Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История порту. Археологические сокровища крита - древний порт в фаласарна Порты западного побережья Франции

Профессор Парижского университета в Сорбонне Пьер Талле рассказал изданию Haaretz (Israel), что в 2013 году в Египте, на берегу Красного моря, в районе Вади аль-Джарф, археологи обнаружили порт, который, по оценкам специалистов, построили 4600 лет назад. Порт, по всей вероятности, служил для доставки материалов на строительство Великой пирамиды в Гизе (пирамида Хеопса). Группа Пьера Талле нашла эту древнюю гавань недалеко от обнаруженного ими же огромного архива папирусов, который является самым древним из всех известных хранилищ. Небольшая часть этих находок была выставлена в египетском музее Каира летом 2016 года.

Папирусы были созданы во времена правления второго фараона IV династии Древнего царства Египта Хуфу, известного также как Хеопс (2580 - 2550 гг. до н.э.). Они описывают структуру государства, повседневную жизнь строителей пирамид, а процесс доставки строительного материала из порта в Гизу. Древние документы очень хорошо сохранились: длина некоторых листов достигает целого метра. Находка окончательно опровергает наивные рассказы об использовании таинственных технологий, недоступных современному человеку.

Кроме того, в архиве лежали учётные записи - таблицы, отображающие ежедневные или ежемесячные поставки продуктов питания из разных мест, в том числе и дельты Нила. В основном перевозили хлеб и пиво для портовых рабочих. Так как гавань находится далеко от Гизы, то, скорее всего, в неё заходили корабли, гружённые медью и минералами, из которых изготавливали строительные инструменты.

Пьер Талле считает, что открытый порт даёт представление о том, как Хеопс правил, распоряжался и организовывал своих подчинённых почти 5 тыс. лет назад. Фараон был не только великим строителем пирамид, но и купцом, ведь древние египтяне торговали во всех прибрежных городах Красного и Средиземного морей. Древний Египет неразрывно связан с корабельным ремеслом, парусные лодки могли проходить в день до 80 километров и использовались не только для торговли, но и для военных действий.

Под волнами, омывающими побережье Вади аль-Джарф, археологи обнаружили монументальный пирс длиной 200 метров, построенный из больших известняковых блоков. Видимо, он служил ещё и волнорезом, обеспечивая тихую безопасную гавань для пришвартованных судов. Среди находок также 22 корабельных якоря, рядом с которыми лежало несколько больших сосудов и размещались гончарные печи. Недалеко от причала учёные нашли остатки довольно крупных каменных зданий (30 метров в длину, 8-12 метров в ширину).

Талле поделился с Haaretz соображениями, что, скорее всего, здания были складами еды и материалов для рабочих, ночлегом для моряков, а также административными центрами, которые отвечали за работу порта. Рядом с ними раскопали 99 каменных якорей с красными надписями - названиями кораблей, к некоторым якорям даже были привязаны сохранившиеся верёвки. Впечатляющая организация для столь древней эпохи!

Хеопса всегда считали суровым надсмотрщиком, заставлявшим египтян отдавать 20 лет своей жизни на таскание глыб для пирамиды, которую фараон строил для своего собственного возвеличивания. Древнегреческий историк Геродот писал, что Хеопс нанял так много рабочих, что просто держать их на редьке и луке стоило 1600 серебряных талантов (талант - это древняя мера веса, 1 талант равен примерно 30 килограммам), то есть около 48 тыс. килограмм серебра.

Однако современные египтологи сомневаются в «чёрных легендах о Хеопсе» и считают, что Геродот завысил необходимое количество строителей пирамид. По словам Пьера Талле, последние расчёты показали, что на самом деле для строительства нужно 5 тыс. человек или, если учитывать людей, которые доставляли сырьё в Гизу, не больше 15 тыс. человек. Ещё одним заблуждением является то, что на стройке к египтянам относились как к рабам. В действительности же они являлись свободными ремесленниками, служившими при царской администрации, и были, судя по записям на найденных папирусах, достаточно привилегированными особами.

Продолжаем рассматривать интересную книгу 18-го века, которая называется «Гидравлическая архитектура, или искусство отведения, поднятия и управления водами для различных потребностей жизни» (Architecture hydraulique, ou, L’art de conduire, d’elever et de menager les eaux pour les différens besoins de la vie), 1737г. В 1-ой части статьи было рассмотрено 3 тома этой книги. Последний, 4-й том, посвящен искусству строительства портов, и всему, что связано с их обслуживанием и обороной: фортам, маякам, шлюзам, разводным мостам. Но начнем мы с рассмотрения древних портов.

Античные порты

1 План древнего порта Карфагена в Африке, 2 План древнего порта Нового Карфагена 3 План древнего порта Александрия в Египте, 4 План древнего порта Афин (нынешних Фетин).

Карфаген

Так выглядит современный порт Карфагена :

Он вроде совсем не похож на старинный порт, а по размерам водного пространства примерно такой же. Если верить масштабу древнего плана, 500 туазов на котором равны 1 км. Тогда залив, в котором находился старый порт, имеет примерно 7-8 км в диаметре (новый порт – 5х10км — измеряла в программе Планета-Земля), остров посередине, на котором располагался город, примерно 4х5км. Военный порт (Port des galeries) располагался отдельно от торгового порта (Port Marchand). Но вход в военный порт осуществлялся через торговый. Описание порта Карфагена, данное в этой книге:

«На острове Кохон располагался арсенал военно-морского флота; его периметр составлял приблизительно 4000 туазов (8км), облицованный самыми красивыми камнями, восточная сторона состояла из сводчатых ниш, способных укрыть от жара солнца 220 самых сильных кораблей, которые тогда изготовлялись. Входы в эти ниши были украшены богатыми мраморными колоннами Ионического ордена, а в конце были склады для такелажа и всего, что было необходимо экипажам каждого судна. Два превосходных портика заканчивали этот остров на обоих концах; его периметр, граничащий с великолепными причалами, включал здания, предназначенные для размещения офицеров флота; школы, где обучались лоцманы и другие ученики, руководящие маневрированием. (а маневрировать в замкнутом пространстве при наличии большого количества кораблей, используя только силу ветра и паруса (?), думаю, было очень непросто – прим. мое) . Существовали также доки для ремонта подводной части судна и верфи для строительства и переоборудования судов; одним словом, все вообразимые удобства. Посреди этого острова находился дворец адмирала, настолько возвышенный, что он мог видеть из своего дома все, что проходило в двух портах и ​​за их пределами. Такое же великолепие наблюдалось в торговом порту, который необходимо было пройти, чтобы зайти в порт военных кораблей; его вход был закрыт двумя большими молами, на концах которых находились 4-х этажные башни, и расстояние между ними для прохода кораблей внутрь гавани составляло всего 20 таузов (40м). На вершинах башен размещались маяки.»

Так выглядит место, которое, как сейчас считается, было Карфагенским портом и его реконструкция:


Это место находится в 2,5 км севернее современного Карфагенского порта. Мое мнение: оно не подходит под описание древнего порта Карфагена хотя бы потому, что имеет небольшие размеры — диаметр водяного круга всего 300 метров, а диаметр центрального острова -130 м. На нем бы не смогло разместиться все то, что присутствует в описании. Вероятно, это была гавань, но построенная позже. По тому же принципу, что и Старый Карфаген, только в очень уменьшенном варианте.

Новый Карфаген

Ныне Картахена расположен на юге Испании. Римляне называли его новым Карфагеном, потому что он был основан карфагенянами. Во время написания книги конфигурация некоторых портов уже была изменена. Например, Новый Карфаген во время завоевания его римским военачальник Сципионом в 209 г. до н.э.., находился на полуострове, соединенным с землей узким перешейком. Возможно, этот остров был искусственным? И, видимо, он был сооружен по принципу старого Карфагена.


Мануэль де ла Круз: Вид на Картахену, 1786, холст, масло, Мадрид, дворец Монклоа

Сейчас этот порт выглядит совсем не так, как в древние времена:


Современный вид порта Картахена

Александрия

Так в книге описывается основание Александрии:

«Карфагенская республика находилась в самой высокой точке власти, когда Александр Великий после осады Тира заложил основы Александрии в 332 году до рождения Иисуса Христа. Этот принц, побродив по берегам Египта до западного рукава Нила, заметил между островом Фарос и Марейским озером (Мареотида -прим. мое) , место, максимально подходящим для того, чтобы воплотить проект, который он задумал для строительства города, достойного ношения его имени.

После смерти Александра Македонского птолемеи (династия правителей Египта в IV-I веках до н. э. - в эпоху эллинизма – прим. мое) , имея в своем распоряжении Египет, использовали все возможное, чтобы увеличить начальную славу Александрии: тот, кого прозвали Филадельфом (царь Египта в 285-246 годах до н. э.) , внес наибольший вклад в обогащение его произведениями, необходимыми для того, чтобы сделать его самым великим портом мира. Ему удалось присоединить остров Фарос к материку большой дамбой, разделившей залив на две отдельные гавани, соединенные между собой проходами, проделанными в дамбе и перекрытые двумя мостами, каждый из которых был поддержан крепостью. Возведенной в море, на фундаменте, который, как и фундамент дамбы, имел глубину более 36 футов (11 м). Восточный вход в гавань был трудным из-за скалистого участка берега. Но на восточном мысу находился знаменитый маяк, который не только освещал, но и защищал доступ в порт.

Это превосходное здание, достойное того, чтобы быть помещенным в ранг одного из семи чудес света, было выполнено под руководством Сострата, самого искусного архитектора своего времени; его квадратное основание, каждая сторона которого была длиной 104 туазы (208м), на первом этаже этого великолепного здания находился гарнизон; в середине была поднята башня из восьми этажей, каждый из которых отступал в галерее, великолепно украшенный, облицованный квадратными плитами белого мрамора огромных размеров. Ночью на вершине этой башни, возвышенной на 75 саженей (160м), находился большой огонь, видимый в море на 300 стадий, то есть на расстоянии около 20 лиг (96 км).»

Жаль, нет описания, что служило источником огня? И описание маяка отличается от современного и по габаритам и по внешнему виду. Это современное представление о том, как выглядел Александрийский маяк:


Реконструкция Александрийского маяка

Афины

На старинном плане неправильно показано, что порт Пирей располагался рядом с Афинами. На самом деле между ними 8,5 км. Это правильней показано на другой схеме:


Карта Пирея и Афин: порт, состоящий из трех естественно изолированных заливов, соединен с городом дорогой, защищенной Длинными стенами, двойной стенкой около 10 км.

Считается, что эти стены были построены в 5-м веке до н.э. для защиты прохода от порта к городу Афины. Впоследствии они разрушались и снова восстанавливались. До наших дней дошел небольшой участок этой стены:

Благодаря такой стене, зачищающей дорогу, соединяющую город с портом, горожане могли выдерживать длительные осады с суши, имея возможность поставлять продовольствие и другие товары морем.


Современный вид порта Пирей

Сиракузы


1 План порта Сиракуз, 2 План порта Родос, 3 план порта Генуи, 4 план порта Мессина

Сицилия, по мнению автора, самый благоприятный остров в Средиземном море для устройства портов. Самый красивый из этих портов находился в Сиракузах – столице Сицилии и имел потрясающее тройное ограждение , более 8 лиг в окружности (38,5 км).


aerial view of Ortigia island in Siracusa, Sicily, Italy

Вот любили древние цифру «три». Следующий рассматриваемый порт на острове Родос тоже имел тройное укрепление:

«В прежние времена гавань Родоса была окружена тремя рядами укреплений , с чрезвычайно высокими башнями, и с глубоким рвом у подножия каждого кольца. Первое кольцо окружало город за портом, и упиралось в военный арсенал, заключенный в крепость, включающей в себя цитадель. Второе кольцо включало в себя все, а третье было сооружено таким образом, чтобы защитить вход в гавань с флангов.»

Я думаю, что многие слышали о колоссе Родосском – одном из 7-и чудес света, сооруженном или воздвигнутом в 280 г. до н.э. Но почему-то современные источники умалчивают о том, что это была не только гигантская статуя, а еще и маяк. Вот что написано о нем в этой книге:

«Проход во внутреннюю гавань находился между ногами колосса, который служил маяком. Колосс был таким большим, что корабли проходили между его ног с поднятыми парусами. Он был посажен на платформах двух башен, каждая из которых была основана на скале. Этот колосс, который представлял собой статую Аполлона высотой 120 футов (36,6м или примерно 12-и этажный дом — прим. мое) , держал в одной руке скипетр, а в другой, поднятой вверх руке, очаг, который давал большое пламя, служащее для освещения в ночное время. Чтобы сохранять свет этого фонаря, внутри колосса располагалась лестница. Вход внутрь статуи находился в подошве стопы. Говорят, что родосцы возвели ее в честь Аполлона, вскоре после того, как Деметрий снял осаду города. Это было первое из семи чудес света, работа скульптора Хареса, ученика знаменитого Лисиппа, которому потребовалось на ее возведение 12 лет.
Сарацины, захватив остров Родос в 653 году, обнаружили этот колосс лежащим около гавани уже долгое время, разрушенный землетрясением. Они продали его еврею, который разрезал его на куски и набрал 7200 центнеров металла (720 тонн); это стоило триста талантов, или 1 500 000 ливров черной монеты.»


гравюра с изображением колосса из географического словаря с источником огня в руке

Интересно, что они использовали в качестве источника света? Неужели дрова? Или греческий огонь? Автор книги, к сожалению, об этом не пишет. Или я не смогла найти это описание в тексте. Греческий огонь (или жидкий огонь) - это горючая смесь, применявшаяся в военных целях во времена Средневековья. Первый прототип этого огня как раз появился при защите острова Родос в 190г. до н.э. (на 90 лет позже строительства маяка-колосса). Это была смесь сырой нефти, серы и масла. (информация взята из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907).


современный вид Родоса

Сейчас на месте колосса стоят олени. Слабо сделать реконструкцию гигантской статуи?


Родос. Стены старой крепости
Современный вид Родоса

Неужели этим стенам около 2,5 тыс. лет?

Затонувшие города Средиземного и Черного морей

Сделаю небольшое отступление в своем повествовании, так как есть один интересный момент, касающийся всех портов, расположенных на Средиземном море, и соединенных с ними акваториях. Собственно, это весь мировой океан, по большому счету? Но не будем так широко охватывать, тут по месту хотя бы разобраться. Всем понятно, что порт может находиться только на уровне воды. Так как он имеет к ней непосредственное отношение, и его посетители – корабли, не умеют летать по воздуху или вбираться по ступеням. Могут, правда, с помощью шлюзов или специальных приспособлений преодолеть некоторую высоту, но морские порты, как правило, находятся на уровне моря. И если уровень моря поднимается, то он поднимается на одну величину по всей площади водной поверхности. И соответственно берег уходит под воду на эту же величину. И, по идее, все порты после этого должны оказаться под водой? Все порты, построенные ДО момента поднятия уровня воды. Такое поднятие воды в Средиземном, и соответственно в Черном и Азовском морях, было. Сейчас исследователи находят лежащие под водой руины городов вдоль побережья Италии, Греции и на противоположной стороне Средиземного моря.


Затопленный город Павлопетри, Греция
Затопленный город Байи, Неаполитанский залив, Италия

Частично затоплена Александрия, находящаяся на противоположной стороне:

И расположенный недалеко от нее город Гераклион. Сейчас он лежит в двух с половиной километрах от берега под 10-метровой толщей воды.

Древний город Акра считается Крымской Атлантидой:


Впервые он упоминался в 4 веке до н.э.. И считается, что город был полностью затоплен в 3-м веке н.э. Причиной затопления города, так же как и других затопленных городов, считается землетрясение, в результате которого берег погрузился под воду. Т.е. не вода поднялась, а суша опустилась. Это может объяснять тот факт, что не все древние средиземноморские и черноморские порты сейчас находятся под водой, а лишь некоторые из них. Другой вариант: было поднятие уровня воды, и все сохранившиеся до наших дней порты были построены позже.

Большое исследование о затонувших городах Причерноморья в серии статей Elena Topsida

Атлантида

К слову о затонувших городах. Обнаружила интересную реконструкцию столицы Атлантиды по описанию Платона:


По его словам столица эта находилась в месте, созданным богом Посейдоном для своей земной возлюбленной:

«Когда девушка уже достигла брачного возраста, а мать и отец ее скончались, Посейдон, воспылав вожделением, соединяется с ней; тот холм, на котором она обитала, он укрепляет, по окружности отделяя его от острова и огораживая попеременно водными и земляными кольцами (земляных было два, а водных – три) все большего диаметра, проведенными словно циркулем из середины острова и на равном расстоянии друг от друга.»

Через многие века, когда возлюбленная Посейдона уже умерла, ее многочисленные потомки преобразовали место, в котором жила их Прародительница в свою столицу:

«Прежде всего, они перебросили мосты через водные кольца, окружавшие древнюю метрополию, построив путь из столицы и обратно в нее. …От моря они провели канал в 96 м шириной и 30 м глубиной, а в длину на 50 стадиев (9,6км) вплоть до крайнего из водных колец: так они создали доступ с моря в это кольцо, словно в гавань, приготовив достаточный проход даже для самых больших судов. Что касается земляных колец, разделявших водные, то вблизи мостов они прорыли каналы такой ширины, чтобы от одного водного кольца к другому могла пройти одна триера. Сверху же они настлали перекрытия, под которыми должно было совершаться плавание: высота земляных колец над поверхностью моря была для этого достаточной. Самое большое по окружности водное кольцо, с которым непосредственно соединялось море, имело в ширину 3 стадия (576м), и следовавшее за ним земляное кольцо было равно ему по ширине; из двух следующих колец водное было в 2 стадия (384м) шириной и земляное опять-таки было равно водному; наконец, водное кольцо, опоясывавшее находившийся в середине остров, было в стадий шириной (192м).»

Интересно это описание тем, что повторяет основные принципы древних Средиземноморских портов и крепостей-звезд: чередование трех колец воды с двумя земляными кольцами, и длинный канал или дорога (в случае Афин), соединяющий берег моря с городом. Были ли построены эти порты и крепости по принципу столицы Атлантиды? Или строились они в одно и то же время? И погрузилась Атлантида вовсе не 9000 лет до н.э., а тогда же, когда и Александрия, Гераклион, Байи, Павлопетри и древние города Черноморского побережья? Или просто построены они были по одному принципу, нам теперь неизвестному?


Крепость Лилль, Франция

Те же три водных кольца и два земляных, только не круглой формы, а звездчатой.

Возвращаемся к нашим портам.

Генуя

Из описания в книге следует, что в 206 году до н.э. этот город уже был и процветал, что не совпадает с официальной версией. Но лично я к этому уже давно привыкла.

«В то время, когда римляне завершили покорение Италии, Генуя, один из древнейших городов Лигурии, был уже красив и процветал. Именно в его порту карфагенский генерал Магон, приблизился в год Рима 548 (206 год до н.э. -прим. мое) с флотом из 30 военных кораблей и большим количеством транспортных судов, нагруженных воинами, которые присоединилась к галлам против их общих врагов. Этот порт, теперь более богатый и процветающий, чем когда-либо, образован бухтой, которая смотрит на юг и защищен выступающим мысом с восточной стороны. Что обусловило появление у первых жителей Генуи военно-морского флота, так как в этом месте корабли были защищены от поперечных ветров.»

О Лигурии из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона:

«Название Лигурии происходит от некогда могущественного доиндоевропейского народа лигуров, сфера влияния которых в доисторическую эпоху достигала севера Европы, пока кельты не вытеснили их обратно на побережье Средиземноморья, откуда они были родом. Предком лигуров была археологическая культура сосудов с квадратным горлом. При римлянах лигуры довольно быстро были ассимилированы.»

Народы Италии в VI веке до н. э.

В общем, лиругы – это народ, который жил на территории Италии до прихода туда римлян. Так же как этруски и иллирийцы. Вопрос, кем являлись этруски и иллирийцы и откуда взялись римляне и греки, вытеснившие их с этих территорий, слишком большой, чтобы рассматривать его в этой статье. Порт Генуи, по-моему, практически не изменился с тех доисторических времен:


Порт Генуи, современный вид

Мессина

Описание порта Мессина:

«Среди других портов Сицилии Мессина, похоже, заслуживает особого внимания своей позицией на проливе, называемом Маяком Мессины, столь грозный по причине неистовства его течений, подводных рифов и пучины, которые назвались древними Сцилла и Харибда, находящиеся у своего северного входа, чей проход настолько опасен, что, когда корабли сносит силой потока или ветром, у них нет шансов на спасение.

Если мы рассмотрим порт Мессины, мы не можем отрицать, что он действительно достоин восхищения; он защищен с восточной стороны полуостровом или мысом, в конце которого находится замок Сан Сальвадор, который защищает вход вместе с батареями, не говоря о цитадели, построенной недавно, которая внушает почтение со всех сторон. Этот порт, который простирается вдоль города, почти 1500 туазов (3 км) в длину и ширину, находится в отличном состоянии»


Современный вид порта Мессина

От крепости звезды и башни уже ничего не осталось, от замка Сан Сальвадор стена с колонной, очевидно сооруженной уже в наше время:

Между Сциллой и Харибдой или Гипеборейский водоворот

Считается, что выражение «Пройти между Сциллой и Харибдой» означает пройти между двумя мифическими чудовищами, одно из которых олицетворяет скалу, другое –водоворот:

Мифические чудовища, мифическая Гиперборея. Что между ними общего? А общее – Скала и Водоворот. Вспомните описание из карты Меркатора:

«Там находилась неизвестная страна, которая состояла из четырех основных островов, расположенных кругом вокруг Полюса. Четыре большие текущие внутрь реки соединяли мировой океан с внутренним морем, в котором точно в точке полюса выступала большая черная скала, имеющая в окружности 33 морских мили, и почти дотягивалась до неба: Черная Скала. Эта скала была магнитной, это объясняет, почему все компасы указывают на север. Из-за скорости внутрь текущей воды, образовался большой круговорот или вихрь вокруг скалистого острова, в котором вода в конечном итоге исчезала в глубинах земли.»

Возможно, что-то похожее на то, что попытались изобразить авторы фильма «Звездные войны изгой один»:

Мое предположение, что весь материк Гиперборея был искусственным сооружением. И, возможно, эта установка в центре материка способствовала созданию благоприятного климата на материке, а может, и на всей планете? Гольфстрим – не ее ли отголосок? А миф о Сцилле и Харибде — описание этой установки?

Но кроме Гольфстрима в мировом океане существуют еще местные водовороты. Они показаны на этой схеме:


M2 прилив, высота прилива показана цветом. Белые линии - это котидальные лини с фазовым интервалом 30°. Амфидромические точки - тёмно-синие области, где сходятся белые линии. Стрелки вокруг этих точек показывают направление «обегания».

Официально они называются не водоворотами, а амфидроми́ческими точками. Но читаем, что собой представляют эти точки:

«Амфидроми́ческая точка - это точка в океане, где амплитуда приливной волны равна нулю. Высота прилива увеличивается с удалением от амфидромической точки . Иногда эти точки называют узлами приливов: приливная волна «обегает» эту точку вокруг по или против часовой стрелки. В этих точках сходятся котидальные линии.»

Некоторые водовороты крутятся по часовой стрелке, другие – против нее. Они движутся всегда с одной и той же скоростью и делают 1 полный оборот за 12 часов 25 минут, т.е. примерно 2 раза за сутки. Считается, что это связано с вращением Луны вокруг Земли.

И если Средиземноморские порты имели сложности своего устройства, то порты Атлантического побережья Франции имели (и имеют до сих пор) сложность во много крат больше. Посмотрите на схему водоворотов. Прилив в Средиземном море практически отсутствует, в то время как у берегов Франции он достигает в некоторых местах 12 метров. Об этом я уже писала в 1-ой части, описывая сложности устройства порта Дюнкерка.

Порты западного побережья Франции


1 Проект по созданию порта Ла-Уг, 2 Проект порта Шербур, 3 Гранвиль, включая проект порта и внутренней гавани, которая должна быть там сформирована
Современный вид порта Ла-Уг

Хорошо видны уходящие под воду территории во время прилива.


Современный вид порта Шербур

Практически ничего не осталось здесь от старого порта. Круглые форты на концах мола были построены в середине 19-го века. Но один из них был разрушен во время 2-й мировой войны:


Форт-де-л’Эст (восточный конец длинной морской стены), полуразрушенный во время Второй мировой войны

Второй жив:


Форт-де-л’Уэст (западный конец длинной морской стены)
Современный вид порта Гранвиля

На этом пока все. До новых встреч.

В оформлении этой статьи использована иллюстрация осады Карфагена из компьютерной игры «Total war rome 2»

При использовании материаллов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

К северо-западу от Калиакра находится залив клиновидной формы, огражденный внушительным мысом Чиракман, Добруджанским платом и Шейтанбаиром. В этом заливе расположен порт Каварна. В древности на высоком плато Чиракмана находилось фракийское поселение Бизоне. Вероятно, в V или в начале IV в. до н. э. здесь поселились колонисты из Месембрии. Сведения об этом городе в самые ранние века его существования весьма скудны. Наверно, золотая пшеница Малой Скифии (Добруджа) привлекала греческих торговцев, которые в обмен на нее предлагали изделия древнегреческих ремесленников.

Долгое время жизнь здесь шла спокойно. В заливе становились на якорь и загружали свой груз многочисленные суда. Они наполняли трюмы продуктами богатой земли гетов и кробидов, населявших эту часть древней Фракии.

Но в начале I в. до н. э. в результате сильного подземного толчка значительная часть высокой террасы современного Чиракмана оторвалась и упала в море.

Землетрясения являлись серьезным бедствием в районах Средиземноморского и Черноморского бассейнов. Об их разрушительной силе можно судить по преданиям многих древних народов. Кроме упомянутого землетрясения до нас дошли описания катастрофических толчков, уничтожавших многие города и поселения и в более позднюю эпоху. Таким было землетрясение в районе Геллеспонта (Дарданеллы) и на Кикладских островах; оно ощущалось и во Фракии. В 477 г. сильное землетрясение в Константинополе разрушило много домов и церквей, а также крепостные стены города.

Летом 1961 и 1962 гг. были организованы подводные археологические экспедиции с целью нахождения остатков затонувшего во время землетрясения города Бизоне. Руководителю экспедиции и ее участникам было ясно, что не следует ожидать больших успехов. Обвал земляной массы со значительной высоты погреб под собой разрушенную часть города. Таким образом, найти остатки города в нетронутом виде не было никакой надежды. Цель экспедиций более скромная - проследить, какого места достигли исчезнувшие под водой части террасы, и таким образом хотя бы приблизительно определить пространство, которое занимал древний город.

Исследования были проведены в два этапа. Первая экспедиция в августе 1961 г. носила прежде всего разведывательный характер - она должна была изучить подводный ландшафт и установить условия для проведения дальнейших исследований. Результаты оказались обнадеживающими, и в 1962 г. группа опять вернулась в залив. Была открыта часть античной стены высотой 1,10 м, расположенная в направлении восток - запад, построенная из хорошо обтесанных известковых камней размером 75х35 см. Над нею возвышался пояс из трех рядов кирпича.

Исследования под Чиракманом подтвердили предварительные предположения: на расстоянии 100-150 м от берега дно покрыто большими, беспорядочно лежащими камнями; среди них находятся меньшие камни и фрагменты амфор. По мнению руководителя исследования Горанки Тончевой, в те места, где отмечено пять и более скоплений амфор, заходили суда. Были обнаружены и античные амфоры, главным образом с гераклейскими печатями, и амфоры ранневизантийской эпохи. Последние показывают: залив использовали как порт и в более поздние времена. Проведенные в 1952-1955 гг. археологические исследования мыса Чиракмана, террасы, где был расположен античный Бизоне, установили, что в существовании города после I в. до н. э., т. е. после зловещего землетрясения, был перерыв. Однако, по некоторым данным, город продолжал существовать в римскую и ранневизантийскую эпоху. Открытые под водой материалы этого периода дали основание предполагать, что он находился около этого залива. И действительно, остатки римского города - прочные фундаменты каменных зданий, монеты, керамика и др. - были обнаружены в районе теперешнего порта Каварна. Они указывают на расположение римского Бизоне на низком морском берегу.

Так, благодаря подводной археологии загадка затонувшего города была разгадана.

Однако землетрясения - не единственная причина гибели древних портов. Существовала и другая, внешне совсем незаметная, но столь же разрушительная сила, которая была причиной исчезновения многих портов.

В 1964 г., 15 марта, в зале Болгарской Академии наук состоялся торжественный вечер, посвященный подводной археологической экспедиции около Несебыра. С отчетным докладом выступил руководитель исследования старший научный сотрудник Иван Венедиков.

Подводные археологические исследования в Несебыре

начались еще в 1960 г., вслед за экспедицией около Масленого мыса. В 1961 г. вторая экспедиция продолжила работу. Цель ее - исследовать остатки затонувших крепостных сооружений старого города.

Несебыр расположен на маленьком полуострове, связанном с сушей узким перешейком. Если посмотреть с высоты Старой Планины, то увидим, что город похож на большое судно, причаленное к берегу. Самое древнее население маленького полуострова - фракийцы оставили и название поселения - Месембрия (от фракийского Мелсембрия). Во время археологических исследований на суше во многих местах обнаружены следы жизни фракийцев: фундаменты жилищ и керамика. Фракийское поселение было укреплено каменной стеной, остатки которой открыты в северо-западной части полуострова.

Греческая колония на этом месте возникла в конце VI в. до н. э. и развивалась главным образом как посредник в морской торговле между Фракией и греческим миром. Вершины своего могущества Месембрия достигла к IV в. до н. э. Она была построена так же, как и известные с тех времен полисы - самоуправляющиеся города-государства, со своей армией и флотом. Некоторые надписи повествуют о том, что в Месембрии были храмы Диониса, Зевса и Геры, Асклепия, Аполлона. Еще в V в. до н. э. в городе начали чеканить монеты из серебра и бронзы. Их находили зарытыми в земле как в окрестностях Несебыра, так и внутри страны - в округах Хасковскбм, Великотырновском, Шуменском, Силистринском; они свидетельствуют о широкой торговой деятельности города. Месембрия поддерживала торговые связи с Египтом, Афинами, Пергамом, Корлнфом, Танагром в Беотии, Ольвией, Милетом, островами Фасос, Родос, Делос и др.

Как и в Аполлонии, римское владычество неблагоприятно отразилось на судьбе Месембрии. Хотя городские власти, пытаясь сохранить свои привилегии, поторопились передать римлянам ключи от городских ворот, город потерял свое прежнее блестящее положение. Только с перенесением столицы римской империи в Константинополь для побережья наступила эпоха нового расцвета. Развитие его продолжалось и в средние века. Осенью 812 г. город был занят князем Крумом и присоединен к болгарскому государству. Население соседних земель назвало его Несебыром. С этого момента стала быстро расти и его роль как порта.

Особенно благоприятные условия для развития торговли сложились в; период Второго болгарского царства, а точнее, во время царствования Ивана Александра. Все торговцы тогдашних Черноморского и Средиземноморского бассейнов посещали Несебыр. Богатство города значительно увеличилось. Когда в 1366 г. крестоносцы Амадея Савойского заняли и разорили большую часть побережья, и города, чтобы избежать разрушения, стали платить им огромные суммы денег, Несебыр заплатил наибольшую сумму - 17558 золотых перперов.

Продолжительное успешное развитие полуостровного города объяснялось прежде всего тем, что он имел прочные крепостные стены. Это была самая старая фракийская крепость. Позднее выложили стену из больших камней, поставленных один на другой без скрепления их раствором. Она появилась в конце V в. до н. э., когда полуостров уже стал греческой колонией. Самые крупные остатки этой крепостной стены длиной около 50 м сохранились теперь по северо-западному берегу. Стена имеет несколько причудливой формы изгибов и направляется с запада на восток, а затем строго под прямым углом на север к морю. В несколько измененном виде она продолжала выполнять свои защитные функции до прихода римлян в I в. до н. э. Какая стена защищала город в римский период, до сих пор не известно.

В ранневизантийскую эпоху крепостная стена была построена вновь (IV-V вв. н. э.). Подобно прежней, она опоясывала весь полуостров, но наиболее крепкой строилась в западной части. И это понятно. Как и теперь, в древности единственным путем, открывавшим подступ к городу по суше, был узкий перешеек. Поэтому здесь и надо было строить самые крепкие оборонительные сооружения. Мощная крепостная стена преграждала путь всем, кто приближался к городу по суше. Входные ворота обрамляли две сильно выступающие пятиугольные башни. Рядом с ними перед крепостной стеной, имевшей форму подковы, находились еще две круглые башни, которые и завершали эту подкову.

На северном конце западного участка, за круглой башней, стена делала изгиб и поворачивала на северо-восток, следуя очертаниям берега. Она пересекалась с другой стеной, построенной аналогичным образом, только выходящей из внутренней части города в северном направлении и достигающей моря. От восточной границы города стена снова продолжалась, следуя изгибам береговой линии. Теперь, когда море тихое и погода ясная, остатки ее фундамента, расположенные параллельно берегу, видны под водой. Как следует объяснить этот обрыв? Может быть, стена заходила в море?

Если подняться на сохранившуюся стену, имеющую направление юг - север, где арка теперь реставрирована, и посмотреть пристально на море, то можно заметить на расстоянии 80 м от берега груду каменных глыб. Эти каменные глыбы привлекли внимание первой несебырской легководолазной экспедиции. Наблюдения под водой показали, что глыбы в виде хребта простираются вплоть до берега. После того, как археологи рейками, выступающими из-под воды, очертили хребет, они установили: линия каменного горба следует в направлении разрушенной крепостной стены, расположенной на самом краю суши. Не было никакого сомнения, что скопление камней не случайное: это и есть затонувшая часть крепостной стены.

В морской воде развалины обросли водорослями, покрылись раковинами и с трудом наблюдаются с поверхности. Глубина, на которой они находятся теперь (2 м на расстоянии 15 м от берега и 5 м на расстоянии 80 м), не позволяет провести какие-либо исследования методами классической сухопутной археологии. Только аквалангисты могут здесь помочь.

Исследование затонувших под водой остатков древних городов - жилых кварталов, общественных зданий, крепостных стен, портов - не самое соблазнительное и приятное дело подводной археологии. Обычно предпочтение отдается поиску и исследованию затонувших судов. Это более романтично - затонувшее судно фиксировало последние моменты жизни экипажа, а груз, иногда почти нетронутый, может рассказать о дальних морях и загадочных странах. Исследование же затонувших частей старых городов сопровождается более будничной и однообразной деятельностью; работы проводятся на небольших глубинах, обычно в непосредственной близости от берега. Иногда используются методы наземной археологии, но под водой их осуществление гораздо труднее.

Густые водоросли, мидии и устрицы служат морю плотной броней, под которой оно скрывает тайны прошлого. Сантиметр за сантиметром легководолазы несебырской экспедиции расчищали подводную стену, фотографировали и исследовали ее. Была создана точная карта, собран большой фактический материал. По безмолвным остаткам тогдашних стен исследователю приходится распознавать замыслы древнего архитектора. Были сделаны два поперечных сечения подводной стены - первое на расстоянии 16 м от берега, а второе - на расстоянии 43 м. В первом сечении обнаружена стена толщиной 3,5 м, т. е. такая же, как и на суше. Каменные куски были спаяны раствором. Более того, на расстоянии 60 м от берега между каменными кусками была найдена часть постройки из кирпича. Это часть пятирядного пояса из кирпича, который опоясывает со всех сторон крепостную стену и чередуется с каменной кладкой. Кирпич по размерам совпадает с использованным для постройки крепостной стены на суше. Одинакова и штукатурка- белая с измельченным кирпичом. Сомнений нет - находящиеся под водой камни и кирпич являются остатками продолжения крепостной стены в северном направлении.

Для чего предназначалась стена, выходящая за очертания береговой линии? Руководитель исследований в Несебыре Иван Венедиков оригинально объясняет это. Непосредственно вблизи угла, образованного западной и северной стеной, море мелководное. Неприятель, наступавший с перешейка, мог обойти этот угол, пройти по мелководью вброд или на лошадях и совершить нападение на менее укрепленную северную стену. Чтобы предохранить защитников города от нежелательной атаки с этой стороны, древний архитектор построил в продолжение западной стены один "ус", который уходил в море на глубину 5 м. Это обязывало неприятеля для атаки города с севера использовать суда и лодки. А для флота торговой Месембрии морское сражение не было проблемой.

Подобное, уходящее в море сооружение обнаружено и на Южной стороне крепости. Однако оно разрушено значительно сильнее. Только несколько разбросанных больших камней служащих теперь для отдыха морских чаек, обозначают линию подводной стены.

Согласно другому мнению, эти две стены, уходившие в море, обеспечивали достаточно места для причала древних судов и одновременно являлись волноломом.

В 9 г. н. э. по пути к заточению в Томи через Месембрию прошел римский поэт Овидий. Он отмечает, что у города был не один порт. Вероятно, первый находился на северном берегу, а второй - на южном, где расположен и порт современного города.

Но и в том и в другом случае - будь это порт или заграждение в море - стену требовалось построить в воде. Способ укладки каменных кусков и спайка их раствором подобны тем, что видим в стене на суше. Это показывает: участки подводной стены построены на сухом месте. Кроме того, для строительства в воде такой способ постройки не характерен. Нет сомнения, что место, где расположена эта часть крепостной стены, застроено в одно время с остальными частями оборонительного сооружения на суше.

К подобным выводам приводит и изучение других участков крепостной стены. Северная часть ранневизантийской стены ограждала полуостров восточнее выдающегося в море "уса" и теперь сохранилась только у оснований, залитых водой.

В последующие годы подводные археологические исследования около Несебыра продолжались. Усилия были направлены на исследование более ранней греческой крепостной стены. Установлено, что значительная часть ее теперь находится под водой. Сохранилось только основание, самые нижние ряды камней. Очищенная легководолазами ее белая линия хорошо просматривается под водой, причем она отстоит от современной береговой линии на значительном расстоянии. Исследования еще не завершены, и поэтому нельзя сделать окончательные выводы обо всей линии греческой крепостной стены и размерах города, который она опоясывала. Надо терпеливо ждать полного завершения изысканий около Несебыра, которые проводятся под научным руководством Любы Огненовой. А пока вернемся

к затонувшим стенам.

С 1957 г. в результате ряда подводных археологических экспедиций советские ученые методично исследовали подводные районы таких значительных древних портов, как Фанагория, Ольвия, Пантикапей, Херсонес и др. В 1958 и 1959 гг. во время изучения затонувших частей Фанагории было установлено: в IV-II вв. до н. э. граница античного города проходила на 185 м севернее современной береговой линии, т. е. территория города была на 15 га больше известной по раскопкам на суше - 37 га. Интересно, что в культурном слое IV - III вв. до н. э. сохранились остатки мощеной улицы, которая находилась на 3,2 м ниже современного уровня моря.

Не менее любопытны и результаты исследования около Ольвии. Эта милетская колония была расположена на западном берегу Бугского лимана. Теперь ее развалины обнаружены на юге сегодняшней деревни Парутино, в районе Очакова Николаевской области. Ольвия располагалась на двух террасах - верхней и нижней, подходивших вплотную к заливу. Долгие годы развалины нижней террасы омывались водой. Во время проведенных здесь подводных археологических исследований затонувшие части города были открыты на расстоянии 200-230 м от берега. Это дает основание предполагать, что в античности греческая колония граничила с морем на расстоянии 250 м от теперешней береговой линии.

Затонувшие части древних поселений были найдены также в Керченском проливе, около Херсонеса и в других местах.

Одним из первых успехов румынской подводной археологии было открытие в порту Мангалия затонувших стен. Наряду с амфорами, кусками черепицы, колоннами, капителями и т. д. был обнаружен бассейн древнего порта. Этот порт, принадлежавший античному городу Каллатис, был окружен стенами из камня и кирпича. Теперь они залиты водой. Изменилась и конфигурация берега. Оказывается, процесс затопления характерен не только для современного порта Мангалия, но и для всей береговой линии между Мангалией и Констанцей.

Приведенные примеры показывают, что за последние 2000-2500 лет многие стены, части античных городов, расположенных вблизи берега на низких прибрежных террасах, оказались под водой. Чтобы объяснить это явление, нужно обратиться за помощью к геологии и рассмотреть вопрос о так называемых

эвстатических колебаниях морского уровня.

Установлено, что четвертичный период в развитии земли характеризовался значительными изменениями климата. Во время оледенений огромные массы воды превращались в лед; это приводило к понижению уровня Мирового океана. Наоборот, в периоды межледниковий количество воды в больших бассейнах увеличивалось и уровень морей повышался. Предполагается, что понижения уровня моря во время оледенений были весьма существенными. Последнее повышение, начавшееся 12 тыс. лет тому назад, привело к современному уровню, который стабилизировался приблизительно 5-6 тыс. лет тому назад.

Колебания уровня Мирового океана, названные эвстатическими, оказали значительное влияние на формирование береговой линии. Исследования колебаний морского уровня могут объяснить многие факты.

Рассмотрение этих фактов применительно к Черноморскому бассейну приводит к интересным наблюдениям. Если максимальное понижение моря во время самого интенсивного оледенения принять за 100 м и проследить на современной карте Черного моря 100-метровую изобату, то увидим, что при таком понижении уровня значительная часть морского дна (40-60 км от современного берега) была сушей. Очень возможно, что человек в эту эпоху обитал на суше, теперь погруженной в море. Следы его жизни надо искать на территории, соответствующей изобате в пределах до 100 м, например в пещерах Калиакра и Масленого мыса, затопленных теперь водой. Это задача интересная и важная, но трудная в осуществлении.

Ряд открытий, сделанных за последние годы, позволяет по-новому осветить историю моря. Как полагают, изменения климата и колебания уровня Мирового океана в более слабой форме продолжались и в послеледниковый период, т. е. за последние 10 тыс. лет. По мнению исследователей данного периода, самое большое потепление в Европе произошло примерно 5-6 тыс. лет тому назад. Но что случилось после этого? Согласно одной теории трансгрессия моря, несмотря на отдельные колебания его уровня, в целом неуклонно продолжалась. За последние 20 лет уровень Мирового океана повысился в среднем на 2,25 см. Более точные сведения существуют о советском побережье Черного моря. Так, по данным гидрометеорологических станций Одессы и Керчи за 76 лет - с 1880 по 1956 г. уровень Черного моря увеличился на 20-25 см. Согласно многолетним наблюдениям гидрометеорологов Одессы и Батуми повышение уровня моря за последние 80 лет является повсеместным, хотя и имеет различную интенсивность в разных районах. Советские исследователи установили также, что за последние 6300 лет уровень моря повысился почти на 9 м, это соответствует средней скорости его повышения - 14 см за сто лет.

Выводы, сделанные на основе изучения количества осадков в прибрежных районах, почти идеально совпадают с результатами подводных археологических исследований. Советский археолог проф. В. Д. Блаватский установил, что остатки улицы древнего города Фанагория опустились на глубину около 4 м со скоростью 16 см за столетие.

Каково же положение на западном Черноморском побережье? Когда рассматриваем изменение уровня моря за последние три-четыре тысячелетия, надо иметь в виду: оно происходило по-разному в различных районах, что объясняется некоторыми локальными изменениями (опусканием или поднятием) на суше. Считается, что с началом голоцена (современная геологическая эпоха, началась 10 тыс. лет назад) произошло опускание всего западного берега Черного моря, вследствие которого море поглотило часть суши. Может быть, тогда образовались некоторые маленькие острова у побережья, такие, как Большевик, Св. Иван, Св. Петр, Св. Фома. Устья больших рек - Велеки, Караагача, Дьяволска реки, Ропотамо, Ахелой, Хаджийска, Двойницы, Камчии и Батовы - превратились в глубоководные заливы. Одновременно происходило и наступление моря, известное под названием Новочерноморской трансгрессии. В результате уровень Черного моря повысился на 5 м. Когда начался этот процесс? Какими темпами продолжался в течение тысячелетий? Был ли он одинаковым для всех районов? Ответить на эти вопросы можно только после исследования

затопленных памятников на западном Черноморском побережье.

Большое количество керамики, поднятое с глубины 6-8 м, показывает, что у мыса Атия было доисторическое поселение. Самые ранние из поднятых предметов относятся к периоду около 3200-3000 лет до н. э. Следовательно, на этом месте в продолжение 5 тыс. лет уровень моря повысился на 8 м.

В августе 1958 г. дети, игравшие на мелководье Бургасского (Ваякьойгкого) озера, нашли две амфоры. Установлено, что здесь было место погребения по обряду трупосожжения. Прах сожженного положен в краснофигурный сосуд с изображенной на нем интересной сценой празднества в честь Дионисия, а сам сосуд плотно закрыт частью другой амфоры. Два года спустя, весной 1960 г. на том же месте обнаружили еще одно захоронение. Прах был помещен в краснофигурный кратер - изящное произведение древнегреческого искусства. В обоих случаях захоронения происходили на суше. Теперь, однако, остатки оказались на дне озера. Нет сомнения, что этот некрополь, принадлежавший расположенному по соседству античному поселению в местности Сладкие Колодцы, впоследствии был затоплен водой озера, ранее соединявшегося с морем. Найденные в некрополе предметы относятся к концу V, началу IV вв. до н. э.

Материалы, обнаруженные севернее района Изгрев в Бургасе, наверное, также принадлежат затонувшему доисторическому поселению. Они относятся к IV тысячелетию до н. э. Чтобы получить более реальное представление о западном побережье Черного моря за последние несколько тысячелетий, когда вода наступала на сушу, затопляя порты и некрополи, к этим следам прошлого надо прибавить затонувшие стены несебырских крепостных сооружений и поглощенный водой бассейн порта Каллатис.

Однако мы перечислили не все затонувшие памятники или их части, открытые до сих пор вдоль побережья, так как неизвестно, были ли они на суше, погрузились ли в море или построены под водой. Неизвестно также, на каком уровне были построены стены и другие сооружения, теперь затопленные водой, на самом ли берегу, при тогдашнем уровне воды, или на первой самой низкой террасе и т. д. Только после измерений каждого найденного предмета, после обнаружения других затонувших частей античных городов и поселений можно получить более точное представление об изменениях уровня моря в новую геологическую эпоху.

Ясно сознавая неполноту наблюдений, все же можно утверждать, что по побережью, затонувшие памятники которого мы рассматриваем, за последние 5 тыс. лет морской уровень неуклонно повышается; на некоторых участках темпы повышения морского уровня совпадают с известными на советском побережье - 16 см в столетие.

Степень повышения уровня моря имеет важное значение для изучения

древних портов побережья.

Все сведения об оживленном судоходстве на протяжении многих веков указывают, что по побережью были и удобные порты. Не лишены оснований утверждения Овидия и Ариана о наличии одного или двух портов во многих местах по западному берегу Понта. Эти порты являлись объектами специального внимания в договорах, которые заключали прибрежные города. Так, в Декрете Совета и Народного собрания города Месембрии в честь фракийского властителя Садала отмечается, наряду с другими почестями, что его суда имеют право входа в месембрийский порт и выхода из него. Записи о праве "входить и выходить" встречаются в древних документах и других городов побережья.

И в древности экспорт и импорт грузов были связаны с уплатой соответствующей пошлины, которая являлась существенной частью доходов прибрежных городов. Поэтому городские власти были заинтересованы в постройке портов.

Для создания удобного порта необходимы были определенные естественные условия и прежде всего залив, хорошо защищенный от опасных северо-восточных ветров. Большое значение имело расположение входа в залив со стороны моря - он должен был быть удобным для прохождения судов под парусами. В случае недостаточно хороших естественных условий приходилось строить волноломы. В раннюю эпоху при постройке их под водой укладывали большие каменные блоки. Практиковалась постройка волноломов под водой и с помощью меньших камней. Около залива на берегу были построены пристани и сделаны отверстия в камнях или предусмотрены специальные металлические кольца для удержания судов. Обычно суда становились на якорь в портовом бассейне и одновременно привязывались длинной веревкой к пристани. Входы в порты были обозначены башнями, часто украшенными скульптурными фигурами. Между этими башнями опускали цепи, чтобы помешать входу в порт без разрешения. При входе в один из четырех портов Милета стояли два льва - строгие хранители города и его морских ворот. Подобной, наверное, была и роль двух мраморных львов, поднятых со дна Таманского залива вблизи древней Фанагории.

Значительные успехи в строительстве портов отмечаются в эллинистическую эпоху. Торговля увеличилась, а с ней возросло судоходство, для которого требовались большие и надежные порты. В Средиземном море такие порты были построены в Пирее, на острове Делос, в Милете, Коринфе и в других местах. Так, на Делосе, который в эллинистическую эпоху превратился в действительно международный центр большого масштаба, ввиду благоприятной конфигурации побережья существовало несколько портов. Самым известным был священный порт Делоса (торговый порт), где находилось большое святилище Аполлона. По некоторым сведениям, здесь в эллинистическую эпоху вместе с другими товарами каждый день продавали 10 тыс. рабов. Общая длина причалов в портах Делоса составляла 1700-1800 пог. м. При сооружении причалов использовались и маленькие бассейны, огражденные волноломами.

Не менее грандиозными для своего времени были и ворота Афин в морской мир - порт Пирей. Большой порт обеспечивал место для одновременной стоянки 372 судов. Его строительство стоило 1000 талантов, или 6 млн. драхм, что равнозначно 26 т серебра.

Удобное географическое положение Милета - родоначальника колоний на западном берегу Понта - позволило ему построить четыре порта. Пристань львиного порта была сооружена из больших мраморных камней и имела ширину 18 м.

Морские сооружения достигли значительного развития в римскую эпоху. И тогда продолжали использовать естественные заливы, успешно, без особых трудностей осуществлялось строительство волноломов. Самое точное представление о постройке порта в древности можно получить из сочинения римского инженера и архитектора Витрувия (около 70-20 гг. до н. э.), озаглавленного "Об архитектуре 10 книг". Двенадцатая глава пятой книги посвящена портовым сооружениям * .

* (Марк Витрувий Поллион. Об архитектуре 10 книг. Пер. А. В. Мишулина. Л., Соцэкгиз, 1936, кн, 5, гл. 12 "О гаванях и сооружениях на воде", с. 149. - Прим. ред. )

По мнению Витрувия, "... если отсутствует удобное природное место для защиты кораблей от бурь, но в этих местах течет какая-нибудь река и имеется бухта (место для стоянки), необходимо искусственно сооружать молы из камней или делать насыпи, т. е. устраивать ограды гаваней. Каменные сооружения в воде следует строить так: привезти путеоланский * песок из областей, простирающихся от Кум до мыса Миневры, и перемешать его с раствором извести в соотношении - две части песку на одну часть извести".

* (Путеолан - от латинского terra puzzolan - известковый грунт. )

Дальше Витрувий советует в выбранном месте спустить в воду крепко связанные друг с другом ящики из дубовых досок, заполненные камнями с раствором. Витрувий дает указания, как строить подводные волноломы в бурной воде и в неудобных местах. Из этого следует, что на рубеже I в. до н. э. и I в. н. э. строительство сложных сооружений, позволяющее оборудовать большие и удобные порты, не представляло непреодолимой инженерной проблемы.

Какими были порты на западном берегу Понта в древности? К сожалению, мы не можем сказать об этом что-нибудь определенное. Такие города, как Аполлония или Месембрия, расположенные на полуостровах, выдающихся далеко в море, имели причалы для судов по обеим сторонам полуострова.

Успешными оказались исследования, проведенные в 1967 и 1969 гг. военно-морским музеем Констанцы в Мангалийском заливе. Обнаруженные под водой остатки волноломов и пристаней показывают, что древний порт в Каллатисе находился на берегу маленького залива, и строители хорошо использовали его удобное расположение.

Возможно, обе стены в Несебыре (греческая и ранневизантийская), которые находятся теперь под водой, были частью крепостной стены и сооружались так, чтобы закрыть порт от северо-восточных ветров и создать спокойный бассейн для стоянки судов. Не вполне ясна конфигурация полуострова того времени. Не продвигаются вперед и исследования оснований стен, находящихся под водой. Очевидно, дальнейшие поиски в этом направлении могут разъяснить многое. Не исключено, что большую роль играли древние леса по побережью, следы которых отыскиваются с трудом. Какое значение имеют волноломы? В результате проведенных подводных археологических исследований найдены остатки нескольких волноломов.

Всем легководолазам, прошедшим курс обучения или переподготовки в районе Созополского залива, известно, что южнее небольшого острова Св. Кирик, в направлении маленького маяка, находится подводная стена - волнолом. Она сооружена из различных по размеру камней скругленной формы. Основание подводной стены сравнительно широкое. Теперь оно находится на глубине 3-4 м. Был ли этот волнолом всегда под водой или в период его использования возвышался над водой и служил защитой от волн и ветров? Без проведения специальных исследований трудно что-либо утверждать.

Можно предположить, что под стеной сегодняшнего волнолома, который связывает остров Св. Кирик с полуостровом и придает определенную форму созополскому порту с северо-востока, находился более старый волнолом. Одновременно, принимая во внимание трансгрессию моря и повышение его уровня в последние две тысячи лет, возникает вопрос: не был ли этот участок затопленный теперь водой, сушей?

Волнолом, подобный по способу постройки обнаруженному в созополском порту, открыт и в Варненском заливе. Он начинается от Лазурного берега и отгораживает участок залива в направлении юг - север. Как установлено во время подводных археологических исследований, этот волнолом высотой от 4 до 4,5 м протянулся перпендикулярно к берегу на 250 м. Сохранившаяся наиболее высокая его часть расположена на 2 - 2,5 м ниже уровня моря. Поперечное сечение этого волнолома, как и волнолома в порту Созопола, похоже, по мнению Г. Тончевой (руководителя исследований около Лазурного берега), на холм, закругленный в верхней части.


Подводный волнолом вблизи Лазурного берега около Варны. (Схема инж. А. Беджева в книге Г. Тончевой "Утонувшие порты")

Одинаково в общих чертах и устройство подводного волнолома, открытого под маяком мыса Палата. Он построен в направлении с юга на север и сложен из больших, правильно обтесанных камней.

В порту Балчик во время дноуглубительных работ под водой была обнаружена стена толщиной 2,55 м. Один из поднятых камней представлял известняковый блок размером 70х50х40 см. Стена расположена параллельно новому волнолому и продолжается в море. Что это - волнолом, пристань античного порта Круни - Дионисопола или затонувшая часть какой-то другой стены?

Все известные до сих пор по западному Черноморскому побережью стены, затопленные водой, которые можно считать волноломами, характеризуются двумя особенностями: они построены из нагроможденных камней без раствора, т. е. под водой; высота их не превышает современного уровня моря. Мы еще не можем утверждать, были ли они на уровне воды или возвышались над водой. Высказываются предположения, не лишенные оснований, что этот вид сооружений не поднимался над уровнем моря, а разбивал волны снизу. Нет никаких данных и об их датировке.

Все затонувшие сооружения свидетельствуют, что наступление моря на сушу, которое отмечается в последние пять тысячелетий развития цивилизации, явилось важнейшей причиной изменения береговой линии, а также причиной исчезновения многих пристаней и кварталов старых городов.

Гераклион - город легенд, затонувший город-порт, находящийся в 6,5 километрах от береговой линии. Город был основан около восьмого века до нашей эры и скрылся в глубинах Средиземного моря в восьмом веке нашей эры.
До основания Александрии в 331 году до н.э. город знал славные времена в качестве главного морского порта в устье Нила, встречавшего корабли, направляющиеся в Египет



Его жители благодаря контактам с иностранными купцами и моряками, которые часто посещали город по дороге в Египет, были образованными людьми. Главный храм города был посвящен богу Амону.
В первом веке до н.э. произошло сильное землетрясение, которое сравняло с землей дома, потопило корабли в гавани, убило большинство жителей города, вынудив остальных спасаться бегством, оставив все ценное имущество.


На протяжении двух тысячелетий руины города, скрытые от посторонних глаз наносами ила и десятью метрами воды, лежали в 3 километрах от побережья Александрии в бухте Абукир.
Но прошлым летом французский археолог Франк Годьо объявил, что он обнаружил останки города, которые, по его мнению, относятся к Гераклиону: черную гранитную плиту или стелу, на которой написано слово «Гераклион», останки десяти кораблей в бывшей гавани, а также тысячи других предметов, включая драгоценности, монеты, вазы и личные вещи.


Надпись на основании стелы удостоверяет, что эта плита должна была быть воздвигнута в «Гераклеоне-Тронисе (Herakleion-Thonis)». Это первое ясное доказательство того, что обнаруженный город является полумифическим до сих пор Гераклионом.

Одним из первых был найден великий храм Гераклиона.
Остатки толстых каменных стен указывают на границу его территории. Рядом с разрушенными стенами археологи нашли три огромных статуи из розового гранита, которые предположительно были повержены в ходе землетрясения. Две статуи изображают до сих пор неизвестного фараона и его жену. Третья статую - Хапи, египетского бога разлива Нила.


Бронзовая статуя Осириса

Внутри храма находится монументальная гробница из розового гранита, покрытая иероглифами. Ее верхняя часть до сих пор представляет трудности для прочтения, однако предварительный перевод текстов, помещенных на нижних частях показывает, что это, несомненно, храм Гераклиона. Ряд ученых, в том числе Манфред Клаусс из Франкфуртского университета, полагает, что окончательная расшифровка надписей на гробнице даст еще больше

Клеопатра II в одеждах богини Исиды

Еще большее впечатление производит двухметровая черная гранитная стела - почти полная копия стелы, найденной в 1899 г. в Нократже. Это первый случай дублирования стел в египтологии. Стела из Нократжа, которая сейчас находится в египетском музее в Каире, несет на себе текст указа фараона Ноктанебуса Первого, основателя 30-й династии, который вступил на престол в ноябре 380 г до н.э. Этим указом вводился 10-процентный налог на греческих ремесленников и товары в Нократже и Тонисе, который должен был направляться на строительство храма богине Нейт.

Текст заканчивается словами: «И сказал его Величество: «Пусть это будет высечено на стеле, воздвигнутой в Нократже, на берегу канала Ану». Найденная стела не отличается от первой ничем, за исключением последнего предложения, в котором говорится: «И сказал его Величество: «Пусть это будет высечено на стеле, установленной на входе в греческое море в Гераклионе-Тонисе».

Колоссальная статуя красного гранита (5,4 м) бога Хапи, который украшал храм Гераклеона. Бог разлива Нила, символ изобилия и плодородия.

Среди находок - золотые серьги, браслеты, шпильки, кольца, гребни, Красивый греческий кубок, покрытый глазурью, курительница для ароматических веществ, сотни монет. У всех у них только слегка поцарапана поверхность. И это только начало - основные раскопки (если это понятие может быть применено к археологической работе под водой) - впереди.

Бронзовая статуя фараона 26 династии

Водолазы и исследователи нашли 64 египетских корабля, построенных между восьмым и вторым веками до нашей эры. Многие из кораблей, возможно, были потоплены, так как они были найдены прекрасно сохранившимися на морском дне. Исследователи считают, что это кладбище кораблей представляет собой самую крупную морскую коллекцию древнего мира.


Обновлено: 30 июня 2018

На западном берегу острова Крит находится удивительное археологическое сокровище Фаласарна – древний порт, единственный в мире и уникальный в своём роде. Это место переносит нас вглубь веков к давно утраченной культуре, оставившей после себя множество загадок и следов её существования. Сочетание уникальных природных явлений, связанных с понижением и поднятием уровня моря в западной части острова Крит, а также сильнейшего разрушительного землетрясения в 365 году нашей эры, создали искусственную гавань и подняли сушу из моря, обнажив сокровища великой цивилизации, которая процветала во времена Александра Македонского.

Археолог Элпида Хадзидаки отдала исследованиям и раскопкам античной Фаласарны 20 лет своей жизни, чтобы мы смогли увидеть древний Акрополь, два кладбища и древний порт.

Уникальность древнего порта Фаласарна

Искусственная гавань древней Фаласарны была построена в 4 веке до н.э. во времена Александра Македонского по методике, сочетающей в себе Финикийские и древнегреческие технологии судостроительства.

Одно из самых сильных землетрясений за всю историю Земли, произошедшее в 365 году н. э. привело к исчезновению Фаласарны и её культуры, но оставило уникальное наследие для современников. Поднятие западной части острова Крит привело к изменению подводной инфраструктуры, вывело портовые сооружения на сушу, что позволило археологам исследовать дно моря…на суше.

Два года назад была обнаружена большая часть древней набережной, которая идеально сохранилась. Сохранились даже места швартовки трирем (боевых кораблей) со следами верёвок, и аналогов таким находкам больше нигде в мире нет.

Также были найдены различные конструкции для защиты от наводнений и следы, которые говорят о том, что ранее наводнение на Фаласарне было, и люди искали способы, чтобы защититься от природных катаклизмов.

Расцвет и падение древней Фаласарны

Фаласарна была заселена ещё во времена Неолита и до-Минойской эпохи. Множество людей здесь было уничтожено в эпоху Бронзового века во время землетрясений, поэтому напуганные жители на 2000 лет ушли из Фаласарны. Затем, примерно в 8 – 7 веке до нашей эры в Фаласарну пришли дорийцы из Лаконии и на старых развалинах начали строительство нового поселения.

Было создано государство функционирующее в нормальном правовом режиме и имеющее политическую систему, что стало толчком к развитию прогрессивно развивающегося общества. Фаласарна была одним из первых городов, в которых были приняты законы, выгравированы на камне и размещены в храмах (особенно в начале эпохи). В государстве была дорическая система правления как в Спарте, но без царя. Царей не было, были правители, сенат, народное собрание и рабы. В общем, существовала демократическая система, как была на тот момент в Афинах, Спарте и других греческих городах.

Основным экономическим направлением Фаласарны являлись морские пути, благодаря которым это был международный торговый центр с широкими экономическими и культурными связями с народами востока.

На месте раскопок в Фаласарне было найдено много монет из разных древних городов Крита, таких как: Кидония, Полириния, Элефтерна, Аптера, а также из Сицилии. Что означает, что существовал а торговля и обмен продуктами. Также были найдены сосуды из Египта, с которым развивались торговые отношения.

Морское превосходство Фаласарны было настолько велико, что она контролировала всё побережье западной части острова Крит от мыса Криос до острова Андикитира. Фаласарна процветала с 4-го века до н.э., когда в греческий мир стало проникать персидское золото, с целью остановить продвижение Александра Великого против царя Дария и его империи. В Фаласарне, на деньги, полученные от персов, стали увеличивать высоту городских стен и возводить военные постройки.

Одним из источников дохода города - государства Фаласарна, было пиратство и организованная работорговля, что в свою очередь спровоцировало гнев Рима. Сначала Фаласарна была разрушена римлянами в 67 г. до н.э. во время знаменитой экспедиции Великого Помпея против пиратов из Киликии (в античные времена юго-восточная область Малой Азии), а также во время военной операции полководца Квинта Цецилия Метелла против критских городов.

Анализ данных, полученных при раскопках, показывает, что после разрушений, вызванных римлянами, в Фаласарне было две крупные природные катастрофы. Согласно стратиграфическим данным, первая катастрофа произошла в 66 г. н.э., это было цунами от сильного землетрясения. Второй и последний удар по Фаласарне нанесло крупнейшее землетрясение в истории человечества в 365 г. н.э., когда западная часть острова Крит поднялась из глубин моря на 6,5 метров за несколько секунд, после чего, огромное цунами накрыло порт тоннами грязи и морских отложений на 1600 лет.

Славная цивилизация, процветавшая в течение 300 лет, утеряна и по-прежнему погребённая под землёй в Фаласарне, ждёт, чтобы снова подняться на поверхность спустя столетия.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Роупджампинг в крыму. Осознанный ужас. Стоит ли прыгать с тарзанкой в Крыму. Как проходил роуп-джампинг
Стоит ли прыгать с тарзанкой в Крыму
Уникальный бисерный храм в Крыму: как старая штольня стала местом силы