Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Галикарнасский мавзолей: история сооружения и архитектура. Путешествия от а до я Мавзолей в галикарнасе металлы

А Вы знали о том, что одно из семи чудес света находится (вернее, находилось) в шумном туристическом ? Мы, если, честно, узнали об этом только на месте. И сегодня я хочу рассказать, как мы наконец-то побывали на руинах знаменитого Галикарнасского мавзолея!

Галикарнасский мавзолей – ровесник знаменитого . Здание представляет собой зиггурат («три в одном»): памятник, гробницу и святилище. Кстати, «мавзолеем» подобные строения стали называть по аналогии именно с этим гигантским объектом — в честь жестокого Мавсола , бесстрашного воина и неплохого дипломата. В то время он был правителем Карии, провинции Империи персов.

Строительство собственной гробницы в Галикарнасе (столице Карии) Мавсол начал еще при жизни (IV век до н.э. ). По задумке царя, мавзолей должен был стать уникальным сооружением в самом центре города, в окружении дворцов и храмов. На строительство будущего чуда света были брошены лучшие архитекторы и скульпторы того времени: Леохар, Пифий, Сатир, Тимофей, Скопас, Бриаксид.

После смерти Мавсола его дело продолжила любимая жена (и по совместительству — родная сестра) Артемисия. Кстати, супружеская пара совместно управляла Карией на протяжении долгих 24 лет!

Трехуровневый мавзолей общей высотой в 46 метров сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей. Кирпичный цоколь, облицованный мрамором, над ним – храм с 36 колоннами , крыша в виде пирамиды с парой десятков ступеней… А на вершине – гигантская статуя царской пары в колеснице, запряженной четверкой лошадей.

Внутри задание украшали барельефы на тему древнегреческих легенд и мифов, с внешней стороны мавзолей охраняли статуи богинь и богов, а по углам несли свою службу гигантские каменные воины.

Такое великолепие не осталось незамеченным. Очень быстро уникальное строение в Галикарнасе по праву попало в список семи чудес древнего мира…

Величественное здание простояло девятнадцать веков (почти две тысячи лет)! Только в XIII веке мавзолей был практически полностью разрушен сильнейшим землетрясением. А в 1522 году его остатки разобрали рыцари-иоанниты и использовали их при строительстве .

К величайшему сожалению, сегодня от мавзолея осталась лишь горстка камней:


2. Полезная информация

2.1. Где находится

Галикарнасский мавзолей расположен в 400 метрах от центра Бодрума недалеко от главной площади Искеле Мейданы.

Расположение на карте:

С улицы вход в мавзолей выглядит так:



2.2. Как добраться

  • Пешком

Билет на три достопримечательности:


В той же кассе можно приобрести и музейную карту, правда доступна она только для местных:


3. Фотопрогулка по мавзолею

На этом самом месте и стоял когда-то легендарный мавзолей:


Слева от развалин мавзолея – вход в небольшой музей:


Выставочный зал:


Фрагменты былого великолепия:


Схемы мавзолея:


На фото видно, как со временем менялся внешний облик пятого «чуда света»:


Именно так много веков назад выглядел мавзолей. Все-таки безумно жаль, что такая красота не сохранилась до наших дней:


Схема объектов на территории Галикарнаса (Кария). Здесь и мавзолей, и замок, и рыночная площадь, и даже античный театр:


Часть фрагментов мавзолея заботливо спрятана от солнца под навесами:


На этом месте стояла гробница Мавсола:


Часть стены:


Обратите внимание, какая была кладка несколько тысяч лет назад:


Экскурсия в мавзолей наверняка понравится детям. Ведь на его территории много запутанных переходов и лабиринтов:


А в такой узкий проход может протиснуться только ребенок или очень худенький взрослый:


Еще один проход:


Он заканчивается небольшим помещением:


Ни одного кафе на территории мавзолея мы не увидели. Но при желании, здесь можно организовать собственный пикник:


Вид на Бодрум:


Вокруг мавзолея ухоженная территория с розами, здесь приятно прогуляться или просто посидеть в тени дерева:



4. Выводы

Галикарнасский мавзолей – одно из тех мест в , которые интересны своей историей, а не внешним видом. Осматривать там практически нечего: развалины, фрагменты стен и барельефов, стенды и макеты на тему: «Какая же красота здесь когда-то была!». Но сам факт, конечно, впечатляет – ведь чудес света на планете не так уж и много. А часть Мавзолея сейчас выставляется в Британском музее.

Теперь вы знаете точный ответ на вопрос: «Сколько чудес света в Турции?». Правильный ответ — два: Мавзолей в Галикарнасе и .

Народу в этом месте практически нет. Но планировать экскурсию все равно лучше ближе к вечеру – в это время сюда не приезжают большие экскурсионные группы.

5. Видео

Хотите прогуляться по древнему мавзолею? Тогда смотрите видео:

(2 голосов, оценка: 5,00 из 5)

Мавзолей в Галикарнасе является одним из семи чудес света. Он стал надгробным памятником для карийского владыки Мавсола. Данное архитектурное строение было сооружено в IV веке до нашей эры в карийском городе Галикарнас . Кария , это историческая область которая в настоящее время находится на территории , а древний город Галикарнас сегодня называется . На территории современной Турции находится еще одно чудо света, это .

Мавзолей в Галикарнасе – реконструкция первоначального облика

История Галикарнаса

По мнению некоторых историков в Галикарнасе, около 484 г до н. э. родился известный древнегреческий историк Геродот , автор исторического трактата - “Истории”. Также недалеко от берегов Галикарнаса (сегодняшнего Бодрума), на греческом острове Кос родился знаменитый Гиппократ (около 460 года до н. э). Именно Геродот пишет что Галикарнас был основан дорийцами, выходцами из Арголиды в XII в. до н.э. Долгое время город находился под властью Персов, а в 454 до н.э. был принят в Делосский союз, и в IV в. до н.э. стал столицей Карии . Галикарнас был один из немногих городов Малой Азии, оказавших стойкое сопротивление Александру Македонскому. В 333 до н.э. Александр Македонский успев завоевать город, приказал полностю разрушить его. Позже город был восстановлен, но с тех пор утратил свое значение и в римскую и византийскую эпохи он оставался незначительным поселением.

Наивысшего расцвета город достиг при Мавсоле (377–353 до н.э.). Тогда в Галикарнасе проживало смешанное население из греков и местных карийцев. Французский писатель и переводчик Проспер Мериме писал о том, что Мавсол скопил несметные богатства, вследствие того что беспощадно обдирал своих граждан. В карийских землях даже существовал налог на волосы. Галикарнас имел удачное географическое и стратегическое расположение. В городе был большой морской порт, который благоприятно действовал на экономическую жизнь. Рядом с портом, как это было принято во многих греческих городах, находилась рыночная площадь (агора). От рыночной площади шла улица, посередине которой был построен Галикарнасский мавзолей. Впервые чудом света данный памятник назвал римский ученый-энциклопедист Марк Витрувий Поллион (I век до н. э.). Мавзолей всемирно признан уникальным памятником исторической архитектуры эпохи поздней классики.


Слово “мавзолей”, которое означает “монумент” или “большое погребальное сооружение”, используется почти в каждом языке и происходит от имени Мавсола

Строительство мавзолея

Строительство мавзолея началось еще при жизни Мавсола, в 353 году до нашей эры. Закончила строительство уже его жена – Артемисия III. Артемиссия была не только супругой Мавсолу, но и родной сестрой, в те давние времена браки такого характера были общепринятой нормой. Женщина при жизни безумно любила своего мужа-брата, а после его гибели оставалась безутешной вдовой до конца своих дней. Существует легенда о том, что Артемиссия подмешивала в питье прах усопшего супруга, чтобы самой поскорее умереть. Она приглашала самых прославленных риторов того времени: Навкрата, Феопомпа и так далее, чтобы они произносили хвалебные речи покойнику.

Архитектура мавзолея

Мавзолей был выполнен в весьма необычным стиле. Для его создания были смешаны греческий, коринфский и ионический стили. В здании мавзолея были расположены скульптуры богов, людей и животных. В комплексе были три этажа, на первом находился траурный храм, его площадь 5000 кв. м., высота – 20 м. На втором этаже была колоннада из мрамора, во внутреннем дворике располаглась гробница Мавсола, окруженная статуями львов и каменных воинов, которые по легенды охраняли покой правителя.


Сама могила была выполнена как квадратный блок, конической формы, ее стены были покрыты барельефами с изображениями военных действий. На вершине мавзолея находилась квадрига, колесница запряженная четверкой лошадей, в ней находились каменные статуи Мавсола и Артемисси. На территории, окружающей комплекс были установлены фигуры львов и скачущих всадников. Мавзолей был разрушен от землетрясения в XIV веке, а его обломки рыцари-иониты разобрали для постройки крепости святого Петра.

Мавзолей в Галикарнасе сегодня

Исследование мавзолея в Галикарнасе началось в 1846 году экспедицией Британского музея под предводительством Чарльза Ньютона. Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены, останки крыши, и огромное колесо колесницы диаметром в 2 метра, украшавшей крышу. Также были найдены статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие в колеснице. Сейчас все эти находки находятся в Британском музее в Лондоне.


Сегодня оставшиеся руины мавзолея являются частью скромного музея в Бодруме. Из всех античных чудес света мавзолей в Галикарнасе считается неплохо сохранившимся, но очень жаль что не все находки экспонируются там где они были найдены.

МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ - один из наиболее величественных памятников греческой архитектуры поздней классики, великолепная гробница, сооруженная в 4 в. до н.э. в столице небольшого карийского государства, Галикарнасе (юго-восток Малой Азии). Считается одним из так называемых «семи чудес света». Мавзолей был построен по приказу правителя Карии Мавсола (правил 377-353 до н.э.), который еще при своей жизни начал в Галикарнасе строительство этой усыпальницы для себя и своей жены Артемисии II. Сооружение стало впоследствии называться мавзолеем (греч. Mausoleion) по имени царя Мавсола. Сам царь не дожил до окончания строительства.

Мавсол был правителем Карии, входившей в персидскую империю, с 377 по 353 гг. до н.э. Столицей области был Галикарнас, ставший под названием туристическим центром в современной Турции.

Во времена правления Мавсола, Кария уже являлась колонией персидской Империи, однако царь неоднократно предпринимал попытки мятежа. Сила и влияние Мавсола были настолько крепки, что даже после подавления волнений он остался на троне. В 377 году он сменил на троне отца - Гекатомна из Миласа. Мавсол был женат на своей родной сестре Артемисии. В наше время это кажется дикостью, но тогда подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причем не только, среди карийских правителей, но и римских.

Брат и сестра (муж и жена) управляли Карией совместно в течение 24 лет. Артемисия по словам современников очень любила Мавсола, впрочем, как и он ее. Царь не отстранял супругу от государственных дел, хотя бесспорно, лидирующая роль принадлежала в этом тандеме ему.

Галикарнас во времена Мавсола стал столицей провинции - и одним из красивейших городов региона. Правитель обожал все греческое, поэтому обустраивал Карию по образу и подобию элиннских поселений. Поданные, впрочем, как и царь, говорили на греческом языке, на монетах были выгравированы греческие надписи, а сам Мавсол применял на практике некоторые принципы демократического управления.

Столица Карии, Галикарнас являлась столь же безопасной, сколь и великолепной. Расположенный на Средиземноморском побережье в Малой Азии, Галикорнас был практически недосягаем с моря. Флот Мавсола мог легко при необходимости заблокировать небольшой канал, который вел в гавань. Кроме того, рабочие углубили городскую бухту, а песок использовали для того, что бы соорудить защитные волнорезы перед каналом.

Талантливые архитекторы спланировали город - проложили улицы и площади, построили жилые дома. На одной стороне гавани возвели массивный, укрепленный дворец для Мавсола. Он был расположен так, что бы с вышек открывался вид как на сушу, так и на море, это позволяло вовремя отреагировать в случае приближения неприятеля. Дворец и часть поселения для пущей защиты обнесли каменными стенами, периметр которых достигал 6 км. В царский комплекс помимо хором, входил еще театр в греческом стиле, храм греческому богу войны Аресу, святилища Афродиты и Гермеса.

Мавсол решил строить галикарнасский мавзолей еще до своей смерти, по совету своей жены Артемиссии. Проектировали сооружение греческие архитекторы Сатир и Пифей, было также приглашено множество самых лучших скульпторов того времени

Мавсол и Артемисия тратили колоссальные суммы на обустройство города. Средства поступали в казну в виде налогов. Галикарнас украшали статуи, строения и храмы, многие из которых были отделаны мрамором. В центре города незадолго до кончины царя отвели место под Мавзолей. Строительство возглавляла любимая жена Мавсола. Она не считалась с издержками и бросила все силы и средства на возведение усыпальницы, которой доселе свет не видывал. Царица хотела показать миру, насколько богата их семья, возможно, именно тщеславие двигало Артемисией, а вовсе не любовь, однако, истинные мотивы от нас скрыло время.

Мавзолей расположили на вершине холма близ Галикарнаса. Во внутреннем дворе располагалась каменная платформа, на которой располагалась могила. К вершине платформы вела каменная лестница, со скульптурами львов по бокам, а также со статуями богов и богинь

В архитектуре галикарнасского мавзолея впервые в греческой архитектуре сочетались три разных ордера: греческий, ионический и коринфский. Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В основании этого гигантского сооружения лежал пятиярусный прямоугольник, облицованный белыми мраморными плитами и украшенный сверху скульптурным фризом длиной 117 м - мраморными рельефами. На основании помещался периптер - усыпальница с целлой для жертвоприношений, его окружали 39 одиннадцатиметровых колонн.

Плиний Старший свидетельствовал, что общая протяженность птерона была никак не меньше 440 футов, в высоту же платформа достигала 20 метров. На платформе находилась пирамидальная структура, которая в высоту почти равнялась основанию, к верху, она, как и положено пирамиде, сужалась. Стены гробницы украшали барельефы, изображающие сцены из греческой мифологии. Пирамидальную крышу гробницы подпирали 36 7-ми метровых колонн, по 9 на каждой из сторон. Между колоннами были установлены статуи.

Мраморная квадрига венчала пирамиду. Квадрига - это каменная колесница, запряжная четырьмя массивными лошадьми, также вырезанными из мрамора. Роль возниц отводилась, естественно, статуям, изображавшим Мавсола и его супругу Артемисию. Высота скульптурной композиции составляла 6 метров.

Крышей мавзолея служила ступенчатая пирамида из 24 ступеней, на верху которой возвышалась квадрига - мраморная колесница, запряженная четверкой лошадей, со скульптурами Мавсола (работы Пифея) и его жены Артемисии (работы Скопаса). В усыпальнице периптера стояли мраморные саркофаги царя и царицы. У подножия гробницы располагались мраморные статуи всадников и львов работы Леохара, Тимофея, Бриаксида. Строительство было завершено лишь при внуке царя Мавсола. Строение было столь непохожим на все прежние усыпальницы, что по имени создателя получило название «мавзолей».

Мавзолей обладал колоссальными по тем временам размерами - занимал площадь в 5000 м. кв. и имел высоту 46 метров от основания до вершины. В архитектуре гробницы явно пролеживались азиатские, восточные черты. Об этом говорит и пирамидальная, сужающаяся крыша, и массивное квадратное основание, отделанное плитами мрамора, отполированными до блеска. Красота Мавзолея заключалась не только в интересном архитектурном решении, но и в богатой отделке. Кроме того, над каждой из сторон четырехугольной усыпальницы трудился «свой» скульптор - что не могло не сказаться на целостности восприятия здания. Конечно, Мавзолей оформлялся в едином стиле, но авторский почерк, так или иначе, прослеживался.

Камера погребения находилась на первом этаже - в основании. Она, как и саркофаг, была изготовлена из белого алебастра и украшена золотом. Второй этаж напоминал по своему строению греческий храм, использовался, скорее всего, для жертвоприношений.

Пепел царственной четы хранился в золотых урнах в усыпалице, находившейся в основании здания. Ряд каменных львов сторожил это помещение. Над массивным каменным основанием возвышалось сооружение, напоминавшее греческий храм, окружённый колоннами и статуями. На вершине здания находилась ступенчатая пирамида. Венчало её, на высоте 43 метров над землёй, скульптурное изображение колесницы, запряжённой лошадьми. На ней, вероятно, стояли статуи царя и царицы.

Мавзолей стоял в непосредственной близости от храмов греческим богам. По тем временам было удивительным, что гробница царя земного по убранству и внешнему виду гораздо превосходила святилища правителей небесных. Возможно, именно это несоответствие привлекало внимание современников к Геликарнасскому Мавзолею, оно же и послужило поводом для занесения усыпальницы в список Семи Чудес Света античного мира.

Мавзолей был еще не достроен, когда в 353 году д.н.э. скончался Мавсол. По кирийскому обычаю труп правителя кремировали. Часть праха, убитая горем вдова, приказала смешать с ароматическими веществами и водой, а затем выпила, надеясь таким образом воссоединиться с духом умершего мужа. Артемисия сменила на троне супруга и правила еще 2 года, пока смерть от тоски (либо болезней) не настигла ее. Тело царицы также было сожжено, а затем похоронено рядом с мужем. После того, как супруги нашли свое последние пристанище, вход в гробницу замуровали камнями. Существует версия о том, что и тогда гробница была достроена не до конца, отделочные работы завершились лишь в 350 году до Рождества Христова. Исторические источники путаются в датах, да это и понятно, слишком много воды с тех пор утекло.

Что же случилось с гробницей, и какая участь постигла город Галикарнас? Мавзолей простоял много веков. Он пережил и завоевание города Александром Македонским в 334 году до н.э., и нападение пиратов в начале первого тысячелетия нашей эры. Галикарнас уже был разрушен и превратился из роскошного города в небольшое прибрежное поселение. Маволей, не смотря на это, продолжал простираться над руинами, горделиво, помпезно как и раньше. Шестнадцать столетий памятник тщеславия и любви восхищал взоры завоевателей и обывателей. Редкий путешественник не заезжал в бывшую столицу Карии, чтобы воочию увидеть одно из Чудес Света.

В начале XV века в Малую Азию прибыли крестоносцы, рыцари мальтийского ордена. Они немало поспособствовали уничтожению Мавзолея. Мраморные плиты и камни воины растащили, использовав их для отделки замка-крепости Св. Петра. Форт был возведен на том самом месте, где некогда возвышался дворец Мавсола и Артемисии. Впрочем, не только люди были безжалостны к Гробнице - время и природные катаклизмы привели к тому, что уж к концу шестнадцатого столетия от усыпальницы осталось лишь основание.

Неизвестно точно, сколько веков мавзолей простоял и когда был разрушен, но по подсчетам ученых ему удалось выстоять 19 веков, после чего в XIII нашей эры рухнул при землетрясении. Все, что оставалось к 19-ому столетию — фундамент и несколько разрушенных скульптур, большую часть мавзолея разобрали рыцари иоанниты для строительства замка Святого Петра в Бодруме. Большая часть старинного мрамора превратилась в известь, а подземные палаты были разграблены

В начале XVI века Мавзолей был осквернен, а золотые чаши с прахом Артемисии и Мавсола исчезли. При этом крестоносцы обвиняли в святотатстве местных жителей-мусульман, хотя возможно в разграблении принимали участие и воины мальтийского ордена. Так или иначе, нашли погребальные камеры именно крестоносцы. Однако вопрос остается - были ли они первыми, кто вошел в недра святая святых? Согласно археологическим данным, полученным в ходе раскопок, проходящих на территории Мавзолея в 60-ых годах XX века, обнаружились некие секретные поземные ходы, пролегавшие под гробницей. Их, видимо, вырыли грабители, причем задолго до появления в Бодруме (бывшем Галикарнасе) крестоносцев. Вандалам был не нужен прах царей - их гораздо больше интересовали драгоценности и золото.

Галикарнасский мавзолей считается одним из семи античных чудес света не из-за его размера или величия, а именно из-за оригинальности его дизайна и внутренних декораций. Исследование памятника древности началось в 1846 году экспедицией Британского музея под предводительством Чарльза ньютона. Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены мавзолея, также останки крыши, а также колесо колесницы диаметром в 2 метра, украшавшей крышу. Также были найдены статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие в вышеупомянутой колеснице.

Ещё 300 лет прошло, прежде чем археологи приступили здесь к раскопкам. Они открыли части основания Мавзолея, а также статуи и рельефы, которые не были разбиты или украдены. Среди них оказались огромные статуи, изображавшие, как полагают археологи, царя и царицу. В 1857 г. эти находки были перевезены в Британский музей в Лондоне. В последние годы провели новые раскопки, и теперь на этом месте в Бодруме осталась лишь горстка камней.

После анализа найденных артефактов был разработан ряд проектов реконструкции мавзолея в первозданном виде. По одному из этих проектов был построен мавзолей Гранта на Манхэттене, Нью-йорк

Возможно, нашим современникам не довелось увидеть даже и фрагментов разрушенного Мавзолея, если бы, не усилия руководства Британского Музея, и археолога сэра Чарльза Томаса Ньютона, который в 1852 году прибыл в Бодрум, что бы отыскать легендарную усыпальницу Мавсола. Исследователь не знал точного месторасположения гробницы, поэтому ему пришлось скупить несколько земельных участков, более-менее подходивших описанию, сделанному еще в древние века историком Плинием.

В результате раскопок, проведенных Ньютоном, было обнаружено разрушенное основание Мавзолея, множество фрагментов скульптур, в том числе и части той самой квадриги, что некогда возвышалась на крыше усыпальницы. Также Ньютон нашел статуи Мавсола, Артемисии и огромную лошадиную голову из мрамора. Еще одной ценной находкой явились несколько декоративных плит с барельефами, в которых исследователи узнали стиль одного из известнейших скульпторов тех времен, Скопаса. Подобные плиты, Ньютон имел счастье лицезреть, и в отделке той самой крепости, что некогда построили крестоносцы. Окончательно завершились раскопки в 1966-1977 году - ими руководил Кристиан Джеппезен из датского Университета Орхуса.

Теперь форт, как и руины Мавзолея, являются музеем и местом «паломничества» многочисленных туристов. По сравнению с некоторыми другими почившими во времени античными Чудесами Света, Мавзолей в Геликарнасе «сохранился» неплохо - множество статуй, фрагментов барельефов и прочих декоративных элементов являются экспонатами как в местном музее в Бодруме, так и в Британском Музее.

Современные архитекторы претворяют в жизнь задумки древних зодчих. Так, Мавзолей в Галикарнасе послужил прототипом Зданию Муниципалитета в Лос-Анджелесе, Зданию Гражданского Суда в Сант-Луи, Мемориалу воинам в Индиане, Церкви Св. Джорджа в Лондоне и Храму Памяти в Мельбурне. Кроме того, в Стамбуле находится уменьшенная копия Усыпальницы, построенная уже в наши дни. Подобных примеров заимствования идей, в современной архитектуре можно привести немало, и это лишний раз доказывает гениальность античных мастеров.

Главным отличием мавзолея в Галикарнасе от других древних чудес, таких как храм Артемиды в Эфесе, или храм Зевса в Олимпии. являлось то, что там располагались статуи обычных людей и животных — мавзолей не был посвящен греческим богам

Огромный замок Святого Петра все еще стоит в Бодруме, и камни галикарнасского чуда видны в его структуре. На территории самого мавзолея остались лишь следы от некогда величественного сооружения и небольшой музей, рассказывающий об истории Галикарнаса. Основные фрагменты сохранились в Британском музее

По образцу галикарнасского мавзолея построено множество зданий по всему миру. Самые знаменитые из них — вышеупомянутое сооружение на Манхеттене, и Массонский храм в Вашингтоне:

В завершение, еще одно сооружение в Мельбурне, построенное по подобию Галикарнасского мавзолея:

Подробнее .

Далеко не все Чудеса света сегодня можно увидеть своими глазами. Многие из них по воле Природы, Провидения или в результате войн были стерты с лица земли, оставив о себе лишь разрозненные факты, мифы и легенды. Но одно из них, точнее то, что от него осталось – фрагменты барельефов, статуи, мраморные глыбы могут лицезреть туристы, отдыхающие в Турции. Это – Мавзолей в Галикарнасе, сейчас город носит имя Бодрум. Галикранасский мавзолей – одно из самых легендарных чудес древнего мира.

Мавзолей в Галикарнасе – святилище, гробница и храм

Какие события предшествовали появлению Галикарнасского Мавзолея – одного из Чудес света? Если в нескольких словах – желание правителя Карии – Мавсола сравниться с египетскими фараонами, еще при жизни начинающими строить себе роскошные гробницы – пирамиды.

Мавсол правил Карией в 377-353 гг. до н. э. и делал это очень энергично и решительно. Современники называли его «сатрапом» и «тираном», поэтому на благодарность потомков, которые могли бы увековечить его имя, он рассчитывать не мог. Дальновидность Мавсола не просто прославила Галикарнас, она подарила миру одно из Чудес света, ведь Галикарнасский Мавзолей должен был стать самым величественным, святилищем, храмом и усыпальницей из всех, которые были построены на тот момент.

Но ошибочно считать Мавсола лишь тираном, облагающим народ непомерными налогами и податями. Правитель был большим поклонником культуры и науки, и особенно он ценил наследие Эллады. Именно поэтому для строительства самого величественного храма планеты им были привлечены исключительно греческие мастера – архитекторы, скульпторы, художники – Скопас, Пифей, Бриаксис, Тимофей, Леохар. Интересный факт заключается в том, что последний мастер служил еще Александру Македонскому, а его творения были описаны Платоном.

Увидел ли Мавсол величественный храм, которому суждено было стать одним из Чудес света? К сожалению, он не дожил до того момента, когда строительство внушительного сооружения было окончено. Его завершила супруга и, «по совместительству», родная сестра властителя Карии – Артемисия, которая, как говорят летописи, очень любила своего мужа. Строительство грандиозного Галикарнасского Мавзолея было завершено в 350 г. до н. э. Прах обоих супругов захоронили в золотых саркофагах.

Галикарнасский Мавзолей – храм, которому не было равных на протяжении 19 столетий

Мавзолей в Галикарнасе, прославивший властителей Карии, имел квадратную форму. Первый этаж, площадь которого достигала 5000 кв. метров, служил усыпальницей для правителя и его супруги, золотые урны охраняли величественные фигуры львов. Помещение было отделано дорогим отшлифованным белым мрамором, а высота потолков превышала 20 м. Первый этаж венчал фриз, изображавший сражение эллинских воинов с амазонками, над скульптурами работал великий Скопас.

Второй уровень был окружен 36 колоннами, а между ними располагались мраморные скульптуры. Об их красоте писали современники, она восхищала всех, кто имел счастье их видеть. Венчала Галикарнасский Мавзолей пирамида, очень напоминающая египетские, и туда вели ровно 24 ступени. На крыше располагалась колесница, уносившая Мавсола и Артемисию – их трехметровые статуи – в Вечность. Согласно одним данным, высота святилища достигала 60 метров, другие источники привозят меньшие либо большие цифры.

Современники сравнивали Галикарнасский Мавзолей с крепостью, он располагался в центре города на спуске к морю и был виден издалека. Согласно летописям, храм-усыпальница представлял собой величественное зрелище, и впечатление о нем можно составить по сохранившимся рисункам.

Когда и почему погиб Галикарнасский Мавзолей

Время достаточно долго щадило архитектурный шедевр Галикарнаса, он простоял почти 19 столетий. Когда и почему погиб Галикарнасский Мавзолей? Первые повреждения храм-усыпальница получил в 13 веке во время сильного землетрясения, в 15 – руины Галикарнасского Мавзолей разобрали крестоносцы, решив использовать мраморные глыбы для строительства церкви Святого Петра, которая украшает турецкий Бодрум до наших дней.

Что случилось с ценностями, которые хранились в Галикарнасском Мавзолее? Они просто исчезли, но историки не считают, что в этом стоит винить рыцарей Мальтийского ордена. В ходе раскопок были найдены многочисленные подземные ходы под храмом, поэтому вполне вероятно, что Мавзолей в Галикарнасе был разграблен задолго до прихода крестоносцев.

Легенда о Мавзолее в Галикарнасе

Существует красивое предание, согласно которому Артемисия, после смерти Мавсола приказала собрать его прах в урну, смешала его с благовониями и травами и выпила. И только потом велела строить Мавзолей. Как только возведение храма-усыпальницы закончилось, она тут же умерла.

Интересный факт. Именно по имени царя, первым приказавшим построить храм-усыпальницу и начали называть все мавзолеи.

Однако ученые опровергают эту версию-легенду, в летописях того времени конкретно указывается, что строительство Галикарнасского Мавзолея было начато еще при жизни правителя Карии.

Вконтакте

Мавзолей в Галикарнасе – чудесный памятник древнегреческого архитектурного искусства, вошедший в историю античной культуры как одно из семи чудес Древнего мира . Нашими современниками принято считать, что мавзолей является усыпальницей великих вождей.

Почему же эту уникальную конструкцию назвали именно мавзолеем? Чтобы понять, откуда берет корни это название, следует окунуться в историю Карии, столицей которой был Галикарнас (ныне – турецкий Бодрум). В IV веке до н.э. в стольном граде Карии была возведена усыпальница для супружеской четы – самого правителя Карии Мавсола и его жены, носившей имя Артемисия. Поэтому со временем сооружение и получило такое название – мавзолей (от греч. слова Mausoleion).

Возведение усыпальницы было начато при жизни Мавсола, однако правитель так и не дождался окончания ее строительства – он умер. По некоторым историческим данным, процессом строительства продолжала руководить вдова Артемисия, которая действительно любила своего мужа и хотела таким способом увековечить его память. На основании этих великих чувств мавзолей в Галикарнасе впоследствии был признан памятником любви.

Однако мавзолей в Галикарнасе строился не только как усыпальница – Мавсол и Артемисия желали, чтобы он был одновременно и усыпальницей, и храмом. Для воплощения их задумок в реальность были приглашены именитые архитекторы Греции Пифей и Сатир и скульпторы Леохар, Тимофей, Скопас и Брикасид – лучшие мастера того времени. Их плодотворное сотрудничество окончилось смешением архитектурных стилей, однако оно не испортило мавзолей. Наоборот, сооружение получилось настолько необычным, что строений, подобных ему, греки еще не видели, поскольку это было соединение красивейших стилей того времени – дорического, коринфского и ионического.

Описание мавзолея в Галикарнасе

Строители расположили усыпальницу в периптере – здании, обрамленном колоннадой из 11-метровых колонн. Для поддержания крыши мавзолея понадобилось 36 колонн. Промежутки между колоннами были заполнены разнообразными статуями мифологических фигур, а крыша выглядела как ступенчатая пирамида, имеющая 24 ступени. Ее венцом была мраморная квадрига, то есть античная колесница с запряженными в нее четырьмя лошадьми.
В колесницу были помещены огромные изваяния Мавсола и Артемисии, исполнявшие роль возниц. Эта великолепная скульптура достигала в высоту 6 м. В помещении усыпальницы находились саркофаги из мрамора, предназначенные для царской четы. Подножие мавзолея украшали скульптуры всадников и мраморных львов.

Усыпальницу-храм нельзя было назвать обычным сооружением, ведь на самом деле это был целый архитектурный комплекс солидных размеров, который имел свой собственный внутренний двор. В его центре и была установлена прямоугольная платформа из камня размером 19 х 11 м. А чтобы добраться до вершины мавзолея, нужно было проделать путь по широкой лестнице, охранниками которой были каменные львы.

Изнутри здание было декорировано барельефами, на которых отражались сцены из легенд и сказаний древней Греции. Наружные стены мавзолея украшали скульптуры богов и богинь. По углам сооружения стояли огромные каменные изваяния стражей-воинов. В целом сооружение, именуемое и мавзолеем, и храмом, и усыпальницей одновременно, в высоту занимало 46 м (от самого его основания до вершины со скульптурой колесницы).

Судьба мавзолея, построенного в Галикарнасе

353 год до н.э. ознаменовался для Карии смертью Мавсола, труп которого кремировали. На тот момент строительство мавзолея еще не было завершено. Безутешная Артемисия, желающая поскорее соединиться с духом умершего супруга, выпила странную смесь, приготовленную из праха Мавсола, воды и ароматических веществ.
Но смерть после употребления такого напитка к ней не пришла – Артемисия прожила еще 2 года. Тело умершей царицы впоследствии было сожжено и захоронено рядом с ее мужем. Так супруги-правители и обрели свое последнее пристанище, и только после этого вход в гробницу был окончательно замурован камнями.

Мавзолей в Галикарнасе отличался такой высокой прочностью, что радовал глаз античного народа еще на протяжении 19 веков. А в XV веке уже нашей эры он незначительно пострадал от землетрясения. Но пережить нашествие крестоносцев мавзолею всё же не удалось – они разобрали его большую часть и добытые таким способом материалы использовали для строительства замка Святого Петра, причем здесь же – на месте разрушенной усыпальницы. Несколько позднее эти камни были использованы повторно, только уже для возведения крепости Бодрум.

В целом история галикарнасского мавзолея богата событиями. В свое время он пережил завоевание города Александром Македонским, и даже выдержал нападение пиратов, позарившихся на Галикарнас в начале I века. Однако после того как на мавзолей напали мальтийцы и забрали из него каменные и мраморные плиты, от величественного сооружения осталось только основание.


Какие исторические ценности остались от галикарнасского мавзолея?

К сожалению, некогда грандиозное сооружение не «дожило» до наших дней. Сегодня туристы могут увидеть только развалины, которые от него остались. Но даже в разрушенном состоянии мавзолей способен произвести неизгладимое впечатление на путешественников. Те люди, которым удалось побывать на экскурсии в Бодруме, удивлялись тому, что некоторые стены турецкой крепости состоят из идеально отполированных мраморных плит. А ведь они были привезены именно из древнего Галикарнаса. Части уникальных мифологических фресок и изваяний Мавсола и Артемисии сегодня можно увидеть в Стамбульском и Британском музеях.

Каким же образом Британский музей , расположенный в тысячах километров от древнегреческого Галикарнаса, пополнился этой удивительной находкой? Дело в том, что слухи о красоте остатков античного памятника культуры, ставших украшением Бодрума, дошли до человека из английского посольства в Турции . По приезду на историческое место он выкупил у властей разрешение на выемку из стен 12 плит для их транспортировки в музей Британии. Когда плиты предстали на обозрение английских ученых, те смогли сделать вывод о том, что перед ними не что иное, как частица фриза знаменитого Скопаса.

Так сэр Ньютон – директор Британского музея, окончательно убедился в том, что на поиски остатков галикарнасского мавзолея следует отправляться в Бодрум, куда он и поспешил. И первое, с чем ему пришлось столкнуться по выходу на берег, - это два мраморных льва, замурованных в стену крепости.
За те 9 месяцев, которые Ньютон провел в Бодруме, ему удалось отыскать множество обломков мавзолея и 4 плиты, изготовленные древним скульптором Скопасом. Но самое интересное его ожидало впереди, ведь в конце археологических раскопок он обнаружил статуи Мавсола и Артемисии, которые когда-то стояли в колеснице на крыше мавзолея. Конечно, они были расколоты на множество частей, но находка все равно представляла немалую историческую ценность. Кроме того, упорным англичанином была найдена и мраморная голова лошади, украшенная подвесками и бронзовой уздечкой с позолотой. Все эти находки Ньютон и перевез в свой музей, а было это в 1857 году.

Раскопки загадочной гробницы проводились и под руководством Кристиана Джеппезена. Они закончились в 70-х годах прошлого столетия. Все найденные статуи, барельефы и разнообразные элементы старинной конструкции помогли ученым воссоздать облик усыпальницы. По ее проекту строились такие памятники архитектуры, как церковь Святого Джорджа в Лондоне, Мемориал Воинам в Индиане, Здание муниципалитета в Лос-Анджелесе и пр. Но как бы ни старались современные архитекторы, им не удалось передать всего величия, которое было присуще древнему мавзолею, построенному для упокоения праха правителей Карии.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Путешествия от а до я Мавзолей в галикарнасе металлы
Домашний стадион барсы. Панорама Камп Ноу. Виртуальный тур Камп Ноу. Достопримечательности, карта, фото, видео. История ФК Барселона
Спасская башня московского кремля