Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Брошенная церковь с манекенами прихожан нидерланды. Как превратить заброшенную церковь в детский сад или пивоварню. Брошенная церковь с манекенами прихожан, Нидерланды

Есть что-то пугающе красивое в руинах этих старых заброшенных церквей, которые в свое время были покинуты по самым разным причинам. Какие-то из них играли важную историческую роль во времена войн и гражданских беспорядков, другие же стали «жертвами» быстро меняющегося современного мира. Все эти церкви давно заброшены и пришли в упадок – однако даже в таком состоянии остаются изумительно красивыми.

1. Геамана, Румыния

Румынская деревня Геамана была полностью уничтожена – затоплена стоками местного открытого медного рудника. Сегодня руины деревенской церкви возвышаются над гладью ядовитой красной воды.

2. Ярополец, Россия

Церковь Казанской Богородицы, ныне заброшенная, некогда была единственной двухкупольной церковью в России. Выстроил ее в своей усадьбе генерал-фельдмаршал Захар Чернышёв, генерал-губернатор Москвы.

3. Кан, Франция

Красивейшие руины старинной церкви Святого Этьена до сих пор можно найти в Кане, во Франции. И церковь, и большая часть города были разрушены во время боев в Нормандии в ходе Второй мировой войны.

4. Рим, Италия

Руины церкви Святого Бонавентуры находятся там, где некогда стояла деревушка Монтерано. Деревню вместе с жителями сожгли солдаты французской армии во время жестокого внезапного нападения в конце XVIII столетия.

5. Детройт, Мичиган

Некогда Детройт был десятым по величине городом Соединенных Штатов, однако из-за нехватки рабочих мест и высочайшего уровня безработицы в Детройте начался экономический кризис, в 2013 году закончившийся банкротством города. Сегодня многие здания Детройта стоят заброшенными.

6. Остров Росс, Индия

Остров Росс, входящий в состав Андаманских островов, во времена Второй мировой войны был оккупирован Великобританией и использовался как местный центр власти. В 1941 году землетрясение на острове разрушило практически все постройки, из-за чего в итоге Росс был заброшен. Сегодня в разросшихся джунглях можно обнаружить лишь руины, напоминающие о некогда роскошных зданиях острова.

7. Коимбра, Португалия

Португальский монастырь Санта-Клара-а-Велья был построен в XIV столетии на берегу реки Мондегу, в городе Коимбра. Из-за постоянных наводнений в XVII веке сооружение было заброшено. Не так давно монастырь был полностью реконструирован и теперь открыт для туристов, способных оценить его былую красоту.

8. Боди, Калифорния

Боди – один из тех многочисленных городков, где некогда зародилась «Золотая лихорадка». Расположенный в Калифорнии, в горах Сьерра-Невада, Боди процветал только благодаря тому, что поблизости в 1876 году было обнаружено золото. Однако, как и в случае со всеми остальными городками эпохи «Золотой лихорадки», как только закончилось золото, закончилось и процветание Боди. Упадок города начался на заре XX столетия, а сегодня Боди – это один из многочисленных городов-призраков, и лишь многочисленные заброшенные здания (в том числе и деревянная церковь) напоминают о его былом великолепии.

Недостроенная церковь, как напоминание о том, что так и не было претворено в жизнь, находится в городке Сент-Джордж на северо-восточной оконечности Бермуд. Строительство началось в 1874 году, после того, как старинная церковь, стоявшая на этом месте, была разрушена штормом. Однако вскоре строительство было прекращено из-за решения все-таки реконструировать старую церковь вместо того, чтобы строить новую. А в 1926 году еще один шторм уничтожил большую часть того, чтоб успели построить. Сегодня эти руины – часть территории, объявленной объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

10. Дамфрис, Шотландия

Живописные руины соборной церкви находятся в окрестностях Дамфриса. Построенная в далеком 1160 году, церковь в начале XVIII века была заброшена, но сегодня останки строения охраняются как объект исторического наследия и открыты для посещения туристами.

11. Гэри, Индиана

Некогда процветающая столица сталелитейного штата Индиана и, заодно, родина Майкла Джексона, город Гэри пережил тяжелейший экономический кризис. Всего лишь за несколько лет население города сократилось более чем на 25%, и, по статистике на 2013 год, треть всех домов заброшены, равно как и многие общественные здания – в том числе методистская церковь.

12. Ани, Турция

Давным-давно город Ани был столицей средневекового Армянского (Анийского) царства, располагавшегося на территории современных Армении и Восточной Турции. В период с 961 по 1045 годы столица играла важнейшую роль в экономике государства, располагаясь на перекрестке множества торговых путей, а здания и сооружения, которые возводились в Ани, строились по самым передовым на тот момент технологиям во всем мире. На рубеже XVI и XVII веков Ани был окончательно заброшен, однако руины некогда великолепного «Города 1001 церкви» по-прежнему сохранились.

Амерсфорт, что в центральной части Нидерландов, в 55 километрах к юго-востоку от Амстердама, – типичный голландский городок с аккуратными домиками, опрятными улицами и интенсивным автомобильным и велосипедным движением. Церковь во имя святого Корнилия сотника находится на широкой зеленой улице, совсем недалеко от вокзала. Здание церкви, арендуемое общиной у старокатоликов, окружено роскошными особняками, которые в большинстве своем используются под офисы.

Приход в Амерсфорте был образован в 1983 году священником Стефаном Баккером, который настоятельствует в церкви и по сей день. За это время общине пришлось одиннадцать раз менять место проведения богослужений.

– Это убийственно для прихода, – сказал мне отец Стефан. – Именно поэтому в наших планах – строительство в Амерсфорте православного храма.

Справка . Протопресвитер Стефан Баккер родился в нерелигиозной семье, но родители отдали его учиться в протестантскую школу. Православие принял в 17 лет. В 1969 году рукоположен в диакона, в 1975 году – в священника. Служил в Синт-Хуберте, Девентере и Амстердаме. Затем по благословению архиепископа Гаагского и Нидерландского Иакова (Аккердейка) организовал приход в Амерсфорте. В 1987 году отец Стефан покинул Московский Патриархат и перешел в юрисдикцию Константинополя.

– Первый раз я посетил православное богослужение в Гронингене, – рассказывает отец Стефан. – Мне не очень понравилось: кресты, кадило, люди в облачениях – слишком по-католически. Но все-таки было что-то и другое. Мне пришлась по душе сама атмосфера, особенно когда прихожане собирались вместе после службы. Люди были очень открыты. Я задавал вопросы и, что меня поразило, получал на них исчерпывающие ответы. Потом мне предложили петь в хоре. В общем, им удалось меня заинтересовать.

Почему же перешедший в Православие голландец решил принять священный сан?

– Меня об этом попросили, – просто ответил отец Стефан. – Прихожане из Амстердама хотели, чтобы я стал их священником.

В беседе со мной батюшка много говорил о голландском Православии, о том, что православная вера должна быть открыта для коренных жителей Нидерландов.

– В последние десять лет мы замечаем не очень хорошую тенденцию, – говорит он. – Мы видим, что национальные группы основывают «национальные» церкви. Появляется сербский «островок», румынский «островок», болгарский «островок», причем все они углублены в самих себя. Мы теряем существенную часть Православия, мы делаем шаг назад!

Многонациональный приход в Амерсфорте открыт для всех: новый «островок» настоятелю не нужен.Богослужения совершаются на голландском, хотя отдельные ектении отец Стефан произносит на других языках (чаще всего – на церковнославянском и арабском). Воскресные литургии посещает, как правило, 40–50 человек. Языковая особенность прихода – это не только признание того факта, что он находится в центре Голландии, но и выражение его миссионерской направленности.

– Да, я занимаюсь миссионерством, потому что Христос призывает нас благовествовать, – подчеркнул отец Стефан. – Как я это делаю? Прежде всего, вы сможете научить людей только личным примером. Поэтому мы с женой очень искренни в своей жизни. Мы учим наших прихожан быть примером в семье, на работе. Это занимает много времени, требует повторения. Но если вы хотите созидать Церковь – не здание, а тело Христово, – у вас должно быть искреннее христианство. Во-вторых, я устанавливаю контакты с протестантскими колледжами и университетами, приезжаю к ним беседовать о Православии. В-третьих, мы принимаем активное участие в религиозной жизни Амерсфорта. Мы участвуем в экуменической деятельности, являясь соучредителями регионального Совета Церквей.

– Вы полагаете, что таким образом можно донести информацию о Православии до представителей других конфессий? – интересуюсь я.

– Вполне возможно и это, но наша первостепенная задача иная. Прежде всего, мы должны следить за тем, чтобы от имени Церкви не провозглашались различные ереси. Если секта или другая Церковь делает какое-то заявление, мы следим за тем, чтобы они не говорили от имени всего христианства… Кроме того, у нас есть обширный опыт работы с исламом. Мы знаем о нем больше, чем университетские профессора. Мы многое можем объяснить, открыв людям глаза.

– Говоря об исламе, вы имеете в виду негативный опыт?

– Да, такое тоже есть. Одна из составляющих нашего миссионерства – сайт в интернете, через который все желающие могут задавать вопросы. Мусульмане тоже задают вопросы, мы на них отвечаем. Результаты заметны… Так, одно из зданий, которое мы арендовали ранее, было изрисовано животными экскрементами. Во второе стреляли… Если вы изучите ислам, вы не сможете не признать, что мусульмане – наши враги. Но Христос заповедует нам любить врагов! Как это делать? В этом вот проблема. Ибо надо любить не в теории, а на практике. Христианство – это не теория! Мусульмане приходят к нам, и мы их крестим. Мусульмане прилетают к нам из Египта, потому что тамошние христиане боятся их крестить. Совсем недавно мы крестили троих мусульман. Из Амерсфорта.

– Но ведь это может породить проблемы для них самих, осложнить их отношения с родственниками, – напираю я на столь любимую на Западе «политкорректность».

– Да, я знаю. Можно говорить даже об убийствах. Но все-таки мусульмане приходят и просят о крещении. Вы не убоитесь, если вы знаете, кто Он и что Он предлагает.

« Да, батюшка, наверное, прав», – размышляю я. И откровенен: мало кто из духовенства способен заявить, что мусульмане – это враги. Мы чаще слышим, особенно на Западе, умиротворенные рассуждения об «общности корней» и «взаимном уважении». Но взаимное уважение не должно доводить до предания основ своей веры. Понятно, что столь принципиальный взгляд на ислам вызывает жесткую реакцию со стороны отдельных его представителей. Наверное, так же реагируют на ортодоксальное христианство представители «либеральной Голландии» – феминистки, сексуальные меньшинства. Я задаю вопрос отцу Стефану. И получаю обескураживающий ответ: «У нас есть очень хороший гомосексуалист. Он поет в хоре». При этих словах батюшка сильно закашлял. Случайно?

– Церковь не против гомосексуалистов. Мы не знаем, почему они так созданы. Бог против практики.

– Но этот человек не практикует?

– Спросите его самого.

– А вы сами никогда не спрашивали?

– То, что мне известно, я знаю из исповеди.

– Да, этот человек православный, – еще раз подтвердил отец Стефан. – Он хороший, активный прихожанин. И вы найдете таких людей в приходах в Девентере, Гронингене. У нас есть покаяние, и мы должны учить людей, как себя вести. Это долгий процесс. Если вы вышвырните гомосексуалиста вон, вы сделаете большую ошибку… Вы спрашивали о феминистках. У нас есть очень активные православные феминистки. Да и вообще, нам следует серьезно задуматься о роли женщин в Церкви. Полагаю, что должна быть создана комиссия из опытных епископов, которой следует принять определенное решение. Я не знаю, в каком направлении пойдет их работа, но уверен в том, что им необходимо ответить на многие вопросы. Мы – живая Церковь, а не музей.

Я застываю в раздумье. Что это: искреннее стремление к христианской миссии, как ее понимает отец Стефан, или неискоренимое влияние голландского либерализма? Когда, уже в конце встречи, батюшка поведал мне, что он дважды обращался к Константинопольскому Патриарху Варфоломею с просьбой рассмотреть вопрос «о возвращении» (именно так!) к женатому епископату, я подумал, что батюшка, пожалуй, либерал, причем сознательный. И напоминает советских обновленцев.

– Христианство в Европе не умирает, – убежден отец Стефан. – Настало время для нас стать святыми и жить жизнью святых. Вы увидите, что люди будут обращаться к вере; пусть медленно, но будут. Заповедь «Не убий» – это не приказ, это предсказание: «Придет время, и вы не будете больше убивать». В Западной Европе уже третье поколение не знает, что такое война. А ведь незадолго до этого мы убивали друг друга каждые десять лет. Да, мы экспортируем войны, но все-таки ситуация улучшается.

«Ну вот! И чем же это лучше?» – подумалось мне. Раньше убивали друг друга, а сейчас «помогают» убивать другим. Какая-то путаница выходит.

– И вообще, подобно тому, как я надеюсь, что все мусульмане станут умеренными (чем больше, тем лучше!), я надеюсь и молюсь о том, чтобы христиане стали фанатиками. Фанатиками в любви. Как-то я крестил взрослого человека и сказал ему: «Джон, я надеюсь, что это пустое место на стене предназначено для иконы. Твоей иконы». Мы призваны к святости. Именно ради этого я работаю и живу!

Я покинул отца Стефана со смешанными чувствами. Меня подкупала искренность его миссионерского рвения и желания гореть в добром «фанатизме» христианской любви, но на душе «скреблись кошки»: «православный» феминизм, женатый епископат… « Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные», – писал апостол Павел. Но где кончается разномыслие и начинается ересь?

Впрочем, я был благодарен отцу Стефану за то, что он прямо и откровенно говорил то, что думал, не лицемеря и не изворачиваясь.

Астен: островок спокойствия на голландской земле

Сегодня Нидерланды озаряет благословение трех православных монастырей. Самый старый из них – в Гааге, был основан в 1954 году. В монастыре подвизаются три монахини. Во втором, в провинции Фрисландия (к слову, ее жители говорят на особом, фризском языке), пока есть только настоятель – иеромонах Евсевий. Монастырь в Астене самый крупный: здесь живет семь сестер под чутким попечением коренной голландки игуменьи Марии.

Хотя в Нидерландах прекрасно работает общественный транспорт, добраться до монастыря непросто: даже в такой маленькой стране есть свои «заброшенные» уголки. Из Эйндховена я доехал на поезде до станции Дюрн, а оттуда меня забрала монастырская машина. Около получаса мы петляли по деревенским дорогам (правда, отличного качества) и наконец прибыли к красивой, утопающей в зелени усадьбе. Монастырская гостиница оказалась аккуратным, чисто прибранным домиком – конечно, со всеми удобствами, в том числе с горячей водой. На трапезе паломников и гостей усаживали вместе с монахинями: никакого разделения, еда у всех одинаковая. Постная, но вкусная, с обилием овощей и фруктов. В гостинице к услугам паломников небольшая кухня – с самоваром, чаем, кофе, вареньем и сладостями: с голоду точно не пропадешь.

Но на утренней службе, начинающейся здесь в 5 часов, было тяжеловато. Служили сами монахини, без священника (мирским чином), и почти вся служба велась на голландском языке. Мое сознание, уже привыкшее к богослужениям на английском, греческом и отчасти французском, почти не воспринимало звучание богослужебных текстов по-голландски. Я запутался в ходе службы, потерял ее нить, меня стало клонить ко сну. Хотя все было чинно и благоговейно, но без реалистичного понимания того, что читается и поется, я чувствовал явный дискомфорт.

– Да, основной язык богослужений – голландский, – подтвердила в разговоре со мной игуменья Мария. – Мы ведь в Голландии. Иногда мы используем английский, если та или иная часть службы не переведена на нидерландский. На английский переведено практически все. Литургия служится три раза в неделю отцом Матфеем (Арнольдом), окормляющим наш монастырь.

Справка . Игуменья Мария родилась в Гааге в 1944 году. В 18 лет приняла крещение в Православной Церкви. В 21 год поступила в Гаагский монастырь, где провела семь лет. Затем матушка жила в монастырях в Сербии (два года) и Греции (одиннадцать лет). В 1986 году вернулась в Нидерланды. В 1988 году благотворители приобрели для матушки фермерскую усадьбу в Астене, куда она смогла переехать в январе 1989 года. Именно этот год считается официальной датой основания монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

– Хотя я росла в неверующей семье, интерес к религии у меня появился еще в детские годы, отчасти потому, что я училась в протестантской школе, – рассказывает игуменья Мария. – Я молила Бога о том, чтобы Он показал мне истинный путь. Ведь священник любой конфессии – католической, протестантской, православной – будет утверждать, что именно его вера самая лучшая. Поэтому я молилась о том, чтобы Господь подал мне особый знак. Бог указал мне на Православную Церковь. Уже в 15 лет я знала, что приму Православие, как только это будет возможно. Но крестилась я в 18: в этом возрасте вы достаточно самостоятельны, чтобы делать личный религиозный выбор. А это тем более важно, когда родители против.

– Уже с 16–17 лет я размышляла о монашестве, – продолжает матушка. – Но в монастырь пришла в 21 год: в этом возрасте вы вольны распоряжаться своей жизнью. Мне не хотелось обижать родителей. Не могу сказать, что они одобряли мой выбор, хотя, как люди свободомыслящие, вполне соглашались с тем, что каждый вправе выбирать то, что ему хочется.

Матушка поселилась в монастыре в Гааге. Тогда это была единственная православная обитель во всей Голландии. Но, прожив в Гааге несколько лет, молодая послушница осознала, что оставаться там до конца жизни – не ее призвание. Свою роль сыграло и то, что монастырь, расположенный в центре города, был совмещен с приходом, а насельницы трудились на светских работах.

– Для меня это было не совсем приемлемо, – говорит игуменья. – Все-таки я считала, что монахине лучше не выходить в мир. Раньше я часто посещала Леснинский монастырь во Франции и замечала немалую разницу между ним и Гаагским монастырем. Мне хотелось изучить монашескую традицию в православной стране. Россия тогда была закрыта. Мне удалось, хотя и с большим трудом, попасть в Сербию.

Через пару лет, в 1975 году, матушка переехала в Грецию, где решила остаться навсегда. Но ее судьба сложилась по-другому. Исполнились пророческие слова святого Иустина (Поповича), возвестившего ей в Сербии о грядущем возвращении в родные края. Знакомые из Голландии стали убеждать монахиню приехать обратно, чтобы основать новую православную обитель. После долгих размышлений, получив благословение духовника, игуменьи и епископа, матушка Мария вернулась в Нидерланды. «Поезжайте к себе на родину и основывайте там монастырь», –напутствовали ее в Греции.

– Вначале я жила в этом большом доме в Астене одна, – рассказывает матушка. – Каждые две недели сюда приезжал священник служить литургию. Потом стали приезжать гости. Наконец с 1993 года монастырь начал пополняться послушницами и монахинями самых разных национальностей. Сейчас в монастыре восемь насельниц: три голландки, а также гречанка, американка, шведка, киприотка-испанка и киприотка-англичанка.

То, что в монастыре живут три коренные голландки (включая саму настоятельницу) – это по-своему примечательно. И даже чудесно. Ведь принятие монашества – это нонсенс для подавляющего большинства голландцев. Характерно, что во многих католических монастырях уже лет двадцать нет новых послушников. Обители умирают одна за другой.

– В Нидерландах монашеская жизнь воспринимается как явление далекого прошлого, – с горечью сказала матушка.

Сейчас Астенский монастырь живет довольно спокойной и размеренной жизнью. Монахини работают на огороде, следят за птицей, шьют одежду. Для того чтобы получать хотя бы небольшой доход (нужно платить за воду, отопление и электричество), сестры делают свечи (около 20 тысяч штук в год), пишут иконы, подготавливают к печати книги. Конечно, в обитель поступают и добровольные пожертвования.

– В общем, мы справляемся. Хотя в Голландии все очень дорого, – заметила матушка.

Пять лет назад в монастырь вихрем ворвалось событие, немного нарушившее его размеренную жизнь. Имя игуменьи Марии было тогда на устах многих, и даже далеких от Церкви людей. «Монахиня в тюрьме!» – спешили разнести «горячую» новость газеты. Что же произошло? Страну захлестнул птичий грипп; десятки тысяч кур, используемых для промышленного откорма, были уничтожены. Правительственные инспекторы забирали птицу из частных владений. Добрались они и до Астена. Приехав в обитель, чиновники потребовали, чтобы на следующее утро вся «живность» была помещена в специальные клетки. Для вывоза и уничтожения.

Но игуменья была твердо убеждена, что эпидемия (к тому времени почти прекратившаяся) обошла монастырь стороной. Куры, по наблюдениям сестер, оставались здоровыми, не проявляя ни малейших признаков болезни. Да и пострадавшие районы находились от обители довольно далеко. Поэтому на требования чиновников матушка Мария ответила отказом. Кур спрятали. Инспекторы уехали ни с чем, а игуменью препроводили в тюрьму, где ей учинили продолжительный допрос. И хотя с тех пор прошло много лет, я не преминул коснуться этой темы в разговоре с матушкой.

– Главное в этой истории – это не столько куры (мы все-таки не едим мяса), сколько этические моменты, – заметила игуменья Мария. – К сожалению, деньги в этой стране стали важнее нравственности. Да, мы можем сказать: «Хорошо, пусть они убивают животных», но ведь то же самое может произойти с людьми! Давайте отнимем жизнь у больного ребенка: он так дорого обходится обществу! Вот в чем опасность.

Впрочем, в Голландии, подумалось мне, уже отнимают жизнь у больных людей – под благовидным предлогом прекращения их страданий. Эвтаназию никто запрещать не собирается, о возвращении к более консервативному (и христиански ориентированному) законодательству речи нет. Не пойдет ли государство и далее, пытаясь навязать Церкви свое понимание морали? Я поинтересовался мнением игуменьи на сей счет.

– В принципе, такая опасность существует. И для того чтобы государство не могло навязать свою волю Церкви, должно быть четкое разделение. Сейчас в Голландии Церковь полностью отделена от государства. Лично меня такая ситуация устраивает, – заметила матушка.

Действительно, в голландских условиях «спайка» Церкви с государством могла бы причинить Церкви заметный ущерб. К счастью, этого нет. Правительство не дает православным ни цента, но зато и не требует благословения однополых «браков». По крайней мере, пока.

Побеседовав с матушкой и осмотрев обитель, я успел немного поговорить с гостившим здесь архимандритом Мелетием (Веббером) – коренным британцем, принявшим Православие более 35 лет назад. Отец Мелетий, приехавший в Голландию в 2005 году (для работы над новыми книгами), служил в амстердамском приходе. Свободно владея голландским языком, британец органично вписался в жизнь голландского Православия. Но, увы, только на короткий срок. Недавно батюшка был назначен настоятелем монастыря святого Иоанна Шанхайского в Калифорнии (США).

На следующий день игуменья Мария, виртуозно и даже мастерски управляя автомобилем (впрочем, для Запада это обыденность), отвезла меня на станцию Веерт. Я вновь возвращался к шуму и суете голландской жизни.

– Приезжайте к нам, – сказала она на прощанье. – Будете в тишине и спокойствии работать над вашими материалами.

Поблагодарив матушку за гостеприимство, я отправился в дальнейший путь.

Скорый поезд помчал меня на юг. Я снова ехал в провинциальный Маастрихт, так красиво расположившийся на берегах величественной реки Маас у бельгийской границы. «Ах, как этому городу не хватает созидательности, душевности и открытости отцов Сергия и Григория, молитвенности игуменьи Марии да и, пожалуй, миссионерского духа отца Стефана», – подумалось мне, когда я вновь ступил на маастрихтскую землю.

Все когда-то оживлённые, а позже покинутые места по-своему пленительны и одновременно заставляют трепетать сердца от необъяснимого страха. Эти снимки позволят вам убедиться в правильности сочетания слов «призрачная красота».

Предлагаем вам совершить онлайн-прогулку по местам, от которых кровь стынет в жилах и жуть пробирает.

Дом на острове в Финляндии

Одинокое здание с зияющими окнами в окружении деревьев композиционно пленяет взор, но хочется ли войти внутрь? Эта избушка одним своим видом наводит невыразимую тоску и вызывает желание быстрее вернуться в цивилизацию.

Заброшенная церковь… и прихожане. Нидерланды

В этом покинутом по неизвестным причинам, совершенно жутком голландском храме с отсыревшими стенами время остановилось, и немногочисленные посетители больше никогда не встанут со своих мест.

Методистская церковь, Гэри, штат Индиана, США

Городская методистская церковь, расположенная в Гэри, штат Индиана, является одним из самых известных и популярных мест Среднего Запада для съёмки инди-фильмов, видеороликов и фотосессий разного рода. И это, в общем, неплохо для здания, покинутого в 1975 году и медленно разрушающегося.

Заброшенный дом на озере Оберзее, Германия

Озеро Оберзее c прозрачнейшей водой изумрудного цвета находится в Германии, на востоке Баварии, в Альпах. Эта одинокая док-станция вызывает много вопросов и грусти.

Ветка железной дороги, Тайвань

Рассыпающаяся железная дорога проходит через облачный лес на горе Тай Пинг Шань, популярном районе пустыни на севере Тайваня. Вид то ли сказочный, то для фильмов ужасов.

Испытательная станция морского оружия, Махачкала

Сооружение было построено в 1939 году на траверсе Каспийска почти в 3 км от берега. В нём разместили один из цехов завода «Дагдизель». Но эксплуатировалось здание недолго – до 1966 года, и с тех пор оно неумолимо разрушается ветрами, солнцем и морскими прибоями.

Затопленная церковь на озере Решен, Италия

Решен – водохранилище искусственного происхождения. Когда оно разлилось, то затопило храм XIV века. С тех пор одинокую башенку беспокоят только редкие птицы.

Дом на дереве в викторианском стиле, Флорида, США

Домик викторианской эпохи на развесистом дереве во Флориде когда-то был частью большого жилого комплекса. Но пришло время, и домишко стал ветшать, а ремонтировать его не сочли нужным.

Заброшенный театр

Заброшенный театр Орфеум в Нью-Бедфорд штата Массачусетс в США является архитектурным сокровищем и слепком культурной жизни давно ушедших 1920-х годов.

«Волшебный автобус» на Аляске

Этот автобус под номером 142, оставленный строителями железной дороги в снегах Аляски, на 4 месяца продлил жизнь бунтаря против цивилизации потребления Кристофера Маккэндлесса (его история описана в фильме «В дикой природе»). Именно тут он умер от голода, доев последние зёрнышки риса.

Коридор заброшенного здания

Когда-то помпезное здание с роскошным коридором ныне вселяет страх и ужас. Загадочное сооружение – своеобразная «Голубая миля» фотографа Маттиаса Хакера, охотника за такими вот артефактами.

Шпреепарк, Берлин, Германия

Это был единственный парк развлечений в Восточном Берлине в 60-х годах прошлого века. Но когда Берлинская стена пала, появились новые парки, а Шпреепарк в 2001 году был заброшен.

Голубая спиральная лестница в европейском замке

Былое величие некогда роскошного европейского замка и полёт фантазии построившего его средневекового архитектора сегодня представляют собой только слабый отблеск – пыль времён, растрескавшиеся стены да вот эта печальная голубая лестница, ведущая в никуда.

Остров Повелья, Италия

Император Наполеон приказал отвозить на этот островок заболевших чумой, чтобы здоровые не заражались. Позже остров стал служить для изоляции душевнобольных.

Заброшенная пристань

Таких покинутых людьми причалов можно встретить на водных артериях планеты очень много. Причины? А разве это важно?

Заброшенная военная верфь Вальехо, Калифорния, США

Эта судоверфь в годы обеих мировых войн эксплуатировалась в качестве порта для субмарин. Однако в 1990-х её забросили, а позже затопили.

Заброшенный аттракцион, Чернобыль, Украина

Население из заражённой радиацией чернобыльской зоны было эвакуировано в 1986 году после техногенной катастрофы на атомной электростанции. Согласитесь, этот остов детского развлекательного аттракциона с машинками производит удручающее впечатление.

Птит Сантюр, заброшенная железная дорога в Париже

Железнодорожная ветка была проложена в XIX веке для военных задач. Она называлась Петит Сантюр (Малый пояс). В 1930-х годах потребность в этой инфраструктуре отпала, хотя застройка города продолжалась и вдоль дороги выросли дома.

Заросший травой дворец, Польша

В 1910 году этот величественный дворец был построен как резиденция для польских правителей. При коммунистическом режиме дворец превратился в сельхозшколу, а потом приют для умственно отсталых детей и взрослых. После распада СССР бывший дворец был покинут.

Плавучий лес, Сидней, Австралия

Судно было спущено на воду в Британии в 1911 году. Во время Второй мировой войны Австралия использовала его для транспортировки припасов американским войскам, находившимся в Тихоокеанском регионе. Затем корабль много трудился на других поприщах, пока не был списан и не отдал швартовые в заливе у Сиднея.

Эти жуткие снимки заброшенных мест на нашей планете дают представить как будет выглядеть этот мир, если люд

50 cамых захватывающих заброшенных мест в мире

 08:24 16 октября 2016

Эти жуткие снимки заброшенных мест на нашей планете дают представить как будет выглядеть этот мир, если люди покинут его.

Дерево растет в заброшенном фортепиано

Нажимайте на картинки, чтобы увеличить изображение.

Дома НЛО в Саньчжи, Тайвань

Также известные как дома-тарелочки в Саньчжи — футуристический комплекс из 60 домов в форме НЛО из прочного стекловолокна в округе Саньчжи, Синьбэй, Тайвань. Нереализованный проект групп компаний под патронажем государства комплекса ультрасовременных домов для столичных богачей.

Заросший дворец, Польша

В 1910 году этот дворец был построен в качестве дома для польской знати. При коммунистическом режиме дворец стал сельскохозяйственным техникумом, а затем психбольницей. После 90-х годов здание пустует.

Горки парка развлечений Jet Star, штат Нью-Джерси, США

Эти горки остались в Атлантическом океане после шторма Сэнди в 2013 году. Они так и ржавели шесть месяцев, пока не были демонтированы.

Заброшенный дом в лесу

Церковь в Сен-Этьен, Франция

Брошенная церковь с манекенами прихожан, Нидерланды

Завод кукол, Испания

Дерево, проросшее сквозь велосипед

Затонувшие корабли на песчаной отмели, Бермудский треугольник

Плавающий лес, Сидней, Австралия

Кинотеатр в Детройте, штат Мичиган, США

По мере деградации Детройта, многие из его исторических зданий были заброшены.

Верфь в Вальехо, Калифорния, США

Mare Island Naval Shipyard выступал в качестве порта для подлодок во время обоих мировых войн. В 1990-х годах здание было оставлено и затоплено.

Дом между двух деревьев, Флорида, США

Титаник

«Титаник» отправился в первый и последний рейс в апреле 1912 года. 73 лет спустя самый большой корабль в начале 20 века был найден на дне Атлантического океана.

Круговая железная дорога, Париж, Франция

Железная дорога Petite Ceinture была построена 1852 году и проходила между основными вокзалами Парижа в пределах крепостных стен города. Во время своего функционирования она соединяла пять городских магистралей. С 1934 года железная дорога, а также некоторые ее станции частично заброшены.

Шпреепарк, Берлин, Германия

В 1969 году на берегу Шпрее на юго-востоке города построили парк развлечений с аттракционами, кафешками и зелеными лужайками. После объединения двух Берлинов парк потерял свою актуальность и из-за недостаточного финансирования закрылся.

Библиотека, Россия

Дом на строве, Финляндия

Бирюзовый канал, Венеция, Италия

Как и в любой другом городе, в Венеции есть заброшенные места. Но там они выглядят еще более живописно.

Лестница в никуда, Pismo Beach, Калифорния, США

Парк Нара Dreamland, Япония

Нара Dreamland был построен в 1961 году как японский ответ на Диснейленд и даже включал свою версию Замка Спящей красавицы. Закрыт в 2006 году из-за низкого числа посетителей.

Заброшенная шахтерская дорога, Тайвань

Заброшенный причал

Следы голых ног в заброшенном ядерном реакторе

Закрытый аквапарк

Эллинг, озеро Obersee, Германия

Заброшенное административное здание в Италии

Методистская церковь в штате Индиана, США

Город Гэри, штат Индиана, был основан в 1905 во время сталилитейного бума в США. В 1950-е, более 200 000 человек жили и работали в этом городе. После падения спорса на сталь почти половина города опустела.

Церковь в снегу, Канада

Синяя винтовая лестница в европейском замке

Советская морская испытательная станция в Махачкале, Россия

Колокольня церкви в замерзшем озере, Reschen, Италия

Озеро Reschen — это водохранилище, в котором были затоплены несколько деревень и церковь 14-го века.

Электростанция Glenwood, Нью-Йорк, США

Эта электростанция, построенная в 1906 году, уже давно устарела. После закрытия в 1968 году используется как локация для съемок триллеров и фильмов про зомби.

Затопленный торговый центр

Вокзал в Канфранке, Испания

Канфранк — это небольшой город, расположенный недалеко от границы с Францией. В 1928 году здесь открылась крупнейшая и красивейшая на тот момент железнодорожная станция в мире, которую называли «сверкающий драгоценный камень модерна».

В 1970 году был разрушен железнодорожный мост на дороге в Канфранк и станция была закрыта. Мост не был восстановлен, и бывшая «жемчужина модерна» начала приходить в упадок.

Заброшенный театр

Автокладбище, Арденны, Бельгия

Многие американские солдаты на Западном фронте во время Второй мировой войны приобрели автомобили для личного пользования. Когда война закончилась, оказалось что отправить их домой стоит очень дорого и многие машины остались тут.

Аттракцион в Чернобыле, Украина

Заброшенная больница. Чернобыль, Украина

Город Припять опустел после катастрофы в 1986 году на близлежайшей Чернобыльской АЭС. С тех пор он пуст и еще будет пуст тысячи лет.

Станция метро City Hall, Нью-Йорк, США

Станция City Hall Station была открыта в 1904 году и закрыта в 1945 году. Только 600 человек в день пользовались ее, когда она функционировала.

Заброшенный дом в штате Вирджиния, США

Остров Poveglia , Италия

Poveglia — это остров в Венецианской лагуне, который во времена Наполеона Бонапарта стал изолятором для жертв чумы, а позже приютом для душевнобольных.

Парк «Путешествие Гулливера», Кавагуши, Япония

Парк открылся в 1997 году. Просуществовал только 10 лет и был брошен из-за финансовых проблем

Маяк на скале Анива, Сахалин, Россия

Маяк Анива был установлен в 1939 году еще японцами (тогда эта часть Сахалина принадлежала им) на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводными каменистыми банками. Высота башни составляет 31 метр, высота света - 40 метров над уровнем моря.

Замок Эйлен-Донан, Шотландия

Замок, расположенный на скалистом острове, лежащем во фьорде Лох-Дуйх в Шотландии. Один из самых романтичных замков Шотландии, он славится своим вересковым мёдом и интересной историей. В замке проходили съемки фильмов: «Призрак едет на Запад» (1935), «Хозяин Баллантрэ» (1953), «Горец» (1986), «Мио, мой Мио» (1987), «И целого мира мало» (1999), Друг невесты (2008).

Заброшенная мельница, провинция Онтарио, Канада

Подводный город Шичэн, Китай

Под толщей воды Озера тысячи островов в Китае скрыт подводный город Шичэн (Shicheng City). Архитектура города осталось практически нетронутой, за что археологи прозвали его «капсулой времени». Шичэн или, как его еще называют «Город Льва», был основан более 1339 лет назад. При строительстве ГЭС в 1959 году город было решено затопить.

Морские форты Манселла, Великобритания

На мелководье Северного моря у побережья Великобритании над водой стоят заброшенные морские форты системы противовоздушной обороны. Основными их задачами были защита крупных промышленных центров Англии от атак с воздуха с самого уязвимого направления — с моря — со стороны устьев рек Темзы и Мерси и защита подходов с моря к Лондону и Ливерпулю соответственно.

Христос из бездны, Сан Фруттозо, Италия

Статуя Иисуса Христа, находящейся на дне моря, в бухте Сан-Фруттуозо, неподалеку от Генуи. Статуя высотой около 2,5 метров была установлена 22 августа 1954 года на 17-метровой глубине. Кроме того, в разных частях света находится несколько аналогичных статуй (как копий первоначальной, так и вариаций на её тему), также носящих имя «Христос из Бездны».

Гостиница Рюгён, Пхеньян, Северная Корея

Сейчас это крупнейшее и высочайшее строение в Пхеньяне и КНДР в целом. Предполагалось, что отель откроют в июне 1989 года, однако строительные проблемы и нехватка материалов задержали открытие. Японская пресса оценила сумму, потраченную на строительство в 750 миллионов долларов — 2 % северокорейского ВВП. В 1992 году из-за недостатка финансирования и общего экономического кризиса в стране строительство было остановлено.

Основная часть башни была построена, однако окна, коммуникации и оборудование установлены не были. Верхушка здания выполнена некачественно и может отвалиться. Нынешнюю конструкцию здания эксплуатировать нельзя. Северокорейское правительство пытается привлечь 300 миллионов долларов иностранных инвестиций для разработки и постройки гостиницы новой конструкции, а пока оно убрало долгострой с карт и почтовых марок.

Смотрите также 24 печально-умиротворенных заброшенных места.

Вконтакте

В последнее десятилетие в Европе и США всё большую популярность завоёвывает адаптивная архитектура, благодаря которой старые здания получают новую жизнь. Архитекторы, инженеры и дизайнеры исследуют окружающую среду, изучают энергоэффективность зданий и интерактивные системы. Одним из направлений этого течения стала адаптация заброшенных церквей и храмов. The Village узнал, как превратить здание, где прежде проводилось богослужение, в детский сад, библиотеку или площадку для концертов.

Зволле, Нидерланды

Доминиканская церковь в голландском городе Зволле, также известная как Церковь Братьев (Broerenkerk), пустовала больше трёх десятков лет - c 1982 года. В 2007 году здание приобрела компания Waanders и решила организовать внутри большой книжный магазин и кафе, сохранив при этом оригинальную архитектуру готической церкви. Проектом занимались архитекторы из Утрехта BK Architecten , а норвежский мастер Kjell Nupen восстановил разбитые витражи. Общая структура и интерьер памятника остались нетронутыми. Цветовую гамму интерьера определил сдержанный стиль церкви, а действующий орган остался доминантой всего внутреннего пространства. По обеим сторонам нефа расположили книжные галереи, а пустое пространство исключили из торговой зоны, чтобы проводить там концерты и благотворительные мероприятия.











Мы хотели, чтобы реконструированное помещение выглядело скромно и подчёркивало наше уважение к церковной архитектуре. Поэтому этажи книжной галереи разделены на крылья, открывая обзору вертикаль колонн. Конструкции галерей никак не связаны с инженерией церкви, так что при случае они могут быть бесследно удалены, не повреждая стены здания.

Мюнстер, Германия

Здание модернистской церкви Святого Себастьяна 1962 года в Мюнстере было визуальным центром в застройке целого района. Муниципалы провели секуляризацию земель и передали памятник в собственность детского сада. В 2013 году архитектурная группа Bolles+Wilson полностью переделала старинное здание. Внутреннее пространство церкви разделили на два уровня для детей разных возрастных групп, крышу покрыли полупрозрачными модулями, обеспечив естественное освещение и улучшив вентиляцию. На пол постелили специальное покрытие, которое обычно используют на спортивных площадках. К зданию церкви сделали пристройку с офисами, кухней, технической комнатой и помещением для родителей, где они могут ожидать своего ребёнка и наблюдать за тем, как он играет, из обзорной комнаты.







Буффало, США



Чтобы сохранить здание церкви Святого Винсента, построенное ещё в 1926 году, власти города передали его Канизийскому колледжу в Буффало, которому нужен был культурный центр. Главным архитектурным решением в этом проекте стали звукоотражающие пластины, установленные под куполом. Благодаря им в здании можно проводить концерты. Авторам проекта реконструкции церкви было присуждено семь премий в сфере архитектуры и дизайна, в том числе и National AIA Honor Award for Interior Architecture.

Кёльн, Германия











Древняя романская церковь Святой Колумбы была почти полностью разрушена во время Второй мировой войны. Руины стали памятным местом для Кёльна, в 1950-м там возвели часовню и разбили мемориальный сквер. В начале 1990-х территория церкви была передана музею Кёльнской епархии для размещения части экспозиции.

Швейцарец Петер Цумтор в 1997 году занялся проектом реконструкции церкви. Ему предстояло восстановить старые постройки и возвести несколько новых - для большого выставочного пространства. Архитектор выбрал серый кирпич, чтобы объединить разрозненные фрагменты здания. Их вручную изготовил датский мастер Петерсон Тегл - он обжёг готовые кирпичи вместе с древесным углём, чтобы придать им тёплый оттенок. Цумтор также усложнил кирпичную кладку, оставив отверстия в фасаде, что позволило впустить внутрь рассеянный свет. Сам музей теперь состоит из 16 отдельных выставочных помещений и секретного сада, расположенного посередине здания.

Питтсбург, США

Баптистская церковь и женский монастырь Святого Джона в районе Лоренсвилль города Питтсбурга были построены в начале XX века. С 1950-х годов экономическая ситуация в городе резко изменилась: закрылись несколько крупных фабрик, что повлекло за собой большой отток населения. В 1993 году епархия решила закрыть церковь и монастырь, так как ни финансово, ни социально их больше невозможно было поддерживать. Старинные здания купил девелопер Шон Кейси за 191 200 долларов. Это был первый случай в истории Америки, когда епархия продавала религиозное учреждение за деньги.

Питтсбургский градоохранный центр присвоил комплексу Святого Джона статус исторического памятника, поэтому здание нельзя было сносить. В 2006 году Шон Кейси открыл в бывшей церкви пивоварню и ресторан. Юридически владелец здания был в полном праве это сделать, так как оставил интерьеры церкви нетронутыми. Но епархия отреагировала на это решение крайне агрессивно, обвинив Кейси в десакрализации. Епархия и муниципальный градоохранный центр заключили соглашение: впредь каждое проданное епархией здание будет включаться в Национальный регистр исторических памятников, а любой проект редевелопмента должен быть согласован с бывшими служителями церкви.






Адаптация церкви в Лоренсвилле до сих пор остаётся одной из самых спорных. Защитники проекта утверждают, что открытие пивоварни Brew Works улучшило экономическое состояние района. Было создано 85 новых рабочих мест, на прилегающих территориях резко выросли цены на недвижимость, а близлежащие жилые комплексы моментально скупили инвесторы из Нью-Йорка.

КСЕНИЯ МАЛИЧ

искусствовед, сотрудник Государственного Эрмитажа

В Европе примеры адаптации церковных зданий для новых функций относятся к памятникам, возведённым в эпоху послевоенной реконструкции. Вплоть до конца 1960-х годов религиозные общины выступали в роли активного заказчика, особенно в тех странах, где сильным было влияние протестантских конфессий. В Нидерландах, например, за пару декад было возведено около 1 500 церквей и часовен. Но уже в начале 1970-х количество верующих и прихожан стало сокращаться. Колонии получали независимость, менялся национальный состав общества. Сотни зданий, многие из которых имеют охранный статус как памятники модернизма, оказались в запустении. Практика показывает, что протестанты охотно идут на компромисс: церкви реконструируются для нужд местных социальных служб, школьных центров. Есть даже довольно бестактные примеры превращения соборов в жилые кондоминиумы. Для католического прихода передать светской организации здание, в котором совершалось таинство, конечно, практически невыносимая мера.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Спуск с горы на веревке. Горная подготовка. Спуск по веревке. Как дюльфернуть на всю длину веревки
Спортивное рыболовство. О спортивной рыбалке. Отличия спортивной и любительской рыбалки
Самые дорогие гостиничные номера в мире Самый дорогой номер в гостинице