Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Валуйский успенский николаевский мужской монастырь. Панорама Валуйский Успенский Николаевский монастырь. Виртуальный тур Валуйский Успенский Николаевский монастырь. Достопримечательности, карта, фото, видео. Интересные факты о Валуйском Успенском Николаев

Успенский Пристанический (или Валуйский Успенско-Никольский) Мужской монастырь - был расположен в трех верстах к югу от . «Пристаннчсский» от слова «пристань» - линия обрывистого берега реки. В XVII в на месте явления иконы св. Николая Чудотворца на , в живописном месте, соорудив часовню поселился монах Корнилии с тремя иноками На том месте в 1613 г и был основан Успснско-Пристанический мужской монастырь.

Открытие монастыря поддержал царь Михаил Федорович пожаловавший значительные средства на его строительство. По городу Валуйки ежегодно совершался крестный ход в седьмую неделю по Пасхе. При монастыре была открыта школа и странноприимным дом принимавший бездомных странников, обездоленных людей. В 1913 г. было завершено строительство Никольского храма в честь 300-летия династи и Романовых. Начал его строить настоятель монастыря о. Игнатий, который находился в должности 55 лет. За время его настоятельства монастырь преобразился. О. Игнатий умер в 1911 г., два года не дожив до окончания строительства Никольского храма. В монастыре до его закрытия жил иеромонах Филипп, известный своей святой жизнью, прозорливостью и заботой о людях. После революции монастырь был закрыт (на его месте находится колония для несовершеннолетних преступников). Из всех строений сохранился только один храм - Никольский (в полуразрушенном состоянии). Верующие предпринимают усилия для восстановления храма и верят, что чудотворная икона святителя Николая будет найдена.

Важное место занимал Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь в социально-экономических и общественно-политических отношениях порубежного края. Долгое время он служил острогом (сторожевым пунктом), при котором действовала посольская размена: здесь останавливались послы из Крымского ханства во время следования дипломатических миссий в Москву и обратно. Монахи выступали в качестве переводчиков. Непростые это были времена: в начале XVII в. здешняя местность считалась очень опасной, сюда посылали на службу по очереди - желающих не было. И город, и монастырь подвергались набегам крымских и ногайских татар. Помимо внешней опасности, жизнь монастыря осложнялась и другими обстоятельствами. С момента своего основания он обладал самостоятельностью, закрепленной царем Михаилом Федоровичем в «несудимой грамоте», дававшей такие привилегии и права, которые делали из монастыря и его вотчин самостоятельное поселение, подчинявшееся только московской власти.

Такое положение ограждало обитель от вмешательства со стороны местных представителей светской власти. Кроме того, монастырю были пожалованы земли, покосы и крестьяне. Несмотря на благосклонное отношение московских властей, наличие земель и рабочей силы, монастырь в первые свои десятилетия влачил жалкое существование. По описным книгам 1641 г. в нем была всего одна икона в серебряной ризе, оловянная утварь, холщовые и миткалевые священные облачения. «А монастырския денежные казны въ томъ Пристанском монастыре нет в сборе ничего». Очень мало было и скота: «...конь гнедой да конь саврасъ, одна корова дадвое телятъ».

Такое плачевное состояние объяснялось положением Валуек как «украинного» города на южной границе Руси. Постепенно граница русских владений продвигалась далее на юг, а окружающая монастырь местность превращалась в мирный край. Монастырь обустраивает территорию и развивает хозяйство в своих вотчинах. Были построены водяные и ветряные мельницы, сукновальни, кирпичный завод, солодовня. Такие сведения сохранились в описи вотчин Валуйского Успенского монастыря, составленной в 1762 г. К этому году монастырь владел землей, угодья ми и крестьянами в пяти вотчинах: слободе Казначеевке, слободе Казинке, слободе Ореховой, деревне Яблоновой,деревне Симоновке.

Следует отметить, что названия монастыря на протяжении долгого времени менялись: Валуйскаго города Успения Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь, Николы Чудотворца Пристанский монастырь съ Валуйки и др. Название Пристанский историки объясняют тем, что около монастыря при слиянии рек и Валуй была пристань. Однако уже в конце XIX в. это наименование не употреблялось. Название Успенский связано с главным храмом, а Николаевский - с известной чудотворной иконой Николая Угодника, которую, по преданию, обнаружил крестьянин на лугу во время покоса. Несколько раз он пытался принести икону в городской храм, но она все время чудесным образом возвращалась на место обретения и, только будучи переданной в монастырь, осталась в его стенах и составила духовное сокровище обители.

Особо почитаемая за исцеление душевных и физических ран, икона привлекала в монастырь множество паломников. В начале XVII в. на месте ее чудесного обретения была построена часовня с колодцем внутри, где осуществлялись водосвятия в дни православных праздников. Кроме того, среди святынь монастыря особо почиталась икона Божией Матери Троеручицы,также исцелявшая людей.

Благополучие храма подверглось серьезным испытаниям в 1764 году,когда вышла известная секуляризационная реформа , предписывающая изъятие церковных владений, упразднение части монастырей и определение содержания для епархий и некоторыхобителей.

Выделенное штатами содержание для монастырей было настолько мизерно, что его едва хватало на братию, поэтому монастырские строения из года в год ветшали и разрушались, а настоятели остерегались доносить об этом Синоду из-за боязни упразднения монастыря. Чтобы улучшить финансовое положение обителей, настоятели зачастую стремились сократить предусмотренное штатами число монашествующих. Многие монастыри обеднели и обезлюдели. Однако в новых условиях появился и стимул для переустройства монашеской жизни на аскетических основах.

Валуйскому Успенскому Николаевскому монастырю были оставлены земли и покосы вокруг него в размере 162 десятин 1450 кв. саженей. С 1767 по 1868 год монастырь содержался трехсотрублевым годовым государственным окладом, и братия его составляла четыре человека: три иеромонаха, включая настоятеля, и один иеродьякон. Лишенный своих прежних вотчин, монастырь был в упадническом состоянии, не имея средств даже на покрытие самых необходимых. Вплоть до начала XIX в. монастырь существовал во многом благодаря чудотворной иконе Святителя Николая. Слава о чудесных исцелениях от нее привлекала не только богомольцев из самых отдаленных мест, но и крупные пожертвования богатых людей, которые поддерживали полуразрушенное хозяйство обители.Так, благодаря пожертвованиям, к 1826 году вместо ветхого деревянного было отстроено новое каменное здание церкви Успения Пресвятой Богородицы

Лит.:Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.2. Средне-русская черноземная область.С.-Петербург, 1902. - С. 519 Белгородская и Старооскольская епархия. Свято-Николаевский собор Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря: памятный альбом, посвященный завершению реконструкции. Сентябрь 2011года: для широкого круга читателей/сост.: С. В. Баранова, Н. М. Борисенко, И. А. Кошель; благотворительный фонд «Созидание» - Белгород: Бел.Ру, 2011. - 160 с.: ил. - (К 100-летию прославления Святителя Иоасафа Белгородского). - Библиогр.: с. 159.

Валуйский Успенский Николаевский монастырь – старинный мужской монастырь, расположенный на берегу реки Валуй (Белгородская область).

Он был основан на месте чудесного обретения иконы святителя Николая. По преданию, образ святителя нашли на берегу реки и пытались перенести в храм города Валуйки, однако он несколько раз сам возвращался на прежнее место.

В Смутное время монастырь был полностью разорен. В 1613 году по указу царя Михаила Федоровича началось его восстановление. По царскому указу от 1624 года монастырь наделялся землей. В 1766 году во время церковной реформы он лишился земельных владений и не закрылся лишь потому, что чудотворная икона святителя Николая привлекала паломников. В 1820 году завершилось строительство первого каменного храма - двухэтажного Успенского собора. В 1897 году в меловых пещерах, находившихся в километре от монастыря, возник приписанный к монастырю скит с пещерным храмом священномученика . В 1913 году был освящен Свято-Николаевский собор - величественное здание в неовизантийском стиле.

В 1924 году монастырь был закрыт. На его территории находилась колония для несовершеннолетних. Главная святыня монастыря - чудотворная икона святителя Николая - была утеряна.

Монастырь был передан Церкви в 2001 году. К настоящему времени в нем восстановлены два храма - во имя Игнатия Богоносца и Никольский.

Интересные факты о Валуйском Успенском Николаевском монастыре

    Во время Гражданской войны в пещерах монастыря скрывались махновцы, а в начале Великой Отечественной — дезертиры и беглые заключенные. После войны пещеры служили полигоном для уничтожения боеприпасов.

    По легенде, пещеры были вырыты по благословению Андрея Первозванного для того, чтобы местные жители могли укрыться от набегов кочевников. Однако согласно исследованиям ученых, они естественного происхождения.

Монастырь
Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь
Ансамбль Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря

Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери монастырь. Литография. XIX век.
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 311721073690005 (ЕГРОКН)
объект № 3100001303 (БД Викигида)
50°11′00″ с. ш. 38°05′02″ в. д. H G Я O L
Страна
Город Валуйки
ул. Никольская, 199 «в»
Конфессия православие
Епархия Валуйская
Тип мужской
Основатель царь Михаил Фёдорович
Первое упоминание 1613 год
Здания
Храм святителя Николая
Статус Охраняется государством
Состояние восстанавливается
Медиафайлы на Викискладе

Предания

Основание монастыря относят к концу XVI веку . По преданию, на берегу реки Валуй была найдена икона святителя Николая , которую дважды пытались принести в церковь в Валуйки , но она чудесным образом каждый раз оказывалась на прежнем месте. На месте обретения иконы была построена пустынь , которая в дальнейшем и была преобразована в монастырь .

История

Чудотворная икона Святителя Николая на данный момент считается утерянной, её местонахождение неизвестно .

Пещерный скит

Предания

По преданию, на территории города Валуйки находились славянские поселения. Во время набегов половцев и печенегов славяне прятались в пещерах, которые были вырыты по благословению Андрея Первозванного . Считается, что именно в этих пещерах и создан скит. Однако, спелеологические исследования , проведённые в конце XX века , показали, что пещеры в Белгородской области имеют естественное происхождение .

История строительства

См. также

Примечания

  1. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. - Москва: издание Ступина А. Д., 1908. - С. 176-177.
  2. Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь (рус.) // Наша Газета. - 2006. - № 21 .

В начале XVII века, когда в государстве были «смутные времена», Валуйская крепость была разрушена. На месте нынешнего монастыря располагалась церковь, которая так же была уничтожена, как и все церковные постройки. Основание в 1613 году монастыря было вызвано не только стремлением людей к Богу, но и необходимостью в укрепленном пункте, остроге, которым и становится новая обитель. Стены монастыря служили защитой от регулярных в те времена набегов крымских и ногайских татар.

В 1624 году монастырь получил пашенные земли, но основной доход все же зависел от пожертвований паломников, которых влекла слава чудотворной иконы святителя Николая. Постепенно границы государства отодвигаются на юг, и военная роль монастыря исчезает, оставив место мирной жизни.

В середине XVIII века монастырь теряет все свои земли и практически все имущество после реформ Екатерины II. От полного уничтожения обитель спасла все та же икона Николая Чудотворца, так как люди продолжали путешествовать к ней, получая исцеление от множества болезней. В конце XVIII столетия наблюдается подъем монастыря. В 1820 году завершается десятилетнее строительство каменного двухэтажного Успенского собора, возведенного вместо прежней деревянной церкви. В 1839 году была освещена колокольня, а так же начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица».

В начале XIX века вокруг монастыря возводится каменная ограда, а в 1906 году закладывается Свято-Николаевск ий собор, который открылся в 1913 году. Величественный собор построен в псевдо-византийс ком стиле из кирпича монастырского завода. Пятиглавый храм, украшенный снаружи гипсовыми изображениями Христа, Богоматери и ангелов, вмещал порядка трехсот человек.

В 1917 году, после смены власти в стране, монастырь подвергся гонениям, которые проявлялись в многочисленных обысках и аресте настоятеля. Несмотря на то, что все денежные средства и многие драгоценные предметы были переданы правительству, в 1926 году обитель была закрыта. В 1935 году на территории монастыря располагалась детская колония МВД, а в Свято-Николаевск ом соборе устроен литейный цех. Чудотворная икона бесследно исчезла.

В конце прошлого века монастырь передается Русской Православной церкви, и здесь начинаются восстановительны е работы. В начале сентября 2011 года состоялось освящение собора Николая Чудотворца, вместе с которым праздновалось и торжественное его открытие. После долгих лет забвения святыня обрела второе рождение и стала одним из знаковых мест для всех жителей и гостей валуйской земли.

Адрес: город Валуйки

Социальные комментарии Cackl e

19 декабря – день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца . Святитель Николай прославился как великий угодник Божий. Его именем освещены храмы и соборы во многих христианских странах. Он особо любим православными, и в особенности – русскими людьми. В различных житейских бедствиях и в опасностях пути – он скорый помощник. Николаевским был монастырь в нашем городе.

Старожилы и современники, все жители Валуек знают, что купола над монастырским лесом – это монастырь. Но не все представляют, что «монастырь», который совсем недавно после реставрации предстал перед нами величественным Собором, имеет свою историю, насчитывающую более 400 лет. И что к монастырским постройкам относится и большая часть зданий бывшей детской трудовой колонии. Всмотримся в историю Валуйского монастыря.

Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь в разные времена имел следующие названия: Валуйскаго города Успенья Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь, Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери монастырь, Николы Чудотворца Пристанский монастырь, Пристанский монастырь на Валуйке, Валуйский Успенский монастырь.

Название «Успенский» связано с главным храмом монастыря, а «Николаевский» – с известной чудотворной иконой. Название «Пристанский» историки связывают с тем, что около монастыря при слиянии рек Оскол и Валуй была пристань.

В «Описании Воронежской губернии», собранном Болховитиновыми и опубликованном в Воронеже 1800-м году говорится: «… Основание сего монастыря, как значится по монастырским запискам, положил Государь Великий Князь Михаил Феодорович в 1613 году, во время выезда своего противу крымских татар. Но до того еще времени на месте нынешнего монастыря была часовня с иконою Св. Николая Чудотворца. При сей часовне жил монах Корнилий, происхождением из отставных служивых и при нем еще три монаха. Во время похода Государева сему монаху от роду было уже более 100 лет. Монастырь сей известен по Украине более иконою Св. Николая Чудотворца, о коей в записках монастырских значится, что она вскоре по заведении монастыря найдена нечаянно одним валуйским жителем при кошении им травы близ реки Оскола и Валуя у самого стечения.

Икона сия отнесена была в градскую церковь, но после опять обрелась на прежнем месте в лугу. Тоже случилось и по втором принесении ее в город. После чего она поставлена была в Валуйском Успенском монастыре с обещанием от граждан, чтобы оную ежегодно с церемониею носить в город Валуйки. С тех пор записаны в монастыре многие чудотворения, происходившие от сей иконы.»

История

В начале XVII века, в смутные времена, крепость Валуйка была разрушена, церковь в крепости осквернена, постройки находящиеся на месте нынешнего монастыря разорены полностью. Первым сохранившимся письменным упоминанием о монастыре, является указ о начале его восстановления, царя Михаила Феодоровича, датированный 1613 годом. Утрата царских грамот, как исторических первоисточников, привела к тому, что в дальнейшем утвердилось мнение об основании монастыря в 1613 году.

Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь долгое время был «острогом» (сторожевым пунктом, укреплённым местом) на границе с «диким полем». В конце XVI - начале XVII вв. Валуйский край был опасной местностью. Город и монастырь подвергались в то время постоянным набегам крымских и ногайских татар.

В 1624 году по царскому указу монастырь получает земли под пашню и другие надобности. Основной же доход монастыря составляли пожертвования паломников, которых привлекала в обитель чудотворная икона Святителя Николая. Постепенно граница русских владений продвигалась далее на юг, а окружающая монастырь местность из дикой и пустынной постепенно превращалась в мирный край. Монастырь обустраивает свою территорию и развивает хозяйство. Были построены водяные и ветряные мельницы, сукновальни, кирпичный завод, солодовня.

В 1766 году, после реформ Екатерины II, монастырь теряет все свои земли и почти все имущество, становится заштатным, братии остается всего несколько человек, пополнение ее идет в основном за счет переведенных в обитель провинившихся монахов из других монастырей. От закрытия Валуйский монастырь опять спасет чудотворная икона Святителя Николая, ставшая известной многочисленными исцелениями и знамениями.

Архиепископ Саратовской епархии Сергий (Спасский)
Православное учение о почитании икон

Исцеление от иконы Святителя Николая в Валуйском монастыре

Валуйского уезда, Воронежской губернии, слободы Федоровки крестьянина Саввы Куликова и жены его Марфы дочь девица Матрона 17 лет, по сказанию родителей, была слаба здоровьем во весь великий пост 1885 года и праздник Пасхи; в воскресный же день недели Фоминой Матрона, по мирскому пагубному обычаю, отлучившись из дому вечером, возвратилась домой поздно ночью, жалуясь на сильную боль головную и к утру подверглась такой тяжкой болезни, что рвала на себе одежду и кричала странным голосом, – что продолжалось в течении семи недель, больная не принимала никакой пищи и не имела сна, а если давали ей воды, то она исходила обратно носом и ртом; с больною родители обращались к земским врачам, от которых она никакого облегчения не получила. Тогда родители пожелали привести ее в Валуйский монастырь для служения молебна Чудотворной иконе Святителя Николая. Во время дороги в монастырь больная тоже кричала и была беспокойна; когда же ввели ее в церковь и отслужили молебен пред иконою Святителя, то больной в то же время стало легче, что было 19 мая 1885 года. На обратном пути в тот же день больная заснула и по прибытии домой попросила у родителей пищи; затем стала более и более поправляться здоровьем, в июле и августе во время полевых работ помогала своим родителям; в месяце же октябре мать с Матроною пешие приходили в монастырь для служения благодарственного молебна и со слезами радости рассказывали о получении исцеления от иконы Святителя Николая. Истинность того, что девица Матрона тяжко и долго была больна, и по возвращении из монастыря здоровье ее постепенно восстановилось, подтверждают местный священник слободы Федоровки Стефан Кошелев, а также жители той слободы.

(«Воскресное чтение» 1886 г. №15)

С конца XVIII века, на пожертвования и при содействии городских властей монастырь обновляется и обустраивается. С 1794 года строится трапезная церковь, ведется реконструкция Успенского храма во имя Успения Божией Матери, давшего монастырю одно из его названий. В 1808 году заканчивается строительство настоятельских келий. В 1810-1820 годах возводится первое в монастыре каменное сооружение – двухэтажный Успенский собор. В 1839 году освещена колокольня, начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица». В начале XIX века вокруг монастыря возводится каменная ограда. В 1906 году закладывается Свято-Николаевский собор в память трехсотлетия основания монастыря и царствующей династии Романовых, обретения иконы Николая Чудотворца. Открытие Собора состоялось в 1913 году, он был освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном в присутствии губернатора С. И. Голикова.

Величественный Собор был построен в псевдо-византийском стиле из кирпича монастырского завода. В изданной в то время брошюре описаны подробности возведения этой грандиозной постройки. «Храм пятиглавый, снаружи украшен гипсовыми украшениями Спасителя, Богоматери, Ангелов: внизу между окнами размещены 12 изображений Св. Апостолов. Снаружи храм покрыт клеевою коричневою краской, а кровля железная… Вызлащены также кресты и главы под ними. Вместимость 3000 (три) тысячи человек, иконостас фаянсовый, московского фабриканта Кузнецова… Иконы хорошей Московской художественной живописи

Окончательная стоимость свыше 200 т. рублей, на освящении собора 1 сентября 1913 года присутствовало более 50 тыс. паломников, на берегу Оскола накрыли стол на 3 тыс. человек, вечером был даже организован праздничный фейерверк» («Воронежская старина» 1914 год, вып. 13)

К 1916 году в монастыре действовали Свято-Николаевский Собор, Успенский и Преображенский храмы, трапезная церковь, сапожная, портняжная, столярная, кузнечная, слесарная мастерские, паровая мельница, живописная мастерская, свечной завод. Около монастыря разбиты два сада, имеется огороды и своя пасека. Проживало около 100 насельников. Валуйский Успенский монастырь привлекал не только городское население из Валуек, но и множество богомольцев из других уездов своими прекрасными службами и святыми иконами. Он являлся религиозным центром и святым местом, хранящим высокие нравственные традиции христианства в нашем крае. В таком процветающем состоянии Валуйский Успенский монастырь находился вплоть до революции 1917 г.

Во время Первой мировой войны, когда многие мужчины из окружавших монастырь селений ушли на фронт, монастырь взял на обеспечение их семьи. Монастырь регулярно снабжал их одеждой, обувью, продуктами и деньгами во все время войны, и эти семьи имели от монастыря Божие благословение, нравственную поддержку и материальную помощь. Когда после первых боев раненые воины заполнили госпитали, монастырь предложил принять их после оказания необходимой врачебной помощи в госпитале к себе, расположив в монастырских гостиницах и обеспечив бесплатной трапезой.

После февральской и октябрьской революции на монастырь и братию начинаются гонения. В 1917 году, при Временном правительстве, в Валуйском монастыре проводятся обыски, арестовывают настоятеля. В 1918 году на основании мандата Валуйского исполкома монастырь передает властям все имеющиеся в наличии денежные средства. В 1926 г. по постановлению советской власти монастырь закрывают. C 1935 территория монастыря занята детской воспитательной колонией МВД. В Свято-Николаевском соборе организован литейный цех. Чудотворная икона Святителя Николая считается утерянной, ее местонахождение неизвестно.

Восстановление Собора

4 сентября 2011 года в православной жизни города Валуйки произошло поистине знаменательное событие – состоялось освящение и торжественное открытие после реконструкции Свято-Николаевского собора бывшего Успенского Николаевского мужского монастыря. После долгих лет забвения святыня обрела свое второе рождение и стала поистине одним из знаковых мест для всех жителей валуйской земли и святого Белогорья. И это, вызывает большую надежду на возрождение русской духовности, на духовное возрождение нашей Родины – России.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Роупджампинг в крыму. Осознанный ужас. Стоит ли прыгать с тарзанкой в Крыму. Как проходил роуп-джампинг
Стоит ли прыгать с тарзанкой в Крыму
Уникальный бисерный храм в Крыму: как старая штольня стала местом силы