Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сепаратисты испании. Страна Басков: латентный сепаратизм. Возможные геополитические изменения

Сепаратизм в Испании - явление, вызванное стремлением ряда этнических групп, компактно проживающих на территории Испании и её заморских территорий, к образованию независимых национальных государств. Наиболее известны и активны сепаратистские движения Страны Басков и Каталонии

На основной территории

Баскский сепаратизм

Баскская сепаратистская организация ЭТА основана в .

Каталонский сепаратизм

Идея каталонского сепаратизма предполагает отделение всех каталонских земель от Испании и Франции .

Галисийский сепаратизм

В Африке

Канарский сепаратизм

Напишите отзыв о статье "Сепаратизм в Испании"

Отрывок, характеризующий Сепаратизм в Испании

У тебя не так уж много времени, Изидора. И я думаю, ты захочешь узнать совершенно другое, что близко тебе по сердцу, и что, возможно, поможет тебе найти в себе побольше сил, чтобы выстоять. Ну, а этот, слишком тесно «тёмными» силами запутанный клубок двух чужих друг другу жизней (Радомира и Джошуа), в любом случае, так скоро не расплести. Как я уже сказал, у тебя просто не хватит на это времени, мой друг. Ты уж прости...
Я лишь кивнула ему в ответ, стараясь не показать, как сильно меня занимала вся эта настоящая правдивая История! И как же хотелось мне узнать, пусть даже умирая, всё невероятное количество лжи, обрушенной церковью на наши доверчивые земные головы... Но я оставляла Северу решать, что именно ему хотелось мне поведать. Это была его свободная воля – говорить или не говорить мне то или иное. Я и так была ему несказанно благодарна за его драгоценное время, и за его искреннее желание скрасить наши печальные оставшиеся дни.
Мы снова оказались в тёмном ночном саду, «подслушивая» последние часы Радомира и Магдалины...
– Где же находится этот Великий Храм, Радомир? – удивлённо спросила Магдалина.
– В дивной далёкой стране... На самой «вершине» мира... (имеется в виду Северный Полюс, бывшая страна Гиперборея – Даария), – тихо, будто уйдя в бесконечно далёкое прошлое, прошептал Радомир. – Там стоит святая гора рукотворная, которую не в силах разрушить ни природа, ни время, ни люди. Ибо гора эта – вечна... Это и есть Храм Вечного Знания. Храм наших старых Богов, Мария...

Комордин Д.В. студент группы 2-15-4
Московский государственный лингвистический университет
Научный руководитель: Бочарников И.В. доктор политических наук,
профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

Аннотация:В статье рассматривается проблема, связанная с проявлениями сепаратизма в современной Европе, особенности сепаратистских движений на примере Каталонии. Проводится прогноз дальнейшей ситуации в Европе при возможном обретении независимости Каталонии. Делается вывод, что Европа сможет стать по-настоящему целостной лишь в условиях сплочения всех стран в нее входящих, но как показывает история союзы государств не вечны и способны распасться через 50-70 лет.

Сепаратизм в современной Европе – это парадокс Нового времени, борьба за независимость, государственный суверенитет и укрепление наций. Чтобы анализировать движения сепаратизма в Европе, на примере Каталонии, следует ввести само понятие сепаратизма. Сепаратизм – политика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового, самостоятельного, суверенно-независимого государства или же получения статуса автономии.

Сепаратизм ведет к нарушению суверенитета, единства и территориальной целостности государства, принципа нерушимости границ, а также способен стать источником острых межгосударственных и межнациональных конфликтов. Причины сепаратизма часто бывают связаны с грубым нарушением прав человека и народов, национальных, расовых и религиозных групп (меньшинств).

Сегодня рядЕвропейских государств сталкивается сдействиями региональных сепаратистских движений и организаций, главной причиной которых стало стремление к единству.Одни выступают за полную независимость своего региона и создание собственного национального государства. Другие же требуют расширить ихполитические, экономические и культурные права. Среди всех сепаратистских движений в Европе к наиболее сильнымможно отнести Испанию (Каталония, Страна Басков, Галиссия) и Великобританию (Шотландия, Северная Ирландия).Их объединяет то, что они являются самыми богатыми и экономически развитыми регионами своих стран и никто из них не желает делиться доходами с более бедными территориями.Изменения политических границ внутри самой Европы может породить еще более новые проблемы в политической, экономической, социальной и культурной сфере, что может привести к ухудшению национального самочувствия в целом, а также к образованию новых государств и даже к распаду Евросоюза.

Приводя в пример Каталонию, хотелось бы сделать небольшую историческую справку. В 1479 г. образовалось королевство Испания, что способствовало появлению тенденций унитаризма в государственном управлении. Наступающей угрозой для идентичности Каталонии стала утрата привилегий после поражения в восстаниях 1640-1652 гг. и войне за испанское наследство 1700-1714 гг. Центральные органы власти стремились ассимилировать каталонцев.

Жители Каталонии исходят из принципов, что они являются суверенной нацией, ссылаясь главным образом на ход и истоки своей истории, культуры, языка и каталонского гражданского права. Установление франкистской диктатуры в 1939 г. положило конец существованию автономий на территории Испании. После смерти Франко в конце 1975 г. начался процесс преобразования унитарного государства в Государство автономий и завершился к середине 80-х гг. В последние годы франкисткой диктатуры Испания переживала серию всплесков национальных и региональных движений. Этому способствовало ряд причин. Во-первых, дискриминационная политика франкизма в отношении национальных языков и культур дала сильный толчок к возникновению протестных движений в Каталонии, Стране Басков и Галисии. Во-вторых, для многих жителей регионов стало очевидно, что демократизация невозможна без децентрализации и перераспределения полномочий, т.е. если местными проблемами будут заниматься не центральные органы, а местная власть, которая находилась ближе к населению практически во всех отношениях, это будет более эффективно.

Одной из наиболее важных причин является социально-экономических аспект регионов. Жители более экономически развитых и богатых районов считали, что автономия поможет им сохранить высокий статус своего района. Такая ситуация была типична для Каталонии. Многие ее жители считали, что все собранные налоги должны оставаться здесь, а не перераспределяться в пользу более бедных областей.Проще говоря, Каталония не хочет “кормить Испанию”, в частности, ее наиболее отсталые регионы. Данный случай продолжается и по сей день.

Экономика Каталонии традиционно обеспечивает около 19 % ВВП всей Испании.Сепаратизму способствует и то, что регион Каталония с населением в 16 % от общего населения Испании дает четверть валового национального продукта страны - в национальный бюджет Каталония платит на 16 млрд евро больше, чем получает обратно.

В 2009 г. каталонцам впервые задали вопрос, хотят ли они стать независимым государством, интегрированным в ЕС. В Ареньш-да-Муне близ Барселоны был проведен референдум, результаты которого показали, что 96% поддерживают независимость региона.

Последний референдум о независимости Каталонии, проведённый властями Каталонии 1 октября 2017 г., рассматривается как незаконный.За независимость проголосовало 90,18 %. Ссылаясь на статью 155 Конституции Испании, которая приостанавливает действие автономии и переводит все органы региональной администрации в центральное подчинение, Мадрид не собирается признавать референдум. Проще говоря, эта статья лишает регион самостоятельности и переводит его в статус административно-территориальной единицы. Глава Каталонии с 2016 по 2017г. Карлес Пучдемон подписал декларацию о независимости Каталонии, однако же она не была признана Мадридом и в данный момент не имеет юридической силы.

Стоит подчеркнуть тот факт, что уБрюсселя не имеется институтов, которые бы разрешали внутренние конфликтыстран Евросоюза. “За содействие в урегулировании конфликтов в третьих странах отвечает внешнеполитическая служба, но в случае с Каталонией она некомпетентна, поскольку не имеет права вмешиваться во внутренние дела входящих в ЕС стран. Еврокомиссия в теории может запустить процедуру устранения нарушений в сфере гражданского общества в Испании после вспышки полицейского насилия, однако, как показал опыт Польши, такая процедура может безрезультатно затянуться на годы и привести к новому внутриевропейскому конфликту на этот раз между Брюсселем и Мадридом. А в этом институты ЕС категорически не заинтересованы”- заявляет ЕС.

Евросоюз пытается не придавать высокой значимости проблеме и предоставляет возможность испанскому правительству самостоятельно решить ситуацию внутри государства.Потенциальному государству Каталонии грозит не только экономическая, но и политическая изоляция.Евросоюз официально заявляет, что в случае отделения Каталонии от Испании каталонцы потеряют статус граждан ЕС, а для повторного приобретения этого статуса необходимо будет пройти процедуру принятия в члены ЕС. В рамках этой процедуры в том числе необходимо будет получить поддержку всех стран-нынешних участников союза, что представляется проблематичным, учитывая позицию Испании по вопросу независимости Каталонии.

Признание референдума для европейских лидеров -означает, что Каталония может выйти из состава Испании.По поводу этого событияв Европе ведутся многие дискуссии. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, председатель Европейского совета Дональд Туск, лидеры таких стран как Франция и Германияне дают никаких комментариев, ожидая что Испания сможет разрешить вопрос своими силами. Евросоюз всегда выступал против перестройки границ в Европе. На территории современной Европы немало стран, где возможен каталонский сценарий. Это Бельгия (Фландрия), Италия (Венеция, Ломбардия и Венето), Германия (Бавария), Франция (Корсика) и др. Европейские лидеры вместе с руководством ЕС опасаются, что приобретениенезависимости Каталонии спровоцирует рост схожих процессов в других регионах, а также рост сепаратизма в Европе.

Таким образом, у испанских властей есть причины удержать регион в своем составе,как экономического характера, так и основанные на праве требования. Но даже если Каталонии удастся обрести независимость, что скорее похоже на несбывшуюся мечту, это приведет к очередному изменению границ в Европе и росту сепаратизма в других регионах. Возможен старт процессу образования новых государств на территории современной Европы, неизбежность распада не только самого Евросоюза, но и многих стран, в него входящих. Также не исключается вероятность образования новых межгосударственных союзов.

Литература и источники:

  1. Баранов А.В. Сепаратизм в современной Каталонии: ресурсы, акторы и политические стратегии. Актуальные проблемы Европы, №2. ИНИОН РАН, 2014.
  2. Усов А. Испания распадается из-за экономии: Каталония и Страна Басков решили отделиться: Сепаратизм, банкротство и страсть к неограниченной соцпомощи нашли друг друга. Новый регион 2, 20.09.2012.
  3. Фролова Ю.Н. Проблема самоопределения Каталонии: позиция Испании и ЕС.Журнал Спбгу“МИРОВАЯ ПОЛИТИКА”. Издательство: “НБ-Медиа” (Москва), 2017.
  4. http://www.congreso.es/consti/constitucion/indice/sinopsis/sinopsis.jsp?art=155&tipo=2Конституция Испании
  5. https://elibrary.ru Научная электронная библиотека
  6. http://tass.ru/ Информационное агентство ТАСС. Библиографии и справки.

https://slovar.wikireading.ru/1751821 ВикиЧтение. Энциклопедическийсловарьэкономикииправа.

http://tass.ru/info/4631152 Информационное агентство ТАСС. Биографии и справки.

Баранов А.В. Сепаратизм в современной Каталонии: ресурсы, акторы и политические стратегии, М., 2014. С. 97-98

Badia F., Sarsanedas O. Elections in Catalonia: Neither here nor there. – Barcelona Centre for International Affairs, 20 December 2012

http://www.congreso.es/consti/constitucion/indice/sinopsis/sinopsis.jsp?art=155&tipo=2Конституция Испании (ориг.)

http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4608412Информационное агентство ТАСС. Международная панорама.

Испания – пример многонационального государства, где влиятельные силы в некоторых регионах «покушаются» на государственный суверенитет, претендуя на суверенный статус своих территорий. В авангарде борьбы за суверенитет в Испании идут представители наиболее развитых автономных областей – Страны Басков и Каталонии, выдвигающие требования политического, культурного и языкового характера. Региональный сепаратизм в последние десятилетия проявлял себя в двух основных формах – вооруженной террористической борьбы (ЭТА в Стране Басков) и мирных, зачастую массовых требований независимости (в той же Стране Басков и Каталонии). Насколько велика сегодня угроза территориальной целостности испанского государства?

Территориальная организация современной Испании

Существующее здесь Государство автономий (оно включает 17 автономных сообществ и два автономных города Сеута и Мелилья на побережье Северной Африки) за годы демократического развития доказало свою жизнеспособность. Вместе с тем эта модель государственно-территориальной организации постоянно оставалась объектом политической борьбы, заметно обострившейся в последние годы. Одни политические силы настаивают на сохранении Государства автономий при возможном внесении некоторых корректив, другие требуют его превращения в федерацию, третьи – в конфедерацию, четвертые борются за полную независимость своих территорий.

Основанием для разногласий в значительной степени служит сам характер Государства автономий, которое представляет собой унитарное децентрализованное образование с многочисленными признаками, типологически присущими федеративным государствам. К этим признакам можно отнести следующие: единство в многообразии, разграничение предметов ведения и полномочий между разными уровнями управления, сочетание симметрии и асимметрии, разделенная лояльность – множественность форм самоидентификации испанцев, в том числе с народом своей автономии, города, селения и т.д.

Наличие всех этих признаков не может, однако, заслонить важнейших отличительных особенностей Государства автономий как унитарного образования. В числе доказательств этого назовем хотя бы конституцию Испании. В ряде ее статей говорится, что полномочия принимать окончательные решения сохраняются за центральной властью. Это принципиально отличает Государство автономий от федеративных государств, где действует система разделения полномочий центра и регионов в отношении принятия решений. Испанское Государство автономий исходит из единого и неделимого суверенитета (испанской нации), который признает автономии и уступает им часть своей компетенции. Нация определяется как совокупность национальностей (хотя значение понятия «национальность» в конституции не разъясняется), иначе говоря, признается многонациональный характер испанского государства.

Автономизация Испании проходила в острой борьбе с консервативными силами, воспитанными на франкистских идеях унитарного, жестко централизованного испанского государства. Конституция 1978 г., принятая на переходном к демократии этапе, стала результатом компромисса между правыми и левыми, не свободного от целого ряда противоречий и нерешенных проблем. В конституции государственно-территориальное устройство Испании «прописано» лишь в общем виде, отсутствует законченная схема разделения властей между центром, автономными областями и муниципалитетами, а некоторые ее положения носят двусмысленный характер и воспринимаются различными политическими силами по-разному.

Отчасти поэтому предоставление автономии (это повсеместно произошло к середине 1980-х годов) лишь разжигало аппетиты радикальных, да и части умеренных националистов, которые считали полученные права недостаточными и требовали их дальнейшего расширения. Стремление национальностей и регионов Испании повысить свой статус объясняется также развертыванием процессов европейской интеграции и глобализации и связанными с ними опасениями утратить свой язык и традиции, раствориться в мировой глобализированной среде. В Стране Басков и Каталонии важную часть идейного арсенала сепаратистов составляет мифотворчество, искусственное конструирование традиций «древней суверенной нации» при одновременном отторжении тех действительно существующих традиций, которые объединяют эти регионы с Испанией. Заинтересованность автономных сообществ в увеличении круга полномочий определяется и тенденцией движения к «Европе регионов», диктующей необходимость расширения самостоятельных внешних связей. Несомненно также то, что распад ряда многонациональных государств (СССР, Югославии, Чехословакии) усилил дезинтеграционные процессы в Испании.

Страна Басков: разновидности сепаратизма

Сепаратистские настроения в Испании наиболее ярко выражены в Стране Басков. Более полувека террористическая организации ЭТА (образована в 1959 г.), заявлявшая о себе как «о социалистическом движении басков за национальное освобождение», вела борьбу за создание независимого государства басков из семи населенных ими провинций (четырех в Испании и трех во Франции). Основная часть ее «деяний» пришлась на годы демократии. Казалось бы, именно в это время появились все условия для того, чтобы ЭТА прекратила вооруженную борьбу с испанским государством. Ведь Стране Басков был предоставлен такой объем прав и свобод, которого она никогда не имела в своей истории. У нее есть собственные парламент, полиция, радио, два телеканала, двуязычная система образования, своя налоговая система. Баски получили больше прав, чем все остальные автономные области Испании.

Однако боевики не сложили оружие. Несколько десятилетий в Испании лилась кровь, прямую ответственность за которую несла ЭТА, нередко возникали острые политические кризисы. На счету боевиков – свыше 800 убитых, 2 тыс. раненых и десятки похищенных. К этому следует добавить целые семьи, вынужденные покинуть Страну Басков, предпринимателей и мелких торговцев, с которых взимался «революционный налог», и множество людей, подвергавшихся угрозам террористов, – политиков, журналистов, судей, профессоров. 20 октября 2011 г. ЭТА заявила об «окончательном прекращении вооруженной борьбы». Принципиальный сдвиг в позиции боевиков во многом объясняется эффективными действиями испанских и французских спецслужб, которые арестовали часть террористов, включая главарей, и конфисковали несколько арсеналов с оружием. Сыграло роль и изменение отношения к ЭТА в Испании, в первую очередь в Стране Басков. Если в первые десятилетия ее деятельности многие видели в этаровцах героев, то позже их стали считать преступниками и убийцами. Сказались также сдвиги в позиции «левых баскских патриотов» из Движения за национальное освобождение басков – полулегальной сетевой структуры, объединяющей ряд партий, общественных организаций и групп и долгое время контролировавшейся ЭТА. Некоторые организации, входящие в Движение, прежде всего Батасуна, впервые проявили непослушание, призвав ЭТА прекратить вооруженную борьбу. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов давление на ЭТА со стороны международного сообщества – Европейского парламента, известных политических деятелей.

Примечательно, что, заявив о прекращении вооруженной борьбы, ЭТА не разоружилась. Заявление ЭТА можно рассматривать лишь как одно из звеньев длительного и трудного процесса решения проблемы терроризма в Стране Басков. Правительство консервативной Народной партии, приступившее к своим обязанностям в декабре 2011 г., как и предыдущее правительство Испанской социалистической рабочей партии, высказывается за безоговорочное разоружение террористов.

Во влиятельное «сепаратистское меньшинство», выступающее за независимость региона, входят не только «левые баскские патриоты», но и часть сторонников националистических партий, прежде всего старейшей здесь Баскской националистической партии (основана в 1895 г.). Отличительной особенностью БНП изначально был дуализм, проявлявшийся в сочетании радикальной политической цели (обретение независимости региона от Испании) с умеренной практикой, участием в политических институтах испанского государства. «Две души» БНП позволяли ей много десятилетий оставаться ведущей политической организацией в регионе, сплачивая разнородные националистические силы.

В конце 1990-х годов позиция БНП радикализировалась. Она вышла за рамки правового поля, открыто поставив вопрос о суверенитете Страны Басков. В 2003 г. один из ее лидеров, председатель автономного правительства Страны Басков Хуан Хосе Ибарретче выступил с планом, предусматривающим «свободную ассоциацию» этой автономии с Испанией. При голосовании в баскском парламенте сторонникам «плана Ибарретче» удалось добиться его одобрения с небольшим перевесом голосов. Однако испанские кортесы отвергли «план Ибарретче» как противоречащий конституции. Баскские сепаратисты с этим не смирились. В городах автономии регулярно проходят демонстрации представителей радикального крыла БНП и «левых баскских патриотов», на которых выдвигаются требования к властям – легализации запрещенных радикально-националистических организаций, перевода находящихся в тюрьмах этаровцев из отдаленных мест заключения «ближе к дому» и, естественно, предоставления Стране Басков независимости. По данным репрезентативного социологического исследования, в мае 2010 г. за независимость ратовали 25% жителей Страны Басков . Следует также иметь в виду, что сюрпризом последних парламентских выборов в Испании, состоявшихся в ноябре 2011 г., стало избрание семи депутатов от баскского радикально-националистического блока «Амайюр», который многие эксперты считают наследником Батасуны.

Итак, в Стране Басков на смену вооруженному конфликту ЭТА с испанским государством приходит политический конфликт с ним радикальных баскских националистов.

Сепаратистские устремления в Каталонии

Заметная тенденция к отделению от Испании существует и среди части каталонцев, всегда требовавших признания своего отличия от остальной Испании. «Мы – другие», «каталонцы – не испанцы, а испанцы – не каталонцы», – таково мироощущение многих жителей региона. Национализм каталонцев подпитывается также тем, что их регион до последнего времени отдавал в государственный бюджет значительную часть заработанных средств, обеспечивая до четверти всего бюджета Испании. Каталонцы считали, что кормят всю страну, являются «благородными донорами по отношению к остальной Испании», в то время как некоторые проекты в самой автономии не реализуются. Развитие сепаратистских настроений в регионе не остановило то, что, согласно автономному статуту 1979 г., Каталония обрела широкий объем полномочий в вопросах местного самоуправления, общественной безопасности (своя полиция, не подчиняющаяся Мадриду), транспорта, связи, общественного образования, культуры, языка, охраны окружающей среды. В отличие от баскских, каталонские сепаратисты многие годы отдают предпочтение невооруженным методам борьбы с центральной властью, ориентируются на мирное сосуществование различных политических сил. Заметим, что слово «seny», символизирующее специфику каталонского менталитета, означает рассудительность, психологическую уравновешенность

Тяга к обретению суверенитета материализуется на уровне как политических организаций (наиболее яркий представитель – Левореспубликанская партия Каталонии), так и общественного сознания. Самая влиятельная политическая сила в регионе – коалиция «Конвергенция и Союз», в деятельности которой сотрудничество с центральной властью сочетается с радикальной националистической риторикой и готовностью при благоприятной конъюнктуре возглавить борьбу за национальное самоопределение.

Важнейшей вехой в определении нынешнего политико-юридического статуса Каталонии, ее прав в отношениях с центром стало принятие ее нового статута. Он был одобрен на референдуме, состоявшемся в автономии 18 июня 2006 г. Принятию статута предшествовала напряженная борьба, связанная с намерением его составителей определить Каталонию как «нацию». Эта позиция, созвучная настроениям большинства населения региона, противоречила конституции, которая предусматривает существование на территории Испании лишь одной нации – испанской. Понятие «нация» трактуется по-разному. Для части националистов определение Каталонии как нации вовсе не означает ее выхода из состава Испании. Радикальные же националисты однозначно трактуют такое определение своего региона как возможность отделения. Политическая борьба вокруг термина «нация» важна для них, поскольку создает платформу для последующих шагов по дистанцированию от Мадрида, в частности, для проведения референдума по вопросу об отделении.

В результате длительного обсуждения в кортесах термин «нация» остался только в преамбуле нового статута, которая не имеет юридической силы. В статьях же, обладающих юридической силой, Каталония именуется «национальностью». Вместе с тем официально признаются знамя, национальный праздник и гимн Каталонии. Во многих других сферах (судебная и правоохранительная система, сбор налогов, языковые права) права автономии расширились по сравнению со статутом 1979 г. После принятия нового автономного статута Каталонии семь субъектов права (Народная партия и несколько автономий) оспорили в конституционном суде ряд его положений, прежде всего определение Каталонии как «нации». После долгого рассмотрения конституционный суд вынес вердикт оставить данную трактовку без изменения.

Итак, в отличие от Страны Басков, автономный статут Каталонии реформирован в плане расширения ее полномочий. Однако радикальные националисты не удовлетворены и по-прежнему стремятся к обретению регионом суверенитета. Их конфликт с центром сохраняется, просто становится менее осязаемым.

Альтернативные сценарии

Теоретически нельзя исключать разрыв отдельных регионов с Испанией. При этом следует иметь в виду, что внутренние и международные условия не благоприятствуют развитию такого сценария. Правовые нормы ЕС не предусматривают вступления в него отдельных регионов, которые захотят отделиться от стран-членов. Не следует забывать и о том, что процесс европейской интеграции, сопровождающийся упразднением границ, созданием единого рынка товаров, капиталов и услуг, расширением компетенции наднациональных органов, работает против национал-сепаратизма. По имеющимся оценкам, последствиями сецессии и выхода Страны Басков из ЕС станут массовое бегство из региона капиталов, передислокация части предприятий, потеря многих десятков тысяч рабочих мест, большие расходы, связанные с созданием новых государственных структур и новой валюты, общее обнищание населения, ухудшение отношений басков с остальной частью населения Испании (за исключением националистически настроенных групп). Крайне важно и то, что большинство населения региона не хочет рвать отношения с Испанией.

В ближайшие годы значительно более вероятным представляется иной сценарий: сохранение статус-кво или модификация юридических статутов автономий в рамках действующей конституции. Отношения между центром и регионами будут развиваться в зафиксированной конституцией логике единой испанской нации и неделимости ее суверенитета. При таком сценарии центральной власти придется постоянно иметь дело с проявлениями сепаратистских настроений части элит и населения автономий, стимулируемыми обстановкой глобального экономического кризиса, больно ударившего по Испании. Противодействием сепаратистским устремлениям может служить активная политико-пропагандистская деятельность, доказывающая преимущества жизни в многоликой демократической Испании и объясняющая, что сецессия – процесс крайне болезненный для многочисленных групп населения регионов, решившихся на такой шаг.

Сергей Хенкин, Д.и.н., профессор каф. сравнительной политологии МГИМО (У) МИД России
Российский совет по международным делам

Понятие «сепаратизм» трактуется в современной по-
литико-правовой практике достаточно широко. Под ним
подразумевают: выдвижение требований самоопреде-
ления части территорий государств, их последующего
отделения и обретения независимости, применение про-
тивозаконных методов борьбы за расширение автоном-
ных, федеративных, конфедеративных прав.
Изучение такого явления, как сепаратизм является
весьма актуальным, так как в современном мире многим
государствам, в независимости от уровня их экономи-
ческого развития и степени зрелости демократических
институтов, приходится все чаще сталкиваться именно с
этой региональной проблемой. Сепаратизм в настоящее
время, в своих основных характеристиках, существен-
но отличается от сепаратизма в XX веке и чаще всего
приобретает более радикальные формы. Актуальность
изучения этой темы привлекает к ней внимание значи-
тельного количества исследователей.
Говоря о сепаратизме в современной Европе, нельзя
не отметить важную работу Т. В. Зоновой «От Европы
государств к Европе регионов». Автор пишет о том,
что после окончания Второй мировой войны, казалось,
что вопрос о границах в Западной Европе закрыт, это
было не так давно, а уже сегодня в современной Европе
этот вопрос вызывает большие противоречия .
Данный тезис можно дополнить тем, что через тридцать
лет после войны, представители 35 стран, подписавших
итоговые документы Хельсинского Совещания по без-
опасности и сотрудничеству в Европе, подтвердили не-
рушимость европейских границ, которые через полтора
десятилетия существенно изменились.
Проблемы и противоречия внутри любого государ-
ства всегда существуют, но сегодня в некоторых странах
Западной Европы ведется вооруженная борьба за неза-
висимость. Необходимо разобраться, в чем же именно
причины борьбы за независимость. Сепаратистские дви-
жения в Испании, Бельгии и Великобритании охватили
большую часть населения и одни из самых развитых
регионов . Местное правительство и населе-
ние этих регионов перестали видеть будущее в составе
национальных государств, прежде всего это касается
финансового распределения и этнического состава не-
которых регионов. В отличие от басков, современные
европейские сепаратисты не являются националистами.
Скорее всего, правильное их определение будет «реги-
оналисты», т.к. они, прежде всего, ведут борьбу за эко-
номическое развитие своих регионов, а не за культурное
и политическое. Регионалисты считают, что успешное
экономическое развитие невозможно в составе крупного
государства.
Западная Европа достаточно плотно населенный
мировой регион, в котором сосредоточены 43 государ-
ства и около 70 этносов. Большинство государств, в со-
временной Европе являются полиэтническими, и даже
в тех государствах, где доминирует моноэтничность,
существует неоднородность населения. На этом фоне
возникает противостояние народов, на фоне которого
переплетаются различные тенденции: сепаратистские,
националистические, а также автономистские. В споре
сепаратистов и автономистов последние явно актив-
нее, реалистичнее, гибче, чем их оппоненты-радикалы.
Автономисты стремятся совместить региональные и
национальные интересы, учитывают характер процес-
сов на глобальном и евроинтеграционном уровне. Они
склонны к поиску консенсуса и отвергают лобовую кон-
фронтацию с оппонентами .
Ярким примером сепаратизма является движение
басков. Баски – это древнейшее коренное население
Пиренейского полуострова. Борьба этого народа длится
еще с 1904 года, и чаще всего приобретает радикальные
формы. Население этого региона составляет около 3 мил-
лионов человек, из которых 1 миллион – это этнические
баски (более 870 тыс. в Испании и 130 тыс. во Франции,
и еще около 110 тыс., живущих в Латинской Америке
и США). Большинство населения считает, что они либо
баски-испанцы, либо баски-французы, так как Страна
басков располагается на границе Испании и Франции . Язык, на котором они разговаривают больше по-
хож на древне французский, чем на испанский. С 1959
года в провинции существует террористическая органи-
зация ЭТА (Euzkadi Ta Azkatasuna, ETA, в переводе с
баскского языка – «Баскония и свобода»). Целью орга-
низации является отделение Страны басков от Испании
и присоединение к территории Франции, где также про-
живают баски. Несмотря на то, что ЭТА несколько лет
назад объявила о прекращении вооружённой борьбы с
испанским государством, определённые предпосылки
для её возобновления сохраняются, так как главная за-
дача националистов – обретение независимости — не ре-
шена. Вероятно, и не будет решена в ближайшем буду-
щем, так как натолкнётся на активное противодействие
правительства Франции, которое вряд ли санкционирует
передачу под юрисдикцию независимого государства
басков части своей территории.
Регионы Испании всегда отличались по этническо-
му, религиозному, культурному и языковому параме-
тру. В таких условиях роль сепаратистских движений
возросла. В начале XXI века возникли предпосылки
для возрождения сепаратистских движений. Первой
предпосылкой послужил конфликт автономного ста-
туса Каталонии, который противоречил принципам
Конституции Испании, а также системе распределения
доходов в автономии. Каталония ежегодно дает 25%
ВВП в общий объем Испании. Сепаратизм в Каталонии
начался еще во время второй испанской республики, ко-
торая закончилась Гражданской войной . В на-
стоящее время каталонские сепаратисты, которые пока
не составляют большинства в парламенте автономии и
не пользуются безоговорочной поддержкой населения
региона, пытаются запустить процесс выхода Каталонии
из состава Испании. В стране обсуждается возможность
применения правительством армии, для подавления се-
паратистских тенденций. Несмотря на заявления пре-
мьер-министра Рахоя о поисках компромисса и пере-
говорах, военные открыто высказываются в поддержку
Конституции, провозглашающую Испанию единым го-
сударством.
Начавшийся в 2000-х мировой экономический кризис
стал еще одной предпосылкой к началу сепаратистского
настроения каталонцев. В условиях жестокой экономии
и отказа Мадрида предоставить налоговую независи-
мость Каталонии побуждает их к активизации сепара-
тизма. Также немаловажной предпосылкой является то,
что в Каталонии к власти пришла националистическая
сила. Артуру Масу удалось не просто поддерживать се-
паратистскую направленность, но и создать все необхо-
димые условия для того чтобы обострить отношения с
центральным правительством .
Все вышеперечисленные предпосылки привели
к развитию сепаратистского движения каталонцев.
Каталония это автономная область Испании, которая
разделена на четыре провинции (Жирона, Барселона,
Льейда и Таррагона) и на ее территории сосредоточе-
на самая высокая плотность населения. Кроме того,
Каталония крупный экономический и культурный центр
Испании. Так как автономная область Каталония на-
ходится на побережье Коста Брава, каждый год сюда
приезжают миллионы людей. Жители Каталонии всег-
да считали себя отдельной нацией, так как говорят на
другом каталанском языке, и имеют богатую историю и
культуру.
Среди каталонцев также популярен каталонизм, то
есть каталонский национализм, который перерос уже
в сепаратизм. Мысль о том, что Каталония должны су-
ществовать отдельно от Испании не покидает умы ка-
талонцев. Обретение Каталонией независимости может
повлечь за собой множество проблем, а одна из кото-
рых это то, что после их независимости другие части
Испании тоже будут претендовать на независимость. В
современном мире вопрос о границах все чаще и чаще
становится актуальным, так как если посмотреть на кар-
ту, то почти в каждой стране существует такая проблема
.
В основном главная причина сепаратизма в совре-
менной Европе связана с несправедливым распреде-
лением денежных средств. Каталония является доста-
точно богатым и перспективным регионом Испании.
Во-первых, потому что это город-порт. Во-вторых,
Каталония это регион с богатой историей и культурой,
ежегодно Каталонию приезжают посетить миллионы ту-
ристов. На фоне обострившегося кризиса и роста числа
безработицы, каталонцы вновь вступили в борьбу за не-
зависимость своего региона. Идея отделения Каталонии
от Испании засела у каталонского народа уже давно в
сознании. Проблема заключается в том, что Мадрид не
дает согласия на провозглашение независимости, пото-
му что прошедшие референдумы противоречат консти-
туции Испании. Конечно, Мадриду не выгодно отделе-
ние такого перспективного региона, а также в случае
отделения может последовать цепная реакция, а тогда
очаги сепаратизма могут охватить не только другие тер-
ритории Испании, но и другие страны Европы.
Что касается Бельгии, то там существуют две этни-
ческие группы: нидерландоговорящие фламандцы и
франкоговорящие валлоны. Франкоязычная часть на-
селения считает, что нидерландоговорящие фламандцы
представляют для них угрозу, так как французский язык
в Бельгии всегда был языком политики, экономики, нау-
ки и культуры. В результате были созданы фламандские
партии, провозгласившие главной целью защиту своих
национальных интересов. В 1962-1963 годах нидер-
ландский язык стал официальным языком во Фландрии,
французский в Валлонии и немецкий язык в областях
восточной Бельгии. Малую часть населения в Бельгии
всегда составляли валлонцы и они всегда опасались, что
фламандцы займут лидирующую позицию. Сепаратизм
в Бельгии занимает особую позицию, так как в случае
независимости Фландрии, Бельгии, как стране грозит
полное исчезновение с карты Европы. Присоединение
Брюсселя к Фландрии невозможно, так как этническое
большинство это франкофоны. К тому же присоедине-
ние Брюсселя к Фландрии вызовет массовое недоволь-
ство всего Европейского Союза. Тот факт, что столица
Бельгии это центр всего ЕС и на ее территории находят-
ся штаб-квартиры НАТО, наоборот сближает фламанд-
цев и валлонов .
Шотландский национализм начал активно проявлять-
ся еще в 1920-е годы. Национальная партия Шотландии
была зарегистрирована в 1935 году. Через сорок лет ли-
деры партии объявили о том, что избрание отдельного
шотландского парламента будет первым важным шагом
на пути к независимости. Уже в 1978 году было принято
решение о проведении референдума по этому вопросу.
Предполагалось, что более 40% населения должны бу-
дут проголосовать «за». Не пришедшие на избиратель-
ные участки автоматически считались несогласными.
По итогам референдума 32,90% избирателей дали по-
ложительный ответ. С тех пор почти на десятилетие во-
прос о независимости Шотландии считался закрытым. К
1990 году этот вопрос снова стал активно обсуждаться
и согласно опросам, более 50% избирателей выступали
«за». 11 сентября 1997 года состоялся референдум о соз-
дании отдельного шотландского парламента и согласно
его результатам 75% граждан поддержали собственную
законодательную власть. На референдуме также голосо-
вали за право нового парламента варьировать размер на-
логов, которые вводил Лондон. За это право проголосо-
вали 64%. В 1999 году начался процесс автономизации
Шотландии. Прошедший в 2014 году референдум о не-
зависимости не дал желаемых результатов. Согласно ре-
ферендуму больше половины граждан желают остаться
в составе Великобритании. Скорее всего, это связано с
тем, что Шотландии придется заново встать в очередь на
вступление в ЕС. Шотландцы и так обеспокоены сейчас
ростом фунта и многие из них выступают против неза-
висимости, потому что не хотят терять доступ к евро-
пейским рынкам.
Несмотря на поражение сторонников независимости
во время проведения референдума 2016 года, сепара-
тистские настроения в Шотландии никуда не исчезли,
а выход Великобритании из ЕС ещё в большей степе-
ни их обострил – шотландцы заявили о своём желании
остаться в Евросоюзе вопреки устремлениям Лондона
.
Если же шотландцам удастся добиться проведения
повторного референдума и большинство жителей про-
голосует за независимость, скорее всего, Шотландии
необходимо будет заново пройти путь к включению
ее в состав Европейского Союза. В Лондоне заявля-
ют, что если будет провозглашена независимость, то
Шотландии необходимо будет выйти из ЕС. На террито-
рии Европейского Союза существует ряд организаций,
которые занимаются решением проблем противостоя-
ния этнических групп и наций на практике. Но, очевидна
неэффективность их работы в современных условиях и
необходимость усовершенствования этих организаций.
Анализируя, все сказанное, можно заключить, что
проблема сепаратизма в современной Европе — до-
статочно распространенная региональная проблема.
Проблемы и противоречия внутри полиэтнических го-
сударств, всегда существовали, и будут существовать.
Этнические меньшинства даже самых развитых стран
западной Европы, перестали видеть будущее в составе
государств, к которым они принадлежат. Причины су-
ществования сепаратизма многообразны, задача евро-
пейских правительств состоит в том, чтобы сохранить
целостность своих стран, а если этого сделать не уда-
ётся – пойти по пути Чехословакии, когда при разделе
страны на два государства, двум славянским народам не
пришлось воевать друг с другом, в отличие от народов
бывшей Югославии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зонова Т. В. От Европы государств к Европе реги-
онов? М.: Полис,1999. 56-70 с.
2. Волкова Г.И. Испания: государство автономий
и проблема территориальной целостности. М.: МАКС
Пресс, 2011. 328-331 с.
3. Лалагуна Х. Испания: история страны. М.: Эксмо,
2009. 59-60 с.
4. Вилар П. История Испании. М.: АСТ: Астрель,
2006. 45-56 с.
5. Катаев Д.В. Всплеск этнического национализма в
Европе. М.: Власть, 2010. 189-190 с.
6. Alcala C. Claves historicas de independentismo catalan.
M.: Mundo, 2006. 164-167 р.
7. Guy H. Catalan separatists defy Spain in pursuit of
‘utopia’ // Politico. 2016. № 8. P. 49.
8. Balcells A. Catalan Nationalism: Past and Present.
NY.: St. Martin’s Press, 1996. 11 р.
9. Diez M. J. Naciones divididas. Clase, politica y
nacionalismo

Каталония - автономное сообщество Испании, расположенное на северо-востоке Пиренейского полуострова, между средиземноморским побережьем и Пиренеями. Является частью историко-культурной области Княжество Каталония.

Историческая область Каталония состоит из современной Каталонской автономной области в Испании и из департамента Восточные Пиренеи во Франции. Кроме того, каталонцы считают частью исторической территории Каталонии прилегающие районы Франции. Радикальные каталонские политики пропагандируют употребление термина Каталония и в отношении так называемых «каталонских земель», то есть средиземноморских территорий, которые в Средневековье находились в сфере влияния Арагонского королевства, и население которых хотя бы частично говорит на каталанском языке.

Исторически данный регион предпринимал ряд безуспешных и отчаянных попыток обрести свою независимость от Испанского Королевства. Так, в далеком 1871 году Каталония пытается отделиться от Испании, однако после переговоров остаётся в составе Испанского Королевства. Или, например, в 1930-х годах парламент Каталонии пытался провозгласить независимость, однако эти попытки были признаны республиканским правительством незаконными, и зачинщики сепаратного процесса были арестованы, как изменники. В ходе гражданской войны в Испании, правительство Каталонии было вынужденно объединиться с центральным республиканским правительством, чтобы общими усилиями побороть диктатуру Франко, и тем самым, стремление обрести «свободу» было замедленно. Однако, стоит отметить, что репрессии против каталонцев во времена режима Франко значительно способствовали популяризации движения каталонского сепаратизма.

Конечно, нельзя не отметить неофициальные опросы и референдумы, которые проходили в Каталонии с 2009-2012 года. Тогда более 90% населения высказалось о своем желании получить автономию от центра.

В чем же причины столь яростного стремления каталонцев обрести собственную государственность и каковы последствия для мирового сообщества, и самих каталонцев, в случае получения желаемого?

Таким образом, обретает свою форму актуальность тематики данного исследования, которая связана с тенденцией данного региона стать независимым государством как с наиболее массовым и близком к реализации сепаратистском движении в Европе.

Объективные причины сепаратистских настроений в Каталонии

Условно, основания для получения автономного статуса, с точки зрения каталонцев, можно разделить на 3 большие группы: исторические (в том числе и культурные), экономические и политические. (Таб.1)

Сразу стоит сказать, что парадигма первопричин этого явления в Каталонии претерпела значительные изменения, и если раньше, население делало шаги для получения независимости исходя из исторического наследия, то сегодня, они опираются исключительно на экономические и политические основания.

Таблица 1. Причины для получения автономии Каталонии

Исторические основания . История Каталонии насчитывает более десяти веков. В XII в. было образовано Королевство Каталонии и Арагона, в котором Каталония сохранила внутреннюю автономию и собственные законы, а также особые привилегии в рамках единого государства - Фуерос. Вплоть до 16-17 века Королевство Арагон, куда входили Барселона, Арагон, Валенсия, Окситания и многое другое, было отдельным государством не входившем в разграниченную Испанию. Присоединение Каталонии началось при Карле V Габсбурге, который получил корону и Кастилии и Арагона, но окончательно эта территория стала частью Испании после войны за Испанское наследство 1701-1714 годов.

С восшествием на престол в 1714 г испанского короля Филиппа V Каталония утратила все свои привилегии. В 1901 г. испанское правительство признало существование каталонской нации, что ускорило развитие представлений населения о возможности существовать независимо.

В 1931 г. после образования Испанской республики каталонцам было предоставлено самоуправление. Поэтому во время гражданской войны большинство каталонцев выступило на стороне Второй Республики.

В 1934 г. начал осуществляться проект создания независимой Каталонии, однако поражение республиканцев оставило этот план неосуществленным. Во время гражданской войны, при диктатуре генерала Франко любые проявления национальных чувств, отличных от кастильских, подавлялись. Здесь мы переходим к культурной части. Народ Арагона говорил и продолжает говорить на каталанском языке, который отличается от испанского. Также, в Каталонии имеется своя народная культура (одежда, танцы, песни). Вероятно, особого сепаратизма на этом фоне не было, если бы не насильственное насаждение общенациональной культуры. В Стране Басков, Галисии, Каталонии, Валенсии было запрещено не только использовать родной язык в деловой и общественной жизни, но и говорить на нем. В Барселоне полицейские могли забрать человека в участок только за то, что он говорил на улице на родном, каталанском языке. Ему мог грозить большой штраф или даже тюремный срок. Национальные и политические чувства можно было выразить, только болея за футбольный клуб «Барселону».

В 1978 г. в ходе дефранкизации принимается новая конституция, по которой Каталония получает автономный статус, за которым следует официальное признание каталанского языка. Конституция стала настоящим выходом для страны, которой полвека правил фашистский режим. Однако она не смогла урегулировать противоречия между народами Испании, существовавшие в латентном виде во время диктатуры.

Экономические основания . Они находятся в непосредственной зависимости от экономико-исторического развития данного региона, концентрацией в нем промышленного производства и сферы услуг, а также от неравномерных распределений субсидий и крайне высоких налоговых ставок, установленных Мадридом.

Каталония была одна из первых областей Испании, которая подверглась индустриализации. С тех пор в экономическом плане Каталония развивается быстрее и богаче, чем вся остальная Испания, не говоря уже о южных аграрных землях. Цель индустриализации Каталонии была привязать её к Испании, а получилось наоборот.

В конце 19 века, в Барселоне появились первые фабрики и заводы, которые функционировали благодаря британскому оборудованию и трудоустраивали более 40% местного населения.

На сегодняшний день Каталония является одним из самых индустриально развитых центров Испании, а ее вклад в общеиспанский выпуск промышленной продукции остаётся на отметке 25%.

ВВП региона - 195 403 млн евро, что составляет около 20 % от ВВП Испании. ВВП на душу населения (за 2009 год, в текущих ценах) - 26 831 евро, при этом ВВП на душу населения Испании за тот период - 25 820 евро.

Объём экспорта Каталонии в 2009 году - 41,158 млрд евро, что составляет 16,5 % экспорта Испании. Пятая часть производственных предприятий Каталонии отправляет свою продукцию на экспорт.

Объём импорта в 2009 году - 58,802 млрд евро, что составляет 21,7 % импорта Испании (270,4 млрд евро).

В 2010 году каталонцы внесли в бюджет Испании на 18,5 % больше налогов, чем в среднем было собрано по стране, но при этом субсидий из федерального бюджета этот регион получил на 1,1 % меньше, чем остальные части королевства.

В 2011 году правительство Испании сообщало, что Каталония заплатила в госбюджет на 8,5 млрд евро больше, чем получила из него. По данным каталонских властей, разница составила около 11,1 млрд евро. При этом государственные инвестиции в бюджет Каталонии продолжают снижаться: в 2015 году в регион было направлено 9,5% бюджетных средств, а в 2003 году - около 16%.

Как утверждает Женералитат, Каталония вкладывает в экономику Испании больше, чем получает взамен. Если говорить о конкретных цифрах, то это около 16 000 млн, или 8% от ВВП автономии. Но, как говорят экономисты, это не означает, что отделившаяся Каталония сразу получит 16 000 млн. Существуют расходы, которые сейчас покрывает Испания (армия, социальная защита, пенсии). Выйдя из состава страны, Каталония обеспечит ей профицит 8000 млн. евро.

Согласно результатам исследований крупных инвестиционных банков, включая JP Morgan, с учетом названных выше цифр Каталония вносит в казну Испании не 8%, а 5,8% (около 9000 млн.евро). После отделения от Испании расходы, которые сейчас берет на себя Испания, целиком и полностью лягут на плечи независимой республики, и тогда дефицит ее бюджета составит 0,78%. Это при условии, что после объявления независимости ее ВВП останется на том же уровне, что и сейчас - около 200 000 млн.

Политические основания. По мнению автора, первые два основания образуют фундамент для третьего, наиболее важного для нас с точки зрения данного исследования, политического.

Оперируя исключительно исторической принадлежностью, культурным наследием и экономическими показателями, каталонцы добиваются своей независимости от Испании.

В 2009—2010 годах прошли неофициальные опросы-референдумы о независимости Каталонии, на которых более 90 % высказалось за независимость, а в ходе «Марша к независимости» в сентябре 2012 года по всей Каталонии прошла массовая манифестация с участием более 1,5 миллиона человек под лозунгом «Каталония - новое государство Европы».

14 октября 2014 года правительство Каталонии приняло решение отменить референдум о независимости от Испании, поскольку «голосование не может быть проведено по причине отсутствия правовых гарантий». Несмотря на двойной запрет, правительство Каталонии, которым руководил Артур Мас, продолжило подготовку к неформальному голосованию, не имеющему юридической силы, но имеющему важное консультативное значение для публики и прессы.

9 ноября 2014 года состоялся консультативный референдум, однако, стоит отметить, что власти Каталонии разрешили голосовать молодёжи старше 16, а не 18, а также всем иностранцам с видом на жительство в Испании и каталонской пропиской. Эти юридические манипуляции привели к увеличению электората. Тогда более 80% проголосовавших каталонцев высказались за полную независимость региона от Испании.

В 2015 году парламент Каталонии рассмотрел и принял законопроект об отделении. Официальный Мадрид обжаловал резолюцию в конституционном суде и признал её незаконной. И, если в 2005-2010 гг. до 70% каталонцев высказывалось за сохранение провинции в составе единого государства, после решения суда отношение к вопросу изменилось диаметрально.

1 октября 2017 года каталонский референдум о самоопределении дал предсказуемый результат: более 90% населения высказалось за отделение от Испании и немногим более 7% — за сохранение статус-кво. Реакция Мадрида была также предсказуема. Тем не менее, конституционный суд признал и это решение каталонцев незаконным. (См. табл.2)

Таблица 2. Референдумы в Каталонии

Против

Воздержались

Рассматривая происходящие события в данном регионе через призму объективности, необходимо отметить, что референдумы, как настоящие так и будущие, едва ли будут признаны легитимными и на это имеется ряд причин: во-первых, хотя каталонцы признаны отдельным этносом, а в уставе ООН сказано о праве наций на самоопределение и международный прецедент уже создан в Косово, парламент Испании и Конституционный Суд королевства в праве отказать Каталонии на отделение. Во-вторых, необходима медийная сторона, посредник, который будет контролировать ситуацию во время проведение очередного референдума. В-третьих, среди самих каталонцев до сих пор существуют разногласия относительно выхода из состава Испании, а некоторые политики вовсе предлагают отказаться от каталанского языка, как от бесперспективного по сравнению с официальным испанским.

Возможные геополитические изменения

Многочисленные попытки Каталонии получить свою независимость, которые наткнулись на ожесточенное сопротивление официального Мадрида держат в напряжении все мировое сообщество, особенно Европу. Ситуация в Испании является внутренним вызовом для Европейского Союза. Победа на референдуме в Каталонии, пусть даже частичная, могла возродить былые очаги сепаратизма в других странах Евросоюза, вдохновив тем самым потенциально опасные регионы Старого света.

Официальный Мадрид избрал силовой метод подавления сепаратизма в Каталонии и на это имеется весомая причина. В Испании, помимо каталонцев активно добивается автономии и страна Басков - автономное сообщество, в которое входит сразу три провинции: Алава, Бискайя и Гипускоа. Как и у каталонцев они имеют высокий уровень жизни и здесь развиты сепаратистские настроения.

На фоне недавнего референдума глава правительства Страны Басков Иньиго Уркулью Рентерия уже заявил, что баски и каталонцы хотят сами определять свое будущее.

Шотландия также поддержала референдум в Каталонии, как центр сепаратизма в Британии. Они уже проводили свой более констиционный и цивилизованный референдум в 2014 году, но результаты оказались плачевными для местных националистов.

Также отметим и Северную Ирландию, как еще один очаг британского сепаратизма. Они также активно обсуждали тему проведения референдума, но так и не смогли довести эту идею до ее реализации.

Не стоит забывать и о Фландрии - наиболее развитом в экономическом отношении регионе Бельгии. Политические партии которого борются за популяризацию идеи отделения региона апеллируя тем, что он «спонсирует» всю страну.

Не лучше ситуация и в Италии, где имеются проблемы с провинцией Больцано-Боцен. Тамошние политики оппозиционного толка то и дело возобновляют тему независимости.

Уже долгое время жители федеральной земли Бавария серьезно задумываться о собственной независимости. Несколько лет подряд они выступают за выход земли из состава Федеральной Республики Германия. Однако Конституцией страны не предусмотрен выход отдельных земель из состава Германии.

Стоит отметить и Россию, которая в силу объективных причин также не поддержала референдум в Каталонии и признала его «внутренним делом Испании».

Дело в том, что на просторах нашего государства имеются и свои проблематичные зоны, особенно после воссоединения Крыма с Росиией. Российские политические эксперты высказывают мнение, что присоединение Крыма возрастет сепаратистские настроения в ряде российских регионов. И хотя региональные политические элиты плотно встроены во властную вертикаль, уже на следующих выборах в Государственную Думу некоторые могут взять на вооружение расширение прав российских регионов.

Нужно подчеркнуть и Калининград. В 2012 году экспертный совет из военных учёных и офицеров запаса белорусских Вооружённых Сил дал глубокий анализ проблеме отделению Калининграда. Обращения к возвращению Калининграду исторического названия Кенигсберг популярны даже среди местных органов власти. Основная проблема, по их мнению, заключается в том, что Калининград является анклавом, и выезд с его территории проблематичен. Расстояние от Калининграда до Варшавы составляет 400 км, до Берлина - 600 км, в то время как до ближайшего российского областного центра - Пскова - 800 км, а до Москвы - 1289 км. И многие представители молодежи были на "большой земле" всего по одному, два раза. Многие калининградцы считают свою территорию особой в составе РФ и требуют соответствующего статуса.

Северо-Восточная Азия, в которую входит и Дальний Восток, за последние десять лет стала мировым экономическим центром. Поэтому Дальний Восток все больше экономически тяготеет к Китаю, Японии, Корее, США и Тихоокеанскому региону, чем к Москве.

Традиционно тяготеют к самостоятельности и многие территории Кавказа. У населения Северного Кавказа основным движущим фактором является религия. Так, например, в Дагестане на одну тысячу человек приходится одна мечеть, в то время как в православных регионах России одна церковь приходится на десять-пятнадцать тысяч человек. Особенно активная пропаганда сепаратистских идей идет в молодежной среде.

Таким образом, поддерживая право жителей Каталонии на самоопределение и самостоятельность вышеперечисленные государства могут обречь себя на появление внутренних проблем и новых противоречий.

Заключение

Референдум, его значение и потенциальное влияние на геополитическую обстановку вполне объективно. Хотя действительное положение дел, оставляет лишь призрачный шанс для этнических каталонцев воплотить настоящую идею в жизнь.

В данный момент существует «неподходящая» для каталонцев нормативно-правовая база государства, внутренние противоречия, а также внешние факторы, которые в ближайшем будущем не дадут возможности реализовать настоящий проект.

Так, каталонские исследования, подтверждают, что новая республика пострадает от бойкота со стороны Испании. С момента начала каталонского конфликта множество крупных компаний покинули территорию Каталонии, не желая рисковать своим бизнесом.

По утверждению экспертов, 80% работающих в Каталонии фирм являются международными, и они будут осуществлять свою деятельность на территории автономии только до тех пор, пока она находится в составе ЕС.

Согласно данным Министерства экономики, Испания закупает 40% экспортируемой Каталонией продукции, а еще 40% уходят в ЕС. Кроме того, 14,3% туристов, посещающих Каталонию, приезжают из других регионов Испании.

Нельзя не отметить и еще один важный аспект, стратегически важные объекты, которые если и войдут в состав новообразованной Каталонской Республики, некому будет обслуживать и в скором времени инфраструктура пройдёт в негодность. Прежде всего речь идет о аэропорте Эль-Прат, перевозящий за месяц около 5 млн пассажиров и занимающий третье место после аэропортов Мадрида и Сарагосы по грузоперевозкам и Барселонском порту, второму по проходимости в Испании и по грузопассажирским перевозкам.

Если даже предположить, что данные проблемы каталонцы рассчитывают решить при помощи Европейского Союза, то их надежды не оправдаются - поддерживать сепаратистов, в обход официальному Мадриду они не станут.

Таким образом, исходя из проведенного исследования утверждать о каких-либо глобальных геополитических изменениях не приходится по причине их несостоятельности и маловероятной осуществимости, а также в силу объективных и субъективных обстоятельств.

Список литературы

  1. Тамарович А.Ю. Движение за независимость Каталонии: причины и предпосылки сепаратизма. Иркутск, 2013 г
  2. Белова К.А. Особенности развития сепаратизма в Испании после падения диктатуры Ф. Франко (Страна Басков, Каталония, Галисия): автореф. дис. д-ра ист. наук / К. А. Белова. - М., 2004. - 24 с
  3. Каталония: сепаратизм богатых [Электронный ресурс] // Голос России. - URL: http://rus.ruvr.ru/2012_10_01/89823103/ (дата обращения: 11.11.2017)
  4. Кирчанов М. В. Основные проблемы развития каталонского национализма в 2000-е годы // Общество: политика, экономика, право. - 2011. - № 1. - . 33-37.
  5. Орлов А.А. Глубинные исторические корни проблемы национализма и сепаратизма в современной Испании. Москва. 2013г.
  6. Фонсека Н. Ж. Политика испанского государства по противодействию сепаратизму. Томск, 2012 г.
  7. Дронова С.Ю. Национальное самоопределение Каталонии: за и против // Вестник финансового университета. - 2015. - №3
  8. Аникеева Н.Е. Актуальные проблемы Испании // Вестник МГИМО Университета. - 2014
  9. Конституция Королевства Испании. [Электронный ресурс] - Режим доступа. http://vivovoco.astronet.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM
  10. Каталония. [Электронный ресурс] - Режим доступа. https://ru.wikipedia.org/wiki/Каталония
  11. Устав ООН. [Электронный ресурс] - Режим доступа. http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html

Горобей Максим



Включайся в дискуссию
Читайте также
Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке: описание, история и расписание богослужений
Храм архангела Гавриила, Башня Меньшикова: описание, история, архитектор и интересные факты
Храм Христа Спасителя: история возведения