВ (радио)
  • Шифровальная машина «Enigma» с четырьмя роторами (планировалась с пятью).
  • Устройство для сжатия передаваемых по радио данных .

Боевое применение

Единственной подводной лодкой типа XXI, вышедшей в боевой поход под флагом Кригсмарине , стала U-2511 . 30 апреля 1945 года она, под командованием А. Шнее , вышла из порта Бергена в Норвегии для охоты на конвои в западной Атлантике . 1 мая у восточного побережья Великобритании , двигаясь на перископной глубине, она встретилась с группой британских охотников за подводными лодками , но благодаря эффективным навигационным средствам и преимуществу в скорости, сумела уйти от них. 4 мая был отдан приказ о прекращении подводной войны и она легла на обратный курс. В районе Фарерских островов она встретилась с группой британских кораблей, включавшей тяжёлый крейсер «Норфолк» и несколько эсминцев . Лодка, двигаясь на моторах подкрадывания, вышла на позицию для атаки крейсера, но приказа на открытие огня командир не отдал и U-2511 скрылась, так и оставшись незамеченной британцами.

Помимо неё, U-3008, проходя через пролив Скагеррак у берегов Норвегии, попыталась выйти в атаку на неустановленный крупный британский корабль, но как и U-2511, отказалась от своих намерений. Ещё около десятка лодок типа XXI, пытавшихся в эти дни уйти в Норвегию, были потоплены в балтийских проливах авиацией антигитлеровской коалиции .

Оценка проекта

Подлодки XXI серии оказали влияние на все послевоенное подводное судостроение.

В проекте был применен ряд революционных новшеств - электромеханическое заряжение торпедных аппаратов, гидроакустический комплекс , позволяющий атаковать без визуального контакта, увеличенные аккумуляторные батареи, каучуковое покрытие, затрудняющее работу гидролокаторов противника, а также устройство пузырьковой завесы. Впервые подлодки проектировались для подводного плавания в течение всего автономного похода.

Развитие проекта

После войны на базе типа XXI были созданы следующие проекты подводных лодок:

Лодки XXI серии в СССР

В Советском Союзе трофейным субмаринам присвоили "проект 614". U-3515 переименовали в Н-27 (Н - немецкая), затем в Б-27. U-2529 соответственно в Н-28 и Б-28, U-3035 в Н-29 и Б-29, U-3041 в Н-30 и Б-30. Эти четыре подводные лодки прослужили до 1957-1958 годов, потом стали учебными, причем Б-27 сдали на слом только в 1973 году.

Сохранившиеся экземпляры

После войны сохранились четыре лодки типа XXI. U-2540 , поднятая в 1957 году , получившая имя «Вильгельм Бауэр» и служившая опытовым судном, с 1984 года является музеем в Бремерхафене .

Ещё три лодки типа XXI (U-2505, U-3004 и U-3506) считавшиеся пропавшими без вести, в 1987 году были обнаружены во взорванном гамбургском бункере «Эльбе II». Все три лодки находились в плохом техническом состоянии, в 1950-х годах американскими войсками с лодок были частично сняты дизели и электромоторы. U-3506 придавлена и повреждена упавшими бетонными балками перекрытий. В том же году остатки «Эльбе-II» были снесены и засыпаны, вместе с тремя лодками, для строительства портовых сооружений.

См. также

Примечания

  1. А. М. Антонов Германские электролодки XXI и XXIII серий. - Санкт-Петербург: Гангут, 1997. - С. 6. - 48 с. - (Корабли мира № 1). - 1500 экз. - ISBN 5-85875-112-9
  2. S. Breyer. German U-Boat Type XXI = Elektro-Uboot Typ XXI. - Этглен: Schiffer Publishing (Podzun-Pallas Verlag), 1999. - С. 18. - 48 с. - ISBN 0-76430-787-8
  3. А. М. Антонов Германские электролодки XXI и XXIII серий. - Санкт-Петербург: Гангут, 1997. - С. 8. - 48 с. - (Корабли мира № 1). - 1500 экз. - ISBN 5-85875-112-9
  4. А. М. Антонов Германские электролодки XXI и XXIII серий. - Санкт-Петербург: Гангут, 1997. - С. 9. - 48 с. - (Корабли мира № 1). - 1500 экз. - ISBN 5-85875-112-9
  5. S. Breyer. German U-Boat Type XXI = Elektro-Uboot Typ XXI. - Этглен: Schiffer Publishing (Podzun-Pallas Verlag), 1999. - С. 30. - 48 с. - ISBN 0-76430-787-8
  6. S. Breyer. German U-Boat Type XXI = Elektro-Uboot Typ XXI. - Этглен: Schiffer Publishing (Podzun-Pallas Verlag), 1999. - С. 20. - 48 с. - ISBN 0-76430-787-8
  7. А. М. Антонов Германские электролодки XXI и XXIII серий. - Санкт-Петербург: Гангут, 1997. - С. 5. - 48 с. - (Корабли мира № 1). - 1500 экз. - ISBN 5-85875-112-9
  8. http://www.uboat.net/technical/batteries.htm AFA Battery Works, Hagen
  9. А. М. Антонов Германские электролодки XXI и XXIII серий. - Санкт-Петербург: Гангут, 1997. - С. 7. - 48 с. - (Корабли мира № 1). - 1500 экз. - ISBN 5-85875-112-9
  10. S. Breyer. German U-Boat Type XXI = Elektro-Uboot Typ XXI. - Этглен: Schiffer Publishing (Podzun-Pallas Verlag), 1999. - С. 19. - 48 с. - ISBN 0-76430-787-8
  11. S. Breyer. German U-Boat Type XXI = Elektro-Uboot Typ XXI. - Этглен: Schiffer Publishing (Podzun-Pallas Verlag), 1999. - С. 25. - 48 с. - ISBN 0-76430-787-8
  12. А. М. Антонов Германские электролодки XXI и XXIII серий. - Санкт-Петербург: Гангут, 1997. - С. 30. - 48 с. - (Корабли мира № 1). - 1500 экз. - ISBN 5-85875-112-9
  13. uboat.net - The Galleries
  14. uboat.net - History - Type XXI U-boats in Elbe II bunker in Hamburg

Литература

  • А. М. Антонов Германские электролодки XXI и XXIII серий. - Санкт-Петербург: Гангут, 1997. - 48 с. - (Корабли мира № 1). - 1500 экз. - ISBN 5-85875-112-9
  • S. Breyer. German U-Boat Type XXI = Elektro-Uboot Typ XXI. - Этглен: Schiffer Publishing (Podzun-Pallas Verlag), 1999. - 48 с. - ISBN 0-76430-787-8

Ссылки

Всё, что осталось после операции "Дедлайт", было разделено между США, СССР и Англией. В долю Великобритании из 8 лодок XXI серии вошли U-25I8 и U-3017. Вскоре Великобритания передала U-25I8 Франции. Лодка была укомплектована французским экипажем и находилась в составе французского флота под названием "Roland Morillot" до 1968г.

В ноябре 1945г. англичане привели в Лиепаю подводные лодки, подлежащие передаче Советскому Союзу. Среди них были четыре ПЛ XXI серии: U-2529, U-3035, U-3041 и U-3515. Все они вошли в состав Балтийского флота и прослужили там в качестве боевых субмарин до 1955г. После этого лодки использовались в качестве блокшива (U-3515), плавучих зарядовых станций (U-2529 и U-3035) и опытовой ПЛ (U-3041). В 1958-1959гг. все электролодки, кроме U-3515, были переданы на слом. U-35I5 использовалась в качестве учебно-тренировочной станции вплоть до 1972г., просуществовав, таким образом, 27 лет.

Кроме этих лодок, наши войска захватили в Данциге на стапелях верфи "Schichau" 20 недостроенных ПЛ XXI серии и значительное количество блоков, приготовленных для сборки лодок. Летом 1945г. подводные лодки с номерами от U-3538 до U-3557 были спущены на воду и переведены в СССР. Их предполагалось достроить по проекту 614 с использованием вместо недостающего оборудования комплектующих отечественного производства. Но под давлением бывших союзников советское руководство отказалось от этих планов. U-3538 - U-3540, находившиеся в наибольшей степени готовности, затопили в августе 1947 г. в Балтийском море в 20 милях к северо-западу от маяка Ристна. Остальные лодки в 1947-1948 гг. сдали на разборку.

Американцы взяли для изучения U-2513 и U-3008. Они тоже провели тщательное изучение трофеев в Ки Вест во Флориде. U-3008 списали в 1947г., а оборудование с лодки использовалось для ремонта U-2513. В июле 1949г. U-2513 была исключена из состава американского флота. Какое-то время обе лодки находились на приколе, а затем использовались в качестве мишеней для испытаний морского оружия. U-2513 была потоплена в октябре 1951г., а U-3008 - к июлю 1954г.

В 1957г. в районе Фленсбурга немцы подняли затопленную ПЛ XXI серии U-2540. За ее восстановление в первоначальном виде взялась кильская верфь "Howaldtswerke". Но осенью 1958г. было решено переоборудовать U-2540 в опытную ПЛ для испытаний новой техники. Переоборудованная под новые цели, U-2540 вошла в состав Бундесмарине в сентябре I960г., под наименованием "Wal" (тип 241). В 1984г. лодку под наименованием "Вильгельм Бауэр" установили в музее немецкого мореплавания в Бременхафене (под Бременом). Там она находится и ныне.

Ещё три лодки типа XXI, U-2505, U-3004 и U-3506, считались пропавшими без вести, но в 1987 году были обнаружены во взорванном Гамбургском бункере "Эльба II". Все три лодки находятся в плохом техническом состоянии. U-3506 придавлена и повреждена упавшими бетонными балками перекрытий.

Германские подводные лодки XXI серии, без преувеличения, являются лучшими в мире кораблями этого класса той эпохи. Во всех ведущих военно-морских державах они стали образцом для подражания. Что же в них было революционного? Создание подлодок XXI серии началось в 1943 г. Тогда тактика «волчьих стай», основанная на групповых ночных атаках подлодок, которые действовали из надводного положения, перестала приносить результаты. Лодки, преследующие конвои в надводном положении, обнаруживались с помощью радаров и подвергались упреждающим контратакам. Подводные лодки, вынужденные действовать из надводного положения, так как в подводном они уступали конвоям в скорости хода и имели ограниченный запас энергоресурсов, обрекались на проигрыш.



Устройство подводной лодки XXI серии:
а - продольный разрез; б - расположение гребных электродвигателей; в - план палубы.
1 - вертикальный руль; 2 - обтекатель гидроакустической станции (ГАС) «Sp-Anlage»; 3 - контейнеры спасательных плотов; 4 - электродвигатель подкрадывания; 5 - устройство для работы дизеля под водой («шнорхель»); 6 - дизель; 7 - жилые помещения; 8 - шахта подачи воздуха для дизелей; 9 - кранцы первых выстрелов; 10 - 20-мм артиллерийская установка; 11 - газовыхлопная шахта; 12 - выдвижная мачта радиоантенны; 13 - антенна радиолокационной станции; 14,15 - командирский и навигационный перископы; 16 - обтекатель ГАС «S-Basis»; 17 - торпедопогрузочный люк; 18 - запасная торпеда; 19 - торпедный аппарат; 20 - обтекатель ГАС «GHG-Anlage»; 21 - аккумуляторные ямы; 22 - редуктор гребного вала; 23 - гребной электродвигатель; 24 - рубка гидроакустики; 25 - радиорубка; 26 - центральный пост; 27 - стабилизатор; 28 - кормовые горизонтальные рули

Решение проблемы лежало в кардинальном улучшении качества подводной лодки, причем именно качества подводного корабля. А это можно было обеспечить только созданием мощной энергетической установки и источников энергии большой емкости, не требующих атмосферного воздуха. Однако работы над новыми газотурбинными двигателями шли медленно, и тогда приняли компромиссное решение - создать дизель-электрическую подводную лодку, но все усилия сосредоточив прежде всего на достижении наилучших показателей элементов подводного плавания.

Особенностью новой лодки стало применение мощных электродвигателей (в 5 раз больше, чем у предшествующих больших подлодок IX серии, имевших такое же водоизмещение) и аккумуляторных батарей с увеличенным втрое количеством групп элементов. Предполагалось, что сочетание этих отработанных решений и совершенной гидродинамики обеспечит подлодке необходимые подводные качества.

Подлодка изначально оснащалась усовершенствованным устройством для работы дизеля под водой «шнорхель». Это позволяло лодке, находясь под перископом и резко сократив свою радиолокационную заметность, заряжать аккумуляторную батарею, совершая переходы под дизелями. Приближение ведущих поиск противолодочных кораблей обнаруживалось подводной лодкой с помощью установленной на «шнорхеле» антенны приемника сигналов работающих радиолокационных станций. Комбинация этих двух устройств на одной выдвижной мачте позволяла своевременно предупреждать подводников о появлении противника и уклоняться от него погружением на глубину.

Общая масса аккумуляторной установки составила 225 т, а ее доля в водоизмещении достигла 14 %. Кроме того, емкость элементов, ранее созданных для подлодок IX серии, была повышена за счет применения более тонких пластин на 24 % в режиме двухчасового разряда или на 18 % двадцатичасового разряда. Однако при этом срок службы аккумуляторов сократился вдвое - с 2-2,5 до 1-1,5 года, что примерно соответствовало среднестатистической «продолжительности жизни» участвующих в боевых действиях подводных лодок. В этомотношении лодки XXI серии рассматривались проектантами как корабли военного времени, в качестве своеобразного «расходного » с относительно коротким жизненным циклом, такое же как танк или самолет. Они не имели избыточных ресурсов, характерных для кораблей мирного времени, находящихся в строю 25-30 лет.

Размещение столь мощной аккумуляторной батареи стало возможно только благодаря оригинальной форме прочного корпуса с поперечными сечениями в виде «восьмерки». На лодках XXI серии аккумуляторные ямы занимали около трети длины прочного корпуса и располагались в два яруса - в нижнем сегменте «восьмерки» и над ним, с центральным проходом между аккумуляторами.

Прочный корпус подводной лодки XXI серии делился на 7 отсеков. Но, в отличие от предшествующих лодок VII и IX серий, в ней отказались от выделения сферическими переборками повышенной прочности отсеков-убежищ, которыми, как правило, являлись концевые отсеки и отсек центрального поста. Опыт войны показал, что в условиях боевых действий концепция спасения подводников из отсеков-убежищ практически нереализуема, особенно для лодок океанской зоны. Отказ от отсеков-убежищ позволил избежать технологических и компоновочных издержек, связанных со сферическими переборками.

Принятые для достижения высоких скоростных качеств обводы кормовой оконечности не позволяли разместить кормовые аппараты. Но это никак не влияло на способы применения новых подлодок. Предполагалось, что, обнаружив конвой, она должна занять позицию впереди него, а затем, сближаясь в подводном положении на максимально возможной скорости, прорвать охранение и занять место под судами внутри ордера (взаимного расположения кораблей на переходе морем и во время боя). Затем, двигаясь вместе с судами конвоя на глубине 30-45м и прикрываясь ими от противолодочных кораблей, лодка, не всплывая, выполняла атаки самонаводящимися торпедами. Расстреляв боезапас, она уходила на большую глубину и малошумным ходом уклонялась в корму от конвоя.

Артиллерийское вооружение предназначалось только для противовоздушной самообороны. Две спаренные 20-мм артустановки располагались в башенках, органично вписанных в обводы ограждения рубки. В отличие от предшествующих кораблей подлодки XXI серии впервые оборудовались устройством быстрого заряжания, позволявшим перезарядить все торпедные аппараты за 4-5 минут. Таким образом, технически стало возможно выполнить стрельбу полным боекомплектом (4 залпа) менее чем за полчаса. Это становилось особенно ценным при атаках конвоев, требующих большого расхода боезапаса. Глубину торпедной стрельбы довели до 30-45м, что диктовалось требованиями обеспечения безопасности от таранных ударов и столкновений при нахождении лодки в центре ордера, а также соответствовало оптимальным условиям работы средств наблюдения и целеуказания при выполнении бесперископных атак.

Основу гидроакустического вооружения составляли шумопеленгаторная станция, антенна которой состояла из 144 гидрофонов и размещалась под каплеобразным обтекателем в килевой части носовой оконечности, и гидролокационная станция с антенной, установленной в носовой части ограждения рубки (сектор обзора до 100° на каждый борт). Первичное обнаружение целей на дистанциях до 10 миль производилось на шумопеленгаторной станции, а точное - целеуказание для стрельбы торпедным оружием обеспечивалось гидролокатором. Это позволяло лодкам XXI серии в отличие от своих предшественниц выполнять атаки из-подводы по данным гидроакустики, не всплывая под перископ для визуального контакта.

Для обнаружения наиболее опасных противников - противолодочных самолетов - лодка вооружалась радиолокационной станцией (РЛС), которая использовалась только в надводном положении. Впоследствии на лодках, намечавшихся к сдаче флоту летом 1945 г., планировалось устанавливать новую РЛС с антенной на выдвижной мачте, поднимавшейся в перископном положении.

Большое внимание было уделено гидродинамическим качествам. Форма корпуса обеспечивала малое сопротивление в подводном положении, но в то же время позволяла сохранить и хорошие надводные мореходные качества. Выступающие части сводились к минимуму, им придавалась обтекаемая форма. В итоге, по сравнению с предыдущими большими подлодками серии IXD/42, адмиралтейский коэффициент, характеризующий гидродинамические качества корабля, у лодок XXI серии для подводного положения возрос более чем в 3 раза (156 против 49).

Рост скорости подводного хода потребовал увеличения устойчивости подлодки в вертикальной плоскости. Для этого в состав кормового оперения ввели горизонтальные стабилизаторы. Примененная схема кормового оперения оказалась весьма удачной. В послевоенный период она получила широкое распространение и была применена на ряде дизельных, а затем и атомных подлодок первого поколения.

Гидродинамическое совершенство благоприятно сказалось на подводной шумности корабля. Как показали послевоенные испытания, проведенные ВМС США, шумность лодок XXI серии при движении под главными электродвигателями со скоростью 15 узлов была эквивалентна шумности американских подлодок, идущих со скоростью 8 узлов. При движении со скоростью 5,5 узла под электродвигателями подкрадывания шумность германской подлодки была сопоставима с шумностью американских лодок на самом малом ходу (около 2 узлов). На малошумном режиме движения лодки XXI серии в несколько раз превосходили в дальности взаимного гидроакустического обнаружения эсминцы, охранявшие конвои.

Предусматривались специальные меры по существенному улучшению обитаемости новых подводных лодок. Понимая, что в условиях длительного крейсерства боеспособность подлодки во многом зависит от физического состояния и самочувствия экипажа, конструкторы применили на них такие новинки, как кондиционирование воздуха и водоопреснительную установку. Ликвидировалась система «теплых» коек, и каждый подводник получал свое индивидуальное спальное место. Были созданы благоприятные условия для несения службы и отдыха экипажа.

Традиционно большое внимание германские конструкторы уделяли эргономическим факторам - удобству работы экипажа, наиболее эффективному боевому использованию им технических средств. Степень продуманности этих «деталей» характеризует такой пример. Маховики на клапанах корабельных систем в зависимости от назначения имели свою, отличную от других, форму (например, маховики клапанов на магистралях, выходящих за борт, имели рукояти с шаровой наделкой). Такая, казалось бы, мелочь позволяла подводникам в аварийной ситуации даже в полной темноте действовать безошибочно, на ощупь управляя клапанами и перекрывая или пуская в действие необходимые системы.

До завершения Второй мировой войны германская промышленность за 1944- 1945 гг. передала флоту 121 подлодку XXI серии. Однако только одна из них 30 апреля 1945 г. вышла в свой первый боевой поход. Это объясняется тем, что после выхода подлодки из завода предусматривалась 3-месячные испытания, а затем еще 6-месячный курс боевой подготовки. Даже агония последних месяцев войны не смогла нарушить это правило.

Случается, что настает время, и производители обращают внимание на тот образец техники, который, многие вроде-бы уже давно знают, но как- то незаслуженно обходят в своих релизах. Настало время и модель Советской подводной лодки типа «К» ХIV серии выпустила Украинская компания «Микро Мир», в масштабе 1/350.

Немного истории

15 апреля 1935 года проект подводного крейсера был утвержден Советом Труда и Обороны. Идея подводного крейсера принадлежала инженеру Михаилу Алексеевичу Рудницкому. По замыслу подводные лодки типа «К» серии ХIV должны были находиться на уровне последних достижений мирового подводного кораблестроения, а по ряду показателей, в том числе по скорости и вооружению превосходить иностранные образцы. Конструкторам удалось воплотить в реальный корабль все заданные характеристики, пожалуй, за исключением дальности плавания и автономности. Это, безусловно, следует считать большим успехом. Тем не менее, оценка «катюш» (так называли эти лодки на флоте) дававшаяся в Советское время является несколько завышенной. На самом деле по симбиозу своих ходовых и эксплуатационных характеристик эти лодки балансировали на грани удовлетворительной оценки, что прекрасно подтвердилось результатами их боевой деятельности в годы Великой Отечественной войны (более подробно об этом в книге «Подводные крейсера Сталина»)

Длина (макс.)- 97,65 м, ширина (макс.)-7,4 м, осадка (макс.)- 4,04 м, автономность- 50 суток, экипаж - 66 человек, глубина погружения (макс.) - 100 м.
Вооружение: торпедных аппаратов (всего)-10, мин-20 (не у всех лодок проекта), артиллерия—2х100 мм, 2х45мм, пулеметов - 2 шт.

Модель

Модель (каталожный номер 303) упакована в коробку из тонкого картона . Включает 2 литника с деталями, подставку, плату фототравления и небольшую декаль . Все отливки выполнены под низким давлением. Инструкция на трех листах, на двух описан процесс сборки, на третьем дан рисунок с коробки и окраска.



Качество проработки корпуса лодки (особенно шпигатов) производит очень хорошее впечатление (все достаточно аккуратно, без утяжек и недоливов). Ватерлиния показана внутренним швом. Расшивка палубы также внутренняя. Литник с мелкими деталями также достаточно хорош (недоливов я не нашел). Мелочевка пролита аккуратно, что позволяет судить о повышении общего уровня качества у производителя. Фототравление выполнено аккуратно и включает в основном детали обустройства рубки. Интересное решение по поводу окон на рубке - их предлагается сделать из фототравления.


Выясним соответствие модели габаритным размерам. Длина - полностью соответствует масштабу (29,5 см.), ширина модели (пришлось снять с литников корпус) больше на 1 мм. (22 мм., против 21мм.), этот недочет можно легко поправить, убрав лишнюю ширину палубы лодки.

Декаль предполагает два варианта сборки лодки К-21 (она, собственно и заявлена в модели) и К-3. Из представленного набора собрать без переделок можно только К-21 т.к. К-3 имела носовую часть увеличенной высоты. В инструкции дана окраска на K-21
Отделив от литников половинки корпуса, провел испытания на взаимную сходимость. Мои отливки хорошо (но не идеально) сошлись друг с другом. Тут выявилось то, что можно считать недочетом. Киль модели несколько толстоват, при сборке нужно будет сточить лишнюю толщину. Деталь № 30 из фототравления тоже вызывает некоторые вопросы. Была ли она на К-21? Я не смог найти положительный ответ.

Резюме

«Наконец-то»- подумал я, получив эту модель . Известнейшая и красивейшая из Советских лодок воплощена в долгожданной модели, аккуратно собранная (возможно и доработанная), она, безусловно, украсит любую коллекцию. К-21 только появилась на рынке, думаю, что мой обзор поможет с выбором всем желающим ее купить. О боевых подвигах К-21 написано очень много, графических материалов о крейсерских лодках типа «К» также предостаточно.

Литература

  • «Моделист конструктор» № 7 1981 г. статья Жолковского Е.
  • «Подводные крейсера Сталина» М.Морозов, К. Кулагин «Яуза»/ «Эксмо» 2011г.

Появление подводных лодок XXI серии ознаменовало рывок немцев в проектировании и строительстве. Эти сверхсовременные подлодки были первыми, при серийном производстве которых использовались девять готовых модулей. Изготовленные на разных заводах Германии секции корпусов лодок на верфях тщательно состыковывали и сваривали за минимальное время. Теоретическая оценка времени, затрачиваемого на строительство одной подводной лодки XXI серии, составляла 176 дней, при этом на сборочной верфи она должна была проводить только 30 дней.


В апреле 1943 года был утвержден детальный план по переделке с минимумом изменений базового проекта XVIII серии (подводная лодка водоизмещением 1600 тонн с турбиной Вальтера и дизельными двигателями) в XXI серию "Elektroboot". На этой серии двойная двигательная установка была заменена новыми дизелями с турбонаддувом и электродвигателями с улучшенными характеристиками вместе со специальными электродвигателями "подкрадывания", позволявшими подбираться к противнику бесшумно, а в нижней части прочного корпуса вместо цистерн для перекиси водорода появилась возможность разместить большое количество аккумуляторных батарей, благодаря чему существенно увеличивалась дальность подводного хода лодки. Конечным результатом стала подводная лодка, равная по величине IXD, но с неизмеримо возросшими возможностями. Хотя подводная лодка XXI серии имела меньший радиус действия и более низкую скорость надводного хода по сравнению с лодкой типа IXD2, ее подводная скорость была выше надводной. Способная развить 12 узлов под шноркелем и 17,2 узла при движении в подводном положении на электродвигателях против соответственно 6 и 7 узлов подводной лодки IX серии, она могла погружаться глубже границы в 130 м вплоть до глубины 280 м и идти под водой двое суток при нормальной скорости и одиннадцать суток - на малом ходу без подъема шноркеля.

Будучи первым в мире типом действительно подводной лодки, подводные лодки XXI серии были оборудованы в соответствии с этой задачей. Благодаря обтекаемым обводам корпуса и практически бесшумному ходу их гораздо труднее было обнаружить противнику. Корпус был просторным со множеством усовершенствованных приборов, в нем были установлены системы кондиционирования воздуха и удаления отбросов, а также имелся холодильник для хранения запасов продовольствия. Подводные лодки XXI серии могли вести войну, находясь в подводном положении. Все шесть торпедных аппаратов были размещены в носовой части лодки и имелся боевой запас из двадцати трех совершенных торпед с курсовыми и акустическими системами наведения. Оснащенные гидрофонами с дальностью действия до 50 миль и сложной эхо-камерой "Balkon Gerat", с помощью которой можно было легко сопровождать, идентифицировать и разделять групповые цели в подводном положении, лодки XXI серии были предназначены для проведения атак, не приближаясь к поверхности ближе чем на 50 м. Они обладали всеми качествами, чтобы повернуть ход битвы за Атлантику в пользу Германии.

Однако при всем своем совершенстве подводные лодки XXI серии не были лишены недостатков. Главным недостатком лодок являлась слабая конструкция. Спешно изготовленные на разных заводах, восемь корпусных секций не стыковались между собой надлежащим образом, в связи с чем прочный корпус не смог бы противостоять взрывам глубинных бомб на небольшом от лодки расстоянии и выдерживать давление на больших глубинах. Вторым серьезным недостатком являлось несовершенство гидравлических систем. Трубопроводы многих гидравлических систем лодки располагались между прочным и легким корпусом, поэтому они были подвержены повреждениям при близких разрывах бомб и их нельзя было отремонтировать при нахождении лодки в подводном положении. Кроме того, поскольку наружные соединения невозможно было сделать полностью водонепроницаемыми, со временем в трубопроводах гидравлических систем появлялись утечки и на поверхности появлялся маслянистый след жидкости. И хотя отдельные узлы этих систем были улучшены, основные недостатки оказались не устраненными. Третьим серьезным недостатком являлось отсутствие возможности использования компрессоров турбонаддува. На лодках XXI серии совместно с дизелями предполагалась установка компрессоров для предварительного сжатия воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Однако по причине просчетов в проектировании и постройке использование компрессоров не представлялось возможным. В связи с этим мощность каждого двигателя снизилась с 2000 до 1200 л.с., что в конечном итоге привело к уменьшению скорости в надводном положении до 15,6 узлов и увеличению времени перезарядки аккумуляторных батарей с одного до двух часов. Достоверно известно, что U-2518 была единственной из всех захваченных британцами подводных лодок XXI серии, на которой были установлены дизели с турбонаддувом.

Всего было введено в строй 118 подводных лодок XXI серии, но только одна из них - U-2511 (командир - корветтен-капитан Адальберт Шнее) - отправилась в боевой поход в Карибское море 3 мая 1945 года. Еще одна лодка, U-3008 , готовилась к первому боевому походу в последние дни войны.

КОНСТРУКЦИЯ

Подводные лодки XXI серии были первыми, при серийном производстве которых использовались готовые секции. На предприятиях и заводах, зачастую удаленных от моря, в секциях корпусов производился монтаж внутренних механизмов и узлов, после чего они отправлялись на сборочные судоверфи. На верфях секции корпусов тщательно состыковывали и сваривали. Конструктивно прочный корпус имел модульную конструкцию и состоял из девяти отдельных секций: кормовой, электродвигателей, дизельных двигателей, кормовой жилой, центрального поста, носовой жилой, хранилища торпед, торпедных аппаратов и рубки.

Подводные лодки XXI серии были двухкорпусными; в поперечном сечении прочный корпус имел вид цифры "8": верхнюю и нижнюю части. Корпус лодки имел полностью обтекаемые обводы, без каких-либо выступающих частей, способных увеличить лобовое сопротивление воды. В отличие от подводных лодок более ранних серий, у подводных лодок XXI серии отсутствовали "седельные" цистерны и палубное вооружение. Двуствольные 20-мм зенитные пушки встраивались во вращающиеся обтекатели, установленные в передней и задней частях боевой рубки. Перископы, шноркель, мачты радиолокаторов и прочие устройства являлись выдвижными. Все средства управления, находившиеся на мостике, прикрывались одним обтекателем с хорошей гидродинамической конфигурацией. В-общем, делалось все возможное для снижения лобового сопротивления и увеличения скорости подводного хода.

Рассмотрение расположения отсеков начинается с кормы лодки, во избежание путаницы в расположении оборудования относительно правого или левого борта.

Первым отсеком в прочном корпусе являлся кормовой отсек. На подводных лодках XXI серии кормовые торпедные аппараты отсутствовали. В кормовом отсеке по левому борту располагалась небольшая ремонтная мастерская с токарным станком и трюмная помпа, а по правому борту – гальюн. Под полом верхней части отсека располагалась цистерна машинного масла, а в нижней части отсека в прочном корпусе – две дифферентные цистерны.

Следующим от кормы к носу лодки располагался отсек электродвигателей. В нем находилось два гребных электродвигателя 2 GU 365/30 фирмы Siemens мощностью 2500 л.с. каждый при 1675 об./мин. и два электродвигателя "подкрадывания" мощностью 113 л.с. каждый при 350 об./мин. Над гребными электродвигателями устанавливались два вентилятора системы воздушного охлаждения. В передней части отсека возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека дизельных двигателей, по обе стороны от прохода располагались две приборные панели гребных электродвигателей подводной лодки. Под полом верхней части отсека располагались цистерна дистиллированной воды и цистерна машинного масла.

Следующим после отсека электродвигателей от кормы к носу лодки располагался отсек дизельных двигателей. В нем находилось два 6-цилиндровых дизельных двигателя M6V 40/46 с турбонаддувом системы Бюхи фирмы MAN мощностью 2000 л.с. каждый при 520 об./мин. В центральной части отсека над проходом между двигателями располагались расходные баки дизельного топлива, а в передней части отсека справа и слева по борту – два вентилятора и воздуховоды для снабжения свежим воздухом отсеков подлодки. Под полом верхней части отсека располагались цистерна сбора дизельного топлива, цистерна сбора машинного масла, цистерна машинного масла и цистерна отработанного машинного масла.

Следующим от кормы к носу лодки располагался жилой отсек матросов. На подводных лодках более ранних серий центральный проход разделял два ряда двухъярусных коек, однако на подводных лодках XXI серии койки размещались в четыре ряда, по два вдоль каждого борта. В жилом отсеке матросов вдоль каждого борта находилось три двухъярусных койки и две трехъярусных койки, разделенные узким проходом, всего двадцать четыре койки. В нижней части отсека располагались аккумуляторные батареи из 124 элементов в два яруса, включавшие по 62 элемента 44 MAL 740 емкостью 11300 ампер/часов при 20-часовой разрядке в каждом ярусе, и трубопроводы отбора газов аккумуляторных батарей. Батареи верхнего яруса из 62 элементов разделялись узким проходом для их обслуживания.

Следующим после жилого отсека от кормы к носу лодки располагался отсек центрального поста с установленной на нем рубкой. Отсек центрального поста также включал в себя и камбуз, располагавшийся в задней части отсека возле переборки, отделявшей отсек центрального поста от отсека дизельных двигателей. По левому борту лодки в камбузе была установлена электрическая плита, а по правому борту – кладовая для продуктов и холодильная камера для хранения свежих продуктов. Отсек центрального поста отделялся от камбуза легкой переборкой. В средней части отсека располагались шахты командирского и зенитного перископов, рабочие части которых находились в боевой рубке. В передней части отсека, ближе к переборке, возвышалась большая цилиндрическая труба с внутренней лестницей, ведущей наверх в рубку. Справа по борту в задней части отсека у переборки располагалась шахта выдвижного шноркеля и напротив нее справа по борту – панель контроля и управления работой вспомогательных механизмов, далее в сторону носа лодки – группы вентилей, регулирующих подачу сжатого воздуха в цистерны. После них справа по борту располагались электрические приводы управления кормовыми и носовыми горизонтальными рулями глубины. Далее справа по борту в углу отсека находился гирокомпас и перед передней переборкой – пост управления вертикальным рулем, включавший в себя электрический привод управления рулем, машинный телеграф управления двигателями и репитер гирокомпаса. Слева по борту в задней части отсека у переборки располагалась шахта выдвижной мачтовой антенны, вдоль левого борта – группа из двух баллонов сжатого воздуха. Далее слева по борту размещался штурманский стол, над которым находился индикатор ультразвукового эхолота "Atlas", а возле передней переборки – два масляных насоса гидравлической системы. Отличительной особенностью размещения оборудования лодки XXI серии явилось наличие отсека вспомогательных механизмов, находившегося под центральным постом. В правой части отсека располагались вентилятор системы вентиляции аккумуляторных батарей, трюмная помпа и система трубопроводов; ближе к передней части отсека устанавливался трап, ведущий в отсек центрального поста. В левой части отсека вспомогательных механизмов располагалась группа из трех баллонов сжатого воздуха и электрический воздушный компрессор HK 1,5 фирмы Крупп мощностью 16 л/мин. при давлении 205 кг/кв.см.

Следующим от кормы к носу лодки располагался жилой отсек офицеров и унтер-офицеров. Слева по борту возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека центрального поста, находилась "каюта" командира лодки, более просторная, чем на лодках более ранних серий. После "каюты" командира лодки слева по борту располагалась гидроакустическая рубка, за ней в сторону носа лодки – ряд двухъярусных коек вдоль борта и ряд трехъярусных коек у центрального прохода для старших унтер-офицеров, и ряд трех двухъярусных коек вдоль борта и ряд двух трехъярусных коек у центрального прохода для унтер-офицеров. Справа по борту возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека центрального поста, располагалась радиорубка, за ней в сторону носа лодки – довольно просторная "каюта" главного инженера. После "каюты" главного инженера в два ряда располагались койки офицеров подводной лодки: одноярусная вдоль борта и двухъярусная у центрального прохода, а возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека торпедных аппаратов – гальюн. В нижней части отсека по левому борту под "каютой" капитана, гидроакустической рубкой, койками старших унтер-офицеров и по правому борту под радиорубкой и "каютой" главного инженера располагались аккумуляторные батареи из 124 элементов в два яруса, включавшие по 62 элемента 44 MAL 740 емкостью 11300 ампер/часов при 20-часовой разрядке в каждом ярусе. В нижней части отсека по левому борту под койками унтер-офицеров и по правому борту под койками офицеров и гальюном также располагались аккумуляторные батареи из 124 элементов в два яруса, включавшие по 62 элемента 44 MAL 740 емкостью 11300 ампер/часов при 20-часовой разрядке в каждом ярусе. Обе группы аккумуляторных батарей также были оборудованы трубопроводами отбора газов аккумуляторных батарей и в обеих группах батареи верхнего яруса из 62 элементов разделялись узким проходом для их обслуживания. Общее количество элементов аккумуляторных батарей на подводной лодке XXI серии составляло 372 элемента, что в три раза превышало количество элементов батарей на подводной лодке VII или IX серии.

Последним от кормы к носу лодки был отсек торпедных аппаратов. В задней части отсека располагалось хранилище торпед, состоявшее из трех стеллажей для торпед вдоль каждого борта. На верхних и средних стеллажах хранилось по три торпеды, на нижних – по две торпеды. Еще одна торпеда хранилась между стеллажами на дне прочного корпуса. Боезапас торпед составлял двадцать три единицы: семнадцать – в хранилище торпед, и шесть – в торпедных аппаратах. В легком корпусе под хранилищем торпед находились две торпедозаместительные цистерны. В сторону носа лодки располагались шесть торпедных аппаратов, расположенных вертикально в два ряда по три аппарата. Подача торпед в торпедные аппараты осуществлялась при помощи полуавтоматической гидравлической системы перезарядки, которая обеспечивала перезарядку аппарата за 20 минут. Под торпедными аппаратами в нижней части отсека в прочном корпусе находились две дифферентные цистерны. В носовой оконечности лодки вне прочного корпуса находились носовая балластная цистерна и цистерна быстрого погружения.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1 Размеры длина, метров ширина, метров
    76,7 8,0
2 Осадка, метров 6,3
3 Водоизмещение, тонн в надводном положении в подводном положении
    1621 1819
4 Глубина погружения, метров рабочая предельная
    135 280
5 Максимальная скорость, узлов в надводном положении в подводном положении
    15,6 17,2
6 Радиус действия, миль в надводном положении в подводном положении
    15500 (10) 340 (5)
7 Двигатели, колич. х мощн. л.с. дизельные электрические
    2 (MAN) х 2000 2 (SSW) х 2500; 2 х 113
8 Вооружение (торпедное) количество носовых ТА количество кормовых ТА
    6 -
9 Вооружение (минное) количество минных труб
    -
10 Боезапас торпед мин
    23 -
11 Вооружение (артиллерийское) палубное орудие зенитное
    - 2 х 20-мм
12 Экипаж, человек 57

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ XXI СЕРИИ

U-2501 U-2502 U-2503 U-2504 U-2505 U-2506 U-2507 U-2508 U-2509 U-2510
U-2511 U-2512 U-2513 U-2514 U-2515 U-2516 U-2517 U-2518 U-2519 U-2520
U-2521 U-2522 U-2523 U-2524 U-2525 U-2526 U-2527 U-2528 U-2529 U-2530
U-2531 U-2533 U-2534 U-2535 U-2536 U-2538 U-2539 U-2540 U-2541 U-2542
U-2543 U-2544 U-2545 U-2546 U-2548 U-2551 U-2552 U-3001 U-3002 U-3003
U-3004 U-3005


Включайся в дискуссию
Читайте также
Путешествия от а до я Мавзолей в галикарнасе металлы
Домашний стадион барсы. Панорама Камп Ноу. Виртуальный тур Камп Ноу. Достопримечательности, карта, фото, видео. История ФК Барселона
Спасская башня московского кремля