Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Статуя вельможи Каапера. Древнее царство Пирамиды в Гизе. Египет

Огромную роль в искусстве Древнего Царства играла скульптура. Поминальные храмы и гробницы заполняли культовые статуи, исполненные согласно канону - строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Изваяния представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой ногой вперед или сидящие на троне с сомкнутыми ногами; руками, прижатыми к груди или лежачими на коленях. Статуи - олицетворения умерших, вместилища их души Ка - отличились портретным сходством. Оно достигалось, по-видимому, с помощью масок и их последующей переработкой в духе общего закона: с его спокойствием, симметрией и равновесием величественных и застывших поз, однообразием жестов, бесстрастием лиц. Статуи высекались по ранее прочерченной разметке из прямоугольного блока камня и затем тщательно обрабатывались в деталях.

Образы созданные в придворных мастерских Мемфиса, обращены, как и все древнеегипетское искусство, к вечности: из них изгонялось все случайное, суетное и второстепенное. В то же время они удивительно жизненны. Каждый портрет эпохи Древнего Царства уникален.

В портретных изображениях фараонов, как, например, в статуе фараона Хефрена (XXVII в. до н.э.), охраняемого богом-соколом Гором (из заупокойного храма в Гизе), воплотилось стремление к значительному. великому, совершенному.

Деревянная статуя вельможи Каапера (середина III тыс. до н.э.) - дородного, степенного пожилого египтянина с посохом в руке - так поразила нашедших ее при раскопках рабочих сходством с их деревенской старостой, что навсегда сохранила название "Сельский староста".

Завораживает писец Каи (середина III тыс. до н.э.), сидящий с поджатыми ногами; на коленях у него - развернутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряженный, он словно ловит каждое слова властелина.

В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тыс. до н.э.), восседающих на кубических тронах, передано состояние младенчески наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. Тела окрашена согласно традиции: у Рахотепа - в красновато-коричневый цвет, у Нофрет - светло желтый. Нофрет изображена в белой облегающей одежде, в коротком черном парике и цветном ожерелье. Плотная фигура молодой женщины, ее круглое, несколько тяжеловатое лицо, глаза, инкрустированные прозрачным голубоватым кварцем, подкупают непосредственной жизненностью.

Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVII в до н.э.), создатель великой пирамиды Хеопса - тучный мужчина с оплывшим телом, властным, холодным, надменным лицом. Его облик отмечен несомненной интеллектуальной незаурядностью.

Высокого совершенства достигли приемы совмещения изображения в фас и профиль в рельефе на дереве. На одном из них представлен зодчий Хесира (XXVIII в до н.э.). Неподвижная поза стройной мускулистой фигуры с широким разворотом плеч, гордый орлиный профиль наполнены внутренней энергией.

Наряду с плоским, почти не выступающим над поверхностью стены рельефом, возник так называемый углубленный рельеф, в котором врезанное изображение, заполненное краской, создает впечатление цветного силуэта.

Рельефы развертывались один над другим; каждый представляет собой повествовательный ряд. Фигуры расположены вереницами - в схожих позах и с одинаковыми жестами; на светлом фоне четко выделяются кирпично-красные тела мужчин и желтые - женщин. На рельефах представлены сельские работы и мастерские ремесленников, охота и рыбная торговля, процессии носителей даров, погребальные шествия и загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены. Владелец гробницы наблюдает за всем происходящим.

Фараон, вельможа хозяин поместья всегда изображены более крупными, чем их окружение. В рельефе гробницы Мерерука (XXVIII в. до н.э.) огромная фигура вельможи помещена, согласно традиции, близ входа в гробницу; у его ноги ютится изящная Херватенхет, которая едва достигает колена супруга.

Окружающие человек мир живых существ и предметов передан достоверно и узнаваемо: разнообразные звери, птицы, рыбы, орудия труда и музыкальные инструмент, одежда и украшения. В символических атрибутах фараона и богов угадываются их реальные прообразы: урей (эмблема власти) - вставшая на хвост египетская кобра, скарабей (солнечный талисман) - африканский навозный жук; и другие - навеяны самой природой.

Искусство Древнего Востока: учебное пособие Петракова Анна Евгеньевна

Тема 5 Скульптура, рельефы и росписи Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н. э.), 3–6 династии

Хронологические рамки периода, краткая характеристика политической и экономической ситуации – первое долгосрочное и стабильное объединение Египта со столицей в Мемфисе, централизация, развитие бюрократического аппарата, «золотой век» Египетского искусства, окончательное сложение канона в изобразительном искусстве. Архитектура – как основа для всех видов изобразительного искусства. Основные виды круглой скульптуры в эпоху Древнего царства, ее местоположение и назначение, материалы, характер работы мастера, положение скульптора в обществе. Статуи фараонов и их особенности (позы, передача движения, возраста, проблема сходства): скульптура Хефрена с Гором, скульптурная группа Микерина с Хатор и богиней 7-го нома, скульптурная группа Мерира-анххнес с Пепи II на коленях. Статуи вельмож (виды, позы, занятия, передача движения, возраста, проблема сходства, разница в одежде и раскраске мужских и женских статуй): скульптура зодчего Хемиуна, скульптуры Рахотепа и Нофрет, скульптурная группа Сенеба с женой и детьми, две статуи писца Каи, деревянная статуя вельможи Каапера, медные статуи Пепи I и II. Общее и особенное в статуях фараонов и вельмож. «Резервные головы». Изображения животных в скульптуре Древнего Царства. Маленькие статуэтки работников и слуг (типы, особенности раскраски, проблема передачи движения). Основные виды рельефа (барельеф, углубленный рельеф) и росписи (росписи и вкладка цветных паст) в эпоху Древнего царства, цвета и краски для росписей, темы, формальные особенности, местоположение в заупокойном комплексе. Рельефы и росписи из погребальных комплексов 5–6 династий. Проблема канона в рельефах и росписях (канон в композиции, изображении фигур, передаче действия и его последовательности).

Литература по теме:

История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980. С. 41–44

В.К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. М., 1976. (cерия: «Малая история искусств» под общ. ред. И.С. Кацнельсона). С. 231–252

В. Афанасьева, И. Дьяконов, В. Луконин, М. Матье. Искусство Древнего Востока. М.,1968. Серия: «Памятники мирового искусства». С. 11–15

М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. М, 1970. Серия: «Очерки истории и теории изобразительных искусств». С. 39–66

А.Л. Пунин. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство. СПб, 2008. Серия: «Новая история искусства». С. 351–394

М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л, 2001. С. 113–179

А.Силиотти. Египет. Пирамиды. (Атлас чудес света). М., 2001.

Иллюстрации к теме:

Триада Микерина – скульптура фараона Микерина с Хатор и богиней-персонификацией 7-го нома (Каир, Египетский музей, инв. JE 46499). Характерна выдвинутая вперед левая нога у мужчины и сведенные вместе стопы женских персонажей.

Скульптуры вельможи Рахотепа и его жены Нофрет (Каир, Египетский музей) – характерен темный цвет мужского тела (загар, активная жизненная позиция – воин, чиновник) и светлый цвет женского (жизнь в доме, защита кожи от палящего солнца, в отличие от смуглого цвета кожи в скульптурах служанок).

Статуя вельможи-писца Каи (Париж, Лувр, инв. Е 3023) – традиционная поза для писца, подробно проработанные элементы тела и очень выразительное лицо. Этим статуя Каи сообразно жизни и профессии отличается от его же статичной и маловыразительной скульптуры из погребения

Деревянная статуя вельможи Капера (Каир, Египетский музей, инв. CG 34). Во время раскопок был назван рабочими “Sheikh el-Balad” (в отечественной литературе – «сельский староста»). В статуях вельмож передача тела не столь идеализирована, как в статуях фараонов. Кроме того, дерево, как более мягкий материал позволяет более детальную проработку, чем камень.

Статуя Мерира-анххнес с Пепи II на коленях (Нью Йорк, Бруклинский музей искусства, инв. 39119), каждый из персонажей рассчитан на фронтальную точку зрения, одной общей точки зрения у скульптуры нет

Фрагмент рельефа из гробницы Древнего царства – четкость изображения на фоне, повторение позы у нескольких фигур, сочетание разных точек зрения при изображении разных частей тела одной фигуры.

Гуси из гробницы в Медуме, фрагмент росписи из мастабы архитектора Нефермаата и его жены Итет (Каир, Египетский музей, инв. CG 1742). Преобладание линейно-графического начала в росписях.

Контрольные вопросы к теме:

Каковы хронологические рамки периода Древнее царство?

Каковы особенности политического и экономического устройства Египта эпохи Древнего царства?

Где были найдено большинство сохранившихся статуй эпохи Древнего царства?

Из каких материалов делали статуи в эпоху Древнего царства?

Как раскрашивали статуи в эпоху Древнего царства?

Каковы основные позы для статуй фараонов эпохи Древнего царства?

Какова мера сходства с натурой в скульптурах фараонов?

В чем разница в изображениях мужчин и женщин в скульптурах вельмож эпохи Древнего царства?

Как изображали детей в скульптурах Древнего царства?

Как вел работу скульптор с блоком камня?

В какой мере круглая скульптура «привязана» к архитектуре?

В чем отличие статуй вельмож/фараонов от статуэток работников и слуг?

Что собой представляет мужской костюм в эпоху Древнего царства?

Что собой представляет женский костюм в эпоху Древнего царства?

Что такое «резервные головы»?

Какие материалы использовались для получения красного, желтого, черного, белого цветов?

Какие материалы использовались для получения зеленого и синего цветов?

Какие виды рельефа вы знаете?

Какие виды рельефа использовались в Египте?

Что изображалось в рельефах и росписях на стенах погребальных комплексов 5 и 6 династий?

Каковы способы передачи пространства в рельефах и росписях эпохи Древнего царства?

Каковы особенности изображения фигур в рельефах и росписях эпохи Древнего царства?

Карты: Карта Египта эпохи Древнего царства – уметь показать Мемфис и Медум

Термины

Барельеф

Углубленный рельеф

Канон

Персоналии

Микерин

Рахотеп

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н.э.) Первый длительный период стабильной и эффективной центральной власти в Египте приходится на годы правления третьей – шестой династий, это период так называемого Древнего царства (по периодизации Манефона). Именно в это время

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Конец древнего царства (рубеж XXIII–XXII вв. до н. э.) Уже в эпоху V и VI династий реальное могущество царской власти в Египте стало уменьшаться. Возрастало богатство и влияние знати, что наиболее явно проявилось в убранстве гробниц ее представителей: при V династии очень пышными

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги История Древнего Востока автора Деопик Дега Витальевич

ЕГИПЕТ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА (XXVIII–XXIII ВВ. ДО Р. Х.) 1a. Изменения в экономической и культурной сферах. 2. Социальная структура. 3. Виды земельных владений. 4. Государственное устройство. 5. Армия и военные походы. 6. Первый переходный период (2200-2040). Древнее царство - некоторый

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Упадок древнего царства и начало строительства среднего царства Некоторые особенности переходного периода Между концом Древнего и началом Среднего царства лежит длительный Переходный период. Почти четверть тысячелетия продолжалась эпоха раздробленности. Однако, как

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Упадок царской власти. Конец Древнего царства (конец XXIII – начало XXII вв. до н. э.) Уже в эпоху V и VI династий могущество царской власти в Египте стало уменьшаться. Растут богатства и влияние знати, при V династии очень пышными становятся погребения столичных вельмож, при VI

автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 10 Архитектура и скульптура Древней Греции эпохи ранней классики Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции. Разделение классики на раннюю,

Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 12 Скульптура Древней Греции эпохи высокой классики Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции. Разделение классики на раннюю, высокую и

Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 16 Скульптура Древней Греции эпохи поздней классики Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции. Разделение классики на раннюю, высокую и

автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 3 Архитектура и изобразительное искусство Египта эпохи Раннего царства, (XXX–XXIX века до н. э.), 1–2 династии Появление единого правителя в результате объединения Севера и Юга (единый, бессмертный, неоспоримый), формирование его культа и сопутствующих ему явлений в

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 4 Архитектура Египта эпохи Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н. э.), 3–6 династии Хронологические рамки периода, краткая характеристика политической и экономической ситуации – первое долгосрочное и стабильное объединение Египта со столицей в Мемфисе, централизация,

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 6 Архитектура и изобразительное искусство Среднего царства (XXI–XVIII вв. до н. э.), 11–12 династии Распад Египта, первый переходный период, расцвет провинциальных художественных центров. Новое объединение Египта под властью фараонов с юга и новой столицей в Фивах,

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 7 Архитектура и изобразительное искусство Нового царства при фараонах 18 династии (до Аменхотепа IV), XVI–XV вв. до н. э Второй переходный период, экономические сложности, завоевание гиксосами северной части Египта. Новое объединение Египта во главе с фараонами из Фив и

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 10 Архитектура и изобразительное искусство второй половины Нового царства, конец XIV– середина XI вв. до н. э. (19 и 20 династии) Общая характеристика обстановки в стране в правлении последних представителей 18 династии. Приход к власти 19 династии и возобновление

Из книги Строительство и архитектура в Древнем Египте автора Кларк Сомерс

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них - в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.

Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.

Стела фараона Джета

Царя змей Известняк. Ок. 3000 г. до н. э.

Позже украшение гробниц рельефами становится обязательным. От Древнего царства дошло большое число росписей и рельефов из гробниц. В это время складываются тематика, схемы расположения, основные композиции. Сюжеты связаны с потребностями культа; все изображения на рельефах и росписях строятся строго по канону.

Тронная статуя Хефрена

Статуя фараона Хефрена относится ко времени IV династии (Древнее царство), была найдена в зауаокойном храме фараона Хефрена в Гизе. С момента своего возникновения египетская скульптура подчинялась определенному канону - ряду правил и законов, важнейшими из которых были фронтальность и симметрия. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Данная скульптура являет сидящую модель фараона. Части туловища фараона соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, причем зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями. Торс фараона обнажен; на нем надета лишь плиссированная юбка. Голова фараона украшена клафтом - полосатым платком со спускающимися на плечи концами. Особое внимание уделяется выразительному взгляду. Он был инкрустирован хрустелем или рельефно обведен по контуру век.

Великий Сфинкс

В долине к югу от Пирамиды Хафре в Гизе, недалеко от Каира, восседает громадное существо с телом льва и головой человека. Эта момументальная статуя - первая истинная колоссальная царская скульптура в истории Египта - известна как Великий Сфинкс, и является национальным символом Египта, как древнего, так и современного. Лицо Сфинкса обращено к восходящему солнцу. Лев был символом Солнца не только в Древнем Египте, но и во многих ближневосточных культурах. Человеческая голова царя на теле льва символизировала силу и мощь, которую контролировал разум фараона - хранитель мирового порядка, или маат. Такой символизм просуществовал два с половиной тысячелетия, и присутствовал в изобразительном искусстве египетской цивилизации.

Наверное, я чего-то не понимаю, но меня никогда не впечатляло древнеегипетское искусство. Я ходила по музеям, смотрела.. Было ощущение - да, это история человечества, да, это все очень древнее. Вызывало интерес и даже уважение. Но красота? Было оно все каким-то примитивным, чужеродным. Я стеснялась своей невосприимчивости и невежества, но хоть убей, красоту у древних египтян не находила. Ну и, как всегда: вдруг...

Я увидела это. Или наконец пришло время и изменилось мое восприятие, или... В общем, не знаю, что произошло, но эти предметы прекрасны.

Плита фараона Нармера. Шифер. I династия. Конец 4 тыс. до н. э. Каир. Музей. обратная сторона

лицевая сторона

Статуя вельможи Ранофера из его гробницы в Саккара. Известняк. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

Статуя царевича Каапера из его гробницы в Саккара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

Фараон Менкаура, богиня Хатор и богиня нома. Скульптурная группа из заупокойного храма Менкаура в Гизэ. Серо-зеленый шифер. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

Статуя фараона Хафра из заупокойного храма Хафра в Гизэ. Диорит. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.


Статуя фараона Аменемхета III из Хавара. Фрагмент. Желтый известняк. XII династия. 19 в. до н. э. Каир. Музей.

Статуя писца Каи. Известняк. Глаза инкрустированы из алебастра, черного камня, серебра и горного хрусталя. V династия. Середина 3 тыс. до н. э.

Голова статуи фараона IV династии (возможно, Хафра). Диорит. Первая половина 3 тыс.до н. э. Лейпциг. Университет.

Голова мужской статуи из собрания Сальт. Известняк. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Патиж. Лувр.

Журавли. Рельеф из Сакара. Известняк. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Берлин.


Статуэтка писца из Гизы периода Фараона Хеопса. .Древнее царство, IV династии. Окрашенный известняк.

Несмотря на то что каноны обусловливали определенность и скованность поз портретов, бесстрастность выражения лиц, мастера сумели в эти недвижные статуи внести подлинную достоверность жизни. Часто в гробницах встречаются семейные портреты. Простота обобщенных форм, благородное совершенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей). Они сидят на жестких кубических тронах, разъединенные друг с другом не только расстоянием, но и направлением взглядов, устремленных прямо перед собой. По традиции, мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская - желтой, волосы - черной, одежды - белой. Неподвижные, лаконичные образы человечны, полны обаяния, чистоты и просветленной ясности. Портреты фараонов, стоящих внутри гробниц и храмов, поражают жизненной силой и в то же время в них передано ощущение массы каменного блока, из которого высечены статуи. Позы их каноничны. Левая нога выставлена вперед, словно они медленно совершают свой первый шаг в вечность. Сидящие статуи построены по принципам симметрии и равновесия, часто они полны внутреннего напряжения, подобно властному фараону Хефрену (первая половина 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), застывшему в гордом величии под охраной сокола - Гора, распростершего над ним свои жесткие крылья.

Важную роль играли рельефы и росписи, выполненные на стенах гробниц и храмов и также связанные с заупокойным культом. Их назначение определялось желанием прославить могущество погребенного владыки и обеспечить ему благоденствие в загробной жизни. Рельефы и росписи располагались с таким расчетом, чтобы утвердить плоскость стены, подчеркнуть лаконизм и строгость архитектурного образа в целом. Этим объясняется отсутствие многопланового глубинного построения, развертывание повествования фризами по стене, специфическое изображение фигур. Фараон и боги изображались выше других людей. Условность в расцветке и в построении рельефов была связана с длительным художественным отбором образов, установившимися канонами; египетские мастера выбирали наиболее острые и характерные точки зрения на предмет, сочетая их едино. Сами рельефы обычно плоски, они почти не выступают над поверхностью стены. Древние египтяне применяли две техники рельефа - барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром, сближающие их с росписями. Силуэт фигур всегда ясен и графичен, человек изображен так, что видна ширина плеч, показанных в фас, и мускулистая стройность ног, повернутых в профиль. Так, в деревянном рельефе, изображающем зодчего Хесира (нач. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), весь облик - могучие плечи, развернутые по традиционной схеме во всю ширь, узкие бедра, показанные в профиль, густая грива волос, смелое и гордое лицо - усиливает ощущение необычайной внутренней силы этого человека, красоту и ритмичность его упругого движения. Тонкая моделировка еле уловимых объемов придает рельефу особую завершенность, смягчает жесткость силуэта.

Принцип фризового развития сюжета типичен для рельефов Древнего царства. Он помогает художнику воссоздать сцену за сценой, различные бытовые эпизоды, развертывающиеся во времени. Повторение одинаковых, идущих вереницей фигур в рельефе из мастабы Ахутхотепа, расположенных друг под другом, словно строка за строкой, дает почувствовать медлительную плавность и значительность торжественного шествия, словно направленного в вечность, ритмическую красоту ритуального танца.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет
Музейный остров в берлине
Город пантикапей в крыму Как сейчас называется древний город пантикапей