Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Территория, границы и площадь израиля. Государство Израиль. Население Сколько человек живет в израиле

По данным Центрального статистического управления Израиля, опубликованным 29 декабря 2013 г., общая численность населения Израиля составляет 8,132 млн. жителей. Из них:

  • 6,102 млн. (75,2%) - ;
  • 1,682 млн. (20,6%) - ;
  • 348 тыс. (4,2%) - национальные меньшинства ( , черкесы, армяне и др.), а также жители, не подпадающие под определение еврейства .

Сообщается также, что в 2013 г. в Израиле родились 175 тысяч детей. Количество репатриантов, прибывших в Израиль, в истекающем году составило 16,6 тысяч человек. За 2013 г. население страны увеличилось на 1,8%.

Demmo , Public Domain

С 2000 г. доля еврейского населения уменьшилась на 2,5%, а мусульман - увеличилась на 1,9%. Доля остальных увеличилась на 0,6%

Среди евреев - 4,25 млн (72,7%) родились в Израиле ( , сабры) и 1,6 млн (27%) - (олим).

По округам Израиля население в 2011 г. распределялось следующим образом: Центральный округ Израиля 24,2%, Хайфский округ 11,8%, Северный округ 16,6%, Иерусалимский округ 12,4%, Тель-Авивский округ 16,5%, Южный округ 14,3%, Иудея и Самария (Западный берег реки Иордан) - 4,2%.

Около 40% населения проживает в центре страны.

Распределение арабского и еврейского населения по округам:

За 2011 г. население Израиля выросло на 1,8%. Прирост населения выше среднего наблюдался в Иерусалимском (2,5%) и Центральном округах (2,1%), в то время как в Тель-Авивском округе прирост минимален - 0,8%.

Около 325,5 тыс. граждан Израиля проживают в поселениях в , таких как город в Иудее, и самый большой еврейский город Самарии .

Некоторые еврейские поселения, такие как и , существовали ещё до образования государства и были заново заселены евреями после (1967). Общая численность израильских поселенцев превышает 510 тыс. человек (примерно 6,5% всего населения Израиля). 7800 человек проживали в секторе Газа до их принудительного выселения в 2005 г. 18 тыс. израильтян живут на Голанских высотах. 187 тыс. человек в 2010 г. жило в Восточном Иерусалиме.

Российские евреи играли важную роль в сионистском движении и в создании Израиля, а после 1970 г. приняли значительное участие в развитии науки и хозяйства Израиля. Сегодня русскоязычные евреи составляют 20% еврейского населения Израиля и 15% от всего населения страны.

История изменения населения

Согласно статистическим данным, первая перепись населения в Израиле в 1948 г. показала следующие численные показатели населения:

  • Всего: 872.7 тысяч человек
  • Евреи: 716.7 тысяч человек (82.12% населения)
  • Арабы: 156 тысяч человек (17.88% населения)

Статистические данные государства Израиль , Public Domain

Городское население

Шесть городов в Израиле имеют население более 200 тыс. человек: , Тель-Авив, и .

Общая численность населения этих шести городов - 2 134 тыс. человек (2011).

Сельское население

В сельской местности в Израиле живут 671 тыс. человек (2011) - 8,6% всего населения.

Около 1,15 млн - выходцы из бывшего СССР.Русскоязычные израильтяне

Среди них примерно 300 тыс. неканонических евреев, то есть прибывших в Израиль по , однако не считающихся евреями по канону .

Большая часть русскоговорящих репатриантов прибыла после 1989 г.

В некоторых городах число репатриантов из бывшего СССР, поселившихся в Израиле после 1990 года, как например, составляет более 1/3 населения, а в почти ½ населения города.

«Расширенное еврейское население»

Израильские демографы выделяют также такое понятие как «расширенное еврейское население». В это понятие для других стран входят все члены семей, в которых хотя бы одно лицо входит в «ядро» еврейского населения.

Для Израиля в «расширенное еврейское население» входит всё еврейское население страны и лица, которые получили гражданство согласно «Закону о возвращении».

На 2008 г. «расширенное еврейское население» составляло около 80% населения страны, включая, кроме собственно евреев, также людей других этнических корней (главным образом, это русские, украинцы и выходцы из других республик бывшего СССР), состоящие в браке с евреями, а также дети и внуки от таких браков, не всегда являющиеся евреями согласно иудейскому каноническому праву Галахе.

Арабы

Израильские арабы, численность которых составляет 1,636 млн человек, так же разделены на несколько этноконфессиональных групп.

К ним относятся: мусульмане (1,354 млн, около 82%), в подавляющем большинстве - сунниты; бедуины (270 тыс. человек), проживающие главным образом на юге Израиля в Негеве (200 тыс.) и на севере (70 тыс.), арабы-христиане (125 тыс. человек) проживающие на севере страны, а также в городах Хайфа, Иерусалим и .

Самой большой этноконфессиональной группой арабского населения Израиля являются арабы-сунниты (около 800 тыс. человек), которые проживают на севере Израиля, в центральной его части, а также в городах Хайфа, Тель-Авив-Яффо и Иерусалим.

Другие группы нееврейского населения

Численность друзов составляла около 130 тысяч человек на 2011 год. Основные поселения находятся в , на хребте и на (около 20 тыс.).

Половозрастная структура

Израильское население считается относительно молодым по сравнению с западными странами.

Возрастная структура

  • 0-14 лет: 28,2 %
  • 15-64 лет: 61,5 %
  • 65 лет и старше: 10,3 %

Соотношение полов

  • при рождении: 1,05 мужчин / женщины
  • до 15 лет: 1,05 мужчин / женщины
  • 15-64 лет: 1,03 мужчин / женщины
  • 65 лет и старше: 0,78 мужчин / женщины

Медианный возраст

  • Всего: 29,5 лет
  • мужчин: 28,4 года
  • женщины: 30,6 лет

Темпы роста населения

  • 1,541 % (2012 г.)

Браки и разводы

В 2010 году заключили браки 47 855 пар, из которых 75 % евреи и 21 % мусульмане. В то же время было 13 042 развода, из которых 80 % евреи и 13 % мусульмане.

  • количество браков: 6,3 на 1000
  • количество разводов: 1,7 на 1000

В 1985-1989 уровень браков составлял 7 на 1000, а разводов 1,2 на 1000.

  • Количество людей старше 75 лет умеренно растёт (4,8 % на 2011 год, по сравнению с 3,8 % в 90-х годах).
  • На каждых 978 мужчин приходится 1000 женщин. До 29 лет количество мужчин превышает количество женщин. С 30 лет наоборот, например, на возраст 75 и выше приходится 683 мужчины на 1000 женщин.
  • Браки в еврейском населении имеют тенденцию откладываться на более поздний возраст, что выражается в большом количестве неженатых мужчин (~64,5 %) и незамужних женщин (~46,1 %) в возрасте 29-25 лет в 2010 году. В 2000 году количество неженатых мужчин (~54,0 %) и незамужних женщин (~38,1 %).
  • В мусульманском населении неженатых мужчин (~44,5 %) и незамужних женщин (~19 %).

Ежегодно около 3000 арабских девочек выходят замуж в возрасте до 18 лет. Из них, более одной тысяче не исполнилось 17 лет. 82% браков до 17 лет в Израиле приходятся на арабский сектор.

Плотность населения

В 2011 году плотность населения составляла 347 чел./км² (не считая территории Иудеи и Самарии), по сравнению с 288 чел./км² в 2000 году.

Самая высокая плотность населения в Тель-Авивском округе (7522 чел./км²). Так же относительно высокая плотность населения в Иерусалимском округе (1484 чел./км²) и Центральном округе (1464 чел./км²). В Северном округе (292 чел./км²), Южном округе (79 чел./км²).

Самая высокая плотность населения в Бней-Браке - 22 145 чел./км².

Среди городов с населением выше 200 тыс. человек, в Тель-Авиве самая высокая плотность - 7 505 чел./км², за ним идёт Иерусалим (6 446 чел./км²).

В прочих городах, высокая плотность населения в Бат-Яме - 15 517 чел./км². Гиватаим - 16 933 чел./км².

В арабских поселениях самая высокая плотность в Jisr az-Zarqa - 8265 чел./км². Назарет - 5188 чел./км². За ним идёт Яфия - 4219 чел./км².

Средняя плотность в Гуш-Дане 2250 чел./км², столичные зоны Хайфы и Беэр-Шевы - 1023 и 63,5 чел./км² соответственно.

Воспроизводство населения

Рождаемость

  • 18,97 рождений / 1,000 (2012 г.)

Смертность

5,5 смертей / 1,000 населения (июль 2012 г.)

Материнская смертность

7 смертей /100 000 живорожденных (2010)

Коэффициент младенческой смертности

  • Всего: 4,07 смертей / 1,000 живорожденных
  • мужчины: 4,25 смертей / 1,000 живорожденных
  • женщины: 3,89 смертей / 1,000 живорожденных (2012 г.)

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

  • общая: 81,07 лет
  • мужчины: 78,88 лет
  • женщины: 83,36 лет (2012 г.)

Коэффициент рождаемости

  • 3,00 новорожденных / женщину (2011 год) / (в 2010 году приходилось 3,03)

В 2011 году на каждую еврейскую женщину приходилось 2,98 ребёнка(в 2010 году приходилось 2,97). Это самый высокий уровень с 1977 года. На каждую христианскую женщину приходилось 2,19 ребёнка.

В мусульманской среде наблюдается падение рождаемости и в 2011 году рождаемость была 3,51 ребёнка, когда как в 2010 году было 3,75 ребёнка. Похожая ситуация просиходит и среди друзких женщин- падение с 2,48 в 2010 году до 2,33 в 2011.

Средний возраст появления первого ребёнка 27,3 года (в еврейской среде - 28,2 , арабской - 23,7, среди которых возраст появления первого ребёнка у мусульманок - 23,4)

В 2011 году в Израиле родилось 166 296 младенцев, в 2010-166,255.

Жизнь в еврейском государстве уникальна во всех отношениях. Во-первых, находясь на его территории, с трепетом осознаешь, что первые поселенцы появились здесь задолго до нашей эры. Во-вторых, имеешь возможность прикоснуться к древнейшим святыням трех мировых религий: ислама, христианства и иудаизма. В-третьих, понимаешь, что в этой стране все делается для того, чтобы ее гражданам жилось лучше и комфортнее. Можно сказать, что Святая земля остается одной из самых развитых держав с высочайшим уровнем правовой и социальной защищенности населения. А вот хорошо ли жить русским в Израиле, мы и постараемся выяснить.

Особенности жизни в Израиле

Своим благосостоянием жители страны обязаны в основном трем принципам, которых придерживаются местные власти:

  • научные разработки и их широкое внедрение во все сферы жизни;
  • привлечение иностранных инвестиций (порядка 10 миллиардов долларов ежегодно);
  • интенсивный труд.
  • Результатом подобной политики стал тот факт, что за 60 лет своего развития государство Израиль заняло передовые позиции в таких областях, как медицина, сельское хозяйство.

    Перечислить все особенности жизни в Израиле для русских довольно сложно. Но первое, что бросается в глаза, это продолжительность жизни: для мужчин она составляет 78,9 лет, а для женщин – 82,4 года. При этом пенсионное пособие получают абсолютно все граждане (мужчины – с 67 лет, а женщины – с 62 лет), независимо от того как долго и плодотворно они работали.

    В целом же здесь всячески поощряют людей к труду. Чем больше и упорнее работает каждый член общества, тем быстрее развивается государство, которое возвращает израильтянам уплаченные ими налоги в виде отличных дорог, бесплатных школ и детских садов, всевозможных пособий и .

    Израиль для русских удивителен еще и тем, что дети здесь являются национальным достоянием. И данное утверждение закреплено на законодательном уровне. Именно поэтому все, в чем нуждается ребенок, начиная от предметов первой необходимости и заканчивая образованием, достается ему здесь бесплатно.

    Рассматривая Израиль глазами русских, нельзя не отметить и отношение в здешнем обществе к женщине. Именно она является носителем идентичности нации. Этим обстоятельством, пожалуй, и можно объяснить тот факт, что евреем по крови здесь считается тот, у кого мать – еврейка. Такое положение женщин сводит все судебные разбирательства по причине ссор в семье к обычной формальности: мужчина, который поднял руку на женщину, очень быстро оказывается за решеткой.

    А еще одна важная черта местного общества – патриотизм. Практически вся молодежь – и девушки, и парни (включая репатриантов) – жаждет отслужить положенные 3 года в армии. Молодые люди считают, что если не они, то кто же еще защитит их дом и родителей.

    Преимущества и недостатки жизни русских мигрантов в Израиле

    Получить ответ на вопрос, почему в Израиле много русских, можно, только внимательно изучив все плюсы и минусы жизни здесь. Сразу же отметим, что русскими здесь называют всех, кто говорит на русском языке, независимо от того, из какой именно бывшей советской республики они прибыли.

    Преимущества эмиграции:

  1. Комфортный климат и экологически чистая среда. Вопреки своим небольшим размерам, данное государство дает возможность выбрать место жительство в любых природных условиях – от пустынного до средиземноморского климата.
  2. Безопасность. В стране крайне низкий уровень преступности.
  3. Демократия и высокая гражданская ответственность каждого жителя страны.
  4. Развитая инфраструктура, которая включает в себя дороги, транспорт, рекреационные зоны. Это говорит о том, что если, скажем, жизнь в для русских несколько дороговата, можно поселиться в пригороде, добираться из которого в столицу придется ровно столько же, сколько и из одного столичного района в другой.
  5. Главенство закона. Большинству русских очень сложно понять, что это необходимо для развития государства и общества, но к этому они очень быстро привыкают.
  6. Русское ТВ в Израиле. Здесь без труда можно найти провайдера, который подключит интересующие каналы. Но не стоит забывать, что в этой стране жители платят налог на телевидение.
  7. Достойный уровень жизни, одна из лучших медицин в мире, социальная защищенность граждан.
  8. Наибольшая в мире концентрация памятников истории и религии.
  9. Большое количество мигрантов, в том числе из стран СНГ, поэтому здесь легко можно найти не только русские рестораны в Иерусалиме или Тель-Авиве, к примеру, но даже магазины и парикмахерские, основанные выходцами из республик бывшего СССР.
  10. Толерантность и миролюбивость местного населения.

Недостатки жизни в Израиле:

  1. Очень сильный ветер, особенно зимой, иногда с песком.
  2. Пребывание государства в состоянии войны, что увеличивает вероятность терактов. Как результат – усиленная проверка при входе в любое общественное заведение.
  3. Необходимость изучать иврит. Без знания официального языка здесь более-менее комфортно только туристам, которые могут отыскать русские магазины в Израиле и обслуживаться в них. Мигрантам будет тяжело не только при устройстве на работу, но даже в повседневной жизни.
  4. Определенно сильное влияние религии на общественную жизнь.
  5. Необходимость усердно трудиться. Именно этому учат местных жителей с самого детства.
  6. Дорогая , что обусловлено малыми земельными ресурсами.
  7. Изолированность государства. Фактически закрыты границы с такими странами, как Египет, Иордания, Сирия, Ливан. Выезд во все другие державы возможен только воздушным путем или по морю.

Отношение к русским в Израиле

Собираясь сменить свое гражданство на израильское, необходимо понимать, что Израиль, как и любая другая страна, может принять, а может и не принять выходцев из других государств. Очень многое в этом вопросе будет зависеть от того, какую именно позицию займет мигрант в процессе интеграции в местное общество.

В целом же отношение к русским в Израиле сложно назвать приветливым. Скорее всего, оно мало чем отличается от того, какое израильтяне выказывают другим иностранцам. Безусловно, не возникает такого явного противостояния, как с арабами, но и большого восторга ожидать не приходится. Скажем так: к русским здесь привыкли.

Дискриминация русских в Израиле практически отсутствует. В немилость может попасть только тот, кто намерен прожить здесь жизнь иждивенца – отказывается работать и вносить свой вклад в развитие государства.

Безусловно, то, как живут в Израиле репатрианты из России, несколько отличается от жизни таких же граждан в других странах. Если удастся доказать свою еврейскую принадлежность, можно воспользоваться всеми благами местного социума:

  • встреча в аэропорту уполномоченным лицом;
  • пособие, на которое вполне можно снимать недорогое жилье;
  • ежемесячная помощь, пока не удастся встать на ноги в новых условиях;
  • возможность бесплатно получить высшее образование и выучить иврит;
  • шанс подтвердить имеющийся диплом и работать по специальности.

Стоит отметить, что основная причина, почему в Израиле любят русских женщин, заключается в том, что они достаточно выносливы в работе и быстро приспосабливаются к новым условиям жизни. Вот почему израильтяне предпочитают нанимать именно русских женщин на должности няни, сиделки, домработницы.

Максимально быстро ассимилироваться с местными жителями можно будет только в том случае, если сразу же прекратите ностальгировать, ходить по русским ночным клубам, проводить время в русских районах, смотреть русские каналы в Израиле и читать русские газеты. Вместо этого следует заняться изучением иврита. Ведь Израиль – это не страна евреев и не страна русских. Израиль – это государство израильтян.

Где проживают русские в Израиле

Прежде чем выяснить, сколько русских в Израиле в 2019 году, необходимо отметить, что примерно четверть населения страны – это мигранты. Кроме того, русскими здесь могут называть даже евреев, которые пользуются данным языком. По этой причине, если вы услышите, что в израильском государстве насчитывается порядка 2 миллионов русских, следует помнить, что речь идет обо всем русскоязычном населении, а не только о тех, кто приехал из РФ.

Что касается этнических русских, то их здесь примерно 200 тысяч жителей. К ним относятся:

  • православные христиане, переехавшие сюда еще до революции, потомки которых уже плохо говорят на русском языке;
  • граждане бывшего СССР, исповедующие иудаизм и живущие по большей части в кибуцах;
  • члены семей репатриантов;
  • мигранты, получившие право на работу;
  • нелегалы.

Чтобы стать законным гражданином Израиля, необходимо иметь для этого основания. Самый весомый аргумент – наличие еврейских корней.

Сказать однозначно, в каком городе Израиля больше всего русских, довольно сложно, как и определить, какой именно населенный пункт лучше выбрать для обустройства. Все зависит от менталитета мигранта, его стремлений и финансовых возможностей. Если основная цель смены места жительства – это полная интеграция в местное общество, тогда выбор города по большому счету особого значения не имеет. В этом случае определяющими будут такие факторы, как стоимость жизни, возможность трудоустройства и развитость инфраструктуры.

Чаще всего русские евреи в Израиле выбирают на карте страны:

  1. Тель-Авив – политический и культурный центр страны. Город разделен на несколько районов с самой разнообразной публикой. Есть обычные спальные районы, элитные, которым отдают предпочтение богатые русские в Израиле, туристические и неблагополучные.
  2. Хайфа – третий по величине город после Иерусалима и Тель-Авива, расположенный в северной части государства. Промышленный центр страны. Жилье здесь относительно недорогое, а выше, чем в других регионах.
  3. Бат Ям – небольшой город, находящийся в нескольких километрах от Тель-Авива. Его население составляет 150 тысяч человек. Именно здесь поселилось большое количество мигрантов из стран постсоветского пространства. Данная местность привлекает невысокими ценами на жилье, а также хорошими возможностями трудоустроиться, что обусловлено близостью к столице.
  4. Раанана, Нетания, Хадера – города, расположенные вдали от боевых действий.

Если русские корни уж слишком дают о себе знать, лучше выбрать те населенные пункты, в которых сформировались русскоговорящие общины, как, например, Российский культурный центр в Тель-Авиве. Его основная задача – популяризация российской культуры, распространение русского языка и поддержка сограждан, которые перебрались в Израиль.

В целом же о существовании русской диаспоры в Израиле говорить очень сложно.

Несмотря на значительное количество здесь россиян, все же большая часть из них является потомственными евреями, старающимися как можно быстрее стать типичными израильтянами.

Оставшегося количества для создания каких-либо социальных институтов явно недостаточно. Одним из самых больших таких объединений можно считать Русское Палестинское Общество в Иерусалиме.

Система образования

Данная сфера израильской жизни в последние годы претерпела некоторые изменения. Еще недавно в одном школьном классе могло обучаться порядка 55 учеников, что не давало детям возможности полноценно развиваться. Сегодня ситуация кардинально изменилась.

В целом система образования делится на 4 этапа:

  • дошкольный;
  • основной;
  • средний;
  • гимназия.

Дошкольный период в жизни ребенка длится всего 1 год. Школьный этап занимает 10 лет, из которых первые 6 классов являются обязательными.

Что касается высшего образования, то оно здесь не зависит от министерства и пользуется абсолютной автономией. Учащиеся сами могут решать, продолжать дальнейшее обучение или нет. А поскольку высшая школа в Израиле – удовольствие платное, все желающие учиться в таком учебном заведении рано начинают работать.

Трудоустройство

Одним из способов получить в Израиле работу можно назвать государственные программы по привлечению иностранной рабочей силы. При этом рассчитаны такие проекты не только на специалистов высшей категории, но и на тех, кто не боится работы и готов заниматься тем, что сами израильтяне делать отказываются, например ухаживать за больными или пожилыми людьми.

В качестве временной работы здесь предлагают сезонные вакансии в сельском хозяйстве или на курортах. Больше всего повезло тем, чья специальность и опыт работы представляют интерес для экономики страны: медикам, инженерам, IT-специалистам. Основным условием въезда в страну на работу является наличие разрешения и контракта с компанией, а у последней – еще и лицензии на прием в штат иностранцев. Найти работу репатриантам помогает специально созданное для этих целей кадровое агентство «Сохнут».

Что касается оплаты труда, то здесь достигает 10 тысяч шекелей в месяц (2 781 доллар США). Меньше всех получают грузчики, водители и разнорабочие на стройке. А вот оплата труда медиков и инженеров начинается от 15 тысяч шекелей в месяц (от 4 172 долларов США).

Подводя итог, можно сказать, что успешная эмиграция в Израиль зависит от множества факторов, главным из которых является готовность влиться в среду с совершенно иными культурными традициями и бытом.

Иммиграция в Израиль: Видео

Население Израиля

Условно все население страны можно разделить на две части - евреев и арабов. Они переселялись в Эрец-Исраэль в разные времена и эпохи, а еврейская иммиграция (в Израиле говорят: алия , что означает "восхождение") продолжается по сей день и, несомненно, будет продолжаться, поскольку большая часть евреев все еще проживает в странах диаспоры (рассеяния).


Во время экскурсий гиды быстро научат вас отличать еврейские поселения от арабских. Независимо от минаретов, национальной одежды и всего такого, их внешний облик и впрямь невозможно перепутать. Хотя бы потому, что у всех арабских домов - плоские крыши, которые часто кажутся не завершенными (традиционно принято оставлять опцию для надстройки следующего этажа). Причем, среди скромных хижин вы увидите немало роскошных особняков, ничем не уступающих виллам в респектабельных еврейских кварталах.




Еврейское население Израиля, составляющее 75,9 процента (десять лет назад эта цифра была выше – 82%), подразделяется на группы по странам исхода. В Земле Обетованной они обрели не только свое государство, но и возродили древний язык – иврит, объединяющий их в единый народ.


Примерно, половину еврейского населения страны составляют ашкеназы – евреи из Восточной, Центральной и большей части Западной Европы, Северной Америки, Южной Африки и Австралии. Их языком был идиш или язык страны проживания. Ашкеназские евреи начали переезжать в Эрец-Исраэль с XVII века во времена Оттоманской империи и селились в четырех святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате. В момент образования Государства Израиль ашкеназы составляли около 85% еврейского населения, но в 50-е годы массовая репатриация евреев из арабских стран значительно снизила этот процент, и только алия 90-х из бывшего СССР привела баланс к сегодняшнему состоянию.


Куда менее многочисленную группу составляют сефарды – евреи из Испании и Португалии (Испания на иврите – Сфарад). Сефарды прибыли в Эрец-Исраэль после изгнания из Испании в XV веке. Язык сефардов – ладино (диалект испанского). К сефардам относят и выходцев из стран Северной Африки: Марокко, Алжира и Туниса, которые говорят на одном из диалектов арабского языка.


Внешний облик темнокожих израильтян часто вызывает недоумение у туристов. Не надо забывать, что полноправными жителями страны могут стать не только евреи по происхождению, но и те, кто исповедует иудаизм. Гиды любят рассказывать о жителях одной русской деревни, давным-давно перебравшихся сюда из средней полосы России и до сих пор сохраняющих свои обычаи и привычный жизненный уклад.


К весьма обширной группе еврейского населения относятся восточные евреи , приехавшие в страну из разных арабских государств. Их предки когда-то были угнаны в вавилонский плен и укоренились в местах своего изгнания. У многих до сих пор сохранился арамейский язык (например, у евреев из Курдистана).


Почти в полном составе в Израиль переехали еврейские общины Йемена и Ирака. Из Ирана, Бухары, горных районов Кавказа и Афганистана приехали персидские евреи. После создания Государства Израиль в страну прибыли почти все курдские евреи, проживавшие в северном Ираке, южных районах Турции и на северо-западе Ирана (территория бывшей Ассирии). Часть евреев переехала из Индии и Эфиопии.




Почти четверть населения Израиля составляют те, кого называют израильскими арабами . На самом деле это ряд общин (и не только арабских), говорящих на арабском языке, с разным образом жизни, традициями и историей. Есть среди них приверженцы христианства, но в подавляющем большинстве они – мусульмане, прибывшие из соседних арабских стран и осевшие здесь в различные исторические эпохи. Мы подробно останавливаемся на этом, чтобы развеять часто бытующие среди туристов представления об израильских арабах, как о неком "местном населении" (вроде американских индейцев), угнетаемом еврейскими поработителями.


Арабы захватили Эрец-Исраэль в первой половине VII века, тогда же начался процесс "исламизации" и "арабизации" местного населения. В средние века за 250 лет правления крестоносцев здесь осело немало европейцев, выходцев из Германии, Австрии, Англии, Франции, Италии: воины, паломники, торговцы, а то и просто бедный люд, искавший за морем лучшей жизни. После падения власти крестоносцев они приняли ислам и стали частью населения страны.


Переселились в Землю Обетованную и воевавшие с крестоносцами мамлюки – египетские наемные воины, в основном, арабского происхождения, вывезенные из Средней Азии и Кавказа. Позднее, когда Эрец-Исраэль был под властью Оттоманской империи, состав переселенцев стал еще более пестрым: боснийцы, албанцы, болгары, сербы, абхазцы, бедуины, курды…


Интенсивное перемещение арабов в Эрец-Исраэль продолжилось в XIX веке с возникновением первых еврейских поселений. Особый размах оно приобрело в период британского мандата, когда иммиграция арабов в страну ничем не была ограничена и порой превышала еврейскую алию.


Израильские арабы – полноправные граждане современного Израиля. Арабский язык является вторым государственным языком страны, избранные арабским населением депутаты представляют его интересы в Кнессете. В стране функционирует мусульманское духовенство и мусульманский суд, под эгидой Министерства религий строятся новые и реставрируются старые мечети. Исламские праздники официально признаны не рабочими днями для мусульман. Израильское радио и телевидение транслирует передачи на арабском языке. Основы ислама преподаются в государственных арабских школах.


Правда, есть одно ограничение: арабы, на всякий случай, освобождены от воинской повинности.




Примерно, 10% арабского мусульманского населения составляют бедуины – кочевые и полукочевые племена, живущие в пустынях Негев, Арава, в Иудейской пустыне и в Галилее. С ними вам непременно предстоит встретиться во время путешествия: кофепитие в бедуинской палатке и катание на верблюдах – распространенные туристские аттракции. На самом деле, сейчас уже не так много бедуинов, предпочитающих жить в палатках из верблюжей шерсти и бесконечно слоняться по пустыне вдали от цивилизации. Часть уже осела в деревнях, наряду с традиционным скотоводством занимается земледелием и ремеслами. Впрочем, разведение верблюдов тоже весьма прибыльное занятие: каждый стоит тысячи долларов, что дает возможность хозяевам приобрести более современные средства передвижения. Часто можно увидеть у бедуинской палатки вполне современный джип, на котором глава семьи только что приехал из города.


Правда, мы наблюдали и другую картину: пустующие поселки, выстроенные специально для бедуинов, но так толком и не заселенные современными кочевниками. Вековую "охоту к перемене мест" не просто преодолеть.


В поселках Нижней и Верхней Галилеи проживают черкесы – мусульмане-сунниты, пришедшие с Кавказа. Они прибыли в Палестину в конце XIX века во времена правления турок. Черкесы считаются умелыми и храбрыми воинами и, вероятно, поэтому право служить в Армии Обороны Израиля им доверено с первых дней существования государства.


Обособленной группой населения являются друзы . Основная их масса проживает в Ливане и Сирии, но часть обосновалась на севере Израиля, в горах Галилеи, в горном массиве Кармель и на Голанских высотах. Их тайная религия возникла в начале XI века в Египте и привела к отделению друзов от ислама. За это друзы постоянно подвергались гонениям, что и вынудило их селиться в труднодоступных горных районах.


О религии друзов до сих пор известно немного. Они верят в единого бога и считают, что он последовательно воплощается в семи праведниках: Адаме, Ное, Аврааме, Моисее, Иисусе, Мухаммеде и Мухаммад ибн Исмаиле. Последний был фатимидским халифом, жившим в начале XI века. Каждый из семи праведников дополняет учение, которое открыли людям его предшественники. Друзы верят в переселение душ. Полигамия у них запрещена. Браки возможны лишь внутри религиозной группы, членом которой можно только родиться.




В одной из "северных" экскурсий посещение друзской деревни входит в программу. Гиды подробно расскажут вам о нравах и традициях этого необычного народа, пригласят в дом, где гостеприимные хозяева устраивают мини-шоу для туристов, демонстрируют им старинные методы выпечки лепешек и другие любопытные вещи. Говорят друзы по-арабски и на иврите. Надежные воины, они несут обязательную воинскую повинность.


Среди израильтян, исповедающих христианство (а таковых чуть более двух процентов населения), арабы составляют абсолютное большинство. Говорят они по-арабски, а по обычаям и внешнему виду тоже почти не отличаются от арабов-мусульман. При посещении Назарета во время экскурсии по христианской Галилее вы окажетесь в чисто арабском городе (евреи проживают в другой его части, именуемой Нацерет-Иллит) и сами убедитесь в этом.


Христиане Израиля принадлежат к четырем основным церквам: католической, православной, монофиситской и протестантской. Самая большая из них - католическая церковь, к которой относится целый ряд восточных церквей, признающих главенство Папы.


Вторая по величине - православная церковь, внутри которой выделяется греческая, возглавляемая Патриархом. К православной церкви относится также основанная в 1874-м году русская духовная миссия Московской патриархии во главе с Архимандритом.


Монофиситская церковь насчитывает всего несколько тысяч прихожан. Она представлена в Израиле армянской апостольской церковью. К ней относятся также копты, сирийцы-яковиты и эфиопы.


Меньше всего среди израильских христиан приверженцев протестантской церкви, но они тоже присутствуют.


К христианской религии государство относится с не меньшим почтением, чем к исламу. Израиль признает автономию во внутренних делах христианских общин, которая распространяется на управление святыми местами, находящимися в их владении, на школьное образование для христианских детей, на судопроизводство. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны не рабочими для христиан Израиля.


Разумеется, в Израиле немало людей, не относящихся ни к одной из религиозных конфессий, что весьма характерно, например, для репатриантов из бывшего Союза, воспитанных в рамках коммунистической идеологии. А из наших соотечественников в Израиле состоит едва ли ни шестая часть населения.


Первые несколько лет новых репатриантов называют олим ходашим . Для них существует различные льготы, которые помогают (правда, с каждым годом все в меньшей степени) выдержать самый сложный период привыкания к новым жизненным обстоятельствам. Но главная задача каждого олима – освоить иврит, без уверенных знаний которого, практически, невозможно построить новую жизнь.


Прожив в стране лет 12-15, граждане Израиля переходят в категорию ватиким . Обычно к этому времени они уже твердо стоят на ногах, получают местное образование, приличную работу, обзаводятся основными элементами житейского благополучия (квартира, машина и пр.). Единственное, что им не доступно по определению – это стать сабром . Так называют лишь уроженцев страны, не знавших других Отечеств.

С прошлого Дня Независимости население Израиля выросло на 162 тысячи человек – на 2%. Родилось 176 тысяч младенцев и умерло 44 тысячи человек. За год в страну репатриировалось 32 тысячи обладающих правом на репатриацию.

Темпы прироста еврейского населения страны по-прежнему отстают от аналогичных показателей среди арабского населения. В минувшем году эти показатели со-ставили соответственно 1,8% и 2,2%.

Мужчин и женщин в стране, примерно, поровну, разница составляет десятые доли процента. Средняя продолжительность жизни за последние годы заметно не изме-нилась. У мужчин она составляет 79,9 лет, у женщин - 83,6 года. За последние 35 лет средняя продолжительность жизни выросла на 8,7 лет, что свидетельствует, в том числе, и о высоком уровне израильского здравоохранения.

В настоящее время около 75% жителей Израиля являются местными уроженцами, в то время как в 1948 году этот показатель составлял 35%.

Около 1.500.000 израильтян говорят по-русски и приехали из стран бывшего СССР.

Если в 1948 году в стране был только один город (Тель-Авив) с населением свыше 100 тысяч человек, то сегодня таких 14, а шесть городов – Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа, Ришон-ле-Цион, Петах-Тиква, Ашдод – насчитывают более 200 тысяч жителей.

16,5% граждан Израиля проживают в Тель-Авиве и еще 24% - в центральных округах. На севере проживают 16,5% граждан, на юге – 14%. В Иерусалиме и Хайфе (с пригородами) проживают по 12% населения, а в Иудее и Самарии – около 4%.

Население Израиля – относительно молодо: жители до 14 лет составляют 28,2%, а свыше 65 лет – 10,4%. Людей в возрасте свыше 75 лет – 4,8%.

ЦСБ уточняет, что всего 9% населения Израиля считают себя ортодоксами, 10% - религиозными, 23% - соблюдающими традиции и 43% - светскими людьми.

По размеру занимаемой площади Израиль стоит на сто сорок восьмой строчке среди других стран, однако это не мешает ему быть одним из наиболее развитых в мире. Экономическая модель современного еврейского государства создавалась с оглядкой на США и Западную Европу, но с учетом местных сложностей и вызовов.

Палестина под Британским мандатом

Первые сионисты, главной задачей которых было создание суверенного еврейского государства в Палестине, появились в конце девятнадцатого века, а уже в начале двадцатого века, когда выпал случай, сторонники сионизма перешли в активное наступление.

Первая возможность взяться за создание Израиля появилась во время Первой мировой войны, когда в нее вступила Британия. Сионисты создали "Еврейский легион", который воевал на стороне британцев против Османской империи, под властью которой палестинская земля находилась более четырех веков.

После поражения Блистательной Порты в войне Палестина перешла под управление Британской империи, однако правительство не спешило с передачей арабских земель евреям, просчитывая все возможные варианты.

Между тем количество прибывающих в Палестину евреев из Европы увеличилось, и это, в свою очередь, вызвало рост протестных настроений среди арабского населения, особенно молодого. Начались бунты.

Создание государства

Правление британских властей в подмандатной территории продолжалось почти тридцать лет и под конец этого правления в Палестине обострились все возможные противоречия. А в 1947 году, не имея возможности их разрешить, англичане отказались от своего мандата.

Таким образом, были созданы все условия для того, чтобы давняя мечта еврейского народа о собственном безопасном доме наконец осуществилась, и спустя год, в августе 1948 года, была принята декларация независимости Еврейского государства. Но площадь Израиля на тот момент еще не была определена.

Сразу за провозглашением суверенитета Израиля последовало обострение давнего арабо-израильского конфликта. Исследователи сходятся во мнении, что вооруженные столкновения, начавшиеся в 1947 году, плавно перетекли в войну, завершенную лишь в 1949 году. В еврейской историографии эти события трактуются как Израильская война за независимость.

События, развернувшиеся в эти два года, арабы называют "Катастрофой", так как более шестисот тысяч арабов стали беженцами. В то же время в результате волны безудержного насилия, прокатившейся по соседним арабским странам, почти восемьсот тысяч евреев вынуждены были бежать во вновь созданное государство.

Череда войн как процесс становления нового государства

К сожалению, этот конфликт стал далеко не последним в истории государства Израиль. Здесь стоит сказать, что главная цель многочисленных последовавших конфликтов состояла в уменьшении площади Израиля и численности населения нового государства. Эти же мотивы станут двигателем современного палестино-израильского конфликта.

Однако, несмотря на довольно агрессивные попытки арабских соседей уничтожить Израильскую республику, площадь Израиля лишь увеличивалась, хотя многие государства и не поддерживают эту экспансию.

Большинство современных исследователей склонны разделять конфликт Израиля с соседями на два этапа. К первому относят, как правило, все конфликты, начиная с войны за независимость до подписания соглашений в Осло в 1993-м, когда была создана Национальная Палестинская Автономия, которая должна была со временем превратиться в суверенное государство.

Таким образом, были удовлетворены далеко не все требования Организации Освобождения Палестины, долгое время боровшейся за уничтожение Израиля, площадь и территория которого, по мнению ее бойцов, принадлежат арабам. Разбираемся дальше.

Площадь и население Израиля

Экспансионистское поведение Израиля связано с очевидным недостатком земельных и водных ресурсов в этом регионе, а также непрекращающимся давлением со стороны многих исламских государств.

На 2017 год площадь Израиля в кв. км равна 22 миллионам. Это очень скромный показатель, который вкупе с агрессивным поведением соседей делает повседневную жизнь гражданского населения не самой простой.

Однако еврейское государство хотя и создавалось с нуля, но за спиной у первых поселенцев были опыт и знания, которые пригодились им в ведении сельского хозяйства на новой земле.

Незаконные поселения

Однако считать, что военная сила является единственным средством продвижения израильских интересов, было бы неправильно. Другим наиболее важным средством давления на Палестинскую автономию и одновременно самым спорным методом увеличения площади Израиля остается строительство поселений на оккупированных территориях.

Многочисленные поселения и новые жилые кварталы начали строиться под предлогом обеспечения граждан Израиля жильем. Однако международные эксперты настаивают на том, что единственной причиной является желание правительства захватывать все новые земли и создавать невыносимые условия жизни для палестинцев.

Демография государства

Площадь Израиля и численность населения страны неуклонно росли с момента провозглашения независимости.

Из восьми миллионов трехсот тысяч человек, проживающих на данный момент в государстве, евреи составляют абсолютное большинство, достигающее 74%. Второй по величине группой являются арабы.

Несмотря на то что большинство арабов, проживающих сегодня в Израиле, имеют гражданство республики, добиться этого права им удалось далеко не сразу после объявления независимости еврейским государством. Первые арабские жители, оказавшиеся на оккупированной территории, или выселялись, или бежали, или оставались на своих землях, не приобретая при этом прав гражданина.

Связано такое печальное положение с тем, что в Декларации Независимости Израиля прямо говорится о том, что государство создается для еврейского народа.

География и экология

Площадь современного государства Израиль составляет 22 млн кв. км, и значительная часть территории страны лежит ниже уровня моря, в засушливом климате, лишенном значительных регулярных осадков.

В таких условиях сельское хозяйство становится рискованным, урожай непредсказуемым, а издержки значительными. Но, несмотря на все сложности, израильтянам удалось создать одну из самых развитых пищевых индустрий. Разумеется, в этом деле технологии имеют решающее значение.

Именно благодаря тому, какое значение правительство уделяет технологическому развитию, удалось значительно увеличить сельскохозяйственные площади Израиля, а также повысить эффективность обработки земель.

Водные ресурсы Израиля

Регион, в котором находится Израиль, известен своим чрезмерно жарким климатом, значительным количеством солнечной радиации и несущественными осадками. Такое положение дел существенно осложняет не только занятия сельским хозяйством, но и снабжение крупных городов достаточным количеством воды.

Крупнейшим пресным водоемом страны является озеро Кинерет, упоминания о котором встречаются как в Библии, так и в значительно более ранних текстах. Первые люди поселились на его берегах еще в раннем бронзовом веке.

Так как большую часть площади Израиля составляют пустыни и полупустыни, то озеро Кинерет представляет особую ценность с хозяйственной точки зрения. Оно активно эксплуатируется. В озере ловят рыбу в промышленных масштабах, берут воду для сельского хозяйства и бытового использования.

Такая активная эксплуатация не может не сказываться на состоянии озера, и уровень воды в нем стал заметно понижаться в последнее время.

(ЦСБИ).

По данным ЦСБИ, опубликованным 30 декабря 2016 года , общая численность населения Израиля (не включая иностранных рабочих и нелегальных иммигрантов) составляет 8 млн 628 тыс. человек. Из них:

Сообщается также, что население Израиля увеличилось на 167 тысяч человек, что составляет 2 % ; темпы прироста населения страны в последнее десятилетие практически не изменились. В 2016 году в Израиле родились 181 тысяча детей, умерли 43 тысячи человек. Таким образом, 83 % прироста населения объясняются превышением рождаемости над смертностью, ещё 17 % - превышением количества новых репатриантов и реэмигрантов над эмигрантами .

По религиозным конфессиям население Израиля распределяется следующим образом: иудеи - 6 млн 446 тыс. (в эту категорию автоматически записываются все евреи), 1 млн 524 тыс. - мусульмане, 168 тыс. - христиане и 139 тыс. - друзы .

Среди еврейского населения страны 75 % составляют рождённые в Израиле (цабарим , сабры), из них примерно половина являются первым поколением родившихся в Израиле. Более четверти еврейского населения - репатрианты (олим ). Из проживающих в Израиле евреев 44 % считают себя светскими, 36 % - соблюдают традиции, 20 % - религиозные (в том числе 9 % ультраортодоксов - «харедим »). Помимо постоянного населения в стране проживают около 183 тыс. иностранцев.

С 2000 по 2016 год доля еврейского населения уменьшилась на 3,1 %, а мусульман - увеличилась на 2,2 %. Доля остальных увеличилась на 0,9 % .

Согласно статистическим данным , первая перепись населения в Израиле в ноябре 1948 года зарегистрировала следующие показатели:

Центральное статистическое бюро Израиля выделяет следующие группы населения :

Еврейское население страны не является единым в культурном отношении вследствие того, что более четверти евреев являются репатриантами в первом поколении. В Израиле принято разделять население на уроженцев страны (цабарим , сабры) и репатриантов (олим ), а также выделять среди уроженцев страны выходцев из различных общин. Наиболее крупными являются общины выходцев из СССР, Марокко, Румынии и Польши. На 2016 год среди евреев, проживающих в Израиле, 75 % (4 млн 935 тыс.) родились в Израиле, из них 2 млн 929 тыс. представляли второе или более поколение в Израиле, и 25 % (1 млн 511 тыс.) были репатриантами .

В 2009 году впервые за 2000 лет численность еврейского населения Израиля превысила численность евреев в диаспоре .

Евреи из СССР играли важную роль в сионистском движении и в создании Израиля , а после 1970 года приняли значительное участие в развитии науки и хозяйства Израиля. Сегодня русскоязычные евреи составляют 20 % еврейского населения Израиля и 15 % всего населения страны.

Доля репатриантов из бывшего СССР, поселившихся в Израиле после 1990 года, в некоторых городах (например, Ашкелон и Бат-Ям) составляет более четверти населения , а в Сдероте почти половину населения города.

Израильские демографы выделяют также такое понятие как «расширенное еврейское население». В это понятие для других стран входят все члены семей, в которых хотя бы одно лицо входит в «ядро» еврейского населения . Для Израиля в «расширенное еврейское население» входит всё еврейское население страны и лица, которые получили гражданство согласно «Закону о возвращении » . По переписи населения 2008 года, «расширенное еврейское население» составляло около 80 % населения страны , включая, кроме собственно евреев, также людей других этнических корней (главным образом, это русские , украинцы и выходцы из других республик бывшего СССР), состоящие в браке с евреями, а также дети и внуки от таких браков, не всегда являющиеся евреями согласно иудейскому каноническому праву Галахе .

Арабы-христиане проживают в основном на севере страны, а также в городах Хайфа , Иерусалим и Яффа . Основные поселения друзов Израиля находятся в Галилее и на хребте Кармель ; на аннексированных Израилем Голанских Высотах проживает около 20 тыс. друзов.

Среди арабского населения иногда выделяют в качестве субэтнической группы бедуинов , большинство из которых проживают в Негеве и некоторое количество в Галилее - 270 тысяч на 2008 год .

К арабскому населению в Израиле причисляют также израильских черкесов и ливанцев. Черкесы проживают в двух деревнях на севере страны (Кфар-Кама и Рехания) - около 3 тысяч человек , они являются потомками мухаджиров после Кавказской войны , и сохраняют в быту один из западных диалектов адыгского языка . Ливанцы - около 2600 человек бывших бойцов Армии Южного Ливана и населения, бежавшего вместе с ними после выхода Израиля из Ливана в 2000 году.

Армяне-христиане, проживающие в армянском квартале Старого города Иерусалима и в старинном городе Яффе , в соседстве с арабами-христианами и арабами-мусульманами.

С основания государства Израиль в страну приехало 3,2 млн человек. С 2002 года, после спада волны репатриантов из бывшего СССР, уровень репатриации напоминает уровень 80-х годов - от 9 до 20 тыс. в год.

В 2016 году в Израиль репатриировалось 25 997 человека, что составляет около 3 человек на тысячу населения. 57 % прибыли из стран бывшего СССР - в основном из России и Украины, 17 % прибыли из Франции и 11 % прибыли из США. Наибольшее число новоприбывших поселилось в Иерусалиме. Медианный возраст репатрианта - 32,7 лет, доля людей, учившихся свыше 12 лет, среди тех, кто старше 25 лет - 79 %. Кроме репатриантов, в 2016 году в страну въехало 4200 реэмигрантов .

На 2016 год в Израиле по примерным оценкам находились около 169 тысяч иностранных рабочих , в том числе 95 тысяч въехавших по рабочей визе, и около 45 тысяч нелегальные мигрантов (в основном из Эритреи - 71 % и Судана - 20 %). За год в страну въехало 53 тысячи человек с рабочей визой, 46 тысяч выехало. Поток нелегальных мигрантов из Африки почти полностью прекратился, за год в страну попало 18 нелегальных мигрантов, около 3 тысяч покинуло Израиль. В 2016 году было подано около 15 тысяч просьб о получении статуса беженца , что вдвое больше, чем в предыдущем году и в впятеро больше, чем за год до того; в основном - от граждан Украины, Эритреи и Грузии :

Прибывшие в 2016 году рабочие иммигранты (53 тысяч человек) распределяются по странам следующим образом: из стран бывшего СССР (Украина , Молдавия , Узбекистан) - 27 %, Таиланд - 16 % , Филиппины - 13 % , Индия - 11 % , Шри-Ланка - 5 %, Китай - 5 %, Турция - 4 %, Непал - 2 %, Румыния - 2 %.

В 2016 году по округам Израиля население распределялось следующим образом :

Около 399 тыс. граждан Израиля проживают в израильских поселениях в Иудее и Самарии , таких как города Ариэль , Бейтар-Илит , Маале-Адумим , Модиин-Илит и более мелкие населённые пункты. Некоторые еврейские поселения, такие как Хеврон и Гуш-Эцион , существовали ещё до образования государства и были заново заселены евреями после Шестидневной войны (1967) . 7800 человек проживали в секторе Газа до их принудительного выселения в 2005 году .

Кроме того, на 2016 год 22 тыс. израильтян жили на Голанских высотах ; 201 тыс. человек жило в Восточном Иерусалиме . Общая численность израильтян, живущих вне признанных границ Израиля превышает 510 тыс. человек [ ] .

По данным на 2016 год, в Израиле имелось 15 городов с населением более 100 000 человек. 2 723 тысяч (31,5 % населения) израильтян жили в восьми крупнейших городах с населением свыше 200 000 человек (Иерусалим , Тель-Авив , Хайфа , Ришон ле-Цион , в Иудее и Самарии) - 391 чел./км²; плотность населения в 2000 году составляла 288 чел./км².

На 2015 год, самая высокая плотность населения в Тель-Авивском округе (7957 чел./км²). Так же относительно высокая плотность в Иерусалимском округе (1620 чел./км²) и Центральном округе (1600 чел./км²). Самая низкая плотность населения - в пустынном Южном округе - 85 чел./км². Среди городов с населением свыше 100 тыс. человек самая высокая плотность населения в Бней-Браке - 24 870 чел./км². Плотность населения в Тель-Авиве - 8358 чел./км², в Иерусалиме - 6887 чел./км².

На конец 2016 года население Израиля составляло 8 миллионов 628 тысяч жителей .

По прогнозу Центрального статистического бюро Израиля от 2016 года, население страны к 2020 году составит 9,467 миллионов человек, к 2025 - 10,477 миллионов человек и к 2035 году - 12,783 миллионов человек

Количество людей старше 75 лет растёт и составляло 4,87 % на 2016 год, по сравнению с 3,84 % в 1990-м году .

На каждых 984 мужчин приходится 1000 женщин. Количество мужчин превышает количество женщин для всех возрастных групп менее 35 лет; в возрастной группе 35-44 приходится 956 мужчин на 1000 женщин, на возраст 75 и выше приходится 704 мужчины на 1000 женщин .

Количество браков и разводов на 1000 человек составляло (на 2012 год): 6,4 и 1,7, соответственно. В 1990 году уровень браков составлял 7 на 1000, а разводов 1,2 на 1000. Количество браков в Израиле снижается с 1990-х для арабов-мусульман и с 1970-х для всех остальных групп населения, количество разводов увеличивается с начала 1970-х. Браки имеют тенденцию откладываться на более поздний возраст, за последние 20 лет возраст первого брака увеличился на 1,2-3,2 лет для разных групп населения; средний возраст первого брака для мужчин - 31,5, для женщин - 28,5. К 45 годам 146 мужчин и 135 женщин из тысячи остаются холостяками (среди евреев) .

Ежегодно около 3000 арабских девочек выходят замуж в возрасте до 18 лет. Из них, более одной тысяче не исполнилось 17 лет. 82 % браков до 17 лет в Израиле приходятся на арабский сектор .

В 2016 году в Израиле родилось 181 405 младенцев и умерло 44 185 человек. Рождаемость составляла 21,2 рождений на 1000 человек, смертность - 5,2 смертей на 1000; соответствующие цифры на 1995-1999 - 21,4 и 6,2.

В 2017 году лишь 5,3% еврейских женщин рожали ребёнка без указания имени отца.

Младенческая смертность по состоянию на 2015 год - 3,1 смертей на 1000 живорожденных (по сравнению с 6,3 в период 1995-1999). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляла 80,1 лет для мужчин и 84,1 лет для женщины . По продолжительности жизни Израиль занимает 12-е место в мире, по уровню детской смертности - одно из последних. Материнская смертность составляла 5 смертей на 100 000 живорожденных (по состоянию на 2015 год)



Включайся в дискуссию
Читайте также
Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке: описание, история и расписание богослужений
Храм архангела Гавриила, Башня Меньшикова: описание, история, архитектор и интересные факты
Храм Христа Спасителя: история возведения