Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Август из прима порто римская статуя описание. История искусств. Отрывок, характеризующий Август из Прима-Порта

Император Октавиан Август.Август из Прима-Порта. I век Мрамор. Высота 2,04 м
Музей Кьярамонти, Ватикан

Среди самых известных древнеримских скульптур, можно выделить статую императора Августа из Прима-Порты, выставленную в Ватиканском музее.

Август из Прима-Порта - более чем двухметровая статуя Августа, найденная в 1863 году на вилле Ливии, жены императора Августа. Вилла была обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта. Виллу в античные времена называли Ad Gallinas Albas. Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу Римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство.

Октавиан Август изображен в момент произнесения речи перед десятью тысячами своих сторонников на Форуме, призывая их начать войну со своим политическим противником Антонием - нарушителем законов и обидчиком законного наследника Цезаря. Это выступление впоследствии оказалось неудачным, его слушатели отказались воевать с верным цезарианцем Антонием, тем более что на тот момент Октавиан был слишком юным и не имел достаточных полномочий для объявления войны.

Его левая рука аккуратно поддерживала императорскую тогу, а правая была поднята в повелевающем жесте. Хотя исторические данные свидетельствуют, что император Август был небольшого роста и не отличался крепким телосложением, скульптор представил его в лучших традициях древнегреческой пластики, создав образ совершенного атлета. Лишь лицо скульптуры обладает портретным сходством.

Римские императоры, правившие недостойным образом, изображались мастерами скульптуры в виде жестоких воинов с грубыми чертами лица, лишенными благородства. Со времен существования Римской империи до сегодняшних дней сохранилась самая древняя в европейской скульптуре конная статуя. Она представляет собой могучего гордого коня, всадником которого был император Марк Аврелий, поднявший руку в приветствии.

ОКТАВИАН АВГУСТ.СЕМЬЯ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА,

В юности Гай Октавий был помолвлен с Сервилией, дочерью Публия Сервилия Ватии Исаврика. Однако в 43 году до н. э. Октавиан порвал помолвку и скрепил заключение второго триумвирата браком с Клодией (Клавдией) Пульхрой, падчерицой Марка Антония, едва достигшей брачного возраста. В 41 году до н. э., после неполных двух лет брака, Октавиан развёлся с ней.

По словам Светония, «поссорившись со своей тёщей Фульвией, он, не тронув жены, отпустил её девственницей». Второй его женой стала Скрибония, родственница Секста Помпея (см. раздел «Война с Секстом Помпеем. Продление триумвирата»). Их союз не был счастливым и вскоре распался. Расторжение брака было ускорено знакомством Октавиана с Ливией, женой Тиберия Клавдия Нерона.

Плиний Старший упоминает, что у Октавиана были светлые глаза. Светоний описывает его глаза как светлые и блестящие, а также упоминает, что он начал хуже видеть левым глазом к старости. Не совсем ясен и его цвет волос: тот же автор говорит о слегка вьющихся светлых волосах с золотистым оттенком[комм. , но Эдриан Голдсуорси полагает, что античные авторы могли иметь в виду цвет, близкий к коричневому.

« С виду он был красив и в любом возрасте сохранял привлекательность, хотя и не старался прихорашиваться. О своих волосах он так мало заботился, что давал причёсывать себя для скорости сразу нескольким цирюльникам. Зубы у него были редкие, мелкие, неровные, брови - сросшиеся, уши - небольшие, нос - с горбинкой и заострённый, цвет кожи - между смуглым и белым.

Иной панцирь, оказывается, имеет куда большее значение с точки зрения управления информацией, чем в качестве непосредственного средства защиты. Ну, а для примера давайте внимательно посмотрим на известную статую Октавиана Августа из Прима-Порта, изображения которой есть в любом учебнике по истории Древнего мира. Поверьте, он скрывает в себе не меньше тайн, чем иной очевидный шифр. Но то, что непонятно сегодня нам, в то время было ясно каждому.

Памятник этот был обнаружен 20 апреля 1863 года, в настоящее время он хранится в Ватикане. Считается, что это самое совершенное скульптурное изображение римского принцепса, одетого в богатый панцирь с многочисленными чеканными фигурами. На первый взгляд, все они сделаны на нем для красоты. Ну, а на самом деле это как раз и есть тот самый невербальный (хотя и чисто интуитивного рода) PR, который, «ни слова не говоря», помогает нам воздействовать на публику и в мирное время, и на войне. Начнем с того, что Октавиан Август никогда не был императором, а предпочитал, чтобы его называли принцепсом – первым среди равных, как это было принято в римской республике. И он, действительно, был первым сенатором, первым трибуном, командующим войсками и даже верховным жрецом, то есть сосредоточил в своих руках власть самого настоящего верховного правителя, не хуже иного царя. И римский народ, привыкший к демократии, отнюдь не посчитал себя этим обманутым и никаких претензий ему не высказал. Почему?
Да только потому, что Август сумел все представить так, что люди искренне считали, что он действует в интересах всех и каждого, и что ещё он свято чтит патриархальные римские традиции. Армию сократил – экономия народных денег, ввел налог на роскошь – опять же экономия на гладиаторские бои, ужесточил наказания для проворовавшихся чиновников – совсем хорошо, так что чего же кому ещё надо?! При этом не столько лицом, сколько фигурой он на античного героя нисколько не походил: был невысок ростом, прихрамывал, и часто мерз, так что носил иногда по нескольку туник сразу. Но вот изображен был в образе прекрасного полубога и, хотя сама статуя, естественно, даром речи не обладала, именно надетый на ней панцирь полководца являлся для людей того времени важнейшим источником невербальной PR-информации. Так, например, верхнюю его часть украшало изображение бога Гелиоса, потому, что тот знал все обо всех и, следовательно, помещен был здесь для того, чтобы чистота помыслов принцепса ни у кого не вызывала сомнений. Изображенные ниже богини Аврора и Селена должны были символизировать вечное процветание Рима, наступившее при Августе, а вот бог Марс, сопровождаемый волком (фигура в самом центре панциря), которому некий парфянин вручает римского орла, означала победу над Парфией – пусть даже она и была всего лишь дипломатической. По бокам панциря - аллегорические изображения Испании и Германии, которые символизировали победы римского оружия в этих провинциях, а изображение бога Аполлона верхом на грифоне намекало на божественность происхождения Августа. Мол, бог Аполлон вступил в связь с его матерью, когда она спала. Богиня Диана с ланью, изображенная на левом боку, символизировала связь Октавиана с римским демосом, покровительницей которого она являлась. Интересами демоса Октавиан никогда не пренебрегал: устраивал гладиаторские бои, раздавал беднякам хлеб, поэтому было очевидно: богиня ему покровительствует. Ну, а бог Теллус с рогом изобилия – опять же благоденствие, которое он принес всему римскому народу. Наконец, Август на статуе изображен босиком, хотя понятно, что, как император, он всегда ходил в обуви. Но тут налицо следование греческой традиции изображать героя без сандалий, поскольку принцепсу было лестно считать себя вторым Александром Македонским, и именно так, в общем-то, в народе его и воспринимали. Наконец, рядом с ним присутствуют дельфин и Амур – атрибуты богини Венеры. Она считалась покровительницей дома Юлиев, то есть понятно, почему тут без неё не обошлось, в то время как дельфин всего лишь напоминает, что она родилась из морской пены. Существует предположение, что в левой руке Августа первоначально было копье – ещё один символ героя. Но в эпоху Возрождения его заменили на императорский скипетр, чтобы уже этим самым окончательно утвердить «величие» Октавиана Августа. Понятно, что людям нашего времени все эти присутствующие на его статуе детали мало что могут сказать, потому, что знатоков древней истории среди тех, кто её рассматривает, не так уж и много. Однако, в то время любому римлянину было достаточно всего лишь бросить на неё беглый взгляд, чтобы убедиться: да, Октавиан Август и в самом деле - фигура божественная, а все, что он делает - полезно для общества и хорошо для каждого. Так что невербальным коммуникациям даже и в те годы уделялось огромное внимание. И, разумеется, не стоит о них забывать и сейчас.

Какие качества подчёркиваются в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран? Какие чувства эти образы вызывают? ДОНАТЕЛЛО. СТАТУЯ КОНДОТЬЕРА ГАТТАМЕЛАТЫ. ПАДУЯ

Двор московских царей становится местом проживания многих культурно образованных православных людей. В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты. Д. Левицкий. Екатерина II Екатерина считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения. При ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека. Она покровительствовала различным областям искусства - архитектуре, музыке, живописи.

В «Слове о погибели Русской земли» сказано: «О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси; озеры многими удивлена еси, горами крутыми, городы великими, селы дивными, храмами Божьими, - князьями грозными. . . всем ты преисполнена, земля Русская!» Эта красота веками вдохновляла наш народ. Памятники зодчества и изобразительного искусства, иконопись являются прекрасным достоянием общества. Икона. Шитье. Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати» . Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль.

Антонио Вивальди 1678 -1741 Концерт «Весна» из цикла «Времена года» 1 часть. «Весна грядёт!» Весна грядёт! И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло, Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, точно волшебство. Вдруг набегаю бархатные тучи, Как благовест звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом. 2 часть. «Сон крестьянина» Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грёз. Спит пастушок за день устав, И тявкает чуть слышно пес. А. Г. Венецианов. Спящий пастушок. 1780 3 часть. «Танец-пастораль» Пастушеской волынки звук Разносится, гудящий над лугами, И нимф танцующих волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами.

Форма - сумма приёмов, выразительных и изобразительных средств для создания образа в любом виде искусства В изобразительном искусстве форма - это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе» . А. Джакометти. Паук А. Джакометти. Кошка

Дмитровский собор Храмы - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. . .

ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛЮДЕЙ Ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья Леонардо Да Винчи. Мона Лиза Леонардо Да Винчи. Витрувианский человек

ВКЛЮЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЦЕННОСТНО ОРИЕНТИРОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии, стимулирует социальную активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом Сальвадор дали. Предчувствие гражданской войны

cicerone2007 wrote in September 1st, 2009

На мой взгляд, одна из самых удачных научно-популярных книг по истории Древнего Рима – «Императорский Рим в лицах» Е.В.Федоровой. Я помню еще первое издание, когда книга выходила в издательстве Московского университета. То, что появилось в издательстве «Слово» в 2002 году, похоже, сокращенный вариант. Книга Е.В.Федоровой – своеобразная хрестоматия, доступная и увлекательная. Главное достоинство книги в том, что после знакомства с ней хочется самому взять в руки Тацита или Светония и поискать новые, более качественные воспроизведения римских портретов. Попробую это сделать.


Самый замечательный портрет императора Августа находится в Римском национальном музее (палаццо Массимо). Это – работа великого скульптора. Точнее, голова, поскольку статуя составная, из разных сортов мрамора, и все остальное мог выполнить другой мастер. Портрет поразителен по глубине и убедительности. Глядя на него, веришь, что именно таким красивым и глубоко чувствующим был этот человек. И хочется повторять вслед за Горацием:

«Множество, Цезарь, трудов тяжелых выносишь один ты:
Рима державу оружьем хранишь, добронравием красишь,
Лечишь законами ты <…>
Почести только тебе уделяем мы щедро при жизни,
Ставим тебе алтари, чтобы клясться тобою, как богом,
Веря - ничто не взойдет тебе равное и не всходило.
Мудрый, однако, в одном и правый народ твой, что отдал
Он предпочтенье тебе пред вождями и Рима и греков,
Прочее мерит не так же разумно, не тою же мерой…»

(Квинт Гораций Флакк. Послания. Книга вторая. Пер. Н. С. Гинцбурга
http://www.lib.ru/POEEAST/GORACIJ/hor1_5.txt)

Портрет поразительно живой. Использованы все возможности круглой пластики: меняется наша точка зрения – меняется лицо Августа. Все построено на нюансах: едва проступают морщины, слегка сдвинуты брови, чуть-чуть подняты уголки губ. Нужно сделать усилие над собой, чтобы ощутить идеализацию образа: она достигается тем, что все индивидуальное в облике слегка подправляется, возраст не акцентируется. И в результате мы видим абсолютно спокойного и уверенного в своей правоте человека. Август – вне времени, он духовно сложнее и выше нас. Считается, что в этом портрете он изображен в виде верховного жреца. На нем тога, Август представлен приносящим жертву, в правой руке у него находилась чаша для возлияний:

Гай Светоний Транквилл так характеризовал эту сферу деятельности первого императора: «Священные постройки, рухнувшие от ветхости или уничтоженные пожарами, он восстановил и наравне с остальными украсил богатыми приношениями. Так, за один раз он принес в дар святилищу Юпитера Капитолийского шестнадцать тысяч фунтов золота и на пятьдесят миллионов сестерциев жемчуга и драгоценных камней.
В сане великого понтифика <…> он велел собрать отовсюду и сжечь все пророческие книги, греческие и латинские, ходившие в народе безымянно или под сомнительными именами, числом свыше двух тысяч. Сохранил он только Сивиллины книги, но и те с отбором; их он поместил в двух позолоченных ларцах под основанием храма Аполлона Палатинского. Календарь, введенный божественным Юлием, но затем по небрежению пришедший в расстройство и беспорядок, он восстановил в прежнем виде; при этом преобразовании он предпочел назвать своим именем не сентябрь, месяц своего рождения, а секстилий, месяц своего первого консульства и славнейших побед. Он увеличил и количество жрецов, и почтение к ним, и льготы, в особенности для весталок <…> Он восстановил и некоторые древние обряды, пришедшие в забвение, например, гадание о благе государства, жречество Юпитера, игры на луперкалиях, столетние торжества, праздник перепутий <…> Ларов на перепутьях он повелел дважды в год украшать весенними и летними цветами».
http://ancientrome.ru/antlitr/svetoni/vita-caesarum/august-f.htm

Октавиан постепенно шел к власти. Он был усыновлен Юлием Цезарем, и, вступая в борьбу за Рим после гибели отца от рук заговорщиков, был осторожен и помнил о его судьбе. Август стремился сохранить видимость республиканских порядков, но, занимая один за другим ключевые посты в государстве, он сконцентрировал власть в одних руках. Вот как описывает это в «Анналах» Публий Корнелий Тацит.
Чтобы понять этот отрывок, нужно знать, что Брут и Кассий – это убийцы Юлия Цезаря, «Цезарем» здесь историк именует Октавиана, а проскрипциями назывались списки лиц, объявленных вне закона, и физическое уничтожение этих людей.

«Когда после гибели Брута и Кассия республиканское войско перестало существовать и когда Помпей был разбит у Сицилии, отстранен от дел Лепид, умер Антоний, не осталось и у юлианской партии другого вождя, кроме Цезаря, который, отказавшись от звания триумвира, именуя себя консулом и якобы довольствуясь трибунскою властью для защиты прав простого народа, сначала покорил своими щедротами воинов, раздачами хлеба - толпу и всех вместе - сладостными благами мира, а затем, набираясь мало-помалу силы, начал подменять собою сенат, магистратов и законы, не встречая в этом противодействия, так как наиболее непримиримые пали в сражениях и от проскрипций, а остальные из знати, осыпанные им в меру их готовности к раболепию богатством и почестями и возвысившиеся благодаря новым порядкам, предпочитали безопасное настоящее исполненному опасностей прошлому. Не тяготились новым положением дел и провинции: ведь по причине соперничества знати и алчности магистратов доверие к власти, которой располагали сенат и народ, было подорвано, и законы, нарушаемые насилием, происками, наконец, подкупом, ни для кого не были надежною защитой».
http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/annal/kn01f.htm

Изначально понятие «император» относилось к командующему войском. Именно в этой ипостаси запечатлен Август в замечательной статуе, найденной в середине 19 века при раскопках виллы Ливии в Прима Порта. http://cicerone2007.livejournal.com/14130.html
Сейчас эта статуя находится в собрании Ватиканских музеев:


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2457

«Образцовому полководцу, - писал Светоний об Октавиане,- по его мнению, меньше всего пристало быть торопливым и опрометчивым. Поэтому он часто повторял изречения: «Спеши не торопясь», «Осторожный полководец лучше безрассудного» и «Лучше сделать поудачней, чем затеять побыстрей».
Поэтому же он никогда не начинал сражение или войну, если не был уверен, что при победе выиграет больше, чем потеряет при поражении. Тех, кто домогается малых выгод ценой больших опасностей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок, - никакая добыча не возместит потери.
Высшие и почетнейшие государственные должности он получал досрочно, в том числе некоторые новые или бессменные. Консульство он захватил на двадцатом году, подступив к Риму с легионами, как неприятель, и через послов потребовав этого сана от имени войска; а когда сенат заколебался, центурион Корнелий, глава посольства, откинув плащ и показав на рукоять меча, сказал в глаза сенаторам: «Вот кто сделает его консулом, если не сделаете вы!»
http://ancientrome.ru/antlitr/svetoni/vita-caesarum/august-f.htm


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2851

Из описания в путеводителе по Ватиканским музеям: «Его правая рука поднята и надетый на нем панцирь предполагает, что он обращается к солдатам. Особенный интерес представляют рельефные украшения на панцире. Центральная сцена относится к событию, имевшему место в 20 г. до н. э.: парфянский царь (Фраат IV?) возвращает римские военные значки, утраченные Крассом в 53 г. до н. э., легату Августа (Тиберию). Весь космос является свидетелем успеха августовской политики умиротворения: наверху Целус поднимает свою распростертую мантию, Сол на квадриге и, перед ним, персонификации утренней зари и росы, ниже Теллус, римская богиня Земли; по сторонам Аполлон, держащий лиру, на крылатом грифоне, и Диана, держащая факел, на олене. По сторонам от центральной сцены две сидящие женские фигуры, персонификации провинций (Германия и Далмация?) <…> Это копия, сделанная, вероятно, для Ливии после смерти Августа (14 г. н. э.), с бронзовой статуи, установленной в честь Августа вскоре после 20 г. до н. э.»
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=427

Амурчик на дельфине у ног Августа – чрезвычайно важная деталь. Это намек на божественное происхождение рода Юлиев, которые вели свою родословную от любовной связи Венеры и троянца Анхиза.


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2861

Третья портретная статуя Августа, которая находится в Эрмитаже, характеризует следующую ступень в сложении культа императора, или, по выражению Тацита, «все возраставшее пресмыкательство пред ним». Хотя официальное обожествление Августа состоялось после его смерти, но храмы, посвященные ему, появились еще при жизни императора. «Богам не осталось никаких почестей, после того как он пожелал, чтобы его изображения в храмах были почитаемы фламинами и жрецами как божества»
http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/annal/kn01f.htm


http://www.hermitagemuseum.org/

«Эрмитажная статуя, созданная при преемниках Августа в первой половине I в., представляет принцепса в образе сидящего на троне Юпитера – верховного божества римлян. Образцом для композиции послужила статуя Зевса Олимпийского работы Фидия, греческого скульптора V в. до н.э. Черты молодого лица идеализированы. "Божественная нагота" была присуща исключительно образам бессмертных богов, так как в портретной скульптуре римляне изображали фигуры непременно одетыми. Статуя Октавиана Августа является прекрасным образцом "августовского классицизма" – направления в искусстве ранней империи, соединившего римскую реалистическую традицию с греческой классикой.
Найденная в XIX в. в обломках в городе Кумы, эта статуя была восстановлена на основании изображений императора в образе сидящего на троне Юпитера, встречающихся на античных монетах и резных камнях».
http://www.hermitagemuseum.org/


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=401

Обожествленный Август – лишь напоминание о конкретном человеке, поэтому хочется опять вернуться к текстам римских историков. Вот как Светоний описывает внешность первого императора: « С виду он был красив и в любом возрасте сохранял привлекательность хотя и не старался прихорашиваться. О своих волосах он так мало заботился, что давал причесывать себя для скорости сразу нескольким цирюльникам, а когда стриг или брил бороду, то одновременно что-нибудь читал или даже писал. Лицо его было спокойным и ясным, говорил ли он или молчал: один из галльских вождей даже признавался среди своих, что именно это поколебало его и остановило, когда он собирался при переходе через Альпы, приблизившись под предлогом разговора, столкнуть Августа в пропасть. Глаза у него были светлые и блестящие; он любил, чтобы в них чудилась некая божественная сила, и бывал доволен, когда под его пристальным взглядом собеседник опускал глаза, словно от сияния солнца. Впрочем, к старости он стал хуже видеть левым глазом. Зубы у него были редкие, мелкие, неровные, волосы – рыжеватые и чуть вьющиеся, брови – сросшиеся, уши – небольшие, нос – с горбинкой и заостренный, цвет кожи – между смуглым и белым. Росту он был невысокого, <…> но это скрывалось соразмерным и стройным сложением и было заметно лишь рядом с более рослыми людьми».


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=403

Август из Прима-Порта. I век Мрамор. Высота 2,04 Музей Кьярамонти, Ватикан

Времена с I века до нашей эры по IV век нашей эры римской истории явились временами развития скульптурного портрета. Изучение анатомического строения лица и человеческого тела, познания особенностей пропорций и пластики, заимствованных у греков, довели этот жанр до совершенства. В эпоху Республик, по решению сената, устанавливались скульптуры великих граждан, а в эпоху Империй искусство портрета стало эксплуатироваться с целью создания величия образам правителей и превратилось в один из инструментов имперской пропаганды.

В 1863 году на вилле Ливии была найдена копия статуи императора Августа. Бронзовый оригинал по заказу сената был изготовлен в 20 году до нашей эры.
Август предпочитал, чтоб его называли не императором, а принцепсом. То есть равным среди равных. Поэтому, для демонстрации простоты, подчёркивания равенства с плебсом он изображён босоногим, а голова его, не увенчана никакими атрибутами верховной власти. Август был невысок и прихрамывал, но придуманный образ требовал красоты и мощи. Все эти качества скульптор продемонстрировал в оголённых до бедра ногах.

Покровительницей рода Юлиев считалась Венера. И подставка рядом с опорной ногой выполнена в виде ныряющего дельфина с сидящим на нём амуром (атрибуты Венеры). В отличии от скульптуры Венеры Медицейской роль амура здесь другая. Он служит связующим звеном между причиной рождения Венеры и нашим героем.

Считается, что памятник изготовлен по случаю дипломатической победы римлян над парфянами. Об этом говорит рельефная группа в центре панциря, с изображением парфянина возвращающего римскому полководцу захваченный знак легиона. Ещё знаками побед над прочими варварами служат аллегорические изображения по бокам панциря испанской и германской провинции. «Верхнюю его часть украшает изображение бога Гелиоса, потому, что тот знал все обо всех и, следовательно, помещен был здесь для того, чтобы чистота помыслов принцепса ни у кого не вызывала сомнений. Изображенные ниже богини Аврора и Селена должны были символизировать вечное процветание Рима, наступившее при Августе». Поднятая рука показывает путь в светлое будущее, а поочередно согнутые к себе пальцы руки (каждый согнутый палец – это новое завоевание) демонстрируют, что только с ним народ добьётся благополучие и богатства.
В другую руку вставлен Императорский скипетр, говорящий о том, что власть тверда и непоколебима. Перекинутый через руку плащ символизирует народ, который якобы нависает над властью и контролирует её действия.

Используемая информация.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет
Музейный остров в берлине
Город пантикапей в крыму Как сейчас называется древний город пантикапей